Хозяйственная деятельность древних славян. Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хозяйственная деятельность восточных славян. Хозяйственная деятельность древних славян


Хозяйственная деятельность восточных славян

Содержание

Хоз дея вост сл

Эк и пол усл соз Древн гос

Соц-эк стр Древн гос

Гор, рем и торг в КиевРус

Ден и кр отн в КиевРус

Пр и посл феод раздр КиевРус

Рус в усл мон-тат вл

Основные этапы и условия объединения русских земель в централизованное государство

Экономическое развитие Московского государства в 14-15 веках. Социально-экономическая политика Ивана 3

Экономика Российского государства в 16 века. Социально-экономическая политика Ивана 4

Внешняя и внутренняя торговля России в 15-17 веке. Ярмарки. «Новоторговый устав». Роль Новгорода и Архангельска в развитии внешней торговли.

Процесс закрепощения крестьян. Особенности формирования поместного землевладения и сословия дворян

Формирование единой денежной системы России в 14 – 16 вв. Денежная реформа Елены Глинской.

Денежная и финансовая система России в XVII в. Медный бунт. Соляной бунт

Основные предпосылки реформ Петра 1.

Реформы Петра 1 в промышленности. Реорганизация системы управления. Табель о рангах.

Денежная и финансовая реформа Петра 1. Итоги петровских преобразований

1. Внутренняя и внешняя торговля России во второй половине 18 века.

Появление бумажных денег в России. Сущность и последствия

Социально-экономическая политика Екатерины II

Социально-экономическая политика Павла I.

Социально-экономическая политика Александра I. М.М.Сперанский.

Экономика России в первой половине 19 века.

Социально-экономическая политика Николая I

Предпосылки и условия отмены крепостного права

«Великие реформы» Александра 2 и их последствия для России

Промышленный подъём 1880-90гг. Железнодорожное строительство. Первые монополии

Первые монополистические объединения в России (1870-1890ы годы)

Основные направления деятельности С.Ю. Витте.

Денежная реформа С.Ю. Витте

Экономика России в начале 20 века

Монополистические объединения в промышленности и банковском деле в конце 19 - 20 вв.

Столыпинская аграрная реформа.

Экономика России накануне и во время Первой мировой войны. Экономическая политика Временного правительства.

Социально-экономические аспекты становления советской власти. Первые декреты советской власти. Начало Гражданской войны.

Советская власть и частная собственность. Декрет о земле. Продовольственная диктатура

Сущность продразвёрстки. План ГОЭЛРО. Денежная эмиссия. Итоги политики «военного коммунизма»

Объективные предпосылки перехода к новой экономической политике (нэпу) в Советской России. Нэп в сельском хозяйстве.

Новая экономическая политика (нэп) в промышленности Советской России. Государственный капитализм

Денежная реформа 1922-1924 гг. в Советской России

Кредитная, банковская и налоговая реформа в годы нэпа в Советской России. Внешняя торговля.

Причины и сущность возрастания кризисных явлений в новой экономической политике. «Ножницы цен»

Основные причины, условия и сущность свёртывания нэпа в СССР

Предпосылки и основные этапы коллективизации в СССР

Сущность и последствия коллективизации в СССР

Разработка первого пятилетнего плана в СССР, ход его выполнения. Сущность политики «Большого скачка»

Задачи первых пятилетних планов в СССР, ход их выполнения. Основные предприятия, построенные в годы первых пятилеток

Основные источники и методы индустриализации в СССР

Система ГУЛАГ и её место в экономике СССР

Экономика СССР накануне Второй мировой войны.

Советская экономика в годы войны 1941-45 гг. Социально-экономические источники победы

Послевоенная экономика СССР. Денежная реформа 1947 г.

Попытки реформирования командно-административной системы (1953-64 гг.)

Экономические «эксперименты» и их последствия. Преобразования в социальной сфере (1953-64 гг.)

Реформа 1965 года: сущность и последствия. Хозяйственный расчёт

Причины отхода от принципов хозяйственного расчёта. Нефтедоллары. Теневая экономика в СССР

Советская экономика в период «застоя» (1970-1980-е гг.)

Советская экономика в период «застоя» в 1970-80-е гг.

«Перестройка» в СССР и её социально-экономические итоги

«Перестройка» в СССР и её социально-экономические итоги

Экономические причины распада СССР

Состояние экономики в конце 1991 года.

Состояние экономики в конце 1991 года. Начало экономических реформ в России

Проведение массовой приватизации в России в 1990-х гг.

Проведение массовой приватизации в 1990-х годах.

Особенности развития российской экономики в конце XX – начале XXI вв.

Особенности развития российской экономики в конце 20 – начале 21 веков

 

 

Хозяйственная деятельность восточных славян

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации.

В первобытном обществе люди чрезвычайно зависели от окружающей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях.

Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов. Эти периоды различались не только орудиями труда, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

 

Эпоха Дата Орудия труда Хоз. деятельность Форма общественной организации Особенности периода
Палеолит (древний каменный век) 400 – 40 тыс. лет до н.э. Примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты Собирательство; охота; Первобытное стадо – непрочное и непостоянное объединение. Объединялись для:  защиты от врагов и зверей;  охоты на крупных животных Кочевой образ жизни
Мезолит (средний каменный век) 40 – 4 тыс. лет до н.э. Использование лука, стрел; Множество каменных орудий труда Собирательство; охота; рыболовство; обработка шкур диких животных и др. Матриархат – первобытная община во главе с женщиной, основанная на кровнородственных связях  
Неолит (новый каменный век) 4 – 2 тыс. лет до н.э. Орудия для обработки земли (соха, мотыга и др.) 1) Приручение и одомашнивание дик. животных: козы, свиньи, овцы, коровы, быки, дом. птица 2) Развитие ремесел:  гончарное пр-во,  обработка дерева,  выделка шкур,  шитье обуви,  пр-во тканей и т.д. Патриархат – главную роль в обществе стали играть мужчины 1) Переход к оседлому образу жизни 2) Передача имущества и имени шла по линии отца
Бронзовый век (ранняя металл. культура) 2 тыс. до н.э. Применение меди и бронзы Развитие производства: выплавка железа из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) Первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия  
Ранняя железная культура   Принципиально новые орудия труда для сел. хоз. и ремесла Рост производительности труда за счет новых орудий 1 ) Отдельная семья в составе общины производила продукция сверх собственного потребления  2 ) Начало обмена излишками продуктов с др. семьями  3 ) Формирование постоянных отношений обмена  

 

Постепенное развитие общества привело к созданию предпосылок для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати:

● Усовершенствование орудий труда

● Применение металлов (медь, бронза; железо)

● Развитие ремесел

● Общественное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия

● Формирование постоянных отношений обмена

 

Основные черты хозяйственной деятельности восточных славян.

В начале 1 тыс. новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне.С 6 века восточные славяне занимали огромные пространства:

● От Онежского и ладожского озера до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг

● От Карпат до Оки и Волги

На этой территории проживали многочисленные племенные союзы (княжения): поляне, древляне, радимичи, дреговичи, северяне, уличи, волыни, белые хорваты, кривичи, вятичи.В тесном соседстве с ними были иные племена:

● Северо-запад: эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и др. урго-финские племена

● Север: юрга, остяки, вогулы, весь

● Междуречье Волги и Оки: мещеры, мурома, меря, черемисы, мордва

● Восток: вотяки, зыряне, пермяки (коми)

● Запад: прибалтийские племена – пруссы, ятяги, корсь

● Берега Вислы – поляки (ляхи)

 

Разложение родовой общины.

Большая патриархальная семья располагалась в виде поселения, которое называлось двор. Двор (дворище, городище, печище) – отдельная хозяйственная единица (поселение) с коллективной собственностью на землю, орудие и продукты питания.

● Производство и потребление внутри общины родовой общины было совместным

● Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

 

В 6 – 8 веках развитие факторов производства обусловило разложено кровнородственной общины и переход ее к соседской, сельской общине. Этому способствовало:

● Распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию  повышение культуры сельского хозяйства и его продуктивности

● Введение систем двуполья и трехполья – ежегодное чередование различных посевных культур и пара

● Применение лошадей в качестве рабочего скота наравне с волами

 

Устройство сельской общины  
Хоз. единица Отдельная семья – основная хозяйственная единица Деревня – вместо дворищ Вервь (мир) – соседская община
Отношение к собственности ● Усадьба, скот, жилище и орудия труда переходили в частную собственность  полное разложение родовой общины ● Лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными
Сельхоз земли ● Земли обрабатывали коллективы, расселившиеся по принципу соседства ● Сельхоз земли долго оставались еще в совместной собственности общины ● Сельхоз земли со временем начали делить на участки – наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время
Разделение производства и распределение продуктов ● Земельные наделы обрабатывались членами отдельной семьи собственными орудиями ● Урожай всецело принадлежал семье ● Хоз. единица уже не должна участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере между общинниками

 

Переход к соседской общине привел к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих земельных собственников – феодалов.

 

Военная демократия

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией.

В 7 – 8 веках усилилась роль высшего военачальника – князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Это объясняется многочисленными походами, предпринимаемыми в этот период славянскими племенами на Балканы, в Византию и в восточные земли, к тому же славяне вели оборонительные войны против кочевников с юга.

Изначально князь избирался народным собранием – вече, но со временем он стал передавать сою власть по наследству.Князь создавал свое войско – дружину –, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из профессионально обученных воинскому делу людей.

Дружинники – лично свободные люди, заключившие с князем договор о службе. Дружина (союз верных князей воинов) состояла из двух частей:

a. «Молодь» - молодая часть войска (также «отроки», «гриди», «гридьба»)

b. «Княжьи мужья» - старшая часть дружины, куа входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени и за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. Княжьи мужья также начали приобретать землю, создавать хозяйство с собственными отроками.

В конечном итоге, князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

 

Обояривание

Первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальном положением.Наиболее высокий статус среди знатных слоев занимал:

● Земские бояре (бояре), то есть представители местной аристократии, потомки древних родов старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки».

● Верховные дружинники

● Княжьи мужья

В течение 9 – 12 веков так же шел процесс усиление имущественного неравенства. В этот период происходило сближение земской и военной аристократии – они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами. К тому же шел процесс обояривания – превращение вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодально-зависимых. Обояривание происходило в 2 этапа.

1. Активное наступление на общину знати

Племенные вожди и старейшины больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получили наравне с другими общинниками. Таким образом, возникала вотчина (отчина, дедина) – крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи.

2. Высокие налоги

Знатные люди постепенно присоединяли к своим землям наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться по долгам. При этом они часто присоединяли угодья рядовых общинников насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань).

 

 

Обояривание

Первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальном положением.Наиболее высокий статус среди знатных слоев занимал:

● земские бояре (бояре), то есть представители местной аристократии, потомки древних родов старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки».

● Верховные дружинники

● Княжьи мужья

В течение 9 – 12 веков так же шел процесс усиление имущественного неравенства. В этот период происходило сближение земской и военной аристократии – они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами. К тому же шел процесс обояривания – превращение вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых. Обояривание происходило в 2 этапа.

3. Активное наступление на общину знати

Племенные вожди и старейшины больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получили наравне с другими общинниками. Таким образом возникала вотчина (отчина, дедина) – крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи.

4. Знатные люди постепенно присоединяли к своим землям наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться по долгам. При этом они часо присоединяли угодья рядовых общинников насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань).

Для юридического закрепления подобных отношений феодалам и князьям требовались правовые нормы, что могла как раз обеспечить только крепкая государственная власть.

Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию пламенных союзов, а затем – к государственным образованиям.

 

Налоговая система

Форма сбора дани в 6 – 8 веках

● Полюдье – дань, сбираемая великими киевскими князьями с подвластных им территорий.Полюдье собирали «посадники» - наместники князя. Во время полюдья князь или посадники чинили суды и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

● Также существовал повоз – дань с населения тех земель, куда князья и наместники ехать не могли и не хотели, привозимая населением в Киев.

Стоит заметить, что размер дани, место и время сбора не определялось заранее, а зависело от случая. Это вызывало недовольство у населения.

Форма сбора дани с сер. 10 века в 956 году княгиня Ольга провела налоговую реформу, в соответствии с которой:

● Устанавливались «уроки» - фиксированные нормы дани, время и место ее сбора

● Введена единица обложения – «дым» (двор, семья) или «плуг («рало»)

● Постепенно была введен оброк – подать в пользу государства и форма феодальной ренты

 

Разряды зависимых крестьян

Смерды – юридически свободные сельские общинники. Делились на 2 группы:

● Зависимые от государства: платили налоги и отбывали повинности

● Зависимые от феодалов: их доля осла, т.к. мелкое хоз-во было неустойчивым

Процесс разорения смердов происходили из-за непомерных гос. поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев и т.д. Общинники были вынуждены обращаться к феодалу и заключаться с ним договор – ряд. Ряд – договор, заключаемый с феодалом, по которому смерды отрабатывали свой долг, выполняя различные работы.

Рядовичи – смерды (свободные общинники), заключившие ряд с феодалом. Делились на 2 группы:

● Закупы (ролейные закуп) – рядович-смерд, бравший ссуду (займ) и на период отработки ссуды селившийся на земле феодала со своим инвентарем.

● Вдачи (изорники) – полусвободные смерды, отрабатывающие свой долг на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что рядовичи становились и экономически, и юридически зависимыми от феодала. Со временем временная зависимость становилась постоянной, так как расплатиться за ссуду становилось все сложнее.

Малоимущие слои сельской общины

● Изгои – выкупившиеся из воли рабы, разорившиеся купцы, поповичи (не выучившиеся грамоте).

● Сироты – малоимущие, но юридически свободные общинник, жившие на княжеской вотчине

● Холопы (челядь) – самые низкие слои населения

○ Страдники – холопы, выполнявшие тяжелые работы в феодальной вотчине (в основном, на полях)

○ Обельные холопы6 ли холопы «по ряду» - холопы, добровольно отказавшиеся от свободы и поступившие к феодалу на основе договора – ряда.

 

Рабство

На Руси существовало патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования, т.к. использование рабов было неэффективным.

«Задушные люди» - рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви.

 

Феодальное землевладение

В Киевской Руси феодальные отношения не были определяющими, и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Так постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев, и они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земле, где поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов.

Для поддержания порядка киевские князья разработали правовые нормы внутригосударственной жизни. Среди них была «Русская Правда» - свод законов древнерусского законодательства.

1016 год – первый вариант «Русской Правды» («Древнейшая Правда») под именем Ярослава Мудрого

Конец 11 века – вторая часть «Русской правды» - «Правда Ярославичей» (наследники Ярослава Мудрого)

В них было прописано следующее:

● Отмена кровной мести

● Определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации

● Дифференциация штрафа в зависимости от принадлежности к сословия (80 гривен – за огнищанина и тиуна; 5 гривен – за смерда и холопов)

В 11 веке начали формироваться боярские вотчины, что происходило несколькими путями

● Князья жаловал дружинникам на определенный период территории для сбора дани – прокорма

● Князь награждал дружинников за службу государственной землей

● Князь мог отдать своим приближенным часть своих владений

Смерды, живущие на этих землях, становились лично зависимыми от владельцев. Бояре экономически и юридически закабаляли смердов. В это же время церковь также начала наступление на свободные земли (церковные вотчины).

 

 

 

Ремесло

Ремесло зарождалось как домашний промысел патриархальной семьи для обеспечения себя и родственников простейшими издельями обихода: посуда, обувь и т.д.

В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства – ремесленное производство.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому принципу. Посады часто примыкали к укрепленным кремлям-детинцам (пример – Китай-город).

 

Расцвет ремесленного производства приходится на 11 – 13 века:

● Кузнечное дело и металлообработка (высокий спрос на изделия из железа для сельского хозяйства и оружия для воинов)

● Плотницкое мастерство (строительство храмов, домов, боярские хоромы)

● Изготовление тканей (из льна и шерсти)

● Зодчество

Внутренняя торговля

Торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось натуральным, преобладал натуральный обмен. Тем не менее, уже имелись определенные внутренние торговые связи между городами.

Торговля – гостьба, торговцы – гости, места торговли – погосты. Со временем, при погостах стали строить церкви и храмы, где часто купцы хранили свои товары и торговые документ., и за это церковь также имела доход.

 

Внешняя торговля

В 11 – 13 веках большее развитие получила внешняя торговля. Торговля велась с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами.

Крупнейшие центры торговли – Киев и Новгород.

Осноной экспорт: мех, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуга.

Основной импорт: шелкоые ткани, парча, бархат, оружие, металлы, пряности, драгоценные камни.

 

Кредитные отношения

В «Русской Правде» есть подтверждения, что в 11 веке существовали в Киевской руси кредитные отношения. Встречались такие понятия как «одолжение по дружбе», «лихва», «реза» (процент), «торговля в кредит» и т.д. В начале 11 века ростовщики стали взимать до 50% годовых, и население Киева в 113 году выступило против таких высоких процентов за кредит.

1113 год – введение «Устава о резах» Владимиром Мономахом.

● Снижение долговых процентов до 20%

● Запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих долг

● Запрещено заниматься паразитическим ростовщичеством

«Устав о резах» законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

 

«Русская правда»

Для поддержания порядка киевские князья разработали правовые нормы внутригосударственной жизни. Среди них была «Русская Правда» - свод законов древнерусского законодательства.

1016 год – первый вариант «Русской Правды» («Древнейшая Правда») под именем Ярослава Мудрого

Конец 11 века – вторая часть «Русской правды» - «Правда Ярославичей» (наследники Ярослава Мудрого)

В них было прописано следующее:

● Отмена кровной мести

● Определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации

● Дифференциация штрафа в зависимости от принадлежности к сословия (80 гривен – за огнищанина и тиуна; 5 гривен – за смерда и холопов)

 

 

Великая Монгольская держава

● Оформилась в начале 13 века в степях Центральной Азии

● Монголы – господствующая группа государства

● Татары – самая многочисленная группа в государстве

● 1206 год – государственное объединение племен во главе с ханом Темучином (Чингисханом)

Основное занятие населения – кочевое скотоводство. Поэтому феодальная знать требовала расширения пастбищ, завоевания новых земель.

Завоевания:

■ 1220-ые года – сибирские территории, большую часть Китая, Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Поволжье

■ 1237 год – нашествие Батыя на Русь. Пали: Рязанское, Владимирское, Ярославское, Московское, Тверское княжества; Урал, Приуралье, Причерноморские степи.

■ 1242 год – неудачные походы на Венгрию, Польшу, Силези и Моравию.

■ 1243 – основание ханом Батыем гос-ва Золотая Орда со столицей Сарай-Бату на Нижней Волге

Стоит отметить, что Орда первоначально признавала власть «великого хана» в Монголии, но по мере распада Великой Монгольской державы золотоордынские ханы стали независимыми.

В результате нашествие Золотой Орды экономика Руси была отброшена на столетия назад:

● Разрушены города, села, памятники культуры, центры ремесла

● Из 74 городов 14 полностью уничтожены, а 15 восстановились в качестве небольших сел.

● Тысячи людей погибли и многие попали в рабство

Экономическая зависимость Руси

1. Ясак – тяжелая ежегодная дань, которой было обложено все население. Для этого население было первоначально переписано.

2. Сбор дани осуществляли монгольские сборщики податей – баскаки, или «бесерменские» (басурманские) купцы.

Басурманские купцы – купцы, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, получали право взыскивать ее с населения в гораздо большом размере.

3. Введен ряд повинностей

a. Ратная, ямская, подводная и т.д.

b. Поставка русских воинов в Орду, лошадей и подвод для баскаков

c. Уплата больших торговых пошлин

4. 1ая пол. 14 века – сбор дани переходит к русским князьям

a. Князья были обязаны везти ханам дорогие подарки

b. Ложилось тяжелым бременем на население

 

Политическая зависимость Руси

1. Получения грамоты русскими князьями от ханов Орды – право на княжение.

a. Борьба между князьями на право стать великим князем всей Руси

b. Усиление разрозненности княжеств

2. Отделение Руси от западной Европы

 

Экспансия на Русь в сер. 13 века

1. С Востока (Золотая орда)

Упорное сопротивление русского народа позволило ему сохранить свою государственность и заставило Орду отказаться от создания на Руси собственной постоянной администрации.Силы неравны, но борьба ведется постоянно.

2. С Запада – нападения шведов и тевтонских рыцарей (реальная угроза государственности)

Цели: отказ от православия и принятие католицизма; расширение территорийДля отпора нашествию по всей Руси собирались военные дружины, чтобы совместно защищать страну. Новгородский князь Александр Ярославич Невский 2 раза противостоял немецко-шведским войскам:

15 июля 1240 года – разгром шведских рыцарей на р.Неве

5 апреля 1242 года – Ледовое побоище

 

«Послабления» со стороны Золотой Орды

1. На территории русских княжеств не действовали золотоордынские законы

2. Русские князья, которые продолжали управлять в своих княжествах, пользуясь своими правовыми нормами, не устранялись

3. На захваченных территориях не была установлена монгольская династия

4. Льготы русской православной церкви и терпимое отношение к христианской религии:

a. Церковь освобождена от уплаты дани и выполнения различных повинностей

b. Русское духовенство получало особые грамоты – ярлыки, обеспечивающие большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества

Ярлык – льготная грамота, которую выдавали золотоордынские ханы русским князьям, а также светским и духовным феодалам.

Благодаря этим послабления (и особенно религиозным) русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство русского государства. Церковь выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения против монголо-татарского ига.

 

Формы отношений.

В результате колонизации Волжско-Окских земель стали создаваться иные формы отношений между князем и населением.

Главная особенность – князь начинал владеть относительно малолюдными земельными пространствами, а потом приглашали к себе колонистов для заселения этих земель. Князь выступал в качестве хозяина – собственника земельных угодий, распоряжался ими, завещал наследникам.

С 12 – 13 веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения.

1. Старший князь.

● Стоял во главе иерархической лестнице

● Верховный владетель по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень

● Мог передать вассалам в условное владение часть своих земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например участия в военных походах.

2. Вассалы

● Получали земли в условное пользование от своего князя

● Тоже могли иметь своих вассалов

3. Удельные князья

● Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли.

● Владения удельных князей – уделы.

● Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории землевладельцам

● У них появлялись юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т.д.

4. Бояре и боярская вотчина

● Боярская вотчина – основная привилегированная форма землевладения

● Вокруг нее сосредотачивались хозяйства зависимых от вотчинников вассалов

● Боярин беспрепятственно господствовал над большими территориями и проживавшими там землевладельцами

● Вотчинное хозяйство почти полностью было натуральным

5. Духовенство

● Приобрело экономическую роль в жизни страны

● Церкви и монастыри стали захватывать общинные земли, наступали на права крестьян

● Владения церквей и монастырей не дробились и закреплялись за церковью навечно

● Наиболее крупные земельные угодья монастырей: Троице-Сергиев, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский

6. «Служилые люди» - дворяне

● Поместное землевладение – выдачи земельных участков «служилым людям» от бояр, князей или монастырей на период службы у них (как правило, военную).

● Князья, бояре и монастыри приглашали на службу различных людей. На период службы им выдавались участки земли – поместья. По окончанию срока службы поместье могло быть отобрано

● Приглашенные люди – младшие княжеские и боярские дети, разорившиеся феодалы – составили новое сословие «служилых людей»

● «Служилые люди» приобретали такие же права по отношению к крестьянству, как и феодалы

● «Служилых людей» также использовали в качестве управляющих, организаторов производства. За это феодалы были вынуждены предоставлять им часть своего владения в виде поместья на определенных условиях.

● Феодалы позже стадии давать служилым людям в награду за службу право им самим собирать налоги (кормы) с крестьян (то есть заниматься кормлением)

● Служилые люди составляли «двор» князей и бояр  «дворяне»

7. Зависимые крестьяне

● Главная рабочая сила

● С 13 века исчезли названия различных видов смердов. Словом «крестьяне « или «хрестьяне» стали называть русских православных людей, но поскольку подавляющую часть всего населения составляли земледельцы, то и термин стал относиться только к ним

● Крестьян можно разделить на несколько крупных групп

● Сторожильцы

○ В течении несколько поколений жившие на землях данного феодала и тесно с ним связанные крестьяне

○ Редко уходили на другие места

○ Юридически были свободны

○ Экономически все больше зависели от феодала, превращаясь в крепостных людей

● Новоприходцы (новоподрядчики)

○ Недавно переселившиеся из других вотчин или поместий крестьяне

○ Давали им большие ссуды в виде семян, скота, леса на постройку дома, денег; освобождали от выполнения повинностей и уплаты оброка на несколько лет

○ Переходили в разряд должников приводило к их закабалению

● Монастырские крестьяне

○ Большие – более крепкие хозяева, которые своими лошадьми и орудиями обрабатывали угодья, возводили необходимые постройки в монастыре и т.д.

○ Пешеходцы – малоимущие крестьяне, не имевшие ни лошадей, ни орудий труда и выполнявшие различные работы по хозяйству (молотили зерно, готовили солод, пекли хлеб, ухаживали за скотом).

Тем не менее, полное юридическое и экономическое закрепощение крестьян еще не сложилось, так как:

● Этому противостояла крепкая община

● Крестьяне имели право перехода на новые земли, к другим феодалам

● Не существовало правовых норм для закрепощения крестьян

 

Роль Дмитрия Донского

Дмитрий Донской – московский князь, который принимал непосредственное участие в объединительном процессе. Получив от хана Тохтамыша ярлык на великое княжение, князь Донской присоединил к Москве Владимир, Дмитров, Кострому, Тулу, Калугу, Медынь, окончательно включил в состав Московского княжества Углич, Галич и Белоозеро. В результате Москва стала общепризнанным центром русских земель.

На втором этапе объединения Дмитрий Донской продолжил объединительную политику, а также проводил работу по упорядочиванию сбору податей с княжеств в пользу государства, пытался создать собственную денежную систему, не зависимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений.

Первая половина 15 века проходила в условиях ожесточенной феодальной войны в Московском княжестве, которая закончилась только при Иване 3 Васильевиче (1440 – 1505 гг. / 1462 – 1505 гг.), вступившем на престол в 1462 год. Он начал проводить политику, направленную на достижение полной независимости от Золотой Орды.

Так с 1476 года Москва перестала платить ежегодную дань. В 1480 году произошло «Стояние на Угре», которое закончилось победой русских княжеств. Иван 3 окончательно ликвидировал вассальную зависимость от Орды, а русское государство стало уверенным.

 

С этого момента Русское государство стало активно развивать международные связи с западными странами: Венеция, Германия, Венгрия, Франция ,а также установились дипломатические связи с Индией.

В 1472 году Ивана III женится на Софье Палеолог => появление византийский герб-двуглавый орел(который был соединен с московским, где изображен Георгий Победоносец) и появление шапки Мономаха- символ наследия византийской короны

Таким образом, получила распространение доктрина, что Москва стала «Третьим Римом», то есть последним и вечным центром всего православного мира.

 

Местничество



infopedia.su

Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в — курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный социально –  экономический университет

Балашовский филиал

Кафедра общих гуманитарных

и социально – экономических дисциплин    

КУРСОВАЯ РАБОТА

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VIII – IX В.   

Балашов.2008. 

План.

Введение…………………………………………………………………3 – 5 стр.

I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII - IX в……………….6 – 12 стр.

1.1Пашенное земледелие………………………………………………6 – 10 стр.

1.2Скотоводство……………………………………………………….......10 стр.

1.3Лесной промысел………………………………………………….11 – 12 стр.

II.Ремесло Восточных славян в VIII – IX в………………………....13– 18 стр.

2.1Кузнечное  дело…………………………………………………....13 – 14 стр.

2.2Гончарное  ремесло……………………………………………….14 – 15 стр.

2.3Ткацкое ремесло………………………………………………….15 – 17 стр.

2.4Столярное  ремесло………………………………………………..17 -18 стр.

III.Внешняя торговля Восточных славян в VIII – IX в……………19 – 22 стр.

3.1На пути  «из варяг в греки»………………………………………19 – 21 стр.

3.2Торговля Восточных  славян со странами Востока…………….21 – 22 стр.

Заключение………………………………………………………………..23 стр.

Список используемых источников и литературы………………………24 стр.              

Введение.

«Хозяйственная  деятельность Восточных славян в  VIII – IX вв.» является на сегодняшний день актуальной темой для глубокого научного изучения. Эта тема имеет много теорий и догадок, неясностей и предположений. Мы очень мало знаем о своих предках – Восточных славянах, чем они занимались, какую вели хозяйственную деятельность. На основе предположений,  догадок, теорий, легенд того времени можно найти истину и открыть ту неизвестность, которая встает перед нами. Ведь кто не знает прошлого, тот слеп в настоящем и беспомощен в будущем.

 В  VIII – начале IX вв. шло становление Киевского государства, как отмечает академик Борис Александрович Рыбаков: «Это был второй этап развития Киевской Руси, который характеризуется подчинением ряда племенных союзов власти Руси, власти киевского князя. Хотя этот период неполного объединения восточнославянских племен, однако, при взгляде на карту Восточной Европы мы видим большую территорию, охватившую всю исторически значимую лесостепь и широкую полосу лесных земель, идущую от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. По площади (но не по населенности, разумеется) Русь того времени равнялась всей Византийской империи 814 года или империи Каролингов того же времени».1

На этом этапе развития шел процесс бурного развития торговли. Восточные славяне были торговыми партнёрами с византийцами и варягами, посредством торгового пути « из варяг в греки». Они торговали также со странами Востока, такие как Хазарский каганат и Волжская Булгария. Восточные славяне использовали торговлю в целях сбыта полюдья, то есть сбор налога с населения. Также развивалось земледелие – основное занятие Восточных славян, которое обозначило переход от залежного метода обработки земли к пашенному земледелию, при котором землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром, и это был большой прорыв в истории Киевского государства.

Развивались такие ремесла как столярное, гончарное, кузнечное и ткацкое.

Древние умельцы могли изготовлять удивительные и чудесные вещи,    которые  широко ценились за границей и пользовались большим успехом.

Целью моего изучения состоит в том, чтобы исследовать, с научной  точки зрения, хозяйственную деятельность Восточных славян. Изучить специфику  ведения хозяйствование наших пращуров. Ведь мы задаем себе вопрос: как жили наши предки? Чем они занимались? Какие были продукты их деятельности? На вопросы всегда должны быть ответы. Многие археологические открытия свидетельствуют о том, что Восточные славяне были довольно хорошие мастера своего дела. А, в каких делах они были асы, нам потребуется изучить и понять.

Источники, с помощью которых ведется  изучение, играют особую и значимую  роль. Я в своей работе использовала как классических авторов, так и  современных историков. Из классических авторов я выбрала известного советского историка, лауреата Ленинской премии академика Бориса Александровича Рыбакова, которому принадлежат фундаментальные работы по истории нашей Родины,  исследованию происхождения древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX – XII веков. Из современных авторов могу выделить Марию Семенову, которая подробно описывает исторически сложившуюся культуру Восточных славян. В её книге  «Мы – славяне!»  приводится много сведений об обрядах, традициях, обычаев древних славян. Эта книга богата на интересные факты Древней Руси, и можно узнать очень много для себя полезного и важного.

Живя  в этом мире, необходимо  не только заниматься изучением зарубежных стран, но  понимать самих себя и знать  свою историю. То, что было в древности не нужно закрывать глаза, ведь у самих истоков нашей истории кроется правда о нас самих на сегодняшний день. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти.

Такому  ничего не стоит взорвать древний храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Исторически неграмотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая литература предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.2                    

I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII – IX в.

1.2Пашенное  земледелие. 

Главным занятием Восточных славян является земледелие. Оно носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. В северных лесных районах преобладала подсечно-огневая система обработки земли так, как развитию пашенного земледелия препятствовали природные условия этой местности (в лесах и на болотах было трудно обрабатывать землю). Суть этой системы заключалось в следующем: в первый год земледельцы вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом, в зону производили сев, предварительно вспахав землю. Очищенный участок от леса давал урожай  в течение 3 – 4 лет. Основным пашенным орудием в этих районах была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки на поверхности земли, не углубляясь в неё, обходя многочисленные камни и корни. Поэтому настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхлили. Основными культурами северных районов оставались посевы ржи и овса. Этот вид земледелия вынуждал славян оставлять старые участки и вырубать новые. Это требовало огромного количества земли, и заставляло селиться сравнительно небольшими посёлками. 3

Сельское  хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. В этих районах в VIII в. наряду с переложным распространилось пашенное земледелие. Пашенное земледелие заключалось в следующем способе обработки земли: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его. Восточные славяне выращивали пшеницу, ячмень, просо, гречиху дававшие высокие урожаи. Из овощей выращивали редьку, лук, чеснок, капусту. Основной овощной культурой являлась репа, которая была распространена, как в наше время картофель; ее ели в пареном виде.

Для изготовления тканей и различных видов масел выращивали лён и коноплю.

Об урожае льна гадали заранее («бельё зимой долго  сохнет – льны не хороши будут»), а  самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался  священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лён сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле нагими и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками: по мнению древних, так должен колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первый шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.

Особое  внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый  лён, его сеяли «на молодой  месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

. И есть все основания думать, что на засеянном льняном поле устана -   вливали маленькие изваяния Перуна: такие изваяния, деревянные и металлические, снабженные снизу специальном штырьком для втыкания, найдены археологами. Перун, Бог Грозы, должен был вовремя полить юные растения животворным дождём.

Но если лето оказывалось чрезмерно сырым, лён зарастал сорняками, и требовалась прополка. С неё начиналась женская забота о льне.4

Когда у растений бурели головки (это говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили орудиями.

Далее требовалось освободить волокна  от склеивающих веществ, которые  придают живому стеблю упругость  и прочность. Этого достигали  одним из двух способов. В южных  землях Руси, а также в районе современных Великих Лук лён «стлали» - тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати – двадцати дней. Делалось это в сентябре или октябре: в южных областях в это время ещё достаточно тепло и часто выпадает роса, благоприятствующая  расслаиванию волокон. В районах с более суровом климатом (Псков, Ярославль, современная Вологодская область) лён чаще «мочили» - опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» - посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.

Чтобы окончательно вышелушить кострику, а  также отделить более тонкое, нежное волокно от более короткого и  жесткого, лён трепали. Остатки деревянных «трепал» найдены археологами при  раскопках древней Ладоги в слоях  VII – IX веков.

Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей

И наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно  и разгладить его в одном направлении  для удобства прядения, лён чесали. Делали это с помощью больших и малых гребней. Поле каждого прочесывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные – кудель – оставались. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке – и прясть нить.5

С коноплёй человечество познакомилось, скорее всего, чем со льном. По мнению специалистов, одним из косвенных доказательств тому служит охотное употребление в пищу конопляного масла. Кроме того, некоторые народы, к которым культура волокнистых растений пришла через посредство славян, заимствовали у них сначала именно коноплю, а лён – уже позднее.

Ученые  пишут, что на территории нашей страны это растение распространялось из Средней Азии, Юго – Восточной Европы или даже из Китая.

Дикая конопля встречается и в Поволжье, и на Украине. Славяне с древнейших пор обращали внимание на это растение, дающее, подобно льну, и масло, и волокно. Во всяком случае, в городе Ладога, где в числе пёстрого по этническому составу населения жили и наши предки славяне, в слое VIII века археологами обнаружены зерна конопли и конопляные («пеньковые») веревки, которыми, согласно сообщениям старинных авторов, славилась Русь. Вообще, ученые полагают, что конопля первоначально использовалась именно для витья веревок и лишь впоследствии стала применяться для изготовления тканей.

student.zoomru.ru

Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

   2.1  Проблема этногенеза восточных славян. Территория и расселение восточных славян    2.2  Общественный строй восточных славян    2.3  Хозяйственная деятельность    2.4  Быт, культура и верования восточных славян

2.1 Проблема этногенеза восточных славян. Территория и расселение восточных славян.

В начале нашей эры срединная часть России была заселена народами финского и литовского происхождения. Славяне пришли на эту территорию позже. Откуда? Кто они? От кого произошли? Происхождение народа, его возникновение и формирование называется этногенез. Проблема этногенеза славян давно волновала ученых. По их мнению, предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н. э.), готами (III в. н. э.), гуннами (IV в. н. э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей.

Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н. э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

2.2 Общественный строй восточных славян.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община - вервь. Государства еще не было, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решало народное собрание свободных общинников - вече, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделялись из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян - главным образом, против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточнославянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н. э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. н. э. скандинавы называли Русь - Гардарики - страна городов. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Для походов на Византию славянские племена стали объединяться в союзы племен, которые были уже не только родовыми, но и территориально – политическими объединениями. Как известно из «Повести временных лет», самого древнего письменного источника, известного нам, на территориях, вошедших в состав Киевской Руси, проживало двенадцать славянских союзов племен, сложившихся в 6 - 8 вв. Автор «Повести…», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга - бужане или волыняне; в Поднестровье - уличи и тиверцы; в Закарпатье - белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны - северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем - радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; в бассейне Западной Двины - полочане; в районе озера Ильмень - словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

2.3 Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI-VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян. Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати - Днепру (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

2.4 Быт, культура и верования восточных славян.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей. Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств - идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

Вопросы и задания:

  1. К какой языковой семье принадлежали предки славян?
  2. Какой общественный строй существовал у славян в VI – VII в.в.?
  3. Какую роль у славян играли города?
  4. Что Вам известно о культуре славянских племен?
  5. Выполните в Рабочей тетради задания к теме 2.

vtk34.narod.ru