Имена в древней руси. Как выбирали имена детям на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как давали имена детям на Руси? Имена в древней руси


Как давали имена на Руси

В старину родители давали имя ребёнку, подходя творчески. Ныне популярные имена: Фёдор, Варвара, Марья и Иван не всегда были привычными уху славянина. То ли дело: Борщ, Истома, Лихой, Мал, Пуп, Смола и Шестой.

Как происходило наречение

В Древней Руси функции имен могли выполнять самые неожиданные для современного человека слова. Нарицательные существительные, как и наречия, прилагательные, глаголы и причастия древнерусского языка становились собственными.

Славянские

Выбирали по тому или иному случаю, нарекая младенца:

  • С учётом времени появления на свет: Травень (май), Березень (апрель), Зима, Суббота, и даже погоды: Мороз;
  • Очерёдности рождения: Первуша, Вторуша, Вторак, Третьяк, четвёртый ребёнок – Четвертак, числовой ряд представлен до 10;
  • По характеру и особенностям малыша: Забава, Бессон, Баламут, Неулыба, Крик.

Долгожданного и любимого малыша могли назвать: Ждан, Хотен, Любава, Голуба.

Кроме этого, наблюдалось желание повлиять на характер и судьбу малыша: Горазд (искусный), Горыня (подобный горе), Добрыня (добрый).

Период дохристианской Руси – до X века, время язычества, единения и обожествления окружающей природы. Примеры из животного и растительного мира: Арбуз, Орех, Мох, Щука, Ёрш, Жаворонок, Лебедь. Желая дать малышу защиту животного, мощного тотема, его могли называть: Медведь, Волк, Орёл, Ворон.

Использовались названия языческих богов: Ярило, Лада и др.

Подход истинного народотворчества виден в двухосновных именах, с окончанием на: -мир, -слав, -яр, -полк и -град. Ярослав, Яромир, Святслав, Богдан, Изяслав, Ярополк, Владимир, Мстислав, Вышеслав, Судислав, Предслава, Премислава, Людмила.

Интересные моменты

Имена часто выполняли роль оберегов, отпугивающих злых духов: Нелюб, Некрас, Неустрой, Невзор, а также Тугарин и Гнилозуб.

Имена детей в Древней Руси

Языческие имена широко соседствовали с норманнскими: Глеб, Олег, Рюрик, Ольга.

Грань между семейным именем и прозвищем была условна. Появляясь с возрастом и принятое владельцем, оно прочно прикреплялись к человеку, помогая идентифицировать личность, являясь дополнительной характеристикой, а то и вовсе заменяя его.

Общественно-бытовые прозвища давались по отличиям внешности: Нос, Худой, Малюта; характера: Молчун, Злобан, Баламут, профессии и таланту: Кузнец, Шуба.

Христианские имена

После введения христианизации на Руси в 988 году ситуация начала меняться. Византийский именослов принёс имена, долгое время чуждые древним русичам: еврейские, греческие и римские. Христианское имя давалось при крещении в честь святого, привязанного ко дню рождения, и называлось прямым. Первым именем оставалось старорусское – публичное, прямые имена долгое время не распространялись, употреблялись только в церкви, иногда держались в тайне. Это относится к периоду X—XIII вв. Реформатор князь киевский Владимир Великий (Ясно Солнышко) при крещении получил имя Василий, царь Василий III – Гавриил, Иван Грозный – Тит.

Иноземные имена, пришедшие к нам с принятием христианства, воспринимаются нами как исконнорусские: Фёдор, Варвара, Кирилл, Иван и Марья.

Языческие имена, связанные с поклонением древним богам, были запрещены. Часть, включённая в святцы благодаря канонизации некоторых святых: Борис, Владимир, Ярослав, Святослав, дошли до нашего времени.

Прозвищные имена

С XIV века стали широко употребляться крестильные имена, прозвища же оставались дополнений к ним. Частая схема – имя личное – старорусское, языческое совмещалось с прозвищным, плюс прямое – христианское. Комбинация была индивидуальной, выполняя официальную роль: Меланица вдова Муромка, Невежда поп Никольский, не только у простолюдинов: Александр Невский, Иван Калита.

Фамилии начали появляться в результате деформации имён (Иванов – сын Ивана) или прозвищ (Медведев) в 13-15 вв. Они стали обязательными с 16 века для знати, а для крестьянства – после отмены крепостного права.

Полуимя

Вариант личного имени, немного изменённый для принижения, назывался полуименем. В России XVII-XVIII вв существовали официальные полуимена, обязательные к употреблению низшими сословиями при общении с вышестоящими: Петрушка, Илейка, Анница. При составлении челобитной к царю боярин назвал себя холопом Ивашкой или Иванцом.

Прозвища на Руси

Государственные преступники обозначались официальными инстанциями как: Стенька Разин, Гришка Отрепьев. И даже Емелька Пугачёв – в конце XVIII в. Хотя Пётр I, противник русских традиций, в XVII в. законодательно запретил использовать прозвища, полуимена и вторые имена.

О традициях и обычаях, которые были распространены на Руси

В старину существовало много правил, часто основанных на суевериях. Нельзя было называть новорождённого в честь живого родственника, чтобы таким образом не создать двойников. По поверьям считалось, что смерть одного из тёзок приведёт у смерти другого.

С одной стороны, приветствовались имена, данные в честь умерших. Таким образом, выбирался прототип. С другой стороны, благодаря имени умерших сестры или брата, ребёнок мог повторить судьбу.

Традиционно не давались имена умерших насильственной смертью, а также людей душевнобольных и преступников.

Имя могло указать на место человека в обществе. Выбор имён в династии Рюриковичей – потомков Рюрика, князей Древней Руси, указывал на права на власть каждого представителя этого рода. Устанавливалась связь с прошлым, и будущие перспективы князя уже в младенчестве. Языческие имена княжеского рода: Владимир, Изяслав, Мстислав, Рюрик, Святослав, Ярослав и другие. Их часть, входящая в христианские святцы, стала использоваться вне правящей семьи лишь после XVII века.

Женские имена

Они дошли до нас благодаря упоминаниям в летописях и древнерусских документах. К сожалению, дохристианские женские имена редко употреблялись в древнерусских первоисточниках. Их сохранилось около 50, мужских же 5300. В христианском именослове XIII века прописаны порядка 330 мужских 60 женских имён.

Известно, что имена женщин часто образовывались от мужских форм: Болеслав/а, Бронеслав/а, Велимир/а, Всемысл/а, Боян/а и т.д.

XX век

Октябрьская революция, отринув религиозное прошлое, внесла свою лепту в именослов. Там появились забавные и абсурдные имена-новоделы: Дазвсемир (да здравствует всемирная революция), Ленинир (Ленин и революция), Праздносвета (праздник советской власти).

В настоящее время, на волне интереса к феномену язычества, старорусские имена снова популярны.

rebenokmama.ru

Как выбирали имена детям на Руси

Zefirka > Интересности > Как выбирали имена детям на Руси

Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада – назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.Как выбирали имена детям на Руси

1.

Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителейВ древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.Как выбирали имена детям на РусиКартина Николая Константиновича Рериха. Ярослав Мудрый, 1941 год. Сочетание языческого и христианского имени одновременно: Ярослав-Георгий Мудрый.Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник – называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый – почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.

2.

Имена-прозвищаПрозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.Как выбирали имена детям на Руси

Василий Суриков, картина Степан Разин. Стенька Разин – пример уменьшительного имени на Руси.Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба – пример защитного прозвища.После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.

3.

Имена в честь святыхПосле прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые – Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам.Как выбирали имена детям на Руси

В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный. Иван Грозный, прямое имя которого было Тит.В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.

4.

Христианские именаС развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.Как выбирали имена детям на Руси

Табель о рангах, введенный Петром I.Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские – Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские – Игорь, Глеб, Ольга. В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято. Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.

5.

Иван, ВанюшкаСамое распространенное имя на Руси – Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина. Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным – Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства». Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.Как выбирали имена детям на РусиСегодня родители могут дать ребенку любое имя.Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.

6.

А есть у вас отчество?Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II – чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция. Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.Как выбирали имена детям на РусиКрестьяне получили отчества только после отмены крепостного права.Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080118/37349/

Интересности Январь 10, 2018 666 просмотров

wpDiscuz

zefirka.net

Как давали имена на Руси?

Русское имя – это сложная формула, в истории которой далеко не все однозначно. Как давали имена на Руси, что такое феномен «полуимени», и какими были настоящие имена русских царей?

Прозвищные имена

Традиция давать имена на Руси сложилась еще в дохристианские времена. Любое слово, связанное с обычаем, привычками, внешним видом, окружающей средой, могло «прилипнуть» к человеку и стать его именем. Таких имен-прозвищ насчитывалось несколько тысяч, однако в широком употреблении было не более ста. Условно, их можно поделить на десяток групп.

Вот некоторые из них. Числовые имена – Первой, Вторак, Третьяк. Связанные с внешними признаками – Чернява, Беляк, Малюта. С чертами характера – Молчан, Смеяна, Истома. С живой природой – Бык, Щука, Дуб. Или с ремеслом – Ложка, Кузнец, Шуба. Впрочем, с возрастом, такие имена могли заменяться на другие – более подходящие человеку.

Как особую категорию прозвищных имен стоит выделить защитные имена. Во избежание пагубного влияния злых духов или других людей человеку часто давали второе имя, которое знали все – Некрас, Злоба, Крив. Такое неказистое имя по поверью и защищало его носителя от сглаза или порчи.

После появления на Руси христианских имен прозвища не исчезли, а стали дополнением к основному имени. Они использовались как в среде низкого сословия, так и у родовитых людей. В качестве примера можно назвать Александра Невского, Симеона Полоцкого или Ивана Калиту.Прозвищные имена в России имели хождение вплоть до XVIII столетия, пока не были полностью запрещены Петром I. Впрочем, с XV столетия активно набирал обороты другой процесс, при котором прозвищные имена стали преобразовываться в фамилии.

Прямое имя

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей. Так, Василий III носил прямое имя Гавриил, а его сын Иван Грозный – Тит.

Иногда складывалась парадоксальная ситуация, когда родные братья могли быть полными тезками – носить одинаковые публичное и прямое имя. Например, старший и младший сыновья Ивана Грозного публично именовались Дмитриями, а в тесном кругу – Уарами.

Традиция прямого имени берет начало в ранней родословной Рюриковичей, когда Великие князья носили одновременно языческое и христианское имя: Ярослав-Георгий (Мудрый) или Владимир-Василий (Мономах).

Имена у Рюриковичей

В династии Рюриковичей было две категории имен: славянские двухосновные – Ярополк, Святослав, Остромир и скандинавские – Ольга, Глеб, Игорь. За именами закреплялся высокий статус, а поэтому принадлежать они могли исключительно великокняжеской особе. Только в XIV веке такие имена входят в общее употребление.

Интересно, что родовое имя не могло оставаться свободным: если умирал дед, его именем называли новорожденного внука, однако появление одновременно живущих братьев-тезок в домонгольский период не допускалось.Позднее после канонизации Русской Православной Церковью носителей как славянских, так и скандинавских имен такие имена стали считаться христианскими, например, Владимир или Глеб.

Христианизация имен

По мере укрепления на Руси христианства постепенно славянские имена уходили в прошлое. Существовали даже специальные списки запрещенных имен, в которых особый запрет накладывался на те, которые были связаны с языческим вероисповеданием, например, Ярило или Лада.

От династических предпочтений в пользу христианских имен пришлось постепенно отказываться и Рюриковичам. Уже Владимиру Святославовичу при крещении было дано имя Василий, а княгине Ольге – Елена. Интересно, что сыновья Владимира Борис и Глеб, чьи имена в последствие канонизировались, в крещении были названы соответственно Романом и Давидом.

С распространением в России книгопечатания большое значение стало придаваться написанию имен. Искаженное написание имени могло повлечь за собой обвинение в бесчестии. Однако царским указом от 1675 года было разъяснено, что ошибки в правописании имен по незнанию «природы тех народов, в которых кто родился», не являются преступлением, а потому «судов в том не давать и не разыскивать».

Полуимена

Официальное использование полуимен в уменьшительно-уничижительном тоне было распространено в России с XVI по XVIII века. Часто так именовали государственных преступников – Стенька Разин или Емелька Пугачев. Также обязательным было употребление полуимени при обращении в вышестоящие инстанции. Так, к примеру, Григорий должен был называть себя «Гришкой, царским холопом». Известно, что во время «политического маскарада» – отречения Ивана Грозного от престола – «бывший» царь предстал как «Иванец Васильев».

Отцовская преемственность

Употребление на Руси отчества как части родового имени – это подтверждение связей человека с отцом. Знатные и простые люди называли себя, к примеру, «Михаил, Петров сын». Особой привилегией считалось добавление к отчеству окончания «-ич», что позволялось людям с высоким происхождением. Так именовали Рюриковичей, – например, Святополк Изяславич.

В «табели о рангах» при Петре I, а затем и в «чиновной росписи» при Екатерине II строго закреплялись различные формы окончания отчеств (например, «-ович» или «-ов») в зависимости от принадлежности человека к определенному классу.

С XIX века отчество начинает использовать зарождающаяся интеллигенция, а после отмены крепостного права его разрешают носить и крестьянству. Жизнь современного человека уже не мыслима без отчества, и это не только прочность традиций – официальная уважительная форма обращения, но и практическая необходимость – различение людей имеющих одинаковые имя и фамилию.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Властные имена Древней Руси - ПОЛИТ.РУ

До крещения Руси князья носили особые родовые имена, которые затем начали вытесняться христианскими, рассказал филолог и историк Федор Успенский. В своем совместном исследовании с Анной Литвиной Федор Борисович попытался «взглянуть на династическую историю глазами лингвиста», после чего стало ясно, по какому принципу происходил выбор имени для новорожденных детей в роду рюриковичей, и какое это оказывало влияние на легитимизацию власти.

Люди, не принадлежавшие к роду рюриковичей, особые родовые имена носить не могли (например: Игорь, Ярослав, Мстислав и т.д.). Имя новорожденному давалось в честь его умершего предка по мужской линии. Именем отца принято было называть только в том случае, если отец не дожил до рождения сына, пояснил Федор Успенский во время лекции «Имя и власть в Древней Руси», прочитанной в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"». 

Он также обратил внимание на то, что княжеская родовая традиция стремилась не оставлять незанятых княжеских имен. Это обеспечивало определенный процесс легитимизации власти. Считалось, что дух предка оживал в потомке, таким образом определялось и право потомка на власть. Это обеспечивало преемственность, хотя совпадение имени не было единственным механизмом родовой преемственности. Имя выбиралось именно по мужской линии. Имя от предка по материнской линии могло быть для дополнительным. 

Оказывается, запрет на использование имени живого предка работал только по прямой линии. Возможна была ситуация, когда племянник и дядя носили одинаковые имена в честь одного их общего предка. Часто, чтобы избежать противостояния, братья-князья заключали договор, согласно которому дядя берет под свое покровительство племянника в случае смерти отца. 

Однако после крещения Руси традиционные родовые имена начали постепенно вытесняться христианскими. Происходило это по следующей схеме: сначала христианское имя княжичу давали в качестве дополнительного, а уже его потомка называли в честь его, и это имя становилось основным. Не все христианские имена подходили князьям. Они выбирали из них те, которые принадлежали святым воинам.

«Князья при выборе патрональных святых явно тяготели к милитарной атрибутике. Если на изображение святого есть копье, щит, меч, шлем или хотя бы конь, оно подходило. Потом этот принцип ушел из жизни», - уточняет Успенский.

Через какое-то время христианские имена превратились в родовые. При этом князья по-прежнему нарекались двумя именами. Оба были христианскими, но одно давалось в честь предка, а второе – в честь святого, соответствующего по христианскому календарю времени рождения. Первое становилось публичным именем князя, а второе было более личным. Таким образом, преемственность права на власть с помощью имени продолжала сохраняться. 

Особый интерес для филологов представляют случаи, когда какое-то родовое имя вдруг переставало использоваться, подчеркнул Успенский. Как правило, это связано с историей носителя этого имени.  Однако, например, имя Святополка Окаянного, несмотря на то, что с ним связывают убийство братьев, продолжало использоваться. Лектор объясняет это тем, что для современников Святополк хотя и поступил дурно, но не совершил чего-либо рокового, для них это был просто «внутриродовой конфликт». 

В роду Рюриковичей, по словам Федора Успенского, «важность принципа наречения в честь умершего предка трудно переоценить». Однако он отметил, в других династиях, например, у Романовых, «другой именослов и другие принципы имянаречения, в этом отношении произошла полная перезагрузка».

polit.ru