Источниковедение древнего востока. Книга "Источниковедение истории Древнего Востока" из жанра История - Скачать бесплатно, читать онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга "Источниковедение истории Древнего Востока" - Скачать бесплатно, читать онлайн. Источниковедение древнего востока


Источниковедение истории Древнего Востока - путеводитель

Исторические источники по древнему периоду истории Аравии (с начала I тысячелетия до н.э. до IV в. н.э.) делятся на четыре основных типа: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

§ 1. Эпиграфический материал

На протяжении нескольких веков путешественники и ученые собирали надписи Южной Аравии, сделанные на камне, бронзе, керамике. Возможно, были надписи на коже и дереве, но они не сохранились. В настоящее время собрано более 5000 надписей, однако некоторые из них содержат лишь одно имя, являются трудночитаемыми фрагментами или представлены плохими копиями и эстампажами.

По своему содержанию южноаравийские надписи делятся на несколько групп: государственные документы, куда входят указы, законодательные материалы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи, частноправовые [216] документы (долговые обязательства, надписи на оросительных сооружениях, межевые камни и др.).

Различаются южноаравийские надписи и по месту находки. Большая их часть найдена на территории Южной Аравии, особенно Сабы. Это сабейские, маинские, хадрамаутские, катабанские, химьяритские надписи, а также — в небольшом количестве — аусанские. Некоторые южноаравийские надписи обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Это главным образом надписи купцов, караванщиков, а также памятные надписи правителей о военных походах в эти районы. Ряд надписей обнаружен за пределами Аравийского полуострова: в Египте, Месопотамии, на островах Делос, Родос, в палестинских городах Эцион-Гебере и Бетеле, в Эфиопии. Наличие данных надписей связано с существованием торговых поселений, кварталов с переселенцами из Южной Аравии, находившихся на территории других стран. В Северной и Центральной Аравии найдены деданские, лихьянские, самудские, набатейские надписи. Последние по содержанию в основном надгробные и посвятительные. Ряд надписей Северной Аравии (из Кедара, Набатеи, Теймы) сделан на арамейском языке. Надписи Южной Аравии выполнены южноаравийским письмом, относящимся к южносемитской группе алфавитов, куда входит также и ряд алфавитных письменностей Северной Аравии: самудская, деданская, лихьянская и др. Письменность набатеев имеет своим прототипом арамейское письмо.

В отношении датировки южноаравийских надписей существуют разные мнения. Большинство ученых датируют их начиная с VIII в. до н.э. Некоторые (Ф. Хоммель) относят самые древние из них к более раннему периоду — рубеж II и I тысячелетий до н.э. Другие (Ж. Пирен, Г. и Ж. Рикмансы), наоборот, датируют их более поздним временем — V веком до н.э.

Эпиграфические документы представляют собой единственный собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого региона. Его значение трудно переоценить. Например, на основе эпиграфического материала восстановлен список сабейских эпонимов и эпонимов племени Халил (с конца II тысячелетия до н.э. до III в. н.э.) — представителей знатных родов, избиравшихся на определенный срок на высшие государственные должности, и восстановлена сама система эпонимата Сабы, частично Катабана, по которой велось в Аравии летосчисление. [217]

Сабейские межевые надписи дают значительный материал по формам землевладения, социально-экономическим отношениям, структуре семьи в Южной Аравии.

Катабанский торговый кодекс из Тимны, выгравированный на каменном обелиске и стоявший некогда в центре города, дает богатые сведения о важнейших торговых центрах великого «пути благовоний», о торговых пошлинах, рынках и факторах регуляции торговли в Катабане царской властью.

Ценность древнеаравийских источников состоит в том, что они по большей части современны описываемым событиям и содержат достаточную информацию о них, точны в передаче терминологии, не подвергались позднейшей переработке, вставкам, искажениям и т.д. Трудность их использования в качестве исторического источника в том, что надписи предельно кратки, лишь фиксируют события или явления, не разъясняя их, приводят социальные и политические термины, не раскрывая их содержания. Среди других категорий письменных источников по истории Аравии чрезвычайно мала группа хозяйственных документов, отсутствуют юридические сборники, произведения литературы, мифологии и др. нет исторических трудов. Все это создает большие трудности в деле реконструкции древней истории страны.

Эпиграфический материал весьма сложен для анализа, Как пример этого можно привести так называемые списки иеродул — краткие тексты, высеченные на стелах, некогда стоявших перед входом в храм бога Астара, руины которого были обнаружены к востоку от городища Майн — остатков города Иасила, столицы царства Майн. Надписи на стелах расположены сверху вниз и распространяются на все четыре грани, причем вопрос о том, где начинался текст, является весьма спорным. Формуляр текстов однотипен и упоминает имя мужчины, его отца, обозначение семьи, рода, объединения, а также имя женщины и название страны. Имена женщин египетские и северозападносемитские. Места их происхождения — Египет, Дедан, Газа и др. Большинство исследователей полагают, что речь в надписях идет о посвящении иноземных рабынь храму в качестве иеродул. Австрийский ученый К. Млакер предположил, что это формула передачи лиц женского пола храму для несения временной или пожизненной трудовой повинности в счет отработки долга главы семьи или по другим причинам. Советский исследователь Г.М. Бауэр предполагает, что формула надписей передает ритуал включения [218] чужеземок, ставших женами скорее всего аравийских купцов, в культовую и гражданскую общину Майна.

Древнеаравийские надписи собирали и изучали К. Нибур, Ж. Галеви, Э. Глазер, У.Г. Зеетцен, Г. Виссман, А. Фахри, X. Нами, Г. и Ж. Рикмансы, А. Жамм и др. В 60–70-е годы около 400 южноаравийских надписей скопировал советский арабист П.А. Грязневич. В 1983 г. около 800 фрагментов надписей собрала в Вади-Хадрамаут советско-йеменская комплексная экспедиция. В XIX—XX вв. осуществлялись крупные издания собранного эпиграфического материала, такие, как «Южноарабские надписи», «Корпус семитских надписей», «Репертуар семитской эпиграфики» и др. В нашей стране в 1978 г. публикация новооткрытых южноаравийских надписей осуществлена в издании «Южная Аравия. Памятники древней истории и культуры».

На основе эпиграфического материала изучены аравийские системы письма, палеография надписей, их датировка и типы, язык южноаравийской письменности.

§ 2. Вещественные памятники

Памятники материальной культуры древней Аравии — это развалины ее городов, дворцов, храмов, жилищ, крепостных и ирригационных сооружений, некрополей и скальных гробниц, орудия земледельческого и ремесленного труда, произведения изобразительного искусства, керамические и ювелирные изделия, монеты (последние найдены даже за пределами Аравии — в Эритрее, Аксуме) и др.

Эти памятники обследованы в течение XVIII—XX вв. Однако количество памятников, исследованных учеными, пока еще незначительно. Аравия по праву считается «археологической целиной». В основном изучались те памятники материальной культуры, что находятся непосредственно на поверхности земли. Много древних сооружений разрушалось на протяжении веков с целью использования их материала для строительства, по религиозным мотивам, подвергалось разрушительному действию времени и природы и т.д.

Археологические раскопки и обследования проводились на северо-западе Аравии, в Юго-Восточной Сирии, Южной Палестине, в районе Заиорданья, в местностях Кильва, Вади-Араба, Умм-ал-Амад и др. Здесь были обнаружены многочисленные наскальные изображения людей и животных, остатки плавилен и копей для добычи и обработки [219] меди и железа, точильные камни для отделения золота от руды, камни-платформы для дробилок, керамика, следы древних караванных путей. Найдено несколько сотен поселений, открыты святилища и некрополи набатеев. Исследованы развалины набатейских городов: их столицы Селы (Петры), Хегры и др.

Немецкими (К. Ратьенс, Г. Виссман и др.) и американскими археологами (Ф.П. Олбрайт и др.) изучался ряд городов Южной Аравии. Особенно интересны древности Мариба, столицы Сабейского царства, развалины которой лежат к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской республики. Раскопки выявили развалины города, представлявшего в плане прямоугольник, остатки дворца, овальный храм лунного бога Алмакаха, крепостные стены и башни, погребальные сооружения, скульптуры.

Неоднократно обследовались руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Близ Мариба (в Хавлане) сохранились также развалины древнего Сирваха, интересно городище в области Архаб к северу от Саны с остатками городских построек, прямоугольным храмом, посвященным богу Астару зу-Зибану.

Богатый материал дали раскопки городища Хаджар бин-Хумайд в Катабане, где были открыты развалины столицы Тимны, города, существовавшего с IX по I в. до н.э. Найдены крепостные сооружения, общественные здания, храмы, некрополи, скульптуры и рельефы. В нижних слоях городища были обнаружены остатки дерева, по которым при помощи радиоуглеродного анализа ученые установили дату наиболее раннего рубежа возникновения этого города (852±160 лет до н.э.). Были открыты древности и других южноаравийских городов: столичных центров — Карнаву в Майне, Шабвы в Хадрамауте, древнего порта Кана, храмового комплекса Ам-Адиа и др. В 1983 г. советско-йеменской комплексной экспедицией при раскопках в Вади-Дуан были обнаружены остатки трех, последовательно возводившихся после разрушения на одном и том же месте, храмов, посвященных богине Астарам. Изучался также некрополь с пещерными склепами.

Надписи и памятники материальной культуры древней Аравии хранятся в йеменских музеях в Сане, Адене, Бейхане, Таиззе, а также во многих музеях мира (Британском, Национальном Римском, Берлинском, Стамбульском, Метрополитэн-музее). Имеются они также у нас в стране: в Государственном Эрмитаже и ленинградском отделении Института востоковедения. [220]

§ 3. Источники из других стран Древнего Востока

В документах, происходящих из других стран Древнего Востока, сохранились лишь краткие сведения об арабах и Аравии. В книгах Ветхого завета Библии встречаются рассказы о путешествии из Палестины в страну Офир, многими локализуемую в Аравии, а также о путешествии царицы Савской в Палестину при царе Соломоне в X в. до н.э. упоминаются не только северные арабские племена: ариби, кедреи, набатеи, — но и далекая аравийская страна Хацермавет (Хадрамаут).

Ряд сведений о племенах и княжествах, в основном Северной Аравии, а также о сабеях встречается начиная с IX и до конца VII в. до н.э. в летописях ассирийских царей в связи с их завоеваниями на западе. Некоторый материал содержится в рельефах, изображающих сцены сражений ассирийцев с арабами. Такие рельефы украшали, например, стены одного из залов дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

Имеются сведения об Аравии и в надписях нововавилонских царей, в частности Набонида, а также в документах персидских правителей, например Дария I.

Важное место среди иноземных источников, сохранивших сведения об Аравии, занимают надписи царей Аксума — государства Восточной Африки, существовавшего со II до IX в. н.э. ведшего на протяжении длительного времени войны с южноаравийскими государствами Сабой и Химьяром, а затем включившего их в свой состав. Уже первые известные надписи аксумских царей из Адулиса и Абба-Панталеона (на греческом языке) дают интересные сведения о походах в Аравию, о покорении аксумитами значительной части правобережья Красного моря — района Тихамы. Надписи царя Эзаны (IV в. н.э.) упоминают Химьяр и некоторые другие южноаравийские территории в числе владений Аксума.

В некоторых надписях сохранились сведения о проникновении культов южноаравийских богов в Аксум. Об этом повествует, например, надпись аксумского царя Гедары (конец II — начало III в. н.э.) на языке геэз, выполненная архаичным эфиопским письмом на вотивном предмете из бронзы (скипетр в виде плуга) и посвященная сабейскому богу луны Алмакаху, культ которого усердно насаждался в Восточной Африке сабейскими колонистами. Сведения о поклонении южноаравийскому богу Астару содержат надписи Эзаны, посвятительная надпись II—III вв. на бронзовой статуэтке быка и др. [221]

§ 4. Труды античных авторов

Античные авторы сохранили ряд сведений о древней Аравии.

В «Истории» Геродота (V в. до н.э.) встречаются свидетельства о природе полуострова, занятиях и обычаях его жителей, рассказывается об аравийских благовониях и их добыче, имеются отдельные исторические экскурсы, касающиеся взаимоотношений арабов с египтянами, ассирийцами, персами.

Много места уделил Аравии в своем труде «История растений» Феофраст (IV в. до н.э.): более всего у него говорится о специфических аравийских благовониях, но имеются сведения и о занятиях и быте населения, прежде всего сабеев.

Описание Аравии занимало видное место в трудах греческого географа Эратосфена из Кирены, жившего в III— II вв. до н.э. Они не сохранились до нашего времени, однако другой греческий географ — Страбон (I в. до н.э. — I в. н.э.) — пользовался трудом своего предшественника при написании «Географии». Эти авторы сообщают не только об особенностях природных условий Аравии, но и о ее населении [например, о четырех главных народах ее южной части: минеях, сабеях, каттабанах (катабанцах) и хатрамотитах (хадрамаутцах)], его занятиях, культуре, столицах важнейших государств, чертах общественного строя, жизни и быта. Ряд ценных сведений содержится в «Географии» Страбона об арабах-кочевниках Сирийско-Месопотамской степи и жителях Каменистой Аравии — набатеях.

Довольно подробно описал природу и население Северной и Южной Аравии Диодор в «Исторической библиотеке» (I в. до н.э.), опираясь, как предполагают, на труд Агафархида Книдского «Об Азии», II в. до н.э.

Некоторые сведения об Аравии, о походе Александра Македонского на Восток и его взаимоотношениях с арабами содержатся в трудах Квинта Курция Руфа (I в. н.э.) и Арриана (I—II вв. н.э.). Ряд историко-географических сведений об Аравии имеется в труде римского географа первой половины I в. н.э. Помпония Мелы, зачастую компилировавшего труды предшественников — греческих географов.

Известия об Аравии содержатся также в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего (I в. н.э.), который базировался при их освещении на сочинении мавританского царя Юбы II (I в. до н.э.) «Об Аравии», написанном для [222] осуществления замысла римского императора Августа о походе в эту область.

В поздних трудах, например в «Церковной истории» Филосторгия, охватывающей время IV—V вв. н.э. содержатся сведения о распространении христианства арианского толка в Южной Аравии: подробно описывается посольство епископа Феофила Индуса, направленное императором Констанцием II и прибывшее к химьяритскому царю с богатыми дарами и пожертвованиями на строительство церквей, которые и были сооружены в Адене, Зафаре и других городах.

Однако в трудах античных авторов превалируют географические описания. Нередко они носили практический характер: стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти за их пределы в океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «периплов» — описаний плаваний, в которых нашли отражение характеристика берегов Аравии, караванных и морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев и т.д. Сохранились сведения о плавании греческих моряков по приказу персидского царя Дария в VI в. до н.э. из Индии в Египет вокруг Аравии, фрагменты трудов географов и мореплавателей — уже упомянутых Агафархида Книдского, Артемидора Эфесского (II—I вв. до н.э.), анонимный «Перилл Эритрейского моря» (I в. н.э.), оснащенный картографическими материалами знаменитый труд крупнейшего географа древности Клавдия Птолемея (I—II вв. н.э.), «Полное описание мира и его народов» на латинском языке (IV в. н.э.) и др.

§ 5. Устное народное творчество

Некоторые сведения встречаются в устном народном творчестве. Таково, например, южноарабское (кахтанидское) предание о царе Асаде ал-Камиле, в котором отразилась внешнеполитическая и религиозная история Химьяритского государства в конце IV — начале V в. ономастика и топонимика того времени, процесс бедуинизации Аравии и др.

Возможно, значительный материал, особенно по религии древней Аравии, даст изучение преданий сокотрийцев, потомков сабеев, минеев и других южноаравийских народностей, сохранивших в условиях островной изоляции ряд древних южноаравийских традиций и обрядов, например связанных с поклонением луне, культу предков и пр. [223]

Рекомендуем ознакомится: http://annales.info

worldunique.ru

Читать онлайн "Источниковедение истории Древнего Востока" - RuLit

Изучение источников по древней истории Юго-Восточной Азии еще только начинается. Большие задачи стоят перед археологией, так как из многого уже обнаруженного раскопана лишь небольшая часть. То немногое из эпиграфических памятников, что пока найдено, достаточно для констатации наличия здесь в прошлом развитой и многообразной эпиграфики, созданной на своих, заимствованных и переработанных уже в древности, письменностях. Исследованы еще не все известные памятники, такие, как хроники монов, только начато изучение исторической традиции вьетов, содержащейся как во вьетских, так и в китайских текстах. И наконец, из массы древних и раннесредневековых китайских текстов пока извлечено лишь то, что находится в разделах, так или иначе посвященных странам и народам Юго-Восточной Азии.

* * *

Общий обзор источниковедения Древнего Востока показывает, что дошедшие до нас источники дают обширную информацию об истории и культуре древневосточных народов. Нет необходимости преувеличивать трудности интерпретации древневосточных документов вплоть до того, чтобы объявить принципиальную невозможность понять ход исторического процесса и особенности древневосточных культур как совершенно оторванных от современного исследователя. И богатый опыт сохранения многих древних традиций в современных странах Южной Азии и Дальнего Востока, и совершенные методы исследования ученых показывают, что современная наука может составить себе адекватное представление об основных особенностях и сущности исторического процесса в древневосточном мире.[380]

Рекомендуемая литература

Произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина

Маркс К. Британское владычество в Индии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 9.

Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 9.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21.

Ленин В. И. О государстве. — Полн. собр. соч., т. 39.

Труды общего характера

История Африки. Хрестоматия. М., 1979.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузшцина. М., 1980, ч. 1-2.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963,

Хрестоматия по история древнего мира / Под ред. В.В. Струве, М., 1950, ч. 1. Восток.

Античная география. М., 1953.

Бузескул В.П. Открытия XIX — начала XX в. в области истории древнего мира. Пг., 1922, ч. 1. Восток.

Гельб И.Е. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. М., 1982.

Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.

История древнего Востока / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983, ч. I. Месопотамия.

История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982, т. 1-3.

Истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979.

Массон В.М. Средняя Азия и Древний Восток. М.–Л., 1964.

Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). М., 1976.

Мифы народов мира. М., 1980, т. 1-2.

www.rulit.me

Читать онлайн "Источниковедение истории Древнего Востока" - RuLit

Таким образом, для понимания общего исторического процесса все исторические источники в принципе имеют одинаковое значение как документы прошлой жизни. Достоверную картину можно получить лишь используя все типы, роды и виды исторических источников. Это синтетическое комплексное использование источников особенно важно для древневосточной истории, растянутой по времени, с меньшей по объему источниковой базой, чем для других разделов всемирной истории, с трудностью интерпретации и чрезвычайной фрагментарностью.

Наряду с понятием классификации источников на типы, роды и виды в практическом источниковедении для организации и упорядочения огромного материала самых разнообразных источников применяют их систематизацию. Принципы систематизации отличаются от основных критериев классификации и носят более формальный, хотя и важный для конкретного изучения источников характер. Например, можно группировать источники таким образом: источники по античной истории и источники по истории Древнего Востока. Внутри этого обширного подразделения принята систематизация источников по региональным и хронологическим признакам, например: источники по истории Древнего Египта, источники по истории Древней Месопотамии, по истории Средней Азии и Ирана, по истории Малой Азии и Закавказья, Древней Индии и Древнего Китая. Внутри этих регионов можно объединить источники по хронологическому признаку: источники по истории Древнего, Среднего, Нового царств в Египте и т.п. Таким образом, классификация и систематизация источников переплетаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Выделяется также группа источников, которые обозначаются как иноземные для той или иной страны, например: материалы ассирийских источников по истории Древнего Египта или сведения индийских документов по истории Древнего Китая. Особо выделяются группа источников из античного мира, произведения античных авторов: Геродота, Ксенофонта, Мегасфена, Страбона и других, которые имеют отличия от собственно древневосточных материалов.

Особенностью современной исторической науки является бурное развитие источниковедения, выражающееся как в возрастании объема и количества самых различных [15] источников, так и в появлении новых методов их обработки и выявлении заложенной в них информации, о которой ученые прежде и не подозревали. Особенно интенсивно идет накопление источников по истории стран Древнего Востока. Находки внушительного царского архива в Эбле, где обнаружено свыше 16 тыс. самых разнообразных документов, существенно расширяющих Даши представления об истории Восточного Средиземноморья второй половины III тысячелетия до н.э., — одно из последних и ярких тому свидетельств. Значительных результатов следует ожидать от дальнейшей работы по дешифровке таких систем письменности, как индская, протоэламская, протошумерская.

Плодотворное влияние на расширение источниковой базы и получение ценной информации о древневосточных цивилизациях имели новые приемы археологического обследования (исследование сплошных территорий, применение аэрофотосъемки, точная стратиграфия), новые методы обработки археологических материалов (современные способы датировки, применение методов естественных наук, металлография, спектральный анализ, методы математического и статистического анализа, применение ЭВМ и др.). В настоящее время с помощью этих методов заложенная в источниках информация используется и более точно, и более разнообразно. Информативность вещественного материала повышается в связи с использованием экспериментального метода, системного анализа, наконец, с усовершенствованием процедуры археологического исследования, которая позволяет отказаться от упрощенной схемы, господствовавшей в археологии ранее, когда исследователь памятника материальной культуры делал заключительные обобщения исторического характера (например, о социальных и политических институтах) из незатейливого описания археологических фактов, минуя стадию их критики и объяснения, игнорируя многоступенчатость рождения артефакта в реальной действительности, его кристаллизацию в вещественном памятнике, обнаружение, систематизацию и типизацию при обработке. Полнота и разнообразие получаемой в настоящее время информации из вещественных памятников такова, что история дописьменных периодов древневосточной истории исследуется с большей полнотой, чем ранее. Раскопки Л. Вулли в Уре и его методы работы с археологическим материалом позволили глубоко осветить историю Месопотамии IV тысячелетия до н.э. с характеристикой хозяйства, элементов социальной [16] организации, политических учреждений, культуры и в динамическом развитии с выделением основных периодов. Современные исследования археологического материала позволяют воссоздать историю многих областей Передней Азии: долины Нила, Палестины, Западной Малой Азии и Северной Месопотамии с VIII тысячелетия до н.э. до начала письменной истории, а также объяснить столь раннее формирование первых человеческих цивилизаций именно в этом регионе земного шара.

www.rulit.me

Книга "Источниковедение истории Древнего Востока" из жанра История

Авторизация

или
  • OK

Поиск по автору

ФИО или ник содержит: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н ОП Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю ЯВсе авторы

Поиск по серии

Название серии содержит: Все серии

Поиск по жанру

  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детские
  • Документальные
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другие
  • Журналы, газеты
  • Искусство, Культура, Дизайн
  • Компьютеры и Интернет
  • Любовные романы
  • Научные
  • Альтернативная медицина
  • Альтернативные науки и научные теории
  • Астрономия
  • Биология
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Востоковедение
  • Геология и география
  • Деловые
  • Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная
  • Зоология
  • История
  • Лингвистика
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание, социология
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Физика
  • Филология
  • Философия
  • Химия
  • Экология
  • Другие научные
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Религия и духовность
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Техника
  • Триллеры
  • Учебники и пособия
  • Фантастика
  • Фольклор
  • Юмор

Последние комментарии

Lulu1277 Lulu1277 Удачная покупка (СИ)

Слишком наивно и не интересно.

Стариган Стариган Азарт (сборник стихов)

Я начал читать, когда автор был ещё жив... Но такие стихи читаются вдумчиво, медленно и, к сожалению, автор нас уже покинул. Царствие ему небесное, а нам читать его стихи и вспоминать прекрасного человека.

MarijaAlex MarijaAlex Любви зыбучие пески

Какой бред!Прочла честно,хотя возмущение не покидало меня.Мужик старше героиню на десяток лет,а поведение прыщавого юнца.Меня удивляет то,как он мог вести бизнес с таким знанием людей?С героиней же по

olga82 olga82 Невеста твоего брата (СИ)

Почитать можно, но чтиво одноразовое

olga82 olga82 Люби меня в темноте

Понравился роман, читается легко)

olga82 olga82 В поисках защитника

Неплохо, почитать можно)

Al.Aline Al.Aline Почти курортный роман (СИ)

Неплохо.

Главная » Книги » Научные » История
 
 

Источниковедение истории Древнего Востока

Источниковедение истории Древнего Востока
Автор: Кузищин Василий Иванович Жанр: История Год: 1984 Добавил: Admin 3 Апр 18 Проверил: Admin 3 Апр 18 События книги Формат:  DJVU (3381 Kb) Скачать бесплатно книгу Источниковедение истории Древнего Востока
  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

В учебнике рассматриваются общие проблемы источниковедения - его цели и задачи, место в ряду других дисциплин, типы и виды источников. Обзор источников даётся по региональному принципу: источники по истории Древнего Египта, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в древности. Анализируются памятники материальной культуры, письменные документы, произведения устного творчества.

Объявления

Загрузка...

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Кузищин Василий Иванович

История Древней Греции

История Древней Греции

История Древнего Востока

История Древнего Востока

Хрестоматия по истории древнего мира: Для студентов вузов по специальности

Хрестоматия по истории древнего мира: Для студентов вузов по специальности

Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. - I в. н. э

Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. - I в. н. э

История Древнего Рима

История Древнего Рима

Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции

Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции

Похожие книги

Тундра

Тундра

Обреченные на гибель (Преображение России - 1)

Обреченные на гибель (Преображение России - 1)

Друиды. Поэты, ученые, прорицатели

Друиды. Поэты, ученые, прорицатели

Одеты камнем

Одеты камнем

Журавли улетают на юг

Журавли улетают на юг

Тайны древних русов

Тайны древних русов

Ледниковый щит и люди на нем

Ледниковый щит и люди на нем

Шквальный ветер

Шквальный ветер

Титулы, мундиры, ордена в Российской империи

Титулы, мундиры, ордена в Российской империи

Зачем Сталину была нужна власть?

Зачем Сталину была нужна власть?

Воздушный курьер

Воздушный курьер

Осквернители (Тени пустыни - 1)

Осквернители (Тени пустыни - 1)

Комментарии к книге "Источниковедение истории Древнего Востока"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me

Читать онлайн "Источниковедение истории Древнего Востока" - RuLit

Переломным этапом в развитии исторической науки, в том числе и источниковедения истории Древнего Востока, стало открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического материализма, обогатившего науку не только решением общих аспектов исторического развития, но и новым подходом к материалу и исследованиям конкретных проблем всемирной истории. Постепенно материалистическое понимание истории стало оказывать большое воздействие на развитие источниковедения, а также на методы обработки источников и синтетическое использование разных их категорий.

В XX в. разрядилась атмосфера сенсационности и ажиотажа вокруг археологических работ, уменьшилось влияние библейских авторитетов. И хотя велика еще роль филологического исследования, а проблема публикации и обработки материала, хранимого в музеях, по-прежнему остается одной из важнейших, введенные в оборот источники сейчас подвергаются углубленному историческому анализу. Бесспорно этому способствовало общее развитие современного источниковедения в системе исторических дисциплин и прежде всего разработка теоретических основ источниковедения, что органически объединило разрозненные наблюдения эмпирического источниковедения, вскрыло глубокие связи между источниковедением и другими специальными историческими дисциплинами, исторической наукой в целом. Следует отметить плодотворное воздействие достижений современного источниковедения на изучение истории Древнего Востока.

Что же такое исторический источник в современном теоретическом источниковедении, каковы, с одной стороны, его связи с исторической реальностью, следствием которой он является, а с другой, какова роль его интерпретатора?

«Исторические источники — все непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все созданное [5] ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка» (Советская историческая энциклопедия, т. 6, Источниковедение). Исторический источник как след определенной реальности отражает или воплощает историческую действительность, обладает объективным содержанием и потому является надежным средством познания исторической действительности. Исторический источник бесчисленными отношениями связан с объективной реальностью и отражает ее в самых различных ракурсах и планах. Мастерство источниковеда, совершенствование методики исследования, общий прогресс науки открывают все новые и новые стороны этих отношений. В этом смысле источник неисчерпаем для исследования, каждое новое поколение историков получает новую информацию, видит в источниках новые грани, новые планы и срезы действительности, углубляя процесс познания прошлого. Вместе с тем любой источник является творением людей и как таковой заключает в себе субъективное начало.

Одна из центральных проблем современного источниковедения — роль субъективного начала в источнике и, следовательно, в более широком плане — проблема достоверности источника. Субъективизм в источнике проявляется во многих формах: конкретные образы, слова, действия создателя, свойственные только ему, его опыт, степень профессиональной подготовки, влияние среды. Особенно это заметно в авторских произведениях. Египетский логос Геродота можно легко отличить от истории Манефона или «Персидской истории» Ктесия Книдского, великое произведение Сыма Цяня — от хроники Бань Гу или сочинения Полибия и т.д. Исследование древневосточной литературы показывает слабое развитие жанра исторического повествования на Древнем Востоке (исключение — Древний Китай). Зачатки исторического повествования в Древнем Египте или Месопотамии в виде царских надписей с записями побед или пожертвований в храмы нарочито обрабатывались в традиционном стиле и, как правило, были лишены индивидуального авторства, однако и они несут в себе субъективное начало и легко можно отличить краткий перечень летописи Палермского камня от литературно обработанных «Анналов» Тутмоса III, где отточенный и энергичный стиль изложения сочетается с четко выраженной политической концепцией. Многочисленные царские надписи и списки ассирийских правителей написаны в [6] традиционной манере, насчитывающей тысячу — полторы тысячи лет, но в целом имеют индивидуальные особенности: от сухого перечня событий до пространных анналов, где конкретные указания на победы заполнены помпезными и многочисленными восхвалениями царствующего правителя, выполненными в стандартных формах и в ограниченной терминологии.

www.rulit.me

Книга "Источниковедение истории Древнего Востока"

Последние комментарии

 
 

Источниковедение истории Древнего Востока

Источниковедение истории Древнего Востока Жанр: История Язык: русский Добавил: Admin 3 Апр 18 Проверил: Admin 3 Апр 18 Формат:  FB2 (504 Kb)  RTF (447 Kb)  TXT (500 Kb)  HTML (507 Kb)  EPUB (711 Kb)  MOBI (2569 Kb) Скачать бесплатно книгу Источниковедение истории Древнего Востока Читать онлайн книгу Источниковедение истории Древнего Востока

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

В учебнике рассматриваются общие проблемы источниковедения — его цели и задачи, место в ряду других дисциплин, типы и виды источников. Обзор источников дается по региональному принципу: источники по истории Древнего Египта, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в древности. Анализируются памятники материальной культуры, письменные документы, произведения устного творчества.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Похожие книги

Комментарии к книге "Источниковедение истории Древнего Востока"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

 

2011 - 2018

www.rulit.me

Читать онлайн "Источниковедение истории Древнего Востока" - RuLit

К настоящему времени в руках исследователя древневосточной истории имеется огромное количество самых разнообразных источников. Вот почему в теоретическом источниковедении важной является проблема научной классификации источников. В основе современной классификации источников лежат фундаментальные понятия содержания (т.е. заложенной в источнике информации) и формы (т.е. внутренние связи, которые организуют отображенные и воплощенные в источнике факты, события и явления). Исходя из этих критериев, все источники можно разделить на большие категории — типы. Типы исторических источников отличаются друг от друга основным принципом кодирования и хранения информации. Эта информация может быть передана, отображена знаками письменности, вещественными памятниками, словами устной речи, звуками и танцами, обрядами, данными языка и т.п., которые с разных сторон и различным образом отражают историческую реальность. Поэтому можно выделить следующие типы исторических источников: 1) письменные источники, 2) вещественные памятники, 3) этнографические источники, 4) памятники устного народного творчества (фольклор), 5) данные языка, 6) антропологические материалы, 7) изменения географической среды под влиянием производственной деятельности человека. Существуют и такие источники, которые могут совмещать признаки разных типов. Например, эпиграфические источники являются и письменными и вместе с тем вещественными памятниками, а эпиграфист должен знать методику работы как с письменными, так и с археологическими материалами. Деление источников на разные типы предполагает разработку специфических методик работы с каждым типом, которые существенно отличаются друг от друга и требуют специальной подготовки. [9]

Нет необходимости особо оговаривать значение и роль в историческом исследовании письменных памятников и археологических источников, этих основ исторического знания. Но хотелось бы особо подчеркнуть важность для изучения истории Древнего Востока и других типов исторических источников.

Для обширных пространств Древнего Востока, населенных многочисленными этническими группами, племенами, народностями, принадлежащими к различным языковым семьям и расовым группам, характерен необычайно сложный этногенез, запутанная картина этнических контактов и причудливого по своим результатам их взаимодействия. Вот почему для воссоздания исторической действительности каждого древневосточного общества важное значение имеют данные языка: топонимика, ономастика и др. Сама форма письменных знаков, главным образом иероглифических, может дать интересный материал. Например, специфическая форма написания иероглифа, обозначающего дом в виде незамкнутого прямоугольника, а селения — в виде круга, передает вид реального дома и соответственно селения древнейшей эпохи египетской истории и подтверждается археологическими находками подлинных домов и селений того времени. Анализ начертания китайских иероглифов I тысячелетия до н.э. позволяет судить об особенностях орудий труда, оружия, домашней утвари, лучше понять социальные термины II тысячелетия до н.э.

Среди разных типов источников по истории Древнего Востока следует отметить произведения устного народного творчества, дошедшие до нас в записях и, следовательно, прошедшие строгое и многовековое редактирование. Для ведущих стран Древнего Востока характерно существование яркой, богатой эпической поэзии, многочисленных сказок, собраний поговорок и пословиц, разработанной мифологии. Серия сказок Древнего Египта, изобилие легенд, мифов, песен в Ветхом завете Библии, циклы эпических сказаний Древней Месопотамии, великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна», обширная древнекитайская традиция и многое другое являются богатейшим типом исторических источников. Их специфика в особом ракурсе отражения исторической действительности, предполагающего коллективизм видения многих безымянных авторов, передатчиков и редакторов, которое отличается от позиции индивидуального автора. [10]

www.rulit.me