Изобретения древних шумеров. 7 поразительных фактов о древних шумерах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

17 впечатляющих фактов о древних шумерах. Изобретения древних шумеров


The300Spartans » Открытия Шумеров. Конец Шумеров

Открытия Шумеров.

Большого искусства достигли шумеры в изготовлении музыкальных инструментов, особенно замечательны их изящно украшенные арфы. Великолепная посуда и легкая плетеная мебель свидетельствуют об утонченном художественном вкусе мастеров Шумера. Многие важнейшие изобретения цивилизации также принадлежат шумерам. Они открыли медь и первыми научились формовать мягкие металлы. Они изобрели способ получения бронзы, сплавляя вместе медь и свинец. Из этого твердого сплава было изготовлено первое металлическое оружие,  и тем самым эпоха камня навсегда ушла в прошлое. В самом деле, из бронзы можно было делать не только оружие, но и всевозможный хозяйственный инвентарь, необходимый и земледельцам и ремесленникам. Шумерам приписывается и честь создания первой машины – гончарного круга, значительно расширившего возможности использования глины – основного материала шумерам мы обязаны десятичной и шестидясятиричной системам счисления, первой системой письменности и древнейшими памятниками изобразительных искусств. Важнейшее техническое изобретение шумеров – это колесо и, естественно, колесные повозки, сделавшие торговые связи с далекими землями легкими и доступными.

Шумерская кухня, необычайно разнообразная и изысканная, на протяжении нескольких веков славилась далеко за пределами шумерских городов.

Возможно, в ту же эпоху другие народы достигли не менее высокого уровня развития, чем шумеры, однако только шумеры известны истории: только о них дошли до нас письменные документы, повествующие о традициях и образе жизни народа – вообще письменность впервые возникла именно здесь, в Междуречье. Первые образцы письма были найдены при раскопках в Уруке, древнем городе шумеров. Эти глиняные таблички представляют собой различного рода счета, касающиеся храмового хозяйства. Жрецы чрезвычайно тщательно регистрировали все коммерческие и бухгалтерские операции: на табличках особыми символами обозначены полученные и проданные товары, указано количество товара, имена продавца и покупателя.

[ad#Googletekst_1]Письменность, шумеров как и более поздняя египетская, основана на символическом (или, как говорят, логографическом) принципе, но уже в период между 3500 и 2500 годами до н.э. она преобразилась в фонетическую. Техника письма первоначально, по-видимому, была линейной (рисунок состоял из непрерывных линий), позднее превратившейся в клинописную – каждому линейному рисунку отвечал комплекс клинообразных насечек. В фонетическом письме отдельный клинописный знак соответствовал уже не слову, а одному звуку. Шумерская клинопись позднее была усвоена также ассирийцами, вавилонянами и персами.

При обработке полей огромное значение имели работы по устройству и ремонту каналов, проводившихся для орошения земли в периоды засухи и для регуляции сезонных разливов Тигра и Евфрата.

Вавилонская башня, упоминаемая в Библии, представляет собой фантастически преображенную строительную идею, которой следовали шумеры при постройке храмов, — это множество усеченных пирамид, поставленных одна на другую. Эти знаменитые постройки называются зиккурат – настоящие лестницы с земли в небеса, которые шумеры стремились вознесли как можно выше, чтобы приносить свои жертвы, стоя ближе к богам. На вершине такой кирпичной башни находилось помещение с жертвенником. В эпоху великих династий в каждом городе был по крайней мере один зиккурат; в Уре сохранился знаменитый зиккурат времен царя Ур-Намму, правившего около 2000 года до н.э. Этот храм посвящен богу луны Нанну и состоит из трех ступеней, в общей сложности в24 метравысотой. Сегодня такие размеры кажутся не слишком внушительными, но следует вспомнить, что все здание сложено из маленьких кирпичей, а задумавшись о том, в какую эпоху оно возникло, мы должны будем признать, что речь идет о колоссальнейшем начинании.

В гончарных мастерских изготовлялись сосуды самых различных форм и назначений. Именно шумеры изобрели гончарный круг, сделавший работу горшечников гораздо легче и эффективнее.

Своих мертвецов шумеры хоронили с большими почестями. В царской усыпальнице в Уре, обнаруженной археологом Леонардом Вулли, были найдены большие гробницы принцев, свидетельствующие, что погреебние было пышной церемонией. Тела наряжены и убраны украшениями из золота и дорогих камней, как будто мертвые отправлялись на празднество, а кругом разбросаны мелкие бытовые предметы, которые могли понадобиться в загробной жизни.

Шумеры были и первыми торговцами древности: поначалу товар возили только на вьючных животных, а позже стали использовать и колесные повозки.

 Конец шумера.

Даже в период наивысшего расцвета цивилизации шумеров грозило падение под натиском варваров. Из Загроса, горной цепи, тянущейся вдоль границ современного Ирана, приходили кочевые племена гутиев, народа грубого и неразвитого, которые оскверняли храмы и грабили города.

Шумерская письменность. Клинописные знаки впоследствии были заимствованы ассирийской, вавилонской и персидской письменностью.

Они произвели значительные разрушения, особенно на севере страны; некоторые города были стерты с лица земли. Впоследствии пришельцы усвоили достижения цивилизации, смешались с коренным населением и образовали новый народ. Именно в это время поднялась звезда Ур-Намму, правителя Ура, вернувшего стране былое величие. Но при его потомках Ур начал постепенно угасать, и возникла угроза новых варварских вторжений с севера, где активизировались семитские племена; шумеры оказались не готовы к тому, чтобы оказать достаточно мощное сопротивление.

Среди многочисленных открытий шумеров особенно важно изобретение колеса, ставшее первым шагом в развитии современного наземного транспорта.

Были надйены таблички с письмами от царя Ибби-Суэна, адресованными соседним эламитянам; в них содержится предложение заключить оборонительные договор против  захватчиков, однако после этих табличек нет ни одного документа, содержащего какие-нибудь сведения о жизни Ура. Дальнейшая история города нам неизвестна. Возможно, варвары опрокинули сопротивление, захватили город и выслали из него Ибби-Суэна.

Культ мертвых в Шумере включал ряд торжественных и полных значений церемоний.

Действительно, в царской усыпальнице какие бы то ни было следы его гробницы отсутствуют. “Боги покинули нас”, — пели поэты,  и это была правда, потому что на этот раз вторжение варваров уничтожило шумерскую цивилизацию.

Просмотров: 20 602

the300spartans.ru

Загадки шумерской цивилизации: vakin

Загадки шумерской цивилизации

Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.

Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

Возвышающий обман?

После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!

Загадки шумерской цивилизацииШумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день

Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.

Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить — сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры — то есть более пятидесяти веков назад!

Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.

Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.

Загадки шумерской цивилизации

Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.

И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени — ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей — от колеса до двухпалатного парламента — и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?

Загадки шумерской цивилизацииУникальная письменность — клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики

Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять — как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?

Низкие истины

Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно — сами они называли себя черноголовыми (почему — тоже неясно). Однако то, что их родина — не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!

Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии — недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.

Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина — остров Дильмун (нынешнее название — Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.

Загадки шумерской цивилизацииГильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск — символ ассирийского бога Ашшура

Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?

Существует версия и о том, что шумеры — это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.

Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.

Загадки шумерской цивилизации

Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами — это сравнить их языки. Связь может быть близкой — тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.

Но шумеры — единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.

Британский след

Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в... кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.

Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств — профессиональные разведчики).

Загадки шумерской цивилизацииБехистунская надпись

Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись — трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).

Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.

Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак — еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и — что вы думаете? — достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность — и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.

Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.

Загадки шумерской цивилизации

Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.

Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!

Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах — белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере — великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.

Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, — утверждают конспирологи. — Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством — Ур, Лагаш, Ниневия».

Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.

Автор Игорь РодионовИсточники - NoNaMe и 32mt.livejournal.com

vakin.livejournal.com

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Наверное, все знают о том, что древние шумеры стали первыми изобретателями письменности и колеса. Но что мы действительно знаем об этой древней цивилизации, существовавшей около 4 тысячелетия до н.э. на территории современного Ирака?

Итак, перед вами 17 впечатляющих фактов о древних шумерах, обитавших в долине рек Тигр и Евфрат.

1. Население одного из крупнейших шумерских городов могло составлять 80 тыс. жителей.

Это для нас, живущих в мегаполисах с населением более миллиона человек, 80 тыс. жителей кажется маленьким количеством. Но для сравнения, даже в Средневековье город средних размеров насчитывал всего 5 тыс. жителей, только в Италии количество населения крупных городов насчитывало 35-40 тыс. человек. А ведь древние шумеры жили за 5 с половиной тысячелетий до эпохи Средневековья! При этом шумеры строили свои дома из глиняных кирпичей, а также по всему городу были проложены оросительные каналы.

2. Список шумерских правителей включает одну женщину.

Одним из самых ценных источников, сообщающих о жизни древних шумеров, является «Царский список», в котором рассказывается о самых древних правителях шумеров. История в этом списке переплетается с мифами. Этот список включает в себя женщину, которая стала правительницей одного их шумерских городов-государств. Ее называли Кубаба и изначально она была владелицей таверны. В списке говорится, что она укрепила свое царство и стала родоначальницей целой династии царей, правивших 100 лет.

3. Шумерские города-государства часто находились в состоянии войны друг с другом.

И это несмотря на то, что они делили общий язык и культурные традиции.

4. Древние шумеры обожали… пиво.

Шумеры изобрели не только письменность, колесо, соху, законы и литературу, они были еще и одними из древнейших пивоваров. Их техника пивоварения все еще загадка, но известно, что они делали пиво на основе ячменя, и оно было настолько густым, что его требовалось процеживать через особую систему фильтров. Шумеры ценили свое пиво за то, что оно было полезно, и считали его ключом к «радостному сердцу и довольной печени».

5. Клинопись использовалась в течение 3 тыс. лет.

Клинопись представляла собой письмена из черточек в форме клиньев и использовалась изначально для того, чтобы вести счета и деловые записи, но со временем она развилась в настоящую систему письменности, которая могла использоваться для написания рассказов и поэм, законов и истории. Большинство современных письменных систем произошли именно от шумерской клинописи.

6. Шумеры были древнейшими купцами.

Их земля была богата лесом, минералом, камнем, поэтому они наладили одни из первых в мире торговых путей как по морю, так и по суше.

7. Эпос о Гильгамеше мог быть написан о реальном шумере.

Эта древняя поэма рассказывает о шумерском короле, который бился с лесным чудищем и пытался раскрыть загадку вечной жизни. Хотя персонаж является полубогом и обладает силой Геракла, ученые считают, что он был реальной личностью – 5-м правителем города Урук. О нем говорится в шумерском «Царском списке», где рассказывается о том, как он строил защитную стену вокруг города и восстанавливал храм одной их богинь. Вероятнее всего, он был реальной личностью, чьи деяния потом были преобразованы в мифы.

8. Шумерская математика и система мер используются по сей день.

Идея о том, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут, происходит из древней Месопотамии. Современная математика основывается на десятеричной системе исчисления, а шумерская основывалась на шестидесятеричной. Эта система была позже заимствована вавилонянами, которые использовали ее при астрономических вычислениях длины месяца и года. Шестидесятеричная система постепенно перестала использоваться, но ее отголоски все еще можно услышать в системе изменения времени в часе и минуте. Сюда же относятся 360 градусов в круге и 12 дюймов в футе.

9. Шумерская культура была потеряна для истории вплоть до 19 века.

После того как шумеры были захвачены вавилонянами и амореями во втором тысячелетии до н.э., шумеры постепенно утратили свою культурную самобытность и перестали существовать как политическая сила. Все знания об их истории, литературе, технологиях и даже их имя были в конце концов забыты. Их секреты были сокрыты в недрах иракской пустыни вплоть до 19 века, пока французские и британские археологи, наконец, не наткнулись на шумерские артефакты, когда искали следы древних ассирийцев.

10. Возможно, шумеры были древнейшей цивилизацией, существовавшей на Земле.

А древнейшим городом мог быть шумерский Эриду, построенный около 5400 г. до н.э.

11. Шумерский царь Эанатум создал первую в мире империю.

В 25 веке до н.э. он предпринял военный поход, в результате которого захватил несколько соседних городов-государств, позже он завоевал весь Шумер и даже простер свою власть за его пределы.

12. У древних шумеров есть миф о потопе, похожий на рассказ о Всемирном потопе из Библии.

Согласно шумерской легенде, Боги решили наслать на Землю воду, чтобы уничтожить человечество. Однако Бог Эа предупредил Зиусудру, правителя Шуруппака, и велел ему построить большую лодку. Сильный шторм качал лодку 7 дней и 7 ночей, а затем появился Уту – бог солнца. После потопа животные покинули корабль, а Боги дали Зиусудре вечную жизнь, чтобы «сохранить животных и людское семя».

13. Шумеры создали древнейший кодекс законов.

Он назывался «Законы Ур-Намму», по имени составителя – царя города-государства Ур (родины библейского пророка Авраама, кстати).

14. Шумеры первыми изобрели календарь.

15. Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным.

Они изучали письмо, чтение, математику, историю, составление карт, лингвистику, медицину и учились проводить операции.

16. Шумерские женщины обладали определенными правами в обществе.

Они могли продавать, покупать и иметь имущество, были задействованы в торговле и имели право свидетельствовать в суде.

17. Шумеры одомашнили крупный рогатый скот, коз, овец и попугаев.

prikolno.cc

7 поразительных фактов о древних шумерах

Многим древние шумеры известны как изобретатели письменности и колеса, но лишь некоторые знают о других великих изобретениях древней цивилизации. Сегодня редакция Интересно знать расскажет вам о 7 впечатляющих фактах о народе, обитавшем в долине рек Тигр и Евфрат.

Шумеры являются самыми древними купцами в мире. Они проложили одни из первых в мире торговых путей как по морю, так и по суше.

 

Немногие знают, что мысль о том, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут принадлежит именно шумерам. Дело в том, что в отличие от современного мира, где используется десятеричная система исчисления, в Месопотамии использовалась шестидесятиречная система. Но впоследствии она перестала использоваться. Время и градусы — одни из немногих величин, для измерения которых до сих пор используется шумерская система.

Шумерами была создана первая в мире империя. Шумерский царь Эанатум в 25 веке до н. э. предпринял военный поход, в ходе которого захватил несколько близлежащих государств и создал могучую империю.

Календарь, которым мы пользуемся сейчас, был создан шумерами.

Шумеры одомашнили крупный рогатый скот. коз, овец и попугаев.

Шумерами также создан древнейший в мире свод законов. Он назывался «Законы Ур-Намму» по имени своего составителя — царя города-государства Ур.

У древних шумеров имелся один миф, который очень напоминает библейский рассказ о Всемирном потопе. Согласно древней легенде, боги разозлись на шумерский народ и решили уничтожить его, наслав на Землю воду. Но один из богов предупредил Зиусудру — правителя Шуруппака и приказал ему построить большую лодку. Потоп длился 7 дней и 7 ночей, после чего появился бог солнца, животные покинули корабль, а Зиусудре была подарена вечная жизнь, чтобы «сохранить животных и людское семя».

Источник:

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Шумеры

История возникновения

С Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В междуречье (по гречески – в Месопотамии) около 5000 лет до н. э. поселились шумеры

. В эпосе упоминается их родина, которую они считали родиной всех людей высокие горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно.

Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось ᴄᴫᴏжной структурой обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системой обучения.

Эта культура опережала развитие других великих культур на 100 – 200 лет. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку за несколько месяцев.

От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения. Каждого из них достаточно для возвышения любого народа.

Шумерское теократическое общество было приспособлено к копированию "небесных образцов", а не к изобретениям или преобразованиям. Стало быть, эта цивилизация могла прийдти туда из других очагов культуры.

В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим поведал, как по совету бога Эйи он со своим семейством спасся в ковчеге от ᴨᴏᴛопа. Между прочим, в ковчег он взял искусных мастеров. Значит, если верить сказанию, культурные ценности допотопного человечества были сохᴘẚʜᴇны шумерами.

Шумер был, вероятно, наследником лучшего, что было создано в "доисторический период" человечества. Кстати, шумеры и не приписывали себе изобретений. Они считали их даром богов, которые присутствовали как-бы рядом.

Кое-кому боги оставили даже ᴨᴏᴛомство. Отсюда натуралистический оттенок в чувстве "присутствия" Бога у шумеров.

Историки видят причину богатства и культурного расцвета Междуречья при шумерах в освоении поливного земледелия. Пустыня, которая раньше трескалась от жары, начала давать богатые урожаи.

Для охраны нажитого достояния шумеры построили города, в которых родилась новая форма жизненного уклада.

Шумеры молились многим богам. Есть основания предполагать, что их многобожие связано с торговыми отношениями племен Междуречья.

Ведущую роль в Шумере играло сословие жрецов. Они составляли замкнутую касту. Важно учесть, что их статус наследовался. Жрецом в результате "конкурсного" отбора мог стать образованный мужчина, совершенный телом и духом.

В каждом храме были свои порядки. Адмиʜᴎϲтративными делами управлял главный жрец ("шангу"). Другой жрец ("эну") от имени храма предстоял богу–покровителю храма и в таинствах исполнял роль бога. Верховного жреца города выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного.

На время войны верховный жрец становился вождем. Позднее для этой роли стали избирать правителя (из числа жрецов). Его власть тоже наследовалась. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Так возникли царские династии.

Двоевластие впоследствии сыграло роковую роль в судьбе страны, ᴨᴏᴛому что цари начали конкурировать с храмами за источники доходов. Авторитет оставался на стороне храмов, и они при любой власти выживали. Но царства, ослабленные разделением, рушились под напором соседей.

Шумер сначала попал под власть аккадцев, ᴨᴏᴛом – ассирийцев. Но завоеватели сами оказались покоренными шумерской религией, так что она не ᴨᴏᴛерпела существенных изменений. Правда, некоторым богам пришельцы дали новые имена. Пантеон богов при этом увеличился

С отходом духовной власти от управления порядки становились более жесткими, а нравы - более распущенными.

Царь Хаммурапи (1728-1686), почувствовав неладное, издал мудрые законы, касающиеся и нравственности.

Какое-то время сила закона держала нравы в жестких рамках. Но история показывает что нравственный закон не заменить ни силой, ни хитростью законодателей.

В Шумеро-Аккадский период главную роль играл великий город Вавилон, "ворота бога", священная столица. Его улицы носили имена богов. На 200 тыс. населения в нем было 53 храма высших богов, 55 храмов бога Мардука, 600 святилищ небесных богов, 300 святилищ земных и подземных богов, 180 жертвенников богини Иштар и 200 – прочих божеств. На основании выше сказанного приходим к выводу, что в среднем один храм обслуживал не менее 1500 чел.

Владения храма считались собственностью Бога-покровителя. Важно учесть, что их обслуживали тысячи земледельцев, скоᴛᴏʙодов, ремесленников и ткачей. Земли передавались в пользование. Часть урожая с них шла на храм и в пользу бедных.

У жрецов было разное служение - жертвоприношение, очищение, заклинание, толкование знамений. Искусных толкователей избирали оракулами храма. Группа писцов вела хронику событий в храме. Жрецы-управители вели строгий учет урожая, доходов с собственности храма, выплат десятины и налогов горожанами.

Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной

. В памяти ᴨᴏᴛомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым они  уподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством, сколько  воплощением мистических идей.

Новая для Востока форма храма – ступенчатая пирамида со святилищем наверху - зиккурат. Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычно строили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, дворец царя и царское кладбище.

В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне  Божества. Здесь проходила Ось мира. Таинства в “святая святых”с участием статуи были скрыты от обозрения. Даже царь допускался туда только по особым случаям и без царского облачения.

Статую бога изгоᴛᴏʙляли из ценных пород дерева. Её обшивали золотом, венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно, украшения первоначально возникли, как знаки статуса, символы достоинства.

Скорее всего, эти символы определяли статус посвященной жрицы.

Астрология родилась среди первой цивилизации человечества - шумерской цивилизации. Это было приблизительно 6 тысяч лет тому назад.

Вначале шумеры обожествляли 7 ближайших к Земле планет. Влияние их на Землю рассматривалось, как воля Божества, живущего на этой планете.

Шумеры впервые заметили, что изменения положения небесных тел на небе вызывают изменения в земной жизни. То есть, они соотносили жизнь земную с движением небесных тел. Там на небе чувствовался порядок, гармония, последовательность, законность. Они сделали следующий логический вывод: если земная жизнь будет согласованна с волей Богов, живущих на планетах, то аналогичный порядок и гармония возникнет на Земле. Наблюдая постоянно меняющуюся динамику звездного неба, шумерские священнослужители постоянно изучали и исследовали влияние движения небесных тел на земную жизнь.

Изобретения шумеров:

 гончарный круг

 колесо

 обожженый кирпич

 архитектура

 литье металлов

 металлический лемех

 система орошения

 десятичная система счета

 лунный календарь

 часовой круг

 деление круга на 360°

 письменность

 система адмиʜᴎϲтрирования

 право

 архивное дело

 математика

 астрология

 литература

 школьная система обучения

Образованным считался человек:

 полностью владеющий письмом

 умеющий петь

 владеющий музыкальными инструментами

 умеющий принимать разумные и законные решения

 çíàþùèé æåðòâåííûå ðèòóàëû

>> Шумеры

Шумер и Аккад
Древняя цивилизация шумеров
Древние государства Шумера и Аккада.
Искусство Шумера (27-25 вв. до н. э.)
Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н. э.)
Культура Шумера
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)

Похожие документы

Шумеры

История возникновения С Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В междуречье (по гречески – в Месопотамии) около 5000 лет до н.э. поселились шумеры. В эпосе упоминается их родина, которую они считали родиной всех людей высокие горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно. Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной структурой обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системой обучения. ...

bigreferat.ru

Глава 7. Открытие шумеров. Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Шумеры были «открыты» сравнительно недавно, и потому неудивительно, что они остаются загадочным народом – настолько загадочным, что их существование попросту отрицали, даже после того, как были раскопаны их города и установлены даты правления их царей. И в самом деле, поиски «шумеров» завели историков в такую глубь времен, что перед ними встали новые проблемы анализа и интерпретации фактов, причем даже дешифровка их языка не разрешила центральный вопрос: кем они были и откуда пришли?

Но при этом все же известно, что это был народ, живший в Месопотамии до вавилонян и передавший свою высокую культуру тем полуварварским племенам, которые впервые появляются на исторической сцене в 2225 г. до н. э. Мы знаем, что они занимали нижнюю часть равнин между Тигром и Евфратом и что к 3000 г. до н. э. они построили города из обожженного и необожженного кирпича, обрабатывали поля, орошая их с помощью каналов и водотоков, разводили овец и крупный рогатый скот. Еще более важно, что они разработали систему письменности, неоспоримо доказывающую, что процесс развития цивилизации начался за сотни лет до того времени, которым датируются древнейшие таблички, найденные среди развалин их городов.

Изобретение шумерами письменности имеет поистине огромное значение: это величайшее достижение человечества после того, как оно научилось пользоваться орудиями труда. Как только была разработана система записи знаний, полученных из опыта предшествующих поколений, процесс эволюции значительно ускорился. За последние пять тысяч лет, с тех пор как шумеры впервые начали делать записи, человечество прошло гораздо больший путь, чем за предшествующие пятьдесят тысяч лет. Следовательно, любой анализ культуры шумеров и их места в истории должен начинаться хотя бы с краткого обсуждения того интеллектуального прорыва, который в ту историческую эпоху среди обитателей нашей планеты, похоже, смогли совершить только одни они.

Разумеется, очевидно, что, как только человек стал человеком разумным, он начал делать рисунки с целью передачи сообщений: именно потребность передавать информацию через пространство и время и является основным мотивом доисторических наскальных рисунков Южной Европы и Африки.

Но от рисунка звезды до идеограммы, где звезда означает понятие неба, пролегает долгий путь, а еще дольше переход от идеограммы к фонограмме, при котором изначальная звезда:

превратилась в знак:

соответствующий звукам «ан», что значит «бог».

Письменность в том виде, в каком мы ее знаем, была систематизирована, если, собственно, не изобретена, шумерами, сделавшими из пиктограмм идеограммы для выражения действий и абстрактных понятий, а также предметов. Рассмотрим это на примере. Первобытный человек конечно же вполне мог нарисовать бегущего оленя или бегущих людей, а зрители могли понять, что на этой картине изображен бегущий олень или воины, атакующие врага. Но первобытный человек не мог передать глаголы «бежать» или «пить», не изобразив пьющего человека или животное. Гениальный изобретатель, придумавший знак для действия как такового, например для глагола «пить», просто объединил рисунок рта с рисунком воды, текущей в рот, и получил идеограмму «пить». Таким образом:

На следующей стадии развития шумерской письменности ускорялась запись знаков и, как в случае с развитием нашей письменности, знаки, которые некогда тщательно изображались в виде рисунков, стали писаться «небрежным почерком», особенно в тех случаях, когда писец старался поспеть за речью говорящего. Поскольку стиль, то есть инструмент для письма, представлял собой заостренное на конце прямое орудие, им нелегко было быстро проводить изогнутые линии на мягкой глине, так как глина собиралась складками и образовывала неровности. Следовательно, легче было сделать стилизованное изображение изначальной пиктограммы теми линиями, которые позволял проводить остроконечный стиль. Поэтому, например, изначальный рисунок птицы преобразился примерно в такое стилизованное изображение:

По некоторым причинам, не совсем ясным, несмотря на различные объяснения, этот знак был развернут в другую сторону и стал писаться так:

По прошествии некоторого времени возник «скорописный» вариант знака, состоящий только из прямых линий:

Это был знак для передачи понятия «птица» в ранней вавилонской письменности. Позже он еще более упростился:

Из этого очень краткого описания развития шумерской письменности становится понятно, что расшифровать язык было весьма непросто. Даже сам факт существования шумерского языка был признан филологами далеко не сразу; поначалу они могли только догадываться о содержании текстов по ключевым словам с помощью «словников», составленных вавилонянами и ассирийцами. Эти народы, завоевавшие шумеров и сделавшие их земли частью своих империй, переняли их клинопись и даже выучили шумерский язык; поэтому-то им и нужны были своеобразные вавилоно-шумерские словари (некоторые из них сохранились до нашего времени). Шумерский язык употреблялся в Вавилонии практически в тех же целях, что и латынь в средневековой Европе, – это был язык религии, правоведения и международной дипломатии. Но существовало и значительное отличие. Поскольку шумерский не принадлежал к семитской группе языков, то вавилоняне и ассирийцы, говорившие, как евреи и арабы, на семитских языках, сталкивались с определенными трудностями, пытаясь передать свою речь шумерскими клинописными знаками. Это все равно как если бы мы попробовали записывать английские слова китайскими иероглифами или любым другим неалфавитным письмом.

Так кто же все-таки были загадочные шумеры, изобретшие эту систему письма? Расшифровка их языка и раскопки их городов свидетельствуют, что это был высокоразвитый народ, населявший Южную Месопотамию на заре цивилизации. Во 2-м тысячелетии до н. э. в эти земли вторглись семитские племена, пришедшие, вероятно, из Сирийской или Аравийской пустыни. Можно утверждать наверняка, что семиты обнаружили народ, во много раз превосходивший их в любой области человеческой деятельности, за исключением военного искусства, что и объясняет, почему более цивилизованные горожане стали легкой добычей кочевников. Но как нередко случалось в истории, победителями в конечном итоге стали проигравшие; варвары сдались перед лицом превосходящей культуры, которую шумеры развивали на протяжении столетий. Они переняли у них искусство письма, свод законов, строительные технологии, сельское хозяйство и политико-социальную структуру общества цивилизованных людей.

Сегодня, вне зависимости от того, кем были шумеры (индоевропейцами или семитами) и откуда они пришли, мы, по крайней мере, знаем, как они выглядели, какой вели образ жизни и во что верили, поскольку они оставили после себя обширные записи о созданной ими цивилизации. Судя по их скульптурам, это были бритоголовые большеглазые люди с кудрявыми бородами и загадочными улыбками, напоминающими греческие комические маски. Но, несмотря на большие глаза и мягкие улыбки, они все же кажутся очень далекими и чужими, и это неудивительно: ведь нас разделяет пять тысячелетий. Их образ жизни был похож на тот, что вели пришедшие вслед за ними восточные народы, – об этом можно судить по записям на тысячах табличек, стел, цилиндров и монументов, передающих во всех подробностях их общественные и личные дела.

Их страна, Шумер, или нижняя (южная) часть того, что впоследствии стало Вавилонией, состояла из городов-государств, правители которых были одновременно верховными жрецами местных богов. Соседние города воевали друг с другом, соперничая за землю и воду, пока один из городов не попадал под власть другого. Правитель города-победителя объявлял себя полубогом, принимал титул царя и основывал династию. Если же ему удавалось установить свою власть над группой городов, то он становился «великим царем» и «царем царей». По мере роста военного и политического могущества монарха его все больше обожествляли, поскольку формой правления древних восточных царств была теократия. Все законы и политические решения цари-жрецы объявляли от имени местного бога. Это была простая, эффективная и непобедимая политико-социальная система, которую в Древнем мире не подвергали сомнению, начиная приблизительно с 6000 г. до н. э. и вплоть до появления греческой демократии. Единственное, на что могли уповать подданные в Шумере, Вавилонии, Ассирии, Персии и в других восточных деспотиях, – это на то, что их царь окажется достаточно разумным и милосердным правителем, а не тираном. Свержение царя всегда было результатом убийства, совершенного честолюбивым захватчиком, который становился новым тираном. Таким образом, Древний мир не знал политических революций. Непрерывные войны приводили лишь к смене правителей и представителей верховной власти.

Опорой автократической системы была слепая вера в бога или богов данной местности – вера настолько прочная и преобладающая над всеми остальными соображениями, что она сводила на нет любые политические и социальные разногласия. Другими словами, на идеологической почве оппозиции правящему монарху или его окружению быть не могло. Любая оппозиция основывалась исключительно на личном честолюбии соперника. Искреннее признание всеми жителями превосходства бога и божественного права царя, его представителя на земле, давало государству возможность сохранять высокую степень стабильности.

Именно абсолютное подчинение власти и было главной силой шумерского общества, такой же силой, которая присуща дисциплинированному войску. Индивидуум был полностью интегрирован в общество, его личные разум и воля подчинялись общественным разуму и воле. Само выживание общества зависело от того, насколько человек сумеет подавить свои личные потребности и желания ради общего блага. Иного образа жизни просто не могло сложиться в такой местности, как Нижняя Месопотамия, где наводнения, засухи, наступление моря на сушу, бури и землетрясения делали существование человека вне коллектива невозможным. Сельское хозяйство немыслимо без ирригации; каналы же нельзя было выкопать без труда всех годных к работе мужчин, женщин и детей. Общинным духом был проникнут любой аспект шумерской жизни, и не в последнюю очередь религия, доказательством чего служат колоссальные храмы, или «дома богов», как называли их сами шумеры. Отсутствие необходимых материалов и совершенных механизмов можно было компенсировать только упорным коллективным трудом.

Следует сказать, что боги Шумера, как и боги Вавилона, Ассирии и Персии, не были абстрактными понятиями, отвлеченными от повседневных людских забот. Их власть и могущество ощущались во всем. Регулярные восходы и заходы солнца и других небесных тел, смена времен года, рождение и смерть – все это подчинялось воле всемогущего повелителя или царя, который правил всем мирозданием, как земные цари правили своими владениями. И точно так же, как у земных царей были свои жены, дети и придворные, у верховных владык вселенной было свое окружение, составлявшее пантеон дохристианских религий. Отсюда следует, что верховного бога, окруженного низшими божествами, воспринимали в человеческом образе. Он всегда изображается в языческом искусстве как сверхчеловек и сверхцарь, чью власть бессмысленно оспаривать и кому смертельно опасно противостоять.

Изначально у шумеров было множество таких богов – фактически столько же, сколько и городов. У Фары, например, был свой бог Шаруппак; у Лагаша – Нингирсу; у Эреду – Энки; у Ура – Нанна; у Ларсы – Баба (Бау) и т. д. Все они, можно сказать, давно «вымерли» и в настоящее время кажутся всего лишь лингвистическими диковинками. Большинство из них уничтожало друг друга в битвах, пока не остались самые сильные, то есть боги победивших городов-государств. Выжили таинственный Ан, Царь Небес; его сын Энлиль, некогда бывший покровителем города Ниппура, и Энки, Владыка Земли. Супругой Ана считалась Ки, богиня земли, плодом их союза и стал Энлиль. Как характерно для примитивных теогоний, боги-мужчины играют главную действующую роль, а богиням-женщинам достаются роли второго плана; эта ситуация отражает положение мужчин и женщин в человеческом обществе. Однако шумеры не дошли до того, чтобы, подобно евреям и грекам, а также христианам, сваливать на женщин вину за все грехи человечества.

Даже из такого краткого знакомства с шумерским пантеоном становится очевидно, что боги умножались и усиливали свое могущество по мере завоеваний царей, их главных представителей на земле. Постепенно эти божества становились все более удаленными и недоступными, подобно «великим царям» по отношению к их подданным. И точно так же, как земные монархи по мере упрочения власти окружали себя придворными, боги ставили между собой и простолюдинами жрецов. На определенном этапе развития шумерский пантеон стал походить на генеалогии европейских монархов Викторианской эпохи, и разобраться в связях между их многочисленными родовыми ветвями может только специалист. Кроме Ана, Царя Небес, мы встречаем и Уту, солнечного бога. Богиня земли Ки, похоже, уступила позиции богине Намму, «матери, создавшей небо и землю». Появляется и лунное божество, которое называют по-разному, Син или Нанна, сын Энлиля и отец Уту и богини любви Инанны. «Корни» генеалогического древа шумерских богов выглядят следующим образом:

Легко понять, что усложнение генеалогии шумерских богов неизбежно привело к образованию особого штата специалистов, посвятивших себя культу этих богов и следивших, чтобы каждый из них получал причитающуюся ему долю внимания, то есть за размерами храма, величием его свиты, продолжительностью ритуалов. Так возникло сословие жрецов, столь же необходимое при теократии, как гражданские службы необходимы при демократии. По мере расширения выполняемых ими функций обе эти организации становятся все многочисленнее и все больше бюрократизируются. К 3-му тысячелетию до нашей эры жрецы служили уже десяткам богов, большинство из которых имели свои храмы, свои праздники, святилища, ритуалы, своих почитателей, и каждый из богов требовал своих особых жертвоприношений.

Таким образом, религиозная обрядность доминировала над всей жизнью шумерского общества. Если в современном мире религия стала по большей части темой «научных» рассуждений, то для шумеров существование богов и необходимость поклонения им были неоспоримы, так же как природные явления, наподобие прилива и отлива. Рядовой шумер знал, что он всего лишь слуга богов, по сравнению с ними так же ничтожен, как животное по сравнению с человеком. Удача, талант, общественное положение или богатство воспринимались как дар богов, которые легко могут отнять то, что сами же и дали. В подобных религиозных системах природа самих божеств – главная характерная черта, и, если боги жестокие, жадные, безжалостные и несправедливые, их последователи приобретают те же качества. Это ясно видно на примере многих языческих религий. Классический пример – финикийский культ Ваала, пожирателя детей. И напротив, там, где люди облагораживали своих богов (как, например, греки облагородили Аполлона, изначально бывшего Разрушителем), их собственный образ жизни становился более мягким и гуманным.

К счастью для шумеров, их богам, похоже, не чуждо было понятие нравственности; они восхваляли любовь к истине, справедливость и добродетель. В то же время людям нужно было как-то осмыслить существование зла, лжи, несправедливости и порока. Поскольку считалось, что простой человек не имеет свободы воли, то ответственными за зло были объявлены некоторые злые боги. Действительно, такая простая логика придавала религии силу: ведь невозможно любить бога и доверять ему, если он одновременно ответственен за добро, и за зло, и за счастье, и за страдания человечества, за весенние цветы и за смерть ребенка.

Итак, шумеры в каком-то смысле решили основные теологические и философские проблемы, которые не дают нам покоя и сегодня, объявив в качестве основных постулатов непогрешимость богов, беспомощность человека и неотвратимость судьбы. Строгим моралистам такие убеждения всегда казались проявлением духовной трусости. С другой стороны, шумеры, осознав, что они смертны, подобно всем живым существам, принимали все, что уготовила им судьба, и направляли всю свою физическую и духовную энергию на то, чтобы по возможности сделать существование в этом мире как можно более приятным. Результаты такой философии видны в портретных изображениях этих экзотичных людей с большими волнующими глазами, загадочными улыбками, бритыми головами, курчавыми бородами и легкой женственной полнотой. Они словно бы чувствовали, что если уж ничего не могут поделать с существующим миропорядком, то остается хотя бы наслаждаться пищей, женщинами и сном, поскольку каждая фаза жизни регулируется божественным законом. Простой смертный не мог изменить свою судьбу и поэтому довольствовался тем, что желания богов за него толковал царь, исполнявший одновременно и роль религиозного вождя. Как и во всех теократических сообществах, вся земля и вся собственность принадлежали богу, а люди только выполняли свои специфические обязанности перед этим богом. В результате в Шумере практически не существовало так называемых проблем современного капиталистического общества. О безработице, социальных волнениях и бедности в том масштабе, в каком она известна нам, там и не слышали. Рядовые граждане считали своей обязанностью работать на благо бога (то есть государства), возделывая поля, ухаживая за домашними животными, занимаясь рыбной ловлей, торговлей, строительством храмов и т. д., и точно так же царь, представитель бога на земле, был обязан обеспечивать их необходимыми пищей, кровом и защитой.

В каком-то смысле шумерское общество напоминало большие, хорошо организованные и процветающие монашеские общины христианского Египта VII в. Управляемые благожелательным епископом христианские поселения в Фиваиде процветали так же, как процветало шумерское общество под управлением добродетельного царя наподобие Урукагины из Лагаша (ок. 2400 г. до н. э.), который придерживался следующего правила: «сильный не должен обижать сироту и вдову». На практике Урукагина сдерживал вездесущих и алчных сборщиков налогов, осаждал ростовщиков и мелких чиновников, надзирающих за земледельцами и рыбаками, арестовывал воров и убийц, пресекал несправедливость по отношению к бедным и слабым. По крайней мере в течение десяти лет Лагаш был самым свободным, процветающим и благополучным городом из всех известных нам древнейших городов. Эта идиллия закончилась из-за междоусобных войн, характерных для того периода, но указы и постановления Урукагины успели стать частью общественного сознания и заложили основание вавилонской судебной системы.

В рамках теократической формы правления городам-государствам удалось достичь небывалого подъема в то время, как Европа все еще была погружена во тьму каменного века, а ее жители обитали в пещерах или озерных деревнях, почти не имея никакого представления об искусстве и архитектуре. К 2600 г. до н. э.

шумерские строители возводили двадцатиметровые кирпичные сооружения с арками, сводами и куполами. Их двухэтажные дома иногда не слишком отличались от жилищ зажиточных купцов в провинциальных городах современного Ирака. Однако следует заметить, что все их искусство и архитектура, как и другие виды общественной деятельности, выполняли религиозные функции так же, как и соборы средневековой Европы. Другими словами, искусство и ремесла прославляли величие Бога, а не человека. В результате по всей древней Месопотамии поднялись те самые «вавилонские башни», то есть зиккураты, или башни-храмы, презираемые евреями как символы язычества и так восхищавшие греков, которые, подобно Геродоту, признавали их небывалыми архитектурными достижениями. Наиболее известным из этих величественных сооружений является зиккурат Ура, так как от него осталось достаточно массивных камней для археологической реконструкции, чтобы представить себе размеры и форму этого сооружения и определить функции этих шумерских храмов. Храм в Уре был трехэтажным кирпичным строением. Внутри находились камни, скрепленные битумом («горной смолой», добываемой в Вавилонии), а снаружи он был облицован обожженными кирпичами. Длинная лестница вела к святилищу Нанны, лунного бога и покровителя Ура. Сегодня нас потрясают не столько размеры древнего храма, сооруженного четыре тысячи лет назад, сколько мастерство и чутье архитекторов, спроектировавших здание. Если бы зиккурат был возведен просто из прямоугольных блоков, поставленных друг на друга подобно тому, как дети складывают кубики, то он походил бы на современные, безвкусные в архитектурном смысле многоэтажки. Но шумерские строители, похоже, открыли роль оптической иллюзии в архитектуре – позже подобное открытие повторили создатели Парфенона. Во всем зиккурате Ура не было строго прямых линий; очертания стен и надстроек были плавно изогнуты, так что в силу оптического эффекта выпуклости в перспективе создавалось впечатление мощи и одновременно легкости. Более того, сходящиеся в одной точке лестницы заставляли глаз скользить вверх, обращая взор к святилищу бога, находящемуся между небом и землей. Это поистине шедевр архитектуры, и неудивительно, что на Геродота, который повидал храмы Греции и Египта, особое впечатление произвел зиккурат Вавилона, который он посетил около 450 г. до н. э. Он утверждает, что в нем было восемь этажей и посетители поднимались на него по лестнице, проходящей по краям сооружения. На половине пути находились скамьи, где можно было отдохнуть перед подъемом к самой верхней платформе, где располагался храм. Можно представить себе, как греческий путешественник взбирается по ступеням, чтобы увидеть храм на вершине башни. Но, по утверждениям самого Геродота, храм внутри был пуст – там не было ничего, кроме роскошно убранного ложа небывалых размеров и золотого стола рядом с ним. На этом ложе якобы должна была сидеть или возлежать женщина, которую бог, спускающийся с неба, выбирает себе в жены. «Я, впрочем, этому не верю», – добавляет историк, который всегда сомневался, когда дело касалось вопросов религии. Поэтому неудивительно, что он с презрением описывает обычай, согласно которому каждая женщина в Вавилонии должна хотя бы раз в жизни отдаться чужестранцу в храме богини Иштар. Он сообщает, что богатые женщины считают недостойным смешиваться с толпой остальных женщин и приезжают в закрытых повозках, в сопровождении множества слуг. Большинство других женщин, надев по такому случаю лучшие свои украшения, сидели в святилище в ожидании партнеров. Геродот не без явной иронии замечает, что там была большая толпа и что «одни из них уходят, другие приходят». Мужчина, выбрав понравившуюся ему женщину, должен был бросить ей в подол деньги, после чего имел полное право овладеть ею. Плата могла быть сколь угодно малой при условии, что мужчина произнес: «Призываю тебя на служение богини!» Отказываться женщинам не было дозволено, потому что эти деньги считались священными. «Красавицы и статные девушки быстро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай». Из расспросов Геродот узнал, что некоторым женщинам приходится ждать три-четыре года, в то время как другие покидают святилище через несколько часов.

Это довольно интересная и забавная история, характерная для Геродота, но нам следует верить ей с некоторыми оговорками. Греческий историк, вероятно, спутал священных проституток, занимавшихся своим ремеслом в храмах богини любви, с обычными женщинами, пришедшими поклониться богине. Судя по тому, что нам известно о вавилонском обществе, кажется невероятным, что почтенные женщины вынуждены были заниматься проституцией во имя религии, хотя мы до сих пор многого не знаем о древних людях и не можем выносить точных суждений. Так, для почитателей Шумера, сторонников теории «милосердной цивилизации», стала своего рода шоком находка, сделанная в царских гробницах Ура, а именно в гробнице 789, принадлежавшей важному лицу, скорее всего царю. В его усыпальнице, хотя она была расхищена еще в древности, обнаружили скелеты 63 мужчин и женщин и шести быков. Среди мужчин были шесть стражей в шлемах. Выяснилось, что все эти люди и животные, похороненные здесь, умерли не своей смертью. Проломленные черепа стражей и придворных женщин свидетельствуют о том, что на самом деле произошло при похоронах знатного человека в гробнице 789 четыре тысячи лет тому назад: вместе с ним похоронили стражей, часть свиты, тягловых животных (быков) и запасы пищи. Факт распространенности подобных ритуалов, которые говорят скорее о дикости, чем о цивилизованности (царица ашанти[13], например, была похоронена вместе с четырьмя тысячами принесенных в жертву слуг), подтвердился в гробнице 1237, в так называемой «Яме смерти», где аккуратно в ряд было уложено 74 тела. Кажется странным, что на всех этих останках, лежащих на боку со слегка согнутыми ногами и прикрывающими лицо руками, нет никаких следов насилия. Напротив, на женских скелетах, превосходивших мужчин по численности, были обнаружены следы пышных причесок и украшения, свидетельствующие о том, что они перед смертью не оказывали сопротивления. Леонард Вулли, раскапывавший царские гробницы, высказал предположение, что священные жертвы сами занимали назначенные им места, ложились и принимали некий яд или наркотическое вещество, предположительно опиум, от которого они засыпали и умирали во сне. Затем гробницу заваливали землей.

«Очевидно, царские похороны были живописнейшим зрелищем. Ярко раскрашенная процессия торжественно спускалась в увешанную циновками яму. Золото и серебро сверкали на фоне алых туник. Здесь были не несчастные рабы, которых убивали как быков, а знатные люди в своих лучших, парадных одеяниях. И шли они на жертву, по-видимому, добровольно. По их представлениям, этот страшный ритуал был просто переходом из одного мира в другой. Они уходили вслед за своим повелителем, чтобы служить ему в ином мире точно так же, как они это делали на земле».[14]

Однако известный археолог мог и ошибаться, удовлетворившись привычным оправданием убийства в религиозных целях, и что-то прошло мимо его внимания. Его теория не объясняет преобладания женщин над мужчинами в «Яме смерти»; возможно, эти несчастные жертвы были наложницами, похороненными заживо вместе со своим господином и повелителем, вне зависимости от того, пришли они «добровольно для выполнения ритуала» или нет. О том, что это были наложницы, а не рабыни, говорят драгоценные украшения, в том числе золотые и серебряные ленты на голове, золотые серьги и лазуритовые ожерелья, явно не принадлежащие рабам. Стражники уж точно не «приходили добровольно», так как у всех шести стражей из гробницы 789 проломлены черепа. Следует признать, что шумеры в 2500 г. до н. э. совершали человеческие жертвоприношения, которые в принципе лежат в основании любой религии, в том числе и христианства, где эта идея преобразовалась в символическое вкушение тела Христова.

Но, как видно из истории Греции, по мере того как народ все более приобщался к цивилизации, более цивилизованными становились и его боги. Случаи человеческих жертвоприношений, наподобие тех, что были обнаружены в царских гробницах Ура, уникальны для Месопотамии и относятся, вероятно, к древнему периоду истории Шумера, когда люди еще полагали, что эти ритуалы могут умилостивить богов. В последующей известной нам истории этого народа следы человеческих жертвоприношений не обнаруживаются, и, уж конечно, их не было у вавилонян и даже у ассирийцев, несмотря на то что они прославились своей жестокостью. Похоже, что в более поздний период человеческие жертвоприношения стали уделом исключительно финикийцев и карфагенян, хотя не следует забывать, что этой практикой не гнушались ни греки во времена Трои, ни евреи во времена Авраама. В случае с Шумером общепризнано, что приношение людей в жертву хронологически ограничено первой династией Ура (2500—2300 гг. до н. э.), после чего за убийство человека приходилось уже отвечать по закону.

Перемены, вследствие которых человеческая жизнь стала считаться если не священной, то, по крайней мере, более ценной, произошли благодаря прогрессу и процветанию, развитию сельского хозяйства и торговли. Ирригационные каналы доставляли достаточно воды для отдаленных полей и садов. Две реки, Тигр и Евфрат, стали основными магистралями международной торговли. Тысячи глиняных табличек, посвященных коммерческим сделкам, говорят нам о процветании и достаточно развитой системе шумерского делового мира. Предметы, обнаруживаемые в гробницах, свидетельствуют о богатстве древнего народа.

Вместе с повышением благосостояния больших шумерских городов, таких, как Ур, Ларса, Лагаш, Ниппур, Сиппар и других, повышался и культурный уровень обитателей равнин Нижней Месопотамии, отделявший их от остального мира до такой степени, что, возможно, в здешних садах какого-нибудь Эреду и родилась легенда об Эдемском саде. Само слово «эдем» («эден»), в своем еврейском значении связанное с понятием «удовольствие» или «наслаждение», может происходить от аккадского слова «эдину», означающего плодородную равнину. Возможно, некогда так назывался особенно щедрый оазис, который обитателям пустыни казался земным раем, пределом всех их мечтаний. В Книге Бытия «Эдем» описывается как богатый деревьями и водой сад, орошаемый четырьмя реками, одна из которых называется Евфрат. Три другие реки – Фисон, Тихон и Хиддекель – опознать не так просто, хотя о Хиддекеле говорится, что он «протекает пред Ассириею», другими словами, это Тигр, вторая из двух великих рек, превративших равнину между ними в богатую сельскохозяйственную страну, представлявшую резкий контраст с окружающими пустынями.

Основываясь на том, что Эдемский сад явно ассоциируется с Евфратом и Тигром, библеисты готовы принять теорию ассириологов, согласно которой названия двух других рек, упомянутых в Книге Бытия, а именно Фисон и Тихон, могли быть еврейскими названиями двух главных каналов, соединяющих два великих водных пути. Но даже и в этом случае трудно определить точное местонахождение Эдема, поскольку русла Евфрата и Тигра со 2-го тысячелетия до н. э. значительно переместились, а древняя система каналов полностью исчезла. Остается только предполагать, что этот оазис и четыре реки находились где-то в окрестностях города Эреду, прославившегося в древности как «хороший город», так как здесь находился храм бога Таммуза (Думузи), обитавшего в тени священного пальмового дерева, под которым стояло также и ложе богини Бау. И, словно бы в подтверждение связи еврейского мифа об Эдемском саде с храмом шумерских богов плодородия, в ассирийских произведениях искусства часто встречается изображение этой пары, а на одной цилиндрической печати, ныне находящейся в Британском музее, изображены мужчина и женщина, сидящие по разные стороны дерева и простирающие к нему руки. Позади женщины видна змея, изображенная в вертикальном положении. Очевидно, что первые Мужчина и Женщина, Сад, Дерево и Змей являются общими элементами шумерской и еврейской мифологий, причем первая, возможно, является родоначальницей последней. Стоит упомянуть, что арабы, принимающие еврейскую версию творения, помещают Эдемский сад у слияния Евфрата и Тигра, близ деревни Аль-Курнах, в 40 милях к северо-западу от Басры. Здесь любой покажет вам Древо Познания, в стволе которого, судя по утверждениям местных жителей, обитает змей. Однако увидеть воплощение Искусителя могут только верующие, потому что он растворяется в воздухе при приближении неверующих.

Итак, легенда об Эдемском саде несомненно должна была зародиться в умах кочевников-семитов, которые пришли из засушливых районов Аравийской и Сирийской пустынь и увидели перед собой ярко-зеленые поля и густые сады шумерских поселений. Следует иметь в виду, что эти дети пустыни были дикарями в римском смысле этого слова, то есть у них не было ни постоянных поселений, ни сельского хозяйства, ни какой бы то ни было формы письменности. Они вели исключительно кочевой образ жизни, охотились на диких зверей и подчинялись закону родового общества. В отличие от этих бродячих племен, к которым в то время можно было причислить всех остальных обитателей Среднего Востока, не говоря уже о Европе, шумеры были цивилизованным народом, даже по современным меркам. Они жили в городах и подчинялись центральной власти; они орошали и возделывали поля; у них были развитые искусство и наука. И они имели полное право гордиться еще одним достижением, сделавшим их самым развитым народом современного им мира, – представлением о справедливости, основанном на рациональных принципах, а не на варварском законе джунглей. Саргона Аккадского (ок. 2350 г. до н. э.), например, описывали как «царя справедливости, правившего по законам добродетели». Намму, основатель третьей династии Ура (2113 г. до н. э.), прославился как «царь, соблюдающий праведные законы бога солнца». Царя шумерского города Ларса прозвали «пастырем правосудия». Другими словами, шумеры, придававшие особое значение вопросам правосудия, были цивилизованными людьми как с точки зрения материальной культуры, так и этики; поэтому их древняя история нам так интересна.

Древнейший свод законов Ура, по существу, устанавливает главный принцип современного правосудия, а именно замену примитивного правила «око за око» штрафами. В своде законов Намму, датируемом XXII в. до н. э., в частности, утверждается, что в качестве наказания за отсечение ноги другому человеку, по умыслу или по случайности, виновник должен заплатить 10 сиклей серебра. Именно такой подход к проблеме преступления и насилия в конечном итоге распространился даже среди соседних семитских племен, которые все еще находились на стадии варварства, почитали грубых и завистливых богов, основывали все свое правосудие на законе талиона[15] и направляли всю свою энергию на завоевания и разрушения. Когда около 1850 г. до н. э. окончательно пала последняя шумерская династия, побежденные оставили в наследство варварам-завоевателям высокоразвитую цивилизацию, основанную на почитании милосердных богов, свод законов, экономическое процветание, науку и искусства, алфавит и этическую систему, предвосхитившую многие из моральных принципов последующих обществ.

historylib.org

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Наверное, все знают о том, что древние шумеры стали первыми изобретателями письменности и колеса. Но что мы действительно знаем об этой древней цивилизации, существовавшей около 4 тысячелетия до н.э. на территории современного Ирака?

Итак, перед вами 17 впечатляющих фактов о древних шумерах, обитавших в долине рек Тигр и Евфрат.

1. Население одного из крупнейших шумерских городов могло составлять 80 тыс. жителей.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Это для нас, живущих в мегаполисах с населением более миллиона человек, 80 тыс. жителей кажется маленьким количеством. Но для сравнения, даже в Средневековье город средних размеров насчитывал всего 5 тыс. жителей, только в Италии количество населения крупных городов насчитывало 35-40 тыс. человек. А ведь древние шумеры жили за 5 с половиной тысячелетий до эпохи Средневековья! При этом шумеры строили свои дома из глиняных кирпичей, а также по всему городу были проложены оросительные каналы.

2. Список шумерских правителей включает одну женщину.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Одним из самых ценных источников, сообщающих о жизни древних шумеров, является «Царский список», в котором рассказывается о самых древних правителях шумеров. История в этом списке переплетается с мифами. Этот список включает в себя женщину, которая стала правительницей одного их шумерских городов-государств. Ее называли Кубаба и изначально она была владелицей таверны. В списке говорится, что она укрепила свое царство и стала родоначальницей целой династии царей, правивших 100 лет.

3. Шумерские города-государства часто находились в состоянии войны друг с другом.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

И это несмотря на то, что они делили общий язык и культурные традиции.

4. Древние шумеры обожали… пиво.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Шумеры изобрели не только письменность, колесо, соху, законы и литературу, они были еще и одними из древнейших пивоваров. Их техника пивоварения все еще загадка, но известно, что они делали пиво на основе ячменя, и оно было настолько густым, что его требовалось процеживать через особую систему фильтров. Шумеры ценили свое пиво за то, что оно было полезно, и считали его ключом к «радостному сердцу и довольной печени».

5. Клинопись использовалась в течение 3 тыс. лет.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Клинопись представляла собой письмена из черточек в форме клиньев и использовалась изначально для того, чтобы вести счета и деловые записи, но со временем она развилась в настоящую систему письменности, которая могла использоваться для написания рассказов и поэм, законов и истории. Большинство современных письменных систем произошли именно от шумерской клинописи.

6. Шумеры были древнейшими купцами.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Их земля была богата лесом, минералом, камнем, поэтому они наладили одни из первых в мире торговых путей как по морю, так и по суше.

7. Эпос о Гильгамеше мог быть написан о реальном шумере.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Эта древняя поэма рассказывает о шумерском короле, который бился с лесным чудищем и пытался раскрыть загадку вечной жизни. Хотя персонаж является полубогом и обладает силой Геракла, ученые считают, что он был реальной личностью – 5-м правителем города Урук. О нем говорится в шумерском «Царском списке», где рассказывается о том, как он строил защитную стену вокруг города и восстанавливал храм одной их богинь. Вероятнее всего, он был реальной личностью, чьи деяния потом были преобразованы в мифы.

8. Шумерская математика и система мер используются по сей день.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Идея о том, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут, происходит из древней Месопотамии. Современная математика основывается на десятеричной системе исчисления, а шумерская основывалась на шестидесятеричной. Эта система была позже заимствована вавилонянами, которые использовали ее при астрономических вычислениях длины месяца и года. Шестидесятеричная система постепенно перестала использоваться, но ее отголоски все еще можно услышать в системе изменения времени в часе и минуте. Сюда же относятся 360 градусов в круге и 12 дюймов в футе.

9. Шумерская культура была потеряна для истории вплоть до 19 века.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

После того как шумеры были захвачены вавилонянами и амореями во втором тысячелетии до н.э., шумеры постепенно утратили свою культурную самобытность и перестали существовать как политическая сила. Все знания об их истории, литературе, технологиях и даже их имя были в конце концов забыты. Их секреты были сокрыты в недрах иракской пустыни вплоть до 19 века, пока французские и британские археологи, наконец, не наткнулись на шумерские артефакты, когда искали следы древних ассирийцев.

10. Возможно, шумеры были древнейшей цивилизацией, существовавшей на Земле.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

А древнейшим городом мог быть шумерский Эриду, построенный около 5400 г. до н.э.

11. Шумерский царь Эанатум создал первую в мире империю.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

В 25 веке до н.э. он предпринял военный поход, в результате которого захватил несколько соседних городов-государств, позже он завоевал весь Шумер и даже простер свою власть за его пределы.

12. У древних шумеров есть миф о потопе, похожий на рассказ о Всемирном потопе из Библии.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Согласно шумерской легенде, Боги решили наслать на Землю воду, чтобы уничтожить человечество. Однако Бог Эа предупредил Зиусудру, правителя Шуруппака, и велел ему построить большую лодку. Сильный шторм качал лодку 7 дней и 7 ночей, а затем появился Уту – бог солнца. После потопа животные покинули корабль, а Боги дали Зиусудре вечную жизнь, чтобы «сохранить животных и людское семя».

13. Шумеры создали древнейший кодекс законов.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Он назывался «Законы Ур-Намму», по имени составителя – царя города-государства Ур (родины библейского пророка Авраама, кстати).

14. Шумеры первыми изобрели календарь.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

15. Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Они изучали письмо, чтение, математику, историю, составление карт, лингвистику, медицину и учились проводить операции.

16. Шумерские женщины обладали определенными правами в обществе.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Они могли продавать, покупать и иметь имущество, были задействованы в торговле и имели право свидетельствовать в суде.

17. Шумеры одомашнили крупный рогатый скот, коз, овец и попугаев.

17 впечатляющих фактов о древних шумерах

Всего голосов

viralife.ru


Смотрите также