Изучение древних языков. Как люди раньше изучали иностранные языки: римляне — арамейский в I веке н.э., испанцы — арабский в Средние века?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Живее всех живых: 8 полезных ссылок для изучения древнегреческого и латыни. Изучение древних языков


Проще не бывает. Об изучении древних языков (и не только).

maks_korol для alex-pro-1   В последнее время я достаточно активно изучаю несколько языков одновременно. Естественно, это нелегко. Поэтому в свое время я занялся поиском различных методик, которые помогут мне в изучении языков и облегчат задачу в их усвоении. Во время длительного поиска я заметил, что многие преподаватели хвалят именно свою методику и считают ее лучше всех остальных. Такой себе маркетинговый ход для приобретения учеников. Как сейчас помню одного известного лингвиста, который говорил, что когда он летит в самолете, то за 2-хчасовой перелет выучивает от 150 до 200 слов. И далее говорит, что овладеть его методикой можно только после того, как желающие заплатят за его курс определенную сумму денег.

Сейчас речь не идет о том, лучше заниматься изучением языка с репетитором или без него (конечно с репетитором лучше). Я хочу предложить вам принципы, которые, на мой взгляд, помогут вам в изучении иностранных языков. На данный момент я не являюсь лингвистом. Я обычный студент семинарии, который изучает древние и современные языки. И данный постинг написан для того, чтобы помочь моим братьям и сестрам в изучении языков.

Прежде всего христианам нужно понимать, что древнееврейский, арамейский и древнегреческий языки - это не божественные языки (хотя не все так считают). Пишу об этом, потому что заметил, что некоторые христиане при изучении языков Писания свято верят в то, что так как на этих языках написано Священное Писание, то и Бог даст особую сверхъестественную помощь в их освоении, днями и ночами молятся о помощи (это несомненно важно), но почему-то правила грамматики не учат (а вот в этом корень всех зол в профессиональном языкознании).К сожалению, на практике все происходит иначе. Правила грамматики часто снятся студенту во сне, но их усвоение приходит только посредством кропотливой работы над учебником и текстом. Семинаристу нужно тратить для изучения древних языков порой больше времени, чем на изучение современного языка (например, ангельского английского).

Неизменные качества, которыми должен обладать каждый человек, когда изучает языки:

Волевые качестваМотивируйте себя. Смотрите в будущее. Живите не столько настоящим, сколько будущим. Поймите, зачем вам нужно знание языков. Когда я изучаю языки, то вдохновляюсь тем, какую пользу это принесет в будущем для меня и церкви Христовой. Более того, начальные знания полезны и в настоящем. Например, когда я готовлюсь к проповеди, то использую свои знания оригинальных языков. Совет братьям: независимо от того, на каком вы находитесь этапе изучения древних языков, при подготовки проповеди, группы по изучению Библии старайтесь использовать даже самые минимальные знания оригинальных языков Писания.Также читайте биографии христианских экзегетов, смотрите на их опыт изучения Библии на языках оригинала. Вдохновляйтесь их примером. Подражайте им в ревности.

ПостоянствоПочему большинство людей учат языки на протяжении всей жизни, но так никогда и не заговорят на нем и не получат удовольствие от изучения Библии на языках оригинала? Одна из причин такой неудачи заключается в отсутствии постоянства. Томас Шрейнер в свое время говорил, что если христианин будет уделять 5 минут в день на протяжении 5 дней недели для изучения языка, то в будущем это даст немалые результаты. Это минимум. Но речь идет здесь не столько о 5 минутах в день, сколько о том, что изучение должно проходить регулярно. Не ленитесь. Лень это не только двигатель прогресса (как некоторые могут заметить), но и грех, который Бог осуждает.

Те принципы, которые я описал ниже, не будут иметь никакого смысла, если вы не будет обладать волевыми качествами и постоянством в изучении языков.

8 принципов для изучения языков

1. ЧитайтеВозьмите учебник по грамматике, изучите правила для правильного чтения и начинайте читать текст. Не нужно ждать того момента, когда вы будете понимать, о чем читаете. До этого еще очень долго. Но на данный момент ваш языковой аппарат и ум должен привыкать к иностранному языку. Таким образом вы запоминаете словесные конструкции. Произносите слова отчетливо, не спешите. Вспомните, что дети вначале начинают читать по слогам. Почему, зная это, мы думаем, что вначале сразу должны читать целые предложения без запинки? Вспоминаю, когда я начинал изучать древнегреческий язык. Вначале я произносил буквы, потом слоги, а потом уже читал слова и предложения. Это было медленно. Очень медленно. Но спустя некоторое время я уже читаю текст без запинки.Кроме того, вначале изучения не нужно читать текст про себя - читайте вслух. Таким образом вы воспринимаете новый язык и слухом и речью. При чтении важно не гнаться за моментальным результатом, например, понимать прочитанное. Понимание приходит со временем, с накоплением словарного запаса. Но пока просто читайте. Много читайте.Помогает при чтении англо-русская Библия: лист поделен на две колонки - с одной стороны английский текст, с другой - русский. Я вначале читаю на английском, а потом на русском и посредством многоразового прочтения запоминаю многие слова. Это дает двойной результат: изучение английского и запонимание библейских текстов. Тем более это облегчает задачу в сравнении с тем, если бы вы брали книгу на иностранном языке и читали ее с словарем, каждые десять минут, заглядывая в словарю Это утомляет и отбивает желание изучать. Пользуйтесь наилучшим.

2. СлушайтеДля того, чтобы правильно произносить слова - нужно не только читать, но и слушать. Изучаете древнееврейский - скачайте Ветхий Завет на языке оригинала. Слушайте произношение. Изучаете английский - слушайте проповеди. Вслушивайтесь в речь проповедника. Изучаете древнегреческий - скачайте аудио Новый Завет и слушайте. Кроме этого в ютюбе можно найти греческий текст на картинке с последующим прочтением озвучиванием. Также есть бесплатная программа http://biblezoom.ru/ - там можно прослушать произношение греческих и еврейских слов. Звучание не совсем ясное, но лучше что-то, чем ничего, не так ли?В наше время существует много аудио-ресурсов для изучения языка. Скачайте бесплатные аудио-уроки и шаг за шагом проходите каждый урок. Существует много аудио-подкастов. Просто ежедневно слушайте. Едете в маршрутке, машине, метро - слушайте. Не ленитесь.Сделайте свой плейлист английским. Я уже 3 года не слушаю русских песен. Только на богослужениях я пою на родном языке. Я искусственно окружил себя англоязычной средой и лично мне это дает хороший результат.

3. СмотритеНемалую пользу можно получить и при просмотре различных фильмов, телепрограмм, проповедей на языках оригинала. Здесь очень важно не просто смотреть на картинку, но усвоить правильное произношение, которые мы слышим от действующих лиц на экране. Более того, когда вы смотрите проповедь на английском, то буквально следите за губами проповедника и вслух повторяйте за ним, стараясь подражать его дикции и четкости произношения.Смотрите фильмы, новости, ролики на английском языке, используя английские субтитры. Кто-то советует использовать русские субтитры. Мне больше помогают английские. Только нужно не просто смотреть, будучи увлеченным картинкой на экране, но постоянно выписывать незнакомые слова и смотреть их значение. Потом вновь смотреть то же самое, но уже стараться вспоминать значение слов. Фильмы во второй раз смотреть не захочется, поэтому проповеди на английском - это самыл лучший вариант в изучении данного языка. Кроме этого, существует искушение посмотреть фильм на русском языке, ибо не понимаешь английский, а это уже не совсем мудрое распределение времени (здесь поймите меня правильно).

4. ГоворитеУ меня перед рабочим столом висит таблица различных вопросов и диалогов на английском языке. Я стараюсь вслух проговаривать то, что читаю, общаясь с воображаемым собеседником. Иногда смешно себя видеть в такой роли, но это также помогает. Найдите группы по изучению Библии на английском языке и ходите на них; когда к вам приезжает американец, поздоровайтесь с ним, перекиньтесь несколькими словами. Я помню, когда мы во дворе церкви готовили шашлыки, то к нам подошел американец, который несет миссионерское служение и начал нам говорить о том, что лучше использовать дрова из вишни. Я тогда понял наполовину, что он хочет нам сказать. Тогда я пошел с ним, он показал мне срубленное дерево и отчетливо снова повторил свое пожелание. После этого я запомнил то, что он мне сказал.Если у вас в церкви есть человек, который знает английским - время от времени общайтесь с ним.Заучивайте библейские стихи на английском или том языке, который вы изучаете. Эффект поразителен.Скачайте в ютюбе христианские песни со словами на экране (мне нравится Sovereign Grace Music) и пойте вместе с ними. Это реально вдохновляет.

5. ДумайтеЭто нелегко осуществить на практике, но реально. Те слова и фразы, которые вы выучили, прокручивайте мысленно. Возможно то, о чем вы думаете на русском\украинском, можно подумать и на английском\древнееврейском\древнегреческом? Даже если из всей фразы на родном языке вы знаете перевод только нескольких слов на другом языке - переводите. Это замотивирует вас узнать и значение других слов.Слушаете в церкве проповедь - мысленно переводите речь проповедника. А может вас заинтересует перевод того или иного слова - запишите на блокнот и дома уже переведите.Прочитали текст на английском, узнали его значение - закройте глаза, чтобы вас ничто не отвлекало и мысленно перескажите прочитанное. Не бойтесь того, если вы не все перескажете. Пробуйте снова и снова. Результат не заставит себя долго ждать. Главное быть усердныи и постоянным.

6.ПишитеОбычно при изучении языка нужно делать практические упражнения. Это мало кому нравится. Но по-другому усвоить материал и проверить свои знания в начале изучения не получится. Кроме этого, найдите в социальной сети иностранных друзей и начинайте общаться с ними. Пользуйтесь переводчиком, словарями, но умоляю вас, пишите, общайтесь. Это помогает при изучении языка. Не бойтесь делать ошибок, но не затягивайте с их исправлением. При подготовки проповеди я вначале выписываю стих на языке оригинала и потом стараюсь его перевести с помощью подручных средств, описанных выше. При многократном записывании хорошо работает мышечная память. Старайтесь переводить прочитанное из книг, статей, услышанной речи.Может попробуйте вести дневник на иностранном языке. Желая выразить свои мысли, вы будете вынужденны перевести их с русского на английский или древнееврейский.Я на служение беру Библию на иностранном языке. И когда проповедник читает небольшой отрывок, то я в блокнот из англоязычной Библии переписываю данное место из Писания. Таким способом я уже выучил много слов, особо не напрягаясь для их запоминания.

7. ИщитеЕсли вы потерпели неудачу в начале изучения, то не останавливайтесь на одном методе, но продолжайте искать наиболее приемлемый для вас способ изучения. Не спешите. Помните, что изучение языка - это не мгновение, а процесс. Ну почему многие этого не понимают? Некоторые люди отказываются от изучения языка в самом начале его осваивания, потому что не заговорили на нем спустя две недели. Не получив быстрого и впечатляющего результата, мы или прекращаем дальнейшее изучение или ищем "легкие" курсы, игноририруя тот факт, что несмотря на то, какой бы модной методика ни была, все равно учащемуся необходимы волевые качества и постоянство в изучении. Драгоценные братья и сестры, не бросайте изучение, но уповая на Божью помощь, имея ясные цели для применения полученных знаний - продолжайте изучать!

8. ПрименяйтеОгромное количество времени, потраченное на изучение языка теряет смысл, если впоследствии свои знания не применять. И если английский так или иначе применяется, то с древнееврейским и древнегреческим туго. Некоторые христиане, закончившие семинарии, закончили и свою практику в области древних языков. Для таковых оригинальные языки имели смысл только в семинарии и только при сдаче очередного теста. Переводы, составление диаграмм, исследование текста - это прежде всего скрупулезная и трудоемкая работа. Многие не дотягивают к тому, чтобы исследовать Библию на языках оригинала. Печально, не так ли? Тот выпускник семинарии любит церковь, если при составлении проповеди он старается истолковать Писание как можно точнее. А в этом нам поможет знание оригинальных языков Библии.Кто больше знал, с того больше и будет спрошено.

А какие вы методы применяете для изучения языков? Ресурсы? Поделитесь, не скупитесь:)

alex-pro-1.livejournal.com

римляне — арамейский в I веке н.э., испанцы — арабский в Средние века?

Основываясь на трудах Ричарда Бакминстера Фуллера (и не только), можно проанализировать, как развивалось изучение языков между носителями разных языковых культур. Чтобы понять, почему изучение проходило именно так, а не иначе, нужно провести краткий экскурс. Важно понять, что это — только один из путей, и что на самом деле развитие языков развивалось путём разветвления: от одного племени или общины к другому, самому ближайшему. Так получались схожие по наречию языки.

Р. Б. Фуллер в своих трудах пишет следующее:

«Первоначально меньше половины всей суши было пригодно для жизни людей. На протяжении истории 99,9% людей заняло только 10% всей поверхности Земли, так как люди разворачивали свою жизнедеятельность только в очевидно подходящих для проживания местах. Привлекательная для жизни земля представляла собой не одну огромную территорию, а множество небольших пространств, разбросанных по всей планете. Маленькие изолированные группы людей даже не подозревали о существовании друг друга. В силу своей необразованности они не знали, что существуют места с другим климатом и другими природными ресурсами».

Таким образом, можно сделать вывод, что люди различных культур по разному формировали своё мировоззрение, а также определяли, как называть тот или иной предмет или явление.

«Но среди таких обществ всегда находилось несколько человек, которые постепенно путём экспериментов и изобретений создавали и управляли на близлежащих речках и в бухтах, вдоль берегов, а затем и в открытом море плотами, каноэ, шлюпками. Наконец они создали каркасные рыболовные судна, на которых смогли отправляться в море на длительные периоды. Производя всё более массивные и многофункциональные судна, моряки получили возможность проводить в море месяцы. Таким образом, подобные искатели приключений смогли вести нормальную жизнь и в воде. Это привело к созданию первого кругосветного, стремительного, приносящего прибыль и успех предприятия. Так они стали первыми людьми не какой-то отдельной территории, а всего мира.

Люди, которые были в состоянии уверенно обосноваться на водных просторах, также уверенно и эффективно владели мечом — как на суше, так и в воде. Они также обладали такими качествами, как дальновидность, невероятная способность к конструированию кораблей, врождённое научное восприятие мира, математические знания в области навигации, техники ориентировки и передвижения в тумане, ночью или во время шторма среди таких невидимых опасностей как скалы, отмели и течения. Великие морские искатели приключений могли без труда командовать своими людьми, оставшимися на суше, чтобы те изучали метало- и деревообработку, ткачество и другие навыки, необходимые для постройки больших кораблей.

В те времена людей, обладающих такой властью, было совсем не много. Но как только они вышли в открытое море на своих кораблях, то открыли для себя тот факт, что вода на планете связывает всех людей и их земли. Они узнали то, что ранее до них было неизвестно необразованным морякам, которые напивались и дрались в барах, после чего их затаскивали на борт, а просыпались они уже в открытом море, не в состоянии без знаний в навигации определить, где именно они побывали.

Покорители моря вскоре выяснили, что люди в каждом из множества мест, которые они посетили, даже не догадываются о существовании других сообществ».

Итак, когда у людей появилась возможность путешествовать, самые отчаянные и упорные мореплаватели смогли посещать места, и, следовательно, другие сообщества, уровень культуры и прогресса которых мог быть как ниже, так и выше их личного уровня. Прошу учесть, что тут затронута только тема дальних путешествий, так как по вполне понятным причинам из-за кочевых путешествий на суше язык не мог меняться слишком сильно: обычно он развивался «из центральной точки», от той местности, где обитало наибольшее количество людей в подходящих для проживания местах. Такое разветвление происходило от более развитых носителей культуры к более мелким общинам и племенам, с которыми удавалось построить долгосрочные коммуникации. Если уровень знаний у обнаруженных общин был ниже, то более грамотные мореплаватели вполне могли оставлять там своих доверенных людей для того, чтобы они на протяжении нескольких лет могли изучать культуру и повадки новой общины, и таким образом добывать ценную информацию для своих капитанов.

Эти доверенные люди порой становились теми людьми, которые помимо изучения культуры и обычаев новых общин изучали также и их язык, сопоставляя названия предметов с названием таких же предметов из своей культуры, на своём наречии. Так формировались первые сравнительные словари. Если уровень культуры изучаемых общин был намного ниже уровня культуры мореплавателей, то впоследствии из-за более широкого спектра понятий и слов язык мореплавателей закреплялся у новой общины, порой смешиваясь с их собственными, уникальными понятиями, образовывая что-то новое.

В то время мало кому доводилось изучать языки дальних стран, а если ты знаешь только один язык, то как же ты сравнишь его с другими, ведь ты не увидишь (и не услышишь), похожи они или нет. Поэтому такие люди, которые владели несколькими языками, путешествуя или ведя кочевой образ жизни, могли иногда замечать некоторое сходство между их собственным языком и новым языком, на котором разговаривали другие общины, к примеру. Со временем такие люди всё больше и больше узнавали о языках и обычаях общин, и, путешествуя ещё больше, обладая знанием нескольких десятков языков и обладая сравнительными словарями, могли таким образом уже обучать и других людей, чтобы те могли понимать наречие тех или иных общин в различных точках нашего мира. Знания этих людей были очень ценны, и обычно капитаны, которым эти люди были подотчётны, щедро вознаграждали их за тот вклад, который они вносили в развитие коммуникации между различными культурами.

И в наше время толковые переводчики, обладающие хорошим знанием нескольких языков, точно так же ценятся людьми за возможность создания коммуникативной цепи между различными носителями информации.

Дополнить мой ответ могут работы Уильяма Джонса (например, глава «Язык и его родня») и работы Р. Б. Фуллера («Руководство по управлению космическим кораблём "Земля"»).

thequestion.ru

8 полезных ссылок для изучения древнегреческого и латыни — T&P

«Теории и практики» уже рассказывали о полезных сайтах для самостоятельного изучения разных современных европейских и восточных языков. В новой подборке — бесплатные сайты для тех, кто собирается осваивать латынь и древнегреческий с помощью античной литературы, выпусков новостей, видеоподкастов и сообществ в соцсетях.

Латынь

Для тех, кто решил изучать латинский язык с нуля, можно посоветовать серию этих коротких уроков на английском. Каждый эпизод длится три-четыре минуты, и за это время удается в спокойном темпе запомнить несколько фраз и грамматических правил. В визуализации этого подкаста нет ничего лишнего: только простые слайды, иллюстрирующие слова учителя. Сейчас на YouTube в отрытом доступе выложены уже 160 уроков этого курса, но за дополнительными материалами можно отправиться и на домашнюю страницу его создателей.

Изучающим иностранный язык часто советуют читать на этом языке газеты или слушать радио. Благодаря финской радиовещательной компании YLE такая возможность появилась и у тех, кто решил освоить латынь. Раз в неделю на этом сайте выходит короткий обзор мировых новостей. Начиная с 1989 года авторы передачи разрабатывают новую латинскую лексику для освещения актуальных событий — в некоторых вопросах мы все же оставили древних римлян далеко позади. Эту новостную подборку можно читать и слушать — правда, в последнем случае латынь приобретает легкий финский акцент.

Если вы хотите выучить латынь и проводите много времени во «Вконтакте», обязательно подпишитесь на эту группу. Во-первых, здесь для бесплатного скачивания выложено несколько проверенных пособий, самоучителей и словарей. Во-вторых, участники сообщества постят много картинок — для тех, кто лучше запоминает новые слова с приложенными к ним иллюстрациями. И в-третьих, здесь иногда попадаются не только латинские демотиваторы (за ними лучше все-таки отправляться сюда), но и настоящие шедевры — например, латинский комикс «Астерикс и Обеликс». Да и, наконец, в специальной ветке здесь даже можно обсудить татуировки.

Возможно, кто-то, подобно Онегину, учит латынь только для того чтобы «в конце письма поставить vale», а кто-то — стремится читать античную литературу в оригинале. На этом сайте представлено множество трудов классиков Древнего Рима — от историка Тацита и ученого-энциклопедиста Варрона до архитектора Витрувия. Все тексты выложены здесь с переводом на английский — хотя и нет возможности посмотреть перевод каждого конкретного слова в отдельности, зато виден перевод целого абзаца.

Древнегреческий

Этот канал хорошо подойдет для тех, кто решил осваивать древнегреческий язык, используя материалы на русском. В грамматическом курсе филолога Петра Махлина на данный момент представлено 29 коротких занятий — от объяснения древнегреческого алфавита до классификации глагольных форм. Единственное, к чему придется привыкнуть в ходе их просмотра, — доска не всегда точно попадает в резкость объектива камеры, что, правда, почти не мешает следить за устными объяснениями преподавателя. Если вы адаптируетесь к этому варианту — не пропустите серию интересных видео об истории европейских языков того же автора.

Чтобы не отставать от популяризаторов латинского языка, испанский филолог Хуан Кодерх стал выпускать еженедельные новости на древнегреческом. В каком-то смысле ему пришлось немного проще — лексику для описания актуальных событий он может напрямую заимствовать из современного греческого языка. Но трудности возникли в другом: только недавно древнегреческий шрифт стал адекватно отображаться в Chrome, и у создателя сайта наконец получилось загружать текст новостей как текст, а не как картинки.

Если сравнивать этот паблик с аналогичными языковыми сообществами, сразу заметна разница: много ссылок на полезные, серьезные ресурсы — и никаких веселых картинок. Попытка научной реконструкции произношения древнегреческого языка на примере басен Эзопа или тьюториал по каллиграфии — вы найдете здесь много подобных материалов, не говоря уже об учебниках и переведенной литературе. Кстати, если вам все-таки захочется добавить в ленту веселых картинок с древнегреческими подписями — заходите в этот паблик в Facebook.

Этот ресурс можно посоветовать тем, кто уже освоил азы древнегреческого языка и не боится взяться за чтение «Илиады» Гомера или лирики Сапфо. На сайте не только представлены тексты нескольких произведений классиков античной литературы, но и скрупулезно прописаны подсказки: наводя курсор на каждое из слов, вы можете увидеть его перевод на английский. Самые непонятные лексические конструкции разъясняются дополнительно в примечаниях. А для тех, кто хочет научиться еще и правильно ритмизировать гомеровский гекзаметр, на сайте есть музыкальные схемы с восьмушками и четвертями.

theoryandpractice.ru

Изучение современных и древних языков

ИМОМИ обеспечивает серьезную лингвистическую подготовку студентов. Два иностранных языка изучаются на направлениях «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение» и «Туризм», а также участниками целевой программы подготовки военных переводчиков.

Один иностранный язык изучается на направлениях «Политология», «История» и «Реклама и связи с общественностью».

Древние языки изучаются на направлении «История»:
  • древнегреческий
  • древнерусский
  • латинский

 

Лингвистическая подготовка студентов ИМОМИ 2018-2019 учебный год

Направления подготовки

Бакалавриат

Магистратура

Первый язык

Второй язык«с нуля»

Первый язык

Второй язык

Международные отношения

английский /немецкий /французский

английскийарабский армянскийкитайский  немецкийтурецкий французский

английский

арабскийармянскийкитайскийнемецкий турецкийфранцузский

Зарубежное регионоведение

английский /немецкий /французский

английскийарабский армянский китайский  немецкийтурецкий французский

английский

арабскийармянскийкитайскийнемецкийтурецкийфранцузский

Туризм

английский /немецкий /французский

турецкий(с 3 курса)

 

 

Политология История

английский /немецкий /французский

 

английский /немецкий /французский

 

Реклама и связи с общественностью

английский /немецкий /французский

 

 

 

 
В нашей команде лучшие преподаватели, среди которых кандидаты филологических и политических наук. Лингвистическую подготовку в ИМОМИ отличают:
  • использование новейших методик и хорошо зарекомендовавших себя учебных материалов
  • взаимодействие с ведущими лингвистическими центрами России (кафедрами иностранных языков МГИМО (У), МГУ и РУДН) и других стран
  • приглашение преподавателей-носителей языка
  • встречи и занятия с иностранными студентами, представителями международных образовательных программ
  • сотрудничество с университетами Руана, Парижа и Перпиньяна (Франция), Тайбэйским педагогическим университетом и Томканским университетом (Тайвань), Даляньским университетом иностранных языков и Сычуаньским университетом (Китай), языковыми школами Regent Language School (Великобритания) и Friedländer-Schule в Берлине (Германия)
 
Ежегодно на базе ИМОМИ проходит Всероссийская студенческая олимпиада по иностранным языкам «Terra Linguarum», что подтверждает высокий профессиональный уровень наших преподавателей. Интенсивная лингвистическая подготовка студентов Института в ходе основного учебного процесса включает:
  • Практику иностранного языка
  • Деловое общение
  • Страноведение (преподается на иностранных языках)
  • Курсы по выбору (дипломатическая переписка, теория и практика перевода, межкультурная коммуникация)
  • Языковую и переводческую практики студентов
  • Зарубежные научные и языковые стажировки
 
Студенты ИМОМИ участвуют в дополнительных языковых программах:
  • Программа дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
  • Возможность получения сертификатов международно-коммуникативного и лингвокультурного профиля – ведется подготовка студентов к сдаче экзамена Cambridge ESOL Level 2 Certificate in ESOL International
  • Дополнительные языковые курсы – изучение в течение года испанского, английского, немецкого и  французского языков; по окончании выдается Сертификат ННГУ
  • В Институте проводятся языковые занятия для аспирантов по подготовке к сдаче кандидатского экзамена.

 

Контакты:

  • Учебный офис №1 (каб. 208):
  •  +7 (831) 462 35 03

 

Кафедра иностранных языков и лингвокультурологии (каб. 316):

  • +7 (831) 462 32 46 (понедельник-пятница, 10.00-15.00)
  • e-mail: [email protected]

 

Кафедра восточных языков и лингвокультурологии (каб. 317):

  • +7 (831) 462 35 13 (понедельник-пятница  10.00-15.00)
  • e-mail: [email protected]

www.imomi.unn.ru

Сергей Рачинский | Древние языки в школе | Латинский язык в школе | Латынь как международный язык | Разговор по-латыни

Сергей Рачинский. Древние классические языки в школе // Московский сборник / Издание К. П. Победоносцева, 5-е, доп. М.: Синодальная типография, 1901. С. 293–298. Интернет-публикация на основе указанного издания: специально для проекта «ZAUMNIK.RU — Уроки древних языков»

Предуведомление издателя и сего сайта созидателя. Удивительно было мне узнать, что небезызвестный советской технократической интеллигенции народный просветитель Сергей Рачинский (естественник по образованию), запечатленный на хрестоматийной картине питомца его училища, недвусмысленно высказывался в печати как за сохранение преподавания древних языков в средней школе, так и о «не помнящем родства русском обществе». С горечью вынужден заметить, что взгляд Рачинского оказался слишком оптимистическим: отказ от преподавания древних языков в школе, который, по его мысли, будет осужден как легкомыслие грядущими поколениями утвердился в качестве неоспоримой, молчаливой нормы в советском и постсоветском российском обществе. Однако пусть этот тихий голос действительно компетентного человека безвозвратно ушедшей эпохи педагогов-идеалистов-нестяжателей звучит в современном информационном пространстве: Gutta cavat lapidem...

устный счет в школе

Н. Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе С. А. Рачинского. 1895 г. NB Условие задачи для устного счета легко читается на классной доске: (102+112+122+132+142):365=?

Все усовершенствования человеческой жизни, все расширения человеческой мысли достигаются упорною борьбою со временем и пространством. Грани эти неустранимы, но отодвинуть их удается труду человеческому.

Наш век — век блистательных побед над пространством. Быстроходные суда и железные дороги, телеграфы и телефоны, орудия ежедневной печати, совершенствуясь и размножаясь с головокружительною быстротою, установили живое, непосредственное общение между людьми и странами всего земного шара. Завоевания оптики и химии открывают нам доступ ко многим тайнам пространства небесного. Жалким и слабым представляется нам ныне человек, видящий и знающий только то, что его непосредственно окружает.

Но слаб и жалок и тот человек, который видит и знает лишь то, что он непосредственно переживает. Грани времени столь же неустранимы, как и грани пространства, но также подлежат расширению упорным трудом человека. Седая древность завещала нам письменность, оставила нам бесчисленные памятники былого человеческого творчества, как и былых процессов, изменивших вид земной поверхности. Знание прошлого, живое с ним общение словом и делом, возможно и подлежит безграничному расширению. Живо чувствовали это люди средних веков и благоговейным созерцанием прошлого подготовили блистательное будущее времен Возрождения.

И ныне, в тиши ученого мира, продолжается трудолюбивое восстановление давно минувшего. Пополняются сокровища, завещанные нам относительно близким прошлым Греции и Рима. К ним прикладываются откровения более отдаленного прошлого: Египта, Халдеи, Индии и Китая. Все дальше в глубь веков проникает пытливая мысль, силящаяся восстановить вещественную историю нашей планеты.

Но от этих изучений отвернулась современная толпа. Победы над пространством отвлекли ее внимание от уроков времени. Общению с прошлым она предпочитает гадания о будущем, беспочвенные и бесплодные без близкого знакомства с минувшим. Приходят в упадок способы непосредственного проникновения в это минувшее, и живая его речь, столь долго служившая связующим звеном между веками и поколениями, все более устраняется из области умственного воспитания.

Увлечение это, как и многие другие, нашло преувеличенный отголосок в не помнящем родства русском обществе. То, что ныне у нас говорится и пишется об изучении языков, древних, новых и отечественного, изумит потомство своим легкомыслием.

Своевременно припомнить, что такое европейские древние языки — латинский и греческий.

Язык латинский есть не только язык древних римлян, но и язык международный, почти до наших дней переживший Римскую империю. Авторитет католической церкви, потребность в общении между книжными людьми разноязычной Европы, сохранили широкое его употребление вплоть до 18-го века. При этом он наравне с живыми языками видоизменялся и обогащался, приспособляясь к потребностям новым, но сохраняя притом свое грамматическое строение. Потребности католического богослужения сделали его орудием обильного и блестящего поэтического творчества в области, совершенно чуждой античному миру. Величайшие поэты эпохи Возрождения — Данте, Петрарка, Мильтон, чувствовали потребность, сверх своего природного языка, пользоваться для своего творчества этим новолатинским языком. Певец «Потерянного рая» на этом языке, от имени Кромвеля, приветствовал шведскую королеву Христину. Величайшие ученые философы нового времени — Бэкон Веруламский, Спиноза, Ньютон, Лейбниц приспособили этот язык к области научной. Всех их в этом отношении превзошел Линней. Латинский язык его по своей ясности и точности, по истинно поэтическому одушевлению, несравненен и пленителен, и немало способствовал быстрому распространению его плодотворных творений. В прошлом столетии великий математик Гаусс писал почти исключительно по-латыни. В наши дни папа Лев XIII, кроме энциклик, пишет на латинском языке изящные стихотворения, и одно из них, как в опровержение толков о неприложимости латинского языка к вещам современным, посвящено восхвалению фотографического искусства.

Рачинский о латинском языке Карла Линнея

«Латинский язык его по своей ясности и точности, по истинно поэтическому одушевлению, несравненен и пленителен, и немало способствовал быстрому распространению его плодотворных творений».

Лишь отчасти и на краткое время латинский язык в XVIII веке был вытеснен, в качестве международного, языком французским, благодаря изумительной выработке этого языка писателями XVII века. Возродившиийся национализм скоро восстановил равноправность великих языков европейских, выдвинул и права языков второстепенных.

Между тем, вавилонское размножение языков со времен Лейбница заставляет мыслителей и ученых мечтать об языке международном и всемирном, который служил бы орудием общения, делового и научного, между всеми племенами вселенной. Мы были свидетелями безобразного и мертворожденного изобретения Волапюка. Жалкая эта попытка лишь подчеркнула необходимость, в качестве международного орудия общения, — языка, сложившегося исторически, бессознательным творчеством бесчисленных поколений. На деле до сих пор таким языком может служить только латинский — единственный известный всем образованным членам европейской семьи, единственный открывающий доступ к прошлому всех наук. Есть филологи, ратующие за возвращение этому языку его средневекового преобладания*. Вольно отдельным народам мечтать о грядущем возобладании языка французского или английского, немецкого или русского. Такая победа — если она возможна — дело весьма отдаленного будущего. Пока же никому, кто имеет возможность посвятить лета отрочества и юности умственному своему развитию, не должен быть прегражден доступ к единственному, в настоящее время, орудию общения со всеми просвещенными народами, со всеми веками христианского и отчасти дохристианского прошлого.

* Припоминаю, по этому поводу, рассказ покойного профессора Лясковского, отличного латиниста:

В каком-то венгерском городке привелось ему, лет пятьдесят тому назад, передать поручение незнакомой даме. Подходя к ее дому, он спрашивал себя, на каком языке заводить с нею разговор. Отворила ему дверь маленькая девочка, а вслед за нею раздался голос ее матери: «Claude januam». — «Clausa est», — отвечала девочка и ввела посетителя в гостиную.

Разговор тотчас завязался — по-латыни. Оказалось, что во многих местностях Венгрии, населенных смесью мадьяр, немцев, румынов и разноязычных славян, разговорным языком образованного общества служил язык латинский, и говорить на этом языке учили всех благовоспитанных детей.

Иное значение имеет язык греческий. Никогда Православная Церковь не навязывала его, в качестве языка богослужебного, иноязычным народам. Никогда, с далеких времен его всемирного владычества, не служил он распространению новых научных открытий, новых мысленных течений. — Но заключил он свое международное поприще распространением откровений высших, но остается он хранилищем высочайших красот человеческой мысли и слова и венца писаний, начертанных рукою человеческою — Нового Завета с толкованием его ближайшими преемниками Священного Предания. Пусть не всем удается осилить полное его усвоение, но достигнуть вершин понимания, философского, богословского, художественного, могут, без его помощи, разве люди гениальные; но орудие это должно быть дано в руки всякому, кому предстоит трудиться в высших сферах науки, искусства, духовного созерцания.

Рачинский о древнегреческом языке

«Пусть не всем удается осилить полное его усвоение, но достигнуть вершин понимания, философского, богословского, художественного, могут, без его помощи, разве люди гениальные; но орудие это должно быть дано в руки всякому, кому предстоит трудиться в высших сферах науки, искусства, духовного созерцания».

Школа не мертвенно единая, но как сама жизнь разнообразная, не может исключить из своих программ ни одного из этих языков. Такое ее оскопление было бы величайшим грехом современности перед поколениями грядущими. Распределение по училищам различных типов и назначений того объема знаний по обоим языкам, которое нужно и достижимо, должно быть предметом самой тщательной и вдумчивой работы, как и выбор между давно выработанными методами преподавания. Толковать же об упразднении этого преподавания могут только люди, не испытавшие на себе его благотворного действия по случайностям своего воспитания или по собственному недомыслию.

Рачинский о латыни и древнегреческом языке в школе

«Школа не мертвенно единая, но как сама жизнь разнообразная, не может исключить из своих программ ни одного из этих языков. Такое ее оскопление было бы величайшим грехом современности перед поколениями грядущими».

Повторяю: порывать связь с прошлым, откидывая единственное орудие его непосредственного познания, лишать себя тем самым единственных данных, позволяющих нам плодотворно работать для будущего, — было бы столь же превратно и безумно, как ограничивать свое знание настоящего случайным местом своего жительства. Азбучная эта истина нынешними преобразователями очевидно забыта. Напоминать о ней, настойчиво и громко, — долг всякого мыслящего человека. Увлечение, ныне овладевшее обществом, конечно пройдет. Но одной попытки осуществить предполагаемую ломку достаточно, чтобы искалечить, умственно и нравственно, целое поколение. Absit omen!

 

онлайн древнегреческий язык

ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН Филологическая премудрость от создателя сайта zaumnik.ru УРОКИ ЛАТЫНИ ПО СКАЙПУ

латынь по скайпу

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, учёная корректура, пояснения, дополнения, переводы с греческого и латинского языков.

zaumnik.ru

древние языки и культуры. Стр. 2

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Современная эпоха характеризуется невиданными ранее процессами глобализации, в результате которых постепенно складывается единая планетарная цивилизация. Однако для большинства ныне существующих стран и народов этот про- цесс происходит неравномерно и неоднозначно. Многие из них оказываются на грани исчезновения вместе с языками и культурами, существование которых насчитывает не одну ты- сячу лет. По данным ООН из6,8 тысяч существующих на се- годняшний день языков, 400 находятся на грани вымирания, и этот процесс ускоряется с каждым годом. Языки и культуры малых народов планеты не могут выжить в условиях неудер- жимой культурной экспансии более развитых стран Запада и фактически обречены на исчезновение. Именно поэтому изу- чение древних языков и культур не только сохраняет свою ак- туальность, но и становится важным фактором сохранения исторического наследия прошлых веков.

Особый интерес у исследователей вызывали и продол- жают вызывать закономерности становления и развития большой семьи индоевропейских народов, сформировавшей- ся в давние времена и надолго определившей развитие спе- цифической западной культуры.

Язык того или иного народа является основой его куль- туры, тем самым базисом, без которого развитие человеческо- го общества было бы практически невозможным. В известном смысле можно сказать, что история и культура того или иного народа является результатом его способности к коммуника- ции и закреплению уже достигнутых навыков культурной жизни. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что заро- ждение цивилизации связано с появлением письменности, по- зволяющей не только«оформить» язык народа, но и придать

11

Древние языки и культуры

ему статус «цивилизованного», что само по себе порождает огромные преимущества над многими неписьменными наро- дами.

В истории человечества было множество народов, кото- рые навсегда исчезли с этнографической карты мира, а все потому, что они не смогли своевременно закрепить свой язык в той или иной форме письменности, а без нее было невоз- можно зафиксировать в памяти народов реальные или мни- мые достижения.

Знание прошлого подобно воспоминаниям о детстве ка- ждого отдельно взятого человека. Если общество хорошо знает свою историю и обладает научными навыками ее интерпре- тации, не зависимой от изменчивой политической конъюнк- туры, то тем самым оно обретает надежную опору и готовится к неизбежным переменам, основываясь на традиционных ценностях и культурных особенностях своего строя. Лишив народ прошлого, можно быстро превратить его в некое подо- бие социального сообщества, неспособное решать поставлен- ные перед ним задачи.

12

Тема 1. Вводная лекция

Тема 1.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

1.1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основным содержанием предлагаемого курса является изучение основных закономерностей становления и развития древних языков и культур индоевропейской семьи народов, сформировавшихся в далекой древности и в том или ином виде сохранившихся до настоящего времени. При этом предполага- ется проследить механизм зарождения так называемой«ностра- тической общности» древних народов, период ее формирова- ния и распада в условиях острого экологического кризиса и со- ответствующего смешения древних языков и культур. Особое внимание уделяется специфическим обстоятельствам созрева- ния индоевропейской семьи народов, анализируются наиболее популярные концепции«прародины» индоевропейцев, а также характержизни и быта наиболее древних сообществ.

Учитывая необыкновенную сложность предмета, автор пособия счел целесообразным остановиться только на евро- пейской ветви индоевропейских народов, практически не за- трагивая их восточный(арийский) ареал расселения. В посо- бии проанализированы лишь те индоевропейские народы, которые оказалисколько-нибудьзначительное влияние на становление и развитие европейской цивилизации, хотя по- добное разграничение является весьма условным и в значи- тельной степени вынужденным.

Исходя из этого, можно определить основные задачи курса:

Изучение основных закономерностей становления и развития ностратической макросемьи языков и культур.

Понимание сложных процессов антропогенеза, сапиен- тации, глоттохронологии и лингвогенеза.

13

Древние языки и культуры

Усвоение основных характерных признаков древних ин- доевропейских культур.

Знакомство с главными концепциями и теориями индо- европейской«прародины» и сравнительным анализом их аргументации.

Изучение основных маршрутов расселения древних ин- доевропейских народов и конкретных причин и предпо- сылок таких массовых передвижений.

Формирование первых цивилизаций на территории Ев- ропы и сопредельных землях и понимание их культур- ного своеобразия.

Усвоение общих закономерностей и специфических особенностей зарождения античного общества.

Понимание специфики Древней Греции и ее огромного культурного наследия в классический период.

Изучение характерных особенностей становления Рим- ской республики и общих закономерностей ее перерас- тания в империю.

Представление об общих чертах и специфических осо- бенностях античного мира и его роли в развитии евро-

пейской цивилизации.

Следует также иметь в виду огромное мировоззренче- ское значение предлагаемого курса. Изучение древних языков

икультур помогает студентам не только усвоить фактический материал и познакомиться с основными научными теориями зарождения древних культур, но и выработать вполне совре- менное представление о принципиальном единстве всех стран

инародов, которое исключает любые проявления расизма, национализма, превосходства одних народов над другими, неполноценности менее развитых народов и т.д. А ведь имен- но такие взгляды зачастую используются недобросовестными учеными или легковерными эпигонами для обоснования на- циональной розни или расовой ненависти. История одно- значно свидетельствует о том, что все народы произошли от единого предка, что все они прошли одни и те же этапы раз-

14

Тема 1. Вводная лекция

вития, практически ничем не отличаются друг от друга, а су- ществующие между ними различия объясняются различной средой обитания и законом неравномерности исторического развития. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что во второй половине ХХ в. бесславно исчезла некогда господ- ствующаятеория «европоцентризма», предполагавшая интел- лектуальное и культурное превосходство европейцев над дру- гими странами и народами. Свойственная эпохе постмодерна

политика мультикультурализма, хотя и имеет серьезные недос-

татки, но все же в целом предлагает более справедливое от- ношение к тем странами и народам, которые остались на обо- чине современной жизни и не могут сравниться со странами Запада в области технического и социального прогресса.

1.2.ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Визучении древних языков и культур особое значение имеет понимание хронологических рамок предмета и надеж- ных критериев периодизации, без которых любое историче- ское знаниепросто-напросто«расплывется» по векам и тыся- челетиям, не оставив после себя заметных следов. Проблема периодизации тех или иных исторических явлений относится

кчислу наиболее сложных в исторической науке. Это связано прежде всего с самой природой исторического знания, кото- рое нельзя проверить опытным путем или реконструировать с надлежащей степенью точности. Дополнительную сложность этой проблеме добавляет и несовершенство даже самых со- временных методов и способов датировки тех или иных собы- тий, которые зачастую дают разброс в несколько веков, а то и тысячелетий.

Современная историческая наука исходит из фундамен- тального предположения, что любое историческое событие имеет начало и конец. Все, что находится между этими двумя пунктами, поддается исследованию и наполняется более или менее конкретным историческим содержанием. А«начала» и

15

Древние языки и культуры

«концы» покрыты мраком веков и зачастую вообще скрыты от постороннего наблюдателя. Так, например, известно, что лю- бое историческое событие проходит так называемый«инку- бационный» период становления, когда механизмы причине- ния либо вообще не выражены, либо еще не нашли отраже- ния в тех или иных источниках. Пользуясь физиологической терминологией, этот период напоминает период«зачатия», который, как правило, скрыт от посторонних глаз. Только са- мые выдающиеся умы, пророки и прорицатели могут разгля- деть в совершенно незначительных событиях ростки будуще- го общественного строя или нового состояния общества.

Проблема начала события усложняется еще и тем об- стоятельством, что зарождение или«зачатие» события прохо- дит не одномоментно, а через ряд промежуточных этапов, ка- ждый из которых с полным основанием можно отнести к на- чалу события. Так, например, зарождение того или иного древнего государства можно с равной долей уверенности от- нести к строительству города, появлению первой храмовой постройки, зарождению письменности, формированию клас- са собственников или избранию первого царя, фараона, шаха или императора.

Еще больше трудностей возникает при попытке опреде- лить период возникновения или распада таких сложных исто- рических общностей, как«ностратическая макросемья», или«индоевропейская семья», народов. Здесь разброс мнений мо- жет достигать нескольких тысячелетий, и все исследователи приводят достаточно убедительные аргументы в пользу своей точки зрения, поскольку никаких точных свидетельств на этот счет не существует.

Примерно так же происходит определение конца того или иного события, хотя на первый взгляд это достаточно просто. Как правило, гибель того или иного государства древ- ности зафиксирована определенными историческими источ- никами, однако это всего лишь констатация уже свершивше- гося факта, а угасание государственного строя, его кризисное развитие и накопление негативных тенденций происходят

16

Тема 1. Вводная лекция

незаметно как для народа, так и для его правящих кругов. И только самые проницательные люди, наблюдая за расцве- том своего общества, могут сделать далеко идущие выводы о начале его конца, однако их пророческие суждения редко по- падают на страницы летописей или исторических анналов. Большинству«нормальных» людей они кажутся просто бе- зумцами. Так, например, легендарная Кассандра неоднократ- но предрекала гибель Трои, однако к ее мнению никто не прислушался.

Таким образом, проблема периодизации данного пред- мета объясняется прежде всего древностью событий и отсутст- виемсколько-нибудьнадежной фиксации в письменных и иных источниках. Именно поэтому многие датировки в дан- ном пособии носят условный характер и могут подвергаться вполне обоснованной критике со стороны представителей других направлений и школ в историографии.

1.3. ХРОНОЛОГИЯ

Хронология считается одной из важнейших вспомога- тельных исторических дисциплин, изучающей различные системы летоисчисления в тот или иной период времени. На- звание этой науки восходит к древнегреческому слову«хро- нос», что означало«время». Историческая хронология пользу- ется разнообразными методами исследования, позволяющими более или менее достоверно установить дату того или иного исторического события. При этом используется комплексный подход с применением данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии, астрономии, математики и многих естественных наук.

К сожалению, даже современные методы датировки со- бытий не дают возможности точно установить те или иные события, порождая огромное количество спекуляций на этот счет. Достаточно вспомнить«новую хронологию» известного российского математика А. Фоменко и его последователей,

17

Древние языки и культуры

отыскавших в существующей системе исчисления историче- ского времени массу недостатков, а то и прямых фальсифика- ций(подробнее об этом в§ 3.9).

В древние времена в каждой стране были свои способы летоисчисления, которые, как правило, начинали отсчет времени от определенного сакрального события или начала правления той или иной царствующей династии. Так, на- пример, в древнем Египте запись времени велась по годам правления фараонов, в Месопотамии– по так называемым«царским спискам», в Китае– от легендарной даты сотворе- ния мира, в Греции– от начала Олимпийских игр, а в Риме– от столь же легендарной даты основания«Вечного города». Наиболее достоверным является современное мусульманское летоисчисление, берущее начало от хиджры, то есть вполне реальной даты бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Ме-

дину (622г.).

Большинство стран современного мира придерживается христианского летоисчисления, ведущего начало от Рождест- ва Христова. Следует помнить, что эта дата считается весьма условной, поскольку ни в одном из канонических Евангелий нет достоверных указаний на день и год рождения Спасителя. Появление христианского летоисчисления от Рождества Хри- стова произошло значительно позже и связано с деятельно- стью ученого монаха Дионисия Малого, жившего в Риме вVI в. Именно ему укрепившаяся к тому времени католическая цер- ковь поручила составить пасхалии– таблицы, по котором можно было бы заблаговременно вычислить начало Пасхи на предстоящие95 лет эры императора Диоклетиана.

Набожному монаху первому пришла в голову мысль, что негоже пасхалии связывать с именем самого свирепого и кро- вавого гонителя христиан. К этому времени ученые монахи уже давно установили, что каждые532 года все лунные фазы наступают в один и тот же день недели и в одно и то же число месяца. Дионисий увидел в числе«532» некое божественное таинство и первый год своей новой пасхалии он пометил не248 г. «эры Диоклетиана», а532 г. от Рождества Христова.

18

Тема 1. Вводная лекция

Однако понадобилось еще более 200 лет, пока это откры- тие не получило широкого распространения. Знаменитый британский монах Беда Достопочтенный неожиданно на- ткнулся на открытие Дионисия и впервые стал во всех своих произведениях по истории церкви вести счет времени от Рож- дества Христова. Но и это событие не стало началом триум- фального шествия христианского летоисчисления. Новый счет времени окончательно утвердился в Европе лишь в ХVIII в., и после этого успешная культурная инаучно-техническаяэкс- пансия Европы распространила его на весь мир.

В это же время новое летоисчисление приходит и в Рос- сию. Указом Петра Великого от15 декабря7208 г. от Сотворе- ния Мира в стране вводился новый календарь и новое летоис- числение– с1 января1700 г. И все же стоит помнить, что хри- стианское летоисчисление утвердилось во всем мире не пото- му, что является самым точным или самым надежным, а пре- жде всего благодаря научной революции в Европе и активной колониальной экспансии.

1.4. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Изучение древних языков и культур всецело основыва- ется на исследовании источников той давней эпохи, которая в силу своей древности не оставила намсколько-нибудьдосто- верных сведений о характере существовавших тогда народов

икультур. Обычно подисторическим источником понимается«все то, что дает нам возможность реконструировать прошлое

ипонять жизнь и быт проживавших тогда народов». Однако поскольку такое определение допускает слишком много про- стора для толкования, то и характер источников неизбежно начинает выглядеть многозначительным и многофакторным.

Вцелом все исторические источники по древним языкам

икультурам можно условно разделить на две большие груп- пы: материальные и письменные. К первой группе как по древности, так и по объективности относятся так называемые

19

Древние языки и культуры

артефакты, то есть материальные предметы жизни и быта древних народов, которые дошли до нашего времени благо- даря археологическим исследованиям. Сюда относятся пред- меты домашней утвари, остатки древних построек и культо- вых сооружений, произведения ремесла, древние захороне- ния, кости животных и людей, остатки ирригационных кана- лов и систем, крепостные стены, орудия труда и древнее ору- жие. Как правило, такие предметы находят в результате ар- хеологических раскопок, однако они могут сообщать важные сведения о жизни древних народов только в том случае, если перед ними ставят правильные вопросы. Именно поэтому проблема«вопрошания» древних источников всегда относи- лась к числу наиболее важных. «Молчаливые» источники со- общают только те сведения, которые хотят получить от них археологи.

Материальные памятники истории играют важную роль в изучении тех народов и культур, которые покакой-топри- чине не выработали своей письменности или не успели поза- имствовать ее у более развитых народов. Именно поэтому нам так мало известно о древних народах Евразии, которые оста- вили нам материальные артефакты, но не оставили письмен- ных свидетельств о своей давней истории. Такие источники дают возможность восстановить уровень материального про- изводства древних народов, развитие ремесла и торговли, ха- рактер используемых материалов, имущественное расслоение общества, формирование господствующего класса и даже на- личие религиозных верований.

Однако они оставляют мало надежды на выяснение ду- ховного мира этих народов, их мифологию и психологию, от- ношение к себе, обществу и природе. Более того, материаль- ные артефакты в большинстве случаев не дают никакой воз- можности выяснить характер языка и его принадлежность к той или иной группе, без чего наши представления о древних народах неизбежно окажутся не только неполными, но и ошибочными. К сожалению, именно такие источники явля- ются самыми многочисленными при изучению древних наро-

20

studfiles.net

Как правильно:Изучать мёртвые языки — Абсурдопедия

Мёртвый язык — это омертвевшая в результате длительных нагрузок на уши собеседника часть ротового отверстия. Иногда на мёртвом языке видны следы грызших его зубов хозяина, случается даже в мёртвом языке живут паразиты. Некоторые считают, что такие языки — просто наборы слов, которые круто изучать. Такие языки гораздо приятнее наблюдать и изучать чем вышепредложенные. Специально для лингвистов написан этот самоучитель.

Виды мёртвых языков[править]

Правильное изучение мёртвых языков (рис.1)

Но изучать имеет смысл только первые три, поэтому о них и пойдёт речь далее (ниже по тексту).

Изучение румын латыньского языка[править]

Во-первых[править]

Надо взять учебник какого-то языка, обязательно толстый, но не обязательно латинского. Примерьте его сразу в магазине — на раскрытые страницы должна полностью помещаться голова и часть руки, придерживающая голову. Спросите у продавца учебники другого окраса, формы, а также мягкости. Проверьте, достаточно ли учебник мягкий, удобно ли его взбивать перед сном.

Во-вторых[править]

Оплатите стоимость учебника в кассе и принесите его домой. Подождите, пока он согреется/остынет до комнатной температуры, затем поставьте в тёплое тёмное помещение и дайте настояться в течение 3 часов. Достаньте, аккуратно протрите тряпочкой и взбейте (если взбивать учебник неудобно, вернитесь к п.1)

В-третьих[править]

Сядьте за стол, включите лампу, раскройте учебник, выпейте зелёного чаю и читайте одну страницу, пока не придёте в состояние, показанное на рис.1. Приятных снови изучений!

Изучение древнеславянского языка[править]

Во-первых[править]

Ну, тут, хлопец, попроще буде. Сперва, значитса, нада дров наколоть, корову подоить, сена накосить, да в часовню итти. Там спросишь отца Иоанна, он тябе поболе объяснит. Поживёшь в часовенке у няво, да и, глядишь, научисся нашему языку-то.

Во-вторых[править]

П.1 нужно выполнять в XVII веке в русской глубинке, а не тупо у монитора!

В-третьих[править]

Если нет возможности исполнить п.1, попробуйте провести те же действия, но с русскими мужиками в селе «Малые Ласвегасы» Московской области. Поможет!

Изучение древнегреческого языка[править]

Да-да, я знаю древнегреческий в совершенстве! Я нашёл все буквы «λ» в Half-Life ~ Задротский геймер про древнегреческий язык

Во-первых[править]

Да-да! Именно так оно и есть — нужно пройти Half-Life для идеального знания древнегреческого (ведь лямбды больше нигде нет!)

Во-вторых[править]

Как можно больше учите физику! Там очень много букафф! Древнегреческих.

В-третьих[править]

Каждые 15 минут ходите спать! Поверьте, это гораздо приятнее и полезнее, чем учить древнегреческий!

Сейчас находится в заключении Михаил Ходорковский. Но этот раздел не об этом. Он содержит в себе вывод, которого здесь нет. Хотя вот это вполне могло бы сойти: «Что ж, в заключении хотелось бы сказать: Учите языки, товарищи! Ведь как в анекдоте может получиться: „— дедушка, вам зачем латынь? — Ну, я скоро умру, приду в рай, Апостол Пётр будет говорить на латыни, а я её не знаю! — А если вы не попадёте в рай, а, например, в ад? — А русский-то я уже знаю!“. Языки всегда вам пригодятся.» Но я не хочу писать такой долгий вывод, поэтому скажу: не воспринимайте эту статью всерьёз, а лучше идите спать (см. рис. 1) «учить латыньские языки». В конце концов, это одно из самых приятных занятий в периоде обучения.

absurdopedia.net


Смотрите также