Искусство древнего востока кратко. Искусство Древнего Востока: учебное пособие (А. Е. Петракова, 2010)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Востока. Искусство древнего востока кратко


Искусство Древнего Востока

3.2. Искусство Древней Месопотамии (Передняя Азия, Междуречье).

Передняя Азия как территория, имеющая выгодное историко-географическое положение, которая стала ареной борьбы для многочисленных народов и государств. На протяжении трёх тысяч лет здесь создавались и гибли, сменяя друг друга различные раннерабовладельческие деспотии. Местоположение Передней Азии и древних городов-государств находившихся на её территории, на карте. Соседние государства.

Периодизация древних городов-государств Междуречья

1) Шумеро-Аккадские государства

· Древние Шумеры 4 тыс. до н.э. – 25в. до н.э.

· Искусство Аккада 24 – 23вв. до н.э.

· Искусство Шумера 23 -21вв. до н.э.

2) Древний Вавилон 19 – 12 вв. до н.э.

3) Ассирия (9 -7 вв. до н.э.)

4) Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)

1) Шумеро-Аккадские государства

Достижения и открытия Шумеров в области астрономии, медицины, математики, философии, архитектуры, литературы и изобразительного искусства. Сказание о Гильгамеше как древнейшее в мире литературное произведение, переводившееся на все бытовавшие в Передней Азии языки.

Появление самых первых шумерских городов-государств Ур, Урук, Лагаш, ассоциирующихся с зарождением цивилизации. Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

Крашеная керамика как наиболее древние и характерные археологические находки в местах возникновения первых земледельческих цивилизаций. Основные формы шумерских сосудов. Применение геометрических узоров коричнево-красного и фиолетового цветов.

Древние Шумеры

Строительное искусство

Развитие строительного искусства от плетёных хижин, обмазанных глиной до первых монументальных форм. Остатки первых храмов в Уруке. «Белый храм». Конструктивные особенности монументального творчества шумеров. Возведение платформ. Возникновение такого типа сооружений как зиккураты.

Зиккурат - тип культовых прихрамовых сооружений, созданных шумерами. Представлял собой высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца. Ступеней чаще всего было три, и они были разных цветов: нижняя – чёрная, средняя - красная, верхняя - белая.

Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н.э.) как один из самых древних и лучше других сохранившихся памятников эпохи. Основные параметры: ширина основания 65x43 м, общая высота 21 м. Монументальность и ясность художественного решения, конструктивные особенности сооружения. Художественный образ «ступеней ведущих в небо» возникающий при восприятии зиккурата. Функциональное назначение зиккурата для религиозных мистерий, а так же в качестве обсерваторий.

Полихромия в монументальной декорации. Ковровый орнамент в виде цветных шляпок, глиняных гвоздей, декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи украшающей стены.

Мозаичное искусство

Штандарт из Ура

Найденные в гробницах Ура образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей.

Пластика

Преобладание мелкой скульптуры, так называемых вотивных статуэток.

Вотивный – посвящённый богу.

Это пока ещё очень примитивные скульптурки, изображающие фигуры людей в юбках, напоминающие собой конусы с молитвенно сложенными на груди руками, клювообразным огромным носом и большими глазами. Художник не стремился к передаче реалистичности, главное для него символика: большие глаза – символ созерцания невидимых тайн, большие уши – символ неустанного внимания к советам старших, и т.д.

Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство миниатюрной резьбы на цветных и драгоценных камнях. У шумеров это по преимуществу рельефы на печатях и амулетах.

Цилиндрические печати как наиболее характерная форма глиптики для искусства Двуречья. Использование оттисков печатей во влажной глине в качестве личного знака на правовых и административных документах. Размещение на небольшой, округлой поверхности печатей многофигурных композиций отличающихся большим мастерством исполнения. Излюбленные мифологические сюжеты, встречающиеся на печатях. Характерные черты для печатей-цилиндров Шумера - орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра.

Шумерский рельеф

Шумерский рельеф середины 3 тысячелетия, вырезался обычно на плоскости небольшого мягкого камня в честь какого-нибудь торжественного события.

Характерные особенности шумерского рельефа середины 3 тысячелетия:

· Горизонтальное членение плоскости по поясам. Читать такой рельеф нужно снизу вверх.

· Канон в изображении фигуры: голова и ноги в профиль, а плечи и глаз фронтально.

· Фигуры не одинаковые по размерам, правители или должностные лица изображаются крупнее остальных.

Эти принципы рельефных композиций Древнего Шумера, пройдя через века, найдут отклик в искусстве всех стран Передней Азии.

Стелла царя Эанатума («Стелла коршунов») как типичный пример рельефной композиции Древнего Шумера.

Искусство Аккада.

Возвышение в 24в. семитского города Аккада. Объединение страны и создание могущественного Шумеро-Аккадского государства Саргоном I. Развитие экономики и культуры. Рост реалистических тенденций в изобразительном искусстве.

Победная стела царя Нарамсина как одно из лучших произведений эпохи. Высота 2м, выполнена из красного песчаника. Прогресс в сторону реалистичности изображения, хорошая моделировка обнажённых тел воинов. Умелое противопоставление в композиции полных энергии воинов Нарамсина и молящих о пощаде неприятелей. Отказ от поясов, разделявших изображение в рельефе царя Эаннатума. Появление пейзажа и удачное использование приёма диагонального построения, показывающего восхождение войск на гору. Каноничность в развороте плеч и профильном изображении головы и ног, а так же в условной разномасштабности фигур царя и воинов.

Изделия из меди и золота

Высокий уровень художественного ремесла и металлопластики Шумеро-Аккадского искусства. Роскошная утварь гробниц, выполненная из драгоценных металлов и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.).

Золотой шлем из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически.

Скульптура из меди условно называемая Головоа Саргона I - резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, смелость и вместе с тем тонкость исполнения.

Особенная выразительность в изображении животных. Пример: голова быка, украшавшая деку арфы. Верная передача мощной, полной жизни головы быка. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин.

Искусство Шумера.

Завоевание Аккадского государства кочевыми племенами гутиев. Новый расцвет старинных шумерских городов Ура и Лагаша. Развитие торговли и знакомство с культурой других народов.

Расцвет искусства, новый этап в развититии монументальной скульптуры.

Прогрессивные черты искусства и развитие пластического чувства у скульпторов этого времени на примере статуй правителя Гудеа.

Проявление в скульптуре сочетания обычной для шумеро-аккадского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой попыткой наметить складки одежды. Отличия в трактовке верхней и нижней части статуи.

Появление стремления к передаче портретного сходства в трактовке лица.

2) Древний Вавилон

Выдвижение Вавилона в 19в. до н.э. в качестве государственного центра. Правление легендарного царя Хаммурапи. Первый свод законов царя Хаммурапи. Культура Вавилона. Завоевание Вавилона касситами.

Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи, как лучшее из сохранившихся произведений старовавилонского искусства.

3) Ассирия

Завоевательные войны и территория Ассирии.

Светский характер ассирийского искусства, преобладание бытовых сцен над религиозными.

Архитектура.

Преобладание строительства дворцов над строительством храмов.

Дворец Саргона Ⅱв Дур-Шаррукине

Характерный элемент оформления дворцовых ворот в Ассирии – привратная скульптура в виде огромных фантастических быков с человеческими головами, так называемые чудовища «Щеду».

Ассирийский рельеф.

Рельеф как главный элемент украшения парадных дворцов Ассирии, его отличительные черты. Рельефы с изображениями животных и сценами охоты: «Раненая львица», «Охота Ашшурбанипала» и др.

Сравнительный анализ изображения людей и животных.

Изображения людей:

- статичность, отсутствие мимики

- преувеличенная мускулистость

- тщательная проработка деталей (завитки в бороде, одежда)

Изображения животных:

- большая наблюдательность в передаче движений

- правильное анатомическое построение

- драматизм в передаче состояния раненого зверя

Библиотека Ашшурбанипала.

4) Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)

Восстановление независимости Вавилона, и расширение его могущества.

Расцвет нововавилонского зодчества.

Памятники нововавилонского царства: «Висячие сады Семирамиды». Зиккурат «Э-теменаки». «Дорога процессий». «Ворота Иштар»

Многоцветие и декоративность в искусстве Нового Вавилона. Постепенный упадок искусства, переход к условности и схематизму. Падение Вавилонского царства.

3.1. Искусство Древнего Египта

Миф – основа культуры, усложнение и упорядочение мифа. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные и идеологические корни искусства. Канон в искусстве Древнего Египта. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры. Архитектура. Формирование канона заупокойного культа. Скульптура. Эволюция портрета.

Прикладное искусство.

Историко-культурное значение искусства Древнего Египта.

Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования цивилизации Древнего Египта. Периодизация истории культуры Древнего Египта. Сакральный характер культуры. Символы культуры. Особенности религиозной веры.

Периодизация:

1) Додинастический период (4-3 тыс. до н.э.)

2) Древнее царство (28- 23 вв. до н.э.) ® первый период распада

3) Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) ® второй период распада

4) Новое царство (16-11 вв. до н.э.)

1) Додинастический период

Появление царей-фараонов. Формирование заупокойных верований связанных с посмертным существованием души. Первые захоронения. Сложение канона в изображении человека. Письменные руководства для художников. Статус художника в Древнем Египте.

«Шиферная плита фараона Нармера» - первый памятник, демонстрирующий все признаки сложившегося канона в древнеегипетском искусстве:

- размер фигур зависит от социального положения

- изображение разных частей тела с разных точек зрения (голова и ноги в профиль, глаз и плечи в фас)

- сцены расположены поясами, одна над другой

2) Древнее царство

Переход от первобытного строя к образованию первых городов-государств. Создание «второй природы», самоутверждение человека как «венца творения», возникновение культа гигантского и величественного, утверждение идеала исполина, героя. Возникновение рабства.

Этапы возникновения пирамидальной формы гробниц:

a) Мастаба (по-арабски значит «скамья») – первые гробницы знати. Состояли их подземной части, где ставили гроб с мумией и массивной надземной надстройки имеющей прямоугольную форму.

b) «Ступенчатая пирамида фараона Джосера». Архитектор Имхотеп. Состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. В ней реализовалась идея увеличения строения не в ширину, а по вертикали. Имела высоту 60 м. Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды.

c) Пирамиды фараонов Ⅳ династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Масштабы и композиционное расположение пирамид, идейная составляющая. Архитектурный комплекс вокруг пирамид. Царские заупокойные храмы.

Большой сфинкс фараона Хефрена – фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой царя. Был особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона.

Три основных типа колонны египетской архитектуры:

· пальмовидные колонны

· колонны в виде связок распустившихся папирусов

· в виде связки бутонов лотоса

Появление нового вида сооружений – так называемые солнечные храмы. По сути это обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте.

Скульптура

Сравнительный анализ царских статуй и изображений придворных и слуг.

Царские статуи:

- соблюдение канона

- строго фронтальные, однообразные, неподвижные позы, сидящие на кубообразных тронах

- преувеличенная мускулатура

- монументальность и величие

Изображения придворных и слуг:

- не скованные каноном, отличаются большей жизненностью

- правильное анатомическое построение

- передача характерных поз и движений

Общее свойство всех изображений выполненных в Древнем Египте их поразительная реалистичность. Знаменитое портретное искусство Египта возникло на основе верований, что душа после смерти человека переселяется в статую, изображающую умершего, при этом должно быть максимально передано портретное сходство, иначе душа не узнает двойника.

Не смотря на удивительное портретное сходство, выражение лица остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Преходящие переживания не интересовали, ведь изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность.

Примеры скульптур: «Писец Каи», «Портрет царского сына Каапера» («Сельский староста»), Мужская голова из коллекции Сальт в Лувре.

Пример рельефа: «Зодчий Хесира».

Художественное ремесло в период древнего царства.

3) Среднее царство

Смута и период распада Египта на отдельные номы. Новое объединение в 21 в.до н.э. под властью фиванских правителей и образование Среднего царства. Изменение социально-экономических условий, отразившихся на строительстве гробниц. Уменьшение масштабов и качества строительства, негативно сказавшееся на сохранности памятников династий среднего царства (Ⅴ-Ⅵдинастии).

Рост реалистических тенденций в скульптурном портрете Среднего царства одновременно с усилением канона в изображении фигур человека.

Высокий уровень развития декоративного искусства и художественных промыслов в Среднем царстве. Расширение цветовой палитры. Успехи художников в изображении животных.

4) Новое царство

Победа над кочевыми племенами и третий, последний подъём египетского государства. Усиление власти жрецов, расцвет архитектуры храмов преобладающей над архитектурой царских гробниц. Гробницы в Новом царстве перестают быть наземными сооружениями и перемещаются в ущелья скал.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Аллея сфинксов. Привратные колоссы и пилоны. Гипостильные залы. Утеря целостности образа пирамид, появление дробности и запутанности. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры.

Иероглифы, опоясывающие стены храмов и гробниц как характерная черта египетского искусства. Иероглиф как синтез знака и образа, письма и искусства. Фризово - ритмическая композиция.

Правление Аменхотепа Ⅳ(Эхнатона).

Социальная и религиозная реформы Эхнатона. Разрыв с традициями и создание новой столицы Ахетатона. Культ солнца. Формирование нового стиля в искусстве – так называемого «амарнского стиля».

Проявления нового реализма в изобразительном искусстве Амарны:

  • Отход от идеализированного изображения представителей царской династии
  • Отказ от канонизированных неподвижных поз, изображение царя и царицы в необычных, живых ракурсах
  • Появились изображения царя в повседневной жизни и в кругу семьи
  • Проявления лиризма и интимности (показываются взаимоотношения между членами семьи, не скрываются проявления любви между ними)

Произведения: портреты Эхнатона и Нифертити, рельефы с изображением царя и царицы в кругу семьи.

Эволюция стиля в рельефе «Плакальщицы». Отход от параллелизма, равномерности интервалов и канонической распластанности. Усложнение ритмов, усиление экспрессии, появление «живой» линии и динамики.

Влияние амарнского стиля на искусство второй половины Нового царства.

Произведения из гробницы Тутанхамона.

Рельеф на спинке трона, где изображены фигуры Тутанхамона и его жены полные свободы и изящества. Золотые статуэтки четырех богинь, охраняющих саркофаг.

5. Древняя Греция

5.1. Эгейское искусство

Искусство Эгейского мира, как связующее звено между искусством Востока и античности. Легенды и сказания, способствовавшие открытию Трои и Крито-микенской культуры. Открытие Эгейского мира археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом.

Периодизация:

- 20в. до н.э. – появление на Крите первых дворцов

- 17в. до н.э. – расцвет эгейской цивилизации

- 15в. до н.э. – упадок культуры

a) Искусство Крита.

Архитектура дворцов.

Размеры и особенности планировки Кносского дворца:

- общая площадь 24 тыс.кв.м., и запутанный план породивший мифы о лабиринте

- отсутствие крепостных стен вокруг дворца

- расположение дворцовых помещений на разном уровне, в крайне запутанном чередовании

- характерная черта эгейской архитектуры - расширяющиеся кверху колонны

- многочисленные световые колодцы, создававшие разнообразие освещения

Всё это способствовало живописности общего впечатления.

Монументальная живопись.

Фрески Кносского дворца.

Сюжеты: сцены охоты, кошки ловящие птиц, многочисленные животные, сцены с быками, изображения празднеств.

Сравнить Эгейское и Египетское искусства, которые развивались одновременно. На фоне общности сюжетов выявить принципиальные отличия в мироощущении и в стиле.

Египет: строгая числовая мера, канон, величественность форм, правильное анатомическое построение фигур.

Эгейское искусство: непринуждённость, сказочность, свободная, не скованная правилами линия рисунка.

Примеры фресок Кносского дворца: «Царь-жрец», «Дамы в голубом» («Парижанки»), изображения всевозможных игр с быками, грифонов лежащих среди лилий.

Керамика.

Росписи ваз. Стиль Камарес. Изображение растений и морские мотивы.

Пример: «Ваза с осьминогом»

Влияние Крита на художественную культуру соседних территорий.

b) Искусство Микен.

Периодизация: расцвет микенской культуры относится к 15 – 12 вв. до н.э.

Архитектура.

Дворцы в Микенах, Тиринфе (Балканский п-в) и Трое (побережье Малой Азии). «Циклопическая» кладка стен в дворцовых укреплениях. Особенности архитектуры, повлиявшие в дальнейшем на конструкцию античных сооружений:

  • Мегарон – большой, прямоугольный зал, с очагом посередине, четырьмя колоннами по сторонам очага.
  • Портик – наружный вход с двумя колоннами по сторонам.

Монументальные сооружения.

«Львиные ворота» в Микенском акрополе.

Декоративно-прикладное и ювелирное искусство.

«сокровищница Атрея», «маска Агамемнона».

Близость позднемикенской и раннегреческой культуры. Значение эгейской культуры для сложения греческого искусства.

5.2. Искусство Древней Греции.

Географическое положение. Причины, способствовавшие высокому развитию искусства в Древней Греции. Мифология и искусство.

Периодизация:

1) Гомеровский период (12 – 8 вв. до н.э.)

2) Архаика (8 -7 вв. до н.э.)

3) Классика (5 – 4 вв. до н.э.)

4) Эллинистический период (кон. 4 – 1 вв. до н.э.)

1) Искусство гомеровского периода. Сложение основных мифологических циклов. Отставание изобразительного искусства от литературы. Вазопись – как основная форма изобразительного искусства эпохи. «Дипилонские вазы» – как пример перехода в рамках «геометрического» стиля от условно-декоративной орнаментации к фигуративным композициям, содержащим изображения человека и животных.

Скульптура. Мелкая пластика, культового характера, имеющая весьма условные, схематические формы.

2) Искусство эпохи архаики. Греческий полис – основа античной культуры. Понятия эллины и Эллада. Проведение Олимпийских игр. Дух гражданственности. Архаика как переходный период от консервативных культовых традиций к реализму в изобразительном искусстве. Архитектура и вазопись как наиболее прогрессивные искусства периода архаики. Относительное отставание скульптуры.

Архитектура. Появление каменного храма. Ордерная система – как основа архитектурного мышления Древней Греции. Отражение идей демоса в греческом храме. Дорический и ионический ордера. Сложение основных типов греческих храмов – «в антах», «простиль», «амфипростиль», «периптер», «диптер». Переход от тяжеловесных и приземистых форм храмов к более стройным и гармоничным пропорциям. Формирование принципов архитектурного ансамбля.

Изобразительное искусство. Керамика. Ориентализирующий стиль. Повествовательная, сюжетная вазопись. Возникновение многообразия пластических форм сосудов. Взаимосвязь формы сосуда и композиционного размещения рисунка. Реалистические искания художников-вазописцев, опережающие развитие скульптуры.

Чернофигурный стиль в вазописи – чёрные фигурки на красноватом фоне обожжённой глины. Одно из достоинств – выразительность силуэтов.

Пример чернофигурной вазописи: «Аякс и Ахилл, играющие в кости».

Краснофигурная вазопись со светлыми фигурами на чёрном фоне. Возникла позднее чёрнофигурной, имела больше возможностей для передачи объёма и проработки деталей.

Пример краснофигурной вазописи : «Пелика с ласточкой» (Эрмитаж)

Скульптура эпохи архаики. Изображение богов и героев, «куросов» и «кор» - как первые шаги на пути формирования идеального образа человека в скульптуре. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека. Воспитательная роль греческой скульптуры, пафос гражданственности. Преобладание героических, типически-обобщённых человеческих свойств над индивидуальным портретным сходством в греческих скульптурах.

Характерные черты скульптур «куросов»:

· Симметрия и схематизм

· Строгая фронтальность

· Тщательная почти декоративная отделка деталей: волос, одежды и др.

Проявления попыток преодолеть схематизм архаической скульптуры и придать большую жизненность статуям:

· «Архаическая улыбка» - имела условный характер, должна была оживлять лицо куроса и выражать состояние жизнерадостности и уверенности;

· Одна нога выдвигалась вперёд, а рука сгибалась в локте, изображая движение фигуры.

3) Искусство эпохи классики. Афины – ведущий художественный центр. Победа молодого демократического государства в Греко-персидских воинах. Причины возвышения Афин. Другие художественные центры.

Задачи, стоявшие перед искусством ранней классики:

· Поиски реалистичного изображения человека;

· Способы передачи движения;

· Объединение многофигурной композиции в единое целое на основе смысловых связей, а не при помощи декоративной симметрии;

· Синтез скульптуры и архитектуры;

· Отражение в искусстве общественного идеала.

Архитектура эпохи классики. Развитие ордерной системы. Коринфский ордер. Ансамбль как характерная черта архитектуры эпохи классики. Главные принципы древнегреческого ансамбля. Афинский акрополь как пример классического ансамбля. Выдающиеся образцы архитектуры эпохи – Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.

Характерные особенности греческих храмов и архитектурных комплексов:

  • Соразмерность пропорциям человека;
  • Соразмерность отдельных частей и целого, рациональность (продуманность), и ясная простота;
  • Гармоническое единство с природой и вместе с тем превосходство рационального, созданного человеком сооружения над окружающим ландшафтом;
  • Греческие храмы и архитектурные комплексы были рассчитаны на восприятие в движении. Во время праздничных процессий, человек воспринимал одни и те же постройки с разных ракурсов и расстояний, вследствие чего их образ последовательно развивался, открывая всё новые и новые грани;
  • Динамическое равновесие. То есть части архитектурного комплекса уравновешивались не при помощи простой симметрии, а по средствам более сложных композиционных приёмов. Например, массивный Парфенон, на Акрополе, был уравновешен маленьким и изящным Эрехтейоном, за счёт того, что последний обладал более сложной структурой и декором по сравнению с ясной геометрией Парфенона.

Оптические поправки в архитектуре греческих храмов.

Скульптура эпохи классики.

Фидий. Работы Фидия в украшении Афинского Акрополя. Бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»). Рельефы Парфенона. «Ника, развязывающая сандалию».

Мирон. Мастер мгновенных состояний.

  1. «Дискобол». Изображение человека находящегося в напряжённом, стремительном движении. Сохранение равновесия, не смотря на кульминационный момент в движении. Ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Образный строй скульптуры.
  2. «Афина и Марсий». Столкновение разных характеров в скульптурной группе. Идея превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами.

Поликлет и его «Канон». «Дорифор» («Копьеносец»). Изображение спокойно стоящей фигуры. Образы мужественности, героизма и достоинства. Архитектоника в построении человеческой фигуры.

Скопас. Бурное, драматическое напряжение духовных сил в скульптурных образах Скопаса. Проблема передачи переживаний человека. Противоречивость, экспрессия и надрыв, нарушающие гармоническую ясность образов классики. «Менада».

Изображение борьбы греков с амазонками в «Галикарнасском мавзолее».

Пракситель. Образы, проникнутые духом ясной гармонии, спокойной задумчивости и созерцательности. Отход от героических сюжетов. Мягкость и живописность обработки мрамора Праксителем. Сочетание духовной и телесной красоты. «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар. Ложно-идеализирующее направление в искусстве поздней классики. «Аполлон Бельведерский» - образ скорее внешне эффектный, чем внутренне значительный. Внешне красивое, но лишенное подлинной жизненной убедительности произведение.

Лисипп. Последний великий мастер поздней классики. Поиски характерно-выразительного, психологического, а не идеально-совершенного в образе человека. «Апоксимен». Передача состояния усталости. Новые выразительные оттенки состояния героя, рождающиеся при обзоре фигуры с разных точек зрения.

Живопись эпохи классики. Аполлодор Афинский. Сикионская и фиванско-аттическая школа живописи. Вазопись. Полихромный стиль. Художественное и историческое значение вазописи.

4) Искусство эпохи эллинизма. (IV – I века до н.э.). Отход от мифологического отношения к природе. Восточные влияния. Религиозный синкретизм. Особенности эллинистической архитектур. Архитектурный ансамбль эпохи эллинизма. Пергамский алтарь. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Дворцовые сооружения. Скульптура эпохи эллинизма. Нарастание гедонистического начала в пластике и живописи. Александрийская, пергамская и родосская школы. Расцвет глиптики и торевтики.

Искусство Древней Греции – как одна из абсолютных вершин мирового искусства.

6. Искусство Древнего Рима

Искусство этрусков (VII – IV века до н.э.). Культурные связи Этрурии с Востоком и Грецией. Архитектура. Особенности этрусского храма. Конструктивные основы архитектуры. Тосканский ордер. Свод. Скульптура. Ее связь с культом предков. Влияние этрусского искусства на формирование искусства Древнего Рима.

Искусство Рима республиканского периода и периода ранней империи. Этрусская и греческая составляющие римского искусства. Архитектура. Типы зданий и сооружений Древнего Рима. Римская ордерная аркада, или архитектурная ячейка. Новые техники и материалы. Forum Romanum – как образец архитектурного ансамбля республиканского периода. Скульптура. Формирование и развитие традиций римского скульптурного портрета. Монументальная живопись. Основные стили. Содержание. Художественные достоинства. Эллинистические тенденции в искусстве второй половины I века н.э.

Искусство Рима эпохи расцвета империи. Греко-римское и «варваризирующее» течения в искусстве II века н.э. Архитектура. Усиление влияние эллинистических традиций. Форумы императоров как примеры нового типа ансамбля. Принципы архитектурного ансамбля. Скульптурный портрет. Рельеф. Развитие темы триумфа в искусстве. Искусство римских провинций. Фаюмский портрет.

Искусство Рима III – IV веков н.э. Распространение христианства. Возникновение раннехристианских форм искусства, формирование языка символов. Живопись катакомб. Искусство периода официального признания христианства при Константине Великом.

Значение искусства Древнего Рима.

  1. Искусство Древнего Рима

Периодизация.

1) Этрусское искусство.

Общественный строй Этрурии, господство военной аристократии. Морская торговля, контакты с другими народностями, развитие культуры.

Архитектура

Роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры.

Элементы архитектурной планировки городов и храмов, оказавшие влияние на римское зодчество:

  • Правильная планировка городов
  • Размещение храма на высоком подиуме
  • Фронтальная ориентация храма, фасад которого украшался глубоким портиком, остальные стороны храма замыкались глухой стеной
  • Существование круглых в плане жилищ. Изобретение купола.

Скульптура.

Зарождение этрусского скульптурного портрета, связанного с погребальным культом. Литьё из бронзы.

Статуя «Капитолийская волчица», наблюдательность художника при создании образа хищного зверя. Умение художника усилить натурные детали, для большей выразительности образа.

2) Искусство римской республики

Географическое положение.

Влияние италийских племён, Этрусков, и греческой цивилизации на римское искусство.

Завоевательная политика и превращение Рима, из небольшого города-государства в огромную мировую державу.

Отличия мировоззрения и культуры римлян в сравнении с культурой древних греков:

  • Ведущая роль официальной гражданской архитектуры, и тех видов искусства, которые имели практическое значение: потокольно-повествовательного исторического рельефа, индивидуального портрета;
  • Меньше влияние мифологии, больше прозаичности;
  • Отсутствие изображений богов, на ранней стадии развития искусства.

Архитектура

Архитектура как ведущее искусство Древнего Рима.

Преобладание сооружений, воплощавших идеи могущества государства и направленные на завоевание популярности у народа: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, дворцы, виллы, инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги и.т.д.).

Изобретение бетона древними римлянами. Возникновение сводчатых перекрытий.

Сложение в республиканский период основных типов зданий: театр, амфитеатр, храмовые сооружения.

Амфитеатр – круглое в плане сооружение, представлявшее собой, как бы соединение между собой двух полукруглых театров. Замкнутое и изолированное от природы внутреннее пространство римского театра, предназначенного для травли зверей и гладиаторских боёв.

Псевдопериптер, как основной тип храмового сооружения в Древнем Риме. Соединение элементов греческого периптера и этрусского храма. Колонны, окружающие здание открыты только с одной, фронтальной стороны с остальных сторон, они как бы входят в стену, превращаясь в полуколонны. Акцентирование фасада здания при помощи портика и лестницы. Использование высокого подиума, на котором стоит храм.

Римский форум, как центр деловой и общественной жизни. «Форум Романум». Площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями.

Архитектура жилых домов

Атриум – внутренний, закрытый дворик.

Тип дома с атриумом, обогащённым перистилем – внутренним двориком, окруженным колоннами. Виллы богачей. Непременные атрибуты виллы: водоём, фонтаны, сад, беседки, скульптура и др. Стенные росписи вилл. Росписи «Вилы Мистерий», связанные с мистическим культом Диониса.

Скульптура

Доминирующее положение портрета в римской скульптуре. Зарождение портрета связанное с погребальным культом и обычаем снимать с покойника восковую маску. Возникновение традиции точной передачи внешнего облика человека.

Отличия римского скульптурного портрета от греческого:

  • В Греции достойным увековечения считался только выдающийся человек, задача римского мастера увековечивание лица ни чем не примечательного, от художника требовалось только портретное сходство;
  • Греческий мастер выявлял в портрете обобщённо-типические черты, (отбрасывая всё лишнее и оставляя только то, что служит раскрытию образа, подчёркивая общечеловеческие свойства), римский скульптор буквально копировал все мельчайшие детали лица портретируемого, вне зависимости от того способствует ли это созданию целостного образа или делает его запутанным и непонятным.
  • Римский портрет на ранних стадиях не раскрывает внутреннего мира человека, а скорее походит на посмертную маску.

Тогатус (изображение облачённого в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей), как наиболее распространённый тип статуи в Древнем Риме, воплощающий общественные идеалы. Отсутствие внутреннего порыва, несоответствующее торжественности постановки фигуры.

Пример: статуя «Оратора».

  1. Искусство Римской империи

Римская империя – время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима 5 в. н.э.

Военная диктатура императора. Особый подъём архитектуры в период правления династии Флавиев.

Архитектура эпохи римской империи

Амфитеатр Флавиев («Колизей»), как одна из вершин римской архитектуры. План Колизея. Размещение зрителей по социальным признакам. Новшества и инженерные сооружения, использованные при строительстве амфитеатра. Тектоническая логика многоярусной аркады Колизея. Фасад здания как пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Композиционная цельность и единство здания исчерпывающе раскрывающегося со всех сторон.

Триумфальная арка Тита.

Колонна Траяна. Спиральная лента рельефа, покрывающая 38-метровую колону. Рельефы колонны Траяна, как пример специфически римского скульптурного жанра – повествовательного исторического рельефа.

  • Подробное перечисление всех деяний императора Траяна, изображённого на 200-метровом рельефе 90 раз.
  • Жертвование плановостью (близкие и дальние предметы даны с одинаковой чёткостью) и ясностью композиции ради большей детализации и повествовательности.
  • Склонность к назидательности

Время правления императора Андриана, как период роста культуры и искусства и одновременно период усиления противоречий римского государства. Усиление влияния провинций, распространение мистических культов, египетских, иранских богов, возникновение христианства.

Архитектор Аполлодор Дамасский.

Пантеон – храм всех богов, как новый тип храмовой постройки:

  • Перемещение акцента с внешнего облика здания на внутреннее пространство;
  • Переход от периптеральной к цилиндрической (ротонда) в плане форме;
  • Контраст между простотой внешнего облика и значительностью архитектурного образа интерьера;
  • Применение купола, появление грандиозного и целостного подкупольного пространства, не расчленённого колоннами.

Пантеон как пример единства глубокой образной идеи и архитектурных форм её выражения.

Идея храма, посвящённого не одному какому-либо божеству, а всем богам воплощается следующим образом:

  • Громадный купол (диаметр – 43 м.), господствующий над всем огромным, нерасчленённым пространством ротонды, является символом небесного свода царящего над землёй, рождает ощущение целостности;
  • Сквозь большое (диаметром – 9 м.) круглое окно центре купола видно голубое небо, солнечные лучи, проникающие в храм, образуют сноп света, перемещающиеся в соответствии с движениями солнца. Таким образом купол становится связанным непосредственно с небесным сводом и движением солнца;
  • Гармоничные пропорции (размеры ротонды и купола почти равны) архитектурных форм создают впечатление равновесия, и силы.

Виллы Адриана в Тибуре (Тиволи). Черты эклектизма.

Скульптура эпохи римской империи

Скульптура 1в. н.э. (Портрет династии Флавиев)

  • Появление в римском портрете образной характеристики персонажа и художественного обобщения;
  • Оживление лица портретируемых мимикой;
  • Черты характера, в том числе и отрицательные, выявляются с беспощадной объективностью;
  • Возрастает мастерство обработки мрамора, его моделировка отличается особой телесностью, ощутимостью.

Пример: «Портрет римлянки в высокой причёске из завитых локонов». Этот портрет отличается реалистической правдивостью: за благородной внешностью знатной дамы угадываются главные черты её характера – эгоизм, душевная холодность. Следует отметить техническую изощрённость в обработке мрамора.

В качестве примеров можно также привести портреты императоров Веспасиана и Вителлия.

Искусство Рима 3 – 4 веков н.э.

Эпоха крайней неустойчивости экономического и политического положения империи. Непрерывные междоусобные войны, постоянная насильственная смена императоров, утрата чувства уверенности, нарастание тревоги. Принятие римским императором Константином Великим христианства (313 г.), в поисках новой объединяющей религии, взамен многобожия.

Возникновение раннехристианских форм искусства, синтез античного реализма и христианского символизма. Живопись катакомб.

7. Искусство Средневековья

7.1. Искусство Византии

Временные рамки существования Византии:

395 г. – разделение Римской империи на Восточную и Западную, возникновение Византии

1453 г. – завоевание турками Константинополя, прекращение существования Византии.

Судьба Византии и её особое значение после завоевания варварами Западной Римской империи. Периодизация искусства Византии. Византия как хранительница великих достижений античности.

Византийская архитектура.

Формирование образа византийского храма. Отражение в нём христианского миропор

studlib.info

Искусство стран Востока

2011-04-08

Искусство стран Востока сформировалось на культурных и религийных началах Индии, Китая, Японии. В Индии проповедовались три религии - индуизм, джайнизм и буддизм, которые основали множество знаменитых памятников скульптуры и архитектуры. Основательницей всех последующих искусств индийской культуры была самая первая культура Востока в долине Инда, которая получила название Хараппская (2,5 тыс. лет до н.э.). После себя она оставила великолепные творения градостроительства и скульптуры. В плане художественного искусства Индия отличилась лишь в 3 веке до н.э. Как и во многих существующих странах на то время, в Индии искусство зарождалось и развивалось под влиянием религии. С древних времен народ Индии отличался чутким восприятием всего, что их окружало, и в результате этого архитектура заняла принадлежащее ей по праву первое место в искусстве.

Мотивы в создании скульптуры навеивались резцами этой Восточной страны - аскетами-буддистами. Конкретных образов они не создавали, так как это деяние считалось запрещенным, Но только запрет был снят, сразу после этого мастера провинциальной Гандхары сделали первые попытки выражения Будды через образ человека ("греко-буддийская" манера эллинизма).

Первые школы художества появились именно в этой провинции страны в первом веке нашей эры. Они выступили связывающей ниточкой восточного искусства и греческого, которое завезли в Индию войска Александра Македонского в конце 4 века (до н.э.). Творцы этих школ создавали образ Будды, воплощали его с камня и смеси гипса с кусочками мрамора. Черты лица характеризовались удлиненным овалом, тонкостью носа, открытостью рта.

Эпоха Гуптов (320-600 гг. н.э.) классическая эпоха Востока со сдержанностью стилей в искусстве. В этот период появились понятия "якшини" божества женского рода, живущие в лесах. Ваятели буддизма представляли их как танцовщиц с пышными объемами тела. Самого Будду изображали в двух позах во время медитации или поучения. В рассмотрении и изучении искусства Индии важна каждая деталь. Ведь очень многое можно расшифровать по количеству рук божества, по повороту головы, даже украшения может иметь загадочный смысл.

Искусство росписи храмов в пещерах придает государству Древней Индии яркого контраста. Аджанта – монастырь, место жительства и обучения монахов. Количество храмов его насчитывается на 29 скалах. Искусство оформления скальных фасадов этих храмов относится к периоду декоративной скульптуры (Вагхаро), формы в которой приобрели усовершенствования и свободы, но старые традиции остались нетронуты.

Новая восточная религия – ислам, значительно повлияла на художественное искусство Индии. Ее появление датируется 8 веком, когда арабы вторглись на земли Индии. Расцвет ислама отметился при Великих Моголах во времена их правления. Большой след в культуре, искусстве оставил после себя султан Акбар усыпальницы, мечети. Сердцем архитектуры в индийском государстве считают мавзолей с белого мрамора, который красуется драгоценностью камней.

Искусство миниатюры – вид культурной деятельности, что подразумевает создание иллюстраций книг разнообразного формата. Акбар во времена своего правления создал оригинальный стиль в светском мире, отклонившись от персидских традиций декора. Тем самым он как бы оживил всю картину жизни Индии, как Восточной страны.

Китай страна Востока, которая в отличие от других сохранила национальные вековые традиции. Искусство Китая возникло около полутора тысяч лет до нашей эры, когда правила династия Шан-Инь. В это время появляется письменность в виде иероглифов. За 500 лет этого периода было создано множество сосудов для проведения ритуалов по жертвоприношению. Украшались они символами, которые отображали мифические существа, например драконов. Для китайцев главным фактором их вероисповедования занимал культ древних предков. По проектам эпохи Шан-Инь Китай формировался многими городами, а в центре их предназначалось место построек для правителя - владыки с его храмом. В след за этим, возникла пиктография и понятие лунного календаря. Орнамент, появившийся в те времена, долгие ещё века радовал человеческий глаз.

На смену Шан-Инь в страну пришла новая эпоха Чжоу, которая длилась с 1027 года по 221 год до нашей эры. Она символизируется появлением бронзовых статуэток, которые изображали как, людей так и животных. Примитивное искусство живописи лаком и обработка нефрита обрели новых усовершенствованных методов.

Принципы конфуцианства и даосизма внесли много значимого в искусство и культуру в целом. Под их влиянием формировалась архитектура и план городов восточной страны. Великая китайская стена комплекс защитных сооружений, которые выстраивались с 3 века до нашей эры и до 15 века. Вершины таких построек красовались сторожевыми башнями. Новый подход к строительству представили подземные мавзолеи в два этажа, внутри которых красовалась настенная живопись, инкрустация. А с наружи такие сооружения обставлялись каменными статуями животных разного вида. Император с династии Цинь, сумевший объединить Китай, начал пристрастно возвышать свою персону, а доказательством этого является устройство самому себе загробной жизни лежащие в гробнице возле императора воины, изготовлены с керамики. Миссия этих воинов – служение владыке даже в ином мире.

Правители династии Хань превратили эту страну Востока в большую империю, в которой жили по принципу конфуцианства, что пропагандировало верность семейному очагу. Большой взнос в искусство сделали писатели, художники, которые входили в число чиновников. Даосизм – учение подобно магическому видению, сближало с природой. Династия Хань закрепила сложившиеся традиции живописи - необычную лёгкость и свободу кисти в руках мастера.

Эпоха Тан уже существующее производство керамики превратила в настоящее искусство с новыми формами, цветовой гаммой, красочностью. Чуть позже Восточная страна Китай завладела секретом по выработке фарфора твёрдого, наполовину прозрачного, тонкого, белого цвета вещества. Аналогов этому материалу не находилось.

Япония развивала свое искусство под влиянием другой страны Востока Китая, с которой связан приход письменности и буддизма в 5-6 веках. Ведь японцы такая национальность, которая в основном черпала информацию для своего развития с иноземных истоков, добавляя свои национальные черты. Искусство японской живописи развивалось с помощью заимствования искусства изготовления бумаги, красок с другого континента.

Ковчег из храма Хорюдзи свидетельствует о примитивности живописной росписи на стенах зелёной и желтыми красками, а фон отражала черная краска. Японские художники изначально творили под влиянием китайской тематики стиля. Но через некоторое время появилось и отечественное искусство живописи Ямато, который характеризовался специфичной техникой рисунка контуры наносились с помощью золотой фольги.

Эпоха Камакуро – период в японском искусстве, в котором появились знаменитые свитки 13 века - "Хэйдзи-моногатари". В них отражался исторический период Японии восстание во главе клана Ёсимото Минамото. В результате развития японского искусства, в 16 веке возникли школы живописи (Тоса, Сога, Кайхо и другие).

Эпоха Эдо – культурный период Востока, в котором присутствовало сочетание демократизма и художественно функционального искусства (1615-1868 гг.). Это единство отразилось в живописи, которую использовали на парных ширмах, например сливовые цветы белого и красного цвета (Агата Корина).

Нэцкэ – своего рода собрание произведений миниатюрной пластики, которые накапливались тысячи лет. Для этого вида восточного искусства использовался разный материал: фарфор, дерево, янтарь, слоновая кость и даже металл.

transantique.ru

учебное пособие. Краткая характеристика основной литературы к курсу (А. Е. Петракова, 2010)

Краткая характеристика основной литературы к курсу

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Учебник. (том 1, всего – 3 тома) Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980 (4-е изд.). Переиздание: Л., 2006.

Всего 384 с. с. ч/б ил. Для данного курса необходимы только С. 31–90 и соотв. ил.

Учебник был составлен преподавателями Академии художеств, читавшими курсы лекций по этим темам. Книга представляет собой АБСОЛЮТНЫЙ МИНИМУМ того, что должен знать по курсу студент. В учебнике в конспективной форме изложены лишь ОСНОВЫ, с которых следует начинать при абсолютном отсутствии знаний по курсу. Для сдачи экзамена на «отлично» прочтения только этой книги – недостаточно, однако при пропуске лекций по теме она позволяет составить первоначальное представление о той или иной теме. Удобная структура с четко озаглавленными темами и помещенной в подзаголовках периодизацией позволяет быстро найти необходимый материал, руководствуясь названиями тем, необходимых для изучения или контрольными вопросами к экзамену. Черно-белые иллюстрации расположены после всех текстов, в текстах присутствуют отсылки к иллюстрациям. Учебник доступен в библиотеке Университета Культуры и искусств, в Российской Национальной библиотеке в читальном зале (зал литературы и искусства, подсобный фонд), в читальном зале в Научной библиотеке и на абонементе в Учебной библиотеке в Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина), в библиотеке им. В. Маяковского на абонементе. При желании купить учебник старое издание следует искать в магазинах «старой книги», периодически он также появляется в книжном ларьке в Академии художеств; новые переиздания можно найти в книжных магазинах и интернет-магазинах; цена за 3 тома колеблется в пределах 2500–3000 руб., иногда тома продаются по отдельности за 400–500 руб., объявления об этом периодически появляются на «книжных» сайтах в Интернете, также имеет смысл поискать на книжной ярмарке в ДК им. Н. Крупской.

В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

Серия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона.

Всего 375 с.с. ил. Для данного курса необходимо освоить всю книгу, половину объема которой составляют иллюстрации.

Книга является наиболее удобным вариантом учебника, который может использоваться для подготовки к экзамену по курсу, так как включает в себя ВЕСЬ МАТЕРИАЛ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА, хотя, некоторые разделы представлены кратко. Книга разбита на три части: Искусство Ближнего Востока, Искусство Древнего Ирана и Искусство Древнего Египта, каждая из которых написана автором-специалистом в данной области знаний. Удобная структура с четко озаглавленными частями позволяет быстро найти необходимый материал. Половину объема книги составляют иллюстрации (черно-белые и цветные), в конце имеется словарь терминов и синхронистическая таблица, представляющая основные вехи в культуре и искусстве Ближнего Востока и Египта в хронологическом порядке. Книга может использоваться в качестве дополнения к лекционным занятиям (для закрепления знаний по теме), а также – для самостоятельного изучения материала в соответствии с программой и контрольными вопросами (в случае пропуска занятия по той или иной теме). Учебник доступен в библиотеке Университета Культуры и искусств, в Российской Национальной библиотеке в читальном зале (зал литературы и искусства, подсобный фонд), в читальном зале в Научной библиотеке и на абонементе в Учебной библиотеке в Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина), в библиотеке им. В. Маяковского на абонементе. При желании купить учебник старое издание следует искать в магазинах «старой книги», периодически он также появляется в книжном ларьке в Академии художеств. Учебник не переиздавался. Учебник из серии «Новая история искусств», продающийся сейчас в книжных магазинах, написан другим автором и включает в себя материалы только по искусству Древнего Египта, без Передней Азии.

В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье.

Искусство Древнего Востока. М.,1968.

Серия: «Памятники мирового искусства».

Альбом, всего 96 с. текста, 321 ил. Для данного курса необходимо освоить всю книгу, бо́льшую часть объема которой составляют иллюстрации.

Как и предыдущая книга, этот альбом является удобным вариантом учебника, который может использоваться для подготовки к экзамену по курсу, так как включает в себя ВЕСЬ МАТЕРИАЛ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА, хотя, в гораздо более краткой форме, чем в предыдущем издании. Альбом разделен на четыре части: Искусство Древнего Египта, Искусство Двуречья 5–2 тысячелетий до н. э., Искусство Передней Азии 2-середины 1 тысячелетия до н. э., Искусство Ирана, каждая из которых написана автором-специалистом в данной области знаний. Удобная структура с четко озаглавленными частями позволяет быстро найти необходимый материал. Бо́льшую часть объема альбома составляют иллюстрации (черно-белые и цветные) хорошего качества, благодаря которым многие из произведений искусства Древнего Египта и Ближнего Востока можно хорошо рассмотреть в деталях. Альбом может использоваться в качестве дополнения к лекционным занятиям (для закрепления знаний по теме), а также – для самостоятельного изучения материала в соответствии с программой и контрольными вопросами (в случае пропуска занятия по той или иной теме). Альбом доступен в библиотеке Университета Культуры и искусств, в Российской Национальной библиотеке в читальном зале (зал литературы и искусства, подсобный фонд), в читальном зале в Научной библиотеке и на абонементе в Учебной библиотеке в Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина), в библиотеке им. В. Маяковского на абонементе. При желании купить альбом его следует искать в магазинах «старой книги», периодически он также появляется в книжном ларьке в Академии художеств.

М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта.

Книга М.Э. Матье – ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК по искусству Древнего Египта на русском языке. Следует учитывать, что существует два варианта: так называемые «большая» и «маленькая» Матье. Оба варианта доступны в библиотеках и магазинах старой книги.

М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М., 1961. 591 с.с. ил. Переиздание: Л, 2001. 800 c.c.ил.

1961 г. «большая»

2001 г. «большая»

Для данного курса при наличии времени можно освоить всю книгу, при необходимости можно читать отдельные главы по темам.

Эта книга – ОСНОВНОЕ и НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЕ издание по искусству Древнего Египта на русском языке, с 1961 года и по сегодняшний день. Прекрасный учебник, в полной и подробной форме освещающий развитие архитектуры и изобразительного искусства всех периодов в Древнем Египте. В отличие от стандартного деления искусства Египта по периодам в книге использовано более дробное деление, удобное для чтения ее по частям с целью углубления знаний по определенной теме. В отдельные главы вынесены: архитектура Древнего царства, скульптура Древнего царства, рельефы и росписи Древнего царства, искусство первой половины Среднего царства, искусство местных центров времени Среднего царства, искусство второй половины Среднего царства, фиванская архитектура XVI–XV вв. до н. э., фиванская скульптура XVI–XV вв. до н. э., фиванские рельефы и росписи XVI–XV вв. до н. э., искусство первых лет правления Эхнатона, архитектура Ахетатона, изобразительное искусство Ахетатона, искусство времени преемников Эхнатона и др.

М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970.

Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». 197 с. с ил.

Эта книга представляет собой авторскую переработку предыдущей со значительным уменьшением объема. Идеально подходит для подготовки к экзамену (по всем темам по Египту).

Н.Д. Флиттнер. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание – СПб., 2008. Всего 358 с. с ил.

Для данного курса возможно изучение как всей книги, так и отдельных глав по темам. Переиздание сохраняет авторский текст и иллюстрации, добавлено несколько фотографий ученых-востоковедов и статья о Н.Д. Флиттнер.

Книга Н.Д. Флиттнер является ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ трудом по искусству Древнего Ближнего Востока на русском языке с 1958 года и до сих пор (хотя некоторые сведения в ней, к сожалению, за давностью лет несколько устарели). Прекрасный учебник, в полной и подробной форме освещающий развитие архитектуры и изобразительного искусства всех периодов на Древнем Ближнем Востоке. В Советском Союзе Милица Эдвиновна Матье являлась одним из крупнейших отечественных специалистов в области древнеегипетского искусства, Наталья Давидовна Флиттнер – одним из крупнейших отечественных специалистов по искусству Древнего Ближнего Востока, а их книги, несмотря на некоторые неизбежные особенности, присущие всей научной литературе советской эпохи, сохраняют свою актуальность и по сей день и являются главными учебниками по курсу «Искусство Древнего Востока» для студентов-искусствоведов в любом ВУЗе. Книга Н.Д. Флиттнер разбита на главы по периодам (по тысячелетиям) в соответствии с общей периодизацией Древнего Ближнего Востока, содержит необходимый иллюстративный материал и обширные цитаты из древневосточных письменных источников, затрагивающих историю, религию, мифологию и литературу изучаемых стран. Студентом для подготовки к экзамену может быть прочитана как вся книга (при наличии времени и желания), так и отдельные главы по темам – с целью углубления и расширения знаний, полученных на лекциях или в более кратких учебниках. Первое издание доступно в библиотеках и магазинах старой книги, переиздание 2008 года вышло тиражом 5 000 экземпляров и пока еще доступно в книжных магазинах.

М.М. Дандамаева. Древняя Месопотамия. СПб, 2004. Серия: «Твой Эрмитаж».

Книга посвящена экспозиции искусства Ближнего Востока в Эрмитаже, содержит подробные сведения об ассирийских рельефах, письмености разных народов Двуречья, цилиндрических печатях из собрания музея. Для желающих приобрести – книга доступна в книжных магазинах и лотках в Эрмитаже

А.Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб, 2008.

Серия: «Новая история искусства». 464 с. с ил.

Как явствует из заголовка – книга посвящена подробному рассмотрению Египта эпох раннего и Древнего царства, особенное внимание уделено архитектуре. Для желающих приобрести – книга доступна в книжных магазинах Петербурга.

Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах под ред. А.С. Токарева. M., 1982.

Энциклопедия содержит сведения обо всех основных богах, героях и проч. персонажах мифологии и религии древних народов, в т. ч. – Древнего Египта и различных народов Древнего Ближнего Востока. Энциклопедия переиздавалась несколько раз, также существует вариант ее издания на CD.

З. Косидовский. Когда Солнце было Богом. М., 1970

К.В. Керам. Боги, гробницы, ученые. СПб., 2001.

Обе книги посвящены истории открытий, раскопок, расшифровок письмености, в т. ч. – Египта и Двуречья

ПОМИМО КРАТКО ОХАРАКТЕРИЗОВАННЫХ ЗДЕСЬ КНИГ СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ И НУЖНЫЕ КНИГИ НА РУССКОМ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ – СМ. СООТВЕТСТВУЮЩИЙ РАЗДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ. ТАКЖЕ КРОМЕ КНИГ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОГРАММ СУЩЕСТВУЮТ ДИСКИ, НАПРИМЕР:

Искусство Древнего Египта, CD, № 28, серия «Классика энциклопедий», Direct Media. Москва, 2004 год

Windows 95/98/ME/NT/XP/2000

1500 цветных изображений со сведениями о музее, материале, месте изготовления; основные этапы развития древнеегипетского искусства, словарь терминов, словарь богов

Искусство Древнего Востока, CD, № 40, серия «Классика энциклопедий», Direct Media. Москва, 2005 год

Windows 95/98/ME/NT/XP/2000

2000 цветных изображений, очерки по истории и культуре разных народов Двуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Ахеменидский Иран), карты, хронологические таблицы

kartaslov.ru