Индейцы древней мексики. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древней мексики, искусство индейцев. Индейцы древней мексики


Древние индейские города Мексики. Часть 2.

В этой части рассказа - о городах, посещенных мною на Юкатане.Юкатан - полуостров в Центральной Америке, разделяющий Мексиканский залив и Карибское море. На северной части полуострова находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо. Юг полуострова относится к государствам Гватемала и Белиз. Климат на Юкатане тропический и жаркий. На влажном юге основную часть территории занимают тропические леса, на севере климат суше.С IV по X век Юкатан был центром цивилизации майя, оставившей многочисленные археологические артефакты и сооружения, особенно пирамиды. Наиболее известные места - города Чичен-Ица, Коба, Тулум и другие.YucatanMap

Тулум.Тулум (Tulum) - древний город цивилизации майя, служивший портом для города Коба.

Руины города расположены у восточного берега Юкатана в штате Кинтана-Роо, в 130 километрах от Канкуна к югу. Это один из наиболее хорошо сохранившихся прибрежных городов майя и ныне очень популярен среди туристов. А так же это один из немногих городов, который не был покинут индейцами к приходу испанцев. Был основан примерно в 1200 году, фактически это последний город, основанный майя.Во времена майя назывался Сама, что означает "город рассвета". Слово Тулум на юкатекском языке означает "стена". От нападений город с одной стороны защищали высокие крутые утесы, обрывающиеся в море, а со стороны суши - каменная стена высотой от 3 до 5 метров. Крепостная стена была толщиной около 8 метров и длиной около 400 метров. Эта внушительная оборонительная стена делает Тулум одним из наиболее известных укрепленных городов майя. Небольшой сенот у северной стены давал жителям города свежую воду.На территории города находится пирамида, которая в те времена была маяком, а также Храм Бога Ветра, Дворец, Храм Спускающегося Бога, Дом Алач-Уиник, Дом с Колоннами, Храм Фресок и целый ряд других построек.Тулум во времена майя был важным торговым центром - здесь сходились сухопутные и морские торговые пути Центральной Америки и Мексики. Главным предметом торговли был обсидиан - камень, являвшийся важнейшим материалом в жизни всех древних мексиканских цивилизаций. Он использовался для изготовления ножей, скребков, топоров и наконечников для стрел и копий. Также из него изготавливали орудия труда, ритуальные маски, статуэтки и амулеты, украшения, предметы интерьера и даже зеркала.

При входе в археологическую зону находится множество сувенирных магазинчиков, небольшие закусочные. По всем территории зоны, впрочем как и везде на Юкатане шастают игуаны, совершенно безобидные создания, придающие особый колорит местности.Неподалеку от древних руин находится много разнообразных отелей, в том числе и эко - без искусственного электричества.

Расположение вблизи красивейшего пляжа и окружающая город стена делают это место уникальным и не похожим на остальные.

Храм Бога Ветра.IMG_6918

Тулумская бухта и вид на торец Дворца.IMG_6944

Дворец.IMG_6952

Дом Алач-Уиник.IMG_6983

Храм Фресок.IMG_6982

Игуана.IMG_6898

Схема-план города.262289_600

Коба.

Коба (Cobá) - остатки древнейшего города цивилизации майя, находящиеся около двух лагун (озер) - Коба и Маканшок. В этих озерах водятся крокодилы, о чем предупреждают таблички у воды, так что купаться в них совсем не рекомендуется %) Коба был основан примерно в V веке нашей эры. Город расположен в 40 километрах северо-восточнее Тулума. Название его переводится как "взволнованные воды". До конца XIX столетия древний город был скрыт под землей, археологические раскопки продолжаются и по сей день, на поверхности сейчас только малая часть построек. По всей территории развалин расходятся дорожки из камня и гипса вплоть до Карибского побережья. Таких дорожек около 40, причем самая длинная достигает 100-километровой длины. Примерно в 300-900 года нашей эры была воздвигнута большая часть строений. Коба был одним из крупнейших городов индейцев майя в этот период, его население насчитывало около 50 тысяч жителей.

В городе расположено 5 групп зданий - группа Нооч Мул (Nohoch Mul), к которой относится пирамида Эль Кастийо высотой 42 метра; группа Коба (Cobá), группа Маканшок (Macanxoc), группа де лас Пинтурас (de las Pinturas), группа Чумук Мул (Chumuc Mul).

Постройки города Коба со дня открытия его археологами остались практически нетронутыми.Город расположен посреди густых эвкалиптовых лесов. Так как территория города очень большая, то для удобства и быстроты передвижений предлагаются в аренду велосипеды, а если не хочется крутить педали - можно нанять велорикшу.

При входе в город как и во многих подобных местах расположены магазины с сувенирами и кафе.

Большая Стела. Группа Маканшок.IMG_8225

Схема.coba_map

Чичен-Ица.Священный город, расположенный в 90 километрах от города Коба. Название Чичен-Ица (Chichén Itzá) в переводе с языка местных племён значит "Устье колодца племени Ица". quot;Чи" на языке майя означает "устье", "чен" - "колодец", а "ица" - название племени майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле.

Основан в VII веке нашей эры. Руины города могут быть условно разделены на две группы. Первая - это строения, датируемые VI-VII веками н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X-XI вв. н. э.В X веке город был захвачен тольтеками. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединённым войском трех индейских городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля.Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чичен-Ица представляла собой развалины.

После 1194 года загадочный город окончательно опустел. Почему это случилось - до сих пор точно не известно, так как испанские завоеватели, вторгшиеся на территорию Мексики, сжигали ма­нускрипты и убивали священнослужителей народа майя.

Главное строение города - Храм Кукулькана - имеет с каждой стороны широкие лестницы. В дни весеннего и осеннего равноден­ствий (20 марта и 21 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень об­разуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, "ползущей" по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы.

Переговоры между губернатором Ивонн Ортегой Пачеко (Ivonne Ortega Pacheco) и землевладельцем Хансом Юргеном Тиесом Барбачано завершились 30 марта 2010 года. В результате власти купили 83 гектара, на которых расположен древний город за 220 миллионов песо (около 18 миллионов $). Сообщалось, что Барбачано сам настаивал на продаже для того, чтобы сохранить наследие Юкатана.

При входе и на всей территории Чичен-Ицы продаются многочисленные сувениры, торговцы часто выдают фразы и слова на русском языке, в том числе: "Горбачев", "перестройка", "Москва".

Храм Кукулькана, 9-ступенчатая пирамида, высотой 24 метра.IMG_8819

Платформа орлов и ягуаров. На заднем плане Храм Ягуаров.IMG_8779

Храм Таблиц.IMG_8805

Храм Воинов.IMG_8807

Строение в северной части стадиона для игры в мяч.IMG_8787

Священный сенот. Природный колодец глубиной 50 метров. Служил для жертвоприношений.IMG_8792

Схема города.Karta_ChichenItza

gatita-errante.livejournal.com

Как живут мексиканские индейцы тараумара // ОПТИМИСТ

≡  10 Октябрь 2016

А А А

Они живут высоко в горах и глубоко в ущельях, избегая общения с чужаками. Они рассчитывают только на себя и не устают доказывать это окружающему миру. Они вообще не устают: индейцы тараумара — самые выносливые бегуны в мире.

Мартин Чавес Рамирес

Губернатор четырех индейских народов мексиканского штата Чиуауа: тараумара, тепеуан, пима и гуарихио.Родился в 1972 году в муниципалитете Гуачочи. Старший из 13 братьев и сестер в семье.

С 27 лет живет и работает в городе Чиуауа.

Читает лекции в школах, преподает язык рарамури в университетах Чиуауа, переводит книги о культуре своего народа.

Поэт, музыкант. Артистический псевдоним — Мартин Макауи (Makawi значит «голубь»). По словам Мартина, он получил это имя во сне от индейца племени дакота из США.

Коренные жители Тараумара

Индейский народ, сосредоточенный на северо-западе Мексики. Численность — около 120 000 человек. Большинство проживает в штате Чиуауа, в районе Медного каньона в горах Сьерра-Тараумара (Западная Сьерра-Мадре).

Самоназвание народа — рарамури (rarámuri) — означает «бегущие ноги». Оно связано с особой способностью представителей племени бегать на длинные дистанции. В испанском языке конкистадоров «рарамури» деформировалось в слово «тараумара».

Их религия синкретична. Например, в Великом Отце Оноруаме слились черты христианского Бога и бога солнца. Его жена, Великая Мать-Луна Иеруаме, ассоциируется с Девой Марией.

Я прошу разрешения у своего Бога поделиться этими мыслями. С твоего позволения, Великий Отец, я хочу рассказать о своем народе, проживающем в Чиуауа, и пусть слова, напечатанные на бумаге, позволят всему миру узнать о рарамури.

Женщины тараумара одеваются очень ярко, в пышные блузы и юбки. Традиционную ленту на голову часто повязывают и мужчины, и женщины

Наш народ обычно избегает общения с белыми людьми. Тому есть исторические причины: европейцы пришли, чтобы забрать нашу землю. Мы привыкли, что белый человек всегда забирает то, что принадлежит нам. Рарамури не доверяют белым и метисам. Они верят, что всех чабочи (нерарамури) создал дьявол.

В нашей культуре не принято сразу вступать в разговор с чужаком. Чтобы общаться, необходимо достичь духовного контакта. А для этого требуется время: сначала мы молчаливо изучаем и постигаем друг друга и только потом, когда наше сердце открывается навстречу чужаку, мы спрашиваем, кто он, откуда и зачем приехал.

Урике — город тараумара, расположенный на дне одноименного каньона

Рарамури живут в горах, в труднодоступных районах, многие — до сих пор в пещерах. Я тоже родился и жил в пещере вместе с родителями, хотя в то время имелись и инструменты, и строительные материалы. Возможно, это было по привычке или просто потому, что пещера лучше защищала от холода, в ней можно было держать в тепле мелкий скот. И сейчас, когда рождаются ягнята, люди уходят в пещеры, чтобы заботиться о них там.

Деревня в районе Серокауи — всего несколько домов, жмущихся к отвесным скалам

Я помню, мой отец первым в деревне построил дом из глины, смешанной с соломой. Люди приходили смотреть, как отец работает, как кроет крышу соломой, а потом начали по его примеру строить такие жилища. А кто-то стал складывать дома из бревен, небольшие, на одну комнату. У меня сейчас обычное муниципальное жилье в районе Сан-Рафаэль. Там много заброшенных домов, которые были построены правительством для рарамури, — люди отказались в них селиться, потому что это далеко от их родных мест и природы.

Мы часть природы, и все, что нас окружает, является частью нас самих. Уважение к природе — наша философия, которую мы стараемся передать детям. Любое животное или растение — наши проводники в этом мире. Они могут нас чувствовать, учить и вести за собой. Они нас лечат, кормят, с нами разговаривают, нас слушают. У нас есть священные животные, например олень, кролик, белка, рыба. Рыбы и лягушки помогают нам с водой, вызывая ее. Когда они уходят, приходит засуха. И это большая проблема. Живые существа дают нам понять, что мы делаем неправильно. Они помогают нам установить связь с Богом.

Женщины тараумара собирают в горах листья сотоля и плетут из них корзиночки

Мы, рарамури, постоянно обращаемся к Богу в ритуалах, песнях и танцах. Танец для нас как молитва. Самый древний и важный танец — юмаре. Он появился, когда у нас еще не было скрипки и гитары. Мы танцуем его под аккомпанемент древних инструментов, которые можно сделать своими руками, отыскав материалы в горах. Наш основной традиционный инструмент чапареке делается из полой палки и трех струн. А барабаны мы с древности обтягивали шкурой оленя. Во время исполнения юмаре запрещено разговаривать, смеяться, дотрагиваться друг до друга. Потому что это священный танец. Он до сих пор исполняется во всех поселениях рарамури.

Наша молодежь уже не понимает смысла многих традиций, но есть одна, которую поддерживает и стар и млад по внутренней потребности, по зову крови. Рарамури по своей природе бегуны. Мы очень много двигаемся, ходим, бегаем по горам, спускаемся, поднимаемся, от одного селения или ранчо к другому — много километров. Нас никто не заставляет, это ритм, которого требует наша сущность. Рарамури называют лучшими в мире бегунами. И это правда. Но «лучшие» значит не быстрые, а выносливые.

Шарик для гонок рарахипури вырезают вручную из дерева

Рарамури может бежать без перерыва и отдыха и сутки, и трое суток. Он способен преодолеть, почти не останавливаясь, 300 километров. У нас проходят ежегодные большие соревнования, но чаще устраиваются гонки между соседними деревнями. В каждом поселении есть свои команды — мужская и женская. Соревнования мужчин называются рарахипури. Участники бегут, пиная деревянный шарик размером с яблоко — он делается из сосны, дуба или земляничного дерева. А женщины бегут с палочкой и обручем или с двумя соединенными между собой обручами, их соревнование называется ариуета.

Сандалии уарачес тараумара делают из старых шин и кожи теленка или оленя

Мы, рарамури, бегаем по горным каменистым тропам или босиком, или в наших традиционных сандалиях уарачес, которые мы делаем сами. Для изготовления подошвы мы часто берем резину от старых шин, а тесемки делаем из кожи теленка или оленя. Рарамури не используют никакой специальной обуви для бега, но бегают намного лучше белых людей в кроссовках.

Наш бег не просто спорт — это священный ритуал. Мы устраиваем гонки, чтобы поблагодарить Бога за то, что он дал нам в течение года или всей жизни. Мы бежим, выкрикивая разные слова, которыми подбадриваем бегущих рядом, оживляем всю землю вокруг и веселим Бога. Это нужно для того, чтобы жизнь была радостной, а не грустной. И чтобы все бегущие понимали, зачем они это делают. Зачем бегут, зачем живут.

Во время ежегодного ультрамарафона в Медном каньоне бегуны преодолевают 50 миль

В дни соревнований, как и во время других больших и маленьких праздников, рарамури устраивают тесгуинады — посиделки, на которых пьют священный напиток тесгуино. Он делается из кукурузных зерен, перемолотых, сваренных и настоянных с разными травами в течение двух-трех дней в специальном котле. Этот напиток много значит в нашей культуре. Как в вашей церкви используют вино, так в нашей церкви мы используем тесгуино. Когда рождается ребенок или когда мы возносим почести умершим, на алтарь ставится сосуд с этим священным напитком. И все присутствующие делают несколько глотков — мужчины три, женщины четыре.

Коробочки из листьев сотоля — основной товар на индейских рынках

Мы верим, что мужчина обладает тремя душами, а женщина четырьмя. Так распорядился наш Бог Оноруаме. Мужчина всего лишь добывает пропитание — выращивает маис, охотится, работает. Поэтому у него только три души. А женщина дает нам жизнь, носит во чреве ребенка, питает его и находится рядом с ним всю жизнь. Поэтому у нее четыре души. Она производит на свет мужчину, создает его. И еще много чего может дать женщина. И в жизни, и после смерти.

Семана Санта — время главных торжеств для тараумара. Танцоры, покрытые белыми пятнами, изображают «фарисеев», ассоциирующихся у индейцев с силами зла. Они будут побеждены «солдатами»

Жизнь и смерть — это две судьбы. Первую человек получает, приходя в этот мир, вторую — возвращаясь в другой. Это два разных мира. И в каждом из них ты можешь сделать что-то для своего народа. Например, я сейчас нахожусь здесь, в этом мире, и пытаюсь донести до своего народа какие-то знания, которые ему необходимы. Затем я оставлю этот мир и уйду в другой. Какой он, я пока не знаю. Знаю только, что и там у меня будет предназначение.

Когда человек переходит из одного мира в другой, мы проводим несколько торжеств — три, если это мужчина, и четыре, если женщина. Так мы прощаемся с умершим и даем ему напутствие. Также просим его не вредить нам в другом мире, а действовать для нашего блага. Рарамури верят, что, когда все души умершего гаснут, в небе загораются новые звезды. Каждая звезда — душа рарамури.

Ориентировка на местности

Мексика, штат Чиуауа

Площадь Мексики: 1 964 375 км2 (13-е место в мире)Население: 128 500 000 чел. (10-е место)Плотность населения: 62 чел/км2 (152-е место)Площадь штата Чиуауа: 247 460 км2 (1-е место в Мексике)Население: 3 557 000 чел. (11-е место)Плотность населения: 14 чел/км2 (28-е место)ВВП Мексики: 1 231 982 млн долл. (15-е место в мире)

Достопримечательности: Медный каньон, Парк развлечений Divisadero, каньон Урике, озеро Арареко, долина Монахов.Традиционные блюда: тортильи из голубой кукурузы, различные виды сальсы.Традиционные напитки: тесгуино, сотоль — крепкий алкогольный напиток, производимый из растения Dasylirion wheeleri (сотоль).Сувениры: коробочки и шкатулки, сплетенные женщинами тараумара из листьев сотоля.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до города Чиуауа (столицы штата) ~ 10 000 км (от 14 часов 30 минут в полете без учета пересадок)ВРЕМЯ отстает от московского на 9 часов летом, на 10 часов зимойВИЗА электронное разрешение, оформляется онлайнВАЛЮТА мексиканский песо (100 MXN ~ 5,5 USD)

Метки: жизнь • индейцы • интересно • мексика • племена

Комментарии:

oppps.ru

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ МЕКСИКИ - Индейцы Мезоамерики

Ольмеки первыми изобрели письменность в Новом Свете?

Группа учёных во главе с Мэри Пол (Mary Pohl), антропологом из Флоридского университета (Florida State University), ве...

Физический тип австралийцев

Вейденрейх убедительно показал большое сходство вадьякского черепа с кейлорским. Вадьякский череп имеет крупные размер...

Ландшафт земель Отоми

Отоми прибыли и расселились в основном на возвышенностях, а количество красных кровяных телец у них в крови оказалось ...

Открытие Гарамантиды

В сентябре 1979 г. в составе научной экспедиции Института физики земли им. О. Ю

МОНГОЛЫ

МОНГОЛЫ – группа кочевых племен Восточно-Центральной Азии, которые в начале 13 в. объединились в единый народ под пред...

Мбути

Сегодня в Заире их насчитывается около 100 тысяч. Мбути — так называют пигмеев, проживающих на востоке страны и гово...

Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации

Полевую археологическую деятельность В. И. Гуляева также отличает весьма широкий территориальный и хронологический охв...

Колониальное влияние

В 1524 году испанские конкистадоры и их ацтекские и тлашкальские союзники подчинили Чьяпас и вскоре после этого основа...

plemenamira.ru

Индейцы мексики

СодержаниеИстория [ править | править исходный текст ]Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета. предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из северо-восточной Азии через так называемый «Берингийский мост »-— древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива. исчезнувший более 12 тыс. лет назад [1] [2]. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до-н.-э. и 12 тыс. лет до-н.-э. имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.Международная группа исследователей, в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН. пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20-25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев (а также, вероятно, чукчей. коряков и др.), расселившиеся по Сибири и в конечном итоге добравшиеся до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев известные как линия Q. Взгляд с митохондриальной стороны дал аналогичные результаты. [3]Для доколумбовой Мексики было характерно большое этническое разнообразие. Один из ученых выделял на момент начала конкисты более 700 племенных групп. Эти народы разговаривали почти на 100 различных языках и диалектах двенадцати лингвистических семей.В 1990 почти один миллион индейцев разговаривали только на 52 туземных языках и диалектах. Кроме того, более двух миллионов индейцев говорили как на родном, так и на испанском языках.К главным языкам индейцев, на которых все индейцы мексики говорят в Мексике, относятся науатль (язык ацтеков, различные диалекты которого представляют самый большой лингвистический массив), миштекский, майя, сапотекский, отоми, тотонакский, масатекский, цоцильский, цендильский, масауа, михе, уастекский, чинантекский и тараско.Июль 1972 С чётками и счётчиком Гейгера (индейцы племени атруари, жившего на территории современного бразильского штата Рорайма. оказалась на пути строительства трассы Манаус-Боа-Виста- к индейцам отправили католического миссионера падре Кальери. чтобы завязать отношения и убедить племя перейти на другое место- миссионер допустил ряд ошибок и в результате был убит- чтобы избежать наказания, племя бежало дальше в сельву)Апрель 1978 Жангада выходит в море (наследие индейцев - рыбачьи суда жангады, на которых выходят в море жители штата Сеара на северо-Востоке Бразилии - индейцы установили режим рыбной ловли)Январь 1979 В поисках Виргинии (по берегам всего Чесапикского залива были разбросаны индейские поселения)Февраль 1979 Ваш знакомый незнакомец (индейцы называют системы нор белок "деревнями")Август 1979 Призрачное счастье гаримпейро (индейцы ацтеки инки накопили сказочные сокровища)Декабрь 1979 Исидоро Каррильо — шахтер из лоты (в древности, индейцы арауканы, жившие на территории Чили. поклонялись цветам копиуэ, считая их посланцами богов)Январь 1980 Портеньо Буэнос-Айреса (Буэнос-Айрес основывали дважды, поскольку воинственные индейцы кечуа и гуарани смели с лица земли первое испанское поселение)Январь 1980 Небольшая война без томагавков (по верованиям индейцев хопи, их боги живут на границе мжду их землями и территорией племени навахо в штате Аризона )Февраль 1980 Пепел амазонского леса (конфликт индейцев, чьи земли отбирают для больших строек, и правительства Бразилии )Февраль 1980 Безобидная макси и смертоносная мини (из легенд индейцев чоло в Колумбии было известно о легендарной "ломбрис" — "земляной змеи")

mexicohotels.ru

ОТ КАМЕННЫХ НАКОНЕЧНИКОВ К КАПИТАЛИЗМУ, История, миф и миграция в Месоамерике, Шаманы центральной и северной Мексики

Другие племена

ЛАХУ. Племена этой народности также в настоящее время проживают на территории Бирмы, Тайланда, Лаоса, небольшая ча...

Хорезм

Государство Кангюй некоторые исследователи отождествляют с Хорезмом, Эта точка зрения возникла потому, что китайские и...

ФИЗИКИ ПОМОГАЮТ АРХЕОЛОГАМ

Конференция закончилась. Участники ее разъехались. Но нерешенных проблем по ольмекам после этого отнюдь не убавилось. ...

Ливийцы (древние)

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1], др

В ГЛУБИНАХ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА

Судя по письменным источникам, представления майя о вселенной и о смерти сводились к следующему. Над плоской поверхнос...

Алтари гарамантов

Трудности, связанные с восстановлением истории Гарамы, не могут заставить ученых отказаться от работы с немногословны...

Данные археологии

Ранние предположительно достоверные славянские археологические культуры, возникшие на основе киевской в V веке, и их р...

Кривичи

Кривичи (белор. крывічы) — группа племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях Витебской, Могилёвской, Псковской,...

plemenamira.ru

Независимые племена Мексики

Завоевательная политика ацтеков далеко не везде имела успех. На востоке упорное сопротивление ацтекам оказало племя тласкальцев (группа нахуа), сохранившее независимость до испанского завоевания.

К западу от долины Мехико располагались огромные владения тарас- ков, охватывавшие север современного штата Герреро, весь Мичоакан, большую часть Халиско и Наярита. Тараски не были автохтонным населением этих мест. Они появились здесь как завоеватели и основались на плоскогорье, теперь носящем их имя, вокруг озер Пацкуаро, Кусей- то и других и на близлежащих склонах гор. Тараски занимались земледелием, разводя кукурузу, зеленый перец и фасоль, а также рыбной ловлей на озерах. Высокого развития достигло у тарасков ремесло (керамические изделия, ткани, изделия из перьев). Происхождение тарасков неизвестно. Их язык стоит особняком среди других индейских языков.

Этническая принадлежность древнейших обитателей этой области тоже ие ясна. Позднее вдоль тихоокеанского побережья, довольно глубоко заходя в глубь материка, расселились племена нахуа, которые, видимо, ассимилировали древнее население. Все они впоследствии, начиная с XIV в., были покорены тарасками. Подобно ацтекам, тараски размещали небольшие воинские гарнизоны в покоренных местностях. У тарасков родовой строй был уже в стадии разложения. Хотя верховный вождь (калъцонси) избирался, церемония избрания приобретала формальный характер, так как наследником избирали обычно его сына. Главным центром тарасков был Цин-Цун-Цан с храмом богини луны Пацкуаро, основанный знаменитым вождем Тариакури, который объединил племена тарасков.

При его наследникеТангашоане, победителе ацтеков, тараски достигли наибольшего могущества. Сын Тангашоана покорился испанцам.

Обширный горный район к северу от долины Мехико занимали отоми и родственные им племена паме, хона, масахуа п др. Вплоть до середины XIV в. они жили в самой долине, но были вынуждены оттуда уйти под давлением племен нахуа. Многие ученые склонны рассматривать отоми как наиболее древнее население центральной Мексики. Отоми, и особенно жившие далее к северу племена паме и хона, в экономическом и культурном отношении сильно отставали от своих южных соседей. Языки этих племен составляли самостоятельную группу, входящую в семью макро-отоми. На отдаленных северных окраинах Мексики были расселены многочисленные независимые племена, не затронутые влиянием высоких древних культур.

Племена Нижней Калифорнии

Наиболее примитивные племена населяли п-ов Нижняя Калифорния, представляющий собой узкий пустынный и гористый участок суши, вытянувшийся на юг вдоль северо-западного побережья Мексики. Южную оконечность полуострова занимало племя перику, на север от перику жили несколько мелких племен: хуичита, гуаикура, арипа и другие; все они объединяются в лингвистическую группу гуаикура. В последних работах мексиканских ученых (В. Хименес-Морено, О. Мендисабаль, А. Масон) гуаикура вместе с их южными соседями перику в свою очередь объединяются в единую лингвистическую семью гуаикура-перику. Далее к северу от гуаикура жили племена кочими, лаймоны, килиуи, акваа- ла, камия, кукапа и другие, видимо, говорившие на языках юманской группы сиу-хоканской языковой семьи (лингвистическая классификация этих племен до настоящего времени спорна).

Индейцы Нижней Калифорнии не знали земледелия. Лишь у кочими оно существовало в самом зачаточном состоянии. Кочими засевали кукурузой небольшие участки земли, но за посевами не ухаживали. Урожаи были очень низки, а иногда вследствие засухи или по другим причинам совершенно погибали. Поэтому даже у кочими основным способом добывания пищи было собирательство, в меньшей степени охота, и в некоторых местах рыболовство. Собирательством занимались и мужчины и женщины. Собирали разнообразные дикие плоды, орехи, коренья, съедобных моллюсков и т. п. Постоянного жилища не было, иногда использовали пещеры, чаще делали легкие шалаши.

Женщины носили нечто вроде короткой до колен юбки, сделанной из звериной шкуры или плетенной из растительных волокон; мужчины ходили обнаженными. И те и другие носили разнообразные украшения из перьев, ракушек и т. д.

Гончарства у индейцев Нижней Калифорнии не существовало; их немногочисленная хозяйственная утварь была плетеной. При охоте пользовались луком и стрелами. Некоторые племена, занимавшиеся рыболовством, делали плоты, на которых они выезжали на ловлю. Рыбу ловили сетями.Их социальная организация почти не изучена.Полагают, что она была сходна с социальной организацией индейских племен современного штата Калифорния в США. К калифорнийским индейцам были очень близки племена сери (сиу-хоканская семья) и гуасавов (юто-ацтекская семья) на севере тихоокеанского побережья Мексики. Они также не знали земледелия и были собирателями морских моллюсков, рыболовами и бродячими охотниками. Сери занимали о-в Тибурон, прилегающие мелкие островки и обширное пространство на материке, вдоль побережья, напротив этих островов. Гуасавами называли ряд мелких племен, занимавших прибрежные лагуны и островки южнее области расселения яков и майо.

Племена северо-запада

Весь северо-запад Мексики занимали племена, говорившие на языках юто-ацтекской семьи (за исключением племен сери). Но в культурном отношении племена северо-западной Мексики были неоднородны. Разнообразие природных условий — каменистые пустыни, поросшие кактусами на севере и западе, хребты Западной Сьерра-Мадре, тропические саванны прибрежной полосы на юге — было одной из причин, породившей большие раз-» личия в типах хозяйства населения этой области.

Крайний северо-запад входил в сферу влияния культуры пуэбло. Основой хозяйства живших здесь племен пима и опата было высокоразвитое поливное земледелие. Каждая община владела ирригационными каналами, иногда длиной в несколько километров. На орошенных землях возделывалась кукуруза, тыквы, фасоль, дыни. Культура этих народов подробно описана в главе об индейцах Юго-Запада Северной Америки1.

Тихоокеанское побережье и склоны Западной Сьерра-Мадре занимали земледельческие племена: яки, майо, тарахумара, кончо, тепехуанов и многие другие.

Индейцы яки и майо жили к югу от опата и пима вдоль тихоокеанского побережья. Северные отроги Западной Сьерра-Мадре и большой район вплоть до р. Кончос занимали индейцы кончо. Немного южнее располагались тарахумара, которые занимали почти всю территорию современного штата Чихуахуа. К югу от них жили тепехуаны, акахи, кора, хуичоли и многие другие более мелкие группы.

Все эти племена занимались земледелием, возделывая кукурузу, фасоль и другие растения. Большое значение в хозяйстве сохраняли охота, рыбная ловля и собирательство. Способы обработки почвы и ухода за посевами были более примитивными, чем у пима и опата. Искусственное орошение почти не применялось. Истощенные участки забрасывались, так как вокруг было много необработанной земли.

Племена северо-востока

К востоку от зоны расселения земледельцев северо- запада вплоть до высокой, труднопроходимой гряды Восточной Сьерра-Мадре простирались обширные пространства пустынь и солончаков, перерезанные горными хребтами. Вся эта область, как и прилегающая часть прибрежной равнины Мексиканского залива, была очень слабо населена. В основном здесь жили небольшие бродячие охотничьи племена,, занимавшиеся также собирательством. Численно каждое из этих племен было невелико. Социальная организацияихслабоизучена. Вероятно,это были небольшие изолированные родоплеменные группы. Как'редкое исключение, у отдельных групп, осевших на более плодородных землях в долинах немногочисленных рек и около озер, существовала примитивная земледельческая культура. Языки индейцев, населявших эту огромную область, в большинстве своем давно исчезли и не были изучены. Принадлежность их к той или иной лингвистик ческой группе может быть определена лишь по свидетельствам ранних испанских авторов, сообщения которых порой очень противоречивы.

К востоку от кончо и тарахумара жили индейцы тобосо, говорившие на языке атапаскской семьи. На юг от тобосо жили лагунеро, сакатеки и гуачичили, языки которых на основании косвенных данных относят к юто-ацтекским. Низовья Рио-Гранде-дель-Норте населяли племена коауилтека, южнее по побережью жили тамаулипеки, а несколько отступя от берега моря, в горах Восточной Сьерра-Мадре ханамбре и другие племена, говорившие на сиу-хоканских языках.

Племена майя-киче

К югу от подчиненных ацтеками чиапанеков и сапотеков шла область расселения многочисленных племен языковой группы майя-киче. За исключением цельталь и цоциль, бывших данниками ацтеков, остальные племена майя-киче оставались независимыми. Они распадались на несколько языковых групп: киче и близкие к ним по языку какчикели, цутухили, кекчи, покомам, покомчи; мам и близкие к ним хакальтеки, агватека и ишиль; чоль и близкие к ним чонталь, чух, чорти, тохолабаль. История отдельных племен этой области почти неизвестна. Однако, несомненно, многие из этих племен испытали влияние древней культуры майя. Все эти племена занимались земледелием по образцу древних майя. Ко вре- мени испанского завоевания некоторые из указанных племен уже находились в стадии перехода к раннеклассовому обществу и создали свою культуру, не уступавшую культуре народностей центральной Мексики. Особенно интересна культура наиболее крупного племени киче, занимавшего (вместе со своими соседями какчикелями и цутухили) нагорную часть Южной Гватемалы.

Киче, какчикели и цутухили появились здесь сравнительно поздно* в X в. н. э. Откуда они пришли и каков был их путь, по археологическим данным проследить пока не удается; систематических раскопок в этой области почти не проводилось. Поэтому основные данные для изучения древнейшей истории этих народностей приходится черпать из двух письменных источников: книги «Пополь-Вух» и «Летописи какчикелей».

Последний памятник, как уже показывает само название, является изложением истории племен какчикелей, начиная с появления на земле их мифических предков и кончая событиями после испанского завоевания. Наряду с легендами и сказаниями в нем содержится много ценного исторического материала. «Пополь-Вух», написанная на языке киче, представляет собой наиболее значительное по содержанию и крупное по размеру литературное произведение, дошедшее до нас от племен группы майя. Оно было создано в древности и, возможно, было записано иероглифическим письмом. Вскоре после испанского завоевания какой-то индеец-киче переписал «Пополь-Вух» на своем родном языке, но уже пользуясь испанским алфавитом. Через пятьдесят лет испанский монах Франсиско Хименес нашел эту книгу в маленьком поселении киче, где она использовалась для обучения индейских детей прошлому их народа. Хименес сохранил рукопись и перевел ее на испанский язык в своем сочинении по истории Гватемалы.

«Пополь-Вух» начинается с описания сотворения мира тремя главными богами киче. Далее описывается создание людей: боги творят их сперва из глины, затем из дерева и наконец, так как две первые попытки оказались неудачными, из кукурузы. Эти люди и являются предками киче. В последующих частях произведения излагаются приключения двух божественных братьев — Хун-Ахпу и Шбаланке, странствующих по земле и борющихся с тремя великанами (олицетворение землетрясений). Победив их, близнецы отправляются в подземное царство Шибальба. После долгой и упорной борьбы с правящими там демонами они уничтожают их и освобождают томившихся в плену отца и дядю. В конце своей жизни близнецы поднялись на небо и стали солнцем и луной. Заключительная часть книги описывает события истории киче.

Судя по материалам этой части, а также по данным «Летописи какчикелей», киче и родственные им племена первоначально обитали где-то на Центральном мексиканском плоскогорье, по всей вероятности в непосредственном соседстве с тольтеками Толлана. Затем, очевидно в результате тех грандиозных перемещений племен, о которых говорилось выше, они были вынуждены пуститься в VIII в. в странствования и проникли до лагуны Терминос в штате Кампече. Здесь после кровопролитных сражений с жителями прибрежных областей киче и какчикели были принуждены прекратить свое движение на восток и повернуть в глубь страны. Постепенно, с жестокими лишениями продвигаясь в юго-восточном направлении, вверх по течению р. Усумасинты, они достигли, наконец, центральных областей Гватемалы и осели там.

Южные племена

К югу от племен майя-киче жили многочисленные мелкие племена, в большинстве случаев земледельческие. Население размещалось очень неравномерно. Болотистые низины побережья и густые тропические леса были заселены очень редко. Основная масса населения сосредоточивалась в более возвышенных районах.

Территория современного Гондураса была занята племенами хикаке, пайя и ленка, говорившими на языках семьи пайя-ленка. Между племенами майя-кине и ленка жили пипили, пришедшие сюда вместе с никарао во времена великого переселения племен. Пипили и никарао говорили на языках группы нахуатль. Никарао жили на тихоокеанском побережье к югу от ленка, вперемежку с племенами чоротегов (макро-отомийской , языковой семьи).

Остальная часть Центральной Америки была населена племенами языковой семьи мискито-чибча, тесно связанными с южноамериканскими центрами культуры.

lib7.com

Искусство древней мексики, искусство индейцев - История искусства

Страница 1 из 2. Список глав

Искусство древней мексики, искусство индейцев, как считает археология, развивалось на протяжении трех тысяч лет. По мнению историков рождение мексиканского искусства относится ко второму тысячелетию до нашей эры, а его утрата произошла в 16-м веке, когда местные жители были превращены в рабов европейцами.

Древнее мексиканское искусство, как считается, сложилось в совокупности культур многих различных индейских племен. Хотя и не жили все они прямо таки по-соседству, но, как это обычно происходило в истории, местные культуры друг друга дополняли, образовывая нечто единое, которое мы теперь именуем древней индейской цивилизацией.

Считается, что индейской цивилизации около 3-х тысяч лет. За это время индейская культура прошла большой и довольно сложный путь развития. Индейцы всегда были искусными земледельцами, а также строителями. Их знание астрономии удивляет и все говорит о том, что им была доступна в совершенстве логика математических формул.

Испанцы, когда высадились на материке, были поражены грандиозным великолепием улиц, построек, обилием золота, которое у индейцев считалось материалом для поделочных работ, наряду с глиной или камнем.

Женская фигуркаЖенская фигуркаГлина. Выполнена в технике пастильяжа: все детали выполнены отдельно, а затем наложены на корпус. Архаическая культура (1500-1100 гг. до н.э.). Найдена в Тлатилко (неподалеку от Мехико) - древнейшем центре мексиканской цивилизации.

Археологи считают, что создание художественного произведения в Древней Мексике было своеобразным религиозным актом, что после того, как скульптура была завершена, приходили люди, чтобы поклониться новому образу божества и принести ему жертвы. Но вряд ли это было так. Скорее всего все было намного прозаичнее. Например, считается, что "Палеолитическая Венера" - это талисман на удачу, символ плодородия, но никак не баловство какого-то человека, который просто вылепил комическую фигурку своей жены, показал мужчинам племени и всем понравилось. Последнее представляется более правдоподобным.

Древнемексиканское искусство создавалось с течением времени многими племенами и несет в себе печать самых разных культур. Самые ранние памятники искусства индейцев относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Это были маленькие полуобнаженные женские фигурки из обожженной глины.

Индейский воин с палицейФигурка воина в доспехахКультура Запада.

 

В культуре Запада - у индейцев, населявших тихоокеанское побережье, - встречаются многочисленные изображения воинов и рожениц. Они выполнены из красной глины, их пропорции кажутся нарушенными, но они поражают своей выразительностью и остротой.У "Воина с палицей" - сильно укороченный торс и большая, ушедшая в плечи голова, его руки как бы срослись с палицей, которую он держит.

Пленник со связанными рукамиПленник со связанными рукамиГлина. 24 х 17 см.Культура Запада.

"Человек со связанными руками" - это своего рода олицетворение укрощенной силы. Низ фигуры утяжелен, и вся она кажется неподвижной, вросшей в землю. В этом пластически мало расчлененном объеме особенно резко выделяется одна деталь - связанные руки. Обобщенность создаваемых произведений, их подчиненность какой-либо идее не исключала жизненной наблюдательности мастера. Именно благодаря ей создается ощущение характерности отдельного жеста, а иногда и мимики , как например, сладостная улыбка "Пасечника".

Индейская статуэтка пасечникаПасечникГлина. 36 х 24 см. Культура Запада.

 

Сапотекская пластика, развивавшаяся на юге Мексики, отличается пышностью и орнаментальной нагруженностью, особенно проявившейся в погребальных урнах. Они напоминают фантастические растения, за сложным орнаментом часто скрываются символы, зашифрованные от непосвященного глаза.

Тотонакская культура выделяется особым изяществом форм. "Ача" (ритуальны топор) - в виде мужской головы в высоком головном уборе - одно из самых знаменитых произведений древнемексиканского искусства. В этом памятнике искусства строгость линий уживается с богатством орнамента, изящество с монументальностью, свойственной мексиканскому искусству в целом.

Индейский ритуальный топор"Ача" в виде мужской головы с высоким головным уборомБазальт. 41 х 18 см. Культура Тотанаков.

 

Наиболее разнообразным было искусство индейцев Майя. К цивилизации Майя относятся грандиозные храмовые комплексы с культовой скульптурой, представление о которой дает статуя "Чак-Мооля" - бога дождя, стоявшая перед храмом. "Чак-Мооль" держит большую чашу, куда помещались ценные подарки.

Индейское божество Чак Мооль"Чак-Мооль" - бог дождяИзвестняк. 105 х 148 см. Культура тотанаков-майя

 

Большим своеобразием и необычной для индейского искусства гармонией форм отличается мужская голова, относящаяся к культуре Майя - "Бог кукурузы".

Индейский бог кукурузыГолова мужчины с высоким головным убором (голова бога кукурузы)Штук. 40 х 20 см. Культура майя.

 

В мелкой пластике Майя дали большое разнообразие форм и характеров (например, "Вождь племени"). Энергичная поза, властно поднятая рука, сильно лицо и подробно проработанная одежда создают богатую разнообразную характеристику.

Индейский свисток в виде вождяВождьГлина. 20 х 10 см. Культура майя. Представляет собой свисток, сделанный в виде фигуры вождя.

 

Эпоха расцвета древнемексиканского искусства заканчивается блестящей культурой ацтеков.

Для искусства ацтеков характерны монументальность и лаконизм форм. Примером может служить статуя "Шочипилли" - бога цветов и поэзии. Внутренний порыв его скован неподвижностью. Образ драматичен и суров.

Бог цветов, поэзии и танца древних индейцев"Шочипилли" блг цветов, поэзии, танца.Тесонтли - красный камень вулканического происхождения. 79 х 40 см. Мексикано-ацтекская культура.

 

Символика, пронизывающая все древнемексиканское искусство, у ацтеков имела особенно широкое распространение. Наиболее частый символ - орел.

Ягуар у древних мексиканцев - символ ночи и смерти. Считается, что устрашающая тьма, сменяющая собой день, индейцам казалась схожей с хищником, пятна на шкуре - точки звездного неба.

Древнеиндейская статуя ягуараЯгуар - "Куаухшикалли"Базальт. Культура ацтеков.

 

Огромная базальтовая статуя ягуара - это не просто изображение животного, а образ божества, как считают современные ученые, которые во всем древнем склонны видеть богов и прочее. Мало расчлененный объем тела создает ощущение тяжести и неподвижности. Образ ягуара интересует мастера лишь в тех проявлениях, которые дают возможность передать основную идею божества - его устрашающую, неотвратимую силу.

Древнее мексиканское наследие сравнительно недавно стало объектом большого мирового интереса и изучения. Оно вошло в историю мирового искусства в то время, когда там уже прочное место завоевал Древний Египет и европейская классика, поэтому художественные принципы мексиканской античности кажутся неожиданными и непривычными. Их изучение расширяет представление об эстетических нормах искусства, обогащает восприятие мировой истории художественной культуры во всем ее многообразии.

На следующей странице представлены другие образцы древнего искусства индейцев, которые не вошли в статью.

  • Глава 2: "Галерея индейской скульптуры"

Тэг:

zen-designer.ru