Индийские древние танцы. Танцы Индии: история древнего искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Танцы Индии: история древнего искусства. Индийские древние танцы


Музыка и танцы в Индии

Большая часть музыки связана с индийскими сказками и легендами, другая – с сезонами природы.

Индийская музыка (Хиндустани на севере и Карнатака на юге) развивалась в течение столетий в составе индийской культуры. Музыкальные формы, как музыкальные интервалы, гармония и ритмические компоненты представляют собой продукт богатства музыкальных традиций и различных влияний. Тем не менее, они имеют значительное отличие от известного на Западе. Большая часть музыки связана с индийскими сказками и легендами, другая – с сезонами природы.

Музыка Карнатака и классические танцы отображают эпоху дравидийской культуры – сохраненные поколениями традиции и богатство страны. Ощущение этого искусства не поддается описанию! Это просто потрясающее чувство. Индийский танец – одновременно уникальный и вневременной – широко распространен по всей стране. Его можно увидеть во время больших праздников и представлений повествовательных произведений или в красочных шоу, которые проводятся в отелях и культурных центрах. Разнообразная культура Индии предлагает изобилие народных и племенных танцев во многих регионах страны. Наряду с классическими индийскими танцами, индийские народные танцы являются обычными в сельской местности и во время религиозных праздников. Наиболее популярными народными танцами являются Гхумар, Бхангра, Лавани, Руфф, Гарба, Калбелиа, Чхау, Биху и Раут Нача.

Знаменитые виды индийских танцев

 Бхарата Натьям

Классический танец Бхарата Натьям распространен прежде всего в тех районах Индии, где говорят на тамильском и телугийском языках. Бхарата Натьям – понятие появилось

только в начале 20-го века – обозначает различные стилистические направления, как, например, сольный танец Натья, групповой танец Куруванжи или театр танцев Бхагаватамела и Ку-чипуди. Бхарата Натьям демонстрирует в определенной степени высокое единство с древними текстами по теории танца, а также с танцевальными позами исторических храмовых скульптур (например, изображения в храме Натараджа южного храмового комплекса Чидамбарам 12 века н.э.), которые представляются самой старинной традицией Индии. Взяв в основу содержание древних текстов, Бхарата Натьям сгруппировала большое количество поз и движений тела (карана), последовательные шаги (кари), а также движения рук и пальцев (хаста). К этому следует добавить ярко выраженную мимику. Голова, шея и плечи образуют единое целое и двигаются вместе в сторону. Танцовщицы часто носят богато украшенные шелковые сари, которые при разводящих движениях открываются спереди веером, и соответствующие парчовые блузы. Все действующие лица украшены серебряными ожерельями, браслетами, ножными колокольчиками и поясами. На ладони и подошвы могут наноситься красной краской геометрические орнаменты и сулящие счастье символы.

Катхакали

Катхакали, по сути, представляет отображение мира. Сцена и участники действа до мельчайших подробностей наполнены символами. В зависимости от сюжета, на подиуме демонстрируются небо, земля или подземный мир. Фитили высокой масляной лампы на сцене символизируют солнце и луну. Особую значимость имеют грим и костюмы. Еще утром пример готовит краски для вечернего представления. За несколько часов до выхода на сцену мастер грима прикрепляет над скулами некоторых актеров широкий белый воротник из рисовой пасты. Эта манжета должна подсохнуть до полного затвердевания. Затем различными красками и узорами грим наносится на брови, губы и лоб. При помошд красок и грима создаются ясные типажи, чтобы зрители могли сразу распознать положительных и негативных героев спектакля. Как правило, костюмы богато украшены драгоценностями, длинными шнурами, высокими коронами или головными уборами, павлиньими перьями, шарфами с оборками и вшитыми маленькими зеркалами. После макияжа и обряжения в костюмы участники шоу становятся не просто актерами, а богами, героями или демонами. К тому же, запрещается уже обращаться к ним по личным именам. Перед началом представле-ния главные участники иногда появляются за занавесом, открывающим их верхнюю часть тела и в медленном ознакомительном танце дают зрителям возможность подробно разглядеть искусный макияж и скрупулезную мимику.

Kuchipudi

Танцевальный стиль Кучипуди зародился в федеральном штате Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии. Кучипуди имеет сходство с сольным танцем Бхарата Натьям и брахманским театром танцевальных фигур Бхагапарамела. Этот стиль находит свое отражение еще у своих предшественников в 7-8 веках. Танец театр и музыка соединены в нем в некое особое средство, бхакти, для распространения идей любви к богу Вишну средствами костюмированного танца. С 13 века дополнением становятся элементы культа Кришны. Именно поэтому сюжеты представлений Кучипуди содержат эпизоды из жизни Вишну и Кришны. Разнообразие аксессуаров и широкое пространство для демонстрации виртуозности всегда делают стиль Кучипуди чрезвычайно популярным. Известностью танец обязан прежде всего танцмейстеру Вемпати Чинна Сатьяму и исполнительной паре Раджа и Радха Редди. Танцевальная техника Кучипуди во многом схожа с Бхарата Натьям: она также согласуется с текстами Натьяшастра и содержит чередование энергичных и скорее грациозных, по-настоящему ритмичных и выражающих эмоции элементов. Для Кучипуди очень характерным является наличие чрезвычайно виртуозных движений: особые отличия представляются в танце на медном подносе, который посредством 35 ритмичных вариаций демонстрирует вхождение танцора в «транс» (мохана), имеющим еще название Рага, или танец с зажженными свечами, которыми актер манипулирует на голове и руках.

Одисси

Будучи изначально храмовым танцем, он исполнялся давадаси (служанками богов), которые наряжали и обмывали статуи, танцевали на праздниках и пели. Танцу Одисси выпала честь разделить судьбу других видов индийских танцев. Эта классическая форма танца была заново открыта только четыре десятилетия назад в северовосточном штате Одиша, где танец имеет корни, восходящие ко второму столетию до нашей эры. Одисси является, как правило, сольным танцем, который исполняется исключительно женщинами. Его техника основана на классических выразительных формах Нритта и Нритья: Нритта – это чистый танец без особого содержания и символов, в свою очередь, Нритья зачастую демонстрирует религиозные темы посредством стилизованных форм движений тела и ног, жестов руками и мимики. Особо характерными являются позиция трибханга, при которой ноги, бедра и головы формируют S-образную кривую, а также основная позиция гхаука, при которой ступни поворачиваются

наружу, а ноги немного сгибаются. При этом существует целый ряд зрелищных образцовых движений, как, например, «позиция колесницы» или вращение пчелы. Танцовщицы облачены в традиционные костюмы – сотканный в стиле Одиша шелковый сари с соответствующими цветами, веерообразный передник и пояс, составленный из серебряных пластинок и обернутый дважды вокруг талии. Пучок высоко поднятых волос обрамляют цветы и, зачастую, украшает тиара. Изящный вид танцовщицы завершают браслеты, ожерелья и колокольчики на ногах. На лицо наносится простой грим, только область вокруг глаз оттеняется черной краской, чтобы придать мимике особое выражение. На ладони часто наносится узор из красной краски.

Манипури

Танцы Манипури, или Раас, как следует из названия, происходят в великолепном районе Манипур, расположенного в северовосточной Индии. Они представляют одни из самых зрелищных танцевальных традиций Индии. Зародившись во время сельскохозяйственных церемоний сбора урожая, танцы манипури постоянно дополнялись новыми свежими элементами. Может быть, поэтому они рассматриваются как самые древние и самые молодые среди классических индийских танцев. Для этого вида танцев присущи доскональное изящество движений и сплошная последовательность. Складывается впечатление, что каблуки танцоров просто не касаются земли. Все характеризуется невесомой легкостью. Танцы Манипури символизируют суть индуистского учения – стремление человеческой души добиться единения со Вселенной. Танцы Манипури, в большей степени, являются групповыми. Отличительными чертами представляются сложная хореография и великолепные костюмы танцовщиц в расширяющихся книзу гщлиндрических юбках. Танцы тесно переплетаются с мифами и легендами, которых существует невероятное множество в этой части Индии. В центре действа, зачастую, находятся Шива и Парватхи, которые, согласно сказаниям, посещали этот прекрасный край.

Мохини Аттам

Мохини Аттам, вероятно, является самым молодым из классических индийских танцев и имеет свое начало в южной части индийского штата Керала, где он (по всей видимости) во

времена правления знаменитого махараджи Свати Тирунала получил расцвет как женская противоположность танца Кат-хакали. Его корни нисходят к 14 веку. В ходе развития на танец было оказано влияние и со стороны Бхарата Натьям, что особенно заметно в репертуаре и «хастах» (жестах руками и пальцами). Другие источники утверждают, что Мохини Аттам обязан своим рождением Бха-рата Натьям, Катхакали и народным танцам, особенно женским в штате Керала. Современная форма Мохини Аттам представляет собой очень ритмичный танец, который посредством сложного языка телодвижений, мимики и жестов в основном демонстрирует интерпретацию сюжетов из Рамаяны, Махабхараты и Пуран.

Катхак

Традиционный стиль Катхак – это синтез двух культур, индуистской и мусульманской. Название Катхак происходит от слова катхи (рассказы), поскольку танцоры повествуют посредством специфических выразительных средств об историях из великих эпосов древней Индии. Прежде чем предстать в нынешнем виде, Катхак пережил длительное развитие. Получив свое рождение в качестве религиозного повествующего танца в индуистских храмах Северной Индии, он в течение 15-го века превратился в оперное представление. Во времена правления мусульманских Моголов в 16-м веке из танца Катхак выделилась придворная форма, в центре которой находился культ Кришны. В современном Катхаке представлено игривое, ритмичное и виртуозное соединение индуистских и мусульманских элементов. Образцы движений и формы выразительности в танце Катхак переплетаются с историей его происхождения.

Расскажи другу

ayurveda.media

Бхаратнатьям — самый известный танец Индии

Главная » Познавательно Древний индийский танец бхаратнатьям

Древний индийский танец бхаратнатьям

История индийских танцев насчитывает пять тысяч лет. Изначально танцы носили религиозный характер и были уделом храмов. Но со временем, после прихода в страну мусульман, танцы приобрели эстетический характер и стали исполняться повсеместно. Бхаратнатьям, которому исполнилось уже около двух тысяч лет, является самой популярной классической формой танца южной Индии.Древний индийский танец бхаратнатьям

Древний индийский танец бхаратнатьям

История танца

Легенда гласит, что боги решили разделить свою любовь к танцу с людьми. Но природа людей такова, что они всегда стараются принести что-то новое и свое собственное в любой аспект жизни. Это, естественно, коснулось и новых знаний о ранее неведомых танцевальных движениях. Таким образом были созданы множество различных форм танца по всей стране.Древний индийский танец бхаратнатьям

Древний индийский танец бхаратнатьям

Бхаратнатьям имеет глубоко духовные корни. Девадаси (храмовые танцовщицы) были одними из первых, кто танцевал Бхаратнатьям. Эти женщины танцевали исключительно в индуистских храмах, посвящая танец богам. Со временем девадаси превратились из женщин, посвященных богу, в храмовых куртизанок и танец исказился до такой степени, что он стал средством удовлетворения прихотей мужчин, а не богов. Тем не менее, это не помешало бхаратнатьяму остаться популярной формой танца.

Древний индийский танец бхаратнатьям

Древний индийский танец бхаратнатьям

Аспекты танца

Бхаратнатьям делится на три категории в зависимости от целей танца: Nritta — танец, который сосредоточен на форме. В Nritta нет глубокого эмоционального смысла танцевального спектакля. С помощью его просто передают аудитории ритм, технику движения и энергетику. Nritya — танец, который полон лирики. Движения рук, известные как «мудры», помогают передать чувства. Natya — танец, который был изобретен для того, чтобы рассказать зрителям истории и предания. Исполнители используют пантомиму в дополнение к основным танцевальным движениям и мимике, чтобы передать повествование.Древний индийский танец бхаратнатьям

Древний индийский танец бхаратнатьям

Исторически храмовый танец чаще всего исполнялся женщинами. Тем не менее, есть и танцоры-мужчины. Что примечательно, бхаратнатьям всегда выполняется с согнутыми коленями. Эта традиция пошла от того, что исполнители старались походить на храмовые статуи. Танцовщицы во время выступления одевают сложные, разноцветные костюмы. Типичный женский костюм состоит из специально сделанного сари, специальных украшений для волос и бодиарта.

Источник: 4dancing.ru

Пометить материал как неуместный

Ваши оценки

Пока нет рейтинга

Loading ... Loading ...

xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai

Танцы в Древней Индии - путеводитель

Танцы в Древней Индии

Исходя из трактовок индуистской мифологии, зарождение танца произошло именно в Индии, а создателем выступил бог Шива, который танцуя, превратил всеобщий хаос во Вселенную. Считалось, что танцевать имели право только небожители и ни в коем случае не простые смертные. На празднествах в небесном дворце прекрасные полубожественные танцовщицы извивались в танце, восхищая и восторгая всех окружающих. Самым превосходным танцором считался сам бог Шива, все другие божества имели за честь составить ему аккомпанемент. Пляски стали доступными простым земным людям только после того, как великий мудрец Бхарата, заслуживший своими благими делами право посетить божественный дворец и насладиться зрелищем танца, обратился к богам Брахме и Шиве с просьбой научить простой люд этому искусству.

Особенности танцевальной культуры в Древней Индии

В Древней Индии танец считается выражением души, своего внутреннего состояния в самой высшей форме. Благодаря особому отношению индуизма ко всякому искусству как к воплощению божественной внутренней красоты в человеке, искусство в равной степени приравнивалось к религии. Поэтому не удивительно, что народ Древнего Индостана еще задолго до того, как научился писать, читать и создавать скульптуры из камня, выражал свою веру в богов и свое повиновение им с помощью движений тела. Танец для индусов в древнем мире был неотъемлемой частью религиозных обрядов и ритуалов. Изначально эти хореографические композиции были довольно примитивны, но вскоре обрели практически совершенство. Вообще считается, что классический индийский танец – это своеобразная форма йоги, в которой гармонично сочетаются духовная энергия и физическая выносливость. То, что танец в Древней Индии был неотъемлемой частью жизни и быта в народе, находит свое подтверждение в многочисленных писаниях, рассказах мудрецов и в разнообразных статуэтках, изображающих танцоров, застывших в затейливых позах.

Стоит отметить, что индийские пляски представляют собой не просто красивый набор различных движений, а полноценный рассказ той или иной истории. Эта особенность сохранилась и до наших дней. Современные танцовщицы используют строго определенные шаги, взмахи, движения рук, кисти и даже взгляд, которые отображают определенные чувства, действия или даже целые события. Еще в Древней Индии молодые и красивые специально отобранные девушки, еще не достигшие половой зрелости, становились женами богов, которым был посвящен храм. Они исполняли танцы обнаженными, что являлось демонстрацией своих чувств к божеству.

Еще одной яркой особенностью танцевальной культуры древних индусов является трактовка текстов под аккомпанемент хореографических па. Каждый танцор исполнял рассказы и танец в силу своего мастерства и особого мировоззрения. Это действие всецело было пропитано той или иной смысловой нагрузкой и просвещением окружающих.

По истечению определенного времени танцы в Индии стали терять свою религиозную суть и уже в Средние века танцы исполнялись в основном как придворное развлечение и красочное действие. Участники плясок воспевали не богов, а своих покровителей. Современный индуистский танец обладает неимоверной изящностью, грацией и насыщенностью чувствами. Индийская хореография – особенная и не имеющая аналогов во всем мире.

Рекомендуем ознакомится: http://www.letopis.info

worldunique.ru

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – "Натьяшастру".

танцы индии

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд "Натьяшастра" оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

песни и танцы индии

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть "Натьяшастры"

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

музыка и танцы индии

Трактат "Натьяшастра" подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

танцы древней индии

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

народные танцы индии

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате "Натьяшастра". Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

классические танцы индии

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

культура индии танцы

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

загрузка...

allwomanday.ru

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Танец как филосовия

Индийские традиционные танцы имеют очень глубочайшие корешки и сейчас являются большущим пластом мировой культуры. Традиции индийского танца описаны в старом трактате о театре и актёрском мастерстве Натья-Шастра. Необходимо отметить, что древнейшие традиции индийского танца чтут не только лишь у него родине, многие школы танцев по всему миру предлагают уроки индийского традиционного танца.

Непременно, музыканты и певцы занимают существенное место в культуре индийских танцев, но всё же центральное место отводится мастерству танцоров. Необходимо отметить, что обучение индийскому традиционному танцу просит от учеников терпения и напористости, ведь перед тем как изумить своим мастерством друзей и близких времени придётся издержать много.

Существует несколько разновидностей индийского традиционного танца.

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Бхаратанатьям – сакральный танец-театр

Бхаратанатьям – сакральный танец-театр коренных обитателей штата Тамил Наду, который исполняется в сопровождении традиционной музыки. Позы из этого танца можно узреть на стенках храмовых комплексов в южной части Индии. Исполняли этот танец девадаси – храмовые танцовщицы, которых в Индии почитали не меньше, чем жрецов. Сюжет хоть какой танцевальной композиции – легенда о каком-либо из божеств, в честь которого построен храм. Числилось, что если движения танцовщицы безупречны, то божество получает дополнительную силу.

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Одисси: разговор движениями

Одной из наистарейших в мире и сложнейших систем индийского танца является Одисси. Этот танец, в базе которого лежит богатейшее мифологическое наследство индусов, развивается уже в протяжении 2000 лет. Одисси время от времени именуют индийским балетом, так это ласковый, грациозный и каноничный стиль. У этого танца есть свой словарь. Положение рук, ног, движения головы, движения глаз, жесты, положение тела, прыжки и повороты – в Одисси все имеет значение.

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Катхак — танец храмовых сказителей

Ещё один умопомрачительный индийский танец – катхак. Этот танец зародился в Северной Индии и исполняется и дамами, и мужиками. У истоков танца стояли храмовые сказители, которые в танце иллюстрировали движениями тела и жестикуляцией эпизоды из легенд. Специалисты говорят, что в катхак индуистские храмовые традиции объединились с традициями мусульманского двора.

Индийские традиционные танцы: путь от Натья-Шастра в Европу

Индийский традиционный танец: зрелищность и техника

Сейчас исполнители традиционных индийских танцев выступают как с сольными номерами, так и со сценическими спектаклями. Стоит только держать в голове, что даже глубоко изучая индийскую культуру европейцу трудно осознать её сущность. Потому индийские танцы должны быть приспособлены для евро зрителя. К первую очередь при постановке танца необходимо держать в голове о продолжительности композиции (не делать длинноватые танцы) и уменьшать повторы схожих движений, что подразумевает традиционный индийский танец. Но рвение к зрелищности, непременно, не должно приводить к нивелированию танцевальной техники.

Похожие записи :

lanatigrana.ru

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – "Натьяшастру".

танцы индии

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд "Натьяшастра" оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

песни и танцы индии

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть "Натьяшастры"

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

музыка и танцы индии

Трактат "Натьяшастра" подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

танцы древней индии

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

народные танцы индии

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате "Натьяшастра". Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

классические танцы индии

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

культура индии танцы

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

myupy.ru

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – "Натьяшастру".

танцы индии

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд "Натьяшастра" оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

песни и танцы индии

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть "Натьяшастры"

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

музыка и танцы индии

Трактат "Натьяшастра" подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

танцы древней индии

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

народные танцы индии

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате "Натьяшастра". Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

классические танцы индии

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

культура индии танцы

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также