Источники древнего права. shpargalki_po_iogp / ответы по ИЗГиП / 4 Источники древнерусского права. РП
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Способы формирования источников права древнего государства:. Источники древнего права


Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев - государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) - при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Право древних государств условно можно разграничить в зависимости от их географического расположения.

В этой связи можно назвать:

1. Древневосточное право,

2. античное право,

З. древнерусское право

и т.д.

Древневосточное право

существовало в таких странах как Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.

В нормах древневосточного права закреплялись:

1) патриархальное превосходство в семье;

2) приоритет государственной собственности;

3) ограничения права частной собственности;

4) действие принципа талиона;

5) коллективная ответственность за вину одного человека;

6) казуистический характер норм права;

7) недемократический режим государственного управления.

Источники древневосточного права:

1. Источники вавилонского права

2. Источники индусского права

Источники вавилонского права:

Вавилон – древний город в Месопотамии, столица Вавилонии - государство начала 2-го тысячелетия до н.э. (Р.Х.), располагалось на юге Месопотамии (территория современного Ирака).

Законы царя Хаммурапи(царь Вавилона, правивший в ХVIII веке до н.э.), были высечены на базальтовом (каменном) столбе и содержали нормы по основным отраслям права.

Ученые, для удобства изучения разделили содержание клинописи столбцов на 282 параграфа.

Законы Хаммурапи содержали нормы:

-о преступлениях против правосудия;

-об охране государственного устройства;

-о правовом статусе имущества;

-о брачно-семейных отношениях.

Источники индусского права:

формировались в первом тысячелетии до рождества Христова.

Первый этап формирования источников индусского права называют ведической эпохой.

Ве́ды

(санскрит - знание, учение) - сборник древних священных писаний индуизма на санскрите (санскрит – древний литературный язык Индии).

В священных книгах - Ведах (знания, содержащиеся в сборниках гимнов и жественных формул) были записаны божественные предписания для верующих индусов.

Структурными элементами Вед являются:

Риг-веда – знания о религиозных гимнах;

Яджур-веда – знания о жертвенных формулах;

Сама-веда – знания о религиозных песнопениях;

Атхарва-веда – знания о религиозных заклинаниях.

studfiles.net

9. Источники древнерусского права.

До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права.

Источники древнерусского права:

1. Правовой обычай - обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским.

2. Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси.

3. Судебные прецеденты - решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды.

4. Законодательство - писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был издан Устав кн. Владимира, устанавливавший церковную десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый.

Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь церковное законодательство было заимствовано из Византии (греческий номоканон – постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).

Обычное право, Закон Русский (право городской Руси), Русская правда, Правда Ярославичей, Договоры Руси с Византией, Кормчие книги (церковно – юридические документы), Номоканон Иоанна Схоластика (церковные правила и сборник светских законов), Номоканон Эклога – 741 (гражд. Право и регул. Феод. Землевладение), Прохирон (Ручная книга законов), Закон судный Людям.

Уставы князей Владимира Святославича и Яросла­ва Владимировича (Х—Х1 вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нрав­ственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция цер­ковных органов и судов

10. Обычное право как источник права Древнерусского гос-ва.

8-10 век идет складывание древнерусского права. Источники права – обычаи, юридический обычай. Юридический обычай – это сложившиеся в обществе нормы, которые затем поддерживаются и санкционируются гос-вом. На начальном этапе гос-вом поддерживаются все обычаи, в том числе и кровная месть, но позже, хотя она и присутствовала, но круг родственников, имеющих право на кровную месть, был сильно ограничен, рекомендовалось заменить её штрафом. Княжеское законодательство формируется сначала в устной форме, оно похоже на прецедентное право. 1-ый письменным источником, объединившим все устные формы права, стала Русская правда, которую некоторые трактуют, как договор между князем и общиной. Русская правда сохранилась в нескольких списках, первоисточника нет, мы можем ознакомиться с ней только по ее копиям, изложенным в более поздних летописях. Всего этих списков более сотни. Выделяют 3-и редакции Русской правды, из-за этого и много противоречий в научных кругах (кто смерды – свободные общинники, податное население или феодально-зависимые крестьяне). Следующий источник права – каноническое право, регулирующее все сферы жизни, отнесенные к церкви

studfiles.net

10.Источники и общая характеристика древнерусского права.

Становление Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Источниками права , как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев. Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.

Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:

- договоры. Договор – иначе ряд, крестное целование, докончанье – широко распространенная форма древнего права. Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами. Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям. Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия. В договорах ясно видны правовые воззрения, свойственные первобытному народу. Греческий закон устанавливал за убийство смертную казнь по приговору суда, «закон русский» - кровную месть. В договоре Олега 911 г. ст.4 постановляет, что убийца должен умереть на том же месте, греки настояли, что затем это утверждалось судом, а в договоре Игоря ст.12, который заключался, когда победителями были греки, месть совершалась родственниками убитого после суда;

- княжеские уставные грамоты, которые  устанавливали повинности феодально-зависимого населения;

- княжеские уставы, которые были прообразом законодательной деятельности в Древней Руси. Первые князья, раздавая города своим мужам, устанавливали порядок управления и суда. Подчиняя своей власти новые племена и земли, они определяли размеры дани. Уставы закрепляли взаимоотношения государства и церковных властей.Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда ». Вопрос о времени ее возникновения спорен. Некоторые авторы относят древнейшую часть этого документа к VII в. Однако основная часть документа, бесспорно, связана с именем Ярослава Мудрого. Первоначальный текст «Русской Правды » до нас не дошел. Сыновья Ярослава во второй половине ХI в. существенно изменили и дополнили его. Объединенные потом переписчиками «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили основу Краткой редакции «Русской Правды». Владимир Мономах еще существеннее переработал этот документ. В результате появилась Пространная редакция «Правды». В последующие века создавались новые редакции «Русской Правды», всего их насчитывают шесть. Все редакции дошли до нас в составе летописей , различных судебных сборниках.

«Правда» - разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, заимствованные из Византии правовые нормы. «Русская Правда» наиболее наглядно дает представление о правовой системе Древнерусского государства.

«Русская Правда» - древнейший памятник права. Согласно «Русской Правде», преступно то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Соответственно этому строится и система преступлений. «Русская Правда» знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Однако это не означало, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в этих случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Субъектом преступления может быть только свободный человек. Злодеяния, совершаемые холопами, не считались преступлениями и на них не накладывалось наказание. Ответственным лицом являлся господин холопа, который или выкупал его, или отдавал потерпевшему. «Русская правда» еще не предусматривала возрастного ограничения уголовной ответственности, не знала понятия вменяемости, но ей уже было известно понятие соучастия. «Русская Правда» различала также ответственность в зависимости от субъективных обстоятельств преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но выделяются два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое наказывается высшей мерой наказания (поток и разграбление), убийство в драке – только штрафом. По субъективным обстоятельствам преступления различались и ответственность за банкротство: преступным считалось только умышленное банкротство. Не было известно также преступлений, совершаемых путем бездействия. Наказание. Первичная форма наказания в Древней Руси – месть, осуществляемая потерпевшим или его ближними. Сначала месть определялась степенью разгневанного чувства и силами пострадавших, позднее подвергается различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти. Ограничения мести сводится: к сокращению числа преступлений, за которые допускается месть, установлению срока, в течении которого можно мстить сужению круга мстителей.

«Русская Правда» знает месть за убийство, увечья, кровавые и синие раны, даже за удар рукой, не воинским оружием, за кражу. За увечья мстят дети, за раны и побои может мстить лишь сам потерпевший и притом только вслед за нанесением удара. Все случаи правонарушений из мести могли подлежать судебной оценке. Суд проверял соблюдение правил мести. Суд мог присудить месть.

Классификация преступлений дается в «Русской Правде» на основании их объектов:

Преступление против личных прав: убийство. Различаются умышленное и непредумышленное убийство в ссоре, на пиру.

Увечье относится к преступлениям против жизни, за него полагается штраф. Увечьем называлось отнятие руки, ноги, глаз, носа, т.к. лишало человека правоспособности, для него наступала гражданская смерть. Отнятие прочих членов входит в другой, низший разряд преступных действий, а именно:

Преступления против здоровья: легкие увечья – отнятие пальца, нанесение раны, побои и удары, не имеющие отношения к оскорблению чести. За все эти преступления взыскивалась обычно средняя продажа (3 гривны).

Преступления против чести. «Русская Правда» знает оскорбление чести только делом, а не словом. Оскорблением считается удар не обнаженным мечом и хотя он наносит гораздо меньше вреда, чем тяжкая рана, карается вчетверо большим штрафом (12 грив.) Такое же значение удар батогом, жердью, ладонью, чашей, сюда относится вырывание бороды и усов как символов мужества. В поздних редакциях появляется оскорбление словом в отношении к женщине.

Преступления против свободы известны «Русской Правде» в двух видах: продажа полусвободного человека лишение свободы по лживому обвинению.

Преступление против имущественных прав в Русской Правде квалифицируется как разбой (убийство с корыстной целью), грабеж, кража. На первом месте стоит татьба (кража).Тяжесть татьбы определяется ценностью украденного. Все предметы разделены только на три категории: высшую, за которую взыскивается 12 гривн продажи (холоп, бобр), среднюю с продажей в гривн. (рогатый скот, пчелы, охотничьи собаки, птицы), прочие предметы включаются в низшую категорию с продажей в 60 кун.Истребление чужих вещей наказывается в три раза строже кражи. Наиболее строго карается поджог, потоком и разграблением. «Русской Правде» известны договоры: договор купли-продажи, договор хранения (поклажи), договоры перевозки и комиссии. Порядок заключения договоров был простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобития, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели. При заключении договоров о недвижимости требовались ,как правило, письменные формы.

Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия (гонение следа, свод) могли применяться только пол уголовным делам В целом строй процесса по «Русской Правде» был состязательным (или обвинительным). Закон предусматривал определенную систему доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей. 

Церковное право. С принятием христианства в Древней Руси начинает складываться церковная организация. Русская метрополия не была автокефальной, а зависела от константинопольского патриарха. Который назначал русского митрополита, епископов. Во главе русской митрополии стоял киевский митрополит. Митрополия делилась на епархии (включавшие территорию большой округи.). Сначала их насчитывалось пять, затем дошло до пятнадцати. Во главе епархии стоял епископ. Первые епископы были греки или болгары. Впоследствии Киевско-Печерский монастырь стал своего рода школой или «рассадником» русских епископов. Из него вышло много выдающихся архипастырей русской церкви.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержание князей. Князь Владимир Святославович установил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви. Этот же порядок поддерживался и другими князьями.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри владели селами, вели оптовую торговлю. Они ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной жизни и крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало неравенство между монахами выходцами из бедняков и из бояр, купцов.

studfiles.net

Становление древнерусского права, его основные источники.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессу­альному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

В договорах упоминается смертная казнь (о чем уже не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламен­тировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров («наволок»). При этом в договорах предусматривалась реализация права кров­ной мести и других норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Яросла­ва Владимировича (Х—Х1 вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нрав­ственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция цер­ковных органов и судов.

Государство передавало церкви со всех собираемых даней «десятину», о чем записывалось в уставы. Составными частя­ми «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматрива­лись церковными судами.

Судебная власть церкви устанавливалась над всем христи­анским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) цер­ковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев дей­ствие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

Древнейшим источником права является обычай. Когда обы­чай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Интересными памятниками права Древнерусского государства явля-

ются и церковные уставы. До нас дошли Устав князя Владимира, Устав

князя Ярослава, Устав князя Всеволода и некоторые другие.

Эти документы дают возможность определить положение церкви в

государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", т.е. десятую

часть доходов, об освобождении зависимых от церкви людей от подсуд-

ности княжескому суду, об отнесении к подсудности церковного суда

таких дел, как самовольное расторжение брака, изнасилование, похи-

щение женщин, оскорбление словом, богохульство, чародейство, кол-

довство и т.п.).

В Древнерусском государстве после введения христианства распро-

странились также сборники византийских церковных норм, применяв-

шиеся главным образом духовенством, но повлиявшие и на развитие

древнерусского права в целом, так как многие важные сферы общест-

венных отношений регулировались церковными канонами. Эти сборни-

ки назывались номоканонами или кормчими книгами.

studfiles.net

Источники древнего права

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Что такое источник? Это начало чего-либо.

Источник права – это начало, из чего рождается право, способ возникновения права.

1)      Обычай. Устная форма, при несоблюдении обычая лишь общественное порицание. Принудить исполнять в обязательном порядке обычай нельзя (все зависит от моральных и духовных ценностей самого человека.

2)      Но если обычай санкционируется государством, т.е. государство облекает обычай в письменную форму, определяет обычай как общеобязательное правило поведения для всех живущих на данной территории этого государства, то такой обычай становится правовым обычаем (или обычным правом). То в отличие от простого обычая за несоблюдение правового обычая человек может понести ответственность, а также государство может принудить человека исполнять нормы обычного права.

3)      С возникновением крупных государственных образований обычаи и обычное право постепенно вытесняются следующим источником права – законом. Это нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, который принимается только высшим законодательным органом власти, отражает волю и интересы всего общества и изменить или дополнить закон можно только  в особом, предусмотренном государством специальном порядке.

4)      Судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел (известен еще с Древнего Рима). Эдикты – решения по конкретным вопросам таких органов государственной власти как преторов.

students-library.com

Источники древнерусского права

 /   /   /  Источники древнерусского права

Источники права Древней Руси:

1. Норма обычного права - важнейший источник древнерусского права. Была присущая устная форма внешнего выражения права. Русские летописи и отзывы путешественников содержат очень мало упоминаний о нормах обычно права. Встречаются ссылки на «Русский закон» (устный свод юридических обычаев). Сведения отрывочно и не позволяют получить полного представления о нормах обычного права.

2. Судебная практика (прецеденты).

О содержании судебной практики можно судить только потому, что она позже была включена в законодательство. В целом, судить о древнерусском праве можно было судить только по очеркам иностранных историков. Первые известные нормативные акты: Договоры Руси с Византией 907, 911, 944, 971 годов.

3. Церковные уставы князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого (X – XIвека). Византия, принятие христианства.

4. «Русская Правда» (наиболее известный источник). Оригинала нет, но более чем сто позднейших списков (название по месту написания). Редакции: краткая, пространная, сокращенная. Краткая (XI): «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», статьи Поконавирного и Урокамостника. Пространная: «Правда Ярослава Владимировича», «Правда Владимира Всеволодовича» и несколько дополнительных статей. Сокращенная: выборка статей из пространной редакции, имевших значение для Московского государства в XVвеке. Официальный акт, свод феодального права (социальное неравенство), первый судебник в отечественном праве.Основной источник – обычное право (доказательства – кровная месть), также обобщенная судебная практика и отдельные законы князей, принятые в разное время). Наличие княжеской публичной власти, собственность на землю, дифференцированная защита публичных прав, товаро-денежных отношений, имущественных прав.

5. Международные договоры: содержали нормы гражданского, торгового, уголовного и процессуального права.

А) Договор от 2 сентября 911 года между Олегом Русским и византийскими императорами Львом и Александром.

Б) Договор 944 года между князем Игорем и византийскими императорами Романом, Константином VII и Стефаном

6. Внутренние договоры (ряды). Особое значение имели договора между населением и князем, также существовали договора с дружиной и вольными слугами. В основном заключались в устной форме.

7. Княжеские уставы. Результат осуществления законодательных и судебных полномочий князя. Регулировали налоговые повинности населения. Те, что дошли до наших дней, относятся к памятникам церковного права, принятых светской властью. Под юрисдикцию церкви попадало черное и белое духовенство, лица, находящиеся под патронатом церкви (вдовы, нищие, странники, юродивые, вольноотпущенные холопы, не попавшие ни в один из социальных слоев). А) Устав Владимира Святославовича «О десятинах и церковных людях»

Б) Устав Ярослава Владимировича «О церковных судах». Несколько редакций – краткая и пространная. Также содержатся развернутые правовые нормы, присутствуют санкции. Санкции четко дифференцированы в зависимости от социального статуса лица, пострадавшего в результате правонарушения. Большинство статей регулируют отношения полов и брачно-семейные взаимоотношения, переплетающимися с нормами уголовного права (смесь гражданского и уголовного права). Гипотеза и диспозиция базировались на византийском каноническом праве. Отличие: в русском праве доминируют денежные штрафы и компенсация.

8. Закон «судный людям». Сборник византийских церковно-гражданских установлений.Состоял из 32 глав (статей), определял порядок судопроизводства, правовой статус свидетелей, общие принципы семейного права (запрет многоженства, санкции за расторжение брака, внебрачную связь), принципы наследования (составление завещания, положение душеприказчика), нормы гражданского права.

Интересное:

www.student-pravo.ru

4 Источники древнерусского права. РП

Источники древнерусского права. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в

письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда» (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП).

Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в. Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее

замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община (≪дикая вира≫). В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). РП носит казуальный характер, регулирует правовой

статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.

studfiles.net


Смотрите также