История древней византии. Византийский период в истории Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периоды византийской истории. История древней византии


Рим против Византии | Древний мир

Журнал: Загадки истории №36, сентябрь 2017 годаРубрика: Историческое расследованиеАвтор: Виктор Банев

Как погибла величайшая империя в истории?

Фото: Византия и РимВ 395 году умер император Феодосии I Великий. За свою жизнь он успел совершить многое, но, пожалуй, самым великим деянием было восстановление единства Римской империи. Однако Феодосии был реалистом и понимал, что после его смерти это единство вряд ли удастся сохранить. А потому завещал восточную часть империи старшему сыну Аркадию, а западную — младшему Гонорию. Впрочем, реальное разделение случилось гораздо раньше — в 330 году, когда был достроен и освящён город, который мы знаем как Константинополь. Тогда родилась Восточная империя, которую мы привыкли именовать Византией, и тогда же началось соперничество двух столиц — старой и новой.Соперничество не на жизнь, а на смерть.

Город на Босфоре

Императору Константину Великому в начале IV века за власть пришлось сражаться с целой плеядой конкурентов. Одержав несколько блестящих побед, он удержал государство от распада и приступил к масштабным реформам. К тому времени Рим переживал не лучшие времена. Речь как об империи, так и о самом городе, который уже не был столицей. Государство было истощено бесконечными политическими интригами и гражданскими войнами. А Вечный город утратив прежний блеск, напоминал дряхлого старика, который может лишь вспоминать о былых днях славы.Ещё в конце III века правители империи (после реформ Диоклетиана империей правили четыре человека — два августа и помогавшие им два цезаря) избрали себе новые столицы. Это были молодые (в сравнении с Римом), динамично развивающиеся города — Медиолан (Милан) в Италии, Никомедия (Измит) в Малой Азии, Сирмий (Сремска-Митровица) на Балканах и Августа Треверорум (Трир) в Германии. Из них было легче и эффективнее править, а также реагировать на многочисленные внешние угрозы — варвары наседали со всех сторон.Система из четырёх соправителей продержалась недолго. На её руинах и обрёл власть энергичный и дерзкий Константин, который решил изменить систему ещё раз, причём коренным образом. В 324 году он развернул грандиозное строительство в небольшом городке под названием Византии, стоявшем в месте соединения Мраморного моря, Босфора и залива Золотой Рог. К 330 году Византии преобразился и стал новой столицей империи. Сам Константин официально именовал его не иначе как Новый Рим, подчёркивая, что он не создаёт новое, а преображает старое.Другой великой реформой Константина Великого стало введение христианства. В 325 году он созвал Вселенский собор, на котором был принят и утверждён символ веры новой религии. Собор проходил в городке Никея. Но главными центрами христианства (восточным и западным) в будущем суждено было стать все тем же двум имперским столицам — Риму и Византию-Константинополю.

Время варваров

Императоры менялись, но империя продолжала жить. Точнее, после Феодосия Великого — уже две империи. Между Востоком и Западом с самого начала установились сложные отношения соперничества-союзничества. Формально признавая друг друга как равных, римляне и византийцы при этом всячески стремились указать друг другу на то, кто тут главный на самом деле. За одними были древность и традиция, за другими — сила и энергия.Кто знает, дошло бы когда-нибудь дело до военного столкновения двух империй? Об этом имело бы смысл рассуждать, если бы не существовало самого главного фактора, определяющего политику как Рима, так и Константинополя. Это были варвары. Великое переселение народов шло полным ходом, и племена германцев активно искали себе новое место под солнцем. При этом их равно устраивало солнце Италии и Малой Азии.Варвары не представляли собой организованной силы, но их было много и они вовсе не были дикарями. Удивительно быстро вожди готов научились прекрасно ориентироваться в сложной и запутанной политике двух империй-сестёр. И извлекать из этого выгоду для себя и своих соплеменников. Восточная империя была сильнее (хотя и она не избегла унизительных разгромных поражений от «варварских орд») и смогла устоять перед этим напором. А вот запас прочности Западной, как выяснилось, был уже практически исчерпан.В начале V века Западную империю одно за другим сотрясали варварские нашествия. Впрочем, варвары же к тому времени уже командовали римской армией, так что провести границу между «нашими» и «не нашими» было зачастую очень трудно. Всё это привело к тому, что Рим был несколько раз жестоко разграблен готами и вандалами. А в 476 году произошло символическое низложение последнего западного императора — юного Ромула Августула. Свергший его германец Одоакр не претендовал на то, чтобы именоваться императором, скромно оставив за собой титул короля. Императорские регалии он отослал в Константинополь. Казалось бы, на этом история отношений двух империй должна была закончиться. Новый Рим победил, устояв перед напором перемен, погубивших его старшего брата. Но это было только начало.

Патриарх или папа?

Западная империя прекратила своё существование как государство, но сохранилась как идея. В дальнейшем, на протяжении всей европейской истории все монархи (потомки тех самых варваров) будут так или иначе стараться связать природу своей власти с Римом. В 800 году предводитель франков Карл Великий провозгласил себя императором Запада. А в 962 году король Германии Отгон I объявил о создании Священной Римской империи — символической правопреемницы Древнего Рима.В Византии на все эти варварские игры в античность смотрели с опаской и недоумением. Императорские титулы германцев признавали неохотно и с оговорками. Однако совсем отказываться от диалога не могли себе позволить. Во-первых, варварские королевства давно уже окрепли и представляли собой реальную силу. Во-вторых, утончённых византийцев и грубых германцев уже многие века объединяла христианская вера.Правда, именно в этом таился корень наиболее резких разногласий. За прошедшие века восточное и западное христианство изрядно отдалились друг от друга. Накопилась масса противоречий как в обрядовости, так и в догматике. Но самое главное — ребром встал вопрос о власти: кто главнее в христианском мире — константинопольский патриарх или римский папа? Учитывая неумолимо надвигавшуюся с востока волну мусульманской экспансии, вопрос был далеко не философским или теологическим, а остро-политическим.Для Константинопольской церкви, разумеется, никакого вопроса не было. Византия — прямая наследница Римской империи (по сути — та же самая империя, что и при Константине Великом), а следовательно, имеет все возможные права и привилегии по праву первородства. Однако Римская церковь, набравшая к тому времени огромную силу и авторитет, была не готова с лёгкостью отказаться от первенства. Ведь Рим-то, как-никак, оставался всё тем же Вечным городом. И живущие в нём, хотя и не имели уже никакого отношения к древним римлянам, но претендовали на то, чтобы к ним относились как к обитателям столицы мира. Во всех отношениях.Разумеется, всё это подкреплялось банальными спорами из-за земель и денег, собираемых с приходов, а также прав собственности на храмы. Такой запутанный клубок духовных и светских противоречий просто не мог не привести к открытому конфликту. И в середине XI века гром грянул.

Две анафемы

В 1053 году патриарх Михаил Керуларий приказал закрыть в Константинополе все храмы латинского обряда. База под это была подведена сугубо богословская. На самом деле Керуларий был недоволен тем, что в приходах в Южной Италии, которые традиционно подчинялись Константинополю, греческий обряд стал все сильнее вытесняться латинским. А это означало потерю влияния, власти и денег.В 1054 году для обсуждения возникших разногласий в Константинополь прибыло посольство папских легатов. Но разговора не получилось. На компромисс никто идти не собирался. Папа Лев IX настаивал на том, что всю полноту власти римской церкви завещал лично Константин Великий. При этом он ссылался на документ, вошедший в историю под названием «Константинов дар». То, что это подделка, изготовленная в VIII или IX веке, доказали значительно позже, однако Михаил Керуларий и тогда не захотел ничего слушать о каких-то особенных правах латинян.Всё закончилось тем, что папские легаты возложили на алтарь храма Святой Софии грамоту, в которой сообщалось, что патриарх Константинопольский отлучён от церкви. А Михаил Керуларий в свою очередь торжественно отслужил молебен, в ходе которого предал анафеме легатов. Так произошёл Великий раскол христианской церкви, последствия которого не преодолены до сих пор, хотя Византии давно уже не существует. Несмотря на то, что догматические и богословские разногласия не так уж значительны, а слова «католическая» и «православная» по сути своей значат одно и то же, просто на разных языках, две самые большие в мире христианские церкви всё ещё не могут вступить в полноценный диалог.Возможно, разум смог бы победить и ссору удалось бы уладить без глобальных последствий. Но тут как раз началась эпоха Крестовых походов. И к имевшимся сложностям добавился целый ворох новых политических нюансов. Предводители крестоносцев были людьми не слишком подкованными в богословии и привыкшими всё решать при помощи грубой силы. Тезиса о том, что византийцы — раскольники, им было вполне достаточно. Помощью Константинополя в ходе походов они при этом охотно пользовались. Но не забывали при каждом удобном случае напоминать, чья церковь главнее. После взятия Иерусалима в 1099 году православный патриарх (которого не тронули мусульмане) был изгнан и заменён латинским. То же, с явного одобрения Рима, происходило и в других городах. Шаг за шагом религиозное противостояние Рима и Константинополя превратилось во взаимную ненависть.

Позор крестоносцев

Четвёртый крестовый поход — чёрная страница в истории всего крестоносного движения и позор для европейского рыцарства. Папа римский Иннокентий III в 1198 году приложил огромные усилия, чтобы войско собралось и выступило. Целью провозглашалось очередное освобождение Иерусалима, а участникам сулили свободу от налогов, долгов и, разумеется, грехов.Однако первым «подвигом» крестоносцев стал штурм города Задар на Адриатическом море. Город находился под рукой венгерского короля и был населён христианами (византийского обряда). Однако сильно мешал бизнесу торговцев Венецианской республики. У венецианцев были нужные для переправы в Святую землю корабли, а потому крестоносцы спокойно приняли заказ на истребление «неправильных» братьев по вере.В июне 1203 года крестоносцы оказались под стенами Константинополя и с ходу взяли город в осаду. Формально это было сделано для защиты прав на престол Алексея Ангела, сына недавно свергнутого императора Исаака II. Дворцовые заговоры и перевороты к тому времени стали для Византии унылой обыденностью. Алексей посулил крестоносцам за помощь золотые горы, и те были намерены эти горы получить любыми доступными способами.Крестоносцам удалось посадить Алексея на трон, но ненадолго. Возмутившись тем, что новый император озабочен исключительно сбором денег для латинян, жители Константинополя подняли восстание и свергли его. Вслед за этим последовала новая осада и штурм. 13 апреля 1204 года город был взят и подвергнут чудовищному разграблению.Показательно, что папа Иннокентий III, который отлучил от церкви всех участников штурма Задара (впрочем, отлучение быстро сняли), воспринял разорение столицы христианской империи как нечто само собой разумеющееся. Ещё бы! Ведь теперь вопрос о первенстве в христианском мире был фактически решён.Византия распалась на несколько государств, Константинополь стал столицей Латинской империи, которой правили крестоносцы. Она просуществовала до 1261 года, когда византийцам наконец удалось отвоевать свою страну и свой город у захватчиков. Однако всё же Византии наступил конец. Несмотря на то, что она просуществовала ещё несколько веков, это была лишь бледная тень былого. Теперь Восточная империя напоминала Западную в V веке — слабая, теряющая земли и окружённая врагами. Рим мог праздновать победу.Византия больше не могла диктовать свою волю, ни светскую, ни религиозную, другим государствам. Духовный авторитет, который она за собой сохранила, тоже таял. И ничего удивительного, что никто не пришёл к ней на помощь, когда в XV веке к стенам Константинополя подступило войско турок-османов, чтобы положить конец истории Римской империи как таковой.

bagira.guru

Византийский период в истории Греции

Основателем Константинополя (Византия) считается император Константин, который в 330 г. перенес туда столицу могущественной Римской империи.  Греция являлась ее восточной провинцией вплоть до 395 г. После смерти римского императора Феодосия государство окончательно распалось на Западную и Восточную части. Этот период истории Греции стал называться византийским, а сама страна – Византией.

Три периода Византии

1-ый период (4 – середина 7 в.)

Почти четыре столетия Византия, как преемница Римской империи, сохраняла величие мировой державы. Ее внутренняя политика основывалась на изживании античных рабовладельческих порядков, главной основой которых был полис. В 7 столетии кардинальные изменения привели к упадку полиса-муниципии и ознаменовало собой начало эпохи средневековья.

2-ой период (середина 7 – начало 13 в.)

Византия становится преимущественно греческой, а впоследствии, начиная с 11 в. – греко-славянской страной. Этот период характеризуется постоянными войнами, которые привели к территориальным потерям. Несмотря на это, Византия того периода является могущественной державой в Средиземноморье. В это время активно формируется феодализм.

3-ий период (начало 13 – середина 15 в.)

Начало третьего периода сопряжено с латинским завоеванием крестоносцев и дроблением Византийской империи на небольшие отдельные государства. Пятидесятилетние войны с латинянами закончились временным и неполным воссоединением греческих территорий. Но это не вернуло былое могущество Византийского государства. Византия была покинута союзниками и страдала от внутренних смут. При этом страна вступила в неравную и оказавшуюся безнадежной борьбу с Османской империей.  К середине 15 в. схватка с могучей державой закончилась для Византии трагически. Этот последний исторический период сопровождало полное разложение феодальных порядков.

Становление империи

Первые годы Греция испытывала очень тяжелый период в составе Византийской империи. Вождь вестготов король Аларих в 396 г. разграбил и сравнял с землей многие ее города, и лишь через год был изгнан, оставив после себя одни руины. Но все же положение Византии было лучше по сравнению с Западной Римской империей, которую полностью захватили и разрушили варвары.

Общественное развитие

Государство Византия всегда являлось многонациональным. В состав империи входили славяне, арабы, армяне и многие племена варваров. Под влиянием Рима и Греции все эти народности не стремились разрушить целостность Византии образованием своих собственных государств и это способствовало становлению особой византийской культуры и самосознания. Жители империи называли себя «ромеями» вне зависимости от этнической принадлежности, а свою страну – Римской (Ромейской) империей. Византийская империя стала носительницей эллинистической культуры и воспринималась другими государствами, как «греческая держава».

 

Благодаря относительной стабильности, которая существовала в первый период истории Византии, долгое время сохранялись античные, в том числе и рабовладельческие традиции. Сам греческий полис все еще являлся системообразующим в общественной жизни. Государственными языками были латинский и греческий. Греческим городам на Балканском полуострове отводилась ведущая роль в культурной и политической жизни страны.  Но затем, многие греческие города с течением времени стали терять былое политическое значение и вес. Постепенно изживался рабовладельческий строй. Наступление феодального строя привело к активной централизации власти и массовому исходу населения в деревни из городов. Поначалу Афины еще достаточно долго привлекали своими знаменитыми школами учащихся, но постепенно центром культурной и образовательной жизни Византии стал Константинополь.

 

Первый и второй период истории Византии стал вершиной развития державы. Именно она продолжала определять все направления международной политики средиземноморья вплоть до 12 в. Мастерство византийских ремесленников было известно на весь мир, а торговля и обширные связи переживали небывалый расцвет. Благодаря развитию науки и искусств, византийский двор поражал весь мир своим великолепием.  Во времена правления македонской династии произошло значимое событие для развития плодотворных отношений с Западной Европой. Принцесса Феофана в 972 г. выйдя замуж за Оттона I, императора Римской империи, увезла многих ученых с собой.  Но тормозящим фактором являлась централизация власти. Именно поэтому не развивались должным образом регионы, а ремесло не переходило в мануфактурную прогрессивную стадию.

Религия и культура

Развитие христианства стало самым ярким событием византийского периода. Активное развитие новой религии стало вытеснять языческие обычаи, часто путем ассимиляции. Православная вера стала прочнее входить в жизнь людей и постепенно стала государственной. Главными приверженцами православия стали греки – самая многочисленная этническая группа. Отличительная особенность западной (римской) церкви состояла в полной независимости от государства. Но в Византии союз церкви и светской власти был регламентирован законами. Особый союз православной церкви, господствующих классов империи, императорского двора, аристократии Константинополя пропагандировал использовать все лучшее из того, что дала человечеству античная культура.

 

В силу этого, большинство христианских богословов, писателей, проповедников перестали довольствоваться простотой евангельских учений и широко заимствовали греко-римского наследия пластичность и утонченность философской прозы, неоплатоническую диалектику с ее филигранными методами, логические принципы Аристотеля, красноречивую античную риторику и практический психологизм.

 

Таким образом, подспудно происходила реабилитация специфики классического образования и влияние античной литературы на духовную (религиозную жизнь). В школах изучали не только Библию, но и Гомера. Именно этот ранневизантийский период стал расцветом христианской ученой литературы, в которой соединились черты утонченности, изящности форм и содержание глубокого спиритуализма. 

 

Влияние византийской богословско-патристической литературы было настолько огромным, что явилось причиной формирования богословско-философской концепции во всей Западной Европе в раннем средневековье. Почти все сферы культурной и политической жизни характеризовались выдающимися результатами.Но религиозная жизнь Византии не всегда была гладкой, к сожалению, часто ее раздирали конфликты между различными христианскими течениями. Например, иконоборческое движение и политический кризис сотрясали Византию на протяжении 8 и 9 вв.

 

В 1054 г. важнейшим событием в истории Византии стал разрыв Рима с византийской церковью.

 

Захват крестоносцами в четвертом Крестовом походе Константинополя произошел в 1204 г. Так, произошло основание Латинской империи, которая просуществовала всего 57 лет. В 1259 г. царем Никеи Михаилом VIII Палеологом Константинополь был захвачен, и Латинская империя прекратила свое существование.

Кризис века и крушение империи

Начавшийся в 12 в. кризис постепенно привел к крушению Византийскую империю. Отсутствие модернизации отношений в обществе и пренебрежение реформами государственного строя стало причиной гибели некогда могущественной сверхдержавы. Государство перестало контролировать свои обширные территории. Греция, хоть и относилась формально к Византии, в действительности стала терять с ней связь, страдая от постоянных набегов иноземцев.

 

Константинополь не смог противостоять могучей Османской империи и был ею захвачен 29 мая 1453 г. Это печальное событие стало концом истории величайшей империи на земле и началом печально известного турецко-османского ига Греции.

 

www.ilovegreece.ru

История Византии - это... Что такое История Византии?

Максимальная территориальная экспансия Римской (зеленым) и Византийской империй (синим). Красная линия демонстрирует разделение Римской империи на Восточную и Западную части.

Первый период

Первый период простирается до начала VIII века, исходные его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не найдена дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница заключается в том, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособленности к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя понесла лишь временные потери. Труднее было положение в VI и VII веках, когда Империя, с одной стороны, испытывала натиск со стороны аваров и славян, с другой — персов. Победы Юстиниана (527—565) и Ираклия (610—641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организация отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717—867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на святые иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 году, с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой — подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство (Νόμος γεωργικός и Έκλογή) и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес. В период смут болгары захватывают у Византии город Охрид в 867 году.

Третий период

Период смут закончился в 867 году приходом к власти македонской династии. Третий период длится от вступления на престол Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867—1081). Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крит у арабов в 961 году. Существенной чертой этого периода в области внешнеполитической истории является самый выразительный и проходящий через весь период факт — войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 году византийцы захватили столицу Первого Болгарского царства, город Охрид, болгары побеждены и их территория вошла в состав империи.

Временное усиление империи (11 век)

Византийская империя к 1025 году.

В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению и Иберию, Василий II отпраздновал великим триумфом наибольшее усиление империи со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Завершали картину блестящее состояние финансов и расцвет культуры. Однако одновременно начали появляться первые признаки слабости, что выражалось в усилении феодальной раздробленности. Знать, контролировавшая огромные территории и ресурсы, часто успешно противопоставляла себя центральной власти.

Упадок начался после смерти Василия II, при его брате Константине VIII (1025—1028) и при дочерях последнего — сначала при Зое и её трёх последовательно сменивших друг друга мужьях — Романе III (1028—1034), Михаиле IV (1034—1041), Константине Мономахе (1042—1054), с которым она разделяла трон (Зоя умерла в 1050), и затем при Феодоре (1054—1056). Ослабление проявилось ещё более резко после прекращения Македонской династии.

Четвертый период

Византийская империя в 1180

Четвертый период — от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение (см. Крестовые походы) неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость заботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения — Святую землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея и Мануила) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление — половецкие и печенежские орды на службе империи.

В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов во главе с Феодором I Ласкарисом удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил VIII Палеолог в 1261 году вытеснил латинян из Константинополя.

В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти за счет Византийской империи. На западе — с одной стороны, норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой — болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце XIIвека сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имело тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период

Византия в 1355

Пятый период охватывает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил VIII Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (II Лионский собор). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив — сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы (1326), Никеи (1330) и Никомидии (1337) турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 году занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 году, по смерти Андроника Младшего, гражданская война из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 году взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем — Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особости. При царе Константине XI Палеологе (1449—1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 года Византийская империя перестала существовать.

См. также

veter.academic.ru

Периоды византийской истории

Византийская история: первый период до начала VIII века

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы. Победы Юстиниана [Более подробные указания см. под соответственными именами.] (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Византийская история: второй период Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867)

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве И. Х. и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство (Νόμος γεωργικός и Έκλογή) и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Византийская история: третий период от Василия Македонянина до Алексея I Комнена (867-1081)

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнена (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церкви). В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Византийская история: четвертый период от Алексея I Комнена до 1261 года.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнена до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение (см. Крестовые походы) неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комненов (Алексея и Мануила) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Ф. Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Вост. появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет В. империи. На западе - с одной стороны норманны (см. это сл.), утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Византийская история: пятый период от 1261 до 1453 года

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особенности. При царе Константине XII Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.



biofile.ru

История Византии

Константинополь и империя.

Полушутя, полусерьёзно историки называют Византию едва ли не единственным государством, точная дата рождения и конца которого известны. Византия прекратила своё существование 29 мая 1453 года с завоевания Константинополя турками. Дату её рождения относят к его основанию – 8 ноября 324 года, когда состоялась закладка новой столицы на месте древнего мегарского городка Византия на берегу Босфора, 11 мая 330 года – день официального ее “открытия”, провозглашения. Этот день стал главным государственным праздником в Византии. Империя “родилась с Константинополем” и “умерла” с ним.

Столица Византии была  чрезвычайно удачно расположена на стыке европейских и азиатских владений Римской Империи, на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, сухопутных и морских, соединявших ее восточные провинции, а также международных - “золотой мост между Востоком и Западом”. Как мы видим, Константинополь играл особую роль в истории страны, в отличие от многих средневековых государств.

Город был создан его основателем, с одной стороны, как новая столица империи, как “второй Рим”- по его образу и подобию, знак и символ преемства; с другой – как конкурент и соперник, столица христианская, в противовес языческому Риму. Таким образом, это одновременно не только проблема рождения Византии, - но и проблема “новой” христианской империи Константина, которую иногда прямо сравнивают с рождением европейского средневековья.

Константинополь создавался как императорская столица – комбинация дворца-дворца, центра административного управления и главной военной ставки. При Константине город был довольно “слабым”. Число его жителей не превышало 30-50 тысяч человек, и было несравнимо с населением Рима (от 400-800 тысяч жителей), Александрии, Антиохии и некоторых городов – “сто тысячников”.

Рождение Византии представляло собой сложный и длительный процесс, растянувшийся, по крайней мере, на столетие. Начало его уходит в кризис третьего века, подорвавший основы античного общества. Однако Византия не родилась непосредственно из этого кризиса. Возникновение Византии было итогом развития античного общества в течение четвертого столетия. На протяжении большей его части ещё преобладали тенденции к сохранению единства Римской империи. Размежевание шло медленно и подспудно, прежде всего, в сфере административного управления, финансов, армии, внешней политики. Процесс завершился в 395 году, формальным образованием двух государств, во главе со своими императорами. В основе его лежал, не сам кризис третьего века, а эволюция империи в четвертом веке, всё более обнаруживавшаяся разность переживания позднеантичной эпохи обеими половинами вышедшей из кризиса ещё единой Римской империи. Разность встававших перед ними конкретных внутренних и внешних проблем, путей их решения, что во многом предопределило основы их территориального размежевания. Эта разность нашла свое отражение и в духовной жизни, идеологии. Утверждение в четвертом веке на длительный период господства в обеих половинах империи разных направлений христианства (на Западе ортодоксального - никейского, на Востоке - арианства) лишь один из показателей становления византийской церкви с ее определенными особенностями. Завершение формирования византийского общества с характерными для него социально-политическими институтами, по-видимому, произошло в середине 5-го века.

Проблема позднеантичной стадии развития.

История возникновения византийского общества ставит проблему позднеантичной стадии развития. Кризис третьего века был, безусловно, общим кризисом античной системы Средиземноморья, который затронул все области империи. Восточная половина ее пострадала от кризиса меньше, но также вышла из него серьёзно ослабленной, с подорванными основами античного полиса. Сократилось население и уровень общего благополучия. Восточные провинции четвертого века весьма резко отличались от восточных провинций второго века. Процессы аграризации и натурализации также затронули их экономику. Не случайно империя вышла из кризиса как еще единое общество и государство. Уровень благосостояния по сравнению со вторым веком к началу четвертого века упал вдвое, общий объем товарно-денежных отношений также сократился. Если для второго века был характерен рост, умножение числа городов, то с конца 2-3 веков начинается неуклонное общее сокращение их числа. Монетными реформами Диоклетиана -Константина, введших новую монетную систему на основе золотого солида, денежное обращение в империи было стабилизировано, однако натурализация хозяйства продолжалась. Пересмотрена система обложения и произведена перепись всех земель с учетом их качества и возделываемых культур. Ее данные пересматривались каждые 15 лет. В основу обложения сельского населения был положен поземельно подушный принцип югацио (аннона)- капитацио. На податное земледельческое население ложились и личные трудовые повинности – так называемые “грязные”. Городское население было обложено денежной податью (хрисаргиром), взимавшейся с каждого занимавшегося ремеслом, кроме земледелия. Была произведена перестройка системы управления. Империя была разделена на 100 провинций – вдвое больше, чем было раньше, с единообразным управлением. Империя превратилась в бюрократическое государство с многочисленным чиновно  - административным аппаратом. Была перестроена и увеличена армия, которая четко делилась на две части – пограничную и мобильную, располагавшуюся по городам империи. Военное управление было отделено от гражданского. Снабжение и обеспечение армии находилось во введение гражданской администрации. Сенат утратил свое прежнее значение, но сенаторское сословие стало самым привилегированным и сенаторы получили право занимать государственные должности.

С реформами Диоклетиана-Константина империя превратилась в неограниченную бюрократическую монархию. Сложилась иерархия должностей и почетных званий-титулов. Центром империи стал императорский дворец. Сам император стал высшим гражданским правителем империи, верховным главнокомандующим, законодателем и высшей судебной инстанцией. В качестве совещательного органа при нем сложился консисторий – государственный совет.

Природные условия, территория, население.

В состав Византии вошла восточная половина Римской империи по линии, проходившей по западной части Балкан до Киренаики. Расположенная на трех континентах - на стыке Европы, Азии и Африки, - она занимала площадь до 1 миллиона кв. км., включая Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму, на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.

Значительная часть ее территории – это горные или гористые области, изрезанные небольшими долинами, с каменистой, достаточно трудной для обработки почвой. Разнообразный, на большей части средиземноморский климат благоприятствовал земледелию, требовавшему полива и орошения. Выращивались основные злаковые культуры  - пшеница и ячмень, садово-огородные, виноград, на более сухих почвах – оливки. Прибрежные воды были богаты рыбой. Почти повсеместно разводили коз, овец.

Большое место в земледелии занимал ручной труд.

  Лесистыми были Северо-западные районы Малой Азии, Понт, Балканы; Строительный лес давали горы Далмации, отчасти Киликии, Тавра, Ливана. Вошедшие в империю области были богаты природными ресурсами. Во многих районах имелись богатые залежи и разработки строительного камня, мрамора, глины, песка, пригодного для изготовления стеклянных изделий.

  Развитое мореплавание, давно освоенные морские пути надежно соединяли самые отдаленные районы империи.

   Территория империи была достаточно плотно заселена. По некоторым подсчетам, она имела 30-35 млн. жителей. Основную часть составляли греки и эллинизированное население.

 Византия была полиэтничным образованием. На ее территории жили компактные массы сирийцев, коптов, фракийцев и иллирийцев, армян, грузин, арабов. Многочисленным было иудейское население. Римское население, за исключением романизированных областей Балкан, было в восточных провинциях немногочисленно. Именно поэтому латинский язык довольно долго остается основным языком государственности.

   “Наследовала” от Римской империи Византия и своих соседей. На Севере это были преимущественно готы и другие германские племена. Главным противником империи на Востоке был Сасанидский Иран. Южные соседи Византии – воинственные племена Нубии и кочевники ливийской пустыни.

Аграрные отношения.     

Отличие Византии от западных областей заключалась в том, что здесь в большей степени сохранилось рабство в городе, мелкое и среднее городское рабовладение. Один из законов конца 4 века сообщает о городских рабовладельцах, доходы которых от рабов были не меньше, чем доходы куриалов от поместий. В 4 веке в связи с обеднением части крестьянства, государство усиливает коллективную ответственность общины, а с конца столетия вводит эпиболу (прикидку) – обязанность общины платить подати за заброшенные односельчанами земли.

Мелкие земельные собственники, ремесленники и торговцы – производительное и социально более самостоятельное население – были в ранневизантийском городе значительной прослойкой, по сравнению с рядовыми городскими общинами Запада. Это можно сказать о средних городских землевладельцах – куриалах, что объясняется сложными функциями управления ранневизантийским городом и округой. Характерной для восточно-римского города была его связь с округой через крупные селения, поселки. Крестьянин, направляющийся на городской рынок, типичен для ранневизантийского города, тем более что расстояние до города редко превышало 10-12 км. Население рядового позднеантичного полиса обычно составляло от 1 тыс. до 5 тыс. человек. Город с 10 тыс. населения уже считался средним, города с 30 тыс. населения – крупными. И лишь в некоторых городах население превышало 100 тыс. человек, максимум 200 – 300 тыс. Таким образом, городское составляло примерно до 12 млн., т.е. не меньше, чем ¼ всего населения империи – уровень, достигнутый большинством европейских стран лишь к концу средневековья.

   Ремесленник работал в своей мастерской (эргастерии), часто наемной, которая одновременно служила ему жильем, и лавкой. Некоторые снимали места для торговли лавки в портиках и на рынках. На главных улицах, в первых этажах домов размещались магазины богатых торговцев и купцов. Более имущую часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники по металлу и производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушке принадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб, содержатели постоянных дворов и харчевен, более крупные местные торговцы, золотых и серебреных дел мастера (аргиропраты), выступавшие также в качестве менял и ростовщиков. Также к самостоятельной плебейской верхушке можно отнести строителей-подрядчиков и представителей интеллигентных профессий – Врачей, учителей, адвокатов, риторов. Значительную часть города составляла беднота, наемные работники - мистии, поденщики. К бедноте относились сапожники, плотники, льноткачи, портные- представители самых массовых профессий.

Город постепенно аграризовался. Как писал Ливаний, уже в 4 веке многие мелкие города становились похожими на деревни. Приходили в упадок городское благоустройство, общественная система водоснабжения, муниципальное образование, исчезали общественные бани, не организовывались зрелища, ветшали и не восстанавливались общественные постройки. Однако в ранней Византии упадок мелких полисов как городов проходил медленнее.

   Для позднеантичной эпохи структурным и стадиально-характерным явлением был подъем крупных центров, внешне создавший иллюзию благополучия и процветания городов. Рост крупных городских центров был непрерывно связан с переменами, происходившими в социальных отношениях. Крупные собственники перебирались в большие города, где в 4-5 вв. шло интенсивное частное строительство. На смену преобладающей массе  богатых домов зажиточных куриалов приходили роскошные дворцы ранневизантийской знати. “Весь город в стройках”,- писал Ливаний об Антиохии 4 века.

Умножение числа провинций (в Византии – до 60) обусловило возрастание значения их центров – столиц, в которых концентрировалась администрация, местная знать, располагались военные контингенты и командование, велось строительство государственных хранилищ, арсеналов, мастерских.

Кризис 3 века привел к резкому ослаблению сухопутной торговли, подорожанию перевозок. Отсюда и рост приморских городов, строительство гаваней.

    Со второй половины 4 века бурный подъем начинает переживать Константинополь. Центром его с момента основания стал Большой императорский дворец, – обособленный от остального города комплекс сооружений: покоев, разного рода служб, залов для приемов, канцелярий, и т.д. Город был обнесен стенами, как с суши, так и с моря, и первоначально площадь за его стенами занимала 10 кв. км. Население города к началу 4 века достигло 150 тыс. Его жители пользовались особыми привилегиями. Они получали бесплатно участки, имели податные льготы, пользовались императорскими раздачами. К концу 4 века Константинополь превращается в крупный торгово-ремесленный центр, в котором развивалось не только государственное, дворцовое производство, но и не менее бурно частное. В начале 5 века были выстроены новые стены _ вершина военно-инженерного искусства античности и средневековья, - на столетие превратившее Константинополь в один из неприступнейших городов мира. Три ряда стен с огромным защищенным рвом, уходившим в глубину, исключавшую подкопы, и один ряд морских (500 башен) надежно защищали столицу. Константинополь постепенно становился не только административным, но и религиозным центром империи, “христианской столицей” Византии; развертывается бурное церковно-монастырское строительство.

Постепенно Константинополь становится и культурным центром станы, способным конкурировать со старейшими центрами античного мира, как Афины, Александрия, Антиохия. В нем во многом вырабатывалась христианская культура византийской государственности.

Классово-сословная структура ранневизантийского общества в 4-5 вв.

На низшей ступени структуры Византии стояли рабы, Рабство было достаточно широко распространено в империи. Кроме перечисленных уже категорий населения рабами владел многочисленный в 4-5 вв. клир, церковь. Крупнейшим рабовладельцем было государство. Их широко использовали на рудниках, в мастерских и т.д. Положение рабов  в ранневизантийскую эпоху существенно не изменялось. Несколько упрочилась имущественная правоспособность, а также право на семью, признание “брака” рабов. Рабы по рождению оставались рабами. Рабовладельческий “настрой” был характерен для всего общества. Это было просто престижно, и многие хотели раба не для дела, а для своей “солидности”. Распространению колоната, рост крупной земельной собственности не привели к резкому снижению числа рабов. Для части колонов, особенно лишенных своей собственности, полностью экономически зависевших от собственника земли, существовала тенденция сближения их экономического положения с рабским, использование их “взамен рабов”. Колоны имели определенные статусные разряды, на их положение во многом влияло рабство, но в целом они достаточно резко отчленялись от рабов. Разряды в какой-то мере градуировались количеством имеющейся  у них собственности. Колоны были социально не равноправны, составляя низшую, ограниченную в правах категорию крестьян, но не были лишены имущественной и личной правоспособности. Класс колонов стал окончательно господствующим в византийской деревне, в аграрных отношениях.

    К низшей прослойке свободного населения может быть отнесён сельский и городской плебс, более правильно плебейское сословие. Для деревни это масса сельских собственников, крестьянства. На сельский плебс, так же как и на Западе, ложились всей своей тяжестью аннона, поголовное обложение и основная масса личных – “грязных” повинностей. Городской плебс, хотя и платил хрисаргир-налог с разного рода профессиональных занятий, был свободен от поголовного обложения. Неимущее население, лица, жившие случайными заработками, вообще не облагались никакими налогами. Социально- привилегированное положение позднеантичного городского плебса также поддерживалось и в определённой мере обеспечивалось городской общиной.

    Ordo plebeius в целом составляло низшее сословие в империи, не обладало привилегиями и подвергалось более суровым и жестоким наказаниям за преступления.

    Значительно более мощным и многочисленным, чем на Западе, было “второе” привилегированное сословие империи – сословие средних городских земельных собственников – муниципальная аристократия, куриалы. На более бедную часть куриалов ложились тяжёлым бременем муниципальные обязанности и ответственность за сбор податей. Куриалы имели возможность поддерживать своё благополучие за счёт массы подвластного населения. Ёще в конце этого столетия положение куриалов было почетно, и они носили тогу с каймой. В сословии была достаточно мощная прослойка куриалов среднего достатка, и в целом его положение было достаточно устойчивым до середины пятого века.

Государство.

  В Византии не утвердились полная неограниченность и наследственная преемственность императорской власти. Византийские императоры не стали “богами” или родственниками богов. Христианская концепция власти продолжила и закрепила римско-эллинистическую – “священства” власти, божественной её санкции, благословения “по воле богов”, “милостью божьей”. Христианская концепция оформила представления об императоре как “наместнике божьем” в мирских делах.

   Власть византийского императора была доверенной ему неограниченной властью римского государства. Византийский император всегда должен был помнить, что “я – это государство”. Византийские императоры формально избирались представителями государства – сенатом, армией и народом. В Византии были огромные государственные имущества, которые были опорой сильной государственности. Император имел личные и положенные ему имущества и источники доходов, но доходы с государственных имуществ шли на государственные нужды.

   Византийцы не дали нового названия своему государству. Византия называлась Римской, Ромейской империей, византийский император был “императором ромеев”, а сами жители – ромеями.

  В Византийской империи существовали три вида государственной службы – военная, гражданская и придворная. Судьбы Византии решались гражданскими властями, гражданской знатью, а не армией. Император как верховный правитель империи был облечен высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Управление осуществлялось через назначаемых и смещаемых им чиновников. Совещательным органом при нём был Государственный совет – консисторий – из высших должностных лиц.

   В ранней Византии большое значение приобретает магистр оффиций – начальник дворца и всех дворцовых служб. Другими высшими чиновниками центрального управления были квестор – главный юрист и советник императора по юридическим вопросам, два комита финансов, ведавшие казной и доходами и расходами империи, а также магистры войск, расположенных в столице и два префекта претория – главы всего гражданского управления, а также гражданский глава столицы – эпарх города. В ведении эпарха находилась вся администрация столицы.

  В ранней Византии приобрели реальное общественно – политическое значение две спортивные группировки – венеты и прасины (“голубые” и “зелёные”). Вокруг первой группировалось землевладельческое население города и во главе её стояла             греко – римская земельная аристократия. Партия “зеленых” в основном отражала интересы торгово-ремесленного населения. К концу 5 века борьба партий приобретает религиозное оформление. Партия “голубых” остается на позициях ортодоксального православия, партия “зелёных” начинает всё больше выступать под знаменем нового религиозного течения, распространявшего в восточных провинциях монофизитства.

Эпоха Юстиана (527- 565).

38-летнее правление Юстиниана было внешне и кульминационным и переломным периодом ранневизантийской истории. Многое было сделано и укреплено в эти годы. В объяснении этого “взлета” Византии личности самого Юстиниана, “огромному и разнообразному делу его колоссального честолюбия” отводят немалое место. Кроме несомненного ума и способностей он обладал бесспорным организаторским талантом, необычайной работоспособностью (“император, который никогда не спит”), чрезвычайным упорством и настойчивостью в достижении своих целей. Исследователи, изучавшие его законодательство, отмечают последовательное и планомерное проведение им своей линии, концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывал и взвешивал. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядей Юстином, Юстиниан получил превосходное аристократическое воспитание при дворе, великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд крупных должностей, долгое время был пароном партии венетов, а, следовательно, активным участником борьбы партии. На престол вступил в возрасте 45 лет, предельно зрелым для того времени. Не только собственные честолюбивые замыслы, но и реальное состояние империи требовали комплекса новых социальных мероприятий и реформ.

Законодательство рисует достаточно объективную основу социальных противоречий, обусловивших усиление автократии при Юстиниане. Во-первых, это недовольство рабов, колонов и мелких свободных земельных собственников усилением их эксплуатации земледельцами, в первую очередь крупными.

Юстиниан начал свою политику с попыток насильственного утверждения религиозного единства. Однако восстание Ника прервало его весьма умеренную реформаторскую активность. Восстание Ника - и уникальное, и типичное для ранневизантийской эпохи социальное движение, городское по форме, превратившее в руины центральные кварталы столицы и стоившее жизни 30 тыс. человек. Восставшие требовали отречения Юстиниана, но с радикализацией восстания традиционно пошла на компромисс. Крупнейшее в истории Византии восстание было жестоко подавлено. Но Юстиниан извлек из него серьезные уроки.

      Вероятно, не только с великодержавными амбициями Юстиниана и достаточно благополучным состоянием империи в начале шестого века было связано развернувшееся в последующие годы наступление на Западе.

      С 535 г. Юстиниан осуществляет серию административных реформ, развивает активную законодательную деятельность. Законодательство Юстиниана рассматривало приписных колонов людей, обязанных своими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость от господина – как государством установленную гарантию выполнения их обязанностей перед государством.

    В борьбе с ростом могущества крупных землевладельцев Юстиниан пытался опереться на недовольных мелких и средних земельных собственников – куриалов, а также на ущемляемую светскими землевладельцами в своих имущественных интересах церковь. В отношении упрочения положения сословия куриалов принятые Юстинианом меры проводились последовательно. Политика по отношению к церкви была значительно сложнее по своему характеру и содержанию. Юстиниан пытался увеличить богатство и могущество церкви. Он рассматривал церковь во многом в духе римских государственных традиций, в неразрывной связи с интересами государства. Церковь становилась более тесно привязанной к государству, его политике, союзником по целенаправленному смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этой целью Юстиниан всячески поощрял создание новых монастырей. Создание монастырей частично возрождало обработку заброшенных земель, сокращало число недовольного неимущего населения, не имевшего средств для ведения самостоятельного хозяйства. Церкви отводилась особая роль в реальном смягчении социального недовольства в городе.

     Административные реформы Юстиниана, в частности запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию. В эпоху Юстиниана Константинополь окончательно превратился в крупнейший город империи, крупнейший центр производства – военного, предметов роскоши, судостроения и торговли. При Юстиниане был перестроен и обновлен Большой дворец, отстроены с необычайной пышностью сгоревшие кварталы, был выстроен последний новый квартал на противоположном берегу Босфора. На площади 24 кв. км жило в шестом веке около 350 тыс. жителей. Были отстроены и церкви столицы, фактически заново с неслыханной роскошью выстроена церковь св. Софии. Огромное строительство, как гражданское, так и церковное, было развернуто и осуществлено в империи, отстраивались государственные учреждения, дворцы и палаты правителей. Было проведено и огромное военное строительство – целостной системы крепостей и оборонительных сооружений. При Юстиниане завершается становление многого, ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике Константинопольской школы в самом широком смысле этого слова.

   В итоге “Законы царя Юстиниана” долгое время продолжали сохранять славу и известность имени императора. Не менее важным было его правление и с точки зрения сложения византийской культуры, особенностей византийского мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпоха скорее подвела итог, синтезировала тенденции предшествующего развития.

     В какой – то мере в эпоху Юстиниана были исчерпаны все серьезные возможности реформ во всех возможных сферах жизни ранневизантийского общества – социальной, политической, идеологической.

Седьмой век в истории Византии.

  Концепция “социальной революции” императора Фоки, в известной мере апогея социально-политического кризиса конца 6-го – начала 7-го веков, трактует это время как эпоху поворота Византии на путь феодального развития. Однако нет убедительных доказательств того, что в правлении узурпатора, “солдатского императора” (602-610) произошло массовое “освобождение” крестьян. Известно, что “жестокий тиран”, пришедший к власти в результате восстания армии и при поддержке значительной части константинопольского населения, расправился с оппозиционно настроенной к нему части знати. Однако это еще не подтверждает того, что в результате его “террора” произошли коренные изменения в составе господствующего класса Византии.

   В течение всего 7-го века Византия терпела крупнейшие военные поражения, в стране шла ожесточенная внутренняя борьба. Победы в 628 году Ираклия над Ираном и временное возвращение захваченных их восточных провинций не были результатом коренных сдвигов, происшедших в византийском обществе.

   Через десятилетие на смену Ирану пришел значительно более грозный противник. Завоевание арабами восточных провинций Византии было осуществлено в тоже время, что и завоевания Ирана (636-6510). В 634 году они вторглись в Сирию, в 638 пала Антиохия, затем Месопотамия, византийская Армения, Египет признал их власть в 641 г., в 642 г. было завершено его завоевание, к 649 г. арабы дошли до Карфагена. К концу 7-го века в их руках оказалась вся византийская Северная Африка.

   Вслед за завоеваниями восточных провинций начались многочисленные завоевательные походы на территорию Малой Азии. С помощью созданного ими флота арбы громили приморские города Византии. Они неоднократно пытались с суши и моря овладеть Константинополем. Господство на море перешло к арбам.

   Только к началу 8-го века начинают обнаруживаться более явственные признаки выхода Византийского общества из острого кризиса. Определенные его черты зафиксированы в знаменитом Житии Феодора Сикеота, в рисующем картину острой борьбы крестьян, колонов с землевладельцами. Таким образом, ранневизантийское крестьянство сыграло свою и видимо и, видимо весьма важную роль в преобразовании Византии, опираясь на сохранившиеся у него права и внутренне укреплявшуюся общинную организацию. Считают, что в середине 7-го века большинство византийского крестьянства стыла свободным. Колонат умер как господствовавшая ранее форма зависимости.

   Могуществ церкви в городе, казалось бы, даже возросло в 7-м веке. Она прибирала к рукам мастерские обедневших ремесленников, земли городских собственников, давала ссуды купцам. Она казалась “спасительницей” города и в середине 7-го века была едва ли не могущественнейшем собственником империи.

    События 7-го века в целом еще больше подняли значение столицы империи – Константинополя. Бесспорна роль внешних факторов в создании того исключительного положения, которое приобрел Константинополь в ранневековой Византии и во всем раннесредневековом мире. Не только потеря ею крупнейших городов восточных провинций и последующий разгром процветавших раннее крупных торгово-ремесленных центров побережья Малой Азии, островов привел к тому, что многие виды производств в течение 7-го века, все более сосредотачивались в столице. Он стал уникальным в империи центром производства предметов роскоши, вооружения. С потерей Антиохии, Александрии, упадком других крупных городов приморских городов Константинополь стал и главным и главным центром судостроения.

   В социальной структуре 7-го века произошли существенные изменения. Потеряло свое значение рабство, колона в деревне сменил свободный крестьянин-общинник, собственник своей земли. Ушла в прошлое некогда мощная прослойка средних городских землевладельцев, куриалов. Во многом утратила свое прежнее значение и многочисленная ранневизантийская знать, сенаторское сословие.

   Также произошли изменения в системе управления империи. Ушла в прошлое старая диоклетиано-константиновская система, основанная на разделении управления гражданского и военного, делении территории империи на множество мелких провинций.

   Город перестал господствовать над деревней. Городское население утратило свои прежние привилегии. Прекратились раздачи, свернулась городская благотворительность и благоустройство. Ушли в прошлое зрелища и бани. Горожанин мало, чем отличался по условиям своего существования от селянина. Из привилегированного “полита” он превратился (за исключением жителя Константинополя) в такого же подданного императора, как и все остальные жители империи. Утратили свое значение в политической жизни страны и партии цирка. Глубочайший кризис переживала и старая наемная, в значительной мере варварская армия. Правительство не имело достаточно средств ни содержать крупную армию, ни регулярно оплачивать ее содержание. Отсюда и растущие военные неудачи Византии.

   В 7-м веке император вновь стал полководцем, с течением времени все более опиравшийся на армию, а не на сенат. В сложной военной обстановке неизмеримо возрастала роль армии. Со становления фемного строя утрачивали свое значение наемные войска, располагавшиеся в городах, городские ополчения цирковых партий. Фемный строй, военная организация опирались на деревню. Свободные крестьяне становились главной военной силой страны. Это были крестьяне занесенные в стратиотские списки-каталоги и пользовавшиеся определенными льготами в отношении налогов и повинностей в замен военной службы. Государство, испытывавшее острую нужду в деньгах, во многом освобождалось от обязанности содержать армию на жаловании.

Первый период иконоборчества.

К концу 7-го века позиции старой гражданской знати в управлении страной оказались чрезвычайно ослабленными, военная обстановка – предельно критической. Рабы ставили целью утверждение  своей власти над Малой Азией, готовились к захвату Константинополя. В 717 году город был осажден с суши и моря. Критическая ситуация “отдала” власть в руки фемной знати. Императором стал Анатолик Лев 3 Исавр (717-741), положивший начало правлению Исаврийской династии. В 718 году арбы вынуждены были снять саду и отказаться от попыток овладеть столицей Византии. Это была важная переломная веха в истории страны – начало рождения средневековой Византии.

   Иконоборчество зародилось как стихийное движение, однако с 726 года оно стало официальной государственной политикой правительства. Иконоборчество возникло формально как движение против почитания икон, получившего известное распространение в 6-м веке и особенно в 7-м.

   Борьба вокруг икон не была просто предлогом, удобным поводом для размежевания поляризовавшихся социальных сил. Она была проявлением тех глубинных сдвигов, представлениях, которые в связи с перестройкой  социальных отношений  происходили в эпоху действительно непосредственного перехода общества к средневековью. Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против богатой городской церкви с ее пышным официозным культом, бесчисленным паразитическим городским монашеством, античными традициями жизни городского духовенства. Оно было движением тех, которые преодолевали неизжитое старое, и способствовали формированию новой Византии.

   Было бы ошибочно рассматривать иконоборческое движение только как верхушечное. Оно получило широкую массовую опору в крестьянстве, что уточняет его социальные характеристики. Оно смыкалось с формировавшимся, с 7-го века, развивавшимся павликанством. В последнем возрождались идеалы раннего христианства, сдобренные более близкими по времени социальными идеями манихейства.

   Фактически общинное крестьянство на время “взяло” деревенскую церковь “в свои руки”, создало свою религиозную организацию и в какой-то мере противопоставило ее официальной церковной. Отсюда понятно и размежевание сил. Иконопочитатели – это, в первую очередь, ослабленное, но многочисленное старое городское духовенство, монашество, связанные с ними старые городские собственники – ктиторы, остатки прежней гражданской знати и значительная часть зависимого от них городского населения и бедноты.

   У нас нет доказательств того, что в своей иконоборческой политике Лев 3 ставил своей важнейшей задачей осуществление широкой секуляризации церковно-монастырских земель. Новейшие исследования все менее характеризуют иконоборческую политику только как попытку новой знати создать мощное светское военное землевладение путем присвоения, передачи его в руки значительной части церковных земель.

   Благодаря иконоборческой политике, полученным от нее средствам Лев 3 смог создать стабильную боеспособную армию, которая могла противостоять арабской коннице. Разгром арабов в битве при Акроине, в самом “сердце” Малой Азии, в 740 году был итогом, означающим, что арабам не удастся утвердить свое господство над Малой Азией, что он останется византийской, станет “колыбелью” средневековой Византии.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

www.coolreferat.com