Храмы армении древние. Два самых древних храма Армении в честь первохристианских мучениц Рипсимэ, Гаянэ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь. Храмы армении древние


Храмы Армении

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством. 

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении. 

1. Татевский монастырь.  Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.tatev-5

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем. haghpat-6

3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.

noravank-4

4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.

geghard-2

5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.

hagahrtsin-3

6. Монастырь Макараванк.  Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.

makaravank-4

7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.

ODZUN-5

8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.

echmiadzin-1

9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.

khor-virap-2

10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.

akhtala-211. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры. gayane-3

12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине. hripsime-3 13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей. vahanavank

14. Монастырский комплекс Севанаванк.  Находится на полуострове озера Севан.

sevan-3 15. Монастырь Сагмосаванк.  Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах. saghmosavank-1 16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка. hovhanavank-2

17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор. kecharis-2 18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области. hnevank

19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана. goshavank-1

20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук. gndevank-1

21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев. marmashen-2 22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.

vorotnavank-122. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик. harichavank-1 23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац. tegher-2

24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди. sanahin-125. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.

tatev-5526. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм. hayrivank-1 27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор. TSAKHATS QAR 28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди ARDVI

29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м  на склоне горы Арагац. amberd-130. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско. zvartnoc-131. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.garni-1

Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье  — Интерьеры армянских храмов.

Присоединиться к Паломническому туру в Армению.

фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

travel-armenia.ru

Достопримечательности Армении

Как ни банальна фраза «Армения – музей под открытым небом», она соответствует действительности. В Армении представлены исторические и архитектурные памятники всех эпох – от первобытно-общинного строя до современности. Рассказать о всех памятниках, хотя бы вкратце, - задача невыполнимая. Поэтому представляем Вашему вниманию наиболее яркие и интересные достопримечательности. Армянский народ – один из древнейших современных народов. Он пришел в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности – римляне и эллины. Первые упоминания об Армянском нагорье – обширной территории (свыше 300 тыс. кв. км), расположенной в центральной и северной частях Передней Азии, на котором протекала жизнь армянского народа, можно встретить еще в Библии: «…И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских…» (По Быт.8:1-4). История непосредственно армянской государственности насчитывает свыше трех тысячелетий, восходя к истории Урарту (Араратского царства) – мощного государства, ровесника и соперника Ассирии.

Языческий храм в Гарни

В формирование древнеармянской культуры внесли свою лепту как обитатели Армянского нагорья, так и те древние общества и страны, с которыми издавна контактировали армяне. Уже на самом раннем этапе своего развития древнеармянская культура отличалась восприимчивостью к культурным достижениям других народов. Это свойство древнеармянской культуры ярко проявилось в период эллинизма. Наиболее известным памятником эллинистической эпохи в Армении является языческий храм в Гарни, посвященный богу солнца Митре и сооруженный в I веке. При Аршакидах (в 301 году) произошло определяюще событие в истории армянского народа – принятие христианства, что во многом определило дальнейшее развитие армянской культуры.

Св.Эчмиадзин

Св.Эчмиадзин – главная достопримеча-тельность города Вагаршапат, занимающая в центре города территорию в 80 тыс. кв. км. Здесь расположены Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, резиденция Католикоса всех армян, Духовная семинария и многое другое. Кафедральный собор – древнейший христианский храм Армении. Он был заложен в самом начале IV века, сразу после принятия армянами христианства. По легенде, место для строительства храма было указано Григорию Просветителю самим Христосом. В Вагаршапате много других известных архитектурных памятников.

При въезде в город возвышается величественный храм Сурб Рипсиме. Он сооружен в 618 году на том месте, где, по преданию, приняла мученическую смерть дева Рипсиме, отказавшаяся верна христианской вере в то время, когда страна еще была языческой. Мощи Св.Рипсиме покоятся в подземной усыпальнице храма. Сам храм по праву считается шедевром армянского церковного зодчества.

Храм Звартноц

В 5 км от Вагаршапата находятся руины храма Звартноц (храм Бдящих сил), построенный в VI веке н.э., который был разрушен в X веке вследствие землетрясения. Сохранившиеся фрагменты позволяют составить представление об орнаментах, которыми был обильно украшен храм; многие мотивы орнаментов до сих пор используются в армянской архитектуре. Храм Звартноц относят к величайшим памятникам древней мировой архитектуры.

Гехард

Гехард – старинный монастырь, первые постройки которого были сооружены еще в IV веке н.э. Название «Гехард» переводится как «Копье». По преданию, в монастыре хранилось копье, которым распятый на кресте Христос был пронзен одним из римских стражников. Наконечник копья хранится в музее Св.Эчмиадзина. Особенно интересны красивейшие церкви, а также монашеские кельи, высеченные в скале.

Монастырь Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап, расположенный на холме близ села Покр Веди, - самая главная достопримеча-тельность области Арарат. Монастырь является одной из святынь Армянской Апостольской церкви, местом паломничества. Согласно церковному преданию, на этом месте находилась темница Арташата, столицы Армении, и именно в нее по приказу царя Трдата III был заточен один из сподвижников царя, Григор, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григор провел в темнице 15 лет. Предание о мученичестве Григора переплетается с преданием о девах-христианках Рипсиме, Гаяне и их подругах. После того, как по приказу царя Трдата девы были казнены (300 г. н.э.), сам царь тяжело заболел. В народе недуг его называли «свинной болезнью», так как голова царя стала свиноподобной. Сестра царя, Хосровидухт, несколько раз видела сон о том, что царя может исцелить только томящийся в темнице Григор. Хосровидухт добилась освобождения Григора. Последний захоронил останки дев-великомучениц, а затем исцелил царя. После этого царь и его челядь приняли христианство, а Григор вскоре стал первым католикосом (Григорий Просветитель). В 642 году на месте темницы воздвигли часовню. Под ней до наших дней сохранился застенок, в котором томился Григор.

Церковь Св.Месропа Маштоца

Важнейшим событием культурной жизни Армении раннего средневековья явилось создание армянской письменности. Создал их вардапет (архимандрит) Месроп Мaштоц (362-440 гг.). В основу армянской письменности, созданной в начале V века, он положил принцип создания буквы для каждой фонемы армянского языка. О том, что Месропу Маштоцу удалось гениально решить свою задачу, свидетельствует тот факт, что созданные им письмена уже шестнадцать веков служат народу. После своей смерти в 440 г. Месроп Маштоц был похоронен в г.Ошакане. Над его могилой была возведена небольшая часовня, на месте которой во второй половине XIX в. была сооружена церковь типа однонефной базилики. Мощи Св.Месропа Маштоца покоятся в склепе, который охватил часть древней часовни. Могила Св.Месропа Маштоца и церковь его имени являются святыней Армянской Апостольской церкви, местом паломничества.

Озеро Севан

Бассейн озера Севан расположен в восточной части Армении в области Гегаркуник. В этой области можно увидеть самые древние памятники Армении – остатки государства Урарту. Еще сохранились остатки циклопической крепости (III-I вв. до н.э.), стены которой были выложены из необработанных базальтовых глыб толщиной 3-4 м2. На этом месте археологами был найден богатый материал: повозки из дерева, керамика, разнообразные украшения и т.д. времен Урартского царства. Остатки крепостей эпохи Урарту имеются также близ центра области – города Гавар, в селе Ланджахбюр и других местах.

Аричаванк

Монументальность и лаконизм памятников раннего средневековья ярко прояляется в монастырском комплексе Аричаванка (VII – XIII вв.), который раскинулся на краю обрыва. Здесь же находится уникальный памятник природы «качающаяся скала», с построенной на ней миниатюрной часовенкой (VII в.). Это совмещенное чудо природы с творением рук человеческих устояло после многих землетрясений, даже после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, подвергшее особенно сильным разрушениям город Гюмри, который был объявлен зоной бедствия.

Замок Амберд

В области Арагацотн, на горе Араготц стоит впечатляющие своей мощью стены крепости. Это крепость и замок Амберд (X-XIII вв.), родовое поместье князей Пахлавуни, один из немногих феодальных замков Армении, более или менее сохранившихся до наших дней. Место сооружения крепости выбрано очень умело: строители использовали особенности горной местности, построив крепость на мысе, окруженном с трех сторон глубокими ущельями. Сохранились фрагменты системы водоснабжения замка, бани, а также потайной ход к ущелью.

Церковь Кармравор

В нескольких км от крепости стоит г.Аштарак, столица области. Наиболее известный памятник г.Аштарака – это хорошо сохранившаяся церковь Кармравор (середина VII в.). Она отностится к церквям крестово-купольного типа, на внутренних стенах церкви еще видна роспись. Сохранилась даже черепичная кровля.

Монастырь в Санаине

Архитектурные сооружения монастыря в Санаине принадлежат к числу тех, художественный уровень и научное значение которых выходят за рамки национальных границ. Ансамбль памятников Санаина расположен на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Время основания монастыря в Санаине точно не установлено, однако свидетельства историков служат подтверждением известности его задолго до X века, а уже в X—XI веках число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Монастырь Санаина занимает небольшую, всего лишь около двух гектаров, территорию. В центральной её части на протяжении более четырёх веков зодчими разных поколений и возводились его замечательные архитектурные памятники — церкви Сурб Аствацацин, Амена-пркич и часовня Сурб Григор — в X веке, здание Академии — в начале XI века, книгохранилище — в 1063 году, здание галереи — в конце X века, притвор — в 1181 году, колокольня — в XIII веке. Все эти сооружения сгруппировались вокруг старейшей постройки — церкви Сурб Аствацацин. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря тому, что на протяжении трёх веков каждый зодчий внимательно исследовал всё, возведённое своими предшественниками, и возводил свою постройку с учётом уже стоявших здесь.

Ахпат

Время основания монастыря в Ахпате, находящегося к северо-востоку от Санаина, сохранившиеся исторические хроники, относят к X веку. Как и Санаинскому, ему уделялось повышенное внимание правителей Армении и их вассалов. Здесь, однако в меньшей степени, чем в Санаине, также изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью. Этими обстоятельствами и объясняется некоторое сходство композиционных особенностей памятников Ахпата и Санаина. Их архитектурные детали и декор сооружений, принадлежащие к одной эпохе, имеют так много общего, что дают основания предположить выполнение их мастерами одной школы. Сохранились предания о том, что в Ахпате жил учёный монах Ованес Имастасер (Саркаваг). Он был славен как непревзойдённый сочинитель проповедей и псалмов и в соседней Грузии, откуда к нему приезжал для благословления царь Давид. Легенды рассказывают также о любви Ованеса к чтению, она была столь велика, что он проводил много дней подряд в уединённой келий за чтением рукописей, не замечая течения времени и не принимая пищи.

Нораванк

Область Вайоц Дзор расположена в южной части Армении. В этой области, на лоне роскошной природы, над ущельем притока реки Арпа, расположен монастырь Нораванк. Этот монастырь в XII-XIV вв. являлся кафедрой епископов Сюника. Часть монастырского ансамбля была построена знаменитым армянским зодчим и скульптором Момиком.

Сардарапат

Сардарапат – мемориальный комплекс героям Сардарапатского сражения 1918 г. и посвящен победе армян над турецкими агрессорами. Комплекс занимает территорию большого парка и включает высокую звонницу с колоколами (символизирующую набат, призывающий народ к оружию), аллею с фигурами орлов, которая упирается в стену с триумфальной аркой. За аркой расположены здания трапезной и Музея этнографии. Здание музея является замечательным достижением современной армянской архитектуры. Отвечая всем требованиям музейного помещения, оно отличается монументальностью, новаторским осмыслением и воплощением традиционных архитектурных форм. Весьма богата экспозиция музея. Здесь представлены многочисленные материалы из многих историко-этнографических регионов Армении, позволяющие составить представление о развитии ремесла, особенностях быта армянского народа в разные эпохи.

Мемориальный комплекс

Мемориальный комплекс памяти жертв геноцида армянского народа, установленный на возвышенности Цицернакаберд. В 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня. В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида. Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

Матенадаран

Матенадаран - Институт древних рукописей. В экспозиции представлены фрагменты древних рукописей V-VI вв., рукописи и миниатюры средних веков. Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 г. коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок.361-440), изобретателем армянской письменности. В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. — 3338, в 1906 г. — 3788, в 1913 г. — 4060. Эчмиадзинский Матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г. В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. В 1984 г. был издан первый том общего каталога коллекции Матенадарана. В настоящее время коллекция продолжает пополняться — значительный вклад в ее расширение вносят представители армянской диаспоры в Европе, США и т. д.

Исторический музей

Исторический музей в реставрированном здании XIX века бывшей женской гимназии Рипсиме. В фондах музея собрано около 80 тысяч экспонатов, самые старые из них принадлежат археологии, новейшие — сегодняшнему дню. Большая часть экспонатов подарена музею жителями Еревана, некоторая часть — передана государством. В экспозиции, показывающей Ереван XVIII-XIX веков, много интересных экспонатов — ключи от Ереванской крепости, поднесённые в 1827 году персидским ханом генералу Паскевичу, взявшему крепость; русские воинские знамёна, награды и оружие; многочисленны предметы быта горожан — одежда и домашняя утварь, инструменты ремесленников и цеховые знамёна. Интересными работами представлены серебряных и золотых дел мастера.

armenia-g.blogspot.com

Монастыри Армении. - "Живой" журнал в картинках.

Христианство появилось в Армении в первом веке н. э. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Христианство исповедует, по приблизительным оценкам, около 98,7 % верующего населения Армении, 94,7 % являются последователями Армянской Апостольской Церкви, и 4 % являются последователями других деноминаций христианства.

Во время недавней поездки в Армению мы посетили 3 монастыря. Вот о них я и расскажу в этом посте.

1. Начну с Татевского монастыря, который является одним из символов Армении. Чтобы добраться до него нужно ехать 250 км от Еревана, преодолевая горные перевалы по извилистому серпантину. Раньше добраться было еще труднее, но путь сократила канатная дорога "Крылья Татева" открытая в октябре 2010 года в рамках программы возрождения Татева. Заплатив около 500 рублей за проезд туда и обратно вы садитесь в кабинку и за несколько минут "пролетаете" 5752 метра над над ущельем реки Воротан. На машине этот путь занимал 40 минут. Примечательно, что местные жители могут пользоваться дорогой совершенно бесплатно.

2. Начинается, занесенная в книгу рекордов Гинесса, самая длинная в Европе реверсивная канатная дорога неподалеку от деревни Алидзор. Кабина вмещает до 25 человек и движется со скоростью 37 км/час. В самой высокой точке над рекой Воротан до земли 320 метров.

3. Название "Крылья Татева" возвращает нас к старой легенде названия монастыря. По легенде, после того, как работы по постройке монастыря были завершены, мастер-строитель встал на край ущелья реки Воротан и воскликнул: "Огни, Сурб, та тэв". В переводе с армянского это означает "Да ниспошлет Святой Дух крылья!" После этих слов армянин бросился в пропасть. К счастью, у парня в процессе падения выросли крылья, а монастырь получил название "Татев", что значит "Дай крылья", а подвесная дорога в свою очередь "Крылья Татева".

4. Вернемся к монастырю. Татевский монастырь был основан еще в IX веке, а в 14-16 веках стал важнейшим центром науки и просвещения в Армении. В конце 14 века на территории монастыря был основан крупный университет. Помимо пятиста монахов, в Татевском монастыре обитали философы, музыканты, художники, переписчики манускриптов.

5. У входа на территорию возвышается Надвратная церковь Святой Богоматери , построенная еще в 11 веке. Это поминальная часовня, которую в Армении традиционно сооружали над могилами святых и мучеников.

6. Здесь располагались конюшни и кельи монахов.

7. Кафедральный собор Святых Петра и Павла — самое величественное сооружение на территории монастыря Татев. Построенный на закате арабского правления собор явился свидетельством мощи и амбиций возрожденного Армянского царства, планка устремлений которого находилась на уровне высочайшего на тот момент армянского храма. Особое внимание зодчие уделили убранству храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 г. внутренние стены храма были украшены фресками, которые сегодня практически полностью утрачены.

8. Свод крыльца кафедрального собора.

9. Внутреннее убранство поражает своей простотой и аскетизмом.

10. Поминальные свечи.

11. Церковь Сурб Аствацацин была возведена в восьмидесятые годы XI в. на крепостной стене над древней монастырской гробницей. С раннего средневековья в христианской Армении существовала традиция сооружать над могилами известных духовных лиц, святых и мучеников скромные по размерам поминальные церкви и часовни. Этим, собственно, и обусловлены небольшие размеры и расположение татевской церкви Пресвятой Богородицы. В прошлом столетии церковь пострадала дважды: в 1931 г. она была повреждена землетрясением, в 1968 г. разрушена новыми сейсмическими толчками — в 1970-х церковь была восстановлена.

12. К южному фасаду кафедрального собора обители примыкает Церковь Сурб Григор Лусаворич, или Святого Григория Просветителя. Это наиболее раннее из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно хронике, церковь была возведена в 1295 году вместо здания, построенного в 836—848 гг. сюникским князем Пилипосом и разрушенного землетрясением в 1138 г. Храм был восстановлен в конце XIII в. династией Орбелян.

13. С помощью rodham делаем селфи у ущелья и идем к выходу. В свое время турецкие завоеватели сбрасывали здесь в пропасть женщин, не желающих принять мусульманство, а начале 20 века во время геноцида армян в монастыре прятались от турецкой армии армянские девушки.

14. На территории монастыря находится также Гробница Сурб Григор Татеваци и знаменитый Гавазан, он же "качающаяся колонна". Колона построена по принципу шарнирного механизма и способна раскачиваться. Возраст старого Гавазана насчитывал более 1000 лет.

15. Более подробный рассказ о Татевском монастыре вы услышите от гида во время его посещения, а мы опять садимся в кабинку "Крыльев Татева" и отправляемся обратно.

16. Вид на деревню Алидзор.

17. Следующий монастырь на нашем маршруте был монастырский комплекс Нораванк. Путь к нему не такой сложный как к Татевскому монастырю. Нораванк расположен в 120 км от Еревана и асфальтированная дорога проложена непосредственно к входу в монастырь. Комплекс построен на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор.

18. Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII – начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII–XVIII веках.

19. Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Карапета в 1275 году. В ней также установлены гробницы семьи Орбелянов, в том числе великолепная надгробная плита с резным изображением человека-льва, датированная 1300 годом. Ею накрыта усыпальница Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение с полукруглым алтарем и сводчатым потолком, который подпирается арочными стенами. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря окружена хачкарами и изображениями голубей на барельефах.

20. Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), расположена под углом к церкви Св. Карапета и ее притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика.

21. В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году. Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара – изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы

22. Еще одним монастырем на нашем пути был монастырь Севанаванк на северо-западном побережье озера Севан в провинция Гехаркуник. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

23. В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

24. Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём имеется духовная семинария имени Вазгена I. До наших дней сохранились небольшие трехапсидные крестово-купольные Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Резные деревянные двери церкви Аракелоц и резные капители её гавита хранятся в Историческом музее в Ереване.

Вот вкраце и все, что я хотел вам показать. Повторюсь, что все расказать и показать в посте невозможно, нужно там побыватьи увидеть все своими глазами. Не пожалеете!

Хочется поблагодарить всех организаторов блог-тура: проект The 100 LIVES и Зару Назарян, Go2Armenia - Travel Company и Арама Торосян за прекрасную экскурсию по Армении, Наталью Лосеву, а также всех тех кто принимал участие в туре за теплую компанию.

e-strannik.livejournal.com

Два самых древних храма Армении в честь первохристианских мучениц Рипсимэ, Гаянэ

При въезде сюда есть неприметные, но зато очень древние храмы — Рипсиме и Гаянэ.

Рипсимэ (в русской церковной традиции Рипсимия) — раннехристианская армянская мученица и святая.

В 301 г. в Армению пришли 40 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Римской Империи, монастыре Святого Павла.

Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Девы не хотели выходить замуж за язычников, а хотели иметь единственного жениха — Христа.

Предание гласит, что девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению.

Диоклетиан узнал об этом и послал к армянскому царю Трдату послание, в котором просил его найти Рипсимию и отправить её к нему.

Армянский царь Трдат Третий пленённый красотой девы сам пожелал взять в жёны красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец.

Рипсимия не хотела выходить замуж, но царские слуги готовы были изрубить всех дев. Желая сохранить жизни дев, Рипсимия отправляется к царю. В опочивальне Рипсимия оказала сопротивление Трдату, и царь не смог овладеть ею.

Разгневанный царь послал за Гаианией (Гаянэ), которая должна была по его мнению уговорить Рипсимию стать женою царя. Гаиания приходит и разговаривает с Рипсимией, но вместо того, чтобы уговорить её выйти замуж за царя, Гаиания убеждает Рипсимию сохранить девство.

Беседу Гаиания ведёт на латинском языке, для того чтобы армяне не поняли её речь. Но слуги царя, владеющие латынью, поняли речь и перевели её Трдату. Разгневанный царь, поняв, что не достигнет желаемого, отрубил голову Рипсимии. После этого отдаёт приказ воинам изрубить дев мечами и бросить их изрубленные тела на съедение зверям.

С особой жестокостью Трдат расправляется с Гаианией и двумя девами, которые находились при игуменье. По его приказу им просверлили ноги и повесили их вниз головою, с них живых содрали кожу; после чего, прорезали им сзади шеи, вырезали и вытащили их языки их; наконец, рассекли острым камнем чрево их, вытащили оттуда внутренности и отрубили мученицам головы. Спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии.

После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат Третий крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301 г.). День памяти Гвиании в православной церкви — 30 сентября (13 октября).

До этого события Григорий Просветитель сидел в заточении в подземелье Хор Вирап возле горы Арарат. С этим монастырём и подземной тюрьмой я уже Вас знакомил. Там мы побывали этим утром и встретили рассвет над священной горой Арарат.

В честь Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь, сохранившаяся до наших дней,

как лучший образец крестово-купольного храма средневековой Армении.

Как видите в храмах Армении можно разговаривать по телефону и даже заходить внутрь храма женщинам с непокрытой головой и в джинсах. У нас в православных храмах РПЦ это считается святотатством.

За алтарем в подземном ярусе — усыпальница Святой Рипсиме. Маленький саркфаг стоит посреди склепа. В отдельной нише в стене за стеклом лежат камни, которыми, как считается, она была убита.

Такие «люстры» с изображёнными на них священными птицами и зверями мы видели везде по Армении, а также в старинной албанской церкви в Азербайджанском Шеки.

Обратите внимание на богатую резьбу двери храма.

В этом храме бывал Андрей Тарковский и по воспоминаниям ему тут очень нравилось.

Во дворе храма небольшое кладбище.

Могилы и надгробия достаточно древние.

Выходим из ворот и направляемся к следующему древнейшему храму.

Вначале нас встречает древнее кладбище.

Храм в честь Сятой Гаянэ выполнен в виде купольной базилики.

Это большая редкость.

Храм построен в 630 году католиксом-халкидонитом Эзрой, и стал первым халкидонским (православным) храмом той эпохи.

Уже в 1652 году к храму с запада был пристроен широкий придел.

Храм построили не в традиционной к тому моменту форме тетраконха, а создали специальные подкупольные столбы.

Это был первый храм с подкупольными столбами. Затем такие в Армении стали строить по образцу этого храма.

Если пристально присмотреться то видны отметины от пуль. Видимо тут так «отметились» турецкие военные в 1918 году.

Тут же великолепная стенопись семнадцатого века, посвященная рождению Христа.

И древние захоронения.

Зайдём внутрь храма.

Обратите внимание такое же чудо как и в предыдущем храме. Определённо раннеармянские храмы и храмы Кавказской Албании чудесным образом переплелись. Симбиоз…..

Посмотрите как богато искуссно украшен металлический низ «подсвечника».

Свечи тут даже не в песке стоят, а в воде. Чтобы легче было собирать потёкший воск.

Выходим наружу.

Голуби прогуливаются по этому намоленному за два тысячелетия месту.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Продолжение об этом новогоднем дне следует………

www.tourister.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
  • 06 Июль 2018

    8 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Послушание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Триадологические споры (богословско-философские дискуссии о Божественной Троице).  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • 29 Июнь 2018

    1 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Призвание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Понятие Откровения и теория "авраамических религий".  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Гарни — древний языческий храм Армении | МедиТурия

гарнигарниГарни – это языческий храм I века. По сути, это единственный языческий (эдинистический) храм в Армении, который сохранился. Остальные языческий и зороастрийский храмы были разрушены после принятия Арменией христанства в 301 году. На месте большинства из них построены церкви и монастыри, хотя….под многими из них, в том числе и под главной церковью Армении Эчмиадзин, до сих пор находятся помещения зороастрийских храмов. Уцелел он по причине того, что полюбился царице в качестве летней резиденции, которую таким же образом использовали цари предшествующие ей.

000_0722000_0722Храм Гарни был достроен в I веке царем Армении Трдатом I, и был посвящен богу солнца Митре. Но, задолго до этого, на этом месте находилась древняя Урартская крепость. А до нее, еще в III тысячелетии до н.э, на этом месте находилась мегалитическая крепость Бердашен, сложенная из огромным блоков. Впрочем, мегалитических комплексов, особенно в удаленных участках Армении и Грузии, довольно много….но об этом потом 🙂

гарни 4гарни 4Рядом с храмом сохранились развалины царского дворца, крепости и бани украшенной эллинистической мозаикой.

гарни 8гарни 8Расположен Гарни на самом краю волшебнейшего по своей красоте и энергетике ущелья реки Азат. Ущелье довольно глубокое, и от храма Гарни на него открываются замечательнейшие виды. каменная симфониякаменная симфонияКонечно же, стоит спутится в само ущелье, не только ради восхитительного природного памятника «Каменная симфония» но и ради других красот самого ущелья. Также, по ущелью можно дойти до пещерного монастыря Гегард, или же подняться с другой стороны к монастырю Авуцтар

ГАРНИГАРНИ

Тур в Армению на выходные и праздники «Волшебство Армении»

Активный тур в Армению «Тайны гор и храмов севера Армении»

Экскурсионный тур Армения Грузия «Через горы к морю» 10 дней

Тур в Армению «Бюджетный поход по югу Армении без рюкзаков»

Тур в Армению на праздники «По местам силы Армении за 4 дня»

ТУР В АРМЕНИЮ «АКТИВНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ТУР – МЕСТА СИЛЫ АРМЕНИИ»

Джип тур по Армении с восхождением на 3 вулкана Армении

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУР «ВОЛШЕБСТВО АРМЕНИИ И ГРУЗИИ ЗА 10 ДНЕЙ»

Пеший активный горный тур по местам силы Армении и Карабаха

Тур в Армению «Волшебство зимней Армении»

 

medituria.ru

Храмы Армении: архитектура прошлого | Миратерра

На древней армянской земле любители старины и искусства найдут великое множество разнообразных памятников и достопримечательностей: рукотворные артефакты первобытных мастеров и уникальные творения средневековых зодчих; языческие святилища; старинные памятные объекты христианства и урартские крепости; спрятанные высоко в горах замки и пещерные города; ущелья-галереи, сохранившие коллекции барельефов; покрытые тонкой резьбой хачкары и неповторимые фрески в полуразрушенных монастырях. Армению часто называют «музеем под открытым небом».

Армянский монастырь Хор Вирап находится вблизи границы с Турцией. Монастырь славится местоположением у подножия библейской горы Арарат, где по преданию, на ковчеге очутился праведник Ной после всемирного потопа.

https://flic.kr/p/dii4ma

https://flic.kr/p/dii4ma

Согласно предания, царь Армении Трдат III после возвращения в Армению в 287 году держал в заточении Св. Григория Просветителя за исповедание христианства. Григорий исцелил Тиридата от безумия, после чего тот в 301 году крестился и объявил христианство государственной религией. Впоследствии над подземной тюрьмой, в которой Святой Григорий Просветитель провел около пятнадцати лет, был возведен монастырь Хор Вирап («глубокая темница»).

На месте древней армянской столицы Арташат, образованной царем Арташесом I около 180 года до нашей эры, расположен холм Хор Вирап. Вход в подземную тюрьму находится в часовне Святого Григория, построенной в 1661 году. Подземная тюрьма в глубину составляет от трех до шести метров. На территории Хор Вирапа находится также церковь Богоматери.

Эчмиадзинский монастырь (или «Сошествие Единородного») Армянской апостольской церкви расположен в Армавирской области, в городе Вагаршапат. С 303 года по 484 год и с 1441 года в монастыре находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://flic.kr/p/81j9f8

https://flic.kr/p/81j9f8

В состав древнего монастырского комплекса входят Эчмиадзинский кафедральный собор – древнейший христианский храм мира, богословские учебные заведения. Место для возведения собора Григорию Просветителю указал сам Иисус Христос, откуда и произошло название. После введения в стране христианства в 303 году был построен деревянный собор, а в пятом, седьмом веках перестроен в камне.

Интерьер собора украшают фрески, выполненные в 17-18 веках (Овнатан Нагаш), в конце 18-го века (О. Овнатанян). В соборе находится музей (основан в 1955 году), в котором хранится коллекция произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине расположены храм Святой Рипсимэ, купольная базилика Гаянэ с трехарочным  гавитом,  церковь  Шокагат.  Трехъярусная   колокольня   возведена  в 1653-1658 годах. В 18-м веке с трех сторон появились шестиколонные ротонды. В комплексе монастыря – трапезная (17 век),  гостиница  (18 век),  дом  Католикоса  (18 век), школа (1813 год), каменный водоем (1846 год) и др. постройки.

Окрестности Эчмиадзина в 1827 году разорил кызылбашский полководец Гассан-хан. В этом же году колокольный звон приветствовал фельдмаршала И. Ф. Паскевича, который деблокировал монастырь. Снова Эчмиадзинский монастырь был спасен в ходе Персидской кампании генералом Красовским в августе 1827 года. По Туркманчайскому договору в 1828 году Эчмиадзин включен в состав Российской империи.

https://flic.kr/p/fEUBqL

https://flic.kr/p/fEUBqL

В соборе в 1869 году для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари с восточной стороны была пристроена ризница.

В 1903 году вышел указ, согласно которому все недвижимое имущество, капитал – принадлежность духовных учреждений и Армянской церкви переходили в ведение государства. Благодаря массовой протестной кампании армянского народа, Николай II в 1905 году подписал указ о возврате конфискованного имущества армянской церкви; вновь разрешалось открыть национальные школы.

Братией Эчмиадзинского монастыря в 1915 году была оказана самоотверженная помощь беженцам из Западной Армении.

В период советской власти в Эчмиадзине строились общественные здания, многочисленные жилые дома.  В  1965  году  сооружен  памятник  жертвам Геноцида 1915-1922 годов.

Вблизи Еревана и Вагаршапата расположен Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры. С древнеармянского «Звартноц» означает «Храм Бдящих ангелов». С 2000 года развалины храма и территория вокруг внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://flic.kr/p/8F5MHr

https://flic.kr/p/8F5MHr

Храм построен в 640-650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе, в планах которого было перенести резиденцию из Двина в Вагаршапат. На обряде освящения колоссального храма пребывал византийский император Констант II, возжелавший в Константинополе возвести такой же. Из-за слабости узлов опор верхнего яруса храм в десятом веке во время землетрясения обвалился. Раскопки 1901-1907 года открыли руины Звартноца. К настоящему моменту реконструирован почти весь первый ярус.

По реконструкции Т. Тораманяна храм представлял круглое купольное трехъярусное сооружение. В основании круга вписан крест, шесть колонн по полукругу образовывают три крыла, восточное крыло-апсида – это была глухая стена, покрытая мозаикой и фресками. Алтарная апсида имеет высокое возвышение, впереди – крестильная купель, с одной стороны – амвон. Сзади примыкало квадратное помещение, вероятно, ризница. Из нее по лестнице поднимались в коридор первого яруса.

Фасады храма украшала аркатура, резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями винограда и граната. Колонны Звартноца венчали массивные капители с изображениями крестов и орлов. С юго-западной стороны храма находятся развалины жилых помещений Нерсеса III, патриаршего дворца, вино давильни.

https://flic.kr/p/4ikEcX

https://flic.kr/p/4ikEcX

Влияние Звартноца явно отражается на памятниках второй половины седьмого века – храмы в Зораворе, Аруче, Егварде, Талине; церкви Пастушья и Спасителя в Ани. Звартноц повторяют храмы Гагикашен в Ани и в Банак, церковь в селе Лекит.

Церковь Маштоц Айрапет находится в селе Гарни, Котайской области. Церковь Маштоца Патриарха была построена из туфа на месте языческого святилища в 12-м веке.

Справа от входа установлен резной камень с изображением птиц, который неразрывно связан с прошлым языческим святилищем на этом месте. Церковь небольшой формы. На фасаде, входе, куполе вырезаны разные орнаменты. Возле храма – насколько хачкаров. Кроме церкви Маштоца Айрапета  в селе Гарни есть армянский языческий храм, Церковь Св. Богородицы, остатки храма Манук Тух, остатки церкви четвертого века, святилище царицы Катраниде, церковь Св. Сергия. Недалеко, в Хосровском заповеднике находится монастырь Авуц Тар.

Языческий храм в Гарни (I в. н. э.) расположен в долине реки Азат, в 28 км от Еревана, Котайской области. Из руин храм восстановлен в советское время.

Крепость Гарни упоминается древнеримским историком Тацитом ещё в первом веке н. э. в связи с событиями в Армении. Построил ее армянский царь Трдат в 76 г. Крепость – яркое свидетельство многовековой культуры Армении дохристианского периода. Строительство началось во втором веке до нашей эры, продолжалось в античную эпоху и в средние века. Армянские правители создали ее неприступной. Цитадель служила для жителей защитой от иноземных нашествий более тысячи лет.

https://flic.kr/p/5r7ZR4

https://flic.kr/p/5r7ZR4

Это было излюбленное место армянских царей: неприступность и благоприятный климат превратили Гарни в летнюю резиденцию. Месторасположение крепости в стратегическом отношении выбрано чрезвычайно удачно. Из урартской клинописи известно, что крепость завоевывал урартский царь Аргишти в восьмом веке до н. э. Он собрал в качестве рабочей силы население Гарни, повел их в сторону современного Еревана. Народ был задействован в строительстве крепости Эребуни, позже ставшей Ереваном.

Крепость Гарни расположена на треугольном мысе, господствующем над прилегающей местностью, его с двух сторон огибает река Азат, глубокое ущелье, отвесные склоны – неприступный естественный рубеж. Ущелье отличается восхитительными, кажущимися ненатуральными склонами, от подножья до верха состоящими из правильных шестигранных призм, называемых «Симфонией камней». Остальную часть крепости защищает мощная крепостная стена с четырнадцатью башнями – непреодолимая оборонительная система.

Башни и крепостные стены построены из огромных глыб местного с голубым оттенком базальта, их соединяют железные скобы, в углах соединения залиты свинцом. Толщина крепостных стен от 2.07 м до 2.12 м, длина по периметру 314.28 м. В крепость вход был только через одни ворота, имеющие ширину одной колесницы.

Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен возле поселка с таким же названием. Храм Гарни представляет единственный оставшийся в Армении памятник эпохи язычества и эллинизма.

https://flic.kr/p/y6Wox3

https://flic.kr/p/y6Wox3

Сложен храм из блоков гладкотесанного базальта. Здание выполнено в эллинистических архитектурных формах. Торжественность и величественность сооружению придают девять массивных ступеней, растянутых по ширине фасада. Рельефы с изображением обнаженных атлантов, стоящих на одном колене, воздевающих вверх руки и поддерживающих жертвенники, украшают пилоны по сторонам лестницы.

Храм по композиции представляет периптер – прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами. Элементы храма разработаны с присущим местному искусству многообразием. В орнаментах наряду с вариантами акантового листа присутствуют армянские мотивы: виноград, гранат, цветы, листья орешника. В прямоугольное святилище ведут неглубокие сени, богато орнаментированный наличник украшает вход. В небольшом святилище находилась лишь статуя божества. Храм обслуживал только царя и его семью.

В 1679 году произошло мощное землетрясение, в результате которого храм был сильно разрушен. В 1966-1976 годах его восстановили. Вблизи храма сохранились некоторые элементы царского дворца, древней крепости, здание бани, построенное в третьем веке. В южной части крепости находился дворцовый комплекс. На северной территории крепости размещался обслуживающий персонал и царское войско. Западнее храма, на краю обрыва занимал место парадный зал, к нему примыкал жилой корпус. На штукатурке сохранились остатки красной и розовой краски, напоминающие о роскошном убранстве парадных и жилых покоев дворца. Полы украшала эллинистическая мозаика.

https://flic.kr/p/kBG64i

https://flic.kr/p/kBG64i

В 19-м веке к развалинам храма проявили интерес многочисленные ученые и путешественники: Мориер, Шарден, Кер-Портер, Шантр, Шнаазе, Телфер, Смирнов, Романов, Марр, Буниатян, Манандян, Тревер. В 1834 году ученый из Франции Дюбуа де Монпере попытался с небольшой точностью создать проект реконструкции храма.

В начале 20-го века небольшая экспедиция под руководством Н. Я. Марра занималась археологическими работами по обмерам храма и обнаружению деталей. Главный архитектор Еревана Буниатян в начале 30-х годов обследовал храм в Гарни и представил проект реконструкции первоначального вида в 1933 году. Работы по восстановлению в 1960-е года поручили архитектору А. А. Саиняну. В 1976 году гарнийский храм был полностью восстановлен.

Монастырский ансамбль Кечарис (11-13 века) находится в городе Цахкадзор Котайской области, в гаваре («уезде») Варажнуник провинции Айрарат (Древняя Армения). Туристы могут найти монастырский комплекс на склоне Памбакского хребта, северо-западнее Цахкадзора. Комплекс включает четыре церкви, две часовни, гавит, древнее кладбище с хачкарами 12-13 веков.

https://flic.kr/p/4f6b8g

https://flic.kr/p/4f6b8g

Кечарис основали князья из рода Пахлавуни в 11 веке. Строительство его длилось до середины 13 века. Григор Магистрос в монастыре в 1033 году построил церковь Святого Григория Просветителя. Широкий купол церкви венчает просторный сводчатый зал.

Маленькая прямоугольная часовня (11 век) размещена между церквями Знамения (Сурб Ншан) и Св. Григория Просветителя. До настоящего времени она сохранилась в полуразрушенном состоянии, это была усыпальница основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с часовней располагалось помещение школы.

В 12 веке построен притвор церкви, его причисляют к ранним сооружениям такого типа. Южнее церкви, за хачкарами – небольшая церковь Сурб Ншан (11 век), крестово-купольного типа, в 1223 году восстановлена.

Князь Васак Хахбакян в 1203-1214 годах возвел на территории монастыря третью церковь – Катогике. В ознаменование  этого  события  восточнее церкви установлен хачкар. В 1220 году возведена в 120 метрах от построек четвертая церковь Святого Воскресения. Небольших размеров храм имеет прямоугольную форму и высокий купол. Во всех четырех углах молитвенного зала церкви есть двухэтажные приделы.

https://flic.kr/p/dBQP2h

https://flic.kr/p/dBQP2h

Монастырь в 12-13 веках являлся крупным духовным центров Армении, при нем действовала школа.

На средневековом кладбище Кечариса можно увидеть захоронения князя Григора Апиратяна (1099 г), великого князя Проша (1284 г), зодчего Вецика.

В период землетрясения 1828 года сильно пострадал церковный купол. Восстановительные работы в храме проводились в 1947-1949 годах и в 1995 году.

Армения – «страна камня» открыта для всех отважных путешественников, которые не боятся дальних дорог; готовых спуститься и изведать труднодоступное ущелье или вскарабкаться высоко в гору. За малый срок на небольшой территории можно ощутить ход тысячелетий, увидеть одновременно значимые явления первых тысячелетий и современности.

www.miraterra.ru


Смотрите также