Изобразительное искусство древнее. Виды изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изобразительное искусство Древнего Египта. Изобразительное искусство древнее


Изобразительное искусство Древней Руси

12.09.2014

изобразительное искусство древней руси

Период в истории русского искусства, открывшийся с возникновением Киевского государства в IX в. и продолжавшийся вплоть до Петровских реформ начала XVIII в., принято называть древнерусским. В 1000-летней истории страны на его долю приходится более семи веков. Затянувшееся Средневековье — результат особенностей исторического пути России. Древнерусское искусство развивалось по-своему динамично, ему мы обязаны высочайшими взлетами национального художественного гения.  О дохристианском периоде Древней Руси известно мало, памятников IX — X вв. почти не сохранилось. Но о достаточно высоком уровне эстетической культуры свидетельствует сам факт способности Руси тонко чувствовать и ценить прекрасное. Летописный рассказ «Повести временных лет» о выборе веры и восхищении послов князя Владимира красотой храма Святой Софии Константинопольской мог бы стать эпиграфом ко всему древнерусскому искусству, центральной темой которого было переживание красоты как святости.

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции. Вместе с тем рано обнаруживается своеобразие и самобытность русского творчества. Примером может служить ансамбль фресок Софийского собора (1037) в Киеве, включавший уникальные композиции светского содержания, которые сохранились на стенах и столпах двух лестничных башен. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, борцов, всадников. Главной композицией фресковых росписей Софии был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа против алтаря. Сам Ярослав был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.

Во второй половине XII в. новгородская живопись (фрески Аркажской церкви и храма Георгия в Старой Ладоге) подобно архитектуре вырабатывает собственные характерные черты. Скупыми живописными средствами создавались сильные, выразительные образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице, погибшие в годы Отечественной войны, являли собой законченный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере новгородской живописи домонгольского периода. Фрески, не считаясь с архитектурным членением храма, подобно цветистому ковру покрывали нередицкую церковь сверху донизу.

Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной цельностью. Здесь ясно выступали характерные особенности новгородской живописи — конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов. Дмитриевский собор (1193—1197), построенный Всеволодом в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского во Владимире, расписывали константинопольские мастера. Уцелели росписи сводов под хорами. Живопись собора представляет собой выдающееся произведение византийского искусства.

Особый раздел искусства домонгольской эпохи — иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Работавшие в стране греческие иконописцы воспитали первое поколение русских учеников. Через византийцев русские прикоснулись к античной традиции. В домонгольской иконописи ясно прослеживается общая линия развития византийско-балканского искусства. Однако, как ни сильно и плодотворно было воздействие на древнерусскую иконопись византийской, это не исключало между ними расхождений, которые проявились уже в древнейший период.

Ранние иконы отличаются не характерными для Византии большими размерами, подчеркнутой монументальностью. В них царит эпическое спокойствие, изображены величественно-спокойные фигуры с устремленным на зрителя взглядом. К господствующему византийскому направлению принадлежат такие великолепные произведения, как «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте), «Устюжское Благовещение», «Ангел Златые Власы».

Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного XII в. была написана в Новгороде. Согласно легенде о Нерукотворном образе изображение возникло по воле самого Иисуса Христа в помощь страждущему человеку, поэтому лик Спаса Нерукотворного часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах. Иконописцу удалось передать в образе Спаса соединение человеческого и божественного, недоступного. Мощной линией с предельной ясностью выведены благородные черты лика. Подтверждая его особую природу, поверхность живописи сияюща и непроницаема, написана теплым тоном, абсолютно слитными мазками — «плавями».

В основе «Устюжского Благовещения» лежит образец, восходящий к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены здесь участники события — архангел Гавриил и Богородица. Отсутствуют детали, обозначающие место действия. «Устюжское Благовещение» являет собой пример глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произведение дает возможность почувствовать особенности иконописи домонгольского периода, ее торжественный монументальный строй. В самой моделировке фигур и ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, которое художник уделяет силуэтам, уже свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственного древнерусской живописи.

Высокие традиции византийской живописи русский мастер использовал органически и плодотворно, истолковывая их по-своему. Икона «Богоматерь Великая Панагия» (Всесвятая), называемая по месту происхождения «Орантой Ярославской», по одной из гипотез, вызванных к жизни необычайной значительностью произведения, написана первым легендарным русским живописцем Алимпием. Икона удивляет яркостью колорита, обилием золота, скульптурной отточенностью форм, торжественной священной неподвижностью. «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля уникальна.

Икона Дмитрия Солунского на троне довольно точно воспроизводила композицию греческого образца. Однако русский мастер стилистически переработал его путем усиления линейных акцентов. По-новому трактован и сам образ Дмитрия, в котором как бы воплощен русский воинский идеал. Легенда, по-видимому, не случайно связывает икону с личностью великого князя Всеволода (Дмитрия) Большое Гнездо. По сравнению с этим могучим образом святые воины на византийских иконах выглядят не только отрешенно-идеальными, но и значительно менее сильными. Наряду с влиянием Византии в древнерусском искусстве домонгольской поры можно наблюдать и иные устремления, связанные с народным искусством, выработкой собственных художественных идеалов.

8-poster.ru

Изобразительное искусство Древнего Египта

Образование 7 августа 2012

Изобразительное искусство Древнего Египта не могло обходиться без применения чистых и ярких красок. Рельефы и скульптуры, архитектурные сооружения, стены - все расписывалось празднично и «звонко».

Изобразительное искусство Древнего Египта, развиваясь, усиливало интерес художников к животным, пейзажу, растениям, воспроизведению каких-либо бытовых сцен. С усилением реалистического человеческого образа в изображениях фараона и его родственников появилось ярко выраженное сходство портрета с оригиналом.

Краски применялись египтянами минеральные. Белую краску добывали из известняка, черную – из сажи, зеленую – из тертого малахита, красную – из красной охры, желтую – из желтой охры. Для получения синей краски использовали медь, кобальт, тертый лазурит.

Раскраска на стенах в храме царицы Хатшепсут сохранилась и до наших дней.

Изобразительное искусство Древнего Египта было удивительно пронизано жизненным ритмом . Особого внимания заслуживают сценки из повседневной жизни. Египтяне изображали реальные события, ничего не придумывая.

Древнеегипетские художники обладали уникальными способностями передавать красоту природы и жизни, используя математический расчет и трепетность своего сердца. Скульпторов, зодчих, художников этой древней страны отличал целостный взгляд на окружающий мир и тончайшее чувство гармонии. Все это отражало художественное искусство Египта. Живописцы стремились выразить свои умения в каждом отдельном произведении, вместе с этим, стремясь к синтезу - создавая единый архитектурный ансамбль.

В период с 30 по 24 века до нашей эры изобразительное искусство Древнего Египта отличается сдержанностью и спокойной ясностью. Это отчетливо видно, например, в изображениях в гробнице в Медуме. Расписывая стены, древнеегипетские художники применяли технику на сухой поверхности.

В 21-18 вв. до н.э. живописцы пытаются преодолевать устоявшиеся композиционные схемы. В росписи, украшавшей стены храмов и гробниц, величественные фризы заменяются на более свободно сгруппированные сцены, а применяемые краски становятся прозрачнее и нежнее. Живопись выполняется темперной технологией (смешанными сухими порошковыми красками) по сухому грунту. При этом художники применяют то густое, то незначительное наложение цвета, некоторые контуры просматриваются очень резко, а некоторые – едва уловимы. Это позволяет придать некую легкость по-прежнему плоским силуэтам. Сцена охоты на берегу Нила считается одной из самых замечательных росписей, созданных в эту эпоху.

Первые и наиболее важные источники, повествующие о музыке – это древнеегипетские тексты. К этим свидетельствам, непременно, примыкает и изображение сцен музицирования, самих музыкантов, их инструментов.

На протяжении всего существования государства все культовые обряды сопровождались музыкой. При этом в обязанности жрецов входило пение, игра на лютне и арфе.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта тесно связаны друг с другом. При оценке этих сфер культуры, обращает на себя внимание некое противоречие. При достаточно большом количестве изображаемых музыкантах, что свидетельствует о довольно широком распространении музыки среди различных слоев общества, практически полностью отсутствуют свидетельства о нотных записях. По мнению исследователей, это обусловлено определенным запретом. Однако некоторые записи, имеющие отношение к музыкальной системе, обнаружились в текстах Нового и Среднего Царств.

Изучение древних папирусов, барельефов гробниц и прочих источников свидетельствует об огромном значении живописи и музыкального искусства в культурной, обрядовой жизни древнеегипетского народа.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Искусство Древнего ЕгиптаИскусство и развлечения Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта – собирательное название для произведений живописи, скульптуры, рельефов, архитектуры, некоторых декоративных промыслов, созданных в разные периоды Египта эпохи фараонов. Большой интере...

Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима
Образование Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура Римской империи, которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию...

Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего ЕгиптаОбразование Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Ос...

Шерстяной ковер - произведение искусства древнего ВостокаДом и семья Шерстяной ковер - произведение искусства древнего Востока

Большинство традиций азиатского народа связаны с историей появления ковров. Кочевые племена на Востоке занимались земледелием и животноводством. Обработка мяса и шерсти была основой их деятельности. Ученые предполагаю...

Первое знакомство малыша с изобразительным искусством - пальчиковые краскиДом и семья Первое знакомство малыша с изобразительным искусством - пальчиковые краски

Уже больше сорока лет назад основатель компании Sony, Ибука Мацура, действительно разносторонне развитый человек, создал фонд содействия раннему развитию детей. Сподвижниками проницательного японца было доказано, что ...

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, соколаДуховное развитие Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные животные Древнего Египта, список которых включал в се...

Бог Себек в древнем ЕгиптеДуховное развитие Бог Себек в древнем Египте

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По египетской мифологии, просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества вы...

Богиня Нефтида – божество Древнего ЕгиптаДуховное развитие Богиня Нефтида – божество Древнего Египта

Богиня Нефтида (второе имя – Небетхет) в мифологии Древнего Египта считалась сестрой Осириса и Исиды. Она была наименьшей дочерью Нут и Геба. С именем этого божества связано много легенд и мифов. Ей поклонялись,...

Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: списокДуховное развитие Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: список

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и сверхъестественные силы, помогаю...

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенностиДуховное развитие Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Богиня правды Древнего Египта – величественная Маат, является уникальной по своей природе. Она олицетворяет как справедливость в социальном плане, так и устойчивость государства - от фараонов до рабов. Ложь, обм...

monateka.com

Изобразительное искусство. История Древнего Востока

Изобразительное искусство

Таковы высокие достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в Vтысячелетии дон. э.), непрерывно развивалось вплоть до поздней эпохи упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали возникать основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и чёткий, почти геометрический конструктивизм и фронтальность. Все эти особенности египетского искусства, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях.

Высокого развития и технического совершенства достигла в Египте архитектура, многочисленные образцы которой (гробницы, храмы и т. д.) хорошо сохранились до наших дней.

В эпоху Древнего Царства вырабатывается и получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Тесная связь искусства с религией особенно ярко сказывается в архитектуре времени Древнего Царства, которая представлена гробницами и храмами. Эти грандиозные постройки, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы-пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки, получился классический тип монументальной и строго конструктивной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных Гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей, которые обычно помещались у восточного подножья пирамиды. Монументальный храм Хафры даёт образец типичного египетского храма, состоящего из нескольких колонных зал, из главного двора, предназначенного для мирян, и святилища, доступного лишь жрецам. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джо-сера и окружающие её храмы и часрвни. В эпоху V династии пирамиды несколько уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы, стены которых украшаются рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. Архитектура Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Это ясно видно в погребальном храме Ментухотепов времени XI династии. Центром этого грандиозного сооружения является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Широкое применение колоннадных галлерей и зал и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в эпоху Нового Царства. Храм Ментухотепов напоминает полупещерный храм, построенный царицей Хатшепоут (XVIII династия) в Дейр-эль-Бахри. Наивысший расцвет египетской архитектуры этого времени можно видеть в огромном и монументальном храме Амона в Фивах, который строился в течение долгого времени и развалины которого довольно хорошо сохранились в Луксоре. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный, как думают, при Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5 тыс. кв. м. Весь зал, этот гигантский лес величественных колонн, распадается на три средних корабля высотой в 24 м и 12 боковых кораблей высотой в 14 м. Гигантский храм со всеми прилегающими к нему постройками является огромным архитектурным ансамблем, строители которого сделали смелую попытку разрешить в зодчестве проблему пространства. Оригинальным архитектурным комплексом несколько более позднего времени является храм Рамзеса III в Мединет-Абу.

Колонны из храма около ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара.

Древнее Царство

Пирамида фараона Хуфу в Гизэ.

Древнее Царство. IV династия

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Новое Царство. XVIII династия. Реконструкция

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и чёткая, почти геометризованная статичность — впервые появляются в скульптурных произведениях конца архаической эпохи, как, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи. Эти черты египетской скульптуры находят своё выражение в произведениях! времени Древнего Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает своё место некоторой свободе в изображении тела, однако строго подчинённой закону фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая бога, обоготворённого царя или близкого к нему вельможу, художник старался дать прикрашенный, идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в спокойной, неподвижно застывшей позе торжественного величия. Это прекрасно удавалось художнику благодаря применению фронтального изображения тела, т. е. размещению всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы замечательные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Но одновременно с этим в скульптуре Древнего Царства, особенно в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно ярко выраженные тенденции к реализму. Освобождая фигуру из исконной глыбы камня, художники пытаются передать свои наблюдения над природой как в трактовке тела, так и в изображении порой идеализированного, порой типического, порой строго портретного лица. Тенденции к реализму особенно ясно видны в известной статуе «Каапера» (сельского старосты) и знаменитого луврского «писца». Эти же отличительные черты выступают в рельефах и в рисунках этого времени, обильно украшающих стены гробниц храмов. В рельефах и рисунках раскрывается вся жизнь египтян: здесь изображены дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, танцовщицы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией и т. д. В изображениях знатных людей бросается в глаза строгое проведение принципа фронтальности и статичности в изображении человеческого тела. Голова и ноги обычно изображаются в профиль, плечи и руки en face, а корпус как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных, идеализованных и часто культовых по своему назначению изображений. Гораздо свободнее и ближе к натуре изображал художник фигуры слуг, ремесленников и рабов. Изображения трудящихся людей, свободные от религиозных традиций и канонов, являются порой неприкрашенными воспроизведениями реальной действительности. В них проявляются уже явные тенденции к художественному реализму, почти натурализму. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Сак-кара и в Гизэ, в частности рельефы из гробницы вельможи Ти. Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, который обнаруживает попытку художника передать внутренние переживания портретируемого человека. Таковы статуя Ментухотепа, колоссальная голова Сенусерта III и ряд статуй Аменемхета. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между предшествующей и последующей эпохами, соединяя в себе натурализм, свойственный искусству Древнего Царства с утончённой стилизацией позднейшего времени. И в то же время непосредственным подражанием природе и стремлением изобразить природу и простых людей без всяких прикрас веет от рельефов из Медума и от рисунков из гробниц в Бени-Хассане, где переданы разнообразнейшие сцены из жизни людей и зверей.

Статуя «сельского старосты» из Саккара.

Дерево. Древнее Царство. Каирский музей

Голова статуи «сельского старосты».

Дерево. Древнее Царство. Каирский музей

Статуя сидящего писца.

Древнее Царство. Парною. Лувр

Пышной архитектуре Нового Царства соответствовала зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утончённой стилизации. В духе реалистической портретности выдержаны статуи фараонов XVIII династии и женские головы, сочетающие портретную выразительность с чертами художественной идеализации. Наконец, высокого развития достигла в эту эпоху и книжная иллюстрация. Таковы тончайшие рисунки на папирусах с текстами из «Книги мёртвых» (папирус Ани в Бритарюком музее). Искусство XVIII династии достигло своего зенита в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу изменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. В эту эпоху возникло своеобразное, искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой более острой выразительностью, причём резкий портретный натурализм, доходивший порой до утрированного шаржа и гротеска, подвергся утончённой линейной стилизации. Эти моменты отражены как в чертах лица луврского бюста Эхнатона, головы Нофертити или головы колосса Эхнатона, так и в трактовке тела, образцом которой являются торсы Эхнатона и Нофертити. Хотя амарнское искусство является эпизодом в истории египетской культуры, однако оно наложило некоторый отпечаток на дальнейшее развитие египетского искусства. Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого искусства плавная текучесть линий, заметны в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети I в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков в Государственном Музее Изобразительных Искусств в Москве.

Статуя Аменемхета III из Хавары.

Известняк. Каирский музей

Голова озирийской статуи царицы Хатшепсут из её храма в Дейр-эдь-Бахри.

Нью-Йорк. Музей изящных искусств

Скульптурный портрет царицы. Нофертити из эдь-Амарны.

Раскрашенный известняк. Новое Царство. XVIII династия

Орошение сада при помощи водочерпалки.

Фреска из гробницы Ипуи. Новое Царство

Тутанхамон избивает азиатов.

Фреска на ларце из его гробницы. Новое Царство. XVIII династия

Египетское искусство, достигшее высокого совершенства, оказало значительное влияние на развитие финикийского и более позднего греко-римского искусства. Пережитки древнеегипетского искусства сохранились в искусстве египтян времени первых веков христианства (коптов).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Изобразительное искусство Древнего Рима

11 УРОК МХК В 10 КЛАССЕ

Изобразительное искусство Древнего Рима

(В тетрадь) Три периода в истории греческого искусства

1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э

2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского

3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э

В искусстве Древней Греции сложился образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека гражданина, доблестного воина и патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством.

Это нашло отражение в скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время Олимпийских игр.

Художники добивались реалистически правдивого изображения в греческой вазописи и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность.

На смену классическим традициям с конца 4 века до н.э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости. (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа).

Наследником художественной культуры эллинизма стал Древний Рим. Скульптурный портрет этого времени отличался точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов.

Римский скульптурный портрет.(стр.96)

Наряду с архитектурой в эпоху Римской республики развивается реалистический скульптурный портрет, занимающий особое место в античном искусстве. Изображая великих писателей, полководцев, политических деятелей, греческие скульпторы эпохи классики стремились к созданию образа идеально прекрасного и гармонично развитого человека, который был образцом для всех граждан города-государства. В произведениях греческих мастеров III-I веков до н. э. сохраняется типическая обобщенность образов, но появляется большая индивидуализация в сочетании с эмоциональной выразительностью портретов

Скульптурный портрет - одно из главных завоеваний римской культуры.

Он точно передает портретное сходство и сложность соотношений между физическим и внутренним миром человека.

История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить ее в специальных нишах в шкафах. Позднее эти маски стали заменяться скульптурными портретами из местного камня, а затем и мрамора.

За несколько столетий мастерами было создано великое множество скульптурных портретов.

Они выполнены с исключительной правдивостью. Заказчик хотел видеть себя именно таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память детям и внукам

В статуе Октавиана Августа из Прима Порта (начало I в. н.э.) (стр.98) удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно – идеализированные черты римского императора.

Безусловно, перед нами парадный портрет, предназначенный для украшения форумов, храмов, театров, призванный воплощать идею величия и мощи государства и незыблемость императорской власти.

Статуэтка Верующий «вечерняя тень».

Бронза. III—I вв. до н. э. Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи.(стр.95)

 

В III—I веках до н. э. бронзовые статуэтки, ранее украшавшие канделябры, треножники, сосуды, все чаще приобретали самостоятельное значение, становясь посвятительными дарами в честь божества. Это были изображения жриц с культовыми сосудами в руках , Афины в шлеме, с копьем и в длинном пеплосе, обнаженных юношей, возможно, олицетворявших божество плодородия. Исполнение статуэток в большинстве случаев не отличалось высокой художественностью: однообразно трактовались лица, руки, тела, бегло намечались складки одежд, общо обозначались предметы в руках, при этом заметна более свободная, нежели раньше, трактовка фигуры в пространстве.

В этрусской бронзовой скульптуре VI—V веков. до н. э. встречались упомянутые выше статуэтки с необычно вытянутыми и очень тонкими телами, маленькими головками, длинными руками. В III—I веках дон. э. такого рода изваяния получили еще более широкое распространение. Эти связанные с заупокойным культом фигуры, возможно, возникли из подражания длинным теням, отбрасываемым человеческим телом при последних лучах заходящего солнца. Сильно схематизированные их формы свидетельствуют об изощренности, своеобразном, не затронувшем, возможно, только портрет, «маньеризме» в истории этрусской бронзовой скульптуры и близящемся ее закате. Глубокий кризис постепенно охватывал всю художественную жизнь этрусских городов, уступавших уже не только физическому натиску римлян, но, очевидно, и тем новым эстетическим принципам, которые приносили с собой завоеватели в покоренные районы.

Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII – I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Этрусские скульпторы обращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов – низкий и высокий. К не менее известным творениям относится и Капитолийская волчица, (стр. 96) датируемая концом VI – началом V века до н. э. Имя мастера, выполнившего эту работу, осталось неизвестным, иногда ее приписывают мастеру Вулке, но сама бронзовая волчица была знаменита уже в древности. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под набухшими от молока сосками в эпоху Возрождения.

Значение этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности, прежде всего в том, что его художественные формы легли в основу римского искусства. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своем зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками.

Изобразительное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками из Рима, Помпей и Геркуланума. Излюбленные сюжеты связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов.

Хорошо известна мозаичная картина «Битва Александра Македонского с персами» (около 100г. до н.э.) – копия греческой фрески.(стр.101)

Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей. 

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов.

Запишите в тетради:

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Д/Задание: параграф 10, стр. 95- 102, изучить, ответить на вопросы

multiurok.ru

Виды изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства :: SYL.ru

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы – все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

виды изобразительного искусства

Живопись

Рисование – это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

жанры изобразительного искусства

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись – это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство – монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

 история изобразительного искусства

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья – это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

бытовой жанр в изобразительном искусстве

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая – это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

Изобретение фотокамеры добавило к этому списку еще один пункт. Изобразительное искусство фотографии, которое сегодня активно развивается вместе с техническими средствами для его реализации.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму – связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры – это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

декоративно изобразительное искусство

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

 древнее изобразительное искусство

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет – изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

культура изобразительного искусства

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт – главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.

www.syl.ru


Смотрите также