История древнего города танаис. Танаис — город, основанный греками
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Танаис на Русской реке. История древнего города танаис


Танаис — город, основанный греками | ТАНАИС

Танаис — это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленнейший угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия — на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира — в устье Днестра, Херсонес — в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем — на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город.

Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения в глубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис — самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км отРостова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225×240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200×150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры.

Напротив Танаиса, у реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, а к северу — курганный.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри обмазаны глиной.

По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах — колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп — эллинов и скифов.

Во II-I вв. до н.э. в городе жили купцы-греки и купцы-танаиты.

Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв. до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э.

До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эшейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы.

Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разрушен боспорским царем Полемоном за неповиновение.

В 30 гг. крупный советский историк С. А. Жебелев обратил внимание, что слово, которое переведено в свидетельстве Страбона как «разрушить» имеет в греческом языке и еще другое значение — «разграбить».

После работ Нижне-Донской экспедиции точка зрения Жебелева была подтверждена.

Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей.

История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище.

Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей.

В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.

При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица.

Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города.

Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах.

Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа.

В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью.

Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота — овец и коз.

Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников — все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами.

В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции.

Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот.

В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок.

В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки.

О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы — курительницы.

В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» — кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами.

Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города — на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям.

В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских.

Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскимицентрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы — броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры.

Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.

В надписяхII-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты — это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции.

В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы.

В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы — фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов.

В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена — Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения — Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа — Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи.

Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.

rostovgreek.ru

Танаис (город) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Танаис.

Та́наис[1] (др.-греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка.

Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

  Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

Танаис — греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название[2].

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н.э, так описывал город: «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором». Также, согласно Страбону, Танаис - «самое большое после Пантикапея торжище варваров».[3] Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

Танаис — итальянская колония

В средние века венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте — на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Колония Тана на месте города Азов

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637—1643 и 1696—1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

  Заповедник «Танаис». Усадьбы раскопа. 2017

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда ещё советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках[4].

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов[5].

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов[6]. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

В феврале 2009 года археологический музей-заповедник «Танаис» стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО)[7].

ru-wiki.org

Танаис (город) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Танаис.

Та́наис[1] (др.-греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка.

Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

История[ | код]

Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

Танаис — греческая колония[ | код]

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название[2].

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н.э, так описывал город: «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором». Также, согласно Страбону, Танаис - «самое большое после Пантикапея торжище варваров».[3] Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

ru-wiki.ru

Танаис на Русской реке. Русы Великой Скифии

Танаис на Русской реке

Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис — это формы одного слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река». Другое древнее название Дона — Сину (в Средние века переиначенное как Синяя вода) также имеет аналоги в санскрите: Синд, Синдху — тоже значит «река». Слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр — Данапр, Дунай), но только Дон именовался просто «Рекой». В раннем Средневековье — Русской Рекой (то же название иногда относили и к Волге).

Танаис, наверное, один из самых загадочных городов Приазовья-Причерноморья. Неизвестно, кто основал его. Молва приписывает это деяние боспорцам, но… выясняется, что город, существовавший с III в. до н. э., первоначально не был подчинен Пантикапею. Он вошел в Боспорское царство только после войны на рубеже н. э., когда был подвергнут разорению войсками царя Полемона (ставленника Рима, вскоре свергнутого своими гражданами).

Если сохранить в силе тезис «Танаис — это эллинистический город», то из этого следует странный вывод: ранний Танаис был «независимый греческий политический организм, противостоящий окружающим варварским племенам»148. Но долго ли смог бы такой «независимый организм», оторванный от базы, «противостоять» — или тут же был бы сметен сильным сарматским государством?

Разберемся, можно ли вообще применять к Танаису такие смелые термины, как «греческий» или «эллинистический» город.

По своему внешнему виду, типу застройки Танаис мало отличается от других городов побережья Черного и Азовского морей античной эпохи. Но это ни о чем не говорит: ведь так же выглядит и Неаполь, столица крымских скифов. Что же особого, характерного дали раскопки Танаиса? Прежде всего, это керамика. Обнаружены многочисленные амфоры греческого типа — как привозные из Боспора, так и местные. Но бытовая посуда горожан, найденная в большом количестве, была иной, представляя собой керамику ручной работы. Эта лепная керамика (полусферической формы типа горшка и обычного кувшина с суживающимся горлом) имела местное происхождение. Такая же керамика была распространена в Боспорском царстве (в Пантикапее, Фанагории, Тиритаке, Мирмекии)149.

Эта же боспорская лепная керамика находит аналогии и на Северном Кавказе, в Прикубанье, Нижнем Поволжье. То же относится и к «сероглиняной лощеной» керамике позднего Танаиса: она распространена и в Подонье, и в Прикубанье, и в Поволжье, и в Поднепровье, в Северо-Западном Крыму и в Ольвии (по Д. Б. Шелову). Лепная керамика принадлежала местному, «варварскому» населению. Ясно и другое: она была распространена в «местах обитания сарматов». В любом другом случае был бы сделан вывод: ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА ТАНАИСА И ДРУГИХ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИХ ГОРОДОВ ПРИНАДЛЕЖАЛА САРМАТАМ. Но только не в этом: «Делать какие-либо выводы о связи лепной керамики с определенной этнической группой населения в настоящее время преждевременно… Отметим, что наиболее распространенные типы танаисских сосудов находят аналогии на очень большой территории и поэтому не могут быть связаны с какой-либо определенной этнической группой» 150.

Еще бы! Если бы в этом случае применили «керамический критерий», на который так любят ссылаться археологи (бытовая посуда служит ярким идентификатором этнической принадлежности), то оказалось бы, что все якобы «греческие» северопонтийские города были на самом деле сплошь заселены… сарматами! Оказывается, что очень уж большую территорию покрывает сарматская лепная керамика (ну что поделать: Россия так велика). Слишком много городов попадается на этой территории. И слишком сильно напоминает сарматская лепная керамика II–III вв. н. э. славянскую, такую, какой она известна в раннем Средневековье.

Небезынтересно узнать, что за люди жили в Танаисе и почему они лепили «сарматскую» керамику. Жители Танаиса делились на две группы, называясь «эллинами» и «танаитами», причем каждая из них управлялась собственными архонтами. Но установлено, что различия между этими двумя группами не носили этнического характера. По-видимому, и те и другие горожане были сарматами, поскольку даже «сами архонты эллинов носили иногда негреческие имена и, вероятно, происходили из среды эллинизированной туземной знати»151. Скорее всего, эллинами назывались граждане Танаиса, включавшие себя в поле греческой культуры — в отличие от своих собратьев, оставшихся верными древним устоям.

Знаменитая плита Трифона, найденная в Танаисе, может дать представление о том, кем были «архонты эллинов» в действительности. Судя по греческой надписи, на плите изображен некий «Трифон, сын Андромена». Но «несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат… Одетый в пластинчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье… Можно думать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений»152.

Добавим, что имена типа Трифон или Андромен вряд ли можно считать заимствованными у греков. Хорошо известно, что имена такого типа (тот же «Трифон», имена на «андр» — Андрей, Александр) издавна были популярны на Руси. Если напомнить, что дорийская элита античной Греции имела северное, дунайско-причерноморское происхождение, то возникает большой вопрос: а не был ли характерный для нее «именной набор» первоначально занесен в Грецию с берегов Дона? Не относились ли греческие и меото-сарматские приазовские имена к одной и той же традиции? (Верное замечание. Большая часть «греческих», «еврейских», «римских» имен фактически занесены в перечисленные вторичные псевдоэтнообразования русами — так, Иван отнюдь не из «иоханаана» — то и другое из местоимения «он, ен», давшего первоначальную форму «ян» — «йан, иан, иоанн» и т. д.; так же и Анна, Яна — исходит из местоимения «она» — диалектного «ена, яна». Исходные имена русов, привнесенные в вычленявшиеся и периферийные этносы, позже, в Средневековье, вернулись к нам в искаженной форме — такой, что мы зачастую и не узнаем их. И это немудрено, мало кто и сейчас сможет узнать в энглизированном «Айвенго» русское Иванко, а в арабском «Гарун ар-Рашид» — Ярун из Руси или, точнее, Ярун Русид — Ярун сын Руса, хотя всем известно, что «Раша» и «Рош» есть Россия, Русь, а, скажем, Зевс Кронид — это Зевс сын Крона. Замороченные русофобствующими политтехнологами и шарлатанами от исторической науки, мы порой не видим явного. — Примеч. Ю. Д. Петухова.)

Позднескифские городища и жилые комплексы

Можно проверить, были ли в Танаисе настоящие эллины или нет. Ответ на этот вопрос дают антропологические исследования153. Они выявили в городе два типа населения: 1) «длинноголовый европеоидный с узким и невысоким лицом» и 2) «короткоголовый европеоидный с несколько уплощенным лицом». Второй тип, как установлено, чисто сарматский (похожий на сибирский). Может быть, первый — греческий? Но при сравнении его с древнегреческим «отчетливо прослеживается разница». Зато большое сходство первый тип жителей Танаиса обнаруживает с коренным населением Приазовья — с синдами и меотами. На местное происхождение указывает и обряд погребения людей первого типа — скорченные захоронения, обряд, сложившийся в Южной России еще в каменном веке. Разумеется, таким способом были погребены не греки, а коренные жители Нижнего Подонья.

Исследования некрополя Танаиса вообще не обнаружили обычных для греческих погребений плит с изображениями умершего и надписями. Все особенности — долбленые гробы-колоды, курганные насыпи — имеют местное, меото-сарматское происхождение154. (Эти же особенности погребений были характерны и для славян раннего Средневековья…) Не следует относить к влиянию греков и обряд кремации, иногда встречавшийся в Танаисе в первые века его существования. Среди коренных жителей Восточного Приазовья и Причерноморья меотов (в отличие от чисто степных сарматов) этот обряд поддерживался с древнейших времен до раннего Средневековья, о чем свидетельствуют еще источники X в.

Древняя одежда танаитов не сохранилась, но зато остались ее металлические детали — застежки (так называемые фибулы). Эти фибулы уже давно служат археологам в качестве «следа», безошибочно указывающего путь перемещения народов. Ранний, еще II–I вв. до н. э., тип танаисских фибул — это так называемые пружинные броши. Их археологи находят в городах «с сильно варваризованным населением (Неаполь, Танаис) или на варварской периферии античных центров (Кубань, Приазовье)». Греческие фибулы в Северном Причерноморье «очень плохо известны по археологическим материалам»!155 Если убрать никому не нужные и совершенно не научные выражения типа «варвары» и «варварская периферия», то эта фраза означает: ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ТАНАИСА СОСТАВЛЯЛИ — СКИФЫ И САРМАТЫ — ТЕ ЖЕ САМЫЕ, ЧТО ЖИЛИ В КРЫМУ, В ПРИАЗОВЬЕ, НА КУБАНИ.

Вывод прост. В ТАНАИСЕ ГРЕКОВ НЕ БЫЛО ВООБЩЕ. Почти не было даже купцов на постоянном жительстве. Есть все основания полагать, что ТАНАИС БЫЛ ОСНОВАН САРМАТАМИ И ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ПРЯМО ВХОДИЛ В САРМАТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Поэтому источники и не упоминают до I в. н. э. о его подчинении Боспору.

Находки кремниевых орудий «свидетельствуют о возникновении поселения на месте Танаиса задолго до образования здесь города». Клиновидный каменный топорик датируется рубежом III и II тыс. до н. э. «Эта находка свидетельствует о НАЛИЧИИ ЖИЗНИ НА МЕСТЕ ТАНАИСА ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ С НАЧАЛА ЭПОХИ БРОНЗЫ»156.

Выходит, что Танаис возник не в сарматскую эпоху, но имел более древнюю традицию. Он не был «основан», а развился в город в силу естественных причин из древнего поселения. Настолько древнего, что корни его восходят к «протоарийской» эпохе.

Танаис удивителен не только своей глубокой древностью, но и дальними связями. В городе обнаружены стеклянные сосуды хорошего качества. Изготовлялись они тут же, на месте, но имели ярко выраженный и хорошо известный в эпоху поздней античности (III–IV вв.) «кельнский тип». Основные центры изготовления стекла такого типа находились в долине Рейна; оттуда шел экспорт по Римской империи, Центральной и Северной Европе.

В районе Бахчисарая была обнаружена мастерская, изготовлявшая «кельнское стекло». Налицо местное производство по иностранным образцам; «не исключено, что в Танаисе работали приезжие стеклодувы»157. Очевидно, связи с Германией были прямые.

На Германию как на источник культурных «новшеств» на Нижнем Дону и в Причерноморье-Приазовье III–IV вв. указывают и фибулы. ВI–III вв. н. э. танаисские фибулы напоминали те формы, характерные для Северного Причерноморья вообще и для Боспорского царства в частности (именно в это время Танаис вошел в состав Боспора). А в III в. н. э. произошла смена типа фибул: аналоги их находятся в юго-восточной Прибалтике, нижневисленской культуре, в Словакии, Моравии, на Эльбе. То же наблюдалось во всей северопонтийской зоне — судя по находкам в Крыму, фибулы среднеевропейских форм изготавливались на месте, а не ввозились.

«Кельнское» стекло и балтийско-германские фибулы появились в Танаисе в первой половине III в. н. э., когда в Причерноморье возникла империя готов. Это государство, основанное династией из Скандинавии, было образовано силами среднеевропейских вендов. Археология подтверждает это: и стекло, и фибулы указывают на Германию, а не Скандинавию как источник культурного влияния (вендская Германия еще в начале н. э. не была германоязычной).

Из источников известно, что к Танаису продвинулся союз герулов, которых средневековые источники отождествляли с гаволянами, одним из славяно-вендских народов Северной Германии158. Поскольку танаисские фибулы довольно сильно отличались от причерноморских, собственно «готских», ясно, что они были именно «герульскими»159.

С другой стороны, в Танаисе III–IV вв. обнаруживаются и фибулы восточно-сарматского типа. В эту эпоху город находился на границе двух крупных государственных образований — готской империи Причерноморья, образованной «германскими» вендами, и волго-донского царства, основанного аланами-сарматами. Соседство империи готов стало для Танаиса роковым. Около 250 г. н. э. город был разрушен, очевидно, в ходе гото-аланских войн. После погрома город восстановлен в 330-е и окончательно погиб в конце IV в. в результате нашествия гуннов. О падении Танаиса упоминает ряд источников. В некоторых из них он выступает под другим именем. Византийские, арабские и персидские авторы свидетельствуют о городе «РОСИЯ», который стоял в устье Дона и был разрушен готами и гуннами160. Видимо, это и был город Танаис, который носил второе название, такое же как и Танаис, Дон — Русская река.

Городские скачки воинов на колесницах. Серебряное блюдо из скифского кургана. В Таврии было особенно заметно влияние так называемой «греческой» диаспоры. Среди скифов, подобно Скилу, находилось множество приверженцев «греческой» моды. Они заказывали у ремесленников «греческой» диаспоры утварь. Но делать из этого вывод, что причерноморские города были «греческими колониями», нелепо. К примеру скажем, что если археологи далекого будущего найдут на месте Москвы артефакты с клеймами «made in China», это не значит, что Москва была китайской колонией

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Танаис (город) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Танаис.

Та́наис[1] (др.-греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка.

Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

История

Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

Танаис — греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название[2].

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н.э, так описывал город: «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором». Также, согласно Страбону, Танаис - «самое большое после Пантикапея торжище варваров».[3] Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

Танаис — итальянская колония

В средние века венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте — на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Колония Тана на месте города Азов

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637—1643 и 1696—1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Археологические раскопки

Заповедник «Танаис». Усадьбы раскопа. 2017

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда ещё советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках[4].

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов[5].

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов[6]. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

В феврале 2009 года археологический музей-заповедник «Танаис» стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО)[7].

Генетические исследования

При исследовании скелетированных останков человека, жившего в низовьях реки Дон учёными Южного федерального университета была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a, коррелирующая с индоевропейской языковой группой[8].

Памятники истории, культуры и природы заповедника «Танаис»

Реконструкция хижины сельской округи Танаиса (I—II вв. н. э.). 2007.

Археологические

Архитектурные

  • Храм Успения Богородицы (начало XX в.)
  • Жилые дома традиционной казачьей и украинской архитектуры
  • Усадебные ансамбли: музей-усадьба художника; филиал заповедника в посёлке Чкалово
  • Производственная усадьба с/х (конец XIX в.)
  • Астрономическая обсерватория

Мемориальные

  • Старинная часть кладбища хутора (XIX в.)
  • Памятник погибшим в Гражданской и Великой Отечественной войнах
  • Мемориальная доска с портретом революционера И. Д. Ченцова (1885—1937), родился и жил в хуторе Недвиговка[9].

Памятники природы

  • Участок степной равнины «Степь Приазовская» (26 га)
  • Урочище «Чулекская Балка» (266 га)
  • Родники «Танаис» и «Центральный»
  • Остров Терновой

Галерея

  • Улица некрополя города

  • Раскопки построек у валовой стены выходившей к морю

  • Акрополь - жилища наиболее богатой прослойки города

  • Остатки валовой стены защищавшей город

  • Башня современная реконструкция на территории музея

См. также

Источники

Ссылки

wikiredia.ru

История | Археологический музей-заповедник Танаис

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России. Его основу составляют участки античного города Танаиса, открытые в результате исследований Нижне-Донской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, ведущихся с 1955 г. Город, названный по имени реки Танаис (Дон), в устье которой при впадении ее в Меотиду (Азовское море) был основан, почти восемь столетий играл значительную роль в экономической и политической жизни городов Северного Причерноморья и пограничных с ними пространств Великой Степи.                                                                                                                                                   

03.jpgИнициаторами создания музея-заповедника были начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б. Шелов и зам. директора Ростовского областного музея краеведения С.М. Марков. В 1958 г. вышло постановление Ростовского облисполкома «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения». В 1960 г. музею в бессрочное пользование была передана земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя. Началось строительство первых музейных зданий на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Были выделены две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей открылся и принял первых посетителей.

В 1981 г. решением Ростоблисполкома утверждены охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник получил статус самостоятельного учреждения культуры.

Сегодня в заповеднике трудится около 50 человек. На территории его усадьбы размещаются новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы. Заповедник стал значительным культурно-просветительным и научным центром региона, известным далеко за его пределами.

Важнейшая роль в становлении и развитии музея-заповедника принадлежит полувековому творческому союзу заповедника и Нижне-Донской археологической экспедиции, ставшей с 1993 г. международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).

02.jpgНа сегодняшний день раскопками вскрыта примерно десятая часть древнего города, а также значительная территория городского некрополя. Сформированы уникальные эталонные фондовые коллекции и неповторимая экспозиция «под открытым небом», которую составляет большинство исследованных участков городища. В эту экспозицию входят также масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе и лапидарий – собрание массивных, объемных находок, преимущественно из камня. Предметы из раскопок, хранящиеся в фондах заповедника, насчитывают более 140 тысяч единиц. Самые выразительные из них можно увидеть в исторической экспозиции музея. В фондах создан уникальный «Зал амфорных эталонов» – единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары. На музейной усадьбе также открыта экспозиция «Музей исторического костюма» и комплекс тематических выставок историко-археологического и художественного характера.

Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов – серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

www.museum-tanais.ru

Танаис (заповедник) — Россия — Планета Земля

Танаис (заповедник)

От древнего Танаиса сохранились кладка старых оборонительных сооружений да квадратные в плане цоколи городских домов. Сами дома были деревянными и давно сгорели от факелов кочевников, не пощадивших этот прекрасный уголок античности на краю диких степей.

Историко-археологический музей-заповедник

Танаис — один из крупнейших историко-археологических музеев-заповедников России под открытым небом. Музей создан на базе раскопок памятника федерального значения, городища и некрополя Танаиса — крайнего северо-восточного пункта античной цивилизации.

Танаис располагается на расстоянии около 30 км от города Ростов-на-Дону. От Азовского моря его отделяют 10-12 км. Раскопки городских кварталов и оборонительных укреплений античного города находятся на берегу реки Мёртвый Донец в окрестностях хутора Недвиговка. Мрачное название этого рукава Дона появилось, согласно распространенной версии, после многократного разорения города и убийства его жителей.

История

Танаис — древнегреческое название реки Дон. Начиная с VII в. до н. э. она служила торговым путем, связывавшим северо-восточные и восточные районы Скифии с греческими городами Причерноморья. В древности берега Танаиса были восточной окраиной античной цивилизации, его считали границей между Европой и Азией, между скифскими и сарматскими племенами. Греческий историк и географ Страбон (ок. 64/63 г. до н. э. — ок. 23/24 г.) утверждал, что Танаис был самым большим городом в Боспорском царстве после столицы — Пантикапея. В течение семисот лет Танаис оставался важным центром торговли между греками Боспора и кочевниками приазовских и донских степей, в основном сарматами и меотами. Тот же Страбон именовал его «торжищем варваров».

Древний город Танаис был основан в начале III в. до н. э. греками — выходцами из Боспорского государства на правом берегу правого протока донской дельты — нынешнего Мёртвого Донца.

В 38-8 гг. до н. э., в период правления боспорского царя Полемона, к стенам Танаиса подошло его войско. Свободные жители Танаиса не пожелали становиться царскими подданными: они не для того покинули царство и основали собственный город. Разъяренный стремлением к независимости и упорным сопротивлением горожан Полемон I повелел всех горожан казнить, а город предать огню и разрушению. После кончины царя и вступления на престол его сына Аспурга (ок. 15 г. до н. э. — 37 г.) город Танаис был восстановлен. Подняться из руин ему помогло то обстоятельство, что Аспург проводил довольно либеральную политику в отношении боспорских городов, приносивших немалый доход в казну в виде налогов.

Хотя и не освободившись от боспорского влияния, город вскоре снова окреп и даже сумел подчинить себе племена меотов и танаитов, населявших Нижний Дон.

Тогда город представлял собой крепость размерами 225x240 м. В Танаисе появились новые кварталы, чему в немалой степени помогли общественные союзы — фиасы, способствовавшие благоустройству города.

Движение в городе было очень оживленным, и его улицы расширили, чтобы пропускать несколько повозок в ряд. Была построена система водостоков, и в Танаисе появился свой водопровод. В архитектуре зданий сохранялись греческие традиции: дома в основном строились одно- и двухэтажные, с внутренним двориком, без окон на улицу. В глубоких и прохладных подвалах домов размещались вместительные кладовые для товаров и домашних припасов.

Период с II в. до первой половины III в. — время экономического и культурного расцвета Танаиса. Этому не смог помешать даже сильнейший пожар в середине II в., нанесший городу значительный ущерб. Следы этой катастрофы археологи обнаруживают повсюду на раскопках.

В 237 г. на город обрушилась новая беда: племена, входившие в союз, руководимый готами, напали на Танаис. На этот раз разрушения были столь значительны, что на прежнем месте он больше не возрождался.

В плане город представлял квадрат, по периметру обнесенный стеной с башнями и воротами и окруженный оборонительным рвом, частично прорубленным в коренной породе. От стены не осталось ровным счетом ничего: аккуратно обтесанные камни разобрали окрестные жители на строительство домов и коровников.

Территория музея-заповедника объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX в.

Восстановленный во второй половине IV в. на новом месте Танаис не смог оправиться от причиненных ему разрушений. Его торговое значение сошло на нет, и город просуществовал до начала V в., оставаясь лишь незначительным населенным пунктом. Вероятно, в нем поселились сарматы. Дома той эпохи очень примитивны, а керамика груба. Со временем город пришел в окончательное запустение.

Археологические раскопки города и его кладбища (Недвиговское городище и принадлежащий ему курганный и грунтовой могильник) начались в первой половине XIX в. В 1823 г. здесь побывал полковник Иван Стемпковский (1789-1832 гг.): участник Бородинской битвы 1812 г., страстный археолог-любитель и член-корреспондент Парижской академии наук. Его помощники обратили внимание Стемпковского на любопытные «ямы» в зарослях у хутора Недвиговки. Стемпковский тут же выяснил, что это и не ямы вовсе, а остатки древних укреплений с большим количеством греческих амфор и боспорских монет.

Долгое время раскопки велись без определенного плана. Лишь с 1955 г. изучение города стало регулярным. В 1961 г. на месте Танаиса был создан Историко-археологический музей-заповедник.

Город разбит на жилые кварталы, разделенные улицами, пересекающимися под прямым углом. На улицах располагались храмы, жилые дома и огромные склады товаров.

Типичное жилище богатого жителя Танаиса включало в себя главный дом, домики поменьше — для прислуги и рабов, хозяйственные пристройки, непременно резервуар с пресной водой, сад и огород. И у каждой жилой постройки был вместительный подвал.

Более поздние постройки находятся за пределами периметра: эти дома появились после того, как основная часть города была разрушена. Также за пределами города расположено кладбище.

Археологический заповедник на участке руин города Танаис представляет реконструкцию античных строений и лапидарий — собрание крупных находок, преимущественно каменных плит с высеченными на них текстами. В Танаисе находится уникальный Зал амфорных эталонов: это единственный в Европе опыт открытого хранения амфор. Они датируются IV в. до н. э. — IX в. и сделаны в Танаисе и его округе.

В числе объектов, хранящихся в фондах музея, — каменная плита II в. с рельефным именным знаком боспорского царя Риметалка (131-154 гг.) из династии Аспурга. Как считают археологи, плита была вмонтирована в оборонительные стены города. Еще один уникальный экспонат — мраморный алтарь, украшенный с одной стороны головой быка, с другой — женским бюстом.

В музее Танаиса имеется экспозиция, посвященная Елизаветинскому городищу: этот крупный торговый скифо-греческий город существовал на месте Танаиса с начала V в. по III в. до н. э. В разделе «Покорение Танаиса Полемоном» представлена реконструкция евтихона и онагра: военных машин античной эпохи в натуральную величину. Также представлены находки деталей вооружения и воинского облачения.

В музее имеется большая коллекция обнаруженных во время раскопок привозных изделий из стекла, египетского фаянса и бронзы, уникальные изделия местных стеклоделов, кузнецов, ювелиров и гончаров. Это собрание характеризует историю экономической, культурной и политической жизни Танаиса I-III вв. — времени расцвета города.

Первое упоминание о Недвиговке, на западной окраине которой расположен Танаис, относится к 1793 г. Хутор стоит на высокой террасе Мёртвого Донца. Главная историческая достопримечательность Недвиговки — храм Успения Богородицы начала XIX в., пример архитектурной эклектики. В хуторе сохранились дома, построенные с соблюдением традиций казачьей архитектуры.

Танаис (заповедник) на карте

Общая информация

Местонахождение: юг европейской части РФ, устье реки Дон.

Административное местоположение: хутор Недвиговка, Мясниковский район, Ростовская область.

Город основан: III в. до н. э.

Разрушен: V в.

Ближайшие города: Ростов-на-Дону — 1 119 875 чел., Таганрог — 251 050 чел., Азов — 81 862 чел. (2016 г.).

Язык: русский.

Этнический состав: русские.

Религия: православие.

Денежная единица: российский рубль.

Реки: Дон, Мёртвый Донец.

Аэропорт: Ростов-на-Дону (международный).

Цифры

Площадь: общая — более 30 км2, в том числе в пределах стены — 54 тыс. м2, экспозиционно-выставочная — 6146 м2, временных выставок — 257 м2, фондохранилищ — 591,8 м2, парковая — 223 тыс. м2.

Высота над уровнем моря: 27 м.

Удаленность: 27 км по прямой к северо-западу от г. Ростов-на-Дону, 1090 км к югу от г. Москва.

Среднее ежегодное количество посетителей: 60 тыс. чел.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции: амфоры (конец IV до н. э. — V в.) — 16 544 экземпляра, мраморные плиты и фрагменты с надписями — 16 экземпляра, каменные изваяния (VI в. до н. э. — начало XIII в.).

Ров: ширина 10-13 м, глубина 7-8 м.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Зима мягкая и малоснежная, лето жаркое, продолжительное и засушливое.

Средняя температура января: -3°С.

Средняя температура июля: +23,5°С.

Среднегодовое количество осадков: 615 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 72%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Археологический музей-заповедник «Танаис» (III в. до н. э. — V в.)
  • Остатки оборонительного рва

  • Остатки городских кварталов

  • Остатки жилых и хозяйственных построек

  • Некрополь

Природные
  • Памятник природы Реликтовый участок «Степь приазовская»

  • Родники Танаис, Мец-Чорвах, Салых-Су, Хазах-Чорвах и Мец-Чорвах

  • Урочище Чулекская Балка

  • Остров Терновой

Исторические
  • Комплекс стоянок верхнего палеолита «Каменная балка» (15-12-е тыс. до н. э.)

  • Бывшая усадьба помещика Сущенкова (XIX в.)

Культовые
  • Церковь Успения Богородицы (хутор Недвигоека, начало ХІХ в.)

  • Армянские церкви Св. Амбарцума (Вознесения, с, Чалтырь, середина XIX в.), Аменапркич (Спасителя, с. Крым, середина XIX в.), Сурб-Геворка (Св, Георгия, с. Султан Салы, середина XIX в.), Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи, с. Несветай, середина ХІХ в .) и Аствацацин (Успения Богородица, с. Большие Салы, 1856)

  • Церковь Божьей Матери «Живоносный источник» (с. Петровка, 1858)

Культурные
  • Обсерватория Южного федерального университета

  • Дом-музей художника Мартироса Сарьяна (хутор Чкалово)

  • Историко-этнографический музей Мясниковского района (с. Чалтырь)

  • Народный музей колхоза им. Лукашина (с. Крым)

  • Мемориальный комплекс солдат Великой Отечественной войны «Артиллерийский курган» (с. Большие Салы)

Любопытные факты

  • Каждое лето начиная с 1956 г. в Танаисе работает археологическая экспедиция РАН — одна из самых больших в стране. Количество извлеченных из земли находок за все прошедшие годы — сотни и сотни тысяч предметов.

  • Толщина культурного слоя на раскопках города Танаис составляет около 12 м.

  • В конце XVIII в. донские земли на территории нынешнего Мясниковского района были заселены армянами. Согласно указу императрицы Екатерины II, началось переселение армян из Крыма в Приазовье. В 1779 г. несколько тысяч армян прибыли на новое место жительства, основав город Нор-Нахичевань. В 1838 г. город был переименован в Нахичевань-на-Дону. В настоящее время — часть Пролетарского района города Ростов-на-Дону. Основали они также пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай. Все села находятся на территории нынешнего Мясниковского района. Среди особо почитаемых армянами мест — Мец-Чорвах (Большой родник) в селе Чалтырь: место остановки первых армян-переселенцев.

  • В подвале дома, принадлежавшего богатому торговцу, были обнаружены 390 амфор, в которых хранилась нефть.

  • В одном из своих научных трудов древнегреческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 — ок. 127 г.) назвал Дон Амазонской рекой. Разумеется, это никак не связано с южноамериканской рекой, о существовании которой европейцы узнают лишь спустя полторы тысячи лет. По мнению Плутарха, именно на берегах Дона жили легендарные амазонки — женщины-воительницы из древнегреческой мифологии.

  • Фиасы представляли собой подобие братства, сформированного, например, по профессиональному (ремесленные фиасы) или религиозному признаку. В них входили как греки, так и образованные танаиты, и в особенности молодежь. Назначение фиасов сводилось не только к выполнению обрядов эллинского религиозного культа, но и к обороне родного города.

  • Среди находок, сделанных в Танаисе — алтарь и семь глиняных штампов для оттиска на ритуальных хлебах. Но имена богов, которым покланялись жители города, пока остаются неизвестными. Удалось выяснить, что они поклонялись некоему Верховному Богу, который, возможно, сочетал в себе черты греческого Зевса, фракийского Сабазия, иудейского Яхве и христианского Бога-Отца.

geosfera.org