Искусство древней помпеи. Энциклопедия "Искусство" - помпеи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Помпеи и Геркуланум. Искусство древней помпеи


Помпеи. История живописи. Том 1

Что, как не искание иллюзии, выразилось так же в тех бесчисленных помпейских фресках, который покрывают своими архитектоническими фантазиями целые комнаты и залы? Из Витрувия мы узнаем, что фантастический характер этой расписанной архитектуры был явлением, вошедшим в моду лишь в его время (при Августе). Теоретик-архитектор относился к нему бесчувственно, опять-таки именно с точки зрения поклонника реализма.

Что, как не искание иллюзии, выразилось так же в тех бесчисленных помпейских фресках, который покрывают своими архитектоническими фантазиями целые комнаты и залы? Из Витрувия мы узнаем, что фантастический характер этой расписанной архитектуры был явлением, вошедшим в моду лишь в его время (при Августе). Теоретик-архитектор относился к нему бесчувственно, опять-таки именно с точки зрения поклонника реализма.

"Тем, - пишет он, - что прежде художники брали из действительности (ex veris rebus), тем ныне пренебрегают благодаря дурному вкусу (iniquis moribus). Ибо теперь изображают на стенах вместо действительных, существующих предметов, уродства (monstra): на место настоящих колонн - тростниковые стебли, вместо карнизов - вычурные узоры или спирали сплетающихся растений" (не вполне разобранное место текста).

Фруктовый сад. Роспись в доме фруктовых деревьев в Помпеях.

"Одиссеевы пейзажи", "Сад" виллы ad Gallinas Albas, о которых мы говорили выше и которые расписаны несколько раньше, чем порицаемые Витрувием архитектурные фантазии ("II и III помпейских стилей"), согласно современной терминологии подтверждают его слова[15]. Пилястры, разделяющие "Одиссеевы пейзажи", сами пейзажи и изображение сада носят довольно определенный характер правдивости. Но его уже нет ни во фресках (и скульптурных пейзажах) римского дома, открытого на вилле Фарнезине[16], ни в стенописи так называемого дома Ливии на Палатине, ни, как ни странно, и в поздней помпейской росписи.

Следы иллюзорности имеются и в этом фантастическом декоре, несмотря на полное игнорирование архитектонических законов. И даже особую прелесть придает этим измышлениям именно та игра, которую они как бы ведут со зрителем. Этим расписанным постройкам и веришь, и не веришь. Иное передано с таким реализмом, с таким совершенным знанием светотени (часто тень расположена в зависимости от источника света (окно, отверстие в потолке, дверь), который освещает комнату), что лишь ощупью убеждаешься в оптическом обмане. Но стоит только проследить взаимоотношение разных частей этой расписанной архитектуры, чтобы понять ее полную неосуществимость в действительности[17].

Фреска на центральной стене экседры дома Веттиев в Помпеях.

Мозаика из Помпей.

Не говоря уже об ошибках перспективы или ее непоследовательностях[18], все в этих расписанных постройках до такой степени вздорно и немыслимо, что воспроизвести их в действительности нет возможности. Сложные и миниатюрные, словно для пигмеев[19] построенные, галереи из жердочек-колонок прорезают плоскости, не имеющие никакой видимой толщины; местами протянуты ни к чему велумы и драпировки; все "корпусное" в здании изрыто нишами, прорезами, проспектами в какие-то диковинные дали. Пуританин Витрувий видел в этих "шалостях" декораторов измену хорошему вкусу, но, на наш взгляд, именно в этом позднем цветке греческой культуры в архитектурно-декоративной живописи еще раз со всей яркостью выражается подлинный вкус Эллады, ее милая грациозная улыбка, ее ласка и даже ее специфическая философия, ибо что, как не отразившиеся в наглядных формах ирония и скепсис, вся эта остроумная игра с законами тяжести и равновесия?

Наряду с этими иллюзорными приемами стенописи, призванными придать тесным и закрытым помещениям впечатление большого простора и воздуха, мы встречаем в дошедших до нас осколках античной живописи и только пейзажные картины или пейзажные фоны на картинах с мифологическими и другими сюжетами.

Стенопись иллюзорно-архитектурного характера в Боскореале близ Помпей.

Натуральные пейзажи, встречающиеся в виде отдельных картинок, включенных в большие декоративные целостности, изображают, в большинстве случаев, порты и виллы со сложными сооружениями, выходящими далеко за берега, или же - храмы, дворцы с садами и затейливыми павильонами, мосты, перекинутые через ручьи и пруды, священные деревья, гробницы и "часовни"[20]. В палатинских фресках мы, кроме того, видим улицы и переулки Рима, с его многоэтажными домами, с балконами и террасами на них. Часто среди кампанских фресок встречаются и пейзажи африканского характера с пальмами, пирамидами, сфинксами, что и служит одним из доказательств египетского происхождения всего этого рода живописи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Искусство и история Помпеи (Помпеи, Италия)

Это был город "богатых". Прямые улицы,особняки и дворцы. Сады и внутренние дворики дивной красоты. Росписи и мозаики на стенах. Множество храмов и общественных зданий — жители не скупились жертвовать на их постройку , чтобы задобрить богов , а также возвеличить и прославить императорскую власть. Ведь многие из них были из фамилий, близких императору. Но Везувий оказался сильнее всех богов и императоров... Город погиб не от потоков раскалённой лавы, как принято заблуждаться. Жители как раз восстанавливали город после сильного землетрясения(62г. до н.э.), когда 24 августа 79г. до н.э. произошло катастрофическое извержение вулкана. Облако ядовитых вулканических испарений отравило всё живое в Помпеях. Люди ложились на землю и корчились, закрывая лица руками.

Амфоры и пастушок — знаменитый гипсовый слепок погонщика мулов. Он закрыл лицо руками, защищаясь от ядовитых испарений

А потом уже мёртвый город был похоронен под каменным дождём и пеплом. Пепел слёживается и затвердевает, под воздействием дождей, ветров и времени в пористую твёрдую, но хрупкую породу — пемзу. Под 10-ти метровым слоем пемзы оказался на долгие столетия "законсервирован" античный город. Ничего не было разграблено, т.к. "откопать" город удалось только в 19-ом веке. А тогда уже появились понятия об исторической ценности и некоторые технологии.

Бронзовая фигурка Фавна. Оставлена на месте , после завершения раскопок в 1830г.

Большинство находок было передано в музеи, часть хранится в Национальном музее в Неаполе. Фрески и изделия из серебра прекрасно сохранились. Нам повезло увидеть такое! Ведь до нашего времени почти не дошло предметов, чей возраст "до нашей эры" а состояние — "как новенькие".

Храм Апполона

Учёные заметили, что в пористой пемзе некоторые поры очень велики , и придумали закачивать в них жидкий гипс. Так появились на свет слепки жертв Везувия. Их тела и даже кости давно истлели в своих вулканических "саркофагах". Но пепел, когда-то плотно укрывший тела и затвердевший сослужил роль "опалубки". Археологи извлекли гипсовые тела , сохранились и позы, и даже иногда складки их одежды. Возможно кто-то не очень любит всяческие развалины и раскопки, но он может изменить своё мнение, гуляя по солнечным и таким древним улицам Помпеи.

Колоннада. Стабианские термы.

Колоннада. Стабианские термы.

Загородная вилла у Морских ворот

Дом Октавия. Имя владельца особняка узнали по его личной бронзовой печати, найденной в спальне. Влиятельный был... Октавий

Загородная вилла у Морских ворот

Амфитеатр. Сделан из лавы

Храм Апполона

turbina.ru

Город, застывший во времени. Помпеи. Живопись. часть II

Сегодня я хочу продолжить экскурсию по Помпеям, и посвящу эту главу живописи. Помпеи без живописи имели бы иное настроение; ощущение цвета, сюжеты росписей, все это дает ощущение того, что стены еще теплые и хранят звуки, настроения горожан. Заглядывая в каждый сохранившийся дом ощущаешь себя гостем и есть неловкое ощущение, что ты пришел через открытие двери, а хозяев почему-то нет...

"За городом, на улице гробниц, есть одна гробница, построенная в виде полукруглой мраморной скамьи по прекрасному замыслу покоящейся там помпеянки Мамии. Немало путников, проходивших по большой дороге, отдыхало на этой скамье, ведя тихие беседы, поминая добрым словом умершую. Тень Мамии присутствовала тогда среди них, занимая одно из мест полукруглой скамьи, слушая их речи. Таких воздушных теней полны Помпеи, и сердце не раз обращает к ним благодарность, не раз грустит вместе с ними в их опустелом доме..." Павел Муратов

Если идти по дороге от Геркуланских ворот, то слева взгляд привлечет гробница, имеющая форму полукруглой скамьи-экседры, спинка которой закончена по краям двумя волютами. На ее задней стороне вырезано имя жрицы: Мамия. Похороненная на земле, принадлежавшей муниципалитету, она удостоилась редкой чести. Такой почет объясняет сохранившаяся фрагментарно надпись на карнизе храма Веспасиана, которая гласит, что его построили на средства жрицы Мамии. Через много веков перед ее скамьей остановится великий Гете, который одним из первых посетит раскопки Помпей.1.

"Помпеянин не медлил на улице, его жизнь вне дома протекала на обширных форумах, в термах, в театрах. И важнее этой жизни, так определенно общественной, была для него замкнутая стенами домашняя жизнь. Любовь к дому строила Помпеи. Никогда после того человек не располагал так заботы и радости существования по клеточкам своего жилища. План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах, так же как повторяются на улицах города совершенно одинаковые водоемы, одинаковые углы, прилавки. Правильность и порядок, таким образом, царили на улицах и внутри жилищ. Добрая воля античного человека ввела их в жизнь семьи. Дела этой жизни текли несомненно с правильностью религиозного обряда. Законы божественные, казалось, управляли ею, священны были простейшие ее явления, и ее дом, - каждый помпейский дом, был храмом лар и пенатов." Павел Муратов2

3

"Запоминается чаще всего ее фон, - красный, черный или желтый, - обнаруживающий необычайную силу и чистоту цвета. Волшебными кажутся маленькие летящие фигурки на таком черном фоне в доме Веттиев. Здесь почти слышишь тонкое жужжание полета этих крошечных гениев помпейского воздуха." Павел Муратов4

"Какой же секрет знали эти древние живописцы, достигавшие такой светозарности и прочности красок? Техника кампанской живописи нам полностью не известна, но некоторые сведения о ней мы можем почерпнуть в трудах Плиния Старшего и Витрувия. Вероятно, художники комбинировали известные в те времена живописные техники - энкаустику и темперу, то есть краски, разведенные на воске и на яйце. С необыкновенной тщательностью подготавливали поверхность стены. На нее наносили несколько слоев штукатурки. В последний слой добавляли толченый мрамор или алебастр, придавая ей этим и блеск и прочность. Палитра кампанских живописцев гораздо богаче греческих. В росписи виллы Мистерий мы видим различные оттенки зеленого - от ярко-изумрудного до тускло-оливкового и лилового цвета. После окончания росписи поверхность стены полировали, придавая ей блеск эмали, покрывали защитным слоем прозрачного воска, который предохранял краски от выцветания. Применявшийся для этого пунический воск расплавляли вместе с растительным маслом и наносили шелковой кистью. Затем к стенам подносили раскаленные угли из орехового дерева (чернильного ореха). После этого их снова разглаживали и полировали чистым полотном." Виктория Ильинична Кривченко - Помпеи. Геркуланум. Стабии5

67

Поражает толщина штукатурки. И отшлифованная до зеркала поверхность89101112

В одном из домов есть комната со стенами цвета оникса, с изображениями амуров и портретами членов семьи. Какими были художники, расписывающие эти стены, люди, жившие в этом доме? Я думаю, что мы об этом никогда не узнаем, но мы можем видеть и чувствовать нечто ценное. Возможно, в какое-то помпейское утро, жена вот так смотрела на мужа, или дочь на отца, и свет на ее лице был точно таким же, ощущения цвета, настроения, атмосферы человека в пространстве комнаты — он тот же самый, как и тогда! Это невероятно ценные впечатления, думаю, меня поймут художники, режиссеры, все те, кому пришлось бы изобразить помпейскую жизнь в кино, в картине...

13

1415

Помпейские обои))1617

Не совсем смогла понять , какого времени этот процарапанный рисунок, но судя по тому , что он под стеклом-не современный.1819202122232425

Город , застывший во времени. Помпеи. Камень. Часть-I(картинка кликабельна)

vostrezova-art.livejournal.com

Ответы на вопрос "2. Древнеримская живопись. Помпеи. Приемы. Сюжеты. Хронология. ..."

Монументальная живопись

Мы уже видели, что в древнеримской архитектуре стене отводится роль разграничителя пространства; кроме того, она оказывает воздействие на находящуюся перед ней воздушную среду. Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади. Пластические свойства стены зависят не только от ее архитектурного построения, но и от пластического декора снаружи и художественной росписи внутри. Поскольку стена воспринимается не как застывшая твердь, а как определенное пространство, имеющее воображаемую глубину, то ничего нет удивительного в том, что на ней пластически или художественно изображаются различные аспекты бытия природы, исторические или мифологические эпизоды. Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства. Это экран для проеци­рования различного рода образов. Изображения, архитектурные или сюжетные, обуславливаются как плоскостными свойствами стены, так и полетом фантазии художника, основывающегося именно на том, что находящееся перед ним пространство носит воображаемый характер.

Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом; промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображаемой глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены в виде ритмических украшений стены, то есть, приведены в соответствие с ее плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым.

Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Состоит она в использова­нии смеси извести с мраморной пылью. Практически это та же самая смесь, которая использовалась в Греции в качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и скульптура и который служил основой для нанесения красок. При корпусном нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формуются непосредственно на стене, пока смесь еще не застыла. По высыхании и затвердении поверхность приобретает шелкови­стость, чувствительную к малейшим изменениям освещения, и имеет вид монохромной живописи. В самом деле, по своим пластическим свойствам стукко скорей приближается к живописи, чем к рельефу. Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах. И действительно, техника стукко применяется вместо живописи там, где из-за влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи. Типичным ее примером является великолепное украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Риме.

Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно, от эллинистических образцов. Последние почти полностью утрачены, в то время как в постройках Помпей и Геркуланума, погребённых под пеплом Везувия в 79 г. н. э., многие помещения в целости сохранили настенные росписи.

Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. Первый, имеющий, несомненно, восточное происхождение, состоит из простых раскрашенных четырехугольников, имитирующих мрамор, дешевым заме­нителем которого они и являются. Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем, изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюже­тами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные постро­ения, но изображаемые здания носят фантастический характер. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. В этих изображениях, совершенно не претендующих на иллюзорность изображения, встречаются вставки, зачастую черного блестящего цвета, на которых художник быстрыми, короткими, энергичными мазками изображает маленькие, словно парящие в воздухе, фигурки. Назначение перспективного обрамления заключается главным образом в том, чтобы поместить картины с изображением фигурок в определенной глубине и не дать им слиться с плоскостью стены. Четвертый стиль, появляющийся лишь в последние годы существования Геркуланума и Помпей, вновь обращается к архитектурно-перспективным построениям второго стиля, отличаясь, однако, от последнего более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, непосредственно связанной под­час с декорациями театральной сцены.

Живопись Древнего Рима

Хотя из источников известно, что в Древнем Риме существовала станковая живопись, дошедшими до нас образцами древнеримской живо­писи являются лишь изображения, включенные в настенные росписи, выполненные главным образом в двух городах Кампании—Помпеях и Геркулануме.

В I в. до н. э. древнеримская живопись отходит от этрусской традиции, с которой она была до этого связана, и обращается к греческим образцам. Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины, играющие в кости». На ней изображены несколько тонко прорисованных и покрытых слоем краски женских фигур, навеян­ных изображениями с аттических белофонных ваз. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Это, скорей всего, произведение хорошего копииста, который свободными, сочными мазками передает плавные движения фигур, хотя при этом, возможно, и не схватывает пространственно-композиционное единство оригинала. Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. То, что ее тематика восходила к определенным образцам, часто воспроизводимым по памяти и с некоторыми отклонениями, вело к эскизности, беглости в работе и быстроте исполнения.

Однако не следует путать, как это часто случается, этот обобщенный стиль работы, отличавшийся быстротой и зависимостью от известных образцов, с современным импрессионизмом, стремящимся к абсолютно непосредственной передаче зрительных впечатлений. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Живописный язык отличается здесь эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но служит для иллюстрации весьма условной схемы. Живопись эта основана на противопоставлении пятен, но контраст между светлым пятном тела Гермафродита и темным пятном тела Силена определяется традицией, принятой среди художников, изображавших в светлых тонах нежные тела женщин и юношей и в коричнево-красноватых тонах—атлетов и стариков. Условны также жесты действующих лиц и фон, обобщенно и почти символически изображающий деревья и архитектурные конструкции. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры.

В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз, изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклоне­ние культу Диониса. Фигуры вырисовываются на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные, ясные контуры, навеянные классической простотой. Но сам контур является не столько линией, нарисованной на поверхности стены, сколько границей между двумя цветовыми зонами, от которой в значительной мере зависит их соотношение. Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. Применяя резкие контуры, художник стремился не к обозначению рельефности тел или их анатомии, а к фиксации, путем проецирования на плоскость стены, бесплотных образов, вылепленных игрой света и тени.

О римском происхождении указанных росписей, основанных на подражании эллинистическим образцам, свидетельствует, как правило, их подчеркнуто натуралистическая трактовка, которая проявляется не столько в повышенном внимании к правдоподобию изображения, сколько в огрублении образа, мало чем отличающегося от подобных же образов в этрусской живописи. В пейзажах и, особенно в портретах образ, хотя и не зависит от впечатления или ощущения, непосредственно полученного от созерцания натуры, тем не менее, утрируется для большего правдоподобия. Возьмем, например, «Морской порт». Он изображен сверху и похож скорей на план: здания и корабли распределены на нем, как на топографической карте, отблески света не имеют никакого отношения к реальному освещению, это всего лишь прием для иллюзорного оживления изображаемых явлений. В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный худож­ником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста, и он с уверенностью ее воспроизводит. Но то, что уточняется быстрыми цветовыми мазками,— это не предметы, находящиеся перед глазами художника, а лишь представления о них. Художник, таким образом, воплощает в красках не пейзаж, написанный с натуры, а умозрительный образ природы, для передачи которого особенно подходит та обобщающая, беглая и эскизная техника, в задачу которой не входит непосредственное общение с изображаемыми предметами. Эта техника становится еще более беглой и насыщенной в раннехристианских росписях катакомб, где чисто символические изображения святых не имеют никакой связи с реальным миром.

При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. На небольших досках, которые в I — V вв. в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Но только выделение той или иной физиономической особенности вызывало в памяти реальный облик умершего. Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью.

4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

- инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

- архитектурный (или перспективный) ( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

- орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э. )

- декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

 

Три грации. Помпеи, I век. Грации - богини веселья и радости, олицетворяющие красоту, привлекательность и мудрость. Аглая, Евринома и Евфросина были дочерьми Зевса и Евриномы и всегда изображались вместе. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Полифем, получающий письмо от Галатеи. Помпеи или Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением мужской фигуры. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением амазонки. Геркуланум (?), 50-79 гг., найдена после 1738 г. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Летящие Менада и Сатир. Помпеи, дом Навильо, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением Нарцисса. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Проводы Кризеиды. Помпеи, 45-79 гг. Дочь троянского жреца Криза, захваченная Агамемноном во время Троянской войны, поднимается на корабль, чтобы вернуться домой. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Суд Париса. Помпеи, I век. Знаменитая сцена, в которой Парис (справа), призванный Зевсом, должен разрешить спор о первенстве между тремя красавицами - Афиной, Афродитой и Герой. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Увеличенный фрагмент фрески с судом Париса. Слева, в шлеме и со щитом - Афина, справа, в шляпе - Гермес. 

 

 

Богиня победы Виктория (слева) и воин-победитель. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Даная и Амур. Помпеи, I век. Амур льёт золотой дождь, который Даная собирает краем плаща. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Нарцисс. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Панно с изображением медальонов с Силеной, Менадой и Сатиром (слева направо). Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Геракл борется с Немейским львом. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением птиц, сидящих на садовой ограде. Область Везувия, 20-40 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с рельефным изображением обнажённого атлета. Стабии, Вилла Святого Марка, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением оленей. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением натюрморта. Помпеи, 45-79 гг., найдено в 1755-1779 гг. На первой картине изображены инжир (?), на второй корзина с орехами, на третьей - мидии. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Помпеи, 45-79 гг. Сушеный инжир и финики - дары по случаю праздника Сатурналии. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Геркуланум, 45-79 гг. Статуэтка бога, перевернутый серебряный канфар с остатками вина, голова козленка и бронзовый кувшин. (Viacheslav Lopatin / IP)  

 

Фреска с изображением архитектурных мотивов. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Гирлянда. Область Везувия, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением пейзажа с виллой. Стабии, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

Фреска с изображением пейзажа. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP)

 

 

Фреска с изображением пейзажа. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Боскореале, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Боскореале, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Область Везувия, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Девочка с голубкой. Помпеи или Геркуланум, I век. Девочка символизирует Венеру, поэтому на ней богатые золотые украшения. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением женщины. Стабии, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением беседующих женщин. Геркуланум, III век до н.э. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением девушки. Стабии или Геркуланум, III век до н.э. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Женщина, смотрящаяся в зеркало. Помпеи (?), 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Амур с собакой на спине. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Медея, замышляющая убийство своих детей. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP)

 

Медея, увеличенный фрагмент с оружием. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Три Купидона играют во дворе дома. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Два Купидона ловят рыбу. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Танцующие Купидоны. Фрески Помпеи. 

 

Два Купидона. Один играет на двойной флейте, другой - на тимпане. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Крылатый Дух. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Царица Федра (слева), пожилая кормилица и пасынок царицы Ипполит. Геркуланум I век. 

www.konspektov.net

Помпеи (Pompeii)

прокладывавший канал от реки Сарно, обнаружил фрагмент городской стены, однако археологической находке значения не придали.

Позже, в 1689 году при постройке колодца в данной местности были обнаружены руины древнего здания, на котором была надпись «Помпеи», однако ученые пришли к выводу, что это руины виллы Помпея Великого.

Первые раскопки древнеримского города Помпеи были начаты Р. Дж. Алькубьерре в 1748 году — исследователь полагал, что обнаружил город Стабии, который вместе с другими городами, находившимися неподалеку от Помпей, Октавианумом и Геркуланумом, также был засыпан пеплом.

В 1760-1804 годах происходил второй этап раскопок, которыми руководил Ф. ле Вега. В 1762 году археологи нашли пьедестал статуи, надпись на котором дала возможность понять, что город, погребенный под пеплом, — это не Стабии, а Помпеи. Раскопки продолжались и при Мюрате, в период с 1808 по 1814 года.

А с 1863 года раскопками, которые впервые приобрели систематический характер, руководил архитектор Джузеппе Фиорелли. В 1870 году Фиорелли обнаружил, что в тех местах, где были тела людей и животных, погребенные под пеплом, есть пустоты. Заливая пустоты гипсом, архитектор смог реконструировать силуэты жертв извержения Везувия.

С 1961 года в данном археологическом комплексе проводятся, преимущественно, реставрационные работы. На сегодняшний день из-под пепла было извлечено около 75-80% древнего города.

Достопримечательности античных Помпей

На территории комплекса особый интерес представляют храм Аполлона, жилые дома (дом трагического поэта, дом Фавна, дом хирурга) и иные постройки различного назначения.

Храм Аполлона, предположительно, древнейших храм Помпей, который был построен в 575-550 годах до нашей эры. Здание было окружено 28 колоннами, до наших дней хорошо сохранились 2 из них.

Что касается жилых домов, то наиболее роскошным из них является дом Фавна, который был возведен, предположительно, для Публия Суллы. Дом трагического поэта — это типичный древнеримский дом II века до нашей эры, который знаменит фресками со сценами из древнегреческой мифологии и мозаичными полами. А дом хирурга, построенный в IV-III веках до нашей эры, получил свое название из-за хирургических инструментов, найденных при его раскопках, и является одним из самых древних помпейских жилых домов.

Из-за внезапной и быстрой гибели Помпеи является наиболее сохранившимся античным городом, а также важным источником сведений о быте, искусстве и культуре Римской империи I века нашей эры.

it.portalglobus.ru

Энциклопедия "Искусство" - помпеи

Помпеи

помпеи

древний город в юго-западной части Средней Италии, небольшой, но процветающий торговый центр. В 63 г. н. э. пережил землетрясение, а в 79 г. в результате извержения вулкана Везувий был частично разрушен и засыпан пеплом. Местонахождение Помпей было забыто на долгие века. Древний город был случайно обнаружен в кон. 17 в. при постройке водопровода, а систематические раскопки начались лишь в 18 в. Благодаря работе археологов, Помпеи превратились в музей под открытым небом. Расположенные на холме и окружённые кольцом стен, они представляют собой прекрасно сохранившийся античный город, имевший чёткую планировку. Две главные улицы, одна из которых была ориентирована с севера на юг, а другая – с запада на восток, пересекались под прямым углом. Остальные улицы, мощённые каменными плитами, шли параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни был форум, окружённый базиликами, храмами, зданиями городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города, на склоне холма, находился большой театр, рассчитанный на 5 тыс. зрителей. В юго-восточной части Помпей размещался амфитеатр для гладиаторских боёв, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, – самый древний из всех ныне известных (80 г. до н. э.). У городских ворот размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также термы и трактиры. Вдоль улиц стояли инсулы (многоэтажные дома). Среди жилых зданий представляют интерес дома ремесленников с мастерскими и магазинами, и в особенности виллы богатых землевладельцев и торговцев. Одна из самых древних построек Помпей (2 в. до н. э.) – дом Юлия Полибия и современный ему дом Фавна (названный по изящной бронзовой статуэтке танцующего фавна). Типовой богатый дом имел гостиную (атриум) с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атриуму, где хозяин принимал посетителей, примыкал его кабинет – таблиний, из которого открывался вид на перистиль – внутренний дворик с садом, фонтанами и статуями. К ним обычно примыкали столовая (триклиний) с ложами для трапезы, рассчитанная на приём гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека и баня с холодной и горячей водой. В помпейских домах было обнаружено множество произведений скульптуры и прекрасно сохранившихся фресок, которые на сегодняшний день являются единственными известными образцами античной живописи. Зал одной из самых знаменитых помпейских вилл – Виллы Мистерий – был украшен ок. 50 г. н. э. великолепными росписями на сюжеты дионисийских священных таинств. Превосходным примером декоративного художественного стиля эпохи Флавиев являются дома Веттиев и Саллюстия (1 в. н. э). Найденные в Помпеях надписи, мебель и утварь являются ценнейшим источником для изучения древнеримской культуры и повседневной жизни римлян.

См. в других словарях

1.

  Помпеи (Pompeii), самый крупный город на берегу Неаполитанского зал., разрушенный при извержении Везувия в 79 г. н.э. Став колонией рим. ветеранов-легионеров, город, посвященный Венере, богател и процветал; числ. нас. достигала 15-20 тыс. чел., здесь жили люди самых разных национальностей. Часть города была разрушена еще землетрясением 62 г., но 24-26 авг. 79 г. потоки огненной лавы, густые тучи пепла, раскаленных газов, пемзы и камней целиком поглотили его (вслед за Геркуланумом). По описанию Плиния Младшего, туча, поднявшаяся из жерла вулкана, напоминала гигантскую сосну. Плиний Старший погиб, руководя командой спасателей, пытавшихся на мор. судах пробиться к берегу через раскаленный пепел и ядовитые пары. Местные евреи и христиане посчитали извержение Божьим наказанием за безнравственное поведение и знамением конца света. Развалины П. были обнаружены в 16 в.; раскопки, начатые в 1748 г., продолжаются по сей день. ...

Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Помпеи и Геркуланум — La Tua Italia

 

Помпеи — это два города в одном. Древние Помпеи возникли в IX в. до н.э. и были полностью погребены под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Руины города были обнаружены в 1748 г., а в 1997 г. ЮНЕСКО внесло памятник в перечень Всемирного наследия человечества.

Новый же город возник в 1928 г. по инициативе Беато Бартоло Лонго и примечателен произведениями искусства, запечатлевшими влияние христианской религии.

Вид на Везувий с полуострова Сорренто / Shutterstock.com

Извержение Везувия стало темой различных книг и картин. Одна из самых известных — это полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Павловичем Брюлловым в 1827-1833 гг. и вдохновлённое одноимённой работой Джованни Пачини.

 

 

Что посмотреть

Археологические раскопки в Помпеях и Геркулануме

Вид на зону археологических раскопок в Помпеях / Shutterstock.com

Помпеи и Геркуланум — это единственные археологические памятники в мире, чьи посетители могут чётко увидеть, как устроен древнеримский город. Великолепная сохранность этих памятников объясняется историей их гибели. Тонны пепла, пемзы и кусков лавы накрыли их слоем, толщина которого составляла более 6 метров, и тем самым уберегли от порчи, неизбежно ожидавшей их с ходом лет. Раскопки позволили выявить город, навеки зафиксированный во времени, как моментальный фотоснимок далёкого летнего утра 79 г. н.э.

Большинство найденных здесь фресок, мозаик, статуй, предметов обихода и других артефактов хранятся сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя. Все эти находки позволили лучше разобраться в том, что и как ели жители города две тысячи лет назад, какие у них существовали традиции и обычаи.

Руины Форума, Базилики и административных зданий / Shutterstock.com

Раскопки в Помпеях на сегодняшний день — второй по посещаемости объект в Италии, куда каждый год приезжают около двух миллионов человек.

 

Амфитеатр

Помпейский амфитеатр — это уникальное в своём роде сооружение, одно из древнейших в мире. Он был построен около 70 г. до н.э. по воле Гая Квинктия Вальга и Марка Порция, а использовался почти исключительно для цирковых представлений и гладиаторских боёв. По этой причине его было решено разместить в юго-восточной части Помпей, чтобы толпы зрителей и участников шоу не мешали повседневной жизни города.

latuaitalia.ru