Искусство древнейших цивилизаций. Искусство Древнейших доклассических цивилизаций Искусство Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древних цивилизаций Востока. Искусство древнейших цивилизаций


Искусство Древнейших доклассических цивилизаций Искусство Древнего Египта

Искусство Древнейших (доклассических) цивилизаций Искусство Древнего Египта Искусство Древнейших (доклассических) цивилизаций Искусство Древнего Египта

План: • Основные характеристики искусства Древнего Египта • Архитектура Древнего Египта • Изобразительное искусство План: • Основные характеристики искусства Древнего Египта • Архитектура Древнего Египта • Изобразительное искусство Древнего Египта Сокровища Гробницы Тутанхамона • Музыкальное искусство Древнего Египта

 • • • Периоды Додинастического периода (5— 4 тыс. до н. э. ) • • • Периоды Додинастического периода (5— 4 тыс. до н. э. ) Раннего царства (30— 28 вв. до н. э. ) Древнего царства (28— 23 вв. до н. э. ) Среднего царства (23— 16 вв. до н. э. ) Нового царства (16— 11 вв. до н. э. ) Позднего времени (11 в. — 332 г. до н. э. ). Основные характеристики искусства Древнего Египта Мировоззрение: Достижения: ü Изобретение üВера в загробную жизнь, обожествление папируса фараона. ü Заложены основы Характер искусства: геометрии üСакральный (священный), каноничный, ü Определена площадь символичный. круга Темы искусства: ü Сутки разделены на üпрославление фараона, сцены загробной жизни, 24 часа обряды, при погребении, пиры, развлечения, ü Установлена роль пейзажи с животными и растениями. кровеносной системы

Архитектура Древнего Египта Периоды древнеегипетской архитектуры: Архитектура Древнего царства Архитектура Среднего царства Пирамида Хеопса

Архитектура Древнего Египта Периоды древнеегипетской архитектуры: Архитектура Древнего царства Архитектура Среднего царства Пирамида Хеопса Храм Царицы Пирамида Хефрена Хатшепсут в Большой Сфинкс Дейр эль Пирамида Микерина Бахри Пирамида Джосера Архитектура Нового царства Карнакский храм Луксорский храм Архитектура Позднего царства Храм бога Гора в Эдфу

Архитектура Древнего Египта Древнее царство «египетская клас сика» Древнее царство считают самым великим периодом Архитектура Древнего Египта Древнее царство «египетская клас сика» Древнее царство считают самым великим периодом в исто рии египетской цивилизации. Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность, началось возведение пирамид (их число превышало 90). В пира мидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Все ленной Все пирамиды были . ориентированы по сторонам света, имели правильную четырехгранную форму, символизирующую вечность. Назначение пирамид: принять и сохранить тело фараона, славить его могущество и оставить память грядущим поколениям. Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена и Микерина).

Пирамида Хеопса в Гизе 27 в. до н. э. Пирамида Хеопса, самая высокая, имела Пирамида Хеопса в Гизе 27 в. до н. э. Пирамида Хеопса, самая высокая, имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших.

Пирамиды Хефрена Пирамида Микерина Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м Пирамиды Хефрена Пирамида Микерина Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Рядом с пирамидой Хеопса стоят гробницы его потомков: сына и внука. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Пирамиду охраняет Большой Сфинкс.

Пирамида Джосера (ступенчатого типа) 2670 г. до н. э. Время сохранило для нас некоторые

Пирамида Джосера (ступенчатого типа) 2670 г. до н. э. Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп — архитектор первой пирамиды ступенчатого типа Джосера, которая расположена в Саккаре, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Храм царицы Хатшепсут начало 15 в. до н. э. Среднее царство На левом берегу Храм царицы Хатшепсут начало 15 в. до н. э. Среднее царство На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. В начале 15 в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Новое царство Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего Новое царство Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство не только скальных гробниц, но и заупокойных храмов, которые отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы святилища особо почитаемого бога Амона Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период.

Архитектурный комплекс Амона – Строительство этого грандиозного ансамбля Ра в Карнаке 16 в. до Архитектурный комплекс Амона – Строительство этого грандиозного ансамбля Ра в Карнаке 16 в. до н. э. – конец I тыс. до н. э. осуществлялось на протяжении За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостилъных (греч. «поддерживаемый колоннами» ) залов и святилище. Главным святилищем ансамбля в Карнаке является древний храм Амона – Ра. нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов.

Храм Амона – Ра в Луксоре 15 – 13 вв. до н. э. Главным Храм Амона – Ра в Луксоре 15 – 13 вв. до н. э. Главным украшением храма была колоннада, имеющая 260 м в длину. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Храмы Амона Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

Карнак и Луксор

Карнак и Луксор

Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н. э. Статуя бога Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н. э. Статуя бога Гора Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяже лых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые пост ройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора. Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу.

Изобразительное искусство Древнего Египта Скульптура имела ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления Изобразительное искусство Древнего Египта Скульптура имела ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни пред полагали существование не только бессмертной души, но и не тленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы вал для погребения еще при жизни. Характерными особенностями: • строгие контуры • определённость позы • знаковые силуэты • идеальный возрасте расцвет духовных и физических сил • подчинение канону – «своду правил» сочетание анфасных и профильных элементов: голова и ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс – три четверти.

Фараон Аменемхет 3 19 в. до н. э. Изображение богов в фараонов: большой рост Фараон Аменемхет 3 19 в. до н. э. Изображение богов в фараонов: большой рост значительно превышавшему рост других участников композиции, невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны.

Принц Рахотеп принцессой Нофрет 3 тыс. до н. э. Среди шедевров круглой скульптуры можно Принц Рахотеп принцессой Нофрет 3 тыс. до н. э. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.

Статуэтка писца Каи Совсем иначе изображали людей, всецело за висящих от власти фараона. На Статуэтка писца Каи Совсем иначе изображали людей, всецело за висящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.

Царский сановник Каапер Исключительного совершенства в передаче середина 3 тыс. до н. э. портретного Царский сановник Каапер Исключительного совершенства в передаче середина 3 тыс. до н. э. портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине 19 в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой» . Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по В период Среднего царства был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее такой тип скульптуры получил широкое распространение.

Рельефы и фрески С их помощью декори ровались регистры (пояса стен) заупокойных храмов, гробниц, Рельефы и фрески С их помощью декори ровались регистры (пояса стен) заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы. Назначение: прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие в загробной жизни. Создание рельефов и фре сок подчинялось строгим канонам (пропорциональность, символика цвета, и т. д. ). Древнее царство Темы: сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умерших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребении. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами. Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов, которые вместе составляют единую композицию.

Среднее царство Темы: сражения, пленные, трофеи; сцены труда, охоты, рыбалки, трапеза. Новое царство эмоциональность, Среднее царство Темы: сражения, пленные, трофеи; сцены труда, охоты, рыбалки, трапеза. Новое царство эмоциональность, пышность, изящество линий, мягкая прорисовка, динамичность, яркость красок. Темы: картины пиров и развлечений правителей, пейзажи с животными и растениями Композиция с животными и растениями 15 14 вв. до н. э.

Повседневная жизнь египтян 15 – 14 вв. до н. э. Музыканты Росписи из гробницы Повседневная жизнь египтян 15 – 14 вв. до н. э. Музыканты Росписи из гробницы в Фивах 15 вв. до н. э.

Сокровища гробницы Тутанхамона Поклонение богу солнца Атону Рельеф из Амарны XIV вв. до н. Сокровища гробницы Тутанхамона Поклонение богу солнца Атону Рельеф из Амарны XIV вв. до н. э. Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери од главные достижения которого , связывают с правлением фараона реформатора Аменхотепа 4 (1368— 1351 гг. до н. э. ), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону» . Результатом его реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников.

Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом» , «умиротворяющей солнце голосом сладостным» . Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!» Нефертити XIV вв. до н. э.

Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351— 1342 гг. до н. э. ), Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351— 1342 гг. до н. э. ), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства. Золотая маска фараона Тутанхамона XIV вв. до н. э.

Музыка, театр и поэзия Древнего Египет Музыканты и танцовщицы Роспись из гробницы в Фивах Музыка, театр и поэзия Древнего Египет Музыканты и танцовщицы Роспись из гробницы в Фивах 14 вв. до н. э.

Деревянный рельеф зодчего Хесира 3 тыс. до н. э. Египет был первой страной, где Деревянный рельеф зодчего Хесира 3 тыс. до н. э. Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас тия не обходилось ни одно еатральное т действо, так называемые «мистерии» , в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

v. Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? v. Расскажите о мировоззрении, характеристике и v. Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? v. Расскажите о мировоззрении, характеристике и основных темах искусства Древнего Египта. v. Расскажите об архитектуре Древнего Египта периода Древнего Царства, Среднего царства, Нового царства, Позднего царства. v. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? v. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников периода Древнего Царства, Среднего царства, Нового царства? v. Расскажите о искусстве амарнского периода.

present5.com

Искусство древних цивилизаций Востока - Картина Мира

Искусство  древних цивилизаций Востока, представленно древним Египтом, лидирует по количеству интересующихся о мировом историческом наследии нашей планеты. 

 

Учёные со всего мира до сих пор исследуют, изучают и пополняют коллекцию исторических находок, принадлежавшую жителям далёкой реки Нил. 

Очень ценной информацией о зарождении умений и мастерства древних времён обладает почва. Археологами было выяснено, что первые жилища жителей были вырыты в ямах либо расположены в пещерах. Уже чуть позже появились жилища, которые в целях защиты от погодных изменений стали обмазывать глиной. 

Безусловно, этот опыт не стал последним и совершенствование не остановилось: появился материал, визуально напоминающий современный кирпич. Современники наших дней наблюдают необыкновенный прогресс архитектуры времён фараона Хуфу, представленной знаменитыми пирамидами и колоннами. Большой интерес, при сравнительно небогатом разнообразии методов работы заключается еще и в загадочности этих строений. Причём строениями интересуются историки и, вместе с тем, уфологи, исследователи  и учёные неопознанных летающих объектов. 

Не менее интересными являются статуи, представленные в образах фараонов, жрецов либо представителей высших социальных слоёв. Вместе с этим представлены удивительные светлые женские тела и более тёмные мужские. 

Египтяне того времени обладатели тонким вкусом и прекрасно чувствовали цвет. Путём смешения различных цветов умело раскрашивали мелкие фигурки и реже крупные, покрывали их слоем специально разработанного ими лака. Многие картины, написанные рукой той эпохи, сохранились и достигли наших дней.

Древняя Азия 

Древняя Азия замечательна своими живописными рисунками с изображениями сцен охоты. Ремесленники того времени оставили после себя замечательные глиняные  сосуды с незатейливыми и красочными  рисунками. Сохранился необыкновенно ценный представитель искусства древних цивилизаций Востока – крупный глиняный дом, стоящий в центре посёлка джейтунских племён. 

Показателем прогресса  является развитие систем полива, одомашнивание животных, ювелирное искусство. В особенности, особое восхищение вызывают великолепные изделия из золота, серебра, слоновой кости с инкрустированной бирюзой, сапфиром и другими драгоценными камнями. 

Древняя Индия 

Развитие цивилизации древней Индии раскрывается нам величественными храмами, красочными и яркими росписями на стенах и скульптурных изваяниях Будды. Весьма большое влияние на развитие  древнеиндийского искусства оказала религия.

Остались фрагменты проводившейся золотодобычи и ювелирного творчества. Это отражено в золотых мистических масках изображающих различных богов, а также многочисленных украшениях, отражающих искусство древних цивилизаций Востока. Всплеск эмоций вызывает павлиний трон,  сделанный из золота, сапфиров и рубинов из чудесного храма Тадж-Махал. Который по велению правителя моголов был построен из чистейшего белого мрамора. 

Древний Китай 

Отличительной особенностью и неповторимостью древнего Китая является живопись, картины, мифы, а также легенды. Развивавшееся на протяжение более пяти тысяч лет искусство нанесения рисунка явило собой изысканное и утончённое отражение истории, культуры, философии и религии Китая. Как один из представителей искусства древних цивилизаций Востока Китай также развивал систему ирригации. Развитие архитектурного строительства гармонировала с религиозными взглядами людей. “Очень ценной информацией о зарождении умений и мастерства древних времён обладает почва. Археологами было выяснено, что первые жилища жителей были вырыты в ямах либо расположены в пещерах. Уже чуть позже появились жилища, которые в целях защиты от погодных изменений стали обмазывать глиной. 

Безусловно, этот опыт не стал последним и совершенствование не остановилось: появился материал, визуально напоминающий современный кирпич. Современники наших дней наблюдают необыкновенный прогресс архитектуры времён фараона Хуфу, представленной знаменитыми пирамидами и колоннами. Большой интерес, при сравнительно небогатом разнообразии методов работы заключается еще и в загадочности этих строений.”

Этой богатейшей стране принадлежат многочисленные технологические открытия и изобретения, среди которых возникновение фарфора, пороха и другие. 

Заключение 

Развитие искусства древних цивилизаций Востока происходило благодаря смешению различных культур, взглядов и религий. Географическая смена жительства жителей соседних государств, вследствие возникавших тогда междоусобиц и войн неизбежно приводили к взаимному обогащению, к новым знаниям и открытиям.

Всё это сводилось к развитию ювелирного искусства, живописи, графики и архитектурного строительства.

kartinamira.info

Хараппская цивилизация | Искусство Древнего мира

хараппская цивилизация

Развалины Хараппской цивилизации находятся на территории сегодняшнего Пакистана. Первые находки древней Хараппской культуры были случайно использованы в качестве насыпи для железной дороги, которая строилась в долине реки Инд в 1856 году. Просто не было щебенки для насыпи железнодорожных путей, и местные жители посоветовали англичанам брать кирпичи с соседнего холма. Никто и подумать не мог что этим кирпичам четыре тысячи лет. А холм в дальнейшем при раскопках оказался древнем городом.

Открытие Хараппской цивилизации

После этого случая прошло большой промежуток времени. Через 70 лет, в долину реки Инд прибыла экспедиция. Возглавлял ее индийский археолог Рай Бахадур Дайа Сахни со своим коллегой Р. Д. Банерджи, с собой они взяли пару студентов и наемных рабочих, которые участвовали в раскопках. Их цель была найти «Храм Старого Шиви», ведь он был упомянут в легендах индийского народа. Но, что же они увидели вместо предполагаемой находки?Перед ними стоял не храм, а фундамент, оставшийся от огромных городских кварталов. Ведь когда-то там были дома, построенные из двух или трех этажей, на улицах стояли бронзовые статуи. Город украшали сады, мостовые, парки. Практически в каждом дворе были колодцы.

 

harappskaja civilizacija 07  harappskaja civilizacija 05

Потрясенный открытием уважаемый ученый Рай Бахадур Сахни, вернувшись домой решил, что отправится в новую экспедицию. Только теперь он поехал за 600км от того места, где сделал первые раскопки древней цивилизации. Теперь его цель был тот холм, из которого когда-то англичане выбирали кирпичи для железнодорожной насыпи.Его интуиция и знания не подвели, рассказы местного населения о загадочных руинах еще больше придали ему уверенности в том, что под холмом находится нечто грандиозное. Само название холма вызывало некий мистический страх – Мохенджо-Даро, что в переводе означает « Селение мертвых» или «Холм Мертвых».

 

harappskaja civilizacija 01

Местные жители рассказывали легенду о том, что правитель города прогневил богов своей распутной жизнью, и они наказали его, послав на город огненные стрелы. Р.Б. Сахни не ошибся, его ждал такой же город, который он нашел в 600 км от этого места, отличался он только тем, что строения его были не очень разрушены.Затем последовали открытия за открытиями. Археологи обнаружили на этой территории также крупные города Хараппа, Чанху- Даро, и около 1000 маленьких поселений, принадлежавших к протоиндийской цивилизации.

Размеры территории, на которой находилась Хараппская цивилизация, превосходила вдвое больше ту местность, где располагалась раньше Древнеегипетская цивилизация и вчетверо больше она превышала Шумерскую цивилизацию.Раскопки огромной территории, где находилась Хараппская цивилизация, продолжались долго в течение многих лет до 1961 года. Так как город Харапп сохранился плохо, ученые обратили все свое внимание на холм “Селение мертвых” или Мохенджо-Даро, он стал главным городом, где проводились археологические раскопки.

Эта цивилизация была загадкой века, множество вопросов возникло в процессе раскопок. Как давно была создана Хараппская культура? Кто населял эти земли? Чем занималась местное население? С кем вели торговлю? Почему она исчезла? И наконец, куда делись потомки Хараппской культуры? На все эти вопросы ученые хотели знать ответы, которые были зарыты под землей.

Население

Тщательно изучив руины, ученные пришли к выводу, что Харппская культура появилась примерно в 3300-1300 до н.э. Предполагается, что в годы рассвета цивилизации жителей было до 5 миллионов человек. В шумерских письменах город Харапп наименовался Мелухха.

Население Мохенджо- Даро и всей территории Хараппии населяли смешенные расы. Основная масса народа были дравиды, которые как предполагают ученые, принадлежали к австралоидной расе. Кроме них жителями городов были люди с шумерской, монголоидной и европейской внешностью. Такое разнообразие племен удивляет и порождает новые вопросы, на которые трудно ответить, можно только предполагать.

harappskaja civilizacija 03

 

Например, откуда взялись все эти народы и почему поселились на этой земле? На этот вопрос наверное человечество некогда не узнает ответ. А вот насчет того кто был “ праотцом”, так сказать основателем Хараппской культуры, ученые за советом обратились к местным старейшинам – уважаемым мудрецам, знающим много легенд и манускриптов. Взятая из их источников информация дала ученым версию, что Хараппский народ произошел от светлокожих племен мунда.

Строение городов

Хараппский народ по всей вероятности любил порядок, и соблюдались некоторые правила как в строительстве городов, так и в быту. Когда полностью очистили город от слоя земли, нанесенной ветрами за многие века, перед археологами раскинулась панорама строго выстроенных кварталов и маленьких улочек.

 

harappskaja civilizacija 02  harappskaja civilizacija 04

Они были похожи на кварталы современных городов нашего столетия. Улицы шириной 10 метров, вдоль них выстраивались в строгую линию дома. Соединяющие переулки улицы были немного уже, чем основные. Дома группировались, выстраиваясь кольцом создавая внутренние дворы. Каждый двор имел колодец, также было отведено место для туалета и канализации.

Хараппы очень внимательно относились к водоснабжению и канализации. Нечистоты по специальным трубам выводились за город в отстойники, где золотари вывозили отходы на поля. Такую сложную и совершенную канализацию в Древнем мире имел только Рим.

Производство

Среди руин были найдены гончарные и текстильные инструменты. Гончарные мастерские располагались по всему городу. Там изготавливали практически все от труб и кирпича до тонкостенных сосудов, изящных статуэток и украшений. Жители также использовали предметы, сделанные из меди, олова, бронзы — это орудия труда, украшения и оружие. Правда, оружие было сделано очень грубо, наверно на этой территории не было военных действий. Хараппский народ так и не смог освоить выплавку железа.

Торговля

По всей вероятности Хараппы торговали с Шумерами. В Шумерских письменах были упомянуты города, с которыми вели торговлю. Среди них был город с названием Мелуке, ученые отождествляют его с протоиндийским городом Мохенджо — Даро. В больших количествах были найдено на хараппской территории остатки хлопчатобумажных тканей, разнообразие фаянсовых бус, раковины – все это было иноземного происхождения.

Религия

При раскопках были найдены руины храмов, скульптуры посвященные богам этого народа. Местные жители поклонялись мужскому божеству, его изображали на статуэтках и в храмах сидящим в позе лотоса. Вокруг него и у его ног были расположены животные – тигр, антилопа, бык. Кроме статуэток мужского бога были статуэтки с изображением полуобнаженной, многорукой женщины – это была Богиня Мать, у ее ног лежал тигр.

Общество

Общество по — всей вероятности было классовым и делилось на жрецов, богатых, ремесленников, селян и бедных. До сих пор неизвестно был ли правитель один или городом управляла совет старейшин.

Упадок Хараппской культуры

Упадок Хараппской культуры начался стремительно около 1800-1700 до н.э. Первыми, кто ощутил кризис, были большие города. Страшное название города Мохенджо – Даро “Холм мертвых” начинает себя оправдывать. Широкие улицы захламлены, новые строения сооружаются хаотично, в них нет прежнего величия. Канализация и водоснабжение приходят в упадок. Все усилия жителей города стали направляться на строительство крепостных стен.

 

harappskaja civilizacija 06

По всей вероятности у них появились враги, которые готовы были разрушить их жизнь. Но высокие стены не спасли жителей города Мохенджо- Даро от врагов и он был кем-то разрушен. Археологи нашли следы сильного пожара на руинах города. На улицах находили скелеты людей, некоторые костяки лежали по двое, взявшись за руки. По всей вероятности враги уничтожили город, и он, в конце – концов, опустел.

Гипотезы

Ученые предположили, что к упадку Хараппской культуры привели нашествие ариев, или природные катаклизмы не позволили дальше вести сельскохозяйственную деятельность. Эпидемия чумы и другие заразные заболевания тоже не исключались. Но самая невероятная версия была выдвинута ученым Д. Дэвенпортом который изучал руины 12 лет и в 1996 году он сделал сенсационное заявление что город Мохенджо- Даро был уничтожен ядерным ударом.

В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля — все это смешалось воедино, в хаосе и безумии даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожженные пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль».Однако, что же на самом деле погубило древнейшею цивилизацию, пока некто не знает.

Куда исчезли последние жители?

Еще одна загадка для ученых осталось не открытой, куда делись последние жители Хараппской культуры? Может быть, они нашли новые земли и остались там, или растворились в среде других племен. Но вот венгерский ученый Фон Хевеим в 1934 году написал статью, где доказывал, что письменность Мохенджо — Даро очень похожа на таблички с острова Пасхи, и те и другие до сих пор так и не расшифрованы.

Интересные открытия сделали ученые, когда сравнили костяные фигурки Хараппской культуры и фигурки, вырезанные в верховьях Енисея народами кета, они между собой были поразительно похожи. Возможно, много веков назад выжившее население Хараппии покинули обжитые места и перебрались на затерянный архипелаг в Тихом океане или в далекую холодную Сибирь. Это загадка остается неразгаданной.

Руины древнего города Мохенджо – Даро занесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Похожие записи

ancientart.ru


Смотрите также