Исландский древний поэт. Снорри Стурлусон - исландский прозаик, историк и политик
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исландская поэзия — Тексты — Северная Слава. Исландский древний поэт


Страна поэтов - luv_vie

 

ИСЛАНДИЮ

называют  страной  поэтов.

 Страсть  к  мастерству  в  стихосложении  -

исландская  национальная  черта.

 

 

 

 

 

Очень популярна в Исландии  импровизация стихов,  вообще всякая рифмовка.  Рифмуется все: даже правила, словари, счета.

По любому случаю сочиняется шутливое или сатирическое четверостишье,

так называемая ферскейхтла.

Процент поэтов в Исландии по отношению к общему количеству населения,

по-видимому, намного превышает соответствующий процент

в любой другой стране.

 

О том, что Исландия - страна поэтов, свидетельствует, в частности, обилие памятников поэтам, поставленных там, где эти поэты жили  или  бывали,  иногда совсем в глухих местах.

Вся Исландия - это как бы заповедник поэтов.

В одной долине на севере Исландии около хутора Боула, где в 19 веке жил в бедности поэт крестьянин  Хьяульмар Йоунссон   по прозвищу  Боулу-Хьяульмар,  стоит памятник:  лира на высоком постаменте  и  на нем двустишие,  в котором Хьяульмар сравнивает свое творчество с полуночным скитанием по мокрым снежным сугробам.

За памятником - широкая долина, по ней несколькими руслами растекается река,  дальше  -  горы.

На пустынном перевале между этой долиной  и  соседней стоит памятник Стефану Стефанссону -  поэту крестьянину, эмигрировавшему, как многие исландцы,  в Канаду, жившему там трудной жизнью  и  в основном по ночам сочинявшему свои стихи.

Памятнику придан вид "варды" - пирамиды из камней, показывающей во время снежных заносов, где проходит дорога.  В такую варду было принято вкладывать четверостишие, сочиненное в дороге,  с тем чтобы другой путник прочел его  и, может быть, вложил свое.

Нет в Исландии памятника только Эгилю Скаллагримссону, самому знаменитому из исландских поэтов.

Но живой памятник ему – это хутор Борг, у Боргарфьорда, на западе Исландии. Тысячу лет тому назад хутор Борг принадлежал Эгилю.

Одно время на этом хуторе жил Снорри Стурлусон. Многие считают, что именно он был автором "Саги об Эгиле".

В одной из древних могил около хутора похоронен, по преданию, Кьяртан, герой "Саги о людях из Лаксдаля". При хуторе есть малюсенькая церковка. Пастор церкви прочувствованно рассказывает посетителям о хуторе. Церковь здесь была впервые построена при сыне Эгиля, отце Хельги Красавицы, героини "Саги о Гуннлауге Змеином Языке". Сам Эгиль еще был язычником. Теперешняя церковка – середины XIX в.

Другие постройки на хуторе еще новее. Но древнее здесь то, что, как и тысячу лет тому назад, хутор с церковью принадлежит одному хозяину. Ну и, конечно, то, что позади хутора возвышается холм с плоским верхом и обрывистыми скалистыми баками, – такой холм называется по-исландски "борг", по нему и назван хутор, – а перед хутором простирается низина, поросшая кое-где мелким ивовым кустарником, а дальше виднеется фьорд, а за ним высокие горы с голыми вершинами – трава с них сдута ветром. 

  

Эгиль Скаллагримссон (исл. Egill Skallagrímsson — сын Грима Лысого; ок. 910 — ок. 990) — великий исландский скальд, чья жизнь описана в «Саге об Эгиле» (предполагается, что она написана около 1220). Согласно саге, скальд, сын одного из первопоселенцев Исландии, бесстрашно боролся с королями Норвегии Харальдом и Эйриком, совершал воинские подвиги и был верен друзьям, горячо любил сына. В саге так описывается его внешность: «У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка». 

 

При чтении  "саг об исландцах"  создается впечатление, что чуть ли не все могли тогда сочинять стихи, так как в сагах сплошь и рядом человек, о поэтических способностях которого ничего не было сказано, вдруг сочиняет строфу, как нечто само собой разумеещееся.

Стихи сочинялись на пиру  и  в поле, за работой  и  в путешествии, на суше  и  на море, в самых обыденных  и исключительных обстоятельствах...

Все такие стихи называются  "скальдическими",  так как по -древнеисландски автор любого стихотворного произведения  -  это  "скальд".

 

Из сообщений в сагах часто следует, что скальдические стихи импровизировались  и  что умение их импровизировать ценилось.

В сагах даже импровизируют стихи, нанося друг другу удары мечом,

как  Скегги и Гисли  в  "Саге о Гисли",  или,

будучи смертельно раненным,  как тот же Гисли в битве при Стикластадире...

В продолжение трех с половиной веков, с середины 10 века  до конца 13 века,  исландцы поставляли правителям Норвегии,  а иногда и других Скандинавских стран  и  даже Англии  хвалебные песни, так называемые  "драпы", -  в то время наиболееценимый вид поэзии.

Судя по сохранившимся драпам в честь норвежских правителей,  исландские скальды начиная со второй половины 10 в.  вытеснили в Норвегии местных скальдов.

Исландские скальды бывали не только в Норвегии,  но также  и  в Швеции, Дании, Англии, на Руси, в Испании, Сицилии, на Крите, в  Византии.

"Когда Харальд Прекрасноволосый был королем Норвегии,

произошло заселение Исландии.

У Харальда были скальды, и люди еще помнят их стихи,

а также стихи обо всех королях,

которые потом правили Норвегией…

Мы признаем за правду все, что говорится

в этих стихах о походах или битвах королей,

ибо, хотя у скальдов в обычае всего больше

хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся,

ни один скальд не осмелился бы приписать ему

то, что, как всем известно, кто слушает,

в том числе самому правителю, ложь и небылица.

Эта было бы издевательством, а не похвалой".

Снорри Стурлусон 

 

Мощь и многообразие языка исландской поэзии можно уподобить только мощи грандиозных исландских водопадов с радугой, появляющейся в их брызгах на солнце. Непрерывная поэтическая традиция существует в Исландии больше тысячи лет, и язык всех этих прошлых поколений поэтов до сих пор понятен исландцам.

     

 

 

 

 

Показательно, что в первый толковый словарь исландского языка, вышедший в 1963 г. и предназначенный, как значится на титульном листе, "для школы и широкой публики", в большом количестве включены слова, которые уже в древности употреблялись только в поэзии! Они помечены в словаре как "поэтицизмы". Включены в этот словарь и многие так называемые кеннинги (4), т. е. характерные для древнеисландской поэзии условные поэтические обозначения типа "липа золота", "сосна наряда", т. е. женщина, "буря мечей", "вьюга копий", т. е. битва, и т. п.

В самом деле, в так называемых "римах" – поэтическом жанре, существующем в Исландии уже шестьсот лет, – такие обозначения широко употребляются до настоящего времени. 

Сложный и трудный стихотворный размер – это первое, что характерно для скальдической поэзии. Пять шестых того, что сохранилось от нее, сочинено так называемым "дротткветтом", или "дружинным размером". В строфе дротткветта восемь обычно шестисложных строк, и в каждой строке в определенном месте аллитерация – две в нечетной строке и одна в четной – и полные или неполные внутренние рифмы – неполные в нечетной строке и полные в четной. Конечная рифма первоначально была вообще неизвестна в Скандинавии, и в древнеисландской поэзии она встречается редко. Вот две строки дротткветта:

Тебя шлет ныне в изгнанье

Князь, поправший право.

или:

Владыке ратной гадюки

Дело его не приспело. 

 

Сложный и трудный поэтический язык – это второе, что характерно для поэзии скальдов. Такие наиболее важные для поэзии понятия, как "воин", "битва", "корабль", "золото", "меч", "щит", "кровь", "ворон", обозначались поэтическими синонимами, так называемыми "хейти", и поэтическими фигурами, так называемыми "кеннингами".

Хейти – это либо слово, вышедшее из употребления в обыденной речи, либо собственное имя, ставшее нарицательным, либо обозначение части вместо целого, рода вместо вида и т. п.

Так, в русской классической поэзии "ланиты" – это хейти щек, "зефир" – хейти ветра, "лира" – хейти поэзии и т. д. В скальдической поэзии для некоторых понятий хейти насчитывались десятками. Никакой аналогии кеннингу в русской поэзии нет. Кеннинг – это совершенно условное обозначение из двух или больше существительных, из которых одно определяет другое. Так, кеннинг воина или мужчины – это "Бальдр щита", "Фрейр меча", "древо битвы", "куст шлема" и т. п., кеннинг корабля – это "конь мачты", "олень моря", "бык штевня" и т. д., кеннинг ворона – это "чайка ран", "глухарь битвы", "кукушка трупов" и т. п., кеннинг крови – это "море меча", "река трупа", "напиток ворона" и т. п. 

Наконец, для скальдической поэзии характерен очень своеобразный порядок слов.

В науке долго господствовало представление, что в дротткветтной строфе никакого порядка в расположении слов вообще нет. Слова, составляющие отдельные предложения, – так представляли себе ученые – разбрасывались в пределах дротткветтной строфы совершенно произвольно...

Только сравнительно недавно стало понятно, что, хотя порядок слов в дротткветтной строфе действительно необычен, дело обстояло все же не совсем так плохо, как представляли себе раньше ученые.

Отступления от обычного словорасположения подчинялись определенным закономерностям. Так, слова, составляющие кеннинги, могли быть расположены не в том порядке, который необходим, чтобы кеннинг в целом был максимально понятным. Например, вместо "расточитель огня волны", т. е. "золота", можно было сказать "расточитель волны огня".

Предложения могли быть определенным образом переплетены друг с другом: одно предложение можно было в определенном месте прервать другим предложением и потом в пределах той же полустрофы закончить его. Например, можно было сказать

Славен был бы повелитель воинов,

Если бы он был

– Мало какой народ мог бы вскормить – Подобен отцу – такого короля. 

 

 

Представление о действенности поэтической формы самой по себе отчетливо проявляется в рассказах о тех хвалебных песнях, которые были "выкупами за голову".

В этих рассказах тот или иной правитель меняет свое право убить провинившегося перед ним скальда на хвалебную песнь, сочиненную скальдом в его честь. Хвалебная песнь в таких случаях была явно вынуждена, но, тем не менее, считалась вполне действенной. Исландская традиция рассказывает о целом ряде таких "выкупов за голову".

Браги Боддасон – древнейший из скальдов, чьи произведения сохранились, – выкупил свою голову у шведского конунга Бьёрна, сочинив хвалебную песнь о нем в течение одной ночи.

 

 

Примерно то же самое рассказывается о семи других скальдах IX-XI вв.

Самая знаменитая из этих историй известна из "Саги об Эгиле". По пути в Англию – рассказывает сага – Эгиль был застигнут бурей и потерпел кораблекрушение у берегов Нортумбрии, где правил его злейший враг – Эйрик Кровавая Секира. Эгиль раньше имел с ним столкновения и убил его сына. По заступничеству Аринбьёрна, друга Эгиля и приближенного Эйрика, расправа откладывается до утра. Следуя совету Аринбьёрна и примеру своего предка Браги, Эгиль сочиняет в течение ночи хвалебную песнь в честь Эйрика и наутро исполняет ее перед ним, за что получает жизнь. 

 

Вот одна типичная строфа из "Выкупа за голову" Эгиля:

Серп в жатве сеч –

сек жадно меч,

был ран резец

клинка конец.

И стали рдяны

от стали льдяной

доспехи в рьяной

потехе бранной (6). 

 

Представление о действенности поэтической формы самой по себе отчетливее всего проявляется в рассказах о магических свойствах, которыми якобы обладали стихи, сочиненные не с целью прославления, но, наоборот, с целью поношения.

Такие стихи назывались "нид" (níð) Впрочем, значение этого слова не совсем ясно. По-видимому, оно могло означать не только хулительные стихи, но и жердь с насаженной на нее лошадиной головой. Жердь воздвигалась с той же целью, с какой сочинялись такие стихи.

В "Саге об Эгиде" так рассказывается о его знаменитом ниде против Эйрика и его жены Гуннхильд.

Прежде чем покинуть Норвегию – это было, еще когда Эйрик правил в Норвегии, а не в Нортумбрии, – Эгиль высадился на пустынную шхеру, вблизи норвежского побережья, взобрался на скалу, обращенную к материку, насадил лошадиную голову на орешниковую жердь и сказал: "Я воздвигаю эту жердь и обращаю нид против конунга Эйрика и его жены Гуннхильд, – и он повернул лошадиную голову в сторону материка. – Я обращаю нид против духов, населяющих страну. Пусть они все блуждают без дороги и не находят себе покоя, пока не изгонят Эйрика и Гуннхильд из Норвегии". Потом он всадил жердь в расщелину скалы и вырезал на ней рунами сказанное им заклятие. Несколько раньше в саге приводятся две строфы Эгиля, которые по своему содержанию в общих чертах совпадают с этим заклятием. В этих строфах выдержаны магические числовые соотношения между рунами; в каждом четверостишии по семьдесят две руны – трижды общее количество рун в руническом алфавите. Вероятно, эти строфы и вырезал Эгиль на жерди. Что касается Эйрика, то известно, что он вскоре был действительно вынужден покинуть Норвегию вместе с Гуннхильд и обосновался в Нортумбрии. Там Эгиль и выкупил у него свою голову хвалебной песнью. 

 

В саге рассказывается дальше, что Эгиль вернулся к своим спутникам на корабль, и они вышли в море. Ветер крепчал, и Эгиль сочинил такую строфу:

Ветер храпящий рубит

море лезвием бури,

волны сечет крутые –

дорогу коня морского.

Ветер в одеждах снежных

рвет, как пила, зубцами

крылья морского лебедя,

грудь ему разрывая (7). 

 

О том, как представляли себе возможные последствия нида, видно из рассказа о скальде Торлейве.

Норвежский ярл Хакон отобрал у Торлейва его товары, сжег его корабль и повесил его спутников. Переодетый нищим, Торлейв пробрался в палаты ярла и получил разрешение сказать сочиненные им стихи. Ярлу сначала показалось, что Торлейв прославляет его и Эйрика, его сына. Но вдруг на ярла напал страшный зуд, и он понял, что стихи Торлейва – скрытый нид. Торлейв начал тогда говорить центральную часть своего нида:

Туман поднялся с востока,

Туча несется к западу.

Дым от добра сожженного

Досюда уже долетает… 

В палате стало темно, все оружие пришло в движение, многие были убиты, а ярл упал без сознания. У него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора, и он долго пролежал после этого больной.

Снорри Стурлуеои рассказывает в "Хеймскрингле" о ниде, сочиненном коллективно всеми исландцами против Датского короля Харальда Синий Зуб и его наместника Биргира в отместку за то, что датчане захватили груз исландского корабля, разбившегося у берегов Дании.

Было постановлено собрать по строфе нида "с носа". Коллективный нид – своего рода народное ополчение – должен был, как представляли себе исландцы, доставить немало хлопот датчанам. В сохранившейся строфе этого нида говорится, что Харальда и Биргира видели спаривающихся в образе жеребца и кобылы – высшее оскорбление по тогдашним представлениям. Датский король принял направленный против него нид очень всерьез: он собрался в поход против Исландии.

Однако, как рассказывает Снорри, он сначала послал на разведку одного колдуна. Колдун этот подплыл в образе кита к Исландии с востока и увидел, что все горы и холмы полны там духами страны, а когда он заплыл в Вохпна-фьорд, то ему навстречу появился из долины громадный дракон, а за ним – множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Тогда колдун подплыл к Исландии с севера, но из Эйя-фьорда навстречу ему вылетел огромный орел, а за ним – множество других птиц.

Колдун подплыл к Исландии с запада, но из Брейда-фьорда навстречу ему с ревом пошел в брод по морю большущий бык, а за ним – множество духов страны. Колдун обогнул мыс Рейкьянес и хотел подплыть к Исландии с юга, но тут навстречу ему вышел великан с железной палицей, а за ним – много других страшилищ. А дальше на восток – песчаный берег и сильный прибой, так что боевым кораблям не пристать, как сообщил колдун.

Харальд Синий Зуб вернулся со своим флотом восвояси не солоно хлебавши. Дракон, орел, бык и великан – объясняет Снорри – это четыре наиболее выдающихся исландца того времени: Бродд-Хельги, Эйольв Вальгердарсон, Торд Геллир и Торрод Годи.

Вот почему дракон, орел, бык и великан – духи-хранители Исландии и эмблема ее независимости. Они изображены на стене здания альтинга, исландского парламента, в Рейкьявике.

Дракон, орел, бык и великан – это государственный герб Исландской республики. 

 

 

 

 

Источник: книга М.Н Стеблин-Каменского "Культура Исландии" 

http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/steblin-kamenskij-kultura-islandii/poeziya.htm 

http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post112289340/   -  фото пейзажей Исландии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

luv-vie.livejournal.com

Исландская поэзия — Тексты — Северная Слава

Северная Слава
  • Рунические поэмы
  • Скальдическая поэзия
  • Скандинавские баллады
  • XVII в.
  • XIX в.
    • Бьярни Тораренсен (Bjarni Thorarensen, 1786–1841)
    • Йоунас Хадльгримссон (Jónas Hallgrímsson, 1807–1845)
    • Сигурдур Брейдфьорд (Sigurður Breiðfjörð, 1798–1846)
    • Йоун Тороддсен (Jón Thoroddsen, 1818/1819–1868)
    • Гримюр Томсен (Grímur Thomsen, 1820–1896)
    • Стейнгримур Торстейнссон (Steingrímur Thorsteinsson, 1831–1913)
    • Маттиас Йохумссон (Matthías Jochumsson, 1835–1920)
    • Кристиан Йоунссон (Kristján Jónsson Fjallaskáld, 1842–1869)
    • Стефаун Г. Стефаунссон (Stephan G. Stephansson, 1853–1927)
    • Торстейдн Эрлингссон (Þorsteinn Erlingsson, 1858–1914)
  • XX в.
    • Стефаун из Квитадалюра (Stefán frá Hvítadal, 1887–1933)
    • Тоурбергур Тоурдарсон (Þórbergur Þórðarson, 1889–1974)
    • Давид Стефаунссон (Davíð Stefánsson, 1895–1964)
    • Йоуханнес ур Кетлум (Jóhannes úr Kötlum, 1899–1972)
    • Йоун Хельгасон (Jón Helgason, 1899–1986)
    • Тоумас Гвюдмюндссон (Tómas Guðmundsson, 1901–1983)
    • Гвюдмюндюр Бёдварссон (Guðmundur Böðvarsson, 1904–1974)
    • Эйнар Бенедиктссон (Einar Benediktsson, 1864–1940)
    • Снорри Хьяртарсон (Snorri Hjartarson, 1906–1986)
    • Стейн Стейнар (Steinn Steinarr, 1908–1958)
    • Йоун из Вёр (Jón úr Vör, 1917–2000)
    • Оулафюр Сигурдссон (Ólafur Sigurðsson, 1918–1988)
    • Ханнес Сигфуссон (Hannes Sigfússon, 1922–1997)
    • Йоуханн Хьяульмарссон (Jóhann Hjálmarsson, f. 1939)
    • Эйнар Маур Гвюдмюндссон (Einar Már Guðmundsson, f. 1954)
По всем вопросам пишите в раздел форума Valhalla: Эпоха викингов

norse.ulver.com

Снорри Стурлусон - исландский прозаик, историк и политик

Снорри Стурлусон – известный исландский поэт, прозаик, историограф и государственный деятель. Он известен тем, что собирал древние скандинавские саги, его произведения до сих активно изучаются в исторической науке как ценнейший памятник по древней истории северных стран.

Ранние годы

Снорри Стурлусон родился в 1178 году в Исландии. Он принадлежал к роду влиятельных землевладельцев. Снорри воспитывался в знатной семье родственника норвежского короля, где получил хорошее образование. Будущий знаменитый писатель изучил право, поэзию, литературу, но самое главное, ознакомился со старинными сагами, которые впоследствии легли в основу его знаменитых трудов. Ученый очень скоро приобрел известность как талантливый поэт и юрист.

Он выгодно женился в 1199 году, и от своей жены получил хорошее приданое. Вообще, он славился своим умением заводить себе сильных покровителей и с помощью браков своих родственников приобретать влиятельных заступников. Снорри Стурлусон пользовался известностью у себя на родине как талантливый общественный деятель, о чем свидетельствует тот факт, что он был избран законоговорителем – должность, которая считалась наиболее престижной в то время. Однако впоследствии его политическая карьера круто изменилась.

снорри стурлусон

В Норвегии

Снорри Стурлусон в 1218 году покинул родину и переехал на службу к норвежскому королю. Тот был еще очень молод, и при нем регентом был ярл Скули. Исландский писатель сблизился с ним и стал его сторонником, а между тем последний стремился усилить свою власть, пользуясь молодостью правителя. Поэт пользовался покровительством норвежского двора и все свое влияние, по-видимому, употребил на соединение своей страны с Норвегией. Разумеется, такая политическая позиция испортила его репутацию на родине, где многие видные политические деятели считали, что он не может занимать высокий пост законоговорителя. Снорри Стурлусон, биография которого интересна многочисленными политическими перипетиями, однако, более известен как ученый и собиратель скандинавских древностей.

снорри стурлусон круг земной

Учебник скальдической поэзии

Исландский автор прославился тем, что собрал и обобщил в своих произведениях древнейшие источники по мифологии северных стран. Показателен тот факт, что как раз в то время, когда эти произведения выходили в свет, данная мифологическая традиция уже уходила в прошлое. Но тем ценнее эти сочинения писателя, который очень трепетно подошел к собиранию литературных редкостей. Снорри Стурлусон, "Эдда" ("Младшая Эдда") которого является, пожалуй, одним из наиболее известных его произведений, увлекался старинными преданиями и фольклором. На их основе он в 1220-х годах создал свой знаменитый труд по скальдической поэзии, в котором задался целью ознакомить читателя с древними приемами стихотворного творчества. Но данное произведение интересно и своеобразной исторической концепцией, в которой мифология, легенда тесно переплелись между собой, так что споры о содержании и значении данного труда до сих пор вызывают споры среди ученых.

снорри стурлусон эдда [

Структура

Главным источником для поэта стала сага. Снорри Стурлусон на основе данного вида фольклорного жанра создавал свои работы. Интересно содержание «Младшей Эдды», в которой автор представил свое ви́дение мира и его истории. Открывается сочинение прологом, в котором историк рассказывает о том, как скандинавские воины покинули Трою и поселились в Северной Европе, где местные народы признали их власть. Вторая часть называется «Видение Гюльви». В ней автор повествует о том, как конунг отправился в путешествие за знаниями и в процессе обучения узнает об устройстве мира и принципах его функционирования. Такая композиция была наиболее удобной для описания скандинавских мифологических представлений о природе, космосе и историй о легендарных и полулегендарных героях.

 сага снорри стурлусон

Третья часть посвящена основам стихосложения. В них Снорри пересказывает основные принципы скандинавской поэзии, делая упор на таких приемах, как замена имен и различные лексические обозначения. И, наконец, заключительная часть представляет собой целый ряд стихотворных сочинений самого автора, который на их примере демонстрирует различные варианты скандинавских стансов. Здесь следует отметить, что при жизни стихи писателя не пользовались популярностью - напротив, их довольно часто критиковали за витиеватый слог и сложность в изображении мыслей и идей. В настоящее же время литературоведы рассматривают его лирические опыты как интереснейший памятник по подражанию древним скандинавским поэтам.

снорри стурлусон о славянах

Сборник саг

Одним из наиболее известных собирателей древностей был Снорри Стурлусон. «Круг земной» - это уникальное произведение, которое содержит огромное количество исторического материала не только по североевропейским странам, но и по таким крупнейшим государствам, как Древняя Русь, Византия, Англия. Автор писал свой труд на основе как письменных, так и устных источников. Но в основу его работы в первую очередь легла скальдическая поэзия, о чем он сам говорит в своем прологе. Он цитировал многих известных поэтов, однако при этом несколько вольно обращался с их материалом, часто додумывая многие сюжетные линии.

Источники

Писатель активно пользовался письменными сведениями, в первую очередь различными сагами о норвежских королях. Также он привлек сказки, старинные героические предания. Таким образом, в его новом произведении можно выделить несколько культурных слоев. Само сочинение в оригинале не сохранилось. До нас дошли лишь списки, отдельные редакции, переводы, что еще больше затрудняет задачу выявления первоначального, исходного, оригинального текста. Также в своем произведении упомянул Снорри Стурлусон о славянах. Так, он пишет про страну, которая располагалась к северу от Черного моря. Он называет реку Дон (правда, в своем сочинении он дает ей другое название). По его представлению, эти территории, где тогда располагалась Древняя Русь, находились на краю земли, и там обитали неизвестные народы.

снорри стурлусон биография

Другие произведения

В 1220-1240-х годах ученый написал «Сагу об Эгиле». В этот раз он обратился к истории своей родины и в мифологической форме поведал об истории исландских родов, начиная с 9-го и кончая 11-м веком. В центре повествования – история скальда Эгила, который представлен как крайне неоднозначная фигура. Его семья не подчиняется конунгам, но в то же время и не выступает открыто против них. Снорри рассказывает о его путешествиях по северным странам, приводит его стихотворения. В своем новом труде он повествует о жизни нескольких поколений, что позволяет ему развернуть широкую панораму жизни исландского народа в раннее время. Мифологическая форма несколько затрудняет вычленение собственно исторических фактов, однако в настоящее время сага воспринимается как источник по древней истории Исландии.

 снорри стурлусон книги

Другое известное произведение историка - «Отдельная сага об Олаве Святом». Этот норвежский конунг жил и правил в 11-м веке и стал первым христианизатором своей страны. Он погиб в 1030 году, но уже в следующем году был канонизирован. Снорри в своем произведении повествует о его подвигах за пределами своей страны, его борьбе со шведским конунгом, его бегстве на Русь и последующем возвращении на родину для возврата себе власти и о его канонизации.

Последние годы

Политическая карьера писателя развивалась бурно и стремительно, однако закончилась весьма трагически. Выше уже говорилось о том, что он поддерживал ярла Скули, который был регентом при малолетнем норвежском короле. Кроме того, он поддерживал идею объединения Исландии и Норвегии. При такой позиции у него, естественно, было много врагов. Вступив в свои права, король, конечно, не мог одобрить политической позиции историографа. Противники на родине также активно выступали за то, чтобы лишить его власти. Этот клубок противоречий привел к трагическому финалу: писатель был жестоко убит в 1241 году, и эта страшная история нашла свое отражение в одной из саг, благодаря чему о печальной судьбе знаменитого ученого знает, наверное, каждый скандинавец. Снорри Стурлусон, книги которого являются ценнейшим источником по древней истории, внес весомый вклад в литературу и историографию.

fb.ru

Исландская литература - это... Что такое Исландская литература?

Исла́ндская литерату́ра (литерату́ра Исла́ндии) — литература на исландском языке, либо написанная исландскими авторами на других языках. Первые памятники исландской литературы относятся к началу заселения Исландии викингами.

Средневековая языческая исландская литература

Образец рукописи из «Саги о Ньяле» Титульный лист «Младшей Эдды», изданной в XVIII веке

Средневековая исландская литература уникальна и богата.

Уникальность ее заключается не только в том, что она единственная из древнегерманских литератур, сохранившая дохристианские мифы и народный эпос, но и в том, что исландцы сохранили древнеисландский, или что почти то же самое — древненорвежский язык, который почти не изменился в течение многих веков, и теперь образцы средневековой исландской литературы для современных исландцев представляют такую же ценность, как и для первых поселенцев Исландии. Предки скандинавских народов — викинги, принесли с собой на остров два вида поэзии — эддическую и скальдическую.

Эддическая поэзия

Эдда — основное произведение германо-скандинавской мифологии. Состоит из двух версий: Старшая Эдда (поэтический сборник мифов Скандинавии), а также Младшая Эдда (произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, задуманное как учебник скальдической поэзии[1]. Обе Эдды написаны в XIII веке. По форме эдда — древнегерманский аллитерационный стих. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти — героические.

Скальдическая поэзия

Скальдическая поэзия — более распространенная форма поэзии в древней Скандинавии и в частности — в Исландии. Первые скальды были норвежцами. В Х в. искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов при дворах знати происходили из Исландии. Наиболее известные скальды: Браги Боддасон (IX в.), Эгиль Скаллагримссон (ок. 910 — ок. 990), Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусон и др.

Средневековая христианская исландская литература

С принятием христианства в X веке, в Исландию пришла письменность и стали развиваться письменные литературные жанры — саги и поэмы.

Сага — прозаическое произведение разных видов. Некоторых саги — фактографические, в них описаны реальные факты и люди, а в другие — мифо-героические. Одни из самых известных саг — «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле» и «Сага о Гисли», которые являются родовыми сагами — прозаическими произведениями, связанными с устной народной традицией. Королевские саги — рассказы из истории Норвегии до середины 13 века, лучшая из которых — «Хеймскрингла», написанная Снорри Стурлусоном в начале 13 века. В 13-14 веках были созданы саги древних времен, рассказывающие о людях, живших до 10 века. Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах — Олаве Трюггвасоне и Олаве Харальдссоне Святом.

В 14-15 веках большую популярность завоевывают римы, несколько видоизмененные французски баллады. Но большое распространение получили также поэмы. Самая известная поэма этого времени — «Лилия», написанная Э. Аусгримссоном, а самые выдающиеся стихи, написанные Й. Арасоном, последним католическим епископом Исландии, казненным 7 ноября 1550.

В Исландии Новый Завет был издан в 1540, Библия — в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные «Гимны о Страстях Господних» Х. Пьетурссона и «Домашние проповеди» епископа Й. Видалина.[2].

В эпоху Возрождения в Скандинавии коллекционеры из Дании, Норвегии, Швеции и Исландии стали собирать исландские рукописи, которые уже тогда очень высоко ценились, потому что уже тогда, в XVII веке, считались стариной, но и конечно имели литературную, художественную ценность. Большую роль в коллекционировании и сохранении исландского литературного наследия сыграл А. Магнуссон.[2].

Современная исландская литература

Портрет Х. Лакснесса, написанный Эйнаром Хаконарсоном

Главным направлением в исландской литературе XIX века являлся романтизм. Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б. Тораренсена (1786—1841) и прозрачных строфах Й. Хатльгримссона (1807—1845). Первые исландские романтики ровнялись на средневековые эдды и зарубежных романтиков своего времени.

Самые известные исландские писатели XIX века — Б. Грёндаль, Г. Томсен, М. Йохумссон, С. Торстейнссон, С. Эгильссон, Й. Арнасон, М. Йохумссон, И. Эйнарссон, Й. Тородсен и другие. Перу последнего принадлежит первый исландский роман «Юноша и девушка».

В 80-е годы XIX века в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями. Самые известные исландские реалисты — Х. Хафстейн, Г. Паульссон, Й. Стефаунссон, С. Стефанссон, Т. Эрлингссон и другие. На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э. Бенедихтссона, прозаика-спиритиста Э. Кварана, романиста Й. Трести (настоящее имя — Г. Магнуссон) и крестьянского поэта и романиста Г. Фридйоунссона.

В конце XIX века и в начале XX века некоторые исландские писатели с целью расширить круг своих читателей писали на датском языке. Среди них самые известные — Й. Сигурйоунссон, чья драма «Горный Эйвинд» получила европейское признание; Г. Камбан и Г. Гуннарссон, ставивший психологические и философские проблемы в своих масштабных произведениях «Церковь на горе» и «Черная чайка».

В 20-е годы XX века в исландской литературе появились новые направления, главный из которых — модернизм. Наиболее видными лирическими поэтами-модернистами были Д. Стефаунссон и Т. Гудмундссон, а самыми значительными романистами — Г. Хагалин, с большим юмором изображавший жизнь моряков и простых людей и тяготевший к реализму и социализму, и писавший по-исландски и по-норвежски К. Гудмундссон — непревзойденный мастер романтически окрашенного рассказа о любви.

В середине 20-х годов Т.Тоурдарсон написал свой роман «Письма к Лауре», который был новым словом в исландской литературе, однако истинным основоположником новой экспрессионистской, сюрреалистической манеры письма стал Халлдор Кильян Лакснесс — лауреат Нобелевской премии. 1930-е годы он опубликовал три монументальных романа — «Салка Валка», «Самостоятельные люди» и «Свет мира». Огромной популярностью пользовалась в Исландии и Скандинавии его историческая трилогия «Исландский колокол». В 1955 Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Новейшей исландской литературе присуще отдаление от традиционных исландской литературы. Самыми яркими новаторами новейшей исландской литературы являются — Г .Даниельссон, О. Й. Сигюрдссон, Халлгримур Хельгасон, Арнальд Индридасон, Тор Вильхельмссон и Г. Бергссон, чей горький, причудливый роман «Тоумас Йоунссон, бестселлер» (1966) имел скандальный успех. Перу А. Тоурдарсона, самого крупного исландского драматурга, принадлежат также несколько нашумевших романов.

Примечания

Литература

  • Исландская литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык — 2-е изд. — М: Едиториал УРСС, 2002. — С 288. — ISBN 5-354-00039-4.
  • Андрессон К. Современная исландская литература. 1918—1948. — М., 1957.
  • Стеблин-Каменский М. И. Скандинавский эпос. Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. — М: АСТ, 2009. — С 858. — ISBN 978-5-17-054196-6.
  • Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. — М., 1979.
  • Литературная энциклопедия в 11 тт. — М.: 1929—1939.
  • Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. — Л: Наука, 1967. — С 183.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также