Древнегреческие храмы. Храмы древняя греция


Храмы Древней Греции, Мировая культура

Пример готовой курсовой работы по предмету: Мировая культура

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

1. АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1. Ранне-архаический период

1.2. Архаический период

2.2. Ранне-классический период

2.3. Классический период

2.4. Эллинистический период

ГЛАВА

2. ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2.1. Ансамбль афинского Акрополя

2.1.1. Эрехтейон

2.1.2. Парфенон

2.2. Храм Аполлона в Дельфах

2.3. Храм Артемиды Эфесской

2.4. Храм Зевса в Олимпии

2.5. Пергамский алтарь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

Вдоль Священной от Центральных ворот к храму Аполлона некогда стояли многочисленные статуи — дары и пожертвования различных греческих городов. Жители острова Керкиза установили здесь медного быка, граждане города Тгея — множество статуй богов и героев. Спартанцы в память победы над афинянами в конце V века до н.э. пожертвовали статуи Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Здесь же находились дары Афин — изваяния Афины, Аполлона, Эрехтея, Кекропса, афинского полководца Мильтиада, победителя персов при Марафоне. Эти памятники были выполнены великим скульптором Фидием. Еще дальше располагались дары Аргоса — статуи богов, героев и вождей, в том числе полководца Амфиарая, изваянного вместе со своей боевой колесницей, и медный конь работы скульптора Антифана.

Греческий скульптор Пракситель пожертвовал храму статую Фрины собственной работы.

Скульптур в святилище было огромное количество, их число доходило до трех тысяч. Эти сокровища впоследствии были расхищены, а частью уничтожены. Только римский император Нерон вывез из Дельф около пятисот статуй. А трехглавый медный змей с тремя туловищами, вывезенный из Дельф, впоследствии украшал дворец византийских императоров. Вслед за изваяниями начинались храмовые сокровищницы. Здесь хранились особо драгоценные дары Аполлону. Многие сокровищницы были «фамильными» — в них веками накапливались дары жителей тех или иных городов и областей. античный историк Павсаний пишет о сокровищницах афинян, фиванцев, сикионцев, сифносцев, книдян и сиракузян. Некоторые из сокровищниц сохранились в руинах, другие — например, сокровищницы афинян — отреставрированы и восстановлены. Многие сокровищницы выполнены из мрамора и украшены многочисленными вырезанными в камне изображениями и скульптурами на темы мифологии и греческой истории. Многочисленные фрагменты этих скульптур и рельефов дошли до наших дней.

У стены храма Аполлона путников встречал стоящий на высокой колонне Наксосский сфинкс (сфинкс — сюжет, чрезвычайно широко распространенный в Греции и вообще в Древнем мире).

Он был пожертвован святилищу жителями острова Наксос. Его фигура сохранилась и была найдена археологами в 1893 году. Изваянное из мрамора фантастическое чудовище имеет высоту в 2,32 метра и напоминает другого сфинкса, стоявшего некогда на легендарной родине Аполлона — острове Демос. В центре святилища возвышалось здание храма Аполлона. Его окружало множество мраморных и бронзовых фигур. Храм был построен в 336−339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548−547 годом до н.э. Но и до нее на этом месте существовало, по крайней мере, еще три храмовых здания-предшественника. Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет

6. метров, в ширину —

23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера. «Периптер» означает «оперенный», то есть окруженный колоннами со всех сторон. За сплошной колоннадой возвышались глухие стены, сложенные из мрамора.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными рельефами, мраморными и известняковыми скульптурами. До наших дней сохранились только фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, помимо Ники храм украшали статуи аполлона, Артемиды, Гетто, Гелиоса, Диониса. Вход в храм находился с восточной стороны. Характерно, что в храм запрещалось входить людям чем-либо запятнавшим свое имя и репутацию. Перед входом в храм стоял алтарь, сооруженный из белых мраморных плит жителями острова Хиос в начале V века до н.э. Возле алтаря проводилась церемония освобождения рабов на волю. Наос — основное внутреннее помещение храма — был разделен на три части двумя рядами колонн. Некогда здесь находился жертвенник и горел неугасимый огонь. В западной стене имелась дверь, ведущая в главное святилище адитон. Здесь над расщелиной скалы, из которой выходили одурманивающие испарения, находился знаменитый золотой треножник, на котором восседала прорицательница-пифия. Здесь же стоял «пуп Земли» — Смфалос и росло лавровое дерево — символ Дельф. Адитол освящала статуя Аполлона, отлитая из чистого золота. Внутренние стены храмы украшали воинские трофеи афинян, взятые в Марафонской битве — щиты и доспехи, галлов — дар этолийцев. На стенах были высечены изречения семи греческих мудрецов.

В храме находились лучшие и драгоценнейшие дары Аполлону, здесь стояли мраморные изваяния великого Гомера, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и аполлона. В I веке до н.э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой. Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, прославленные во всем древнем мире памятники искусства, мраморные и бронзовые статуи. Но дельфийский оракул продолжал существовать еще несколько столетий, пока в IV веке не был запрещен императором Феодосием — наступало время христианства.

2.3. Храм Артемиды Эфесской

Покровительницей города Эфес была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Именно в честь этой богини эфесцы приняли решение построить храм.

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в малой Азии, считался третьим чудом света. Это один из самых изысканных и величайших храмов Древней Греции высокий, массивный.

12. восемнадцатиметровых колонн (высота 16-этажного дома) поддерживали крышу храма, которую украшали скульптуры и барельефы. Он был построен около 550 г. до н. э. по проекту архитектора Херсифрона. Зодчий пришёл к неординарному решению — соорудить храм на болоте, чтобы мягкий грунт смог защитить от землетрясений. Был вырыт глубокий котлован. На дно его уложили несущие балки из обугленных стволов дуба. На них до уровня земли насыпали толстый слой скальных пород. На таком мощном фундаменте был воздвигнут храм. Храм строился почти

12. лет и был закончен около 550 г. до нашей эры. Он был построен из отличного местного мрамора. Существует легенда, по которой эфесцы добыли мрамор при чудесных обстоятельствах. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. Для перекрытий и стропил использовался кедр, а высокие двустворчатые двери, ведущие в целлу, были сделаны из полированного кипариса и отличались богатством золотой отделки и красочного убранства. В целле находилась статуя Артемиды высотой более двух метров, сделанная из древесины виноградного куста и облицованная серебром и золотом.

Святилище было огромно: длиной 110 и шириной

5. метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до

1. метров. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров. Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя Артемиды высотой

1. метров покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой. Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на

2. метров, был роскошно украшен величественной скульптурной композицией из мрамора.

В течение веков он много раз страдал от землетрясений, перестраивался и время от времени приходил в упадок, но, когда в

56. году Эфес был завоеван лидийским царем Крезом, храму, можно сказать, повезло. Завоеватель был не только несметно богат, но и оказался большим почитателем греческого искусства. Он, не задумываясь, дал деньги на строительство храма, который стал больше и лучше прежнего:

12. восемнадцатиметровых колонн теперь поддерживали крышу храма, в основании которого лежал гигантский прямоугольник со сторонами 51 и

10. метров. Несмотря на природные и прочие катаклизмы, храм Артемиды простоял в общей сложности более тысячи лет и погиб не от землетрясения или набега врагов, а от человеческой гордыни и тщеславия: в одну из летних ночей

35. года до нашей эры его спалил некто Герострат — эфесский житель, решивший этим деянием обессмертить свое имя в веках. Чтобы лишить тщеславного злодея надежды прославиться, суд принял решение навсегда забыть его имя. Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции. Треснули балки перекрытий и колонны.

Зодчий Хейрократ построил на месте разрушенного новый храм, повторив архитектуру прежнего. Он внес некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие. Именно этот второй храм Артемиды и был признан очередным чудом света. Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой

1. метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн — другой знаменитый скульптор Скопас.

Восстановленный в очередной раз, храм Артемиды просуществовал еще более шестисот лет, не потеряв своего значения и тогда, когда Эфес перешел во власть Рима. Но в

26. году нашей эры он был частично разрушен и разграблен во время нашествия готских племен, а спустя

11. лет, когда император Восточной Римской империи Феодосий I, утвердивший христианство в качестве государственной религии, закрыл все языческие храмы, окончательно утратил свое значение. В последующие века Эфес часто переходил из рук в руки, и его новые хозяева — христиане, турки, арабы — употребляли прекрасный мрамор древнего храма на строительство церквей, домов, мечетей. В

26. году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра, наносами покрывшая остатки сооружения. В пору Средневековья от некогда величественного храма не только не осталось и следа, но никто уже не помнил, что он вообще когда-то существовал. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света. Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

2.4. Храм Зевса в Олимпии

Олимпия была одним из главных святилищ Греции. По древнему мифу, именно здесь, в Олимпии, Зевс одержал победу над своим отцом, богом Кроном, оправдав предсказание о том, что Крон будет, низвергнут сыном, подобно тому, как и сам Крон, низверг своего отца. В память великой победы Зевса были утверждены Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был прославленный храм Зевса со статуей верховного бога. Храм Зевса в Олимпии был одним из наиболее блестящих произведений античного зодчества. Храм Зевса в Олимпии начал строится в 470 г до н.э. и уже к 456 г до н.э. был закончен. Храм Зевса был самым большим храмом на земле Греции до постройки Парфенона. Храм был построен греческим архитектором Либоном из Элиды. Храм был возведен на искусственном холме высотой в один метр. Площадь его фундамента, сохранившегося до сих пор, составляла 64x

27. На нем были воздвигнуты

3. колонны из ракушечника высотой в 10,53 м, которые поддерживали массивную крышу из мраморных плит. Колонны храма делались из круглых известняковых сегментов, нанизывающихся на железный стержень. На центральной площади Альтиса стоял на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора. Мощные строгие колонны и стены создавали впечатление сурового величия и простоты. Фронтон храма был увенчан позолоченной статуей летящей богини Ники, а по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами. Восточный и западный фронтоны украшали скульптуры, изображающие сцены из древних легенд — состязание между героем Пелопсом и царем Эномаем и битву лапифов с кентаврами. На наружных стенах храма, между колоннами наверху находились мраморные плиты с барельефами, изображавшими

1. подвигов Геракла. Появление изображений Геракла на стенах храма Зевса в Олимпии было далеко неслучайным. Согласно одной из легенд, связанной с подвигами Геракла, именно он учредил Олимпийские игры в честь своего отца Зевса, после победы над обманувшим его царем Элиды Авгием. Для древних греков Геракл был героем, в котором воплощалось лучшие качества человека — доброта, сила, храбрость. Таким образом, рельефы, изображавшие подвиги Геракла, развивали дальше замыслы и идеи, залаженные скульпторами в композициях фронтонов храма.

Главным элементом храма была целла — культовое помещение, в котором была установлена статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием специально для этого храма. Открытые части скульптуры — лицо, руки, ладони и ступни — были покрыты слоем тщательно отполированной слоновой кости. Глаза Зевса, по-видимому, были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. Статуя Зевса считалась третьим чудом света, из которых она единственная находилась в помещении, а не под открытым небом. Статуя Зевса, выполненная Фидием, была несомненно самым масштабным и наиболее известным скульптурным изображением верховного греческого бога. Статуя Фидия создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью и бессмертием, в остальном же они очень на них походили. Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудренный опытом человек с добрыми чертами лица, бог, внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно любящий отец — словом, такой бог, которому лишь

45. лет спустя стали поклоняться христиане.

После получения заказа на изготовление статуи Зевса Олимпийского Фидий велел построить мастерскую в

8. метрах от храма, которая бы по своим размерам точно соответствовала целле храма. Здесь с двумя своими помощниками он создал статую Зевса, изображение которой сейчас можно увидеть только на античных греческих монетах. Зевс изображен на них сидящим, на троне с подлокотниками и высокой спинкой. В левой руке он держит символ своей власти — скипетр, увенчанный орлом, священным посланцем Зевса. На его правой открытой ладони стоит крылатая богиня победы Ника, считающаяся прототипом ангела в христианской художественной традиции. Голову Зевса венчает венок из ветвей оливы, каким награждались и победители игр. Ноги отца богов покоятся на специальной скамеечке, которую поддерживают два льва. Надпись на ней гласит: «Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня».

Из всего олимпийского комплекса до наших дней уцелело только основание храма и некоторые скульптуры с фронтона. О местонахождении самой статуи можно строить лишь догадки. Достоверно известно, что во II веке после Рождества Христова она сильно пострадала от землетрясения. Какова была ее дальнейшая судьба: по одной версии, около 350 г. после Рождества Христова она была разрушена грабителями, по другой — приблизительно в 475 г. после Рождества Христова ее перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре.

2.5. Пергамский алтарь

Город Пергам являлся столицей небольшого эллинического государства в Малой Азии. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами всячески стремились подчеркнуть свое уважение к традициям Афин. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в 180−160 годы до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце III века до н.э. в пределы его государства племенем галатов. В 230 г. полчища галатов напали на небольшое, но очень богатое государство Пергам, которое казалось им верной и легкой добычей. Но в двух кровопролитных сражениях Пергам победил. В память о великой победе пергамцы воздвигли посреди своей столицы города Пергама алтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков. Рельеф, с трех сторон окружавший помост, был посвящен битве богов и гигантов. Гиганты, как гласил миф, — сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног, — однажды пошли войной против богов.

Это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины. Постройка состояла из поднятого на пятиступенчатом фундаменте цоколя, в западной стороне которого была врезана открытая лестница шириною 20 м. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем — алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36×34 м покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м и длиною в 120 м покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Зубчатый карниз завершал верхний край фриза. Фриз был изготовлен группой скульпторов по единому композиционному замыслу. Известны некоторые имена авторов — Дионисиад, Орест, Менекрат. Сюжетом для изображений на фризе послужила традиционная тема греческого классического искусства — сражение богов с гигантами (гигантомахия).

Небольшой мраморный фриз на внутренних стенах алтарного дворика был посвящен жизни и деяниям Телефа — легендарного основателя Пергама. Пергамские властители почитали его как своего родоначальника. Алтарь в целом представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы. Скульптурный наружный фриз являлся органической неотъемлемой частью здания: невозможно вообразить фриз в отрыве от алтаря и алтарь без фриза, главной его художественной ценности. Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост. Композиция фриза состоит из множества фигур, построенных в группы борющихся противников. Движения их направлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания.

Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Эта борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны. Барельефы огромны — высотой больше человеческого роста. Неполные, разбитые, они дышат подлинностью древности. Разметавшиеся складки одежд, прямые профили, гневные изгибы бровей, переплетения ремешков на сандалиях, вздувшиеся мышцы, повороты тел и общая соразмерность этой кипящей в вечности битвы не может не поразить зрителя.

Фигура Зевса превосходит остальных величиной и силой. Все его тело, каждая мышца пронизаны страстью. Вооруженный молнией верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Один из них обращен к зрителю боком, другой в фас, третий, главный — вождь гигантов Порфирион, повернул к зрителю могучую спину. Но если Зевс, как и остальные боги, — сильный и прекрасный человек, то Порфирион и гиганты — носители грубой, примитивной, почти животной силы, тупой и тоже животной злобы. Распростерши орлиные крылья, богиня победы Нике парит над богами, в руке ее пальмовая ветвь. Около Зевса его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой за волосы молодого четырехкрылого гиганта, она отрывает его от матери-земли. Священный змей, неразлучный спутник Афины, впился зубами в тело гиганта. Гордая Гея по грудь поднялась из почвы, но она ничего уже не может сделать для спасения гибнущих своих сыновей. В борьбе Зевса с гигантами участвуют все древнегреческие боги: стройная богиня Артемида с луком и колчаном, бог солнца Гелиос, который стоя управляет огненными конями, трехголовая и шестирукая Геката и так же много гигантов, яростных, страдающих или обессилевших от ран.

Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и совершенно особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря. Создатели алтаря как будто стремились придать картине единоборства богов и гигантов вселенский характер, на всем протяжении фриза не остается ни одного отрезка скульптурного пространства, не вовлеченного в активное действие ожесточенной борьбы.

С 1878 по 1886 год на Пергамском акрополе велись раскопки по инициативе Берлинских музеев. Честь открытия алтаря принадлежит немецкому инженеру Карлу Гуману (1839−1896), строившему по поручению турецкого правительства дороги и мосты в Малой Азии. Ему удалось добиться от турецких властей принятия мер по охране акрополя и разрешение на проведение археологических изысканий. В течение двух сезонов (1878−1879) алтарь был раскопан, от него на месте уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Но среди развалин, в куче земли и обломков, были найдены многочисленные части здания: колонны, их базы и капители, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения большого и малого фризов алтаря. После доставки найденных при раскопках предметов в Берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений. Многолетняя работа немецких ученых увенчалась блестящим успехом. В специально построенном здании Пергамского музея была воссоздана западная сторона алтаря — с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом. Плиты фриза других сторон алтаря были размещены в том же зале возле стен.

Рельефы Большого фриза ныне хранятся в Берлинском музее. Здесь же можно сегодня видеть модель-реконструкцию алтаря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы были сделаны следующие выводы. Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого народа, было храмоздательство. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к различным сооружениям. Во все продолжение исторической жизни Греции ее храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а веселые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Храмы служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании.

Разумеется, представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов — то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки.

Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

В ходе работы прослеживается неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому. В работе были раскрыты основные этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции, рассматривая это подробно на примерах некоторых храмов, указанного отрезка времени.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов в последующей исследовательской деятельности. Данная работа может быть использована, как методический или вспомогательный материал всеми, кто интересуется анализом особенностей храмов в Древней Греции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Афонькин С.Ю. Мировая архитектура. — СПб.: Кристалл, 2002. — 96с.

Бадак А.Н. История Древнего мира. Древняя Греция. — Минск.: АСТ, 2000. — 286с.

Вилкинсон Ф. Средиземноморье. — М.: Лит-пресс, 2000. — 92с.

Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. — 610с.

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — 262с.

Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 т. Т.

2. Восточная Азия и классическая Греция. — М.: БММ АО, 2001.- 192с.

www.bulatnikov.temator.ru/cont/3143/98.html

Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. — с112.

Афонькин С.Ю. Мировая архитектура. — СПб.: Кристалл, 2002. — с37.

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — с 94.

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — с101.

Афонькин С.Ю. Мировая архитектура. — СПб.: Кристалл, 2002. — с45.

Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. -с202.

Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. — 39.

www.bulatnikov.temator.ru/cont/3143/98.html

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — с157.

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — с161.

Вилкинсон Ф. Средиземноморье. — М.: Лит-пресс, 2000. -с72.

Вилкинсон Ф. Средиземноморье. — М.: Лит-пресс, 2000. -с 79.

Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. — с312.

www.bulatnikov.temator.ru/cont/3143/98.html

Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — с75.

23

Список источников информации

1.Афонькин С.Ю. Мировая архитектура. — СПб.: Кристалл, 2002. — 96с.

2.Бадак А.Н. История Древнего мира. Древняя Греция. — Минск.: АСТ, 2000. — 286с.

3.Вилкинсон Ф. Средиземноморье. — М.: Лит-пресс, 2000. — 92с.

4.Капица Ф.С. История мировой культуры. Справочник. — М.: Слово, 2001. — 610с.

5.Парланд А.А. Храмы Древней Греции: лекции по архитектуре. — СПб.: Герда, 2000. — 262с.

6.Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 т. Т.

2. Восточная Азия и классическая Греция. — М.: БММ АО, 2001.- 192с.

7.www.bulatnikov.temator.ru/cont/3143/98.html

список литературы

referatbooks.ru

Древнегреческие храмы

Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для зодчих стал храм. Особенности возведения, художественной формы храмов перешли на создание других построек. За многие годы истории тип древнегреческого храма не изменился. Традиции возведения храмовых сооружений был унаследован Древним Римом.

Древнегреческие храмы заметно отличались от древнеегипетских культовых построек. Они были более земными. Здесь обитали боги с человеческим обликом. Само место было богатым и изысканно украшенным. 

Сначала здания богов строились из дерева. Когда же стали использовать камень, деревянные конструкции и приёмы их создания сохранились.

Греки не строили грандиозных сооружений. Храм умеренных размеров стоял на фундаменте с несколькими ступенями внутри освящённой ограды. Он был прост и напоминал прямоугольный дом, сложенный из двух квадратов. Покрывался храм двускатной крышей с отлогим уклоном.

Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Их представляли 2 пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Количество колонн всегда было чётным. Образовавшееся пространство (1/3 квадрата) перегораживалость стеной, где была встроена дверь, ведущая в святилище.

Святилище – пространство без окон и дверей с единственным входом, посередине которого возвышалась статуя божества. Оно было недоступно для посещения простых смертных, только жрецы могли сюда входить.

Типы древнегреческих храмов

Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью.

1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили портик с колоннами.

2) Храм «амфипростильный» с 2-мя портиками: к храму с двумя крыльцами пристраивалось по портику.

3) Храм «кругокрылый» («периптерический») состоял из храма, возведённого на платформе и окружённого с 4-х сторон колоннадой.

4) Храм «двоякокруглый» («диптерический»): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга.

5) Храм «ложнокруглый»: вместо колонн ставятся полуколонны, выступающие из стен.

6) Храм «сложнодвоякокруглый»: колонны в одном круге сочетались с полуколоннами в следующем.

Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, пропорциями, декоративной отделкой определяла стиль всей постройки. Именно различие в представлениях о создании колонн стало причиной возникновения 2-х направлений в древнегреческой архитектуре: зодчество дорического ордера и ионического ордера.

mithology.ru

Особенности греческого храма. Повседневная жизнь греческих богов

Особенности греческого храма

Многочисленны и разнообразны конструкции жилищ богов, но три типа построек доминируют, пожалуй, над остальными, два из них предлагают «подлинные» храмы. Тип конструкций, называемых «сокровищница», необходимо рассматривать отдельно. Она закрывается на два оборота ключа: чтобы уберечь ценные предметы, включая статуи, которые в ней хранятся от внешнего мира, от публики и от приносящих жертвы. По своему содержанию здание «сокровищницы» выполняет функцию приношения. Бог никогда в ней не располагается: в ней отсутствуют алтарь и статуя, повернутая лицом к правоверным. Подлинные храмы, в которых обитают боги, бывают двух типов: один, со своими алтарями, своими культовыми статуями, включает различные элементы религиозной картины; другой, с внешним алтарем, открывается наружу, чтобы фигура бога была видна, чтобы она привлекала взгляды верующих.

Храмы Эрехтея в Афинах или Аполлона в Дельфах представляют собой храмы-картины. Erechteion, весь в нишах, с огромным количеством алтарей, с множеством богов, бывших царей, прославляемых героев, его пол покрыт знаками величественных богоявлений, шрамами истории своего края. В нем находится, вернее, он укрывает — из опасения, чтобы ее не похитили, — древнюю статую Афины, вырезанную из оливкового дерева. Считается, что она упала на землю с неба, и не без оснований. В Дельфах храм возведен на площади оракулов, на пророческих устах Земли. В большом зале, называемом Megaron, находится очаг Аполлона Пифийского, вечный огонь Гестии, а также алтарь Посейдона. А в глубине располагается секретная, запрещенная для посетителей часть храма с Омфалом, пупом Земли, священным лавром, могилой Диониса и пророческими устами. За всеми этими знаками пантеона Аполлона следят священнослужители, называемые Пурами. Закрытый храм дельфийского оракула, что не мешало, тем не менее, Пифийскому святилищу предлагать внешние алтари, а участникам панэллинских празднеств открытое пространство для созерцания игр, призванных, кроме всего прочего, доносить до публики политические решения и священные уставы.

Второй тип архитектурной концепции храма как раз и отличался приоритетом доступности. Расположенная в основном помещении культовая статуя хорошо просматривалась, а сам храм строился таким образом, чтобы выделить фигуру бога. Для этого архитекторы постепенно отказывались от осевой, внутренней колоннады, чтобы выстроить два ряда параллельных колонн, способных обеспечить прямой доступ, по крайней мере взгляду, к монументальной статуе. Таким образом, играли роль обе концепции представления богов. Идол — это скульптура из дерева, грубая, как бы примитивная, чем-то несколько необычная, если не настораживающая. Это некие «ксилографии» богов: или упавшие с неба, или выброшенные морем, или вырезанные неизвестным ремесленником. Их полагалось прятать либо выставлять в особых случаях; они могли привести в неистовство, уничтожить того, кто увидит их не вовремя. В противовес идолам, между VII и VI веками появляется высокая статуя из камня, мрамора или бронзы, изображающая то обнаженного юного бога, высящегося посреди храма, то богиню, молодую женщину со свежим телом: статуи, подчеркивавшие совершенную форму человеческого тела. Иными словами, теперь доминировало культовое изображение, в котором боги обретали цветущее человеческое тело, или статуя, стоявшая посередине открытого храма, «внешне утверждавшая присутствие бога».

Иногда случалось, что святилище строилось как раз в том месте, где божество проявило себя в виде чудесно возникшей статуи; так произошло с Артемидой Эфесской. Ее идол появился в болотистом устье Каистра, и там же возник постоянно восстанавливаемый храм, подобно храму в Дельфах. Следуя за Павсанием, совершившим паломничество почти исключительно по культовым местам Греции, бдительный историк обнаружит то там, то здесь святилище, действующее один-единственный день в году. Но это тип храма, возведенного в пространстве, задуманном как свободное и доступное и для богов, и для городских дел, определявших оригинальность греческого мира в глазах цивилизаций Ближнего Востока и индуизма.

В традиции Месопотамии царь сам чертил и строил храм, но по эскизу великого бога Энки или Мардука. Так же, как боги Месопотамии придумали город прежде, чем создать человека, и начали с построения храма, более точно, с чертежа и надписи. Во втором тысячелетии при создании проекта храма закладывался камень, который в античное время заменит гвоздь, якобы прикрепляющий обитель богов к земле. Упавший с неба храм начинал обрастать письменами, таблетками, становившимися вместе с ассирийскими династиями калькой вновь возникавших святилищ, без конца копировавших другие, все более и более древние, вплоть до пределов божественного мира.

Подобная связь между богами, царем и храмом существовала и в Древнем Египте. Лишь с более мощным космогоническим влиянием: первый Храм возник из вод Хаоса. Впервые возмутилась доселе округлая земля, появился первый холм, над которым недвижно завис парящий сокол, божественное существо. Каждый храм, освященный фараоном, будет воспроизводить сотворение мира, как призывающая к знанию Сесхат, богиня письменности и черчения. Построение храма происходит по предписанию бога-архитектора Имхотепа. Египетские боги сами всегда выступают создателями святилищ, где обитают статуи божеств.

И, наконец, в индуистской Индии, в которой придавалось большое значение жертвенному пространству, но, в отличие от ведистской Индии, оно располагалось оседло, на одном месте, местоположение храма фиксировалось явлением некой божественной силы, возникновением в одном и том же месте материальной формы богини или божества. Пространство там строго сочеталось со сторонами света, с символическими значениями различных положений, с повторением одних и тех же мест для схожих божественных изображений. Пространство, закрепленное в святая святых, предназначенное Брахманам, высшей касте, и которое расширялось или сжималось в зависимости от того, включало оно или отвергало группы людей, более или менее многочисленные на данной территории. Так, большой храм Шивы в Южной Индии как бы порождал вокруг своих построек с многочисленными отгороженными участками между дворцом и деревней города и поселки, считавшиеся королевствами, в соответствии с важностью выполняемой ими государственной функции и своего социального статуса.

Напротив, в своих классически спланированных городах греки в VIII веке до н. э. относили храм к владению, выделенному богом основателем-архитектором, который не спускался к ним с неба. Олимпийцы могли обитать, подобно Гефесту, в жилищах «целиком из бронзы», никто из них не претендовал планировать первый храм или создавать для него устав. Греческий храм не управлялся космогонической моделью. Он не являлся носителем космической символики. Направление на восток или запад определяла местность, конфигурация, особенности рельефа, строящиеся города. Ни один оракул, ни один священник не имел полномочий ни уменьшить пространство для храма, ни обеспечить его возведение. Греческий храм нисколько не походил на римский, служивший пространством для совещаний богов.

Рим вскормил авгуров, священников, умеющих вступать в общение с богами, «пролагать» пути в небе, наблюдать и классифицировать знаки, посылаемые Юпитером. На земле такой «храм» в авгурском смысле определялся четырехугольным участком, предварительно «освобожденным» от враждебных или нечистых сил. Храмы Рима, предназначенные для богов, представляли собой неподвижные, фиксированные площадки. Но когда Навсифой, поделив землю, взялся предоставить жилища богам, он не спрашивал совета ни у кого, кроме себя самого, как у основателя, получившего от Дельф свой законный статус. Таким образом, власть оракулов, управлявшая операцией закладки города, оставляла на усмотрение каждого «ведущего работы» ответственность за выбор наиболее подходящего места как для города, так и для храмов.

Греческий храм не являлся микрокосмом, он был частью города, принадлежал к его духовному миру, к социальному устройству города, иными словами, к его космосу с его политической значимостью, определяемой ионийскими философами. Поэтому святилища основных городов были призваны играть роль места, подобного агоре, стали публичной площадью или пританией, центром принятия решений, где собирались пританы, магистраты, на которых по очереди возлагалось управление общими делами. Самые древние законы, законы Крита, были выгравированы в Гортине на стенах храма Аполлона Пифийского. В Дреросе первые политические тексты были изложены в святилище Аполлона Дельфийского, Аполлона-дельфина. Грандиозные храмы стали подлинными музеями надписей на камне: стелы, покрытые письменами, в них так же многочисленны, как монументальные алтари эллинистической эпохи, которые, в свою очередь, целиком покроются письменами, даже на стенах лестниц, ведущих к жертвенному столу. Начиная с эпохи землемерия и до конца античности греческое святилище останется местом, доступным всем членам общества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также