Исторические источники древнего мира. Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Официальный сайт МО учителей истории и обществознания. Исторические источники древнего мира


Мир древней истории. Основные исторические источники



Вспомните. Известные вам науки и как они называются.

Физика изучает происходящие в природе процессы от падения яблок с дерева до электрического тока.

Астрономия изучает движения звёзд, планет, астероидов и всего другого, что летается в космосе.

Химия изучает свойства разных веществ и их смесей.

Филология изучает слова, их состав, происхождение и т.д.

1. Как называется наука, изучающая жизнь людей в прошлом?

Эта наука называется историей.

2. Как вы понимаете, что такое источник? Назовите основные исторические источники.

Источник – это то, что доносит до нас информацию о прошлом в первичном виде, в отличии от исследования, которое использует информацию источников.

Источники делятся на вещественные и письменные.

3. Расскажите о науках, которые помогают изучать историю. Поясните, как находки археологов оказались под землей.

Прежде всего, историю помогает изучать археология. Это наука, которая находит и изучает вещи, оставшиеся от прошлого. Эти вещи иногда засыпает песком, иногда (при извержении вулкана) – вулканическим пеплом, но чаще – так называемым культурным слоем. Когда люди живут на одном месте, они что-то выбрасывают, элементарно наносят землю на обуви и т. д. Уровень земли в городах неизбежно поднимается и скрывает вещи, которые кто-то случайно уронил, оставил, а потом не забрал и т. д. Иногда вещи специально закапывают в землю, чтобы, к примеру, их не нашли враги – это называется кладом.

Помогает изучать историю нумизматика. Это наука о монетах, про то, кто когда и почему чеканил те или иные монеты.

Палеография – это специальная наука, которая изучает форму букв и по ней может сказать, когда создан документ.

Филология также помогает изучать прошлое. Со временем язык меняется. Учёные исследуют эти изменения и говорят, например, какие народы родственны друг другу (так как их языки родственны), то есть когда-то жили на одной территории. Часто слова из других языков сохраняются в названиях городов, рек, озёр, лесов и т. д. По этим названиям можно понять, какие народы жили на этой земле когда-то, пока не пришли нынешние обитатели.

Прошлое помогают изучать и другие науки, которые, как может вначале показаться, для этого не предназначены. Например, медицина изучает болезни человека и историей обычно не связана. Но когда нужно понять, почему началась та или иная эпидемия, или почему умер тот или иной известный деятель, на помощь приходят именно врачи.

Геология изучает развитие в основном горных и осадочных пород, в то время как история – развитие общества. Но иногда историки обращаются к геологам, например, когда нужно определить дату извержения вулкана, которое оставило значительный след в истории.

То есть в изучении истории могут помочь самые разные науки в зависимости от того, какие задачи следует решить.

4. Как вы считаете, нужно ли современному человеку изучать историю Древнего мира?

Без истории невозможно понять настоящее. Только так видны истоки современных процессов, а значит – их суть. Потому современному человеку нужно изучать всю историю, включая и историю Древнего мира, начиная с самых первых ростков цивилизации.

resheba.com

Вещественные источники

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ–ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман(1822–1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открытамикенская культура,предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс(1851–1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальнуюминойскую культурупервой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

Не оставались в стороне и российские ученые. После учреждения в России в 1859 г. Императорской археологической комиссии началось планомерное исследование греко‑скифских древностей в Северном Причерноморье. Археологи приступили к раскопкам курганов и греческих колоний . (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Был сделан ряд сенсационных находок, украсивших экспозиции Эрмитажа и других крупнейших российских музеев. Позднее, когда исследования возглавил Институт археологии АН СССР, к ним присоединились ученые и студенты ведущих исторических вузов страны.

Артур Эванс

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по‑разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

Письменные источники

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмыГомера«Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого‑эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито‑микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому‑то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода(рубеж VIII–VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно‑мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртеяиз Лакедемона,Солонаиз Афин,Феогнидаиз Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзииАрхилохаи особенно в творчестве эолийских поэтовАлкеяиСапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлениюистории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродотиз Галикартаса (ок. 485–425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Геродот

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое времяи осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид(ок. 460–396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из‑за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди,действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонтиз Афин (ок. 445–355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого.Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно‑мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил(525–456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко‑персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл(496–406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида(480–406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Софокл

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана(ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом былПлатон(427–347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально‑политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель(384–322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речиДемосфена,судебные речиЛисия,торжественное красноречиеИсократаи др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли‑продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

studfiles.net

Библия как исторический источник древней истории | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Древнееврейское царство

Около VII в. до н. э. еврейским народом была создана книга — Библия. Это название происходит от названия города Библ, жители которого первыми в Пе­редней Азии научились изготавливать бумагу. Книги из бумаги стали называть библами, или библиями.

Библия — священная книга христиан и иудеев.

Моисей — по Библии, вождь израильтян, который вывел их из египетского плена

Библия состоит из Ветхого и Нового Завета. В Вет­хом Завете рассказывается о сотворении мира Богом (как сказано в Библии, это произошло в 3760 г. до н. э.), о первых людях, всемирном потопе, переселении евре­ев в Ханаан, о периоде вавилонского плена.

Ханаан — древнее название территории Финикии, Сирии и Палестины. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Довольно долго считалось, что Библия — просто собрание религиозных правил и легенд. Но со временем историки обнаружили археологические и письменные подтверждения некоторых фактов, упоминавшихся в Библии. В нижнем течении Тигра и Евфрата археологи нашли доказательства катастрофических наводнений. Даже сегодня там можно наблюдать бушующие разли­вы, ужасающие по силе и могуществу. Такие наводне­ния могли быть причиной создания легенды о всемир­ном потопе. Кроме этого, в Ветхом Завете содержатся ценные сведения о Древней Палестине, о жизни еврей­ского народа, его соседей — филистимлян, финикий­цев, вавилонян. Эти сведения дают возможность пред­положить, что знаменитые цари Древнего Израиля — Саул, Давид, Соломон — реальные личности, а собы­тия, связанные с их царствованием, происходили в действительности.

Библия является древнейшим источником сведений по истории Древнего Востока, особенно Ближнего Востока.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад по истории по теме радивиловская библия

  • Сведения из библии о хозяйстве древнего мира

  • Что какая книга является историческим источником по древний палестине

  • Библия малоизвестная древняя прорицательная система зурхай.

  • Библия как истор. источ по истории передней азии и египта

Вопросы по этому материалу:
  • Почему Библия — важный источник исторических знаний?

  • Об истории каких народов мы можем узнать из Библии?

worldofschool.ru

Исторические источники

Преамбула

Эта рубрика проекта ХРОНОС разбита на несколько подрубрик, по векам и странам. Промотайте текущее окно после преамбулы и выберете интересующий вас период.

Часть приведенных здесь документов сканировал и форматировал я лично, большое их число перепечатывается, в частности из собрания электронных исторических источников МГУ, созданного благодаря усилиям Тимура Валетова и его коллег по истфаку.

Как известно каждому историку, при работе с любыми документами прошлого необходимо предварительно провести критику источника. Это правило также относится и к их электронным версиям. Например, Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении, вероятно, является поздней фальсификацией; оригинал подлинного документа, скорее всего, навсегда утрачен. И я напоминаю, что опубликованные в ХРОНОСе тексты нуждаются в критическом подходе, как и все прочие, бумажные. Всегда, когда это возможно, я стараюсь публиковать комментарии к документам. Если у вас есть какие-то замечания по файлам рубрики, то сообщите в гостевой книге или напишите мне на мой почтовый адрес [email protected] с указанием в теме письма - dokum.

Кроме документов различных эпох здесь даны определения основных терминов и понятий источниковедения. Обычно они располагаются в в тех подразделах рубрики "Исторические источники", где впервые встречаются. А вот и первое определение:

Что такое исторические источники?

Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

 Вячеслав Румянцев

Далее читайте:

Документы IX века.

Документы X века.

Документы XI века.

Документы XII века.

Документы XIII века.

Исторические источники XIV века

Исторические источники XV века

Исторические источники XVI века

Исторические источники XVII века

Исторические источники XVIII века 
Исторические источники XIX века:

Первые годы XIX века.

10-е годы XIX века.

20-е годы XIX века.

30-е годы XIX века.

40-е годы XIX века.

50-е годы XIX века.

60-е годы XIX века.

70-е годы XIX века.

80-е годы XIX века.

90-е годы XIX века.

Исторические источники XX века:

Первые годы XX века

10-е годы XX века

20-е годы XX века

30-е годы XX века

40-е годы XX века

50-е годы XX века

60-е годы XX века

70-е годы XX века

80-е годы XX века

90-е годы XX века

Исторические источники XXI века

 

Документы IX века:

Летописи (справочная статья)

Былины (справочная статья)

"Договор мира и любви" с Византией . (справочная статья)

«Минеи-Четьи» - сборники, содержащие жизнеописания святых, поучения, молитвы, песнопения на каждый день года. В Древней Руси «Минеи-Четьи» служили для назидательного, «душеполезного» чтения. «Минеи-Четьи» сложились в Византии к IX веку, а затем распространились среди южных и восточных славян. Известные в Киевской Руси с начала XI века. (Супрасльская рукопись), «Минеи-Четьи» обильно пополнялись материалом русской церковно-учительской литературы. В середине XVI века, и связи с созданием общерусского культа святых, в Москве под руководством митрополита Макария составляются «Великие Минеи-Четьи» (12 больших томов, по одному на каждый месяц), объединившие почти всю церковную литературу от начала христианства на Руси и пополнившие её житиями русских святых, канонизированных на соборах (1547 и 1549).

 

Документы X века:

Русско-византийский договор 907 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 911 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 944 г. (справочная статья)

Константин Багрянородный Об управлении империей.

Лев Диакон История.

Ибн-Фадлан. "Записки" о путешествии на Волгу.

 

Документы XI века:

XI век

Лествичное право (справочная статья).

XI - XII века

Палея Толковая.

1037-1050.

Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона.

XI - XII века

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

1056-1057

Остромирово Евангелие - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-1057). Названо по имени новгородского посадника Остромира, для которого Евангелие было переписано на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Пергаментная рукопись 30 на 35 сантиметров с высокохудожественными миниатюрами искусно орнаментирована и написана кириллицей. В языке Евангелия отражены черты болгарского протографа и русского языка XI века. Остромирово Евангелие - ценнейший источник по истории южнославянских и восточнославянских языков, древнеславянской палеографии, русского искусства. Образец искусства книги Киевской Руси. Содержит недельные евангельские чтения. 

1072.

Правда роськая (с примечаниями).

Русская Правда (перевод).

1075.

Диктат папы (изложение)

 

 

 

www.hrono.info

Исторические источники

Преамбула

Эта рубрика проекта ХРОНОС разбита на несколько подрубрик, по векам и странам. Промотайте текущее окно после преамбулы и выберете интересующий вас период.

Часть приведенных здесь документов сканировал и форматировал я лично, большое их число перепечатывается, в частности из собрания электронных исторических источников МГУ, созданного благодаря усилиям Тимура Валетова и его коллег по истфаку.

Как известно каждому историку, при работе с любыми документами прошлого необходимо предварительно провести критику источника. Это правило также относится и к их электронным версиям. Например, Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении, вероятно, является поздней фальсификацией; оригинал подлинного документа, скорее всего, навсегда утрачен. И я напоминаю, что опубликованные в ХРОНОСе тексты нуждаются в критическом подходе, как и все прочие, бумажные. Всегда, когда это возможно, я стараюсь публиковать комментарии к документам. Если у вас есть какие-то замечания по файлам рубрики, то сообщите в гостевой книге или напишите мне на мой почтовый адрес [email protected] с указанием в теме письма - dokum.

Кроме документов различных эпох здесь даны определения основных терминов и понятий источниковедения. Обычно они располагаются в в тех подразделах рубрики "Исторические источники", где впервые встречаются. А вот и первое определение:

Что такое исторические источники?

Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

 Вячеслав Румянцев

Далее читайте:

Документы IX века.

Документы X века.

Документы XI века.

Документы XII века.

Документы XIII века.

Исторические источники XIV века

Исторические источники XV века

Исторические источники XVI века

Исторические источники XVII века

Исторические источники XVIII века 
Исторические источники XIX века:

Первые годы XIX века.

10-е годы XIX века.

20-е годы XIX века.

30-е годы XIX века.

40-е годы XIX века.

50-е годы XIX века.

60-е годы XIX века.

70-е годы XIX века.

80-е годы XIX века.

90-е годы XIX века.

Исторические источники XX века:

Первые годы XX века

10-е годы XX века

20-е годы XX века

30-е годы XX века

40-е годы XX века

50-е годы XX века

60-е годы XX века

70-е годы XX века

80-е годы XX века

90-е годы XX века

Исторические источники XXI века

 

Документы IX века:

Летописи (справочная статья)

Былины (справочная статья)

"Договор мира и любви" с Византией . (справочная статья)

«Минеи-Четьи» - сборники, содержащие жизнеописания святых, поучения, молитвы, песнопения на каждый день года. В Древней Руси «Минеи-Четьи» служили для назидательного, «душеполезного» чтения. «Минеи-Четьи» сложились в Византии к IX веку, а затем распространились среди южных и восточных славян. Известные в Киевской Руси с начала XI века. (Супрасльская рукопись), «Минеи-Четьи» обильно пополнялись материалом русской церковно-учительской литературы. В середине XVI века, и связи с созданием общерусского культа святых, в Москве под руководством митрополита Макария составляются «Великие Минеи-Четьи» (12 больших томов, по одному на каждый месяц), объединившие почти всю церковную литературу от начала христианства на Руси и пополнившие её житиями русских святых, канонизированных на соборах (1547 и 1549).

 

Документы X века:

Русско-византийский договор 907 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 911 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 944 г. (справочная статья)

Константин Багрянородный Об управлении империей.

Лев Диакон История.

Ибн-Фадлан. "Записки" о путешествии на Волгу.

 

Документы XI века:

XI век

Лествичное право (справочная статья).

XI - XII века

Палея Толковая.

1037-1050.

Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона.

XI - XII века

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

1056-1057

Остромирово Евангелие - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-1057). Названо по имени новгородского посадника Остромира, для которого Евангелие было переписано на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Пергаментная рукопись 30 на 35 сантиметров с высокохудожественными миниатюрами искусно орнаментирована и написана кириллицей. В языке Евангелия отражены черты болгарского протографа и русского языка XI века. Остромирово Евангелие - ценнейший источник по истории южнославянских и восточнославянских языков, древнеславянской палеографии, русского искусства. Образец искусства книги Киевской Руси. Содержит недельные евангельские чтения. 

1072.

Правда роськая (с примечаниями).

Русская Правда (перевод).

1075.

Диктат папы (изложение)

 

 

 

www.hrono.ru

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классеУрок 3Тема: Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)Цели урока:
  • формировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы;
  • развивать умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников, оценивать действия людей;
  • воспитывать уважение к традициям народа, к культурному наследию.

Основные понятия: исторические источники; группы источников: письменные, вещественные, устные; документ, музей, архив, библиотека, историческая память.Основные вопросы урока:

  1. Как гибнут памятники старины.
  2. Исторические источники.
  3. Группы источников.
  4. Архивы, музеи, библиотеки.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знанийВид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работаПланируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся):

Уметь:

Информационно-методическое обеспечение:

  • презентация,
  • понятийные карты

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Измерение времени»
  • Фронтальный опрос
  • Индивидуальный опрос
  1. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
  1. Вступление. Сообщение темы и целей урока.
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях*, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на кинопленку важнейшие события.

В любой семье хранят свою историю: старые письма, документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история это прошлое, сохранившееся в памяти человечества.

Всё то, что мы храним, и, благодаря чему, узнаем о прошлом, называется ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ.Введение темы (Слайд 1) – запись в тетрадьСегодня нам предстоит узнать, на какие группы делятся исторические источники и каково их значение.

Постановка цели (Слайд 1)2. Как гибнут памятники старины.

К сожалению, сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми.

??? Какие природные явления могут стать причиной уничтожения исторических свидетельств.

Однако нельзя винить во всём только природу. Человек своими непродуманными действиями тоже наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов сносились церкви, которые были построены не одну сотню лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.Слайд 2 - ??? Какие ещё события, происходящие по вине человека, могут привести к гибели памятников старины

3. Исторические источники.

Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землей остались фундаменты строений, множество предметов, принадлежавших людям. В древнем монастыре сохранилась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных вещей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Всё, что когда-то было создано людьми, называют историческими источниками.

Слайд 3 – Исторические источники - (в тетрадь)

Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берет начало ручеек, который впадает в речку, та – в большую реку, впадающую в море. Значит, источник – это начало.

Источником называют всё, что дает начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга – источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены из достоверного источника, то есть от человека осведомленного, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.Слайд 3 – ??? Давайте вместе составим определение понятия «Исторические источники» - (в тетрадь)4. Группы источниковВ любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Ученые-историки делают свои выводы только на основе исторических источников. Чаще всего источники делят на группы: устные, вещественные, письменные.Слайд 4 – (запись в тетрадь)Устные источники – это сказания, былины, пословицы, поговорки, песни. Они передаются от одного поколения к другому. Их изучение позволяет узнать обычаи, обряды, правила поведения и многое другое

К вещественным источникам относятся сооружения, предметы быта, оружие, украшения, то есть самые разнообразные вещи (или их фрагменты), созданные когда-либо человеком.

С появлением письменности возникли письменные источники: записи на деревянных дощечках, бересте*, папирусе*, камне, глине, бумаге. Развитие науки и техники привело к появлению звуковых записей, фото- и кинодокументов.Слайд 5 – Задание – Определите группу источников.

  • Вещественные
  • Письменные
  • Вещественные
  • Вещественные

Исторические источники называют также памятниками. Слово «памятник» известно всем. Это скульптурная группа, статуя, бюст, колонна, надгробие, триумфальная арка. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, героев прошлого. Пройдет много лет, а памятник будет напоминать потомкам о славных делах предков

Слайд 6 – Исторические памятники (запись в тетрадь)

  • Большой Сфинкс, Древний Египет, третье тысячелетие до н.э.
  • Парфенон, Древняя Греция, V век до н.э.
  • Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. XVII век
  • Почтовая станция в Екатеринбурге, XIX век (подобные станции служили средством сообщения между российскими городами, здесь путешественники могли поменять лошадей и отдохнуть)
  • Ветряная мельница, Голландия, город Роттердам, XVIII век (памятник истории развития техники).

Памятник – это напоминание о прошлом. Поэтому в науке памятником называют любую дошедшую до нас частичку прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная картина, древняя рукопись, надпись на камне, древние сказания – это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники прошлого охраняются законом.

5. Архивы, музеи, библиотеки.

Дошедшие до нашего времени памятники прошлого ученые стараются сберечь. Для этого создаются специальные учреждения.

Документы хранятся в архивах. Это слово произошло от греческого «архейон», что означает «учреждение». Слайд 7 – Архив (запись в тетрадь) В архивах находятся старинные рукописи, планы городов, письма выдающихся людей, договоры между руководителями государств и другие ценнейшие свидетельства истории прошлого. Но архивами пользуются не только историки. Например, чтобы восстановить разрушенное когда-то здание, строители обращаются в архив за хранящимися там чертежами данного исторического памятника.***Если время позволит можно обсудить вопрос о создании домашнего архива (сканировании документов, создании электронной версии архива) Учреждение, которое собирает, хранит и выставляет для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекции, называется музеем, в переводе с греческого – «храм муз».. Греки относили историю к искусству.

Слайд 8 – Музей (запись в тетрадь)***Покровительницами искусств были богини – музы. Муза Клио считалась покровительницей истории. Обычно её изображали с рукописями в руках. Иногда рядом находились солнечные часы – с их помощью она наблюдала за порядком времени.

В каждом городе есть музеи. Они бывают художественными, историческими, этнографическими, зоологическими, литературными и т.д.

По слайду: сейчас вы видите различные музеи мира. В них собраны произведения великих мастеров искусства. Их называют шедеврами. Это слово переводится с французского, как «лучшее произведение». Возможно в некоторых из этих музеев бывали и вы. Записки путешественников, летописи, воспоминания участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукописными и печатными. Они представляют для историков большую ценность. Слайд 9 – Библиотека (запись в тетрадь) Нет такого исследователя прошлого, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» - книга, «тека» - хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

??? С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? Какую помощь они оказывают в изучении прошлого? Как мы уже знаем, источники могут быть устными, вещественными и письменными. Письменные источники историки называют документами. С латинского языка слово «документ» переводится как «свидетельство».

Изучая документы и вещественные источники, ученые восстанавливают исторические события. Но на этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, установить связь между ними. И, наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. А значит нарисовать целое историческое полотно. И краски для него нам и дают исторические источники.

Домашнее задание: Слайд 10***Встречали ли вы у себя дома какие-либо исторические источники?

Приходилось ли вам работать в архивах?

Какие музеи и библиотеки нашего города вы знаете?

ologike.ru

Исторические источники и документы по истории Древнего мира (5 класс) - Исторические источники - Методическая копилка МО

Нормативные документы [95]

В данной категории Вы можете найти важнейшие документы, регламентирующие работу нашего методического объединения и учителей истории и обществознания.

Отчетные документы РМО [18]

Отчетные документы (планы, отчеты) работы РМО,

Материалы курсов повышения квалификации [3]

Материалы курсов повышения квалификации

Наши методические разработки [85]

Здесь Вы найдете методические разработки (уроки, внеклассные мероприятия и т.д.) наших педагогов.

Рабочие программы, календарно-тематическое планирование по истории [19]

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по истории

Рабочие программы, календарно-тематическое планирование по обществознанию [8]

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по обществознанию

Элективные курсы и кружки по истории [2]

Здесь Вы найдете рабочие программы по элективным курсам и кружкам по истории

Учебники и методические пособия для уроков истории и общестовзнания [34]

Здесь Вы можете найти электронные версии учебников по истории России и Всемирной истории издательства "Просвещение" и учебники "Обществознание", автор - Боголюбов Л.Н.

Атласы по Истории России и Всеобщей истории [9]

Атласы по Истории России и Всеобщей истории

Исторические карты [16]

В этом разделе Вы найдете практически все необходимые исторические карты (полноразмерные, интерактивные и др.).

Исторические источники [6]

В данной категории представлены различные исторические источники, работа с которыми позволит разнообразить учебный процесс и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Интерактивные задания по истории [1]

В данной категории Вы найдете различные интерактивные задания по курсам истории. Для работы с ними Вам нужен только мультимедийный проигрыватель

Тесты по истории и обществознанию [118]

Тесты по истории и обществознанию

Книги и хрестоматии по истории [1]

Различные книги и хрестоматии для учителя и любителя истории

Учебное видео для уроков истории [13]

В данном разделе Вы можете найти учебное видео для уроков истории для любого курса мировой и отечественной истории.

Видеоуроки [56]

Готовые видеоуроки по истории, обществознанию и классные часы.

Историческая музыка [1]

В данный раздел включено большое количество песен и мелодий, которые можно использовать на уроках истории в разных классах.

Пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию [32]

В данной категории Вы можете найти самые популярные пособия и типовые экзаменационные задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Полезные материалы по аттестации [7]

Интересные и полезные материалы в помощь аттестующимся учителям.

Разное [11]

Разная полезная информация от участников нашего РМО

К 70-летию Великой Победы [14]

В данной категории представлены методические материалы (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, презентации и др.), посвященные тематике Великой Отечественной войны.

Презентации по истории [3]

Презентации по истории наших учителей и презентации с просторов Интернета

Подготовка к Олимпиаде [3]

Различные олимпиады для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию и праву

Подготовка к РПР и ВПР по истории и обществознанию [15]

В данном разделе размещены материалы для подготовки обучающихся к региональным и всероссийским проверочным работам по истории и обществознанию

mo-historymv.ucoz.ru