Индуизм в древней индии. Религии Древней Индии. Индуизм и буддизм Индуизм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Индуизм – религия, затерянная в веках. Индуизм в древней индии


Религии Древней Индии. Индуизм и буддизм Индуизм

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея, корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены весьма примитивные суеверия.

В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Культ его не сводится к простому жертвоприношению — кормлению к обоюдной выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном служении и преданности.

Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов. Воплощением Вишну признается и Рама — герой популярной эпической поэмы “Рамаяна”, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и почитателей Шивы (вишнуитов ишиваитов), однако принципиальных расхождений между ними не было и нет — основное различие сводится лишь к тому, кого из двух великих богов считать главным.

Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами Индии.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов, при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в “Бхагавадгите” — поэме, включенной в состав “Махабхараты”. “Бхагавадгита” (букв. "Песнь Господа") повествует о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну) произнес пространную речь о значении долга (дхармы). Он говорил о том, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих индийцев, знавших наизусть знаменитую “Гиту”. Но “Гита” важна и с другой точки зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является добродетелью, для другого — грех.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп, внутри же группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом — запрещены совместное принятие пищи и браки между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты — порой жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа.

Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию – изгнанию из касты. Так как безопасность человека и место его в обществе зависели от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить и заслужить прощение, либо пасть на самое дно социальной иерархии. Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер.

studfiles.net

§ 1.2. Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна - социальная роль, предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения.

§ 1.3. Буддизм.

Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - ”Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

studfiles.net

Религия Древней Индии.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

studfiles.net

Индуизм

Религии Индии

Мифы Древней Индии.Бхагавадгита. СПб.: Кристалл.2000.

Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии.М.: АСТ: Восток-Запад,2005.

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв.

Полупыстынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в IIIтысячелетии до н.э. – древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во IIтысячелетии до н.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен Ариев, в I тысячелетии до н.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским(сакским) правителям. Наконец, в начале новой эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы.

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной «Землей ариев»- создателей ведийской литературы. С различными районами этой обширной равнины связаны также эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме «Махабхарата».

Северо-восток-средняя и нижняя часть бассейна Ганга – район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до н.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры Древней Индии.

Центральную часть острова Шри-Ланки (Цейлона) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной, покрытой густыми лесами низменности. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с Южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале новой эры – также с Юго-Восточной Азией, с Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части полуострова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.

На севере ныне преобладают индоевропейские языки(хинди, бенгальский и др.), на юге- дравидийские(например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая(языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском(сингальском) языке, меньшая- на дравидийском (тамильском).

Известно, что носители индоевроепейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до н.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда – на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до н.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии(преимущественно в начале новой эры).

В Южной Азии, как и повсюду на Древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Периодизация

1. Древнейшая цивилизация(Индская) датируется примерно XXIII- XVIIIвв. до н.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

2. Ко второй половине IIтысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых Ариев. Период с конца II тысячелетия до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной литературе вед.

3. «Буддийский период» (V-IIIвв. до н.э.)- время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств – вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

4. II в. до н.э.- V в. н.э. можно определить как «классическую эпоху», время становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

Индская цивилизация – одна из древнейших в мире. Она непрерывно развивалась на протяжении нескольких тысячелетий. На территории Индии всегда сосуществовали многие народы, различавшиеся как в расовом, так и в языковом отношении(основные четыре группы языков: индоарийские, дравидийские, аустроазиатские и тибето-бирманские). На протяжении всей истории Индии религия играла огромную роль в жизни ее народов, оказывая огромное воздействие на все стороны индийской культуры. Основные религии, возникшие в Индии – индуизм, буддизм, джайнизм и сихкизм. Кроме того, в Индии распространены христианство и ислам(с VIIIв. ). В позднесредневековый период в Индии происходила активная исламизация, в результате чего в стране появилось значительное число мусульман. Вскоре после провозглашения независимости Индии в 1947г. началось военное противостояние между индуисткой и мусульманскими общинами, приведшее к разделению на две части – Республику Индия и Исламскую Республику Пакистан(в 1971г. Восточный Пакистан получил статус независимого государства - Бангладеш). Раздел бывшей британской колонии сопровождался массовыми переселениями мусульман, индуистов и сикхов и гибелью около четверти миллиона человек. Однако и сегодня мусульманская община остается второй по численности в Индии. Христианство проникает в Индию уже в середине I тысячелетия н.э.

Индийская культура и религия оказала значительное влияние на все страны Центральной,Восточной и Юго-Восточной Азии, которое в основном было связано с мирной экспансией буддизма в этих странах. Однако индуизм также получил некоторое распространение за пределами Индии.

В лекции будут рассмотрены все основные религии, возникшие в Индии, кроме буддизма, которому будет посвящена отдельная тема в разделе «Мировые религии».

Индуизм – древнейшая национальная религия Индии и третья по числу приверженцев в мире после христианства и ислама. Последователи

этой религии составляют примерно 83% населения страны(767 млн. в 1998г.) и живут также в странах Южной и Юго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла-Деш, Шри Ланке, Индонезии,ЮАР и т.д. К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы(а также России)и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий(имеется ввиду представители Мисси божественного света Харе Кришна ). В Индии распространены многочисленные верования и религии, в том числе и все три мировые –буддизм, ислам, христианство; тем не менее она была и остается страной индуизма по преимуществу. Именно вокруг этой религии во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Феномен, обозначаемый термином «индуизм», в различных текстах – научных и традиционных – трактуется по-разному: как духовный, культурный или даже социальный. Основная причина этого заключается в том, что религия, культура и общественное устройство в Индии в течение нескольких тысячелетий переплелись настолько, что в ряде случаев практически невозможно оценить какое-то конкретное явления как «чисто» социальное, или как «чисто» религиозное. Религиозное, социальное и культурное не дифференцировались здесь в такой степени, как на Западе. В формальном смысле в индуизме нет ни строго фиксированного кодекса вероисповедания(подобного христианскому Символу веру или «Пяти столпам» ислама), ни единой религиозной организации типа церкви.

В то же время в индуизме (и в индийской культуре) есть осознание единства традиции, уходящей своими корнями, по крайней мере, в ведическую эпоху(IIтысячелетие до н.э.). Поэтому для индийца-индуиста истоки его религии находятся там же, где и истоки его культуры.

Основные этапы истории индуизма.

  1. Цивилизация долины Инда, или протоиндийская цивилизация(ок. 2500-1750гг. до н.э.)

  2. Ведийская эпоха(ведийская религия)- около 2500-1750гг. до н.э.

  3. Эпическая эпоха(принято религию этого периода именовать брахманизмом; это также период расцвета буддизма в Индии) – около 400г. до н.э.-750 г. н.э.

  4. Средневековая Индия; религия этого и последующих периодов в научной литературе именуется индуизмом; в этот период Индия становится объектом мусульманских завоеваний, на ее территории создаются монархии, возглавляемые правителями-мусульманами; самые известные из них- правители из династии Великих Моголов, объединившие под своей властью практически всю Индию(ок. 750-1750гг.).

  5. Индия в Новое время – период колонизации Индии сначала британской Ост-Индской компанией, затем непосредственно Великобританией(ок. 1750-1947гг.)

  6. Современная Индия- с момента провозглашения независимости и последовавшего за этим разделения бывшей британской колонии на три независимых государства: Индию, Пакистан и Бангладеш(1947г.- до наших дней)

На всем протяжении всей истории Индии те традиции, которые впоследствии стали известны как индуизм, сосуществовали и взаимодействовали с другими религиозно-идеологическими течениями, взаимоотталкиваясь и взаимообогащаясь. В эпическую эпоху и в начале средневекового периода учением – оппонентом индуизма выступал буддизм, начиная с VIIIв. – ислам, в Новое время индийская культура сталкивается с западной, представленной в сфере религии христианством, в первую очередь англиканством и другими направлениями протестантизма, а также католическими миссиями.

Религия цивилизации долины Инда.

Еще в XIX- начале XXв. ученые датировали зарождение культуры и религии в Индии временем переселения ариев, скотоводческих племен иранского происхождения, создавших древнейшие индоевропейские религиозные тексты – Веды.

Археологические находки в долине р.Инд полностью изменили эти представления. Теперь уже очевидно, что арии, действительно сыгравшие огромную роль в

развитии индийской культуры, были не единственными ее прародителями. До их прихода в Индии уже существовала другая, и весьма развитая цивилизация, получившая в научной литературе наименование протоиндийской, или по названию населенных пунктов, где велись раскопки- цивилизации Хараппы(цивилизации Мохенджо-Даро). Протоиндийская цивилизация – это земледельческая цивилизация. Поэтому здесь на первый план выходит земледельческий культ, культ плодородия, связанный с почитанием женского и мужского начал в природе. Свидетельством тому являются найденные археологами глиняные фигурки с ярко выраженными женскими половыми признаками, статуэтки баранов и буйволов как носителей сексуальной мужской силы.

Первое соприкосновение европейцев со следами протоиндийской цивилизации произошло еще в XIXв.(1856г.), когда англичане, строившие железную дорогу из Карачи в Лахор(территория современного Пакистана), обнаружили руины древней Хараппы. Однако планомерные раскопки в долине Инда начались лишь в самом начале 1920-хгг. Благодаря усилиям индийских и английских археологов миру предстала впечатляющая картина огромной страны с мощной экономикой и высокоразвитой культурой, со множеством поселений городского типа, среди которых выделялись крупные города, названные по месту раскопок,- Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро, Лотхал. По ареалу распространения эта цивилизация была одной из самых крупных на всем Древнем Востоке, а время ее существования составляло период приблизительно с середины IIIтыс. до 1750г. до н.э.

Протоиндская цивилизация изучается уже более 80 лет, однако до сих пор серьезную научную проблему представляют собой ее происхождение, процесс становления и гибель. Не решен вопрос об этнической принадлежности создателей протоиндийской цивилизации, нет и общепринятой дешифровки протоиндийской письменности, хотя не практически не вызывает сомнения принадлежность языка надписей к дравидскому типу. Невозможно с полной определенностью говорить о религиозной жизни протоиндийцев, поскольку найденные изображения и тексты (надписи на печатях и некоторых предметах) могут быть по-разному интерпретированы.

В то же время это не означает, что о религии протоиндийцев совсем ничего не известно. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что протоиндийскую цивилизацию необходимо рассматривать в качестве одного из истоков общеиндийской культуры и религии(прежде всего индуизма). Ученые полагают, что основу религии протоиндийцев составляли культ плодородия, культ женского производительного начала, культ змей. Об этом свидетельствую примитивные глиняные или терракотовые женские фигурки с подчеркнуто округлыми формами груди, живота и бедер, обнаруженные в ранних слоях протоиндийской культуры. На многих протоиндийских печатях можно обнаружить изображения змей, иногда в контексте сцены поклонения богине, расположенной вблизи дерева. По мнению ученых, культ змей, занимающий в индуизме особое место и обросший богатой мифологией и иконопочитанием, явление не арийское , но типично аборигенное, и ни один из его истоков – религия Хараппы и Мохенджо-Даро.

Целый ряд образов на протоиндийских предметах(бюст «жреца» («царя-жреца») и знаменитая печать из Мохенджо-Даро, на которой изображен «владыка мира» с буйволиными рогами на голове, сидящий на троне и окруженный четырьмя животными (слон, тигр, носорог, буйвол), сопоставляются исследователями с более поздними и хорошо известными персонажами индуистского пантеона, прежде всего с Варуной и Шивой). Буйволиные черты так называемого «прото-Шивы», отмеченное исслеодователями сходство с изображениями бога-буйвола в Эламе, отчетливо прослеживаемая на других печатях «буйволиная» тема- все это дает основание предположить наличие у протоиндийцев развитого культа буйвола, по-видимому, связанного с идеей царской власти и с идеей плодородия.

У протоиндийцев также существовал культ священных деревьев, наиболее почитаемым из которых было дерево ашваттха или типал(разновидность смоковнцы), отождествленное исследователями по изображениям на харрапских печатях. Следут отметить, что и в настоящее время ашваттха(как и другие виды смоковниц, прежде всего баньян)- одно из самых почитаемых деревьев в Индии.

Священные тексты индуизма.

Древнейшие индоарийские тексты – Веды.

И хотя те религиозные представления, которые нашли свое отражение в Ведах, именуются в научной литературе «ведийской религией», Веды и в последующие эпохи продолжали почитаться в Индии как наиболее священные тексты той религиозной традиции, которая впоследствии стала называться индуизмом.

Традиционно священные тексты индуизма делятся на два больших класса- шрути и смрити.

Шрути(букв. «услышанное»)- корпус ведических текстов, который включает четыре Веды (или самхиты, букв. «сборники») и дополняющую их литературу- брахманы, араньяки и упанишады

Четыре самхиты(Веды)

  1. Ригведа (Веда гимнов)

  2. Самаведа (Веда напевов)

  3. Яджурведа (Веда жертвенных формул)

  4. Атхарваведа (Веда атхарванов- жрецов огня)

Древнейшая и наиболее почитаемая из них – Ригведа (время создания – приблизительно XII-Xвв. до н.э.). Согласно индийской традиции, четыре Веды не являются творением человеческим, но получены свыше, они были «услышаны» древними мудрецами- риши.

В течение столетий ведические тексты передавались изустно и только много позже были письменно зафиксированы. Традиция заучивания текстов Вед сохранилась в среде брахманов до сих пор. Это связано с тем, что Веды считаются священным звуком, а их устная передача – это священная обязанность брахманов.

Все четыре самхиты напрямую связаны с культовой практикой ведийской религии – использовались в качестве ритуальных текстов в ходе проведения ведийских обрядов, в первую очередь жертвоприношений.

Брахманы – это руководства по ведийской обрядности для брахманов(жрецов). Следующие две группы текстов шрути – араньяки и упанишады – содержат идею о предпочтении «внешнему » ритуалу «внутреннего»; в них магическая власть приписывается не механическому исполнению обряда, а священному знанию его тайн. Упанишады являются древнейшими источниками по индуистской философии.

Класс смрити(букв. «запомненное») включает в себя обширную литературу различных жанров: эпические поэмы «Махабхарата»(в состав которой входит один из самых значительных религиозных текстов индуизма «Бхагавад-гита») и «Рамаяна», пураны(религиозно-мифологические сборники), итихасы(предания о героических событиях прошлого, букв. «именно так и было»), сутры(религиозно-философские тексты индуистских школ), дхарма-шастры(сборники правовых установлений), шалстры(трактаты) по различным дисциплинам традиционной индийской науки(языкознание, астрономия, математика и др.).

Комментаторская литература V- IIвв. до н.э. ритуального и научного содержания, называемая веданга(члены Вед), также традиционно относится к классу смрити.

Ведийская религия.

Сформировалась на основе верований и обрядов арийских племен, пришедших в Индию с северо-запада во II тысячелетии до н.э. Основы ведийской религии были заложены еще до того, как арии попали в Индию, о чем свидетельствуют многочисленные сходства и соответствия в пантеонах и мифологии индоарийской и древнеиранской религий. Свое окончательное оформление ведийская религия обрела в Индии в конце II - начале Iтысячелетия до н.э.

Боги ведийского пантеона – олицетворяют различные силы и явления природы, традиционно распределяются по трем сферам Вселенной(трилока): земной, воздушной и небесной. Некоторые боги антропоморфны, в то время как образы других слабо антропоморфны, а иногда зооморфны. Функции и сферы власти богов не всегда строго разграничены, что отражает архаический характер ведийской религии. Некоторые боги и вовсе не связаны с какими-то явлениями природы, и имена их представляют обожествленных деятелей или общие понятия.

Индра – один из главнейших в раннем ведийском пантеоне(громовержец и змееборец)

Агни – бог огня

Сома – олицетворяет ритуальный напиток

Сурья – бог солнца

Савитар – также солярное божество

Варуна – блюститель Вселенского закона (рита)

Женские божества в пантеоне Ариев немногочисленны

Среди них выделяются

Ушас – богиня утренней зари

Сарасвати – персонифицированная священная река Ариев.

Демиурги в Ригведе – богиня речи Вач, боги-ремесленники Тваштар и Вишвакарман, Брахманаспати(Брихаспати), «Господин молитв», выступающий как кузнец, выковавший богов. В ведических текстах появляется и впоследствии занимает место главы пантеона Праджапати (букв. «Владыка созданий»)- бог –творец, отец других богов. В брахманах и упанишадах возрастает значение малозаметных в «Ригведе» богов Вишну и Рудры. Характерная черта раннего пантеона – это объединение богов в пары

Дьяус (небо) и Притхви(земля)

Митра (божество дня) Варуна(ночное небо)

Агни и Сома (воплощают антитезу смерти и пищи)

Ашвины(двое братьев-близнецов, ассоциируются с утренними и вечерними сумерками ) и др.

В гимнах, обращенных к таким «дуальным» божествам, они сливаются в единый образ, а их имена соединены в одно сложное слово. В «Ригведе» боги именуются асурами(изначальные боги нерасчленного мира) или дэвами(младшие боги, постепенно вытеснившие первых). В текстах поздневедийской и последующей литературы асуры постоянно предстают как демоны, противопоставленные дэвам- богам.

В ведийской космологии особое значение имеет противопоставление понятий организованного пространства (лока) и хаоса(амхас), негативного также и в моральном аспекте. Космогонический акт мыслится как разделение изначально слитых Неба и Земли и создание пространства между ними (деяние это приписывается Индре или иным богам пантеона). Другие версии мифа о творении рассказывают о создании мира из тела космического гиганта Пуруши или о рождении мира из золотого яйца (хираньягарбха), плавающего в первозданных водах, под воздействием космического жара (тапас). В упанишадах развивается концепция Брахмана как Высшей Реальности, лежащей в основе внешних явлений мира.

Основу религиозного культа ведийской религии составляли жертвоприношения(яджня). Ведические тексты содержат детальные описания сложных правил жертвоприношений, в том числе и «кровавых»(в основном жертвенных животных, хотя отмечались случаи принесения в жертву людей), в соответствии с которыми каждому сословию соответствовали свои жертвенные животные. Так, только верховные правители могли приносить в жертву (и притом в особых случаях) коня(этот ритуал, бывший одним из самых сложных, назывался ашвамедха). Религиозные обряды исполнялись брахманами, которые подразделялись на несколько классов. Во время выполнения обряда каждый жрец выполнял строго определенную функцию. С течением времени ведийская религия претерпела ряд изменений вследствие взаимодействия с местными автохтонными культурами. Дальнейшее преобразование этой религии связано с развитием древнеиндийского умозрения. Представление о загробном царстве Ямы, первого умершего на земле и открывшего посмертный путь «предков»(питаров, или питри), в упанишадах трансформируется в учение о цепи перерождений (сансара).

Социальное учение индуизма.

Сословно-кастовое деление, получившее разработанное религиозное обоснование.

Современная индология исходит из гипотезы, согласно которой общественное устройство ариев включало в себя три сословия- жрецов, воинов и свободных общинников. В процессе завоевания Индии и подчинения местных племен арийская сословная система была дополнена четвертым, низшим сословием. В это сословие вошли местные этнические группы(возможно, низшие слои местных сообществ).

1) брахманы(жрецы, священнослужители)

2) кшатрии(воины и правящая элита)

3) вайшьи(простолюдины, по роду занятий могли быть крестьянами, ремесленниками и торговцами)

4) шудры(слуги)

Отличительная особенность данного иерархического порядка сословий состоит в различиях между первыми тремя и последним сословиями. Представители сословия шудр рассматриваются как «слуги» по отношению ко всем трем высшим сословиям. Религиозно-идеологическое обоснование этого отличия состоит в том, что только представители первых трех сословий именуются «дважды рожденными»(первое – физическое рождение, второе – инициация в священное звание). Мальчики из этих сословий проходят особый обряд-посвящение, именуемый упанаяна, который открывает им доступ к священному знанию, содержащемуся в ведах. Церемония посвящения завершалась вручением специального шнура. Для шудр доступ к ведийскому знанию оставался закрытым. В течение всего ведийского периода и в эпоху классического индуизма упанаяна считалась обязательным посвящением для всех сословий «дважды рожденных» - брахманов, кшатриев и вайшьев,- получавших свои шнуры в 8,11 и 12 лет соответственно.

Древнеиндийскими идеологами была разработана концепция «закона периодов жизни»(варна-ашрама-дхарма), согласно которой человек, принадлежащий к одной из трех высших варн, после прохождения обряда «второго рождения» должен сначала вести жизнь ученика(брахмачарин), затем вступить в брак и стать домохозяином(грихастха), после этого вести жизнь отшельника(ванапрастха) и в последний жизненной стадии оставить все мирские привязанности и стать странствующим аскетом(санньясин). Доктрина четырех ашрамов содержится уже в текстах упанишад. Ее соблюдеие считалось священным долгом «дважды рожденных».

Позднее в Индии утвердилась также система джати(букв. «племя», «род»). Индийские джати – это и есть то, что в научной литературе принято обозначать португальским словом «каста». Джати – замкнутая группа с жестко фиксированным социальным статусом, передаваемым по принципу кровного родства. Для индийских джати(каст) характерны следующие признаки:эндогамность(браки заключаются только внутри группы ), наследование традиционных занятий(профессии), а также специфических обычаев, обрядов, мифологии.

Брахманизм: вероучение и философия.

Радикальные изменения в сфере религиозной мысли и практики происходят в эпоху упанишад(VIII-IIвв. до н.э.). В этих текстах нашли свое отражение такие представления о мире, боге и человеке, которые связываются в истории религий Индии уже с понятием «брахманизм» и которые легли в основу мировоззрения позднейшего индуизма.

Прежде всего, это понятия Атман и Брахман

Оба этих слова могут быть переведены на русский язык посредством слов «душа», «дух », «самость» и т.п. Различие между ними, проявляющееся только тогда, когда они рассматриваются в паре, состоит в том, что Атман может трактоваться как «индивидуальная душа», а Брахман – как «мировой дух», «абсолют». Однако как раз это различение и является, с точки зрения упанишад, иллюзорным. В этом главный метафизический смысл как философии упанишад, так и многих более поздних религиозно-философских систем индуизма, в первую очередь веданты.

На основе учения о «путях предков»(питрияна) и «путях богов»(дэваяна), содержащегося в упанишадах, сформировалось учение о сансаре – круговороте рождений, мире постоянного становления, через которое проходит все, в том числе и психофизическая жизнь человека и любого другого существа. Всякое существование в сансарном мире обусловлено поступками в предшествующей жизни – индивидуальной кармой(букв. «действие», «деяние»; примечательно, что этот термин первоначально использовался в ведической литературе применительно к рассмотрению жертвоприношений).

studfiles.net

Индуизм – религия брахманов

Зародился индуизм в Индии, приблизительно между I и V вв. н.э. После христианства и ислама это религиозное течение считается самым многочисленным по количеству последователей. Сами адепты называют свою веру сана́тана-дха́рма, что можно перевести с санскрита, как «вечный закон».

 

древняя индийская религия индуизм

Индуистские священные писания, как и основной принцип даосизма, существуют на протяжении многих веков. Наиболее старинными и важными считаются такие тексты, как Пураны, Упанишады, Веды, Агамы, а также трактаты «Бхагават-гита», «Махабхарата» и «Рамаяна». Священные писания принято классифицировать на две категории: шрути (ведийские канонические тексты) и смрити – своеобразные дополнения к шрути.

В странах Азии индуизм религия очень распространена. В Индии приверженцами этой религии являются более 80% населения. В Бангладеш проживает около 15 млн. индуистов, в Индонезии – 4 млн., на Шри-Ланке – 2,5 млн. В Европе самая крупная община индуистов сконцентрирована в Великобритании. Около 500 тысяч граждан этой страны считают себя последователями индуизма. В Америке также проживает порядка 575 тысяч индуистов.

 

Пантеон

Ответить на вопрос кто же бог в Индуизме не так уж просто. боги индуизма - ГанешаСогласно преданию, пантеон этого религиозного течения насчитывает 3 333 333 богов, полубогов, духов, демонов, призраков и семейных покровителей. Однако верховными считаются три божества – Вишну, Брахма и Шива.

Вишну изображают в виде человека с четырьмя руками и кожей темно-синего цвета. Вишну поддерживает жизнь во Вселенной, он выступает творцом и разрушителем мироздания. Основными атрибутами Вишну считаются могущество, богатство, знание, мужество, сила и великолепие. Вишну имеет три ипостаси, каждая из которых играет особую роль в поддержании гармони во Вселенной.

Брахма – бог, не имеющий матери. Согласно преданию, он был рожден из цветка лотоса. Брахма имеет четыре головы и четыре руки, он облачен в одеяние красного цвета. Четыре руки можно считать олицетворением сторон света (север, запад, юг, восток). Брахма является создателем одиннадцати Праджапати – прародителей человечества.

Шива – символ трансформации и разрушительного начала вселенной. Кожа этого божества имеет белый оттенок, чаще всего его изображают сидящим в позе лотоса. Шиву считают победителем демонов и защитником праведности, а также управителем всего сущего и подателем всех благ. Сыновьями Шивы называют бога войны Сканда и бога мудрости Ганеша.

 

Философия индуизма кратко

БрахмаКонечной целью духовной практики является достижение состояние самадхи (нирваны). Последователь должен освободиться от материальных желаний, осознать природу своего истинного «я» и свое единство с богом. Самадхи подразумевает покой и полное умиротворение. Если индивидуум достигнет конечной цели существования, то ему более не придется перевоплощаться. Между прочим, благородные истины буддизма имеют много общего с устремлениями индуизма.

В пуранической литературе есть понятия, соотносящиеся с христианскими представлениями о рае и аде. В зависимости от совершаемых поступков, душа умершего человека получает награду или возмездие. При помощи жертвоприношения пищи и воды родственники умершего могут освободить его душу из адских сфер. Впрочем, время пребывания в аду не безгранично – после очищения душа снова сможет переродиться в новом теле.  

Священная корова. В индуизме корова почитается как священное животное, предусмотрено табу на употребление говядины в пищу и даже на забой скота. Корова олицетворяет собой святость, чистоту и изобилие.

 

Касты и варны

Индуизм – религия кастовая, т.е. предполагающая разделение общества на сословия. В индуизме социальные группы называются варны, что в переводе с древнего языка санскрита означает «форма, внешность, цвет». Всего существует четыре касты, к одной из которых человека причисляют по праву рождения:

  • Брахманы – высшее сословие, священнослужители
  • Кшатрии – изначально воины, аристократы, правители
  • Вайшьи – торговцы, земледельцы и ремесленники
  • Шудры – низшая каста, чернорабочие и слуги

На современное общество религия индуизм не оказывает серьезного влияния в отношении кастовой системы. Несмотря на сохранение варн, социальная дискриминация не проявляется.

valtasar.ru