История древнего египта перепелкин. Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта. История древнего египта перепелкин


Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

А.Л. Вассоевич. О Ю. Я. Переп'ёлкине и его научных открытиях

ОПетре Викторовиче Ернштедте Ю. Я. Перепёлкин всегда отзывался с большим почтением, воздавая должное его удивительным познаниям.

«Ернштедт, — говорил мне Юрий Яковлевич 3 сентября 1971 г., —занимался классической филологией. Это был человек, который знал греческий язык в совершен­ стве, начиная от Гомера, кончая современными диалектами. А так как он все делал на пять, то ему надо было знать, что в рукописях греческое, а что коптское, и таким образом он стал совершенным светочем в коптологии, таким, что из-за границы, прежде чем напечатать работы, их посылали ему для прочтения. Египетского языка Петр Викторович не знал. Правда, иногда он начинал заниматься им. А так по еги­ петской части он всегда обращался ко мне».

П. В. Ернштедту был Юрий Яковлевич прежде всего обязан и своими глубокими знаниями греческого языка. Изучение греческого началось для Ю. Я. Перепёлкина с языка «Нового Завета», и такая, предложенная Петром Викторовичем, метода должна быть признана безусловно правильной.

«Юрий Яковлевич, — спрашивал я Перепёлкина 12 июня 1972 г., — но ведь вы собирались заниматься эллинизмом и учили аккадский язык. Так?»

— Учил. Но в мое время считалось, что египтолог должен знать аккадский, арабский, древнееврейский, древнегреческий и латынь. Но учтите, что у меня за пле­ чами был полный курс старой гимназии, так что переход к классической филологии для меня не был новостью.

Ассиро-вавилонскойклинописи, то есть аккадскому языку Юрия Яковлевича обучал академик Павел Константинович Коковцов — великолепный знаток всех семитских язы­ ков; древнееврейскому же языку — Михаил Николаевич Соколов, многолетний ассистент академика П. К. Коковцова, блестящий преподаватель. Но в целом Ю. Я. Перепёлкин к Ленинградскому университету относился достаточно критично.

20 октября 1971 г., обращаясь ко мне — школьнику и к ассистенту Восточного фа­ культета ЛГУ И. В. Виноградову, Юрий Яковлевич признался: «Будет сказано между нами: вы —человек, имеющий отношение к Университету, а вы —собирающийся иметь в будущем; но я, по правде, не знаю, зачем я учился в университете, хотя и слушал многих больших ученых. Впрочем, мне говорили, что я самоучка, но не могу <казатъ, чтобы я от этого что-нибудь потерял. Египетскому языку тогда вообще не \1 кого было учиться».

«И вы ни у кого не учились египетскому языку?» — изумился я.

«Когда я приехал в Ленинград учиться, грамматики у меня не было, но я уже мог читать легкие тексты, как и вы. А потом я уже ходил читать тексты то к Васи­ лию Васильевичу, то к Матье, то к Наталии Давыдовне Флиттнер».

Упомянутый первым Василий Васильевич — будущий академик Струве, правнук основателя Пулковской обсерватории академика В. Я. Струве. Позднее (6-госентября 1972 г.) Юрий Яковлевич говорил мне про него:«Василий Васильевич, хотя и доказал

< поим московским папирусом, что мог быть хорошим филологом, но филологию ненапидсл, в чем сам и признавался».

Академик Б. Б. Пиотровский, будучи на пять лет младше Ю. Я. Перепёлкина, учился с

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

А. Л. Вассоевич. О Ю. Я. Перепёлкине и его научных открытиях

получил степень доктора без защиты25 и звание старшего научного сотрудника, — руки чисто вымытые и часто вновь умываемые с мылом, чаще даже скрытые в перчатках, манера насмеш­ ливо титуловать каждого (хотя бы и меня) "профессор"... — и обязательно с именем и отчеством, — рукопожатие, представляющее целый обряд,какая-тонепрестанная ирония к другим и к себе...»26.

Далее И. М. Дьяконов делится своими воспоминаниями о Музее палеографии Акаде­ мии наук СССР: «Музей занимал одну большую комнату, заставленную горизонтальными стеклянными витринами; по стенам несколько опечатанных шкафов, а у окон — несколько маленьких столиков для писания. В зале было очень тесно — видимо, музей стеснили, чтобы разместить директора, ученого секретаря, просто секретаря, машинистку и тот десяток сотруд­ ников, — было тесно и довольно темно, кроме как у окон.

Когда я пришел в этот музей и представился Юрию Яковлевичу, он повел меня к ученому секретарю — договориться о работе. Ученый секретарь был уже привычным мне типом советского чиновника, который вряд ли мог иметь какое-нибудьреальное отношение к книге, документу (кроме своей канцелярской отчетности) или к письму. Он объяснил мне, что я должен буду записывать в книгу внешнее описание документа, и так как содержание его нельзя установить без специального исследования (все это он, очевидно, повторял за Перепёлкиным), то мне следует скопировать подлинный текст первых и последних строк документа. Он прибавил, что В. И. Беляеву и А. Я. Борисову платят по 1 р. за номер, но что, поскольку я студент, то буду получать 50 копеек. Это меня совершенно не устраивало, и я сказал ему, что,по-моему,должен оплачиваться мой труд, а не мое образование, и что за одинаковый труд должна причитаться одинаковая плата — 1 рубль. Он опешил и согласил­ ся, и тут же был написан договор черным по белому. Кто таким поворотом событий был ошеломлен, так это Ю. Я. Перепёлкин. Он потом вспоминал мне этот эпизод всю жизнь и изображал даже в лицах <...>2 7 .

Мне было отведено место за маленьким столиком справа у окна; левее меня за таким же столом, часто в те же часы, сидел А. Я. Борисов, который составлял инвентарь — а вернее, копировал надписи — семитических несторианских надгробий: это были тяжелые, сантиметров 50x25, базальтовые валуны или обкатанные сверхгальки, с выбитым на них крестом и надписью по-сирийски.

Как-тораз, взваливая на стол очередной камень, Андрей Яковлевич сказал:

— Эх, хорошая щебенка получилась бы. Знаете, как бы я хотел жить? Полгода стран­ ствовать по дорогам и бить щебенку: обмотаешь ноги тряпками, зажмешь камень и бьешь молотком. А полгода читать семитские надписи.

В действительности Ю. Я. Перепёлкин защищал докторскую диссертацию 30 января 1969 г. на заседании Ученого совета Восточного факультета ЛГУ, где ему единогласно была присуждена ученая степень доктора исторических наук. См.: Крачковская В. А. Хроника и библиография / / Эпиграфика Востока. XXI. М.; Л.: Наука, 1972. С. 94.

Дьяконов И. М. Книга воспоминаний... С. 355. Там же.

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Глава 8. Новейшее царство

ское воинство и не только при завоевании страны в 525 г., но даже после гроз­ ного восстания в 60-ыхгодах V века.

Разумеется, в Египте были размещены и персидские воинские части в ча­ стности в пограничных крепостях и в столичном Мемфи (Мэнфе, Мемфисе гре­ ков). Из других иноземцев действительную военную службу в Египте несли также выходцы из Сирии-Палестины.Впрочем, иудейское войско, несшее пограничную службу на южной окраине в крепостях Иибе (Элефантине греков) и Суине (Сиене греков, нынешнем Асуане), персы не сами создали, а унаследовали от XXVI царского дома. От тех же египетских царей получили они в наследство и пограничную крепость насеверо-востокеНизовья (Нижнего Египта), которую греки называли Дафнами и в которой теперь стояли персидские воины.

Тем не менее, главную воинскую силу в Египте и при персах составляло еги­ петское (ливийское) воинство. Согласно Иродоту («Геродоту»), путешествовавшему по Египту в середине V столетия, следовательно добрых три четверти века после персидского завоевания, персы не только не распустили египетское воинство, но оставили таким, каким оно было при XXVI царском доме, и в тех же местах, где оно размещалось при нем. Оно по-прежнемуделилось на две количественно нерав­ ные части: на ермотивиев и каласириев(по-позднеегипетскигалашери —«мо­ лодцы»), Первых бывало якобы до ста шестидесяти тысяч, вторых — даже до двухсот пятидесяти тысяч. Они были размещены преимущественно в Нижнем Египте,ермотивии в одних (только нижнеегипетских) областях (номах),каласирии — в других. Вместе с земельным наделом в двенадцать«cam» (одна«cama» — свыше 2700 кв. м) воинское ремесло переходило от отца к сыну. Этой воинской силой персы пользовались на войне, чем в значительной мере объясняет­ ся сохранение ее в нетронутом виде. По тому же Иродоту («Геродоту») как ермо­ тивии, так и каласирии участвовали в балканском походе персидского полководца Мардония. Однако, поскольку ливийское воинство принадлежало явно не к угне­ тенным слоям населения, оно именно в силу этого могло разделять докакой-тосте­ пени благорасположение персов к египетским общественным верхам. Согласно так называемой «Демотической хронике», источнику, составленному при первых маке­ донских царях Египта, Дарий I в4-йгод своего царствования велел своему египет­ скому наместнику прислать ему«воинов, жрецов, писцов Египта» с тем, чтоб они

«записали закон Египта, который был раньше вплоть до 44-гогода фараона

Ах-маси (Ах-мосе,Амасиса греков)». Дарий I представлен египетским законода­ телем и у Диодора, но примечательно, что в «Демотической хронике» на первом месте среди египетских помощниковцаря-законодателяназваны воины.

Вызывает законное недоумение Иродотов («Геродотов») перечень подразде­ лений египетского населения. По этому перечню их было всего семь: жрецы, воины, волопасы, свинопасы, торговцы, переводчики и корабельщики. Куда делись земле-

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

где как раз и упоминалось «сопровождение Хора», по необходимости были опущены. Время Хора Водолея отмечено и заметными сдвигами в области искусства.

За отсутствием военных и охотничьих изображений троих предшественников было бы неосмотрительно утверждать, что на живую передачу движений на изоб­ ражениях властителя, столь отличающую Хора Водолея от Хоров Скорпия и Сома, художники дерзнули впервые теперь, но в зодчестве царствование Хора Водолея открывало, бесспорно, новую пору. Гробницы его двух ближайших пред­ шественников, Хоров «Вязальщика» и Змеи, были выложены в земле только кирпичом и деревом и очень несложны по своему замыслу, представляя собою не больше, чем значительный по размерам прямоугольный склеп, окруженный со всех сторон подземными комнатушками. У Хора Водолея в подземелье вела уже величественная лестница, и самый склеп был вымощен плитами привозного кам­ ня (красного гранита). Лестница с тех пор прочно вошла в кладбищенское зод­ чество и имеется в гробницах преемников Хора Водолея. В высокой мере зна­ менательно, что как у этого последнего, так и у двух его ближайших преемников, следовательно не случайно, она ведет из гробницы прямо на восток, навстречу за­ нимающемуся дню. Верхи общества сытое прозябание в полной снеди, но темной могиле уже так мало удовлетворяло, что гробнице пришлось обзавестись выходом, притом выходом на восток, к восходящему солнцу, рассчитанным на то, чтобы оста­ влять могилу, как только минует ночь, одинаковая, что наверху, что и внизу. Из постоянного жилья гробница превратилась в сытный ночлег!

Если безымянный царь на Палермском камне тождественен с Хором Водо­ леем, правление последнего длилось не менее, как 30 с лишним лет, так как от вто­ рой половины царствования того царя на камне видны 14 лет, до середины же надписанного над ними титла — уцелел лишь конец его — оставалось самое меньшее 2 года, и тем самым полцарствования не могло быть короче 16 лет. Если бы можно было воспользоваться для летосчислительных расчетов празднеством царского «тридцатилетия», названным на камне под одним из первых годов второй половины царствования, продолжительность правления Хора Водолея могла быть исчислена даже в 50 лет, однако действительные сроки празднования «тридца­ тилетий» далеко не всегда, как известно, бывали тридцатилетними. Длительность правления, обилие новшеств, разнообразие событий способны создать представле­ ние о Хоре Водолее, как самом видном представителе I царского дома, и камен­ ный пол в царской усыпальнице, не повторенный в гробницах преемников, и ис­ ключительная четкость и уверенность начертания надписей и изображений слу­ жат тому как бы вещественным подтверждением. Любопытно, что именно Хор Водолей под искаженным, но все же личным своим именем, переданным у Манефона как Усафаис, вспоминался потомкам, когда им надо было приурочить к комунибудь из древнейших царей то или иное средство или заклинание.

Приложение. Равнее царство

Мы не знаем, в какой мере Хор Водолей был лично ответственен за нововве­ дения своего царствования. Видное место рядом с ним занимала, по-видимому,цари­ цаМэ-нэйт,которая, не в пример другим тогдашним царицам, в чисто царской гроб­ нице и с царскою пышностью, погребена была подле самого царя. Необычайное положение занимал при Хоре Водолее как будто и«печатник низового царя» по имени Хэмэко, чья громадная усыпальница была недавно откопана на столичном кладбище возле Мэнфэ. На ярлыках этого царствования титло этого хранителя пе­ чати стоит не с именем сановника, ответственного за ссютветствующее производство, а непосредственно позади царского имени. Если этот вельможа тождествен с одно­ именным управителем царских виноградников, неоднократно упоминаемым на печа­ тях от винных сосудов, он управлял и угодиями царского дома. Кажется, верхи обще­ ства были проникнуты сознанием, что живут в глубоко замечательную пору. Как иначе объяснить стремление увековечить в названиях лет как можно больше современных событий, с отодвижением назад происшествий, пусть существенных, но заурядных(«со­ провождение Хора»)? Это явление тем любопытней, что последние царствования I дома следуют при наименовании лет избитым прадедовским приемам, и, в частности,«сопровождение Хора» вновь водворяется на первое место. Замена простого слож­ ным, наблюдающаяся в различных областях тогдашней действительности, несомнен­ но, знаменовала усложнение общественной жизни в целом, но в чем состояли обще­ственно-хозяйственныесдвиги, наметившиеся к середине I царского дома, наличные источники не позволяют уловить с точностью. Некоторый намек содержит, быть мо­ жет, царское имя, если оно действительно значило«Водолей» или«Пускающий воду». В высокой мере любопытно, что у «безымянного» царя, который, несомненно, был из середины I дома, и, наверное, тождествен с Хором Водолеем, три годовых на­ звания из четырнадцати уцелевших на камне упоминают пруды. Два названия, правда, малодоказательны, так как речь идет, скорее всего, об «открытии» и «посещении (?)» храмовых прудов, зато третье, если бы можно было положиться на принятое его ис­ толкование, было поистине значительным. Это название как будто было:«Год копа­ ния прудов (на)западе (и)востоке Низовья вс(ем) народ(ом)». Потому можно предположить, что развитие и усложнение жизни общества, столь заметные в царство­ вание Хора Водолея, стояли в конечном итоге в связи с развитием оросительной сети и водоснабжения, позволявшим господствующим верхам в большей мере использовать подневольный труд и присваивать его плоды.

По Туринскому царскому списку последние цари I дома достигли все пре­ клонного возраста, и можно было бы, пожалуй, подумать, что одно царствование спокойно сменялось другим без потрясений и смут. Продолжительность правле­ ний, указанная Манефоном (26, 18, 26 лет), тому ни в коей мере не противоречи­ ла бы. Однако вещественные памятники и староегипетская летопись способны нанести на мысли иного рода.

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

Очень досадно, что царское имя, надписанное над третьей строкою летописи на кахирском обломке, сохранилось в настолько плохом состоянии, что до сих пор его не удалось разобрать. Царь этот правил позже безымянного в третьей строке Палермского камня и, если тот был действительно Хором Водолеем, этот мог быть только одним из его ближайших преемников, поскольку пробел между обоими от­ рывками не превышал примерно дюжины лет. Преемником Хора Водолея были Хоры Целостный Сердцем (так называемый Адж-иб),Друг Поколения1 (так на­ зываемый Семерхет) и Высокий Рукою (так называемый Ка). Обыкновенно в следах письмен на кахирском обломке пытаются опознать имя второго или третье­ го из этих Хоров, но больше поводов, быть может, искать здесь имя первого из них. Загадочный царь правил неполных 9 лет, о Хорах же Друге Поколения и Высо­ ком Рукою известно, что оба праздновали «тридцатилетние» годовщины. В пос­ ледующие времена подобные «тридцатилетия» не всегда бывали действительно тридцатилетиями царствования, однако иногда онивсе-такибыли таковыми. Но если бы даже оба Хора праздновали их условно или считали их со дня своего назначения престолонаследниками, они не преминули бы упомянуть блистательней­ шее из всех царских торжеств в названиях соответствующих лет, как это сделал их предшественник в3-йстроке Палермского камня. Сомневаться в том, что оба Хора действительно праздновали свои «тридцатилетия», вряд ли приходится. «Тридца­ тилетнее» празднество названо не менее четырех раз на каменной посуде из гроб­ ницы Хора Друга Поколения, и, хотя он не прочь был присваивать себе утварь пред­ шественников, в данном случае мы имеем дело с его собственными надписями, так как на одном из сосудов имя празднества было врезано как раз поверх изглажен­ ной прежней надписи. У Хора Высокорукого празднество тридцатилетия было упомянуто по меньшей мере на трех каменных сосудах из его гробницы, притом раз, словно в предупреждение всяких сомнений, уцелело и вырезанное имя царя. Если же оба Хора действительно праздновали свои«тридцатилетия», и один из них тождествен с таинственным царем, почему ни один из годов его не назван по этому празднеству, разве что таковым был четвертый, в котором должно было иметь ме­ сто очередное«сопровождение Хора», и от которого на обломке ничего не уцеле­ ло. Но от Хора Друга Поколения уцелело на современных ему ярлыках название года, упоминавшее, в числе других событий,«сопровождение Хора». И вот это на­ звание не находит себе соответствия ни в одном из годовых названий того царя, разве только что ему отвечало то же самое полностью пропавшее название четвертого года. Поскольку однако последнее могло быть только или тем названием, или прозва­ нием в честь «тридцатилетия», но никак не тем и другим зараз, тождество неизвест-

1 В «Истории древнего Египта» Ю. Я. Перепёлкин счел необходимым отказаться от по­ нимания имениСмр-хът как«Друг Поколений» и переводил его на русский язык как «(Хор)

Дружественный Утробой».

Приложение. Раннее царство

**ого царя с Хором Другом Поколения представляется исключенным (если, следует оговориться, издания сильно поврежденного кахирского обломка достаточно надеж­ ны). Что и Хор Высокорукий никак не мог быть загадочным царем, доказывает одно из его годовых названий, на этот раз без «сопровождения Хора», сохраненное современ­ ным ярлыком: оно также не имеет себе подобного среди прозваний лет загадочного царя. Несомненно, нужно еще раз попытаться разобрать следы его имени на кахирском обломке, но искать в них следует, пожалуй, не Хора Друга Поколения или Хора Высокорукого, а их предшественника — Хора Целостного Сердцем.

Имя этого Хора на печатях его царствования сопровождается титлом царя верхового и низового, тождественного по имени с тем, которого списки Нового цар­ ства знали как преемника Хора Водолея, а Манефон именовал Миебидосом. Ран­ ние памятники полностью подтверждают такую преемственность правлений, так как, с одной стороны, как будет видно ниже, ясно свидетельствуют, что Хоры Друг Поколений и Высокорукий были позже Целостного Сердцем, с другой стороны доказывают, что этот последний следовал за Водолеем. На каменной посуде к четко написанному личному имени Хора Водолея Хор Целостный Сердцем приписывал сзади корявыми письменами свое личное имя, а на обломке, найденном в его соб­ ственной гробнице, к крупно написанному личному имени предшественника добавил спереди более мелкими письменами, и притом криво, свое Хорово имя. Если, как показано было выше, безымянным царем в 3-йстроке на Палермском камне был, наверное, Хор Водолей, и от последнего здешнего её года до первого года загадоч­ ного царя в ней же на кахирском обломке не хватает всего лишь тринадцать лет, этим царем мог быть только один из ближайших преемников Хора Водолея. Если, как мы только что видели, двое из них по событиям своих царствований никак не подходят, остается один Хор Целостный Сердцем, и ничто как будто не мешает ему быть на самом деле тем царем. Стоит только допустить, что безымянный царь в3-йстроке на Палермском камне праздновал действительное, а не «условное» тридца­ тилетие в начале второй половины царствования — на камне титло, надписанное над серединою царствования, кончается за год до празднества, — как правление этого царя окажется полувековым и прострется, включив в себя пробел между обоими отрывками летописи, до начала загадочного правления на кахирском (каирском) обломке. Поскольку безымянный царь, — наверное, Хор Водолей, Хор Целостный Сердцем в качестве его непосредственного преемника будет только на своём мес­ те. Названия лет загадочного царствования сложены по старинке, а той преизбы­ точной насыщенности событиями, которая так отличает время Хора Водолея, здесь нет и в помине. Своеобразная четкость, которая выделяет надписи Хора Водолея, совсем незаметна в надписях Хора Целостного Сердцем, мало чем отличающихся от рядовых надписей Хора Змеи. Как уже было сказано, Хор Целостный Серд­ цем охотно присваивал себе каменную посуду предшественника, но скорее по ску-

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

дости собственной, чем по неуважению к тому, так как его имени он не изглаживал, свое же обыкновенно почтительно добавлял сзади. Царь кахирского обломка пра­ вил всего лишь девять неполных лет. Из всех гробниц царей I дома гробница Хора Целостного Сердцем самая убогая; по сравнению с другими она поразительно мала и сооружена очень небрежно.

Конец царствования на кахирском обломке имеет совсем не обычный вид. Здесь нет не только особой клеточки с числом месяцев и дней последнего неза­ вершенного года правления, но они вообще никак не указаны. Также необычно выглядит и начало нового царствования: опять нет ни дня, ни месяца воцарения. Это может означать только одно из двух: или первый царь скончался, а второй во­ царился в самый день Нового года, что, конечно, не слишком вероятно, или в сме­ не правлений было что-тонеладное. Последнее позволяют предполагать и рас­ копки в отношении смены Хора Целостного Сердцем Хором Другом Поколе­ ний. В гробнице первого нашелся всего один обломок надписанного его именем сосуда, в гробнице же второго посуды предшественника было множество, причем нередко его имя было изглажено. Похоже на то, что имел место дворцовый пе­ реворот, и, возможно, у нового властителя были давние счеты с царской семьей, так как в гробнкие его находился сосуд, на котором стерто было имя дажеМэ-нэйт,царицы Хора Водолея.

Продолжительность последних четырех царствований, как она дана у Манефона (20, 26, 18, 26 лет), не может быть правильной, так как среди них нет ни одного такого короткого, как восьмиили девятилетние на кахирском обломке и ни одно­ го такого длинного, как «безыменное» в третьей строке Палермского камня.

Преемник Миевидоса зовется у Манефона Семельпсесом и это мнимое цар­ ское имя есть не что иное, как неверное чтение подлинного, встречающегося на ранних памятниках в связи с «Хором Другом Поколений», и ошибка не только понятна, но и извинительна, так как уже в Новом царстве в эботском (авидосском) царском списке соответствующее имя было начертано искаженно.

С именем Хора Друга Поколений для нас связаны древнейшие известные образцы больших царских изображений, которым в дальнейшем суждено было занять такое видное место в египетском искусстве. Трижды изваянный на синай­ ских скалах образ властного царя-победителяполон был уже того подавляющего величия, которое суждено было до конца воплотить в этом образе Старому цар­ ству. Но как бы внушительно ни должны были действовать на воображение кочевников подобные грозные напоминания, делать отсюда вывод о возросшем значении царской власти в глазах самих египтян было бы преждевременно. Насколько Хор Друг Поколений еще был далек от самовластия Старого царства, лучше всего доказывает помещенное тут же рядом изображение начальника похо­ да — одной величины с царским! Но синайские изображения имеют еще другое,

Приложение. Раннее царство

куда более важное значение, так как являются первыми свидетельствами об утвер­ ждении египтян на юге полуострова у месторождений меди и бирюзы. В осталь­ ном мы почти ничего не знаем о времени этого царя, если не считать празднования им «тридцатилетия» царствования и таких заурядных событий, как«сопровож­ дение Хора». Мелкой, но любопытной черточкой является окончательное уподоб­ ление теперь — если только не при предшественнике, от которого не дошло поме­ ченных годами ярлыков — способа начертания годовых названий принятому в ста­ роегипетской летописи: узкий высокий прямоугольник со знаком года спереди, с названием года внутри, написанным столбцом, а не уровенными строками, как то еще держалось при Хоре Водолее. Позволительно думать, что летопись в это время выглядела уже так, как она воспроизведена в староегипетском списке.

Еще менее осведомлены мы о последнем представителе I дома, из числа известных по современным памятникам, Хоре Высокоруком. Положение его в самом конце этого дома явствует как из письменных, так и из вещественных источ­ ников. Ярлыки этого царствования чрезвычайно близки по строю своих надпи­ сей к оставшимся от Хора Друга Поколений, и даже один и тот же сановник на­ зывается на тех и на других. Что из двух царей Хор Высокорукий был более по­ здним, видно не только по тому, что место перед Хором Другом Поколений заня­ то, но и по тому, что одна только гробница Хора Высокорукого, в отличие от гроб­ ниц троих предшественников, куда доступ был с востока, повернута входом на север — совсем как гробницы начала Старого царства. Позднейшие списки подтверждают такой вывод. Как видно по надписям самого царствования, «Вы­ сокорукий» служило не только Хоровым, но и личным именем, и частично невер­ ное чтение его по его скорописному написанию и воспроизведено на соответству­ ющем месте в перечнях Нового царства. Что касается манефоновского преемни­ ка Семемпсеса, Виенехиса по Африкану и Увиенфиса по Евсевию, то, кроме ме­ стоположения, у него нет как будто ничего общего с Хором Высокоруким.

Если в правление последнего можно заметить кое-чтоновое, то оно касается верований и искусства. Новым в царской гробнице было не только то, что по бокам лестницы появились добавочные подземелья, но и то, что она вела теперь уже не на восток, а на север. Можно думать, что за переменою страны света крылся большой сдвиг в загробных чаяниях в сторону большой утонченности и отвлеченности. Если Хора Водолея, в отличие от предков, властно потянуло прочь из мрака забитого снедью подземелья на свет, на землю, навстречу восходящему солнцу, то Хор Высокорукий уже уносился душою к незаходящим звездам на се­ вере неба, в надежде стать, как одна из них. И утренний выход из мрака на солн­ це и уход к«негибнущим» звездам составляли одинаково предмет чаяний после­ дующих староегипетских царей, но если первый мыслился в земных условиях и действующим лицом был непосредственно сам бывший в могиле мертвец, второй

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

ставил себе целью небо и предполагал воздушную душу-оборотня.Более отвле­ ченное представление властно заявило о себе в правление Хора Высокорукого, но это не значит, что оно тогда и зародилось. Как сказано было в главе о веровани­ ях, уже во дни основателя I царского дома на кладбище Мэнфэ около роскошной усыпальницы, возможно, самого Хора Бойца, была сложена кирпичная ладья, судя по сходным ладьям подле пирамид IV царского дома, подобие солнечной, в кото­ рой мертвец мечтал плавать по небесному океану. Однако в течение первой по­ ловины I царского дома подобные представления еще не настолько владели умами, чтоб подчинить себе зодчество на царском кладбище и перестроить гроб­ ницу сообразно своим требованиям. На примере очерченного развития представ­ лений, как оно отражено в гробничном зодчестве, ясно, насколько значителен был тот путь, который верхи общества в своих умонастроениях прошли от начала до середины и от середины до конца I царского дома.

Заслуживает быть отмеченным, что надписанные надгробия приближенных, окружавшие могилу Хора Высокорукого, являются самыми большими из частных памятников такого рода, дошедших до нас от времени I царского дома. Особенно выделяется одна плита как по размеру, так и по своему уже староегипетскому облику (прямоугольная рама, стоячее изображение вельможи с жезлом и посохом, полное титло). Явление это тем любопытнее, что сам сановник был погребен совсем не здесь, а в собственной гробнице около Мэнфэ, и плита была только памятником привязанности к умершему властителю. Подобного этой плите в предшествующие царствования не встречается.

О событиях времени Хора Высокорукого мы почти ничего не знаем, помимо того, что праздновалось «тридцатилетие» и учинялись обычные «сопровождения Хора». Из изображения на костяшке того времени бородатого пленника и над­ писи над ним «Северо-восточнаястрана» («Азия»), было бы слишком смело умозаключить о походе на синайских кочевников, но что подобные походы могли быть при Хоре Высокоруком — вполне праводоподобно.

Каков был конец I царского дома — неизвестно. Ко дню погребения Хора Высокорукого в гробнице его по-настоящемуготов был только срединный склеп; помещения вокруг него достраивались наспех из непросохшего сырца, что приве­ ло затем к проседанию и обвалу стен. Но, в отличие от гробницы Хора Целост­ ного сердцем, усыпальница была внушительных размеров и погребение — бога­ тым (каменная посуда, золото). Почтительное помещение важным сановником подле царской могилы своей плиты в знак вечного служения исключает мысль о насильственном свержении последнего представителя I царского дома, известного нам по современным памятникам.

о

Перепёлкин Юрий Яковлевич

И С Т О Р ИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Под общей редакцией

д. филос. наук А. Л. Вассоевича

Компьютерный набор

Е. А. Сотник

Компьютерная верстка

А. А. Власова

Журнал «Нева» 191186, Санкт-Петербург,Невский пр., 3.

Лицензия ЛР № 03116 от 04.10.1996 г.

Издательско-торговыйдом «Летний Сад» 197101,Санкт-Петербург,Большой пр. ПС, 82. Лицензия ЛР № 065301 от 22.07.1996 г.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 11.07.2000 Формат 70x100 1/16- Гарнитура «Академическая». Усл. печ. л. 35,0. Тираж 2000 экз. Зак. № 3318

Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН

199034, Санкт-Петербург,9-ялиния, 12

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

гробницы), буду(я) рассужен с нимиз-занее богом большим. Умиротворил

(я)мастеров, творивших для (не)го>>. «Умиротворил» в смысле «удовлетво­ рил»— обычное выражение в староегипетских заявлениях касательно вознаг­

раждения мастеров. Местоимение 3-голица единственного числа мужского рода

всамом конце надписи повреждено, но читается издателем, и остатки действитель­ но хорошо подходят. В таком случае оно относилось бы к царю. Гробницу соору­ дил царь, и мастера работали на него. Он направил их строить ее, и они пошли, потому что так им было приказано. Но Маи-хуф-и(Ми-шуф-и)вознаградил их за работу. Равным образом, строить гробницу царице, супругеМин-куу-рии(Мен-ке-рэ),были, наверное, отряжены государственные мастера, и тем не менее была составлена надпись с таким же,по-видимому,концом, как уМаи-хуф-и(Ми-шуф-и).А современник V царского дома, один из князей XX верхнеегипетской области (по имени Инти) добавляет к обычным утверждениям: «(Не)принуждал

(я)их (т. е. мастеров)творить (т. е. работать)больш(е) весьма (т. е. слиш­

ком много) из любви (к тому, чтобы)хвалили (т. е. молили)они за меня бога в том». Но из гробничных изображений мы знаем, что у князей были даже свои мастера. Не все, конечно, могли рассчитывать, что получат«мастеров» от царя или, каккакой-нибудькнязь, возьмут из собственных мастерских. Тут уж, вероятно, дей­ ствительно приходилось нанимать мастера, договариваться с ним. Ключник цар­ ской житницыНаф-ха-на-птах(Нефр-хе-не-птах)заявляет:«каменосечеи,

Пйапи (Пйопе) был умиротворен(т. е. доволен) договором, сотворенным

(мною) с ним».

Пользоваться рабочей силой, обязанной выполнять работу в принудительном порядке, и рассматривать довольствие как плату за нее было тогда в обычае у гос­ подствующих верхов. Мы видели, что неизбежные участники вельможеских по­ хорон, «повиватель» и плакальщица, получали за свой труд угощение. Вместе эти хлеба, пиво, мясо обозначались как«пересечение устами (еды)». Здесь«пересе­ чение устами» может сойти за плату. Но что сказать о словоупотреблении над­ писи, составленнойКу-нафой(Ке-нуфе),царевичем VI царского дома, во время похода за камнем в среднеегипетской пустыне? Его«многочисленное» ополчение из 1000 людей дворца, 100 каменотесов, 1200 горнорабочих и еще 50каких-толюдей пришло туда отнюдь не добровольно, и тем не менее их начальник считал, что они работали за (именно «за»!)«пересечение устами», т. е. за необходимое

довольствие! «Сотворил(я) работу эту за пересечение устами в виде добра всякого, а дало величество его быков 50, мелкого скота 200(голов) как

ежедневную потребу (на) день всякий».Одежда, между прочим, тоже входила в состав вещевого довольствия государственных работников. Из письма времени того же VI царского дома мы узнаем о вызове «ополчения отрядов»заречных каменоломен в столицу для получения одежды.

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

Сутайи (Сетойя) I Пасиур (П-сйур)восклицал: «Я —друг (царев)из (тех, кому)дал объявиться он». Распорядитель казны, распорядитель женского дома цареваХара-мина(Хар-мин),обращаясь к царю, говорил:«Властитель, сотво­ ривший меня человеком, давший объявиться мне питанием своим... Я —

сирота из (тех, кому) дал объявиться ты, сановник из(тех, кого) сотворил

ты!» Наместник Эфиопии при Сутайи (Сетойе) I заявлял ему:«Мой бог, со­ здавший меня, сотворивший меня, (дал) ты смешаться мне с сановниками!»

Другой наместник Эфиопии Хака-нахти(Хек-нашт)вещал о царе:«...сотво­ ривший меня. Он — давший объявиться (мне) питанием своим». Но санов­ ники последовавшего за переворотом времени славят фараонов не только за дей­ ствительное или мнимое возвышение их самих из ничтожества. Они хвалят царей и в более общих выражениях как благодетелей«сирот» вообще. Известный уже нам верховный сановник Сутайи (Сетойя) IПа-сиур(П-сйур)говорил о нем:«Хнама (Хнум, египетский бог — создатель людей)это, (творящий)людей,

зиждющий сирот, защищающий убогих... знатных». Двор называет Риа- масэ-су (Ра-месэ-са) II «творящим сановников, зиждющим сирот».Любо­ пытно, что подобные выражения, употребительные у солнцепоклонников примени­ тельно к фараону, стали теперь прилагаться даже к восстановленным божествам. На своем изваянии из храма Мут в Нии (Нэ) писец царев Рийа (Рэ, Рии) на­ зывает Аману (Амуна) «зиждющим сирот», а наместник Эфиопии «Хака-нах­ ти (Хек-нашт)» зовет Атаму (Атома) «творящим сановников»\

Нельзя, конечно, быть уверенным, что тот или иной сановник, твердивший о своем возвышении из ничтожества, действительно пребывал в нем прежде. Так, верховный сановник Па-сиур(П-сйур),выставлявший себя вельможею, подня­ тым царем, а его самого — образователем людей, зиждющим«сирот», был на деле сыном верховного жреца Аманы (Амуна). Но то, что подобные утвержде­ ния перекочевали без существенных изменений из солнцепоклоннической столи­ цы к дворуцарей-восстановителейстарины и их продолжателей,все-такизнаме­ нательно. Очевидно, и при дворе этих царей подобного рода словоизлияния были не совсем беспредметными.

Важным мероприятием в пользу простых египтян явился указ фараона Хар- ма-ху(Хар-м-ха).Царь придавал большое значение своему указу и позаботился о широком его обнародовании. Списки его, вырезанные на больших каменных плитах,Хар-ма-ху(Хар-м-ха)поместил едва ли не во всех важнейших городах страны: до нас дошла огромная, хотя и сильно поврежденная, плита во храмеАпа- суа(Эп-эсове,Карнаке) в Нии (Нэ, Фивах греков) и обломок плиты, стоявший в городе Усири (Усире, Осириса греков) Абаде (Эботе, Авидосе греков). Хар-ма-ху(Хар-м-ха)требовал прекратить грабеж и вымогательства, которым подвер­ гались простые египтяне, и грозил ослушникам суровыми карами: телесными нака-

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепелкин. История Древнего Египта

позволяло, скажем, приготовление гробницы распределелять между многими его членами — представителями разных отраслей. Сходное можно наблюдать и на изображениях больших мастерских в гробницах времени XVIII царского дома. Нельзя, правда, сказать, что распределение работ было всегда и во всем налаже­ но. По крайней мере, в кладбищенском соединении, когда к работе приступали наметчики-живописцыи резчики, прочие работники, случалось, бездействовали в течение нескольких дней.

Тем не менее, поразительная дробность отличала тогдашнее ремесло. В этом смысле чрезвычайно любопытен своеобразный словник (своего рода терминоло­ гическая энциклопедия), представляющий список расположенных в определенном порядке обозначений: явлений природы, должностей и занятий, народов, египетских городов, зданий, видов зерна, хлеба, напитков, мяса, птиц и т. д. Этот словник до­ шел до нас в нескольких списках, но ни в одном полностью. Самый полный хра­ нится в Москве в Государственном музее изобразительных искусств. Все спис­ ки принадлежат времени, непосредственно следовавшему за Новым царством, но самый словник был, по всей видимости, составлен раньше — при X X царском доме. Так вот, например, в этом словнике среди строительных работников назва­ ны горнорабочий, каменосечец, еще какой-тоработник по камню(«ломатпель»), живописец (наметчик), резчик, обмазчик (штукатур, дословно —«гипсовщик»), носильщик камня, строитель стен,«смыкатель (кладки)». Оружейное дело пред­ ставлено изготовителем броней, колесничным мастером, мастером по части стрел, изготовителем луков. Названы пять различных пекарей, различаются резник и«переворачивающий внутренности» и т. д. При этом словник вовсе не притя­ зал на исчерпывающую полноту. Так, например, во вторую половину Нового цар­ ства существовали особые мастерские, где ковали холодное оружие. Один из чи­ новников XIX царского дома, ведавший мастерами фараона, управлял раздельно колесничными мастерами и мастерами оружейной кузницы.

Ремесленники редко владели земельными наделами. В писцовой книге X X царского дома в числе держателей их значится всего лишь несколько человек ремесленников: строитель или горшечник, древодел, медник, ткач и т. д. Зато дру­ гое подразделение подучетного народа — воины постоянно упоминаются в этой книге как держатели наделов.

Новоегипетское воинство делилось на две большие части: на пешее (включая корабельное) и колесничное. С верховой ездой были знакомы с начала XVIII царского дома, если только не раньше, но конницы в нашем смысле не существо­ вало. Военные суда можно было б выделить в третье большое подразделение, так как они не только перевозили войска, но и сами принимали участие в сра­ жениях, особенно при X X царском доме. Однако в глазах египтян корабельные воины смыкались с пехотой. Пехотинца и судового воина обозначали одним и

Глава 5. Новое царство

тем же словом узу. Корабельные воины сражались на суше вместе с пехотин­ цами.

В конце XVIII царского дома войско делилось надвое по месту размещения: на «полк», стоявший в южной, и на «полк», стоявший в северной части страны. При XIX царском доме действующее войско распадалось на несколько «войск», прозывавшихся по главным богам того времени. Основной войсковой единицей было соединение, имевшее собственный стяг и насчитывавшее при XIX царском доме 200 воинов в своем составе. По изображениям того же времени на каждых пять пехотинцев приходилось по старшине, разделявшему с ними вооружение, но снабженному дополнительно палкою. На службе воины состояли на государ­ ственном снабжении. Государственным было и оружие, так как в мирное время при X X царском доме оно определенно хранилось в складах. По школьному по­ учению времени XIX царского дома, колесничий, как более состоятельный, сам покупает себе колесницу. Пехота имела трубы и барабаны.

Если верить школьным поучениям второй половины Нового царства, ставив­ шим себе целью отвратить будущих писцов от предпочтения воинской службы и потому сгущавших краски, то быть пехотинцем значило подвергаться диким изби­ ениям, терпеть голод и работать с утра до ночи. Впрочем, школьные учителя были не совсем не правы. На изображениях палки отличают не только старшин, но и низших военачальников. Воины постоянно упоминаются как участники походов в каменоломни и в связи с перевозкой каменных глыб.

В основном пехотинцами служили люди из народа, отчасти набранные в мальчишеском возрасте, отчасти в юношеских и зрелых годах. Фараону Риа-масэ-се(Ра-месэ-су)III, второму царю X X дома, вложено в уста заявление, что до него брали на военную службу каждого десятого даже из храмовых людей. В письме, написанном при XIX царском доме, говорится об отдаче в воины храмовых «зем­ лепашцев». Но в другом письме того же времени мы читаем об увозе на воин­ скую службу даже молодых людей, направленных верховным сановником для по­ священия в жрецы.«Воинами величества его» при XVIII царском доме стано­ вились родственники местных князей, но то был, вероятно, особый род воинов.

Относительно высокопоставленным по положению в обществе и происхож­ дению был, по-видимому,состав колесничного войска. Чтобыкак-нибудьочернить участь колесничего, школьные поучения времени XIX царского дома вынуждены приписать бойцу особую незадачливость. Только таким способом удается приве­ сти рассказ к назидательному концу — награждению ста ударами. До этого же поучительного заключения живописуется, как молодой человек ради деда с мате­ ринской стороны зачисляется в «конюшню», как он является туда с пятью раба­ ми, из которых у него отбирают трех, а двухвсе-такиоставляют, как он берет себе добрых коней с конского двора в присутствии самого фараона, как покупает себе

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

сам колесницу и красуется, разъезжая, на виду у родного города. Лошадь не была рабочим животным. Уменье править конями высоко ценилось. Военные возницы числились едва ли не начальствующим составом. Возницами на царской колесни­ це во вторую половину Нового царства состояли нередко царевичи. Существова­ ли и особые «колесничие (бойцы) величества его». Но и простые колесничие

бывали братьями важного военного, верховного жреца и т. д. Было б, однако, неверно представлять себе колесничное воинство в виде какой-токонной знати. Когда в начале XX царского дома фараонуРиа-масэ-се(Ра-месэ-су)III вложи­ ли в уста утверждение, что он не следовал примеру прежних царей и не призывал в войско каждого десятого из храмовых людей, то это касалось как пехоты, так и колесничного воинства. Колесничие наравне с пехотинцами простирались на жи­ вотах даже перед женою начальника, их обучавшего, и делали ей всяческие подно­ шения.

Школьные поучения, естественно, молчали о тех сторонах воинской службы, которые могли иметь притягательную силу для учащейся молодежи. А таковые все-такиимелись. На войне победоносное воинствоДхут-маси(Тхут-мосе)III вело разгульную жизнь: напивалось допьяна награбленным вином, мазалось мас­ лом, как в праздники в Египте, расхищало всё, что только могло, от урожая на ни­ вах до брошенного врагами имущества, забывая даже преследовать их. Сиропалестинские владетели доставляли войскуДхут-маси(Тхут-мосе)III для пропи­ тания зерно, вино, крупный и мелкий скот. На родине воины не вполне забывали свои зарубежные привычки. Так, в конце XVIII царского дома воины столь усердно отнимали у населения в Египте бычьи шкуры, что для обуздания граби­ телей понадобилось законодательное вмешательство верховной власти в лице фа­ раонаХар-ма-ху(Хар-м-ха).Нам известны воины, которые при XVIII царском доме выслужились из рядовых в военачальники.Ах-маси(Ах-мосе)стал началь­ ником гребецкой дружины на военном судне,Аман-ма-ху(Амен-ем-ха)— на­ чальником царских телохранителей. Первый к концу жизни имел до двух десят­ ков рабов, которых едва ли не всех вместе с пахотной землею получил в награду за свои «подвиги». Оба, иАх-маси(Ах-мосе)иАман-ма-ху(Амен-ем-ха),ос­ тавили по себе представительные гробницы. Заупокойные плиты колесничих, корабельных воинов и пехотинцев дошли до нас в значительном количестве. Красной нитью через всё Новое царство тянутся известия о милостях, оказанных фараонами воинам. При XVIII царском доме это сперва раздача направо и на­ лево рабов и земли, затем дождь золотых и серебряных знаков отличия: ожерелий, запястий,«львов» и«мух» (названия военных орденов) и т. п., щедрое угощение. Опрямо-такивельможеском снабжении войска заявлял третий царь XIX домаРиа-масэ-са(Ра-месэ-с)II:«Вы были сиротами (т. е. бедняками) — ясде­ лал вас сановниками моим питанием». И действительно, на плите частного

Глава 5. Новое царство

лица этот царь представлен мечущим в толпу воинов знаки отличия и снедь. Царь Хар-ма-ху(Хар-м-ха)в конце XVIII царского дома призывал военачальников и рядовых во дворец и кормил в своем присутствии хлебом, пивом, говядиной, вином, жирными медовыми пирожками, овощами и т. п. В начале XIX царско­ го дома при Сутайе (Сетойе) I воинам, отправленным в каменоломни, отпускали каждому ежедневно около 1,8 кг хлеба, кусок жареного мяса, два пучка овощей и в месяц две полотняных одежды. Цари XIX и X X домов хвалились, что распус­ кали воинов по их селениям, предоставляя им жить там в свое удовольствие.

Значительную часть войска, особенно во вторую половину Нового царства, составляли иноземные воины. Эфиопы бились на стороне египтян во время осво­ бодительной войны с «властелинами стран», а во вторую половину XVIII цар­ ского дома составляли едва ли не основную часть воинских сил, стоявших в мир­ ное время вСирии-Палестине(египтяне ненавидели постой на чужбине). С тех времен иноземными воинами заселялись крепости. В конце XVIII царского дома приАман-хатпи(Амен-хотпе)IV среди его телохранителей имелись сирияне, ливияне и эфиопы, подчиненные, впрочем, египетским начальникам. Шэрдани (возможно, будущие сардинцы) служили в египетском войске еще при XVIII царском доме. При XIX царском доме они стали едва ли не главными царски­ ми телохранителями. При этом же доме египетское войско вообще наполнилось иноземцами. В изображении писателя того времени отряд, посланный в СириюПалестину против «мятежников», оказывается составленным из 1900 египтян, 520 шэрдани, 1600 ливиян одного и 100 ливиян другого племени и еще 800 эфиопов. Когда бывает возможно установить происхождение иноземных воинских сил, они оказываются, как мы видели, из числа пленных. Тем не менее, эти иноплеменники по своему положению мало чем отличались отвоинов-египтян.Например, шэрда­ ни часто упоминаются в писцовой книге X X царского дома как держатели зе­ мельных наделов. По другим источникам, фараон сам выделяет землю для шэр­ дани, распускает их по домам. Как и у рядовыхвоинов-египтян,у шэрдани были прислужники(«провожатые»). На плите конца XVIII царского домасиро-па­лестинский копейщик фараона изобразил себя в своем иноземном наряде (ино­ племенные воины сохраняли неегипетские одежды, прическу и бороду) вместе со своею иноземной супругой, одетой в нарядное египетское платье. Копейщик тя­ нет с помощью слуги или рабакакой-тонапиток через коленчатую трубку, сидя на изящной египетской скамейке.

По вооружению, численности и боевым навыкам новоегипетское войско представляло куда более грозную силу, чем войско среднеегипетское, и с усовер­ шенствованием вооружения и накоплением боевого опыта делалось все грозней и грознее. Хотя пехотинцы по-прежнемуделились на стрелков и щитоносных ко­ пейщиков (последовательно, впрочем, это деление не выдерживалось), оружие

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

первых и отчасти вторых стало много действеннее. Стрелки XVIII царского дома имели уже сложный (слоеный) лук, более мощный, чем прежний простой, и стре­ лы с медными наконечниками. В качестве добавочного оружия копейщики пользовались секирами и короткими мечами. Меч рубящий, а не только колющий, как старые кинжалы, в обеих своих разновидностях — прямой и серповидной, представлял нововведение. Брони с нашитой медной чешуей были известны еще при XVIII царском доме. Во вторую половину Нового царства получили широ­ кое распространение и нечешуйчатые брони (юшманы?), а также шлемообразные головные покрытия. Однако самым важным приобретением была боевая колес­ ница и вместе с нею широкое применение в военном деле конских упряжек. И тем и другим Египет был обязан, по-видимому,«властелинам стран». В осво­ бодительной войне с ними боевые колесницы были введены в действие еще при последнем царе XVIII царского домаКа-маси(Ка-мосе).В Новом царстве ко­ лесничное войско составляло главную ударную силу египтян. Их боевые колесни­ цы были легкими двуколками, в которые запрягали по две лошади — по бокам дышла с ярмом на загривках. На колеснице стояло двое воинов — возница и боец, обыкновенно стрелок. Вооружение иноземной пехоты, делившейся в основ­ ном тоже на стрелков и копейщиков, было отчасти сходным, отчасти отличным от египетского. Царскиетелохранители-шэрданищеголяли в своеобразных шлемах, имели круглые щиты (египетские были внизу прямоугольными, вверху округлыми) и широкие длинные мечи. О том, чтобы иноземные воины допускались на колес­ ницы, ничего не слышно. Видимо, эта избранная часть войска, представлявшая к тому же его ударную силу, наполнялась одними египтянами, притом далеко не все­ гда любыми.

Хорошими полководцами выказали себя египетские военачальники перед битвой под Мегиддо, когда обратили внимание Дхутмаси (Тхут-мосе)III на опас­ ность перехода через горы по тесному ущелью на виду у врага. Точная согласован­ ность движений отдельных соединений спасла египтян в роковой битве под Кидши (Кадешем) в дниРиа-масэ-сы(Ра-месэ-са)И, третьего царя XIX дома. ЕслиДхут-маси(Тхут-мосе)III, крупнейший воитель египетской древности, еще очень плохо умел брать укрепленные города, тоРиа-масэ-са(Ра-месэ-са)II, слов­ но стремительный вихрь, сокрушал одну за другойсиро-палестинскиекрепости.

Мы, к сожалению, не знаем численности египетских вооруженных сил на протя­ жении Нового царства, но уже при XVIII царском доме они должны были быть не­ малыми. Если в битве под Мегиддо Дхут-маси(Тхут-мосе)III имел дело с 330сиро-палестинскимивладетелями, из которых каждый привелкакое-токоличество во­ инов, то и египетское войско не могло не быть многочисленным.Аман-хатпи(Аменхотп) II гнал в Египет изСирии-Палестиныдо 100000 пленных, воинов и граждан­ ского населения.Риа-масэ-се(Ра-месэ-са)II в битве под Кидши (Кидшем) проти-

Глава 5. Новое царство

востояло до 3500 вражеских колесниц с тремя воинами на каждой, что вместе с 17000 воинами, не введенными противником в сражение, составит 27000 бойцов.

Таким образом, новоегипетское воинство представляло внушительную силу, и правящие круги не могли не считаться с ним, тем более, что их сказочное богат­ ство, их мировладычество держалось именно им. Но воины были по происхожде­ нию и хозяйственному положению плоть от плоти и кровь от крови простых егип­ тян, рядовых граждан, и в лице воинов они имели как-никаквооруженных и по­ тому не вовсе безгласных представителей.

С высокопоставленной частью войска, колесничими, можно, пожалуй, сопоста­ вить по положению в обществе рядовое жречество. Школьные поучения тут тоже не знают, к чему прицепиться. О высшем разряде обыкновенных жрецов — «слу­ гах божьих» школьные мудрецы утверждали, чтоте-дестояли как «землепашцы» (эти жрецы часто управляли храмовой землею), о низшем же разряде жрецов могли только сострить, что они — по требованиям обрядовой чистоты — долж­ ны трижды в день окунаться в реку, безразлично зимой ли, летом ли, при любой погоде. Египетская храмовая служба состояла по существу в удовлетворении бытовых «потребностей» обитавшего в своем«доме» идола (его «угощали» едой и питьем и т. д.), но все это сопровождалось таким количеством действий и воз­ гласов, что, взятое вместе, составляло весьма сложное целое. Однако составители школьных поучений, видимо, не считали возможным к этому придраться.

Обширные храмовые владения, отчасти управляемые самим жречеством, и обильные жертвоприношения как будто б обеспечивали его в достаточной мере. Тем не менее, многие рядовые жрецы занимали в храме или на стороне разные должности в порядке совместительства: писца священных книг, войскового писца, храмового счетчика скота, храмового сапожника, садовника и т. д. Нам уже до­ водилось говорить о том, что обыкновенные жрецы бывали владельцами значи­ тельного количества рабов. В писцовой книге X X царского дома многие земель­ ные наделы значатся за отдельными жрецами как их держателями. По записям того времени, некоторые жрецы похищали ценности из храмовых кладовых, обди­ рали даже самый храм — его золотую обшивку, отдирали медные части. Один жрец ухитрился торговать тельцами того самого быка, которого чтили как священ­ ное животное солнца.

Надписи неоднократно говорят о посвящении в жрецы сыновей местной зна­ ти, людей именитых, избранных военных. Действительно, иной сын верховного жреца или гражданского сановника начинал службу в храме с низших жреческих должностей, а то и застревал на них. Однако многие рядовые жрецы были деть­ ми простых смертных, многие были сыновьями таких же рядовых жрецов, некото­ рые попутно занимались ремеслами. «Благородное» происхождение в отношении рядового жречества было скорее желательным, чем обязательным.

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

Существовало ли в Новом царстве купечество? Внутренний обмен уже при XVIII царском доме был довольно оживленным. Лучше всего это доказывает любопытный дневник, касающийся передачи торговцам всевозможной снеди и вина. Торговцам передаются бычьи головы, хребет, ноги, куски мяса, вино, печенья, хлеба, куски пирожков. Нередко это производится дословно изо дня в день. Поименованы три или четыре торговца. В случае одного лица сказано, что мясо дано ему «чтоб оплатить его», а от одного из торговцев «получено»что-то,но что именно — неясно. Цены передаваемых припасов указаны в серебре и золо­ те. Выходит, имелся значительный круг покупателей продовольственных припа­ сов и для удовлетворения спроса был налажен сбыт даже остатков — видимо, от храмовых жертв. В школьной рукописи времени XX царского дома рассказано, как торговцы едут вверх и вниз по течению реки, доставляют«вещи» одного горо­ да в другой, удовлетворяют нуждающихся в таковых«вещах». Об относительной оживленности внешнего обмена приXIX—XXцарских домах было уже сказа­ но в своем месте.

И тем не менее денежное обращение было развито слабо. Главным мерилом стоимости еще при XVIII царском доме стало серебро. Во вторую половину Нового царства слово «серебро» определенно означало также «деньги». При XVIII царском доме наряду с серебром употреблялось золото, при XIX—XXцарских домах с серебром соперничала более ходкая медь. Несмотря на приток серебра изСирии-Палестиныи смежных стран, отношение по стоимости золота к серебру было как 5 к 3 (в конце Среднего царства оно было 6:3). Отношение серебра к меди было при XIX царском доме как 100 к 1, в конце XX царского дома как 60 к 1. Чеканных денег не существовало. Их заменяли весовые едини­ цы: при XVIII царском доме«круг» (91 гр.) и У12 его — «деньга»{Iх/'п гр.), приXIX—XXцарских домах тот же«круг» и более удобная для расчетов У10 его —«кита» (9,1 гр). Иногда платили деньгами, но получающий даже при XX царском доме не видел особой разницы в том, дадут ли ему 1 мешок зерна или 1«круг» серебра. Обычно же меняли по старинке предметы на предметы, предварительно оценив их в деньгах. Так, в конце XVIII царского дома рабыня была продана за 2 коров и 2 телят, оцененных соответственно в 16 «денег» и в 1«круг» серебром, итого в 2«круга» 4 «деньги». При XIX царском доме де­вочка-рабынябыла куплена за 1 передник, 1 простыню, 1 полотняную одежду, 3 одежды тонкого полотна, 1 такую же одежду иного покроя, 10 рубах, 3 медных чаши, 1 медный котел, 1 медную кружку, около 1 кг медного лома и 1 кружку мёда. Все по отдельности оценено было в серебре, всего на 373 г. Случалось, что в числе предметов давали также деньги. За время, протекшее между XVIII и XX царскими домами, денежное хозяйство как будто б значительно развилось, но тем не менее, пока стояла новоегипетская мировая держава, оно оставалось в зачаточ-

Глава 5. Новое царство

ном состоянии. Захват несметных богатств вооруженной силой и распределение их и произведений страны в порядке пищевого и вещевого довольствия, наград и дарений не могли способствовать развитию обмена.

Очень показательно, что свое странное на современный взгляд отношение к золоту египтяне сохранили и в новоегипетскую пору, мало того, дали тому самое блистательное доказательство, какое только можно себе представить. Мы назы­ ваем «золотым» в переносном смысле то, что особенно дорого, то, что особенно ценно: «золотой ты мой», «золотое сердце», «золотые руки», «золотые слова». Египтянин же издавна воспринимал золото не со стороны его общественных свойств, а со стороны свойств природных. Для египтянина золото прежде всего нетленное, вечное. Поэтому, как некогда в Старом царстве, он и в Новом объяв­ лял тело своих богов и царей золотым (костям достаточно быть медными). По­ этому фараон, земное явление соколообразного Хары (Хора), есть «сокол золо­ той». Поэтому царей кладут в золотой и обшитые золотом гробы, пальцы покой­ ного обворачивают золотым листом, на лицо кладут золотую личину. Поскольку не ржавеет и серебро, в него тоже одевают, как в перчатку, руку. Нетленные свойства золота и серебра, предполагалось, сообщаются одетому или трупу. Неистощенные еще рудники Эфиопии наводнили казну фараонов Нового царства потоками зо­ лота. Огромно было и количество золота, захваченного на войне и полученного в виде дани. По мнению одного из властителей Двуречья, золота в Египте во вто­ рую половину XVIII царского дома было столько, сколько праха земного. И по­ разительно, с какой баснословной расточительностью новоегипетские властелины расходовали свое золото на дела, ничего общего с обменом не имевшие. Речь идет не о золотых уборах, жезлах, утвари, кумирах, засвидетельствованных письменны­ ми памятниками и вещественными находками. Мы читаем в источниках того вре­ мени об обшитых золотом скамьях, носилках, колесницах, храмовых ладьях. Оде­ тые золотым листом кресла, колесницы, божницы, гробы сохранились до наших дней. Чего стоит один только гроб целиком из золота, в котором в конце XVIII царского дома был похоронен фараонТут-анх-амана(Тут-анх-амун)!Мало того, мы узнаем из письменных источников, что золотом обивали вершины граненых столбов (обелисков), высившихся перед храмами, громадные столбы, поддерживав­ шие перекрытия внутри их, даже стены этих исполинских сооружений. Да что стены? Полы в них выстилали серебром и золотом! И что все это не сказка, а быль, тому порукою следы золотой обшивки в храмах Нии (Нэ, Фив греков), во дворцеАх-на-йати(Эх-не-йота)в его солнцепоклоннической столице, во дворцеМар-ни-птаха(Мер-не-птаха)(конец XIX царского дома) в Мэмфи (Мэнфе, Мемфисе греков). Могло ли бы быть это былью, если бы золото как средство обмена имело значение,сколько-нибудьблизкое к современному?

После всего сказанного нам становится понятным, почему до конца новоеги-

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

петского «мировладычества» мы не знаем ни одного купца-египтянинаи почему торговцы занимали в обществе скромное и подчиненное положение. Московский словник, о котором мы говорили в связи с дробностью ремесла, называет торгов­ цев в конце перечня должностей и занятий после корабельщика,«приставленника переда (т. е. носа корабля)», кормчего, ловца водяных птиц и рыбака. Торгов­ цы, действительно, разъезжали на судах, так как река и море были самыми удоб­ ными путями сообщения. Об одном торговце известно, что онпрямо-такипрожи­ вал на судне другого. Часто торговцы состояли на службе у храмов и подчинялись своим начальникам или тому или иному жрецу, короче говоря, были служащими храма. Это лишний раз показывает, как далеко было новоегипетским торговцам до купцов. Мы встречаем во вторую половину Нового царства отдельных торговцев частных«домов», только эти«дома» мало похожи на торговые, купеческие. Два начальникасиро-палестинскихвоинов имели каждый по торговцу, у храмовой пе­ вицы, дочери военачальника, их было не меньше двух. Торговцами могли быть и рабы. Так, раб храмового военачальника состоял торговцем своего господина. Конечно, торговцы не забывали и самих себя. Они очень охотно скупали краде­ ное имущество. Иной торговец имел своего раба. Еще до конца Нового царствакое-ктоиз торговцев, торговавших в Египте, былсиро-палестинскогопроисхожде­ ния.

Над совокупным народом, «слугами царевыми» или земледельцами, ремес­ ленниками, воинами и рядовыми жрецами стояла надменная новоегипетская знать. С презрением смотрели на толпу князья и сановники XVIII царского дома, на этот«излишек народа», как они выражались, и хвалились тем, что не употребля­ ли его слов. Правда, сословной преграды между знатью и народом не существо­ вало, и бесчисленные мелкие и второстепенные должностные лица составляли как бы посредствующие звенья, постепенные переходы от низов общества к его вер­ хам. Тем не менее, различие между верхами и низами было разительным, и если от­ дельные представители или даже слои новоегипетского народа могли казаться от­ носительно обеспеченными, то по сравнению со знатью они выглядели бедняками.

Вот как представляли себе при XIX царском доме быт сановного барина (знатный человек был всегда сановником): «Оделся ты в тончайшее полотно, поднялся ты на упряжку (колесничную), жезл золотой в руке твоей, (чтото) у тебя новое, запряжены жеребцы сирийские, эфиопы бегут впереди тебя из добычи, добытой тобою. Ты спустился в твой корабль кедровый, оснащенный от носа до кормы, ты достиг твоего замка доброго, который сотворил ты себе сам. Уста твои полны вином, пивом, хлебом, мясом, пиро­ жными. Откормленные быки заколоты, вино открыто (т. е. откупорено),сладостное пение (звучит)перед тобою. Твой распорядитель умащения ума­ щает (тебя)маслом, твой заведующий садоводством (несет)венок, твой

276

Глава 5. Новое царство

распорядитель птицеловов доставляет уток, твой рыболов доставляет рыб. Корабль твой пришел из Сирии-Палестины(х'рв), груженый добрыми вещами всякими. Твой загон полон телят. Твоя челядь здорова».

Роскошь, которую позволяла себе знать, была действительно необыкновенной: золото, черное дерево, слоновая кость, страусовые перья, тончайшее полотно, цветы, курения, благовония... Стоило, говорили, сановнику кликнуть одного слугу, как от­ кликалась тысяча. И, приветствуя господина, слуги и подчиненные падали перед ним ниц.

Но точно так же, как знать заставляла пресмыкаться перед собой подчинен­ ных, она сама пресмыкалась перед царем, и великолепный двор приветствовал его, лежа на животах и лобзая землю. В этом, правда, не было ничего нового, но те­ перь у знати появились особые основания для преклонения.

С упразднением мощных хозяйств областных правителей обозначение вель­ можеского хозяйства как «дома собственного», противостоящего«дому цареву», в Новом царстве окончательно вышло на употребления. Забавно, что единствен­ ный, кажется, пример сочетания«дом собственный» относится к царскому хозяй­ ству, которому«дом собственный» прежде как раз и противопоставлялся. В кон­ це XVIII царского дома управляющий личным хозяйством, или«домом» Аманхатпи(Амен-хотпа)IV в Мэмфи (Мэнфе, Мемфисе греков), Апи (One) уничи­ жительно называл себя в докладах царю«рабом дома собственного». Но это не что иное, как желание частного управляющего Среднего царства так величать себя в письмах к своим господам.

Исчезновение в Новом царстве понятия «дом собственный», противополож­ ного понятию«дом царев», не было просто случайностью. Когда в конце XVIII царского домаАман-хатпи(Амен-хотп)IV основал новую столицу на никому до того не принадлежавшей и никем не занятой земле, он выразил это следующими словами:«Глядите, фараон —жив, цел, здоров! нашел его (т. е. место буду­ щей столицы) (таким, что)не было принадлежащим оно богу, что не (было)принадлежащим оно богине, что не (было)принадлежащим оно властителю, что не (было)принадлежащим оно властительнице, что не [(какой-тогла­ гол)] [ег] олюди всякие (т. е.какие-либо),(устроить, построить)чтобы со­ творить что-нибудь на нем». К несчастью, глагол перед словом«люди» силь­ но поврежден в надписи, но предшествующее ему отрицание отлично от предыду­ щих и требует не прилагательного (переданного нами причастием«принадлежа­ щий»), а спрягаемого глагола. Египетским богу или богине, властителю или влас­ тительнице место могло принадлежать, хотя на деле не принадлежало.«Люди» же«всякие» могли только«сотворить нечто на нем». Заявление царя очень любопытно. Фараон отличал право собственности на землю от права пользования сю для сооружения на нейчего-либо.

studfiles.net