Империя в древнем риме. Что такое империя в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Римская Империя. Империя в древнем риме


Что такое империя в Древнем Риме

Священная Римская империя, в старинных русских источниках также царство Римское, Цезария и так далее — государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции. С 1134 года формально состояло из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии. С 1135 года в состав империи вошло королевство Чехия, официальный статус которого в составе империи был окончательно урегулирован в 1212 году. Империя была основана в 962 году восточно-франкским королём Оттоном I Великим и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Процессы становления единого государства в империи за всю историю её существования так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований.

Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи. В ранний период своего существования империя имела характер феодально-теократического государства, а императоры претендовали на высшую власть в христианском мире. Усиление папского престола и многовековая борьба за обладание Италией при одновременном росте могущества территориальных князей в Германии значительно ослабили центральную власть в империи.

В период позднего Средневековья возобладали тенденции дезинтеграции, угрожающие превратить Священную Римскую империю в конгломерат полунезависимых образований. Однако осуществлённая в конце XV — начале XVI века «имперская реформа» позволила укрепить единство страны и сформировать новый баланс власти между императором и сословиями, позволившей империи относительно успешно конкурировать с национальными государствами Западной Европы. Кризис Реформации и Тридцатилетней войны был преодолён ценой дальнейшего ограничения власти императора и превращением общесословного рейхстага в главный элемент имперской конструкции. Империя Нового времени обеспечивала сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства и сохранение самостоятельности её субъектов, а также защиту традиционных прав и привилегий сословий, однако потеряла способность к экспансии, усилению центральной власти и ведению наступательных войн. Развитие крупных немецких княжеств по пути внутренней консолидации и становления собственной государственности входило в противоречие с застывшей имперской структурой, что в XVIII веке привело к параличу центральных институтов и развалу имперской системы. Священная Римская империя просуществовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II отрёкся от престола.

Источники: www.myshared.ru, otherreferats.allbest.ru, ppt4web.ru, opee.ru, www.superotvet.ru

Это интересно

Роллрайтские камни

На территории Великобритании можно встретить одно весьма мистическое сооружение - Роллрайтские камни. Эту достопримечательность можно найти в графстве Оксфордшир. ...

Церковь и государство в средние века

Бурные противоречия российской жизни нашли выражение и в столкновении интересов Русской православной церкви и государства, или, как тогда ...

Путешествия в кредит

Запланированный отдых не за горами, а на счету нет ни копейки – путешествия в кредит могут стать ...

Остров Сингапур

Сингапур – это и остров и город, и государство. Обязательно стоит посетить "Город льва и храма" ...

  • Что такое Спарта?

    Фетида - дочь Нерея и Дориды, наиболее известная из нереид. Став женой Пелея, Фетида, сама бессмертная, пыталась сделать бессмертными и своих детей. Желая проверить, унаследовали ли они...

  • Исцеляющие источники

    Морфей- бог сновидений в греческой мифологии. Его отцом является Гипнос бог сна. По одной из версий, его матерью была Аглая, дочь Зевса и Эвриномы, одна...

objective-news.ru

Римская Империя

Римская империя впервые объединила обширные территории Европы. Ее институциональная и политическая структура и по сей день оказывает влияние и служит образцом многим странам.

 

Основание Рима

Согласно преданию, Рим основали Ромул и Рем в 753 г. до н. э. Сыновья-близнецы Марса были брошены в младенческом возрасте и воспитаны волчицей. Ромул убил своего брата в споре о выборе места для нового города и стал первым правителем могущественного, внушающего страх рода. Считается, что в конце жизни Ромула в грозовой туче унес Марс и сделал его богом Квирином.

В действительности же на территории Рима люди жили тысячелетиями. Первые римляне создали хорошо организованное сообщество. Они объединились с соседними латинскими племенами, чтобы свергнуть господствовавших этрусков. Примерно в 265 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и развили очень дифференцированную общественную и военную систему. Из рядов знати, к которым принадлежали и этруски, назначался царь. Монархия, основанная, согласно преданию, Ромулом, закончила свое существование в 510 г. до н.э., когда был изгнан тиран Тарквиний Гордый и создана Римская республика.

Республика

Чтобы не допустить новой тирании, римляне ввели республиканскую систему правления. Полномочия, прежде причитавшиеся царю, были переданы двум консулам, ежегодно избиравшимся из рядов Сената. Сами сенаторы были высокопоставленными магистратами, которые вступали в должность в результате демократических выборов. Впоследствии эта система стала прообразом конституции США. Республика принесла в Рим стабильность, а потом и благосостояние. Побежденные итальянские города-государства Рим обычно делал своими союзниками, и в качестве ответной услуги за предоставление войск их гражданам обеспечивались права римского гражданства.

 

Пунические войны

По мере возрастания своего влияния на Средиземноморье римляне превратились в угрозу для могущественного царства Карфагена в Северной Африке. Первая из Пунических войн началась в 264 г. до н.э. и закончилась тем, что Карфаген пал и Рим захватил его территории. Нападение Ганнибал в Испании и его поход на боевых слонах через Альпи в верхнюю Италию развязали Вторую Пуническу войну. После того, как римский полководец Корнелий Сципион разгромил Ганнибала и карфагенян, Рим сделал Испанию провинцией в своем растущее колониальном государстве. Создание могущественного флота позволило римлянам совершать дальне завоевания, и в 31 г. до н. э. Рим включил в свою империю все средиземноморские земли: Грецию, Кипр и Малую Азию.

 

Религия и боги

Почитание богов и религиозные культы был важными факторами в жизни римлян. Римская религия основывалась на греческой мифологии, однако римляне дали греческим богам свои имена и нале лили их новыми качествами и титулами. Юпитер будучи верховным божеством римского пантеона играл столь важную роль, что перед каждым политическим действием с ним считали нужным консультироваться. Повелитель грома и молнии при помощи небесных знаков, таких как погодные явления ил птичьи стаи, открывал людям их будущее. Поскольку Юпитер к тому же мог повлиять на ход истории в его честь регулярно совершались ритуалы. супруга Юнона считалась покровительницей женщин и семьи. Минерва, богиня мудрости и покровительница ремесленников, согласно мифу, в полно вооружении вышла из головы Юпитера. И бог войн Марс входил в число значимых для римлян бога Поскольку поначалу он был связан с плодородие весенний месяц март получил свое название по имени. Янус, бог ворот, входов и выходов, изображался двуглавым, то есть имел возможность смотреть в обоих направлениях. Связанный с началом всех событий бог дал свое имя январю - первому календарному месяцу. Нептун соответствовала греческому морскому богу Посейдону и покров свидетельствовал всем мореходам. Этим и многим друга божествам регулярно возносились почести, и в определенные, посвященные им дни устраивались празднества в их честь. В качестве мест религиозного культа, а также для проведения ритуалов и жертвоприношений возводились храмы. Постоянное расширение границ римских владений привело к заимствованию и интеграции чужих культов и религий. Так, в римскую культуру прочно вошли египетская богиня Исида и персидский бог солнца Митра.

Империя

В 82 г. до н.э. полководец Сулла вынудил римский Сенат на десять лет предоставить ему диктаторские права. Экспансия Рима во всем известном тогда мире означала для Республики то, что она все больше становится зависимой от мощи своей армии, а, следовательно, от ее военачальников. В это время возросло напряжение в политической и общественной сфере, наступили беспорядки, дестабилизировавшие республику. Некоторые военачальники последовали примеру Суллы и соперничали за власть в государстве, в их числе был и Юлий Цезарь - гениальный политик и полководец, который возглавил Сенат в триумвирате с Помпеем и Крассием. Цезарь использовал все средства, чтобы вывести из игры своих соратников Помпея и Крассия и в 44 г. до н.э. добился единовластия. Возглавляемый Брутом заговор республиканских сенаторов, в результате которого Цезарь был убит, положил конец его режиму. Цезарь видел преемника в своем племяннике Октави-ане, но Сенат поставил на его место Марка Антония. Однако уладить внутриполитические беспорядки не удалось. Когда Антоний вступил в союз с египетской царицей Клеопатрой, Октавиан, воспользовавшись этим как поводом, пошел на своего соперника и в 31 г. до н. э. одержал над ним победу в битве при Акциуме. Сегодня эта дата считается днем рождения Римской империи. В 27 г. до н. э. Сенат присваивает Октавиану почетное имя «Август». Октавиан выбрал титул «принцесс» («первый»), чтобы сохранить видимость демократии, на самом же деле пользовался полномочиями самодержца и правил Римской империей как первый император с 27 г. до н.э. по 14 г. н. э.

Эпоха Августа считалась Золотым веком, во время которого империя росла, царила политическая стабильность, а культура и искусство переживали свой расцвет. Сам Август говорил, что «взял Рим глиняным, а оставил мраморным». После смерти Августа обожествляли. Хотя его преемник Тиберий и обеспечивал стабильность в государстве, статус императора был пока непрочен, поскольку не было регламентированной законом преемственности. Калигула и Клавдий, последовавшие за Тиберием императоры, были убиты, одержимый безумием тиран Нерон был изгнан с трона.

Император Веспасиан (69-79 гг.н. э.) положил начало новой династии правителей. При Веспасиане Рим обрел свой характерный архитектонический облик, именно по его приказу был воздвигнут Колизей.

 

Колизей изначально назывался Амфитеатром Флавия, позднее получил свое нынешнее название - Colosseum - из-за находящейся там колоссальной статуи Нерона.

 

Его сын, император Домициан, который был убит в 96 г.н.э., распорядился облицевать полы и стены своего дворца полированым мрамором, источники утверждают, что затем, чтобы было негде спрятаться возможным убийцам. При Адриане (117-131 гг. н. э.) Римская империя расширила территории до максимальных за свою историю пределов. Последующие десятилетия были отмечены войнами с врагами на внешних границах Империи. В 476 г. н.э. войсками восточных германцев был свергнут последний император Ромул Август.

Зарождение христианства

При императоре Августе Рим укрепил доминирующие позиции в Палестине при помощи Ирода Великого, которого римляне назначили своим наместником в Иудее. Когда Иисус проповедовал в Назарете свое учение и обещал людям спасение в Царствии Небесном, поначалу он находил широкую поддержку. Распространяемое Иисусом и его двенадцатью учениками послание встречало особый интерес у простого народа, поскольку тот страдал под властью римлян.

Однако иудейские священники расценивали проповеди Иисуса о спасении как святотатство, а римляне видели в нем мятежника.

Из-за своих нападок на правящие слои и их растущее влияние он впал в немилость и был взят под арест. Хотя деятельность Христа, длившаяся около трех лет, была очень непродолжительной, после его смерти ученики продолжали распространять его учение. Христианство всегда находило последователей.

Колизей

В I и II вв.н. э. бои гладиаторов пользовались большой популярностью, и почти в каждом римском городе имелась арена или амфитеатр. В 72 г. н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея в парке «Золотого дома» Нерона (дворца Domus Aurea). Построенный за восемь лет амфитеатр мог разместить до 800000 зрителей. В подземных коридорах держали животных и людей, которые выступали на сцене. Открывающие игры продолжались 100 дней и ночей, за это время было убито 5000 животных. Гладиаторами, как правило, были пленники или рабы, осужденные на бой до смертельного исхода. Колизей был одновременно политической и спортивной ареной. Представляемые там экзотические животные и иноземные народы в центре Рима демонстрировали могущество и масштабы Империи.

Римское войско

 

Командиру легиона (легату) помогали шесть трибунов, которые в бою отдавали приказы отдельным частям войска. Легат, как и трибуны, был кандидатом на место в Сенате. К началу Второй Пунической войны Рим располагал величайшей армией. К 32000 пехотинцев л кавалерии из 1600 всадников прибавились войска союзников в составе 30000 пехотинцев и 2000 кавалеристов. Легионы, вооруженные в числе прочего копьямилуками и короткими мечами вместе с калериётскимй единицами составляли эффективное боеспособное войско. Хорошо организованная командная структура позволяла совершать неожиданные тактические маневры для уничтожения противника.

Храм Аполлона в Помпеях. Лишь в 1748 г. во время раскопок был обнаружен давно забытый, погребенный под пеплом город.

Помпеи

Город Помпеи на западном побережье Италии с 83 г. до н. э. был римской колонией. Как и соседний Геркуланум, Помпеи были богатым по средним меркам городом Римской империи. В 63 г. н. э. Помпеи сотрясло землетрясение. Потребовалось десять лет, чтобы заново отстроить многочисленные разрушенные виллы и храмы. 27 августа 79 г. н. э. началось извержение расположенного в северной части города вулкана Везувия. Плиний Старший был тому свидетелем и впоследствии рассказал об увиденном в письмах к историографу Тациту. Он описал предшествующее извержению вулкана землятрясение, гигантский столб дыма и дождь из пепельных частиц пирокластовой породы. Более 2000 человек погибли, когда Помпеи накрыл слой горячего пепла и пемзы толщиной в 3 метра. Расположенный к юго-востоку от Везувия Геркуланум был засыпан вулканическим пеплом. Город был покинут и предан забвению до XVIII века, пока не обнаружили его руины.

Варвары

Изначально варварами римляне и греки называли все народы, говорившие не по-гречески. Как и греки, римляне считали варваров необразованными, бескультурными и нецивилизованными. По мере экспансии Римской империи на внешних границах империи активизировалось сопротивление. Особенно на границах у Рейна и Дуная постоянно возникали беспорядки, в ходе которых атаковались крепостные сооружения римлян. В некоторых местностях побежденным народам обеспечивалось римское гражданство, так что мужчины могли служить в римской армии. Таким образом, в некоторых регионах римское войско претерпело «германизацию»: с одной стороны, способствуя распространению римской культуры, армия одновременно упорно смешивались с вражескими племенами.

В интенсивных контактах с римской цивилизацией группы не римского населения воспринимали римские традиции и обычаи, причем местная культура все больше вытеснялась. В то же время все больше регионов получали автономию, возникали маленькие независимые государства, как, например, в Галлии, они набирали силу, которую могли противопоставить разваливающейся римской державе.

Падение Рима

Распад Римской империи продолжался в течение нескольких столетий и имел различные причины. По мере расширения империи контролировать государство становилось все сложнее. В окраинных провинциях многие римские солдаты и граждане перенимали местные обычаи. Многочисленных солдат мирная жизнь землевладельца привлекала больше, чем военная служба. Нападения и вторжения способствовали ослаблению империи, маленькие племена собирались в могущественные союзы. Готы объединились под общим командованием и в 378 г.н.э. в битве при Адрианополе разгромили армию Флавия Валента и с тех пор стали для римлян не победимыми.

Масштабное расширение границ империи в конце III столетия при императоре Диоклетиане привело к децентрализации управления. Империя была поделена на четыре административные территории, которыми управляли тетрархи. Изнутри государство сотрясла череда гражданских войн. Отдельные армии полководцев сознавали, что в первую очередь обязаны своим военачальникам, а только потом - Риму. Некоторые полководцы использовали свои войска в конкурентной борьбе за императорский трон. Политические интриги приводили к быстрому возвышению и свержению императоров, а также нестабильности в государственном управлении.

В этих условиях все больше новых сторонников приобретало христианство. В 313 г.н.э. императоры-союзники Константин и Лициний выпустили эдикт о терпимости к христианам, в котором предоставляли им свободу вероисповедания и равные со всеми права. В 323 г.н.э., после победы над Лицинием, Константин стал претендовать на всю империю. Семь лет спустя он переместил столицу из Рима в Византию, на восток, и дал ей название Константинополь. Некогда могущественный город, Рим был теперь едва защищен от набегов и в 410 г.н.э. был взят вестготами и многократно разорен. Смещение императора Ромула Августа германским военачальником Одоакром в 476 г.н.э. предрешило конец Западной Римской империи. Из Восточной Римской империи сформировалась Византийская империя, просуществовавшая до 1453 г.

Вверху: Бюст, найденный в одной из римских терм в соседнем с Помпеями Геркулануме, который был разрушен при извержении Везувия в 79 г. н. э.

24.07.2018

altpp.ru

Рим. Республика как начало империи

Эталон имперской структуры

Римское государство, римская республика, затем римская империя во многом может быть названа эталоном имперской структуры для стран Запада. Наследие Рима в той или иной форме до сих пор проявляет себя в современной политической жизни европейских, североамериканских и южноамериканских государств.

Т.е. это такой удивительный долгоиграющий феномен, отголоски которого звучат через многие и многие столетия. Это могущество Рима, которое притягивало к себе внимание уже в средние века, заставляет нас особенно внимательно посмотреть на эту структуру и попытаться понять, что это была за система, почему возник этот странный военно-политический организм, каковы были ритмы его развития и его цивилизационная идентичность.

Ученики эллинов

Я и начну с цивилизационной идентичности. Рим, как известно, находится в Италии, а Италия в IX–VIII вв. до н.э. и чуть позднее, в VII-VI вв. до н.э. была заселена самыми разными народами, говорившими на языках разных не только групп, но и языковых семей. В центре Италии, на территории современной Тосканы, жили этруски, народ неизвестного в лингвистическом плане происхождения. Их язык не может быть сейчас четко определен и отнесен к какой-либо из известных языковых семей.

Проще обстоят дела с другими народами Италии – индоевропейцами. На территории этой страны в древности жили представители так называемой италийской языковой группы, которая входила в индоевропейскую семью языков, и одним из языков этой группы был латинский язык, на котором говорили в Лации, или Лациуме. Это область, расположенная южнее этрусков. Она тянулась от территории современной Тосканы примерно до территории современного Неаполя.

И, собственно, от Неаполя начиналась полоса греческих колоний, особенно плотно расположенных в южной Италии и Сицилии – это так называемая Великая Эллада, Великая Греция, область греческой колонизации. И именно область южной Италии являлась во многом для населения этого полуострова своего рода цивилизационным магнитом и одновременно транслятором идентичности. И эти идентичности активно усваивались населением Апеннин.

Нужно заметить, что этрусское искусство, этруски, о которых мы можем так много прочитать в разделах загадок и историй, в плане искусства представляют собой все же вторичной образование по отношению к Элладе. Искусство этрусков, начало которого может быть отнесено к VIII в., может, чуть-чуть раньше, находилось под сильнейшим греческим влиянием, этруски активно впитывали греческие культурные формы.

Можно очень много говорить о различии мифологических систем, отношения к жизни и смерти этрусков и эллинов, но как бы то ни было, этруски все же в плане культуры, в плане изобразительного искусства, в плане внешних форм, в плане архитектуры – а это очень важно, какая у культуры доминирует, в частности, храмовая архитектура – воспринимали греческие образцы и подражали им. И то же самое можно сказать о других народах Древней Италии. Область Лациума, как я уже сказал, непосредственно примыкала к Неаполю и Кумам – греческим колониям. Рим и Неаполь вообще находятся на достаточно небольшом расстоянии друг от друга, порядка 230 км. И естественно, что древние италики могли перенимать греческие культурные формы не только от этрусков, но и непосредственно от греков.

Если мы посмотрим на последующую историю Рима, уже в период подъема его военно-политической мощи, мы увидим, что римляне очень активно усваивали греческую идентичность, греческую культуру, греческую литературу. В плане архитектуры, и в плане живописи, и в плане изобразительного искусства, скульптуры мы видим, что они активно впитывали греческое наследие и пытались его развивать уже на своей почве, как могли.

Но, как известно, например, в плане архитектуры, следуя античным греческим образцам, римляне внесли две инновации: это купол и арка. Все остальные принципы и эстетические идеалы были полностью восприняты у греков. Все это позволяет нам сказать, что и этруски, и римляне, и покоренные ими другие народы Апеннинского полуострова находились в орбите влияния греческой культуры. Мы можем сказать далее, что это была одна цивилизация, центром которой была Греция – Древняя Эллада, а периферией – в том числе и культура Апеннинского полуострова. И этруски, и их соседи.

Важно для цивилизационной идентичности, какой алфавит, какую письменность использует тот или иной народ. У этрусков была возможность выбирать между двумя алфавитными системами, с которыми они были знакомы. Это был консонантный алфавит финикийцев и фонетический алфавит греков. И этруски выбрали именно греческий алфавит, точнее, западно-греческий его вариант для передачи своих знаний, передачи информации. Впоследствии алфавит римлян тоже является прямым продолжением греческого алфавита, и тем самым вот это заимствование письменности является еще одним элементом в общей картине приятия, усвоения греческой идентичности.

Вызовы с юга и с востока

Теперь, когда мы смогли примерно обрисовать границы этой цивилизации на Апеннинском полуострове и в Сицилии, мы можем вспомнить об одном важном военно-политическом образовании, которое присутствовало в Западном и Центральном Средиземноморье в этот период. Это Карфагенская держава. О ней мы уже говорили в одной из наших прошлых лекций, и теперь мы могли бы вернуться к рассмотрению ее активности на этой территории уже в контексте нашей сегодняшней темы – образования римской державной системы.

Карфагеняне были естественными противниками греков в Сицилии и на Корсике. Эти две области, эти два острова были предметом споров, в том числе и вооруженных, между этими двумя ведущими морскими силами VI в. до н.э. И союзником карфагенян в этот период выступали этруски. Примерно в 530-е годы до н.э. произошла знаменитая морская битва при Алалии, после которой Корсика перешла под власть карфагенян и этрусков. И вот тут происходит интересный момент. Мы не можем быть абсолютно в этом уверенными, но, судя по всему, имевшийся до этого союз между этрусками и карфагенянами дал трещину. Каковы обстоятельства осложнений их отношений, мы сказать сейчас не можем. Мы только можем сослаться на некоторые смутные данные древних авторов. Например, Диодор Сицилийский сообщал, что этруски пытались колонизировать некий остров в Атлантике, т.е. за Геракловыми столпами, но карфагеняне выгнали их.

И еще один момент, тоже очень любопытный: что у этрусков были владения на Корсике, которые потом, в какой-то момент, перешли к Карфагену. Все это позволяет сказать, что в какой-то момент после 530-х годов и до установления в Риме республики между этрусками и карфагенянами началась конфронтация. Поскольку этруски и Карфаген относились к сферам разных цивилизаций, были представителями и носителями разных цивилизационных идентичностей, то давление Карфагена, обладавшего этой имперской державной структурой, вполне могло вызвать защитную реакцию в античной цивилизации.

И, по всей видимости, эта защитная реакция происходит синхронно с событиями в Македонии, о которых мы говорили на прошлой лекции, а именно с посольством персидских царей примерно в 512-510 гг. до н.э. в Македонию с требованием признать их власть. Т.е. мы можем сказать, что античная цивилизация, если угодно, греко-этрусско-римская цивилизация оказалась под давлением одновременно двух имперских структур – с востока и с запада. С востока это было давление персов, с запада – давление карфагенян.

В 512 г., судя по всему, греки столкнулись с этим давлением не только в Элладе, но и в Северной Африке, в частности, в Киренаике и на территории современной Ливии. Соответственно, мы можем предположить, что в результате защитной реакции, произошедшей в античной цивилизации, возникло сразу два имперских образования, два державных образования, а не одно. Если одним из этих имперских образований была Македония, то другим стал небольшой полис, расположенный на границе этрусских владений как раз в области Лациум, который назывался Рим.

Рождение и рост республики

В истории это нашло отражение, по всей видимости, в перевороте, который происходит в Риме примерно в 510 г. до н. э. и сопровождается свержением власти этрусских царей, конкретно царя Тарквиния Супербы (Тарквиния Гордого). Всем известна знаменитая история об обесчещенной Лукреции. И восставшие римляне изгоняют этрусских царей, устанавливают у себя республику.

Классическое полисное образование с системой противовесов и разделения властей, которое смогло просуществовать достаточно долго, вполне успешно выполняя свои функции. Если мы посмотрим на полисы Эллады, то очевидно, что римский полис оказался гораздо более жизнеспособным, гораздо более адаптивным к тем вызовам, с которыми ему пришлось сталкиваться. И, как я полагаю, одной из причин этой успешности была именно та державная структура, которая обеспечивала его не только устойчивостью, но и экспансионистским потенциалом.

Итак, в 510 г. происходит в Риме переворот, устанавливается республика. И что любопытно: первый международный договор, который заключают римляне в 509 или 508 году, был именно договор с Карфагеном. И вот этот момент тоже очень любопытен. Если мы предполагали, что этруски и Карфаген находились в условиях конфронтации к 510 г. до н.э., то вот этот фактически союзный договор между римлянами и карфагенянами как раз подтверждает эту идею. Т.е. для карфагенян Рим выступает в роли союзника, противовеса по отношению к этрускам. И это еще раз показывает, что, действительно, давление карфагенян на этрусский мир, конфронтация с этим вот этрусским двенадцатиградьем, существовавшим в Северной Италии, имело место.

Я не буду подробно останавливаться на истории римской экспансии, все интересующиеся могут обратиться к богатейшей литературе по этой теме. Отмечу лишь, что экспансия Рима была не стремительной, но поступательной, и не сопровождалась фактически какими-либо значительными откатами. Начавшись в 509 году до н. э., она, собственно, продолжалась до эпохи начала так называемой Римской империи, до начала принципата и до времен Траяна, при котором Рим достиг максимального внешнего, территориального расширения. Т.е. мы можем себе представить этот процесс, растянувшийся на 600 с лишним лет, когда маленькая община, находившаяся на границе чуждых совершенно ей миров, постепенно набирала силы, набирала вес и становилась все более и более мощной структурой, подчинявшей себе народы и территории.

В конце концов эта община пришла в конфликт с другой государственностью, с другой системой, а именно с тем самым Карфагеном. И в результате трех Пунических войн, которые длились с 264 по 146 гг. до н. э., Карфаген был сокрушен, и Рим получил абсолютное доминирование на территории всего западного Средиземноморья.

Судьбы двух победителей

Я бы хотел здесь обратить внимание на причину, по которой, как мне представляется, в этой ожесточенной схватке победил именно Рим. Если мы предполагаем, что Рим является ответом, римская державная структура, имперская система является ответом на экспансию в том числе и Карфагена, то, как мне представляется, такая структура получает фундаментальное качественное преимущество перед той структурой, агрессия которой и вызвала ее возникновение, ее порождение. И в этом смысле Карфаген, который своим агрессивным давлением на греков и этрусков, по всей видимости, привел античную цивилизацию к защитной реакции (в результате которой появляется римская держава), в каком-то смысле подписал себе смертный приговор, который и был приведен в исполнение несколькими веками позднее.

Как бы ни был отважен и талантлив Ганнибал, как бы ни были упорны карфагеняне в своем стремлении отстаивать свою свободу от Рима, они в этой схватке оказались абсолютно обречены. Шансов победить у них не было. У Рима же был шанс не только одержать победу над Карфагеном, но и уничтожить его. И он этим шансом в полной мере воспользовался. Здесь мы можем провести параллель с Македонией, которая возникает одновременно с Римом в ответ на персидское вторжение и точно так же полностью реализует свою возможность, не только побеждая Персию, но и полностью уничтожая ее государственность, завоевывая все ее подвластные территории.

Дальнейшая история Рима и Македонии после победы над этими могущественными соперниками как раз очень сильно различается. Что мы видим в случае Македонии? Надрыв этой государственности, который происходит вместе со смертью Александра, начало кровопролитных войн диадохов и в конце концов – распад ее государственности как таковой, прекращение существования этой могущественной державы Александра. В случае с Римом мы видим совершенно иную картину. После победы над Карфагеном никакого распада, никакой реконструкции римской государственности не происходит. Напротив, она продолжает наращивать свою мощь, продолжает наращивать свою экспансию – она переносит ее в восточное Средиземноморье.

В чем причина вот этих двух совершенно разных расходящихся путей этих двух государств? Как мне представляется, в случае с Македонией основной проблемой являлась концентрация власти в руках царя. Царская структура оказывалась, как это ни странно, менее подготовленной к перегреву имперского образования, нежели полисная. Римская республика с ее демократическими институциями смогла перераспределить то давление, которое она стала нести по мере расширения своих владений. Македония с этой задачей не справилась, она оказалась структурно не готова к такого рода вызовам.

Еще один момент. Система подчинения македонянами, например, греческих полисов и римлянами общин в Италии несколько различается. Все-таки уровень автономии греческих полисов был гораздо выше, чем подчиненных римлянами народов. Это тоже во многом объясняет неудачу македонского проекта и удачу римского. Македоняне были лишены возможности насильственной мобилизации тех ресурсов, которыми они потенциально обладали на территории Эллады. Римляне с такой проблемой не сталкивались и могли полностью использовать те возможности, которые им предоставила гегемония на Апеннинском полуострове.

Долгий закат республики

Однако нужно все же отметить, что и Рим столкнулся с проблемами вскоре после сокрушения Карфагена. Это проблема формирования армии и проблема земельной собственности. И вскоре после победы над Карфагеном в Риме тоже начинается гражданский конфликт. Он не имеет таких обширных масштабных форм, какие мы могли бы наблюдать в македонских владениях, но он тоже достаточно ярко запечатлелся в истории.

Речь идет в самом начале о братьях Гракхах, которые пытались провести земельную реформу соответственно в 134-133 и 122-121 гг. до н. э., и о неудаче этих попыток. Здесь нужно заметить, что как бы ни восхищаться или осуждать Гракхов, во многом ими двигало элементарное стремление вот этого имперского державного государства обеспечить себя воинской силой. Вопрос земельной собственности – это вопрос римского гражданства, и это же вопрос комплектации римской армии, поскольку римская армия комплектовалась не наемниками, а гражданами Римской республики. И Гракхи попытались решить вопрос комплектации армии вот таким путем – уравнительным распределением земли и созданием демографической, если угодно, базы для римской военной машины.

Рим продолжал свою экспансию, он по-прежнему нуждался в армии, и поскольку реформы Гракхов потерпели неудачу, нужен был новый способ поддержания военной машины. И здесь обращает на себя внимание такое событие, как Марианская реформа. Это реформа римского полководца Мария. До этих реформ армия была неотъемлемой частью гражданской общины и находилась в теснейшем взаимодействии с ней. После реформ армия фактически начала выходить из-под контроля гражданских институций и вскоре постепенно сделалась решающим аргументом в борьбе за власть. Более того, она сама заявила о себе как о политической силе, и в конце концов можно было уже сказать, что армия – это и есть империум, и есть та сила, которая определяет, кому стать императором. Но это случилось чуть позже, до этого все-таки Рим прошел еще достаточно сложную историю противоборств, в которой, кроме Мария, мы видим такие яркие фигуры, как, например, Сулла.

Новая политическая культура

Сулла был первый правитель Рима, при котором, с одной стороны, претензии одного лица на абсолютное доминирование в Риме становятся уже реальностью повседневной политики. С другой стороны, именно в период Суллы гражданский конфликт внутри римской общины достигает весьма одиозных форм и масштабов. При Сулле впервые появляется массовый террор в отношении политических оппонентов и фактически начинается  традиция создания культа правителя, которого Рим никогда не знал, поскольку в Риме существовали гражданские институции, более того, очень строго поддерживался принцип сменяемости, принцип выборности, и, соответственно, никакого культа в такой ситуации быть не могло.

С Суллы начинается другая история, другой взгляд на мир, на политическую систему, в конце концов, начинается период новой политической культуры, ориентированной на правителя как на носителя особой харизмы, особой отметки, которую правителю дали боги. И не случайно, что Сулла впервые в римской истории стал подчеркивать свою удачу. Он именовал себя Феликс – «счастливый». Это именование представляло собой не частную прихоть, а на самом деле было элементом политической программы, потому что счастливый – это не просто человек, которому везет, а человек, к которому благоволят боги, человек, власть которого санкционируется богами. Не в качестве исполнителя функций той или иной римской гражданской институции, а именно как персонаж, который стоит над этими институциями если не де-юре, то де-факто.

И уже от Суллы совсем недалеко до следующего персонажа римской истории – Юлия Цезаря, при котором и культ правителя достигает новых высот, и его претензии на особую форму власти становятся все более заметными. Цезарю не удалось добиться царской власти, он не был провозглашен царем, однако уже тогда начинается движение в сторону объявления власти таких фигур, как Сулла и Цезарь, фактически сакральной. Уже, например, один из ближайших преемников Цезаря Август именуется сыном божьим. Поскольку Цезарь был обожествлен после своей смерти, то его преемник Август, легитимный с точки зрения части истеблишмента, наделяется таким интересным титулом.

Система принципата

Если при Цезаре персона владыки всячески превозносилась, но еще прямо не обожествлялась, и сам Цезарь был объявлен божественным Юлием только после смерти, то при Октавиане Августе масштаб государственных мероприятий по возвеличиванию власти принцепса резко возрастает.

А именно с Октавиана Августа возникает в полном смысле слова новая система, так называемый принципат. Он становится первым среди сенаторов, а фактически именно сенат выполнял функции высшего государственного органа Рима, а не народное собрание. Он становится первым среди равных, принцепсом, но одновременно по всей стране Октавиану Августу возводятся статуи, его именем называется один из месяцев, и мы видим даже забавные отголоски этой традиции в современном Туркменистане, где тоже была попытка в честь правящего владыки и его родни назвать несколько месяцев. Т.е. вот эта попытка управления временем, владычества над временем восходит ко временам римских императоров.

Во многом Октавиану Августу удалось создать совершенно удивительную систему. С одной стороны, он не был объявлен царем, не претендовал на царскую власть. С другой стороны, де-факто его власть не отличалась от власти царя. Он был полновластным владыкой Римского государства.

Любопытно отметить, что в одном из малоазийских городов, Приенах, день его рождения был назван началом благовестий, т.е. в греческом тексте употреблялось слово «евангелие». Это весьма любопытно в связи с тем, что впоследствии христианство в диалоге с Римской империей употребляло очень много терминов, созвучных терминологии этой самой римской системы. Это и сын божий, и евангелие… Т.е. во многом это было такое любопытное сращивание сначала на уровне понятий, потом, как мы увидим, и на уровне институций двух, казалось бы, совершенно непримиримых систем. Одна система представляла собой апофеоз земной человеческой власти, другая система предлагала идею освобождения человека от бремени греха и зла, господствующего в этом мире. Но, как оказалось в истории, они вполне смогли найти в будущем общий язык.

Божественные императоры

При Калигуле и Нероне была сделана попытка ввести культ правящего императора, сделать его государственным. Два этих правителя уже прямо настаивали на своем обожествлении. Например, Калигула даже статуи эллинских божеств пытался заменить своими изваяниями. Как замечает Светоний, то ли с ужасом, то ли с иронией, Калигула даже беседовал с богами, иногда громко и даже сердито.

Можно, конечно, говорить о некоем личном психологическом или психиатрическом расстройстве того или иного римского правителя, но при этом мы не можем не заметить явную тенденцию вот этого нарастания императорского могущества, императорской власти, императорской институции, если угодно. Человек, оказывавшийся на этом месте, просто в силу исполнения своих функций принимал на себя и вот эти, если можно так выразиться, идентичности, которые становились все более и более жесткими, более и более зловещими, если использовать не холодные исторические формулировки, а вводить этические определения. Но, что любопытно, эта жесткость и жестокость римских императоров тоже во многом имеет объяснение именно в имперской структуре.

Имперская структура нуждалась в этот момент в консолидации своей власти в лице какой-то явной однозначной институции. Потому что полисная модель Рима, которая существовала до победы над Карфагеном, могла снимать в системе внутреннее напряжение, но препятствовала расширению внешней экспансии. Ведь управлять уже набранной, если можно так сказать, гигантской территорией Риму было весьма сложно в рамках республиканской модели. Была нужна более централизованная модель, и вот эта более централизованная модель стала нарастать одновременно с двумя процессами, о которых я говорил: это реформа в армии и нарастание элементов императорского культа.

Между экспансией и террором

Апогеем могущества Рима можно считать как раз время с Октавиана Августа до правления Траяна. Это был достаточно долгий период. Траян умер в 117 году н. э., правление Октавиана Августа де-факто началось в 30-27 гг. до н. э. – это почти 150 лет апогея, расцвета римского могущества.

Но в то же время это период, когда уже даже императорская институция оказывается не в состоянии обеспечивать рост внешних завоеваний. Более того, если мы обратим внимание на римских императоров этого периода, то мы увидим, что их можно разделить условно на две категории. Это императоры, которые проявляли жестокость внутри государства по отношению к истеблишменту, но при этом оказывались совершенно неспособны к проведению активной внешней политики, и императоры, которых можно считать компромиссными фигурами по отношению к сенатской элите, при которых не было таких жестких волн террора, но с другой стороны, именно при них Рим возобновлял или расширял свою внешнюю экспансию.

Это очень интересный момент: имперская структура, держава все равно находила ту или иную сферу для самовыражения. И этой сферой могло быть либо общество внутри римского государства, либо территория, становящаяся объектом его экспансии снаружи. Любопытно, что это чередование отрицаемых и принимаемых сенатом императоров продолжалось вплоть до Траяновых времен именно в такой любопытной последовательности.

Любопытно еще то, что некоторые императоры начинали править вполне успешно, с точки зрения сенатской аристократии. Например, Калигула, Нерон или Домициан – об этом пишет Светоний – были правителями, которые сначала не вызывали нареканий у, скажем так, пишущей элиты Рима. Они воспринимались, как люди вполне достойные, вполне мирные и даже желавшие прекратить избыточное кровопролитие не только людей, но и даже животных.

О Домициане сохранилось сообщение, что он даже планировал запретить жертвоприношение быков – из милосердия. Но этого не случилось. Более того, Домициан вошел в историю как один из самых кровавых римских владык. Вот это любопытное сочетание римского экспансионизма, направленного наружу, и римского террора, направленного внутрь, оказалось тоже весьма противоречивым, потому что все же ресурсы системы оказывались постепенно исчерпываемыми. Все-таки гражданская община как источник энергии для империи, если можно так сказать, ею самой (империей) и обескровливалась, высасывалась, как вампиром.

Пределы контроля

И первые проблемы начались достаточно рано, хотя они не носили еще фундаментального, глобального характера. Первые проблемы начались, когда Рим при Октавиане Августе потерпел неожиданное и очень тяжелое поражение в Тевтобургском лесу. Это была территория между Рейном и Эльбой, которая в той или иной степени контролировалась римлянами и на которой проживали германские и, возможно, отчасти кельтские племена. И один из германских вождей на этой территории нанес Риму страшное поражение, было уничтожено несколько легионов. По тому времени это составляло около 10 % всей военной силы Рима.

Поражение было чудовищное, и, как пишет Светоний, Октавиан Август после этого очень долго переживал и периодически восклицал: «Квинтилий Вар, верни легионы!» Но ни легионов, ни самого этого Квинтилия Вара уже в живых не было, легионы вернуть было невозможно, все погибло.

И с подобными проблемами по мере развития своей экспансии Рим сталкивался все больше и больше. В какой-то момент новым соперником Рима стало Парфянское государство. Мы о нем не говорили по некоторым причинам в нашей иранской лекции, но его тоже можно отнести к имперским образованиям, правда, позднего типа. И вот здесь Рим столкнулся с соперником более-менее равновесным с ним по могуществу. И оказалось, что дальнейшая экспансия Рима ни на восток, ни на территорию варварской периферии на севере невозможна.

Последние крупные присоединения, которые произошли при императоре Траяне – это территория Месопотамии, Междуречье и территория Армении. Они фактически сразу после смерти Траяна были Римом утрачены. И с этого момента, с 117 г., происходит стагнация римского государства. С одной стороны, оно к этому времени достигает весьма устойчивого положения и вскоре начинается так называемый «золотой век Антонинов».

С другой стороны, этот золотой век Антонинов чем-то напоминает период правления Брежнева в Советском Союзе. Т.е. это достаточно спокойная жизнь внутри, ограниченная, очень сдержанная экспансия, скорее, уже даже не экспансия, а попытка сохранить то, что уже приобретено. И всякая попытка движения за эти пределы вызывает резкий отпор внешних племен и чрезмерное напряжение внутри государства. И вскоре золотой век Антонинов сменяется периодом солдатских императоров, и начинается уже очевидный упадок римского могущества, римской государственности.

magisteria.ru