Исфет древний египет. Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности. Исфет древний египет


Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Богиня правды Древнего Египта - величественная Маат, является уникальной по своей природе. Она олицетворяет как справедливость в социальном плане, так и устойчивость государства - от фараонов до рабов. Ложь, обман египтяне считали большим преступлением, причем не только перед Маат. Они нарушали законы природы и космическое равновесие. Богине правды приписывалась главная роль, она была тем, чем питались остальные представители египетского Олимпа, несмотря на то что Ра занимает верховную позицию. Таким образом, Маат можно назвать серым кардиналом.

Рождение мифологии

Изначально египтяне проповедовали так называемое естественное верование. В его основе лежало единение между человеком и природой. Но позже этого стало недостаточно, начала зарождаться мифология.

В 3 тысячелетии до н. э. в Египте уже была разработана серьезная религиозная система. Исследователи считают, что изначально появились культы, где поклонялись разным богам и божествам. Их было множество, но и масштаб минимальный. Затем они объединяются между собой.

В процессе слияния культов строится небесный мир в соответствии с египетским государством, которое на то время уже было достаточно развитым. Считается, что первые боги появились из космического хаоса. Это указывает на то, что древнейшая цивилизация имела кое-какие представления о возникновении Вселенной.

В длительном этапе формирования египетской мифологии богиня правды появляется одной из первых. Ее представляют как дочь бога солнца Ра, который впоследствии становится верховным.

Описание

Маат - богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, - мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Египтяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Принципы Маат

Богиня правды в Древнем Египте и в формировании цивилизованного государства играет чуть ли не главную роль. Ее принципы соответствуют требованиям людей, находящихся на стадии формирования общества. Между населением Египта, а также в его отношениях с соседними государствами неизбежны конфликтные ситуации. А Маат сглаживает их, отстаивает вселенскую справедливость. Именно принятие законов и правил позволяет Египту планомерно развиваться, избегать войн, когда они не нужны, судить преступников и награждать добродетельных людей.

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Жрецы богини правды принимают непосредственное участие в судебной системе, что довольно-таки логично. Фараоны изображались со статуэткой Маат в руках. Это подчеркивало их роль в создании и соблюдении законов. И во всей истории не было такого фараона, который бы не преклонялся перед богиней правды, не отстаивал ее принципов.

Странное семейство

Египетская богиня правды, согласно мифологии, появилась чуть позже Ра, почему и принято считать ее его дочерью. Изначально население представляло ее в виде молодой женщины, стоящей на вершине холма, вокруг которого была пустота. Ра еще ничего не создал. Маат держала в руках скипетр и анх, символизирующие власть и вечную жизнь соответственно.

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Позже наступает время, когда женские и мужские аспекты объединяются. Тогда египтяне принимают решение «женить» Маат и Тота, бога мудрости. В браке у них появляется 8 детей. Каждый из них занимает одно из главных мест Гермополиса.

Уникально то, что самым почитаемым и важным богом среди сыновей Маат и Тота является Амон. Изначально было два разных культа. Амон и Ра существовали отдельно друг от друга. Затем они объединяются. И создается странное явление: Маат, являясь дочерью Ра, становится его же матерью. Возможно, так египтяне хотели показать круговорот чего бы то ни было в космическом пространстве.

Место Маат в мифологии

Богиня правды изображалась в виде женщины, на голове которой находилось перо. Оно было ее символом. Маат играла большую роль не только в жизненном суде, но и в загробном. Осирис даровал людям весы, которые использовались после смерти каждого человека. На одну чашу клали статуэтку Маат (позже перо), а на другую - сердце умершего.

Было два варианта исхода:

  1. Равновесие весов. Оно означало, что жизнь человека была праведной. За это Осирис удостаивал его вечным блаженством.
  2. Большая или меньшая масса сердца человека. Это указывало на неправедную жизнь. За грехи человека съедал Амт - чудовище, представленное в виде льва с крокодильей головой.

Позже появилось мнение о том, что у Маат есть одноименная сестра. Тогда ее начали называть Маати.

Судьи носили эмблемы в виде богини, закрепляя их на груди. Они вели свои дела в специальных помещениях, которые назывались «зала двух правд». Центр культа расположился в Фиванском некрополе. Служения богине осуществлялись отдельными жрецами - визирами. Таким образом, место богини истины в египетской мифологии сложно переоценить.

Символизм

Имя богини правды, равно как и ее изображение, отражало лишь поверхностную суть. Сами египтяне утверждали, что Маат представляет собой абстракцию. Она вселенский порядок, который должны соблюдать и боги, и правители, и простые обыватели. Без ее участия не могла существовать природа.

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Образ Маат - женщина, сидящая на земле и прижавшая колени к груди. Голову ее венчает перо. Такую куклу всегда держали в руках фараоны. Это означало, что на земле они несут ответственность за порядок, могут справедливо судить.

Культ богини затрагивал не только земные, но и космические нормы. Фараон не просто мог осуждать за грешные жизни, но и вознаграждать за послушание. Так он выполнял свои обязанности перед богами. В результате он помогал сохранить тонкую грань, космическую гармонию между божествами и людьми.

В верованиях египтян имеется четкое разграничение между добром и злом. К примеру, Сет олицетворяет все темное, что только может быть в мире. Осирис, в свою очередь, выступает в качестве его полного антипода. Он олицетворяет добро. Что касается Маат, то богиня правды существует как бы сама по себе. Ее абстрактная характеристика не позволяет относить ее к доброму или злому. Она везде: в теле и душе человека, в мечах воинов, в космическом пространстве, в детенышах животных и в растениях.

Интересные материалы:

Мечеть Омара: история и "близкие родственники" Какую религию исповедуют японцы? Религия населения японских островов

nlo-mir.ru

Древнеегипетская богиня Маат

Жители Древнего Египта считали, что, поклоняясь различным божественным существам, они могут получить покровительство в делах и удачу. Бог мог символизировать успехи на войне, хороший урожай, счастье и другие блага. Маат - один из самых известных объектов поклонения. Об этой богине мы и поговорим сегодня.

маат древнеегипетская богиня

Что олицетворяла собой Маат?

Богиня Маат, согласно египетской мифологии, олицетворяла собой гармонию, истину и правосудие. После окончания хаоса на нашей планете она начала снова организовывать порядок на ней. Богиня Маат была дочерью бога Солнца, Ра. Она сначала жила среди обычных смертных, но через некоторое время переместилась на небеса, поскольку не могла больше выдерживать греховную сущность жителей Земли.

Облик богини

Древние художники запечатлели ее облик. Богиня Маат в Древнем Египте представлена женщиной, которая сидит на песчаном холме. Перо страуса украшает голову ее. Иногда изображалась также с крыльями, находящимися на спине, богиня Маат. Фото, представленное ниже, - один из примеров.

В отдельных случаях была изображена не сама эта богиня, а ее атрибуты - песчаный холм, где она восседала, или страусиное перо. Маат, согласно мифологии египтян, была супругой бога мудрости Тота.

богиня маат

Как богиня Маат решала судьбу умершего?

Она активно участвовала в принятии решений об участи мертвых. Древние египтяне верили, что после смерти человек оказывается в Царстве мертвых. Здесь происходит Великий суд. Умерший предстает перед 42 богами. Именно они и решают его судьбу.

Прежде всего умершему необходимо определить, был ли он честным при жизни. Его слова подлежали проверке следующим образом: на одну чашу весов Маат клала страусиное перо, а на вторую боги помещали душу мертвого. Если она была легче, умершему предоставлялась вечная беззаботная жизнь. Но в случае если перо Маат поднималось вверх, душа обрекалась на вечные муки. Ее съедал лев Амт с головой крокодила. При этом Анубис держал весы. Этот бог изображался с головой шакала. А Тот, супруг Маат, выносил приговор.

Само изображение Маат также часто помещалось на весах, где взвешивалась душа. Чертогом двух истин (иначе - Маати) назывался зал, в котором определялось количество человеческих грехов.

богиня египта маат

Как Маат помогала живым?

Эта богиня помогала не только находящимся в Царстве мертвых, но и живым. Считалось, что Маат покровительствовала справедливым и честным людям. Для того чтобы человек был защищен от бесчестья, следовало попросить об этом именно ее. В случае если богиня Маат убедится в том, что помыслы просящего чисты, она его полюбит и будет защищать на протяжении всей его жизни. Если же он окажется бесчестным, она поведет этого человека по пути исправления. Покровительство Маат можно было заслужить, выполнив все обряды и совершив необходимые церемонии в ее честь. Кроме того, нужно было делать лишь добрые дела.

Маат - символ порядка

Маат, древнеегипетская богиня, - это символ порядка во всей Вселенной, который Бог даровал во время сотворения мира. Согласно этому порядку происходило множество важных процессов: движение небесных светил, смена времен года, осуществлялась связь людей с различными божественными существами. На принципах Маат строились все законы жизни древних египтян.

Принципы этой богини были довольно просты, однако они обеспечивали порядок на планете, установленный богом, поддерживали дружеские отношения между жителями Земли, учили ответственности за совершенные действия. Древние верили, что фараон является представителем богов на нашей планете. Именно он обеспечивал порядок благодаря введению в повседневную жизнь подданных различных ритуалов. Это способствовало искоренению неприязни и хаоса. Фараон, в знак того что исполняются указания богов, подносил к своему лицу статуэтку с изображением богини Маат. Эта статуэтка для древних египтян являлась не просто фетишем. Именно она в те времена была символом благоденствия и наивысшей гармонии. Считалось, что в знак установления порядка на земле Маат поднялась к другим богам на небеса. Там она провозгласила, что хаос, который царил долгое время, побежден.

египетская богиня маат

Обращение к Маат

Считалось, что на языке того, кто произносит священные тексты, обращаясь к Маат, должна быть начертана фигура этой богини. Таким образом, было показано, что достигнуть желаемого порядка можно, совершая определенные действия, а не просто произнося слова.

Древние верили, что фараон создает законы жизни, которых жители Земли должны были придерживаться. Кроме того, он, являясь потомком бога, был воплощением на Земле его образа. Древние египтяне называли своего властителя Нетжер Нефер. Это означало в дословном переводе "воплощение Маат". Этим самым они хотели подчеркнуть, что фараон - тот, кто олицетворяет божественные силы.

Потеря авторитета Маат и фараонов

После начала беспорядков в Египте, когда многие территории этого государства завоевали другие страны, покровительство богине Маат стало уже не таким популярным, как раньше. Постепенно фараоны теряли авторитет. Они не могли больше устанавливать законы, направленные на поддержание порядка в мире живых. Вновь на планете воцарились хаос и зло.

Вектор вертикальной солидарности был характерен для периода Древнего царства, когда авторитет Маат был велик. Все законы при этом исходили от божественных существ, доходя постепенно до Земли. Их исполнение осуществлялось через указания фараона. Однако властитель во времена смут не мог больше обеспечивать их выполнение. Началась эпоха горизонтальной солидарности. В это время люди принялись взывать к собственному разуму, а не к богам.

маат богиня правды

Истина и свет

Два начала было заложено в основе всей жизни общества Древнего Египта: истина и свет. Бог Шу управлял светом, а порядок и истину во вселенной поддерживала именно Маат, богиня правды. Египтяне верили, что люди созданы по подобию бога. Для того чтобы приблизиться к нему еще больше, необходимо пройти предначертанный каждому жизненный путь. Древние полагали, что загробная жизнь существует. Человек начинает странствие во внеземном существовании, после того как завершит все дела в земном. Считалось, что после этих странствий души приходят к наивысшему существу.

Пчелы - символ Маат

Пчелы были одним из символов Маат. В конце 20-го века группа археологов из Бруклинского музея впервые обследовала гробницу Рамсеса XI, которая находится в Долине царей. Ее часто использовали монахи-отшельники, обитавшие здесь. При изучении гробницы было обнаружено несколько хранилищ. В них были найдены предметы, предназначенные для совершения различных ритуалов и обрядов. Среди других вещей была обнаружена скульптура, на которой представлены Маат, древнеегипетская богиня, и Рамсес XI.

богиня маат в древнем египте

Согласно одной из легенд, бог Ра во время создания мира пролил несколько слезинок. Через некоторое время они стали пчелами. Насекомые начали приносить воск и мед в дар Создателю. Именно воск использовался жителями Древнего Египта при создании многочисленных фигурок фараонов и богов. Считалось, что через сделанную из него фигурку можно было повлиять на людей и даже на божественных существ. Так был повержен, например, Апоп, главный враг Ра.

Приближенные фараона также использовали восковые фигурки. Например, желая погубить своего супруга, жены Рамсеса III изготавливали фигурки, изображающие фараона. Таким образом они наводили колдовство.

Храмы в честь богини, церемонии и обряды

Во многих древнеегипетских храмах встречаются рисунки, на которых изображена богиня Египта Маат. Тем не менее возведенных в ее честь храмов почти нет. Одно из таких святилищ находится в Дейр эль-Медине, а другое - в Карнаке. Последний храм входит в комплекс Монту.

Египтяне в знак уважения к Маат проводили церемонии и обряды. Отрывки из них изображались на стенах сооружений. Например, на одной из них была представлена победа фараона над населением других стран и установление порядка на завоеванных территориях. На другой стене изображен фараон во время охоты на болотную птицу. Он окружен богами. Считалось, что эта птица символизирует врага, поэтому убить ее следует как можно скорее. После этого в мире вновь установится гармония.

богиня маат фото

Имя Маат

Имя Маат нередко было частью других египетских имен. Считалось, что оно защитит его носителя от злых помыслов и нечестивого поведения. На верховного жреца Египта также распространялось влияние Маат. Он носил на груди в знак поклонения перед ней золотой кулон, на котором была изображена египетская богиня Маат.

fb.ru

Египетская богиня истины и правды Маат

Богиня правды в ЕгиптеБогиня правды в ЕгиптеМаат – египетская богиня истины, гармонии, справедливости, порядка, правосудия и морали. Дочь и око бога Ра, принимала участие в акте сотворения мира из хаоса. Жена бога мудрости Тота. Для египтян она была персонификацией принципа или правила маат (ma'at), выражающего незыблемость и постоянство мироустройства. Египтяне верили, что если бы ее не существовало, то вселенная превратилась бы в хаос.  Дух Маат пронизывает всю вселенную.

Имя ее - правда

Имя богини переводится как «то, что является прямым» или «правда», но также и как «заказ», «баланс» и «правосудие». Таким образом, она персонифицировала порядок и гармонию. Принцип ma'at (правила Маат), который объединял древнее египетское общество, играл ключевую роль в религиозной вере Древнего Египта. Этот термин также имел фундаментальное значение для правящего фараона. Его задачей являлось следование принципу ma'at, который воспринимался как неизменная, неподвергающаяся сомнению сила, дух Маат.

Эта укоренившаяся вера в навсегда определенный порядок вселенной имела следствием чрезвычайную консервативность египтян. Изменений нужно было избежать, а новшество не было желательным.

Перо Маат и загробная участь человека

Божество изображалось в виде женщины, носящей головной убор, состоящий из единственного страусового пера, которое получило название - перо Маат. Это страусовое перо Маат было не столько украшением богини, сколько играло важную роль во время ритуала суда над умершим в «Зале Маат» или иначе - «Зале двух истин».

Дело в том, что в отличие от cемитских религий, у египтян не было никакого понятия общего для всех Судного Дня, когда все те, кто жил в мире, должны были одновременно получить награды и наказание за их дела; напротив каждая душа представала в "Зале двух истин" перед судом богов индивидуально. Здесь ей (душе) или разрешалось пройти в царство Осириса, или она уничтожалась навсегда.

Перед богом воскрешения Осирисом, который выносил вердикт в отношении дальнейшей судьбы покойного, происходило следующее действие. На одну чашу весов клалось сердце умершего, на другую – перо Маат.

На одной чаше весов сердце человека, на другой - богиня правды в Египте. Папирус. XXI династия. Ок. 1040-945 гг. до н.э. Метрополитен-музей, СШАНа одной чаше весов сердце человека, на другой - богиня правды в Египте. Папирус. XXI династия. Ок. 1040-945 гг. до н.э. Метрополитен-музей, США

Если сердце, которое для древних египтян было вместилищем души, было более тяжелым (из-за тяжести грехов) чем перо Маат, то божество-чудовище Аммат (Амут) тут же его пожирало, тем самым препятствуя входу покойного в загробную жизнь и обрекая его на окончательную, безвозвратную смерть. Если сердце было легче или чаши оставались в равновесии, то покойный объявлялся «верным в голосе» и ему разрешалось войти в загробную жизнь. Также часто богиня правды в Древнем Египте изображалась с большими крыльями.

Египетская богиня истины Маат с крыльями. Украшение мумии. Льняной картон. Многохромовая краска. Период Птолемеев. Виктория-музей, УппсалаЕгипетская богиня истины Маат с крыльями. Украшение мумии. Льняной картон. Многохромовая краска. Период Птолемеев. Виктория-музей, Уппсала

Она не сразу стала дочерью бога Ра. «Тексты саркофагов» называют ее вначале дочерью бога Атума. Во время Среднего царства богиня истины считалась ноздрей Ра, а во время Нового царства (начиная с XVIII династии), она уже упоминается как «дочь Ра».

Маат и египетские фараоны

Представление Маат. Рельеф. Песчаник. Птолемеевский период. Бруклинский музей, СШАПредставление Маат. Рельеф. Песчаник. Птолемеевский период. Бруклинский музей, СШАТесно связанная с понятиями правды, истины, справедливости и необходимости, она появляется на стенах храмов в одной из самых важных религиозных церемоний в древнем Египте. «Представление богини истины Маат» показывает фараона, предлагающего «правду» богам Египта. Обязанностью фараонов было поддерживать ma'at, то есть соблюдать правила Маат. «Я сделал ma'at», - сохранились такие слова нескольких фараонов, так же как и такой эпитет у них - «любимый Маат». Гимны, обращенные к ней, сохранившиеся на стенах храмов, просят ее всегда быть с фараоном.

Из-за такой веры египтяне могли быть оптимистичными в отношении своего будущего. Если человек жил в соответствии с правилами Маат, то он мог надеяться на то, что будет преуспевать и в этой жизни, и в загробной. В древнем египетском папирусе «Говорливый крестьянин», главный герой предлагает: «Говорите maat, делайте maat - это является самым важным». Более современная интерпретация этих слов - «по словам и делам воздастся человеку».

Причина смут - нарушение принципов Маат

Когда страна переживала периоды смут и неурядиц, то считалось, что произошло это из-за того, что были нарушены принципы, которые дала людям богиня истины Маат. Поэтому она отвернулась от трона (а значит, и от государства в целом). Жрецы молились, чтобы богиня правды вернулась в Египет, и тогда зло (смуты, раздоры и т.д.) будет уничтожено (отогнано). Поскольку мир придет в соответствие с духом Маат.

Исследователи отмечают, что существует совсем немного мифологических сюжетов с ее участием, она более абстрактна, чем многие другие божества Древнего Египта. Она больше представляет собой определенные морально-правовые и религиозные принципы (дух Маат), в соответствии с которыми нужно жить (египтянам) и править (фараону), нежели непосредственную богиню. Тем не менее, безусловно, она – одна из важнейших персоналий в египетском пантеоне богов.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Богиня правды Древнего Египта и ее уникальные особенности

Богиня правды Древнего Египта – величественная Маат, является уникальной по своей природе. Она олицетворяет как справедливость в социальном плане, так и устойчивость государства - от фараонов до рабов. Ложь, обман египтяне считали большим преступлением, причем не только перед Маат. Они нарушали законы природы и космическое равновесие. Богине правды приписывалась главная роль, она была тем, чем питались остальные представители египетского Олимпа, несмотря на то что Ра занимает верховную позицию. Таким образом, Маат можно назвать серым кардиналом.

Рождение мифологии

Изначально египтяне проповедовали так называемое естественное верование. В его основе лежало единение между человеком и природой. Но позже этого стало недостаточно, начала зарождаться мифология.

имя богини правдыВ 3 тысячелетии до н. э. в Египте уже была разработана серьезная религиозная система. Исследователи считают, что изначально появились культы, где поклонялись разным богам и божествам. Их было множество, но и масштаб минимальный. Затем они объединяются между собой.

В процессе слияния культов строится небесный мир в соответствии с египетским государством, которое на то время уже было достаточно развитым. Считается, что первые боги появились из космического хаоса. Это указывает на то, что древнейшая цивилизация имела кое-какие представления о возникновении Вселенной.

В длительном этапе формирования египетской мифологии богиня правды появляется одной из первых. Ее представляют как дочь бога солнца Ра, который впоследствии становится верховным.

Описание

Маат – богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, – мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

египетская богиня правдыЕгиптяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Принципы Маат

Богиня правды в Древнем Египте и в формировании цивилизованного государства играет чуть ли не главную роль. Ее принципы соответствуют требованиям людей, находящихся на стадии формирования общества. Между населением Египта, а также в его отношениях с соседними государствами неизбежны конфликтные ситуации. А Маат сглаживает их, отстаивает вселенскую справедливость. Именно принятие законов и правил позволяет Египту планомерно развиваться, избегать войн, когда они не нужны, судить преступников и награждать добродетельных людей.

богиня правды в древнем египтеЖрецы богини правды принимают непосредственное участие в судебной системе, что довольно-таки логично. Фараоны изображались со статуэткой Маат в руках. Это подчеркивало их роль в создании и соблюдении законов. И во всей истории не было такого фараона, который бы не преклонялся перед богиней правды, не отстаивал ее принципов.

Странное семейство

Египетская богиня правды, согласно мифологии, появилась чуть позже Ра, почему и принято считать ее его дочерью. Изначально население представляло ее в виде молодой женщины, стоящей на вершине холма, вокруг которого была пустота. Ра еще ничего не создал. Маат держала в руках скипетр и анх, символизирующие власть и вечную жизнь соответственно.

богиня правды в египтеПозже наступает время, когда женские и мужские аспекты объединяются. Тогда египтяне принимают решение «женить» Маат и Тота, бога мудрости. В браке у них появляется 8 детей. Каждый из них занимает одно из главных мест Гермополиса.

Уникально то, что самым почитаемым и важным богом среди сыновей Маат и Тота является Амон. Изначально было два разных культа. Амон и Ра существовали отдельно друг от друга. Затем они объединяются. И создается странное явление: Маат, являясь дочерью Ра, становится его же матерью. Возможно, так египтяне хотели показать круговорот чего бы то ни было в космическом пространстве.

Место Маат в мифологии

Богиня правды изображалась в виде женщины, на голове которой находилось перо. Оно было ее символом. Маат играла большую роль не только в жизненном суде, но и в загробном. Осирис даровал людям весы, которые использовались после смерти каждого человека. На одну чашу клали статуэтку Маат (позже перо), а на другую – сердце умершего.

Было два варианта исхода:

  1. Равновесие весов. Оно означало, что жизнь человека была праведной. За это Осирис удостаивал его вечным блаженством.
  2. Большая или меньшая масса сердца человека. Это указывало на неправедную жизнь. За грехи человека съедал Амт – чудовище, представленное в виде льва с крокодильей головой.

Позже появилось мнение о том, что у Маат есть одноименная сестра. Тогда ее начали называть Маати.

Судьи носили эмблемы в виде богини, закрепляя их на груди. Они вели свои дела в специальных помещениях, которые назывались «зала двух правд». Центр культа расположился в Фиванском некрополе. Служения богине осуществлялись отдельными жрецами – визирами. Таким образом, место богини истины в египетской мифологии сложно переоценить.

Символизм

Имя богини правды, равно как и ее изображение, отражало лишь поверхностную суть. Сами египтяне утверждали, что Маат представляет собой абстракцию. Она вселенский порядок, который должны соблюдать и боги, и правители, и простые обыватели. Без ее участия не могла существовать природа.

богиня правды

Образ Маат – женщина, сидящая на земле и прижавшая колени к груди. Голову ее венчает перо. Такую куклу всегда держали в руках фараоны. Это означало, что на земле они несут ответственность за порядок, могут справедливо судить.

Культ богини затрагивал не только земные, но и космические нормы. Фараон не просто мог осуждать за грешные жизни, но и вознаграждать за послушание. Так он выполнял свои обязанности перед богами. В результате он помогал сохранить тонкую грань, космическую гармонию между божествами и людьми.

В верованиях египтян имеется четкое разграничение между добром и злом. К примеру, Сет олицетворяет все темное, что только может быть в мире. Осирис, в свою очередь, выступает в качестве его полного антипода. Он олицетворяет добро. Что касается Маат, то богиня правды существует как бы сама по себе. Ее абстрактная характеристика не позволяет относить ее к доброму или злому. Она везде: в теле и душе человека, в мечах воинов, в космическом пространстве, в детенышах животных и в растениях.

fb.ru

Маат | Герметические тексты | Астромагия

Доклад "Маат" на Мировой Конвенции ДМОРК.

Мы хотим предложить вашему вниманию один из докладов, который был прочитан на Мировой Конвенции ДМОРК. Мировые Конвенции являются частью современной розенкрейцерской традиции и проводятся один раз в три-четыре года. На них встречаются розенкрейцеры из разных стран. Они знакомятся с жизнью различных юрисдикций, обмениваются опытом, участвуют в совместных мистических трудах. Последняя Мировая Конвенция состоялась в 2001 году в шведском городе Гётеборге. Здесь собралось около 1200 человек из более чем 40 стран мира. В том числе и из России. Цикл докладов, прочитанных в течение Конвенции, делится на три основные части: Прошлое, Настоящее и Будущее. Приведённый ниже доклад посвящён Великой Богине Маат, которая является, пожалуй, самой "скрытой" или "абстрактной" из всех древнеегипетских богов.

На египетских папирусах и барельефах Маат представляется в виде богини, голова которой украшена пером. Она выражает понятия истины и справедливости. Современная египтология начала постепенно осознавать важность концепции Маат, и сегодня все специалисты признают, что Маат является ключом к пониманию всей египетской цивилизации.

Моренц, видный исследователь Древнего Египта, писал: "Есть вещи, которые следует сразу принимать близко к сердцу, если мы хотим их понять". Он определял Маат как "космический порядок" или как "порядок вселенский". Маат являет собой также "правильное состояние природы и общества". Эта концепция находит своё выражение в отрывке из "Текстов пирамид", в котором говорится: "Повелитель поставил Маат на место Исфета на Пламенном Острове". Исфет представлял для египтян зло и хаос. "Пламенный Остров" означает Землю, в частности землю Египта как место испытаний для человека. Ставя Маат на место Исфета на Пламенном Острове, Повелитель выполняет на земле космическую функцию Демиурга, который организует хаос и превращает его в космос, то есть в упорядоченное мироздание. Египетское общество было выстроено по модели мироздания, а сам Египет был образом этого мироздания. В нём должен был выражаться космический порядок и порождать порядок человеческий, то есть этику.

Можно полагать, что политическая структура древнеегипетского общества развилась под воздействием космологического мифа, который сделал это общество теократией с развитой системой иерархии. Этот тип организации выражает одновременно порядок политический и религиозный, то есть социальный и космический. Шмид, видный специалист по Ветхому Завету, писал в книге "Справедливость как космический порядок" следующее: "Великие восточные цивилизации имеют общим то, что они исходят в своем миропонимании из общего опыта, от абсолютного космического порядка… Гарантом этого порядка является один Творец, который создал не только сам мир, но и самих богов и который следит за этим космическим порядком как высший Повелитель. Суверен в той же функции является его представителем на земле". Здесь ясно видна аналогия между космосом и человеческим сообществом. Поэтому и земной суверен представляется в качестве Демиурга и вселенского Творца.

В Древнем Египте Маат представляет собой союз между миром людей и миром богов. Со своим сводом правил она олицетворяет то, что должны и чего не должны делать люди, чтобы войти в резонанс с космической Гармонией. Она может рассматриваться как совокупность вселенских законов, управляющих всем Творением, от самых тонких его планов и - через человека - до самой грубой материи. Маат проявляется везде и во всём; она определяет жизнь звёзд и движение планет, правосудие и справедливость, основополагающие принципы отношений в египетском обществе. В Древнем Египте индивидуальная эволюция считается невозможной вне жёстких рамок человеческого сообщества, представляющего собой земное отражение космического порядка.

В общем плане, противоположностью Маат является то, что мы называем "энтропией" - это естественная тенденция сотворённых вещей разрушаться с течением времени. Можно назвать этим именем также деструктивные силы, неизбежно ведущие космос к хаосу. На языке иероглифов противоположностью Маат на уровне человека является "Исфет", который олицетворяет "зло" или "несправедливость". Это отрицательная, тёмная часть человеческой натуры. Эта темнота, эта тень противостоит положительной, светлой части человека, являющейся его высшим сознанием, руководящим его эволюцией к обретению изначального единства с Божественным.

В текстах Древнего Царства находит выражение мысль о том, что "Маат есть воля фараона", а фараон является "воплощением Маат". В эту эпоху фараон представляет Бога на Земле, он также является Его воплощением. Он называется "Нетжер Нефер", что дословно переводится как "Господь Бог". Его воля - это земное эхо Божьей воли, создающей вселенский порядок. С падением Древнего Царства и во время смут Первого переходного периода Маат обретает некоторую независимость от воли фараона. Последний теряет свой престиж, потому что последние правители не смогли поддержать общественный порядок и противостоять негативным силам, опасным для Египта. Последующий беспорядок обозначил на некоторое время правление Исфета, олицетворявшего зло. В египетской мифологии этот период отождествляется с временной победой мрака над злом: и тогда Маат покидает мир людей. Литература той поры несёт на себе печать пессимизма, как в классическом тексте "Вторая песнь Отчаявшегося". В этом тексте выражена тоска из-за отсутствия друга, с которым можно было бы поделиться горем. Он состоит из пятнадцати строф, каждая из которых начинается словами: "С кем же я смогу поговорить сегодня?".

Известный египтолог Ассман писал, что представление о Маат до падения Древнего Царства было вектором "вертикальной солидарности". Это выражение характеризует общественную структуру с жёсткой иерархией, в которой всё приходит сверху. Параллельно с этим утверждается этика, согласно которой обеспеченные помогают неимущим. Такая система существовала до той поры, пока власть была сильной. Когда же она ослабла, народ утратил веру в суверена и стал искать иных опор. Это понимание привело Египет на пути личной ответственности, что Ассман называет переходом к "горизонтальной солидарности", для которой характерна этика разума, свидетельствующая о пробуждении индивидуальной ответственности.

"Вертикальная солидарность" обеспечивала тем, кто практиковал её, благодарность других, последние были в какой-то степени их должниками. Действительно, египтянин той поры, будь то правитель или представитель высшего сословия, не стремился любить других, но стремился к тому, чтобы его любили. Он получал такую любовь именем и властью Маат. Такая логика может нас удивить и даже шокировать, так как она диаметрально противоположна логике современных обществ, но она прекрасно подходила для менталитета египтян 4500 лет тому назад. В большинстве своём эти люди имели очень развитое коллективное сознание и мало или совсем неразвитое сознание индивидуальное. Эволюция этого состояния коллективного сознания к сознанию индивидуальному через перипетии Истории повлекла за собой и эволюцию представлений о Маат.

Во время реорганизации Среднего Царства, последовавшей за Первым переходным периодом, Маат возвращается, но проявляется в обществе, согласно Ассману, в форме "горизонтальной солидарности". Эта форма солидарности требует значительных изменений в умах, потому что египтянин этого времени ещё хранит горькую память о прошедшей смуте и уже не довольствуется пассивным ожиданием от правителя определения направления своей жизни. Напротив, он всё больше занимается своей судьбой. Эта тенденция будет постоянно усиливаться и с течением времени приведёт к тому, что в Новом Царстве Маат станет не только основой для социальной интеграции человека на Земле, но также и основой для допуска его души в загробный мир.

Представления о Маат будут меняться параллельно с изменением мировоззрения. Начиная с 300 г. до н.э. слово Маат исчезает, и его заменяет выражение "Путь Бога". Это изменение словаря очень знаменательно, потому что в это время традиционное знание и этика сливаются в религии, и правила Маат становятся выражением "Воли Бога". Так, во времена Древнего Царства египтянин ожидает всего от правителя. Во время Первого переходного периода пробуждается его индивидуальная воля. И, начиная с Нового Царства, особенно со времён правления Эхнатона в Амарне, он берёт судьбу в свои руки. На следующем этапе он подчиняет свою волю Божьей Воле. Это конец Древнего Египта, и это изменение предвозвещает пришествие христианства.

Посмотрим теперь на концепцию Маат глобально. В большинстве египетских текстов она представлена как "дочь бога Ра". Это значит, что она - Свет, льющийся от Солнца. Тогда на уровне макрокосма она является духовной энергией постоянно исходящей от божественного Существа, символизируемого Дневным светилом. Она становится в этой космической роли богом Шу - первой эманацией Демиурга в момент Творения. В иконографии Маат и Шу носят один символ - птичье перо. Но Маат представляется также в виде локтя - единицы длины в Древнем Египте. В этом аспекте она представляет меру каждого человека - то есть его совесть.

Египетское общество функционирует, имея в своей основе два начала: Жизнь Шу, которая есть Свет, и Порядок Маат, который есть Истина в глубоком смысле Гармонии или Любви. Маат поэтому пред-существует миру внутри Демиурга вместе со своим братом Шу. Египтяне считали человека божьим творением, имеющим космическое предназначение. По окончании их земной жизни они надеялись пройти врата Прекрасного Запада и продолжить в запредельном мире странствие, которое должно привести их к Богу. Многочисленные испытания, которые им предстояло пережить в этом странствии, представлены в погребальных комплексах Древнего Египта.

В Древнем Царстве Маат представляет совокупность космических законов, а на уровне человека - волю правителя. Только правитель обладает уровнем сознания, достаточным для того, чтобы поднять свой народ выше его привычного состояния. Осуществляя это, он воплощает Провидение для своих подданных, которые полностью доверяются его воле. Он является их водителем и берёт на себя устройство их судьбы. В Новом Царстве эти представления меняются. Египтяне, чьё сознание пробудилось во время пережитых испытаний, развивают в себе индивидуальную волю. Эта воля позволяет им самим строить свою жизнь и освобождает их от исполнения воли правителя, который был для них в прошлом Божественным Провидением.

Индивидуализация сознания хорошо показана в главе 125 "Книги мёртвых" - главе, представляющей суд Маат. На её рисунках сердце покойного находится на одной из чаш космических Весов. На другой чаше лежит перо, символизирующее богиню Маат. Действие происходит в зале "Маати", то есть "зале двух Маат", в присутствии 42 Судей. Две Маат символизируют дуальность богини, то есть вселенское и человеческое, макрокосм и микрокосм. Эта сцена показывает испытание сознания, которое происходит после того, как усопший переходит порог загробного мира. На этом этапе, который переживается как заседание суда, его индивидуальное сознание, его личная Маат сравнивается со Вселенским сознанием, то есть с космической Маат.

В общем смысле можно сказать, что целью египтян было получение благословения Маат усопшим после суда Осириса. Получив его, умерший становился "Осирис Маа Керу", что означает, "праведный" или "голос справедливый" и даже, согласно Александру Море, "голос созидающий". Совершив "кеперу", то есть, преодолев свои недостатки в загробном мире, человек уже не считался умершим, но становился существом божественным, богом среди богов, "Осирис Маа Керу", "Голосом созидающим". В розенкрейцерской символике мы сказали бы, что он обрёл Утраченное Слово и поэтому вошёл в резонанс с мирозданием и познал Бога.

A.M.O.R.K, Antiquus Musticusque Ordo Rosae Crucis

www.astromagia.narod.ru

Маат — WiKi

Эта статья — о древнеегипетской богине. О вулкане на Венере см. Гора Маат.

Маат (ег. mˤ3t[1], копт. me, mei — «правда»[2]) — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами, временами года, восходами и закатами солнца[3]. В момент создания мира она сотворила порядок из хаоса Исфет. Они не могут существовать единолично[4], а их силы должны быть уравновешены для мировой гармонии[5].

Мифология Толкование имени Латинское написание Пол Отец Брат Супруг Связанные персонажи Атрибуты
Маат
Maat.svgМаат
Богиня истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия, законов, морали, регулирующих звёзд, годовых циклов.
Древнеегипетская
правда, справедливость
Maat
женский
Ра
Шу
Тот или Птах
Осирис, Тот, Исфет, Амат, Анубис, Сешат, Ра
перо страуса
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе
Изображение Маат с пером на голове

Имя

Первое письменное свидетельство о богине встречается в личном имени царицы II династии Нимаатхеп[6]. Отдельным именем и понятием упоминается в Текстах пирамид фараона Униса (ок. 2375—2345 г. до н. э.)[7]

Точное произношение имени богини установить сложно из-за разности написания отдельно и внутри тронных имён фараонов. Например в тронном имени фараона Аменхотепа III «ni-ib-mu-a-ri/e-a» (Неб-Маат-Ра) прибавляется звук u — Mu3ˁat. Произношение 3ˁ приравнивается к аа. Как глагол m3ˁ переводится как «направлять», «управлять», а также «жертвовать», что следует понимать как «верное управление со справедливостью»[8].

При Новом царстве слово «маат» потеряло женское окончание t и стало произноситься /múʕʔa/[9]. В коптский язык слово перешло в усечённой форме me, mei и означает «правда», «справедливость»[2].

Происхождение

Дочь бога-творца Ра, Маат появилась вместе с предвечным хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его соблюдением. Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и властительница загробного мира», «госпожа богов и богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца [в ладье Ра] с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из папируса Ани)[3]. Маат нередко называли дочерью, женой или женской ипостасью Тота[10], иногда — Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот. В спутники Маат ставился Тот, тогда как у Тота называется ещё менее известная богиня письменности и счёта Сешат.

Приблизительно с периода Среднего царства Маат получает титулы «Владычица запада», «госпожа северного ветра».

Изображение

Чаще всего изображалась молодой женщиной[11] с жёлтой кожей, с анкхом в одной руке и посохом власти в другой. Одета в красное или в белое платье, иногда с крыльями. Парик перевязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса[3]. Бог Шу, который иногда называется её братом, также носит такое перо[12].

На письме её означал иероглиф страусова пера или плоский песчаный предвечный холм со скошенной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.

Фараоны именовались «повелитель Маат» или Мери-Маат (возлюбленный Маат), часто изображались с атрибутикой Маат, чтобы подчеркнуть собственное соблюдение правил создателя[13][14].

Роль Маат в египетской мифологии

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения[15]. Для египтянина цель жизни была в достижении Маат.

«Маат победил ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты. Вода стоит и не падает, Hил даёт высокий урожай. Дни долги, и для ночи есть часы, и месяцы сменяются вовремя. Боги снисходительны, и в сердцах свет, а жизнь проходит в удивлении и смехе». (слова в честь восшествия на престол фараона Мернептаха)[16].

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества. Нарушая правила, тем самым человек раскалывает космическую гармонию, что может привести к несчастьям для отдельных лиц или всего государства. Вершителем и ответственным за мировой порядок на земле отвечал фараон, справляя ритуалы, ведя победоносные войны. Нечестивый правитель мог навлечь на народ голод, потери, слепоту[17].

Культ

Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Медине[18]. В поздний период культы Маат, Исиды и Хатхор практически слились воедино.

Культ Маат прослеживается с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества Ра. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы визиря Ра-мосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат».

Священное насекомое Маат — пчела, посвящёно богине и её солнечному отцу материал — воск[уточнить].

Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершённом фараоном:

«Вновь возвёл я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона)[19].

Правосудие

С V династии (ок. 2510—2370 до н. э.) жрецы Маат исполняли функции служителя её культа и судей; в последующие периоды они носят образ богини на груди[20]. В храме Маат Карнакского комплекса проводился суд над грабителями царских гробниц в правление Рамсеса IX[12]. Оформленного свода законов обнаружено не было, но учёные черпают сведения о том, что было можно и запрещено, из нравоучительной литературы по законам Маат, которую называли «Литература Маат»[21].

«Велика справедливость, и устойчиво [всё] отличное. Неизменна она [справедливость] со времён [бога] Осириса, и карают нарушающего законы». (Поучения Птаххотепа)[22][23].

Суд Осириса

В своей двойной форме Маати (Maa.tj), то есть богиня Маат Юга и Севера — она являлась госпожой зала загробного суда.[3] На суде Осириса в «Зале двух истин» (ег. mât mât) Маат опускала на одну из чаш весов своё перо истины. На другую чашу помещалось сердце покойного (вот почему из всех внутренних органов сердце оставалось в мумии). Если сердце оказывалось вровень или легче пера, значит, покойный вёл праведную жизнь и достоин благодатных полей Иалу. Если сердце перевешивало, то грешника сжирала Амат, и тот навеки оставался в Дуате.

Исповедь отрицания

Во время взвешивания сердца умерший произносил «исповедь отрицания»[3][24], обращаясь к 42 богам, перечисленным в папирусе Небсени (Британский музей № 9900)[3][25][26][27][28].

из папируса Ани 125 глава «Книги мёртвых»,

перевод с древнеегипетского М. А. Коростовцева

  1. Я не совершал греха.
  2. Я не занимался вооружённым разбоем.
  3. Я не воровал.
  4. Я не убивал мужчин и женщин.
  5. Я не крал зерно.
  6. Я не похищал приношения.
  7. Я не покушался на предметы богов.
  8. Я не лгал.
  9. Я не чревоугодничал.
  10. Я не произносил проклятия.
  11. Я не прелюбодействовал.
  12. Я не заставлял других плакать.
  13. Я не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести].
  14. Я не бросался в драку.
  15. Я не прибегал к хитрости и уловкам.
  16. Я не присваивал обрабатываемых земель.
  17. Я не подслушивал украдкой.
  18. Я не клеветал [на человека]
  19. Я не сердился без причины.
  20. Я не покушался на чужую жену.
  21. Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
  22. Я не был неряхой.
  23. Я не изводил никого.
  24. Я не преступал [закона].
  25. Я не гневался.
  26. Я не закрывал уши от слов правды.
  27. Я не порицал.
  28. Я не был жесток.
  29. Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
  30. Я не действовал (не судил) поспешно.
  31. Я не лез не в своё дело.
  32. Я не говорил многозначно.
  33. Я не опозорил никого и не чинил зла.
  34. Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
  35. Я не мешал [потокам] воды.
  36. Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
  37. Я не богохульствовал.
  38. Я не поддавался слепой ярости.
  39. Я не крал хлеб у богов.
  40. Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших.
  41. Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
  42. Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу[29].
  1. Я не чинил зла людям.
  2. Я не нанёс ущерба скоту.
  3. Я не совершил греха в месте Истины. <…>
  4. Я не творил дурного. <…>
  5. Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
  6. Я не кощунствовал.
  7. Я не поднимал руку на слабого.
  8. Я не делал мерзкого пред богами.
  9. Я не угнетал раба пред лицом его господина.
  10. Я не был причиною недуга.
  11. Я не был причиною слёз.
  12. Я не убивал.
  13. Я не приказывал убивать.
  14. Я никому не причинял страданий.
  15. Я не истощал припасы в храмах.
  16. Я не портил хлебы богов.
  17. Я не присваивал хлебы умерших.
  18. Я не совершал прелюбодеяния.
  19. Я не сквернословил.
  20. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
  21. Я не убавлял от аруры [древнеегипетская мера площади — 0,2 га].
  22. Я не обманывал и на пол-аруры.
  23. Я не давил на гирю.
  24. Я не плутовал с отвесом.
  25. Я не отнимал молока от уст детей.
  26. Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
  27. Я не ловил в силки птицу богов.
  28. Я не ловил рыбу богов в прудах её.
  29. Я не останавливал воду в пору её.
  30. Я не преграждал путь бегущей воде.
  31. Я не гасил жертвенного огня в час его.
  32. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
  33. Я не распугивал стада в имениях бога.
  34. Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист![30]

См. также

Примечания

  1. ↑ Allen, James P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Cambridge University Press, 2014. — ISBN 1139917099.
  2. ↑ 1 2 Коптский онлайн-словарь (англ.). Проверено 1 июня 2017.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 Бадж, Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2017. — ISBN 5457827887.
  4. ↑ Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. — New York: Routeledge, 2003. — ISBN 9781135937669.
  5. ↑ Jan Assmann. Religion and Cultural Memory: Ten Studies. — Stanford University Press. — С. 34. — ISBN 0-8047-4523-4.
  6. ↑ Gabriele Höber-Kamel Maat – Lebensprinzip und göttliche Norm (нем.) // Kemet Heft. — 2012. — № 2. — С. 5.
  7. ↑ Siegfried Morenz. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 273. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
  8. ↑ Jan Assmann. Ma'at // Справедливость и бессмертие в Древнем Египте = Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — München, 1995. — С. 15.
  9. ↑ Allen, James P. The Ancient Egyptian Language: An Historical Study. — Cambridge University Press, 2013. — 254 с. — ISBN 9781107032460.
  10. ↑ Bonnet, Hans. Maat // Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — Hamburg: Nikol, 2000. — С. 430–434. — ISBN 3-937872-08-6.
  11. ↑ Armour, Robert A. ods and Myths of Ancient Egypt. — American University. — Cairo Press, 2001. — ISBN 978-977-424-669-2.
  12. ↑ 1 2 The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Т. 2. — С. 320.
  13. ↑ Henrietta McCall. Mesopotamian myths. — University of Texas Press, 1990. — С. 46. — ISBN 0-292-72076-9.
  14. ↑ Kemp,Barry J. 100 hieroglyphs: think like an Egyptian. — 2005. — ISBN 1-86207-658-8.
  15. ↑ Martin, Denise. Maat and order in African Cosmology: A Conceptual Tool for Understanding Indigenous Knowledge. — 2008. — 951 с.
  16. ↑ Сирил, Альдред. Египтяне. Великие строители пирамид. — Litres, 2017. — ISBN 545703562X.
  17. ↑ Romer, John. Testament. — Guild Publishing, 1988. — С. 41-42.
  18. ↑ The Essential Guide to Egyptian Mythology:The Oxford Guide. — Berkeley Reference, 2003. — С. 190. — ISBN 0-425-19096-X.
  19. ↑ Солкин В. В. Маат // Древний Египет. — Энциклопедия. — М., 2005.
  20. ↑ Morenz, Siegfried. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 117-125. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
  21. ↑ Black, James Roger The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary - Prolegomenon and Prologue (англ.) // University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
  22. ↑ Коростовцев М. А. Литература Древнего царства (III тыс. до н. э.) / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Литература Древнего Египта. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. — С. 57—64.
  23. ↑ Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 456 с. — ISBN 9789850624123.
  24. ↑ Journey through the afterlife. ANCIENT EGYPTIAN BOOK OF THE DEAD (англ.). The British Museum. Проверено 1 июня 2017.
  25. ↑ Lapp, Gunther. The Papyrus of Nebseni (BMEA 9900). — London: British Museum Press, 2002. — 54 с. — ISBN 978-0861591398. — ISBN 0861591399.
  26. ↑ Papyrus of Nebseni. www.masseiana.org. Проверено 1 июня 2017.
  27. ↑ 'Book of the Dead', Papyrus of Nebseny. British Museum.
  28. ↑ Book of the Dead (From the Papyrus of Nebseni). Tour Egypt.
  29. ↑ Budge,Wallis. The Papyrus of Ani: A Reproduction in Facsimile, Edited, with Hieroglyphic Transcript, Translation, and Introduction. — Medici Society, 1913. — С. 576–582.
  30. ↑ Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993. — С. 253-254.

Литература

  • Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — М., 1999. / Assmann J. Maaat: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — Munich, 1990.
  • Жданов В. В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли. — М., 2006.
  • Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993.

Ссылки

ru-wiki.org

Маат — Энциклопедия знаков и символов

00-03-670-000.jpg Маат и фараон Сети I. Предварительный рисунок для рельефа из гробницы Сети I в Долине царей. Ок. 1300 г. до н. э. [mtnm с.86] Маат и Тот в образе ибиса. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия) Маат и Тот в образе ибиса. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия) 00-03-780-000.jpg 00-03-781-000.jpg 00-03-782-000.jpg 00-03-783-000.jpg 00-03-784-000.jpg 00-03-785-000.jpg 00-03-786-000.jpg 00-03-787-000.jpg 00-03-788-000.jpg 00-03-789-000.jpg 00-03-790-000.jpg 00-03-791-000.jpg

≈ Ма /

← ma`at — «тот, кто является истинным»

→ Перо / Изначальный Холм /

► закономерность, лежащей в основе всего сущего (жизни), космический порядок, миропорядок;

закон, право, справедливость, правосудие;

правда, истина;

вселенская гармония;

благоразумие, единство и согласие [smmi];

Египетская богиня мирового порядка, истины и справедливости.

Египет

• Генеалогия

Дочь Ра как верховного судьи, его око. Супруга бога мудрости Тота или Птаха.

• Функция

Богиня справедливости и порядка. Женский аналог Тота.

Связана с культом Ра: она — его пища и питье. Участвовала вместе с ним в сотворении мира из хаоса..

• Эпитеты

«дочь Ра» / «глаз Ра» /

• Иконография

Изображается в виде сидящей на земле с прижатыми к телу коленями женщины, увенчанной страусовым пером. На рельефах и росписях часто представлена крылатой.

• Атрибуты и символы

Иероглифический знак [C10 — maat] = *A40 + *H6

Иероглифический знак [C10 — maat] представляет собойкомбинаци из иероглифов A40 (обозначение божества «нетеру») и H6 (страусовое перо — истина — Перья таже служат атрибутами солярным божествам: Амон-Ра, Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум).

Иероглифический знак — основание трона как символ Маат (Переход физического понятия в этическое имеет cdj. аналогию в немецком слове «прямизна».). Прямота, символ пра-холма.

• Собственная символика

Маат как основа в создании упорядоченного космоса посреди хаоса — ключевое понятие в мировоззрении и философии Древнего Египта.

Уничтожение зла и установление «маат» (космического порядка) — одна из основных обязанностей правящего царя, который при жизни и после смерти служит его гарантом. Крылатая богиня Маат сопровождает фараона с первых дней его царствования до момента, когда его душа предстанет перед судом Осириса.

Маат живет в сердце человека и без неё они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца. Это долг чести и образ жизни.

Законам Маат должен следовать каждый: они — смысл жизни, состояние души и долг чести. В их основе лежит ответственность каждого (от царя до простолюдина) за свои поступки. [≈smmi]

Через понятие порядка с Маат также неразрывно связаны египетские понятия о гармонии и красоте. [smmi]

Эмблема судей — статуэтка Маат (из драгоценных камней), которую они носили на груди (на золотой цепи).

С именем богини связан город Сет-Маат — «Место Истины» (В нем жили и работали мастера, чьи творения до сих пор вызывают восхищение многочисленных любителей старины и удивление ученых. Город построен на западном берегу Нила, рядом с некрополями Долины Царей и Долины Цариц. В современном понимании город был предназначен для жизни строителей. Пусть не совсем обычных — они строили культовые сооружения. Следы подобных городов были найдены (или их следует искать) рядом с древними столицами Египта. Таких строительных городков во все времена и у всех народов не перечесть. В городе жили архитекторы, чертежники-рисовальщики, скульпторы-резчики, художники, каменотесы, гипсоделы, инструментальщики (медники) вместе со своими семьями. А напротив, на восточном берегу, располагалась столица Древнего Египта того времени — город Уасет, который спустя сотни лет греки стали называть Фивами. [smmi]).

Часто присутствует в изображениях и титулах фараонов как знак проявленной справедливости и заботы о народе и государстве, и того, что они сами олицетворяют божественный порядок. Например:

• «Возлюбленный Маат» — употребительный эпитет фараонов.

• На оборотной стороне амулета «уджат» из гробницы Тутанхамона выгравировано: «Владыка Обеих Земель, образ Ра, Небхепрура, правитель того, что в маат (=порядке), дана ему жизнь подобно Ра, вечно и бесконечно».

• На фасаде скального храма в Абу Симбеле Рамзес II преподносит Маат богу Ра, держащему жезлы «user» и «maat» — ребус на тронное имя царя: User-Маат-re. Также и фигурка Маат в руке царя держит жезл «user» и увенчана солнечным диском, повторяя т.о. имя царя.

• Сюжеты

Суд Осириса.

В сцене посмертного Суда статуэтка Маат или перо как её неиконический символ служит противовесом при взвешивании сердце умершего. Если чаши весов уравновешены умерший считается оравданным — «маати».

Поднесение Маат.

Образ Маат фараоны держат в руке и/или приносят в жертву богам.

Поставленные на блюдо фигурки богини они считались самым угодным приношением богам. Об этом сохранился текст: «глава по поднесении Маат» (Бадж, 1855).

• Культ

Центр культа — некрополь в Уасет (Фивах), позднее — повсеместно. Судьи считались священниками Маат; её верховный жрец — везир (фараон — bref).

При всей значимости Маат с ее именем связан единственный (из известных сегодня) храм Хатхор-Маат в Сет-Маат, который посвящен также Имхотепу и Аменхотепу сыну Хапу, легендарным мастерам Древнего Египта. Расположенный за северными воротами города храм стоит в начале троп к Долинам Царей и Цариц. В левой из трёх его крипт (пределов) находится изображение Суда Осириса, крайне редкое вне гробниц. [smmi]

• Развитие образа / особенности

Маат часто сопровождает бога солнца в его ладье. Нередко упоминаются и изображаются две Маат, которых сравнивают с двумя ладьями утреннего и вечернего солнца (называемыми «маати») (Мастеров, живших и творивших в этом городе, называли «людьми команды». Этот термин употреблялся в Древнем Египте в отношении команды корабля, и как она делилась на команду левого и правого борта, так и мастера были поделены на две бригады — «левую» и «правую». Известно, что в городе было два старших мастера, два писца, два хранителя ворот, два хранителя гробниц. И во главе города, этого символического «корабля», стоял фараон. [smmi]).

В последние периоды часто смешивается с Изидой и Хатхор (Гатор — bref).

• Аналогии ближайшие

Как божество справедливости родственна Сехмет, исполнительнице непреклонной Судьбы.

Противоположна богине Исефет, символизирующей хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его проявлениях.

Индуизм

Сходна с индийским божеством Махат — олицетворением Космического Разума.

Ad notanda

По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

Ad vocem

Маат приходит для того, чтобы быть рядом с тобою.

Маат присутствует везде, где ты находишься,

и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел,

так что ты переполнен ею…

Одежда, укрывающая твое тело, — Маат…

Вдох и выдох твоих ноздрей — Маат…

Хлеб, который ты принимаешь в пищу, — Маат…

Аменемопе [smmi]

Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать.

Мерикара [smmi]

Истина (Маат) — это великий дар Бога. Он дарит ее тому, кому хочет. Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.

Аменемопе

Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях.

Аменемопе

Внимательно следи за тем, чтобы все совершалось по справедливости и чтобы ни один человек не был обделен ею. Судья должен всегда открыто показывать свое лицо, чтобы ветры и воды были свидетелями его действий, которые все люди должны видеть как на ладони.

«Текст провозглашения визиря»

Гармоничное счастье и благополучие любой страны — лишь следствие того, как она выполняет законы справедливости.

«Притча человека из оазиса»

О роли фараона в поддержании маат.

Не используй для собственного блага власть, которую подарил тебе Бог, словно ты забыл, что есть Судьба и Высшая Справедливость. Аменемопе

Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное. Мерикара

Будь Отцом для своих подданных, Наставляй молодежь, Подай руку помощи несчастным, Обеспечь хорошую жизнь нуждающимся, Защищай сироту и вдову, Услышь тех, кто говорит правду, Удаляй людей, совершающих беззаконие. Бакен-хонсу

Иллюстрации

Статуэтка бога Тота с богиней Маат

Ок. 600 года до н. э. (26 династия) 19,5 х 20 см Бронза, позолота, стекло Ганновер. Музей Кестнера

[Поздний период: Скульптура, С. 12. Искусство Древнего Египта, С. 2089]

Жизнь и смерть — это нераздельные части господствующей во всем системы, смысл которой определяется отношениями между богами и людьми. Ее основа — это Маат, почти непереводимое понятие, близкое к представлениям об истине, порядке, почитавшееся египтянами в образе женского божества и даже дочери солнечного бога. Несмотря на свое исключительное значение, в изображениях Маат играет отнюдь не главную роль, даже там, где в качестве дополнительного атрибута сопровождает то или иное божество. Так, например, сопоставление миниатюрной фигурки Маат с большим ибисом, олицетворением бога Тота, способно еще ярче выявить главенствующую роль того начала (Маат), которому обязан умнейший из богов. Ведь Тот — самый образованный среди богов, «начальник» науки и искусства, математики и медицины. Он — аналогичный греческому Гермесу вестник богов, наделенный эзотерической аурой, и получивший в греческом мире имя «Трижды великий» (по-греч. «Трисмегист»).

[Религия Древнего Египта: Боги и люди, С. 3. Искусство Древнего Египта, С. 16]

«Книга мертвых» Нахта: виньетка с изображением умершего и его жены перед Осирисом и Маат Ок. 1300 года до н. э. Общая длина свитка 14,32 м Папирус, краска Из Фив. Ныне — Лондон. Британский музей

[Новое царство: Иллюстрированные папирусы, С. 1. Искусство Древнего Египта, С. 944]

«Книга мертвых» Тахерит: глава 125

Ок. 1000 года до н. э. (21 династия) Длина 11 м; высота 33 см Папирус, краска Лейден. Государственный музей древностей

Папирус Тахерит — «певицы Амона-Ра, царя богов» — состоит из 26 листов. На данном листе изображена одна из ключевых глав «Книги мертвых» — 125-ая, изображающая суд Осириса, перед которым происходит взвешивание сердца умершего. Сердце должно быть «пустым от зла всякого» и не перевешивать невесомое перышко богини справедливости Маат (на чаше весов изображена статуэтка богини). В этой же главе помещена т. н. «отрицательная исповедь», в которой умершая перечисляет злые деяния, не совершенные ею.

[Поздний период: Иллюстрированные папирусы, С. 6. Искусство Древнего Египта, С. 2029]

«Книга мертвых» Тахерит: фрагмент

Около 1000 года до н. э. (21 династия) Длина 11 м; высота 33 см Папирус, краска Лейден. Государственный музей древностей

Тахерит изображена коленопреклоненной перед шестью божествами, присутствующими на загробном суде. Слева представлены богиня истины Маат (вверху) и бог мудрости и письма Тот.

[Поздний период: Иллюстрированные папирусы, С. 8. Искусство Древнего Египта, С. 2031]

Статуэтка царя с фигуркой богини истины Маат в руке. 13 век до н. э. Высота 19,5 см Серебро, позолота Париж. Лувр

[Новое царство: Скульптура, С. 38. Искусство Древнего Египта, С. 1870]

Фараон преподносящий дар Богине Маат 1300—1100 до н. э. (19-ая и 20-ая Династии) статуэтка из позолоченного серебра высота 19.5 см

Серебряная статуя покрыта позолотой, исчезнувшей в некоторых местах. Полагают, что статуя была частью большего предмета культа, возможно, символической лодки, которую выносили жрецы, являя священную статую в дни праздников. Крошечная женщина Маат, богиня Порядка, сидит на ладони Фараона. Таким образом показано, что фараон поддерживает священный порядок во всем мире.

Перевод выполнила: Пугачёва Е. А.

Долина цариц, гробница Нефертари (QV 66): фрагмент южной стены второго прохода. Ок. 1294—1213 до н. э. Известняк, гипс, минеральные краски. Бибан эль-Гарим.

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари.

[Новое царство: Монументальный рельеф и роспись, С. 69. Искусство Древнего Египта, С. 1779]

0637 • — [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат

0638 • Поддержание и персонификация мирового порядка была одна из главных обязанностей фараона, поэтому часто царь изображается со статуэткой Маат в руке, преподносящий ее богам.

[---]

/ Рельеф

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат

-Принесение Маат

-Фараон

0639 • На фасаде скального храма в Абу Симбеле Рамзес II преподносит Маат богу Ра, держащему жезлы user и maat; этот ребус расшифровывается как тронное имя царя: User-Маат-re. Более того, изображение Маат в руке царя (илл.3) тоже держит жезл user и увенчано солнечным диском, тоже повторяя таким образом имя царя.

[---]

/ Рельеф

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [---]

/ Исходный файл -Маат

0640 • Маат часто сопровождает бога солнца в его ладье (илл.4), иногда изображаются две фигуры богини в ладьях утреннего и вечернего солнца.

[---]

/ Исполнение

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Солнечная ладья

-Маат

-Нут

-Раука

0641 • Суд Осириса [---]

/ Иллюминированый манускрипт

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Суд Осириса

-Маат

0642 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Маат

0643 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

/ [1]

/ Исходный файл -Маат

0644 • Маат [---]

/ Скульптура

/ Египет

/ Хронология

/ Местонахождение

/ ©

[---]

/ Исходный файл -Маат

0645 • Маат и фараон Сети I. Предварительный рисунок для рельефа. Гробница Сети I.

/ Иллюминированый манускрипт

/ Египет. Долина Царей.

/ Ок. 1300 до н. э.

/ Местонахождение

/ ©

/ [mtnm с.86]

/ Исходный файл -Маат

Черновые материалы

Библиография

Материалы сайта и журнала «Новый акрополь»

сайта [2] - иероглифы…

мультимедийного издания ИДДК

Wiedemann, «Maa, déesse de la vérité» («Annales du Musée Guimet» 10, 561).

Маат — m t

В египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота (см. рис.). Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Символ М. — страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф «маат» — страусовое перо). Видимо, распространение культа М. относится к началу Древнего царства, М. упоминается в «Текстах пирамид». Начиная с III династии (нач. 3-го тыс. до н. э.) фараоны включают имя М. в свои эпитеты («владыка M.»). M. считалась дочерью бога Ра и как таковая участвовала в сотворении мира, когда был уничтожен хаос и установлен порядок. Большую роль играла М. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую — статуэтку М. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). М. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах М.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка М., которую они носили на груди. Жрецом М. был везир; центром культа — Фиванский некрополь (см. рис.).

[Р. И. Рубинштейн MNME ]

www.symbolarium.ru


Смотрите также