Хирургия древнего египта. История хирургии|Медицина Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Хирургия древнего египта


История хирургии|Медицина Древнего Египта — vpalamarchuk.ru

медицина древнего ЕгиптаЕгипетская цивилизация была сконцентрирована в дельте реки Нил, а также распространялась на 5-10 километров по обеим сторонам реки. Первые поселения по данным археологии появились приблизительно 8 тысяч лет назад, которые в последующем превратились в города-государства.

Граница древнего государства проходила там, где заканчивалась «черная земля» — плодородный слой земли по берегам Нила. Поэтому в древности Египет называли «Кемет», что переводится как «Черная земля».

О состоянии врачевания того времени говорят дошедшие до наших дней медицинские папирусы. Изучать папирусы стали довольно поздно, после раскрытия тайны иероглифического письма в 1822 году. Практически все папирусы, известные сейчас, записаны во 2-м тысячелетии до нашей эры. Вероятнее всего — это копии более древних текстов. Очень многое навсегда утрачено по причине разграбления в прошлом храмов и гробниц. Колоссальное количество было утеряно в результате страшного пожара в Александрийской библиотеке 2 тысячи лет назад.

Египтяне верили, что душа усопшего связана с его телом и обитает в месте его погребения. Поэтому было стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ хоронил усопших на «красной земле» (в пустыне). Воздух и насыщенный солями песок высушивали тела, которые заворачивали в циновки. В последующем для знатных умерших строили специальные закрытые помещения (мастабы, а в последующем — пирамиды). Туда не попадали солнечные лучи и для сохранения тела требовались специальные методы. Так совершенствовались способы мумификации, или бальзамирования.

бальзамирование египтМетод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался. При исследованиях, проведенных в 20 веке, было установлено, что труп предварительно закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте. При таких условиях тело практически полностью обезвоживалось. Затем извлекались внутренние органы (точно неизвестно, возможно извлекались и заранее), а тело заворачивали в ткань типа марли, пропитанной благовониями. Длина марли могла достигать нескольких сот метров.

мумия тутанхомона

Это известная фотография. В Ноябре 1922 года английский археолог Говард Картер открыл единственную, практически не тронутую гробницу Тутанхамона. Одно из самых значимых (если не самое) событий в археологии.

Первые представления об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, что также говорит и о хороших для своего времени знаний химии. Сейчас предполагают, что слово «химия» происходит от того же названия Древнего Египта — «Кемет», «Кхемет». «Черная земля» из которой извлекали различные соли и металлы.

Знания анатомии были для своего времени достаточно глубокими. Сравнить можно только с достижениями Древней Индии, но только на пару тысяч лет раньше.

Уже тогда были описаны крупные органы: сердце, кровеносные сосуды, кишечник, мышцы. Египтяне первыми описали головной мозг, ими же было замечана связь повреждения мозга с параличом конечностей. Хотя значение этого сложного органа не понимали, мозг при бальзамировании всегда удалялся.

Папирус Эберса

О медицине Древнего Египта самую обширную информацию дает папирус Эберса (назвали в честь изучавшего его ученого). В длину достигает 20,5 метров. В нем содержится 900 записей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, кожных болезней, ожогов и кровотечений.

Самый древний из дошедших до нас текстов об оперативном лечении — тоже был написан в Египте более 3,5 тысяч лет назад. Найден он был в Луксоре в 1862 году. Папирус Эдвина Смита. В нем описывается 48 случаев травматических повреждений позвоночника, грудной клетки, костей предплечья, травмы черепа и мозга. Причем способы лечения были без каких-либо элементов магии. Неизвестный автор папируса описывая повреждение, дает заключение и конкретные рекомендации. Интересно то, что дается заключение от тяжести заболевания. Врачебная этика требовала открыто сообщить о возможном исходе заболевания в одной из трех фраз: «Эту болезнь я смогу вылечить», «Эту болезнь я буду стараться вылечить», «Эту болезнь я не смогу вылечить».

«Ты скажешь про такого больного: у него зияющая рана в голове его, проникающая в череп его. Жилы его нижней челюсти напряжены; из двух ноздрей его и ушей его течет кровь; и он ощущает тугоподвижность в шее своей. Это болезнь, с которой я буду бороться». Что интересно — не каждый современный врач даст такой прогноз при таком объеме травмы.Для лечения переломов древние египтяне применяли деревянные шины, а также тугое бинтование. Но в целом папирусы дают мало информации о хирургическом лечении того времени. Известно о лечении ран, о ритуальном обрезании (рельефы на стенах храмов) и о кастрации евнухов для гаремов. Описаны оперативные вмешательства при катаракте.

У египтян впервые отмечается «специализация» врачевателей.»Одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок» — как писал Геродот, древнегреческий ученый.

Долину Нила Геродот посетил в 5 веке до нашей эры. К тому времени Культура древнего Египта клонилась к закату, в то время, как Древняя Греция только начинала свое развитие. Медицина Древнего Египта оказала сильнейшее влияние на врачевание народов Азии, Африки и Европы.

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсетях     Метки: история хирургии Диета 3 по Певзнеру « Предыдущая запись Так кто же такой Гиппократ Следующая запись »

vpalamarchuk.ru

Хирургия древнего Египта | Путешествия во времени

Хирургия в древнем Египте

Жреческое сословие в древнем Египте имело задачу далеко не только вершить религиозные дела. Египетские жрецы были одновременно учеными, юристами и врачами. К тому же лекарственное дело было одним из главных предметов обучения в специальных жреческих школах, которые находились почти при всех храмах и святынях. Кроме этого молодые адепты (то есть студенты), будущие жрецы по окончании теоретических наук вынуждены были отбывать еще и практический курс, также в данной святыни, куда приходили больные и получали бесплатную медицинскую помощь (такая себе древнеегипетская ординатура). О высоком уровне врачебного мастерства в древнем Египте находим упоминания у многих античных историков: Геродота, Страбона, Диодора и других, но самую точную оценку дают нам папирусовые документы, так называемые лекарственные папирусы, найденные в руинах египетских святынь. Довольно высоко, по тем временам, стояла в Египте хирургия.

Из произведений Плиния и Диоскорида узнаем, что египетские жрецы-врачи делали не только сложные хирургические операции, но умели даже обезболивать раны. Для обезболивания использовали специальный каирский мрамор или мемфийский камень, растертый в порошок и смешанный с уксусом, он до такой степени обезболивал клетки, что больной совсем не чувствовал боли.

Хирургия в древнем Египте

Опыты над мумиями дали много примеров операций, которые проводили врачи древнего Египта. Египтяне знали и ампутацию, и трепанацию черепа. Египетские жрецы-врачи запросто умели лечить переломы, на что тоже указывают мумии. Не чужды были им даже пластические операции лица!

Египтолог Блюменбах нашел в Британском музее мумию, которая имела искусственные уши. Это была мумия 14-летнего паренька, уши которого были сделаны из хлопка и смолы. Разумеется, нельзя утверждать точно, были ли те уши сделаны при жизни, или их добавили только после смерти. Возможно, это был малолетний преступник, — за некоторые преступления в Египте отсекали уши — и семья таким способом хотела отмыть его от позора хотя бы после смерти. Исследования над памятниками старины доказали, что египтяне умели проводить операции рук, ног, а также выполняли обрезание.

Лучшие доказательства находим в одной гробнице в Сахаре. Это могила благородного вельможи со времен господства фараона Тети II, жившего за 2000 лет до Христа. Известна она, как гробница врачей, потому что дверь, ведущая к ней, покрыта резьбой, представляющей сцены хирургических операций.

Хирургия в древнем Египте

Сверху с левой стороны, на картинке, помощник держит правое плечо больного, а врач, от которого осталось только колено, оперирует, вероятно, руку; внизу представлены две операции: руки, вторая ноги. В обоих случаях больные, чтобы не препятствовать врачу, сильно сжимают плечо под пахом при помощи второй руки. На лице больных видим боль. О терпении пациентов свидетельствуют также надписи. «Закончи и позволь нам уйти», — говорит один больной, а второй кричит: «Не причиняй мне столько боли!»

Хирургия в древнем Египте

На этой (уже цветной) картине видим акт обрезания. Больной по левой стороне видимо так сильно терпит, что его даже поддерживает помощник, которому врач велел сильно держать пациента и не давать ему двигаться. Кроме этого помощник держит руки перед глазами пациента, чтобы тот не видел самой операции. Стоит заметить, прооперированные являются молодыми людьми, просто у древних египтян был обычай обрезать юношей перед самым венчанием. Операция проведена специальным каменным ножом.

Долгое время был спор на предмет того, происходит ли обычай обрезания из Египта. На основе выше приведенных картин надо сказать, что да, хотя есть и другие на это доказательства, а именно свидетельства Геродота, Диодора из Сицилии, Страбона, и даже еврейского историка Иосифа Флавия. На монументе, что происходит со времен V династии, это около 2700 лет до н. е., жрец Анисата представлен обнаженным и обрезанным. Также знаем, что это был древний обычай подвергать обрезанию молодых жрецов (своего рода инициация). Климентий из Александрии снова повествует нам, что в 550 г. перед Христом, Пифагор, которого прогоняли по очереди из Гелиополиса и Мемфиса, должен был, хотя и будучи чужаком, поддаться этой операции и после этого для него сразу же стали открыты все египетские двери. Поэтому он получил доступ к тайнам египетского знания и будучи греком стал египетским жрецом на равных с местными жрецами.

Среди других общественных слоев, обрезание не было строго требовательным; однако много мумий все же являются обрезанными. На том основании можно утверждать, что этот обычай переняли евреи у египтян. Но когда у евреев обрезание стало религиозным обычаем, у египтян не имело оно этого значения и, как утверждает Геродот, выполняли его только из гигиенических соображений.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще дополнительными свидетельствами, показывающими то, как высоко стояла медицина в древнем Егпте являются различные сведения, описанные в старинных лекарственных папирусах. В том числе древние египетские жрецы-доктора уже отлично описывали такие непростиые вещи, как, например, последствия медикаментозного аборта, средства лечения епилепсии и многое другое.

travel-in-time.org

Хирургия Древнего Египта

Количество просмотров публикации Хирургия Древнего Египта - 96

Редактор Е. И. Соколова

Ответственный редактор И. Б. Чистякова

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка˸ Р. Ю. Волкова

Корректоры Г. В. Абатурова, Е. Н. Зоткина

Диапозитивы предоставлены издательством.

Изд. № А-40. Подписано в печать 05.07.2002. Формат 60x90/16.

Гарнитура ʼʼТаймеʼʼ. Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 20,0.

Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 - 5 100 экз.). Заказ №1859.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс˸ (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Глава 1 В ЭПОХУ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

                   

Хирургия - древнейшая отрасль врачевания - возникла ещё в доисторические времена и развивалась в общем русле культуры первоначально в странах древних цивилизаций. Возникновение древних цивилизаций, когда человечество вступило на новую сту- пень общественного развития, относят к IV-III тысячелетиям до н.э.

Эволюция культуры, рост её достижений и появление опреде- ленных научных знаний самым положительным образом сказались на медицине (и хирургии как её неотъемлемой части)˸ использо- вавшая прежде лишь эмпирический опыт народного врачевания, она получила новые стимулы для своего развития.

Полагают, правда, что хирургия как вид медицинской помощи родилась с возникновением первобытного общества. Об этом сви- детельствуют археологические находки.

Так, в пещере Шанидар (Ирак) были обнаружены останки взрослого мужчины, который жил примерно 45 000 лет назад˸ у него правая рука была ампутирована (по-видимому, намеренно) выше локтя.

Первобытные люди умели, очевидно, лечить раны и переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. В последу- ющем начался процесс накопления медицинских знаний и фор- мирование особого круга специалистов, чьей профессиональной обязанностью и основным занятием стало лечение заболеваний и травм.

Хирургия Древнего Египта

Прародина цивилизации, как часто называют Древний Египет, подарила человечеству медицину и хирургию, достижениям кото- рых мы не перестаем удивляться и поныне. Египетская медицина считалась в древности наиболее совершенной и пользовалась са- мым широким признанием. Уже в V в. до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди древнеегипетских врачей су- ществовала определенная специализация. ʼʼКаждый врач, - писал Геродот, - излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, чет- вертые желудок, пятые внутренние болезниʼʼ. Были там, конечно, и врачи-хирурги.

Возможно, первым хирургом в Древнем Египте был Имхотеп,живший в начале III тысячелетия до н.э., - визирь, верховный жрец, придворный врач и архитектор фараона III династии Джосе- ра. Имхотепа считают автором одного из древнейших медицинских сочинений и в течение тысячелетий называют великим хирургом.

referatwork.ru

Хирургия в древнем Египте

Хирургия в древнем Египте Регион: Египет

Дата создания: 02.05.2016, изменено: 02.05.2016, общий рейтинг: 4.500

Жреческое сословие в древнем Египте имело задачу далеко не только вершить религиозные дела. Египетские жрецы были одновременно учеными, юристами и врачами. К тому же лекарственное дело было одним из главных предметов обучения в специальных жреческих школах, которые находились почти при всех храмах и святынях. Кроме этого молодые адепты (то есть студенты), будущие жрецы по окончании теоретических наук вынуждены были отбывать еще и практический курс, также в данной святыни, куда приходили больные и получали бесплатную медицинскую помощь (такая себе древнеегипетская ординатура). О высоком уровне врачебного мастерства в древнем Египте находим упоминания у многих античных историков: Геродота, Страбона, Диодора и других, но самую точную оценку дают нам папирусовые документы, так называемые лекарственные папирусы, найденные в руинах египетских святынь. Довольно высоко, по тем временам, стояла в Египте хирургия.

Из произведений Плиния и Диоскорида узнаем, что египетские жрецы-врачи делали не только сложные хирургические операции, но умели даже обезболивать раны. Для обезболивания использовали специальный каирский мрамор или мемфийский камень, растертый в порошок и смешанный с уксусом, он до такой степени обезболивал клетки, что больной совсем не чувствовал боли.

Опыты над мумиями дали много примеров операций, которые проводили врачи древнего Египта. Египтяне знали и ампутацию, и трепанацию черепа. Египетские жрецы-врачи запросто умели лечить переломы, на что тоже указывают мумии. Не чужды были им даже пластические операции лица!

Египтолог Блюменбах нашел в Британском музее мумию, которая имела искусственные уши. Это была мумия 14-летнего паренька, уши которого были сделаны из хлопка и смолы. Разумеется, нельзя утверждать точно, были ли те уши сделаны при жизни, или их добавили только после смерти. Возможно, это был малолетний преступник, — за некоторые преступления в Египте отсекали уши — и семья таким способом хотела отмыть его от позора хотя бы после смерти. Исследования над памятниками старины доказали, что египтяне умели проводить операции рук, ног, а также выполняли обрезание.

Лучшие доказательства находим в одной гробнице в Сахаре. Это могила благородного вельможи со времен господства фараона Тети II, жившего за 2000 лет до Христа. Известна она, как гробница врачей, потому что дверь, ведущая к ней, покрыта резьбой, представляющей сцены хирургических операций.

На одной из картин изображен помощник врача, который держит правое плечо больного, а врач, от которого осталось только колено, оперирует, вероятно, руку; внизу представлены две операции: руки, вторая ноги. В обоих случаях больные, чтобы не препятствовать врачу, сильно сжимают плечо под пахом при помощи второй руки. На лице больных видим боль. О терпении пациентов свидетельствуют также надписи. «Закончи и позволь нам уйти», — говорит один больной, а второй кричит: «Не причиняй мне столько боли!»

На следующей (уже цветной) картине видим акт обрезания. Больной по левой стороне видимо так сильно терпит, что его даже поддерживает помощник, которому врач велел сильно держать пациента и не давать ему двигаться. Кроме этого помощник держит руки перед глазами пациента, чтобы тот не видел самой операции. Стоит заметить, прооперированные являются молодыми людьми, просто у древних египтян был обычай обрезать юношей перед самым венчанием. Операция проведена специальным каменным ножом.

Долгое время был спор на предмет того, происходит ли обычай обрезания из Египта. На основе выше приведенных картин надо сказать, что да, хотя есть и другие на это доказательства, а именно свидетельства Геродота, Диодора из Сицилии, Страбона, и даже еврейского историка Иосифа Флавия. На монументе, что происходит со времен V династии, это около 2700 лет до н. е., жрец Анисата представлен обнаженным и обрезанным. Также знаем, что это был древний обычай подвергать обрезанию молодых жрецов (своего рода инициация). Климентий из Александрии снова повествует нам, что в 550 г. перед Христом, Пифагор, которого прогоняли по очереди из Гелиополиса и Мемфиса, должен был, хотя и будучи чужаком, поддаться этой операции и после этого для него сразу же стали открыты все египетские двери. Поэтому он получил доступ к тайнам египетского знания и будучи греком стал египетским жрецом на равных с местными жрецами.

Среди других общественных слоев, обрезание не было строго обязательным; однако много мумий все же являются обрезанными. На этом основании можно утверждать, что этот обычай переняли евреи у египтян. Но у евреев обрезание стало религиозным обычаем, у египтян не имело оно этого значения и, как утверждает Геродот, выполняли его только из гигиенических соображений.

А еще дополнительными свидетельствами, показывающими то, как высоко стояла медицина в древнем Егпте являются различные сведения, описанные в старинных лекарственных папирусах. В том числе древние египетские жрецы-доктора уже отлично описывали такие непростые вещи, как, например, последствия медикаментозного аборта, средства лечения эпилепсии и многое другое.

Материалы представлены SVR Group - Зарубежная недвижимость Египет,на основе данных www.imperiyanews.ru    

svr.su

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ | Kursak.NET

ЛЕКЦИЯ №

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1. КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Население древнего Египта формировалось из местных североафриканских и восточноафриканских племен. Таким образом, древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение.

Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий Яркой ее особенностью был культ мертвых, который является ключом к пониманию всей египетской культуры. Культ мертвых Древнего Египта не имел равных ни в одной из древних религий. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его.

Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах:

- одна из них – душа (егип. ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам;

- другая форма – “двойник человека” (егип. ка), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.

Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев.

Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот. Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

2. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования.

Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций.

3. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ.

Самую обширную информацию о лекарственном лечении в Древнем Египте содержит папирус Эберста, который называется “Книга приготовления лекарств для всех частей тела”. Обнаружен он был в 1872г. в Фивах. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 метров. Папирус содержит 900 прописей лекарств, косметических средств для всех частей тела, а также магические заклинания.

При составлении лекарств в древнем Египте широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, глина) и части тела животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.

Например, лекарство для изгнания глистов содержало косточек фиников – 1/8, растения дисарт – 1/8, сладкого пива – 25 частей. Пропись заканчивалась словами: “сварить, смешать, выпить – выйдет тотчас”.

Многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются магическими заклинаниями и заговорами, которые отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, экскременты и мочу животных и т.д.

Отдельный раздел папируса Эберста посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос, бровей и даже для исправления косоглазия.

4. ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас хирургический папирус 16-го века до н.э., названный Большим хирургическим папирусом Смита. Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4м 68 см и шириной 33 см. В нем описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночника, а также способы их лечения без элементов магии и мистики.

В папирусе каждому травматическому случаю дано название, описываются признаки повреждения, дается заключение и назначается лечение.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (“шины”) и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

В папирусе Смита также говорится о лечении ран.

5. ЗАРАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

В древнем Египте были распространены тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, а также оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II и палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий.

Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны под названием баб в древнеегипетских папирусах. Характерными признаками заболевания баб было наличие червей в организме, появление крови в моче, поражение прямой кишки и понос. Возбудитель шистосомоза распространялся водным путем через промежуточного хозяина – моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны и далее на территории Африки и Азии.

6. ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Исследование мумий показало, что древние египтяне страдали тяжелыми поражениями зубов и надкостницы. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли наличием “червя, который растет в зубе”. Лечение зубов было консервативным и заключалось в прикладывании к больному зубу и деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберста приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта, укрепляли зубы, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект. Однако они не могли остановить дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и выпадению зубов.

Даже у фараонов, при которых служили “главные зубоврачеватели Великого дома”, не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

7. ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА. ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЮ

Врачебная этика древнего Египта требовала, чтобы врачеватель открыто сообщал больному о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:

1) “Это болезнь, которую я могу вылечить”;

2) “Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить”;

3) “Это болезнь, которую я не смогу вылечить”.

Деятельность врачевателей в древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в высших школах писцов – “домах жизни”. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали ораторским искусством.

Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству – от отца к сыну.

“Дома жизни” были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными.

kursak.net


Смотрите также