Художественный металл древней руси. Книга: Г. Н. Бочаров «Художественный металл Древней Руси»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественная обработка металла, ковка. Художественный металл древней руси


Г. Н. Бочаров. Художественный металл Древней Руси

  • ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII …   Православная энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Киевская Русь —         раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… …   Большая советская энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република)         Латвия (Latvija).                   I. Общие сведения          Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… …   Большая советская энциклопедия

  • Памятники архитектуры России (монета, часть 1) — Памятные монеты Банка России, посвящённые памятникам архитектуры России. Основная статья: Памятные монеты России Серия: «Памятники архитектуры России» Содержание 1 Часть 1 1.1 Троице Сергиева лавра, г. Сергиев Посад …   Википедия

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Керамика —         (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… …   Художественная энциклопедия

  • Архитектура — (лат. architectura, от греч. architéкtón строитель)         зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с… …   Большая советская энциклопедия

  • Железо — (латинское Ferrum)         Fe, химический элемент VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 26, атомная масса 55,847; блестящий серебристо белый металл. Элемент в природе состоит из четырёх стабильных изотопов: 54Fe (5,84%),… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Художественная обработка металла | Русский дом

     Великоустюжская чернь

    северная чернь

    Русский народный художественный промысел, особенность которого заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов). Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий. Изготовление украшений и изделий из серебра в  городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Подробнее

    Финифть (Ростовская и Вологодская)

    финифть2

    Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.  Подробнее

     

    Жостовский промысел

    жостовский поднос3

    История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п. Подробнее

     

    Филигрань

    филигрань2Филигрань- ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. Большого расцвета художественная обработка металла на Руси достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в. Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

    Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

    Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

    Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

     История

    В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

    На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

    В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

    филигрань1В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.Филигрань: искусство легкости.Кружева, тончайшие нити, нежнейшие переплетения, напоминающие тонкий иней на окнах… И все это – из металла! Разве такое возможно, спросите вы, и будете несказанно удивлены, потому что да, такое возможно. И это вовсе не волшебство, а просто филигрань! Филигранное искусство на Руси славилось издавна, ведь оно позволяло получить самые яркие и высокохудожественные изделия. И сегодня «кружева из металла» производят не менее охотно, чем в древности, хотя, безусловно, техники их производства значительно усовершенствовались.Секреты зерна и нити.

    Изготавливать высокохудожественную филигрань можно из нескольких видов металлов и сплавов, хотя преимущественно используется серебро и мельхиор. При помощи филигранных техник можно изготовить любое изделие, однако чаще всего таким способом производят тончайшие ювелирные украшения. И основной секрет таких украшений – особая техника исполнения, которая позволяет отличить одного мастера от другого.

    Ассортимент филигранных украшений чрезвычайно широк – от простых колец и серег до замысловатых браслетов и колье. Изготавливаются они из гладкой или витой проволоки, которую мастера замысловато изгибают для получения различных узоров. Далее филигрань соединяют тонкой пайкой, и несмотря на кажущуюся простоту работы, этот процесс очень трудоемок: мало того, что все узоры делаются вручную, так в процессе обязательно применяется еще и высокая температура. Но в результате полученное изделие выглядит невероятно тонким, что, собственно, и подразумевает само слово «филигрань», образованное от итальянских слов «нитка» и «зерно».Металлический «иней»

    Нежность и тонкость филигранных узоров объясняются не только особенностями материала, но и спецификой применяемых орнаментов и рисунков. Безусловно, у каждого мастера свои секреты, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которыми издавна отличалась филигрань в различных техниках исполнения.

    Во-первых, филигранные украшения могут быть ажурными и накладными: первый вид предполагает последовательную спайку отдельных деталей узора, а второй – накладывание тончайших элементов на серебряное, медное или золотое покрытие.

    Во-вторых же, филигрань особенно прекрасна в классических орнаментах, среди которых выделяются волны, зигзаги, круги, полукружия и различные сложные фигуры. Помимо геометрического рисунка может применяться также растительный (причудливые цветы с нежными лепестками и листьями), а также «завивка» — ажурные моточки проволоки, выложенные в виде необычных завитков. В результате, даже если в разных украшениях повторяется один и тот же орнамент, каждый раз он выглядит неповторимо и оригинально, отличаясь необыкновенным великолепием. И в любом случае филигранное изделие кажется истинным произведением искусства, которое заслуживает того, чтобы им любовались бесконечно.

     

     Великоустюжская чернь

    устюжская чернь2Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы дают богатейшиеколлекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью. Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл — серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.

    Существует несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга.

    В ХVII — начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.Активное строительство культовых сооружений и дворцовых ансамблей дало толчок развитию различных художественных ремесел, в том числе и искусству чернения. В Москву были приглашены лучшие мастера — серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.

    Для ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.

    Но основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на Севере — Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.

    Город оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую часть России с Сибирью. Это повлекло за собой бурное развитие ремесел, в том числе и черневого искусства.Благодаря талантливым мастерам устюгская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работахособое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская или петербургская. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.Для Великого Устюга ХVIII век явился периодом наибольшего расцвета черневого искусства.

    Великий Устюг — город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов — северной черни.

    Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине 18 века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черновому искусству «московских жителей от купечества». Этот факт подтверждает, что промысел чернового дела в это время в В-Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к 17 в.

    Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров 18 в. — табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. — отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера — Вологды, Архангельска. Вятки. К 19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской «черни» вечной прочности был сохранен.

    В 1932 г. образуется артель «Северная чернь». К созданию новых рисунков были привлечены профессиональныехудожники. С 1936 г. артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 г. на выставке в Париже велико-устюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

    В 1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод «Северная чернь». Ведущие современные художники промысла: Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов В.П., Меньшикова Л.С. обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

    Мастера серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только в северных ремеслянных мастерских, но и серебряников Москвы.В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климушкин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

    В середине ХVIII века и на северных мастеров оказал влияние широко распространенный в Западной Европе стиль «барокко». Сложные сюжетные композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались охотничьи сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики сказывалось и на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках, флаконах.В 1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной черни все чаще начинают вытесняться сюжетами нового стиля — строгого классицизма. Переход к классицизму ознаменовался отказом от излишней пышности декора, от торжественной театральности сюжетов. К концу ХVIII — началу XIX в.в. относятся работы мастера Жилина, в которых он применил новый технический прием — вместо лучеобразно расходящихся линий, он вводит сплошной узор из черневых звездочек и миниатюрных букетов.

    усюжская чернь1С середины XIX века черневое дело переживает полосу постепенного упадка. Мастера не в силах бороться с проникновением капиталистическихотношений и промышленной продукции. Конкуренция относительно дешевых серебряных изделий с простыми орнаментами вынуждает их к сокращению производства и превращению крупного центра черневого искусства в провинциальные мастерские, оторванные от крупных рынков.Для того, чтобы возродить это искусство в советский период потребовалось немало усилий. Технология черни требует опыта и особых навыков мастеров. Возрождение народного художественного промысла «Северная чернь» связывается с именем потомственного мастера М.П.Чиркова.

    Под его руководством молодые мастера освоили технику черневого дела. Объединившись в артель «Северная чернь», они наладили выпуск подстаканников, портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий с незатейливым цветочным орнаментом.Для совершенствования художественного качества изделий Чирков привлек художника Е.П.Шильниковского — выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник сумел выявить и восстановить прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит в сюжетику новые темы, в частности, из русских сказок.

    Первая наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом.С тех пор завод принимал большое участие в различных выставках и конкурсах, как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия «Северной черни» побывали на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.

     

     

     

     

    rusnardom.ru

    Художественная обработка металла, ковка

    Среди видов народного искусства Севера значительное место принадлежит художественной обработке металлов. С глубокой древности применялись они в изготовлении самых разнообразных предметов. Природная прочность обеспечивала им долгую жизнь даже в неблагоприятных условиях. Не случайно именно металлические изделия, наряду с керамикой, извлеченные из земли археологами, являются главными свидетелями древнейших эпох в жизни людей. На Вологодской земле самые ранние металлические предметы найдены в районе города Кириллова. Это плосколитые бронзовые подвески, изображающие фигурки уточек и спаренных коньков. Они служили амулетами древним племенам, населявшим эту территорию.

    Во многих районах Севера имелись залежи болотных железных и медных руд. Их разработка велась здесь с давних пор. В XVI – XVII веках один из центров обработки железа – город Устюжна – приобрел общегосударственное значение. Кузнечное дело издавна и надолго закрепило за устюженцами прозвище «кузнецов», а город именовался Железным Устюгом или Устюжной Железнопольской.

    По всему Северу обработка железа и других металлов велась на уровне народного ремесла, удовлетворявшего главным образом повседневные нужды местного населения. Глубокое проникновение металлических изделий в народный быт повлияло на их широкое распространение и использование для изготовления различных металлов и сплавов. Народные мастера с равным искусством работали как с черными, так и с цветными и драгоценными металлами, делали из них самые разнообразные вещи – от монументальных оград церквей до миниатюрных ювелирных украшений, применяя всевозможные технические приемы и способы обработки. Железо, сталь, медь, бронзу, олово, серебро, золото подвергали ковке, литью, просекали, гравировали, чернили, чеканили, украшали цветными расписными эмалями, филигранью, сканью, зернью. Многие способы художественной обработки металлов не забыты и по сей день.

    По всему Северу широко бытовала медная посуда и утварь. Запасы медных руд позволяли использовать этот металл в составе различных сплавов. Формы северной медной утвари достаточно разнообразны. Это и ковши-черпаки для воды, и округлые подвесные рукомои, и сложными торговыми путями занесенные на Север стройные восточные кувшины, и особенно привившиеся в крестьянском быту братины и ендовы. Большим разнообразием размеров и способов украшения отличаются ендовы – низкие приземистые чаши с носиком-сливом, ложчатые или с гравировкой по отогнутому краю.

    Нельзя не упомянуть и о литье колоколов. Это сложное мастерство обладало своими секретами, от которых зависело богатство музыкальных интонаций знаменитых северных звонов. Есть сведения, что колокололитейные мастерские существовали в Сольвычегодске.

    Разные районы и города специализировались на обработке определенных металлов, технических приемах в создании конкретных изделий. Ремеслом кованого железа на вологодской земле занимались в самой Вологде, в Белозерске, Тотьме, Сольвычегодске, Устюжне, но особенно в Великом Устюге, где создавались не столько вещи хозяйственного обихода, сколько различные «художества». В 1620-е годы в Устюге насчитывалось сорок семь кузниц, через шестьдесят лет их было уже шестьдесят восемь. Есть сведения, что искусных устюжских мастеров отзывали на работу в Москву, Пермь, города Сибири. В самом Устюге и поныне можно видеть многочисленные узорные решетки окон, балконов, оград и ворот, кронштейны и подвесы, поражающие красотой железного кружева. В Сольвычегодске, Великом Устюге, Тотьме, Вологде было немало искусных ювелиров, нередко выполнявших заказы столицы.

    Среди наиболее известных и интересных техник обработки металла, нашедших широкое распространение в Великом Устюге, выделялись просечное железо, филигрань (скань) и «мороз по жести».

    Просечное узорное железо – одно из самых древних производств Великого Устюга. Свое наибольшее развитие это ремесло получило в XVII – XVIII веках. Технология этого искусства проста: на лист железа наносится узор, который затем высекается безошибочными ударами зубила. Получившимся узорным железом «обивались» различные деревянные изделия («сундуки-подголовники», шкатулки, створы церковных дверей, накладные замочные щитки и т.п.). Обычно дерево подкрашивалось, или под железо подкладывалась слюда. Выступая сквозь просеки железа, гармоничные краски создавали великолепный декоративный эффект, достигнутый несложным, по-народному мудрым приемом.

    В историческом отделе Великоустюгского музея-заповедника экспонируются врата из Владимирской церкви самого древнего в городе Михаило-Архангельского монастыря. На коричневый фон врат, покрытых прозрачной слюдой, наложено металлическое кружево. Весь рисунок его, как и отдельные мотивы, поражают изяществом замысла и выполнения. Не менее интересны своим орнаментом железные алтарные врата, находящиеся в Вознесенской церкви, построенной в 1648 году. Изящным просечным узором мастера украшали дверные и сундучные петли, наружные части замков и задвижек, церковную утварь.

    Филигрань, или ювелирная скань, занимала большое место в искусстве устюжан. Скань происходит от слова «скать» – свивать нитки. Из крученой двойной («сканой») золотой, серебряной или медной проволоки плетутся сложные рисунки-узоры, пайкой которых и создается форма прозрачно-воздушного изделия (броши, шкатулки, портсигары, браслеты, оклады икон и т.п.).

    Несложность оборудования для изготовления золотой и серебряной проволочки, простота технологии производства сделали этот вид ювелирного искусства наиболее распространенным в древней Руси. Волочение проволоки из золота и серебра было известно в Киевской Руси еще в X веке, в России филигранное искусство получили широкое развитие в XVI-XVII веках. Основными центрами сканого дела были Новгород и Москва, а на Севере – Великий Устюг и Сольвычегодск. Они отличались друг от друга особенностями орнамента скани и временем ее расцвета.

    Часто устюжские ювелиры применяли скань в сочетании с финифтью, создавая прекрасные вещи. Сканый узор напаивался на поверхность изделия, покрываемого многоцветной глазурью, что образовывало так называемую «перегородчатую эмаль». Обрамление сканью нередко делались при изготовлении небольших костяных, деревянных или каменных образков, крестов и панагий с рельефными изображениями. В XVIII веке в Устюге ажурную скань сочетали с вкладышами из позолоченного серебра, покрывали цветной эмалью. Часто в орнамент вводились медальоны с черневым рисунком или же широкие полосы плетения.

    Рисунок играет ведущую роль в филигранных изделиях. В нем чаще всего встречается свернувшийся в виде круга лист, грозди ягод, цветы. При этом рисунок всегда плавен, ритмичен и легко читается. Изделия устюжан отличаются от изделий других ювелирных центров прежде всего густым филигранным орнаментом из фантастических цветов и трав, положенным на гладкий золоченый фон. Кстати, мотив свернувшегося листка, образующего круг, является характерным не только для мастеров-ювелиров в Устюге, но и для других северных художников, занимавшихся росписями ларцов и сундуков.

    «Мороз по жести» – уникальный вид народного художественного мастерства, бытовавший в Великом Устюге с конца XVIII столетия. Тонкий лист жести обрабатывался известным лишь мастеру способом, после чего на поверхности листа образовывался необычайно прочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз оконные стекла зимой. Секрет мастерства передавался от отца к сыну и был достоянием лишь небольшой группы семейных династий устюжан. Фантастический рисунок на жести, обладая большой декоративностью, имел различные оттенки – золотые, оранжевые с перламутровыми переливами, серебристые, малахитовые.

    Обработанной таким образом жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки, иногда в сочетании с просечным железом. Шкатулки и ларцы часто устраивались с «секретом», то есть нужно было в определенной последовательности нажать кнопки или передвинуть задвижки прежде, чем шкатулка откроется. Известны шкатулки, имевшие 24 «секрета». Изделия, украшенные столь необычным декоративным материалом, в большом количестве вывозились на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где они пользовались огромным спросом; особенно много их увозилось в Персию и Турцию. Таким образом, «сказочные ларцы» стран Ближнего Востока изготовлялись в далеком северном городе руками его талантливых мастеров. Самобытное искусство «мороза по жести» принесло Великому Устюгу мировую известность.

    Древними традициями, высоким мастерством и веками отработанной технологией отличается искусство кованого железа. Почти в каждой деревне стояла кузница, где крестьянин-кузнец выполнял разнообразные заказы местных жителей. Подковывая лошадей, наводя косы, топоры и ножи, вырезая замки и ключи, кузнец нередко совмещал профессию металлурга, доменщика-литейщика и слесаря. О кузнецах слагали легенды, ибо ремесло это, связанное с огнем, превращением твердого металла в раскаленный податливый брусок, приравнивалось в народе к волшебству, к общению с нечистой силой. Недобрые отношения с ней грозили пожарами всей деревне, отчего ставили кузницы вдали, на окраине.

    При создании художественных изделий кузнецы поистине творили чудеса. Преодолевая природную прочность материала, они придавали ему любую форму, и послушный воле человека, раскаленный добела металл обретал то упругую силу гнутых прутов, из которых ковались объемные предметы, то легкую прорезь ажурного кружева. Скромное убранство крестьянской избы украшали сказочные цветы железных светцов. Крутой изгиб витого стержня, одним концом ввинченного в деревянную опору или бревенчатую стену, на другом оканчивается трезубцами – держателями лучины. Каждый в отдельности и соединенные вместе, они своими контурами напоминают головки цветов. Движение гнутого прута создает четкий силуэт предмета, в линиях и пропорциях которого сохраняется подобие природных форм растений. Образное решение не противоречит практическому смыслу и удобству пользования этими старинными «светильниками».

    Более скромны по форме настольные подсвечники. Но и в них движение витой спирали, образующей держатель свечи, и округлые поверхности подставок хранят тепло рук и изобретательность сделавшего их мастера.

    Удивительно пластичны и красивы формы сечек для рубки капусты. Мягкий овал лезвия с упругими завитками органично перерастает в удобную граненую вверху ручку. Над завитками возвышаются маленькие головки коней – вечных спутников крестьянина-земледельца. Они символизировали доброе начало и служили «оберегом» от зла и несчастий. Ритмичное движение парных спиралей, пластическое равновесие деталей, лаконичность всего силуэта делают сечку шедевром кузнечного искусства.

    В XVII – XVIII веках широко бытовали ларцы – «теремки», служившие для хранения тканей, одежды, различных ценностей и деловых бумаг. Название этих предметов соответствует особенностям их формы: скошенные края крышки придавали ларцу сходство с домиком. Деревянную основу окрашивали краской, накладывали цветную бумагу, кожу или ткань, покрывали их слоем слюды, а поверх набивали ажурные листы железа. Цветной фон и мерцание слюды оживляли строгую графику прорезных узоров. В затейливых рисунках преобладали скобчатые мотивы. Иногда поверхность плоского листа прорабатывалась насечками и гравировкой, заимствованными кузнецами у мастеров ювелирного дела.

    Твитнуть

    Поделиться

    Поделиться

    Плюсануть

    Класснуть

    cultinfo.ru

    Художественный металл Древней Руси. X-XIII вв. | Декоративно - прикладное искусство | Искусство и культура

    Список литературы

    Генератор кроссвордов

    Генератор титульных листов

    Таблица истинности ONLINE

    Прочие ONLINE сервисы

     

    Список источников >Искусство и культура >Декоративно - прикладное искусство >

    Художественный металл Древней Руси. X-XIII вв.

    Автор: Бочаров, Г.Н.Год: 1984Издание: НаукаСтраниц: 320ISBN: [не указан] В книге Г.Н.Бочарова Художественный металл Древней Руси. X-XIII вв.' анализируется развитие стиля и техники этого интересного ремесла в крупнейших центрах древней Руси - в Киеве, Чернигове, Владимире, Рязани и Новгороде. Рассматриваются перегородчатые эмали, чеканные сосуды, великолепные сканные изделия. Уточняются в ряде случаев их хронология, назначение и место производства.'

    Похожие книги

    Видео о книгах:

    В нашем каталоге

    Околостуденческое

    Это интересно...

    Наши контакты

    spisok-literaturi.ru

    Художественная обработка металла

    skan

    Художественная обработка металла в русском декоративном искусстве

    Многие умельцы во времена Киевской Руси владели техникой золотой наводки, сканно-эмальерного дела, приемами нанесения черневого узора, искусно применяли художественное литье. На Руси Скань начали использовать еще в IX-X вв. В XVII-XVII вв. художественная обработка металла достигла наивысшего расцвета и получила широкое распространение в XVIII-XIX вв.

    filigran

    Скань, Филигрань (сучить, свивать) - вид ювелирной техники, один из древних, завораживающих своей красотой методов изготовления художественных изделий, материалом для которых является медная проволока, гладкая или витая. Из нее выгибаются отдельные мелкие детали будущего произведения искусства. А все элементы узора сканного соединяются между собой пайкой. Этот процесс очень трудоемкий: специальными шипцами на металлической пластине набирают рисунок из мелких отрезков проволоки, потом посыпают его сплавом, измельченным в порошок. После для скреплания элементов изделие нагревают.

    Скань бывает накладной или ажурной. Самостоятельный способ создания художественного изделия - это Ажурная Филигрань (подстаканники, броши, вазы, конфетницы и т.д.). Форму предмета получают путем спайки отдельных элементов. А спсоб отделки изделий из металла - это уже накладная филигрань. Т.е., узор накладывают на готовый металлический каркас.

    Нередко изделия допоолняются эмалью и зернью (маленькие шарики из серебра или золота). В наше время эта техника почти не изменилась.

    Дух захватывает когда смотришь на произведения русских мастеров...

    slavyane.org