Историки древней руси. История Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Историки древней руси


Французские историки о Древней Руси

Левек в 1773–1780 годах по рекомендации Дидро преподавал в России в Сухопутном шляхетском корпусе французский язык и логику, в Академии художеств – историю и географию. В 1782 году вышла в свет его пятитомная «История России», в том же году сочинение было привезено в Петербург. Большая часть тиража была заказана в России, среди 117 подписчиков разошлось 239 экземпляров сочинения – это замечательный результат для того времени. Затем Левек опубликовал двухтомник «История различных народов, находящихся под властью русских, или Продолжение истории России».

Николя-Габриель Леклерк также написал многотомный труд по истории России. В Париже он входил в круг энциклопедистов, был близок к Дени Дидро и по его рекомендации в конце 1759 года приехал в Петербург. Будучи медиком по образованию и имея хорошую лекарскую репутацию, он стал личным врачом последнего малороссийского гетмана графа К. Г. Разумовского, а впоследствии и наследника престола Павла Петровича. В 1783 году он опубликовал свою «Историю…».

Произведения Левека и Леклерка переводились на разные языки и неоднократно переиздавались.

Реакцией на французские труды стали «Записки касательно русской истории» Екатерины II, адресованные российскому юношеству, в первую очередь внукам Александру и Константину: «Сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем Истории Российской, кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными, ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превращённом виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки» (2, с. 4). В своём письме к М. Гримму она пошла ещё дальше: «Это выйдет противоядием негодникам, унижающим российскую историю, каковы Леклерк и учитель его Левек, оба скоты и, не прогневайтесь, скоты скучные и глупые» (4, с. 274).

В воспоминаниях Ш. Массона есть такое объяснение ненависти Екатерины к сочинению Левека: «Лучшая история России – это, бесспорно, история Левека. Екатерина ненавидела это сочинение, как и труд аббата Шаппа, и задала себе огромную работу, справляясь с древними хрониками, чтобы отыскать какие-нибудь недочёты и ошибки у этого уважаемого историка. И всё потому, что он двадцать лет назад имел мужество намекнуть, что Екатерина была убийцей Петра III и Ивана» (3, с. 54).

Левек ревниво отнёсся к выходу в свет сочинения Леклерка, он прямо обвинил его в плагиате, на что Леклерк заметил, что он начал подготовку своего издания задолго до публикации «Истории…» Левека. В свою очередь, Леклерк также обвинил своего визави в заимствовании из его труда. Однако сочинения эти действительно имеют между собой большое сходство, с тем отличием, что в книге Леклерка есть много общих философских рассуждений не столько о славянах, сколько о Европе.

Исследуя Древнюю Русь, Левек много внимания уделил происхождению славян. Он считал россов особым народом, со своими обычаями и языком, который смешался со славянами и воспринял их язык и культуру. В подтверждение своей теории Леклерк привёл мнение византийского императора Константина Багрянородного, что россы и славяне различались по происхождению и языку.

Первые упоминания о славянах появляются лишь в IV веке нашей эры, но под другими именами они были известны грекам и римлянам задолго до этого. Сами славяне не знали, как их называют другие народы. Славяне – это общность славянских племён. Он выводит этимологию «славян» либо от «славы», либо от «слова», дескать, славяне, не зная других языков, считали другие народы немыми – «немцы», а себя называли «говорящими» или «словянами».

Левек полагал, что славяне пришли с Востока, подобно всем остальным европейским народам. Восточные историки ведут происхождение славян и руссов от Иафета, третьего сына Ноя. Левек соглашается с точкой зрения восточного историка XVII века Абулгази и французского востоковеда XVII века Бартелеми д’Эрбело де Моланвиля, что славяне происходили от Саклаба, а руссы – от Руса. Впрочем, и тот, и другой были сыновьями или внуками Иафета.

Придя с Востока, славяне, по мнению Левека, расселились по территории современной России, затем – по берегам Каспийского и Азовского морей, а оттуда перебрались в Пафлагонию. Он отмечал, что за славян принимали жителей Трои, Мидии, венетов, венедов и энетов считали предками славян. После того как их выгнали местные жители и была разрушена Троя, они пошли на берега Адриатического моря, а земля, на которой они поселились, стала называться Венетией, позже они заложили в этих местах город Венецию.

Левек писал, что топоним «Венеция» очень схож с этнонимом «венды», под которым в Средние века были известны полабские славяне, а города с названием Венета были заложены славянами в устье Одера и на острове Рюген на севере современной Германии.

Россия и Польша, по Левеку, были частью древней Скифии – земли, населённой сарматами, готами, массагетами, гуннами, аланами, гетами, цимбрами, рокселанами, варягами и славянами. Славяне были известны под именем «словене» или «новгородские славяне», русы именовались «руссами киевскими».

Левек ссылался на легенду, согласно которой столицей славян был город Славенск, на месте коего позже поставили Новгород. Однако славяне были прогнаны с этих мест уграми и ушли на запад и юг. Одна часть славянских племён вторглась в Римскую империю, другая – осела на берегах Балтийского моря. Потомки этих «эмигрантов» населяют Богемию, Болгарию, Сербию, Далмацию, Венгрию, Померанию, Селезию и другие территории.

Однако не все славяне ушли с территории древней Скифии. Влияние славян было весьма обширным: от Литвы до Урала и от Белого моря до Ростовского озера – ныне озеро Неро в Ярославской области. Однако с течением времени они сами стали варяжскими данниками и вынуждены были пригласить «государей». Так начиналась русская государственность.

Историк И. Н. Болтин опроверг Левека, будто русские происходят от гуннов, и в этой связи дал обзор народов, населявших в древности Восточную Европу (1). Он считал, что славяне уже в древности были известны под именем венедов, генатов и даков.

Левек и Леклерк писали о призвании варягов уже после окончания первой отечественной исторической дискуссии на эту тему между М. В. Ломоносовым и Г.-Ф. Миллером. Конечно же, она была известна французским историкам, которые в течение долгого времени жили в России.

Левек считал, что история России европейцам плохо знакома, несмотря на просветительскую деятельность Петра. В Средние века Русь не уступала в богатстве и влиянии европейским государствам, пока не разделилась на самостоятельные княжества, к чему привела постоянная вражда между князьями. Он был согласен с Монтескье, что русские не были варварами до правления Петра Великого, но полагал, что история России начинается с IX века, хотя отмечал, что Новгород и Киев, по преданию, были основаны в V веке.

Левек писал и о Кие, который, по легенде, воевал с Византией, осаждал Константинополь и в итоге заключил мир с императором. О наследниках Кия Левеку ничего не было неизвестно, и что происходило в тех землях c V по IX века, ему также было неведомо. Он сетовал на отсутствие источников по этому вопросу.

В Новгороде главой исполнительной власти был консул, а формой правления – республика. Левек затрагивал проблему новгородского веча, считая, что самостоятельное правление народа вело к анархии, а анархия, в свою очередь, – к «рабству», то есть присоединению к Москве. Суждение Леклерка шло ещё дальше: русский народ «издревле был в невольничестве и признавал рабство за естественное своё состояние».

Леклерк считал, что власть у славян существовала и до призвания варягов. Именно Гостомыслу принадлежала идея пригласить варягов в Новгород. Французский историк объяснял призвание варягов тем, что жители постоянно враждовали между собой, кроме того, соседи все время досаждали им. Он полагал, что отказ на время от свободы может считаться высшим проявлением гражданской сознательности.

Левек в своём описании Древней Руси показывал, что она не отставала от европейских государств, а шла своим, оригинальным путём развития без особого влияния извне. Новгород, славянская столица, был заложен недалеко от старого города – Старгорода, несколько раз разорённого во время войн и окончательно оставленного жителями после эпидемии. Новгородская история до IX века была известна не более, чем киевская. Константин Багрянородный в своих сочинениях упоминал, что византийцы торговали с новгородцами задолго до его правления. Если Левек говорил о продаже рабов-новгородцев, то Леклерк писал об этом более уклончиво, оставляя лишь возможность такой торговли.

Левек при подготовке своего труда использовал практически все источники, известные науке к тому времени и опубликованные в России. Кроме того, он привлёк значительное количество зарубежных источников. Большое место заняли данные сравнительного языкознания индоевропейских языков.

Левек и Леклерк одними из первых пытались решить сложную проблему происхождения и расселения славян. Вокруг неё и ныне ведутся оживлённые научные дискуссии. Современная наука не имеет ясного представления о происхождении и древнейших судьбах славян, об образовании Древнерусского государства.

Левеку удалось создать собственную концепцию происхождения славян, которую потом повторил Леклерк, опираясь на данные сравнительного языкознания, сведения античных, византийских и восточных авторов, «Повесть временных лет», Библию, мифы и предания.

В целом, сочинение Левека более научно, а Леклерка – философично и историософично. Леклерк использовал сцены из истории России в большей степени как фон для своих рассуждений о теории государства и права, взаимодействии общества и государства. Негативное отношение Леклерка к порядкам в России вызвало резкую критику со стороны правительственных кругов, в первую очередь Екатерины II. Появилась необходимость опровержения французского сочинения.

Критика труда Леклерка стала отправной точкой исторических работ выдающегося русского историка И. Н. Болтина, который опубликовал в 1788 году два тома критических «Примечаний на "Историю древния и нынешния Россия" господина Леклерка». Именно публикация трудов Левека и Леклерка послужила началом полемики между двумя крупнейшими русскими историками второй половины XVIII века – Болтиным и Щербатовым, а затем подвигла Николая Михайловича Карамзина на создание «Истории государства Российского».

Литература и источники

1. Болтин И. Н. Примечания на «Историю древния и нынешния России» г. Леклерка, сочиненныя генерал майором Иваном Болтиным. Т. 1–2. СПб., 1788.

2. Екатерина II. Сочинения. В 12-ти т. СПб., 1901. Т. 8.

3. Масон Ш. Секретные записки о России. М., 1996.

4. Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774–1796). СПб., 1878.

5. Le Clerc N.-G. Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie ancienne. Paris, 1783–1784. Т. 1–3.

6. Levesque P.-Ch. Histoire de Russie. Yverdon, 1783. Т. 1–6. 

rus-istoria.ru

История Древней Руси Википедия

История Древней Руси — история Древнерусского государства с 862 (или 882) года до татаро-монгольского нашествия.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.

Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей. При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду. В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.

В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра. Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское. В 1237—1240 годах большинство русских земель подверглись разрушительному нашествию Батыя. Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир, Галич, Рязань и другие центры русских княжеств были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения.

Предыстория

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.

До призвания варягов

Картина С. В. Иванова «Жильё восточных славян»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые лишь в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году[1] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

Правление Рюрика

В 862 году, согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

« В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.[2]»

В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано регенту Олегу ввиду малолетства Игоря[3]. По мнению М. Б. Свердлова, Олег узурпировал власть и был реальным правителем при выросшем Игоре[4].

Первые русские князья

Княжение Олега Вещего

Расширение территории Древнерусского государства в IX—X веках под властью династии Рюриковичей

В 882, по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. В войске Олега были варяги и воины подвластных ему племён — чуди, словен, мери и кривичей[5]. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства[6]. Уже в Киеве он установил размеры дани, которую ежегодно должны были платить подвластные племена Новгородской земли — словене, кривичи и меря[7]. Также было начато строительство крепостей в окрестностях новой столицы[8][9].

Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам). В летописях не указана реакция хазар, однако историк Петрухин выдвигает предположение, что они начали экономическую блокаду, перестав пропускать русских купцов через свои земли[7].

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов[10][11][12]. По мнению историка В. Мавродина, успех похода Олега объясняется тем, что он сумел сплотить силы Древнерусского государства и укрепить его складывающуюся государственность[13].

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Современная реконструкция древнерусской дружины

Начало правления Игоря ознаменовалось восстанием древлян, которые были вновь покорены и обложены ещё большей данью, и появлением в причерноморских степях печенегов (в 915 году), разоривших владения хазар и вытеснивших венгров из Причерноморья[14]. К началу X в. кочевья печенегов простирались от Волги до Прута[15].

Сбор древлянской дани. Картина К. Лебедева

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Болгары предупредили византийцев, что Игорь начал поход с 10 000 воинов. Флот Игоря разграбил Вифинию, Пафлагонию, Гераклею Понтийскую и Никомидию[16], но затем был разбит и он, бросив уцелевшее войско во Фракии, с несколькими ладьями бежал в Киев. Попавшие в плен воины были казнены в Константинополе[17][18]. Из столицы он послал варягам приглашение поучаствовать в новом вторжении в Византию[19]. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Войско Игоря, состоявшее из полян, кривичей, словен, тиверцев, варягов и печенегов, достигло Дуная, откуда были отправлены послы в Константинополь. Они заключили договор, подтвердивший многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. Русь обязалась защищать византийские владения в Крыму[20][21][22]. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. Согласно летописной версии, причиной гибели стало желание князя получить дань повторно, чего от него требовали дружинники, завидовавшие богатству дружины воеводы Свенельда. Небольшая дружина Игоря была перебита древлянами возле Искоростеня, а его самого казнили[23][24]. Историк А. А. Шахматов выдвинул версию, по которой Игорь и Свенельд начали конфликтовать из-за древлянской дани и, в результате, Игорь был убит[17].

Ольга

После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Древляне отправили к ней посольство, предложившее ей стать женой своего князя Мала. Однако Ольга казнила послов, собрала войско и в 946 году начала осаду Искоростеня, которая закончилась его сожжением и покорением древлян киевским князьям[23]. «Повесть временных лет» описала не только их покорение, но и предшествующую этому месть со стороны киевской правительницы. Ольга обложила древлян большой данью[25].

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

В 947 году она предприняла поездку в Новгородскую землю, где вместо прежнего полюдья ввела систему оброков и даней, которые местные жители должны были сами свозить в станы и погосты, передавая специально назначенным людям — тиунам. Таким образом был введён новый способ взимания дани с подданных киевских князей[25].

Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда[26] (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий[27]. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу[28]. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки[29][30].

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Святослав Игоревич

Сбор дани. Картина Н. Рериха

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Он вырос среди дружинников своего отца и первый из русских князей носил славянское имя. С начала своего правления он стал готовиться к военным походам и собирал войско[31]. По мнению историка Грекова, Святослав глубоко включился в международные отношения Европы и Азии. Зачастую он действовал по соглашению с другими государствами, таким образом участвуя в решении задач европейской, и, отчасти, азиатской политики[32].

Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. Затем, по сообщениям восточных источников, Святослав атаковал и разгромил Волжскую Булгарию. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат. Хазарское войско во главе с каганом вышло навстречу дружине Святослава, но было разбито. Русское войско взяло штурмом основные города хазар: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль[32]. На месте Саркела после этого возникло древнерусское поселение Белая Вежа. После разгрома остатки государства хазар были известны под именем саксинов и уже не играли прежней роли. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и Северном Кавказе, где Святослав победил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где центром русских владений стала Тмутаракань[31][32].

В 968 году на Русь прибыло византийское посольство, предложившее союз против Болгарии, тогда вышедшей из повиновении Византии. Византийский посол Калокир от имени императора Никифора Фоки принёс дар — 1500 фунтов золота. Включив в своё войско союзных печенегов Святослав двинулся на Дунай. За короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Своей ставкой Святослав выбрал Переяславец, город в низовьях Дуная[33]. Однако столь резкое усиление Руси вызвало опасения в Константинополе и византийцы сумели убедить печенегов совершить очередной набег на Киев. В 968 году их войско осадило русскую столицу, где находилась княгиня Ольга и её внуки — Ярополк, Олег и Владимир. Город спас подход небольшой дружины воеводы Претича. Вскоре с конным войском прибыл и сам Святослав, прогнавший печенегов в степи[34]. Однако князь не стремился оставаться на Руси. Летописи так цитируют его слова[35][33][36]:

«Середина моей земли в Переяславце-на-Дунае. Туда сходятся все блага: от греков золото и паволоки, вина и разные овощи, от чехов и угров — серебро и кони, из Руси — меха и воск, мед и рабы.»
Преследование отступающей русской армии византийцами. Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы Встреча Святослава и Иоанна Цимисхия. Картина К. Лебедева

Святослав оставался в Киеве вплоть до смерти своей матери Ольги. После этого он разделил владения между сыновьями: Ярополку оставил Киев, Олегу — земли древлян, а Владимиру — Новгород}[37]. Затем он вернулся в Переяславец[35]. В новом походе со значительным войском (по разным данным от 10 до 60 тысяч воинов) в 970 году Святослав овладел почти всей Болгарией, занял её столицу Преслав и вторгся в Византию. Новый император Иоанн Цимисхий отправил против него крупное войско. Русское войско, в составе которого были болгары и венгры[38], было вынуждено отойти в Доростол (Силистрия) — крепость на Дунае. В 971 году оно было осаждено византийцами. В бою у стен крепости войско Святослава понесло тяжёлые потери, он был вынужден пойти на переговоры с Цимисхием. Согласно мирному договору, Русь обязалась не нападать на византийские владения в Болгарии, а Константинополь обещал не подбивать печенегов к походам на Русь[39].

Воевода Свенельд советовал князю возвращаться на Русь сухопутным путём. Однако Святослав предпочёл плыть через днепровские пороги. При этом князь планировал собрать на Руси новое войско и возобновить войну с Византией[40]. Зимой они были перекрыты печенегами и небольшая дружина Святослава провела голодную зиму в низовьях Днепра. Весной 972 года Святослав предпринял попытку пробиться на Русь, однако его войско было разбито, а сам он убит[41]. По другой версии, гибель киевского князя произошла в 973 году[37]. Из черепа князя печенежский предводитель Куря сделал чашу для пиров[42][43].

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Руины Херсонеса и собор Святого Владимира Крещение Руси. Картина К. Лебедева

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб[44]. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года

wikiredia.ru

Французские историки о Древней Руси

Левек в 1773–1780 годах по рекомендации Дидро преподавал в России в Сухопутном шляхетском корпусе французский язык и логику, в Академии художеств – историю и географию. В 1782 году вышла в свет его пятитомная «История России», в том же году сочинение было привезено в Петербург. Большая часть тиража была заказана в России, среди 117 подписчиков разошлось 239 экземпляров сочинения – это замечательный результат для того времени. Затем Левек опубликовал двухтомник «История различных народов, находящихся под властью русских, или Продолжение истории России».

Николя-Габриель Леклерк также написал многотомный труд по истории России. В Париже он входил в круг энциклопедистов, был близок к Дени Дидро и по его рекомендации в конце 1759 года приехал в Петербург. Будучи медиком по образованию и имея хорошую лекарскую репутацию, он стал личным врачом последнего малороссийского гетмана графа К. Г. Разумовского, а впоследствии и наследника престола Павла Петровича. В 1783 году он опубликовал свою «Историю…».

Произведения Левека и Леклерка переводились на разные языки и неоднократно переиздавались.

Реакцией на французские труды стали «Записки касательно русской истории» Екатерины II, адресованные российскому юношеству, в первую очередь внукам Александру и Константину: «Сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем Истории Российской, кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными, ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превращённом виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки» (2, с. 4). В своём письме к М. Гримму она пошла ещё дальше: «Это выйдет противоядием негодникам, унижающим российскую историю, каковы Леклерк и учитель его Левек, оба скоты и, не прогневайтесь, скоты скучные и глупые» (4, с. 274).

В воспоминаниях Ш. Массона есть такое объяснение ненависти Екатерины к сочинению Левека: «Лучшая история России – это, бесспорно, история Левека. Екатерина ненавидела это сочинение, как и труд аббата Шаппа, и задала себе огромную работу, справляясь с древними хрониками, чтобы отыскать какие-нибудь недочёты и ошибки у этого уважаемого историка. И всё потому, что он двадцать лет назад имел мужество намекнуть, что Екатерина была убийцей Петра III и Ивана» (3, с. 54).

Левек ревниво отнёсся к выходу в свет сочинения Леклерка, он прямо обвинил его в плагиате, на что Леклерк заметил, что он начал подготовку своего издания задолго до публикации «Истории…» Левека. В свою очередь, Леклерк также обвинил своего визави в заимствовании из его труда. Однако сочинения эти действительно имеют между собой большое сходство, с тем отличием, что в книге Леклерка есть много общих философских рассуждений не столько о славянах, сколько о Европе.

Исследуя Древнюю Русь, Левек много внимания уделил происхождению славян. Он считал россов особым народом, со своими обычаями и языком, который смешался со славянами и воспринял их язык и культуру. В подтверждение своей теории Леклерк привёл мнение византийского императора Константина Багрянородного, что россы и славяне различались по происхождению и языку.

Первые упоминания о славянах появляются лишь в IV веке нашей эры, но под другими именами они были известны грекам и римлянам задолго до этого. Сами славяне не знали, как их называют другие народы. Славяне – это общность славянских племён. Он выводит этимологию «славян» либо от «славы», либо от «слова», дескать, славяне, не зная других языков, считали другие народы немыми – «немцы», а себя называли «говорящими» или «словянами».

Левек полагал, что славяне пришли с Востока, подобно всем остальным европейским народам. Восточные историки ведут происхождение славян и руссов от Иафета, третьего сына Ноя. Левек соглашается с точкой зрения восточного историка XVII века Абулгази и французского востоковеда XVII века Бартелеми д’Эрбело де Моланвиля, что славяне происходили от Саклаба, а руссы – от Руса. Впрочем, и тот, и другой были сыновьями или внуками Иафета.

Придя с Востока, славяне, по мнению Левека, расселились по территории современной России, затем – по берегам Каспийского и Азовского морей, а оттуда перебрались в Пафлагонию. Он отмечал, что за славян принимали жителей Трои, Мидии, венетов, венедов и энетов считали предками славян. После того как их выгнали местные жители и была разрушена Троя, они пошли на берега Адриатического моря, а земля, на которой они поселились, стала называться Венетией, позже они заложили в этих местах город Венецию.

Левек писал, что топоним «Венеция» очень схож с этнонимом «венды», под которым в Средние века были известны полабские славяне, а города с названием Венета были заложены славянами в устье Одера и на острове Рюген на севере современной Германии.

Россия и Польша, по Левеку, были частью древней Скифии – земли, населённой сарматами, готами, массагетами, гуннами, аланами, гетами, цимбрами, рокселанами, варягами и славянами. Славяне были известны под именем «словене» или «новгородские славяне», русы именовались «руссами киевскими».

Левек ссылался на легенду, согласно которой столицей славян был город Славенск, на месте коего позже поставили Новгород. Однако славяне были прогнаны с этих мест уграми и ушли на запад и юг. Одна часть славянских племён вторглась в Римскую империю, другая – осела на берегах Балтийского моря. Потомки этих «эмигрантов» населяют Богемию, Болгарию, Сербию, Далмацию, Венгрию, Померанию, Селезию и другие территории.

Однако не все славяне ушли с территории древней Скифии. Влияние славян было весьма обширным: от Литвы до Урала и от Белого моря до Ростовского озера – ныне озеро Неро в Ярославской области. Однако с течением времени они сами стали варяжскими данниками и вынуждены были пригласить «государей». Так начиналась русская государственность.

Историк И. Н. Болтин опроверг Левека, будто русские происходят от гуннов, и в этой связи дал обзор народов, населявших в древности Восточную Европу (1). Он считал, что славяне уже в древности были известны под именем венедов, генатов и даков.

Левек и Леклерк писали о призвании варягов уже после окончания первой отечественной исторической дискуссии на эту тему между М. В. Ломоносовым и Г.-Ф. Миллером. Конечно же, она была известна французским историкам, которые в течение долгого времени жили в России.

Левек считал, что история России европейцам плохо знакома, несмотря на просветительскую деятельность Петра. В Средние века Русь не уступала в богатстве и влиянии европейским государствам, пока не разделилась на самостоятельные княжества, к чему привела постоянная вражда между князьями. Он был согласен с Монтескье, что русские не были варварами до правления Петра Великого, но полагал, что история России начинается с IX века, хотя отмечал, что Новгород и Киев, по преданию, были основаны в V веке.

Левек писал и о Кие, который, по легенде, воевал с Византией, осаждал Константинополь и в итоге заключил мир с императором. О наследниках Кия Левеку ничего не было неизвестно, и что происходило в тех землях c V по IX века, ему также было неведомо. Он сетовал на отсутствие источников по этому вопросу.

В Новгороде главой исполнительной власти был консул, а формой правления – республика. Левек затрагивал проблему новгородского веча, считая, что самостоятельное правление народа вело к анархии, а анархия, в свою очередь, – к «рабству», то есть присоединению к Москве. Суждение Леклерка шло ещё дальше: русский народ «издревле был в невольничестве и признавал рабство за естественное своё состояние».

Леклерк считал, что власть у славян существовала и до призвания варягов. Именно Гостомыслу принадлежала идея пригласить варягов в Новгород. Французский историк объяснял призвание варягов тем, что жители постоянно враждовали между собой, кроме того, соседи все время досаждали им. Он полагал, что отказ на время от свободы может считаться высшим проявлением гражданской сознательности.

Левек в своём описании Древней Руси показывал, что она не отставала от европейских государств, а шла своим, оригинальным путём развития без особого влияния извне. Новгород, славянская столица, был заложен недалеко от старого города – Старгорода, несколько раз разорённого во время войн и окончательно оставленного жителями после эпидемии. Новгородская история до IX века была известна не более, чем киевская. Константин Багрянородный в своих сочинениях упоминал, что византийцы торговали с новгородцами задолго до его правления. Если Левек говорил о продаже рабов-новгородцев, то Леклерк писал об этом более уклончиво, оставляя лишь возможность такой торговли.

Левек при подготовке своего труда использовал практически все источники, известные науке к тому времени и опубликованные в России. Кроме того, он привлёк значительное количество зарубежных источников. Большое место заняли данные сравнительного языкознания индоевропейских языков.

Левек и Леклерк одними из первых пытались решить сложную проблему происхождения и расселения славян. Вокруг неё и ныне ведутся оживлённые научные дискуссии. Современная наука не имеет ясного представления о происхождении и древнейших судьбах славян, об образовании Древнерусского государства.

Левеку удалось создать собственную концепцию происхождения славян, которую потом повторил Леклерк, опираясь на данные сравнительного языкознания, сведения античных, византийских и восточных авторов, «Повесть временных лет», Библию, мифы и предания.

В целом, сочинение Левека более научно, а Леклерка – философично и историософично. Леклерк использовал сцены из истории России в большей степени как фон для своих рассуждений о теории государства и права, взаимодействии общества и государства. Негативное отношение Леклерка к порядкам в России вызвало резкую критику со стороны правительственных кругов, в первую очередь Екатерины II. Появилась необходимость опровержения французского сочинения.

Критика труда Леклерка стала отправной точкой исторических работ выдающегося русского историка И. Н. Болтина, который опубликовал в 1788 году два тома критических «Примечаний на "Историю древния и нынешния Россия" господина Леклерка». Именно публикация трудов Левека и Леклерка послужила началом полемики между двумя крупнейшими русскими историками второй половины XVIII века – Болтиным и Щербатовым, а затем подвигла Николая Михайловича Карамзина на создание «Истории государства Российского».

Литература и источники

1. Болтин И. Н. Примечания на «Историю древния и нынешния России» г. Леклерка, сочиненныя генерал майором Иваном Болтиным. Т. 1–2. СПб., 1788.

2. Екатерина II. Сочинения. В 12-ти т. СПб., 1901. Т. 8.

3. Масон Ш. Секретные записки о России. М., 1996.

4. Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774–1796). СПб., 1878.

5. Le Clerc N.-G. Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie ancienne. Paris, 1783–1784. Т. 1–3.

6. Levesque P.-Ch. Histoire de Russie. Yverdon, 1783. Т. 1–6. 

rus-istoria.ru


Смотрите также