Хирургия древних цивилизаций. Зарождение хирургии в древнейших аграрных цивилизациях
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ваш Знахарь - советы древних целителей. Хирургия древних цивилизаций


Хирургия Древних цивилизаций | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Выполнили: Бачерова А.ОБабаджанян А.МСтудентки 209 гр. Что мы знаем о жизни наших предков в далекие доисторические времена? Как они вели хозяйство, каким праздникам радовались, какими искусствами владели? К сожалению, мы владеем лишь крупицейинформации, затерянной в глубинах веков. А археологические находки подбрасывают новую пищу для удивления и размышлений. Очень долгое время считалось, что медицины в каменном веке как таковой не существовало. Сделанные ранее археологические открытия позволили опровергнуть миф о существовании на ранней заре цивилизации так называемого «золотого века», не омраченного болезнями. Продолжительность жизни в то далекое время в среднем не превышала 25 лет. Удивительной была находка, сделанная в 1953-1960 годах. В северном Ираке в пещере Шанидар археологической экспедицией Р. Солески было обнаружено 9 скелетов первобытных людей, что жили в период 60-30 тысяч лет до нашей эры.И в этой находке не было бы ничего особо примечательного, если бы не останки одного 40-летнего мужчины. Еще одним свидетельством в пользу существования древних хирургов стала находка, сделанная возле небольшой французской деревни Энсисхэйм в конце XX в. Там было найдено 47 останков людей,живших в каменном веке. Особенно заинтересовал археологов скелет одного 50-летнего мужчины, точнее его череп, в котором было проделано два аккуратных отверстия. Получается!!!!!древний пациент успешно пережил две операциихирург не только удачно проделал трепанации, но справился с послеоперационнойинфекцией! Есть и более конкретные указания на то, что древние врачи были хорошо знакомы с хирургией. Речь идет о так называемом папирусе Смита, который был написан в Древнем Египте предположительно где-то в 1700 г. до н.э. В Древнем Египте умели делать ампутации, удалять камни из мочевого пузыря, проводить трепанации черепа. В те далекие времена уже существовало подобие наркоза, имелось более чем 120 хирургических инструментов. В Древней Индии умели делать кесарево сечение. Но особую популярность там имели пластические операции, а именно «индийская ринопластика». Вот такой, совсем не примитивной, была хирургия тысячелетия назад mya

Приложенные файлы

univerfiles.com

Зарождение хирургии в древнейших аграрных цивилизациях

Неолитическая революция, ознаменовавшая переход человечества к земледелию и скотоводству, изменила все стороны жизни человеческого общества, главными из которых стали переход к оседлости и постепенное возникновение и развитие городов, государств и древнейших империй. Формирование сословных и классовых обществ вначале рабовладельческих, а затем и феодальных государств изменило характер медицины. Не только итоги этой революции мы можем наблюдать сегодня — в эпоху информационной революции, но и изучать в комплексе и развитии на отдельных ее этапах, изучая современные нам народы, находящиеся на доиндустриальной стадии развития. Большинство «примитивных племен», живущих на нашей планете, являются уже племенами оседлыми, занимаются земледелием и скотоводством. Поэтому их нравы, обычаи, по всей видимости, могут быть сопоставимы с развитием племен, перешедших к земледелию и скотоводству в течение длительного хода неолитической революции. Неолитическая революция, начавшаяся 10 тысяч лет до нашей эры на Ближнем Востоке, и почти параллельно на территории Индии, севере Африки, Китае, Центральной Америке распространяется в IV-м тысячелетии до нашей эры на Европейский континент. Многие черты ранних цивилизаций аграрных обществ сохранились до прихода европейцев в эти регионы. Потрясающие свидетельства расцвета древних цивилизаций и их медицинских знаний дают нам культуры не только Индии и Китая, но и культуры ацтеков, инков, майя. Среди инков и других народов, населявших доколумбовую Америку, хирург, как правило, был рабом, работа которого заключалась преимущественно в лечении ран, остановке кровотечений и других хирургических процедур. Он также выполнял операции по трепанации человеческого черепа. Археологи обнаружили множество черепов со следами неоднократных трепанаций, что является доказательством не только выживания пациента после столь сложного хирургического вмешательства, но и, по всей видимости, свидетельствует о многоэтапности курса лечения и высоком техническом уровне выполнения операций. В эпоху неолита трепанации черепа нередко делали детям, и те из них, кто выживал, наделялись необычайным могуществом и силой.

Наши знания о развитии медицины у древних народов могли быть значительно полнее, если бы не варварство людей, считавших себя цивилизованными и положившими свою жизнь на борьбу с язычниками. Так, епископ-фанатик Диего де Ланда, ступивший на землю майя в составе первых отрядов испанских конкистадоров, велел сжечь огромную коллекцию древних пергаментов с иероглифическими письменами, описывающими историю и традиции народа. Испанский хроникер писал, что в этот момент площадь огласилась плачем — майя оплакивали не только свои святыни, но и все письменное наследие, хранившее достижения их народа. Так в одночасье человечество лишилось бесценного памятника культуры, который мог обогатить нас знаниями о самих себе. Планомерное уничтожение памятников «цивилизованными» нациями продолжается на наших глазах. Это не только варварские бомбардировки Вавилона и взрывы крупнейших изваяний Будды, но и бездумное строительство и экологические, и техногенные катастрофы, подрывающие здоровье сегодня живущих и уничтожающие следы прошлых поколений.

Отметим, что люди первых цивилизаций к своему прошлому относились гораздо бережней. Так, легендарный «Желтый император» Китая вопрошал в своем трактате: «.в высокой древности люди доживали до 120 лет, а движения и действия их оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди утратили какие-то способности?» Отметим, что легенда относит время правления «Желтого императора» к XXVI в. до нашей эры. Следует также обратить внимание на то, что мечта о здоровье и благополучии связывается не с будущим, а с прошлым. Впервые называется и магическое число: 100—120 лет жизни человека. Речь в приведенном отрывке идет, по всей видимости, как раз о той эпохе, о которой мы будем говорить в данном разделе.

Развитие аграрной цивилизации неизбежно привело и к изменению характера медицины. Медицина народная начинает эволюционировать в сторону традиционной медицины. Лечение перестает быть делом коллективным и частью ритуала, синкретическая культура распадается на культуру сословий. Возникает так называемая традиционная медицина, которая опирается как на религиозно-философские концепции, так и на идеологии государств и зарождающееся законодательство. Без философской концепции, отражающей взаимодействие микрокосма (человека) и макрокосма (окружающего мира), традиционная медицина немыслима. В то же время традиционная медицина опирается на эмпирический опыт народной медицины, пропущенный через религиозно-философские концепции. Рождение древнейших государств было обусловлено неолитической революцией, когда земля стала представлять главную ценность. Все древние цивилизации рождались в жесточайших, грандиозных битвах за землю и рабов. Эти войны, как и начавшаяся урбанизация, ставили новые задачи перед медициной. Медицина становится уделом жречества. Но, по всей видимости, уже в эпоху первых государств выделяются первые профессиональные лекари. Традиционная медицина, зародившаяся в период рождения аграрной цивилизации, стала господствующей в аграрных обществах не только вплоть до промышленной революции в середине XVIII в., но в значительной степени сохранила свои позиции и в эпоху научной медицины.

Классические образцы зарождения и развития традиционной культуры мы видим в медицине Месопотамии, Древнего Египта, Китая, Индии и ряда государств Востока, которые смело можно назвать колыбелями хирургии. А на территории нашей страны к этому времени можно отнести культуру древних скифов.

Первые государства, в которых мы наблюдаем характерные черты традиционной медицины, возникают на Ближнем Востоке и в Междуречье Тибра и Евфрата, в том районе, который Геродот назовет Месопотамией, уже в середине IX тысячелетия до нашей эры. Эта эпоха небольших государств дала человечеству толчок в развитии культуры. Именно в эту эпоху зарождаются города, торговля, письменность, а искусства и ремесла приобретают новый характер. В IV— III тысячелетии до н.э. сформировались города-государства шумеров, из которых выросли Ассирийское и Вавилонское царство, достигшие своего расцвета во II—I тысячелетии до нашей эры.

Именно к этому времени относятся клинописные таблички, содержащие наиболее ранние медицинские тексты. Анализ наиболее древних табличек поражает тем, что они носят очень прагматичный, рецептурный характер. В них мы не найдем упоминаний о богах, демонах и заклинаниях в отличие от более поздних. В то же время изучение табличек и рисунков середины первого тысячелетия до нашей эры приводит к выводу о том, что анатомические знания были весьма поверхностны. Вскрытие человеческих тел не производилось, а рассечение тел животных производилось в ритуально-магических целях. Особое значение предавалось печени, по которой вавилонские жрецы предсказывали как судьбы людей, так и грядущие события.

Вавилон

Врачевание в Месопотамии, как и во всех древнейших цивилизациях, опиралось на мифологию.

Собственно, уже ко II тысячелетию до н.э. определились две тенденции медицины в Древней Месопатамии: асуту — искусство врачевания и ашипуту — искусство заклинателей. Представители первого направления все причины болезней видели в естественных причинах: плохой пище, нарушении гигиены, контактах с загрязненной водой и т. д.

Медицинские инструменты нередко упоминаются в рассматриваемой группе текстов. Шпатели, металлические трубки, ланцеты использовались для различных разрезов при хирургических операциях. О других инструментах в текстах не упоминается. Ввиду примитивного характера медицинских знаний в этой области, неудивительно, что к хирургии обращались только в критических случаях. Действительно, ни один медицинский текст или иной отрывок, относящийся к деятельности врачей, не упоминает того, что мы назвали бы хирургией. Кесарево сечение, о котором мимоходом говорится в юридическом тексте старовавилонского периода, не противоречит этому утверждению, так как оно было произведено после смерти больной. Такие операции известны из греческих и римских источников, а также из Вавилонского талмуда, подтверждающего их для самой Месопотамии. Также известно, что они производились и у народов, чье знание медицины было очень примитивным. Магико-медицинская практика, такая, как удаление зубов, трепанация, обрезание, не засвидетельствована в Месопотамии. Акушерством и тогда занимались женщины; относящиеся к этому упоминания в неспециальных текстах редки.

Правление царя Вавилона Хаммурапи было ознаменовано необычным расцветом искусства, наук и ремесел, в том числе и хирургии. До нашего времени дошло произведение древних зодчих Вавилона — базальтовый столб, найденный французской археологической экспедицией в 1901 г. близ города Сузы (территория современного Ирака). На вершине столба имеется плоская площадка с изображением верховного правителя Вавилона Хаммурапи, стоящего перед богом Мардуком. Вся оставшаяся площадь столба испещрена древней клинописью, содержащей 282 закона, регламентирующих жизненные устои того времени.

Часть законов касалась оплаты труда хирурга и его ответственности за выполненные вмешательства.

Закон 215. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.Закон 216. Если это сын мушкенума, то лекарь может по-лучить 5 сиклей серебра.Закон 217. Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.Закон 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.Закон 219. Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.Закон 220. Если он вскрыл ему бельмо бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.Закон 221. Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.Закон 222. Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.Закон 223. Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.Закон 224. Если лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.Закон 225. Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла от его покупной цены.

Как видно из приведенного законодательства, врачи имели в Вавилонском обществе достаточно высокое положение, высокую оплату и владели достаточным объемом оперативных вмешательств, в отношении как людей, так и домашних животных.

mednurse.ru

Хирургия Древних цивилизаций | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Выполнили: Бачерова А.ОБабаджанян А.МСтудентки 209 гр. Что мы знаем о жизни наших предков в далекие доисторические времена? Как они вели хозяйство, каким праздникам радовались, какими искусствами владели? К сожалению, мы владеем лишь крупицейинформации, затерянной в глубинах веков. А археологические находки подбрасывают новую пищу для удивления и размышлений. Очень долгое время считалось, что медицины в каменном веке как таковой не существовало. Сделанные ранее археологические открытия позволили опровергнуть миф о существовании на ранней заре цивилизации так называемого «золотого века», не омраченного болезнями. Продолжительность жизни в то далекое время в среднем не превышала 25 лет. Удивительной была находка, сделанная в 1953-1960 годах. В северном Ираке в пещере Шанидар археологической экспедицией Р. Солески было обнаружено 9 скелетов первобытных людей, что жили в период 60-30 тысяч лет до нашей эры.И в этой находке не было бы ничего особо примечательного, если бы не останки одного 40-летнего мужчины. Еще одним свидетельством в пользу существования древних хирургов стала находка, сделанная возле небольшой французской деревни Энсисхэйм в конце XX в. Там было найдено 47 останков людей,живших в каменном веке. Особенно заинтересовал археологов скелет одного 50-летнего мужчины, точнее его череп, в котором было проделано два аккуратных отверстия. Получается!!!!!древний пациент успешно пережил две операциихирург не только удачно проделал трепанации, но справился с послеоперационнойинфекцией! Есть и более конкретные указания на то, что древние врачи были хорошо знакомы с хирургией. Речь идет о так называемом папирусе Смита, который был написан в Древнем Египте предположительно где-то в 1700 г. до н.э. В Древнем Египте умели делать ампутации, удалять камни из мочевого пузыря, проводить трепанации черепа. В те далекие времена уже существовало подобие наркоза, имелось более чем 120 хирургических инструментов. В Древней Индии умели делать кесарево сечение. Но особую популярность там имели пластические операции, а именно «индийская ринопластика»

univerfiles.com

Древние цивилизации - медицина и методы лечения древних цивилизаций

     Месопотамия. По всей видимости, Месопотамия — родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. Хотя Геродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствует многочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, что шумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациям Ассирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печать шумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственных средствах; часть из них могла бы составить «глиняную книгу» по акушерству. 

    Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались «асу» (шум. «a-zu», аккад. «aau») — «ведающий водой», поскольку вода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того, что деятельность целителя совпадала со жреческой.

загрузка...

    Многочисленные данные, полученные при раскопках развалин дворца Ашшурбанипала (время правления 669-626 до н.э.) в Ниневии, показывают, что в ассиро-вавилонской медицине было накоплено много профессиональных эмпирических знаний, несмотря на ее в основном магический характер. Таблички упоминают более 300 различных лекарственных средств: побеги растений, древесину, травы, корни, семена, растительные соки, минералы и т.д. Указано специальное назначение некоторых из них, например «от боли в сердце». Лечебный эффект ряда средств не вызывает сомнений. Так, смягчающие клизмы использовали для уменьшения воспалений, массаж — для снятия желудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовали отдых и покой, уделяли также внимание и диете. Распространены были припарки, горячие и холодные компрессы. Особенное значение приписывалось воде, так как она была священным элементом бога Эйа, главного среди нескольких богов-целителей.

      Важную роль в ассиро-вавилонской цивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагноз же был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы. Очень хорошо описаны, например, признаки туберкулеза. Печень считалась местом расположения жизненного начала. Хотя не все болезни приписывались воздействию демонов, лечение в основном было подчинено ритуалам; врачам, например, не дозволялось посещать пациентов 7-го, 14-го, 21-го или 28-го числа каждого месяца. По дошедшим до нас свидетельствам, ассирийцы и вавилоняне страдали душевными расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, глаз, желчного пузыря, сердца, костными заболеваниями.

       Есть основания полагать, что врачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В своде законов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечислены вознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение. Так, если врач успешно вскрывает «с помощью бронзового ножа» глазной нарыв, «благородный» пациент должен заплатить ему 10 шекелей серебра, а раб — 2 шекеля. Но если в результате операции пациент потеряет зрение, то врачу следует отрубить руки. Наказание смягчалось, если пациентом был раб: достаточно было замены раба.

     Палестина. Древнееврейская медицина, вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в ней появляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, она отказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом, болезнь — наказание за грех, а Бог - единственный целитель. Роли врача и жреца смешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации. 

    В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываются наложением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны, профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня. Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения для женщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должны были закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указывает на высокой уровень санитарии. 

     Были разработаны и особые законы о проказе (возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалось изолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современным языком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминание крыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3-11) показывают, что какая-то связь между крысами и чумой уже была отмечена.

    Древние евреи были первым народом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считаться первым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частью религиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.

загрузка...

vashznahar.narod.ru


Смотрите также