Характеристика архитектуры древнего рима. 39. Архитектура Древнего Рима Периодизация. Характеристика. Основные памятники.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1 Характеристика архитектуры периода V?I вв. до н.э. Характеристика архитектуры древнего рима


7. Особенности архитектуры Древнего Рима.

Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима ,до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.)

Греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Кроме того, появились в Риме первые мраморных храмы, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна

—псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты

,

обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона

, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы.

Но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя‎. Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры.

Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея.

Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.)

И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины

; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры.

studfiles.net

39. Архитектура Древнего Рима Периодизация. Характеристика. Основные памятники.

Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас. Арки, своды и бетон впервые в истории архитектуры позволили римлянам создать обширные внутренние пространства. Вначале они применялись главным образом в термах — огромных банях, которые к временам империи стали важными центрами общественной жизни.

Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной.

Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

Базилика Константина. У построенной в начале IV в. н. э. базилики Константина тоже были предшественники. Первые такие здания появились в Греции периода эллинизма. Это были предназначенные для различных целей общественные сооружения с довольно длинным прямоугольным залом внутри.

studfiles.net

2.1 Характеристика архитектуры периода V?I вв. до н.э. Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Вологда: культурологический очерк

2. Памятники архитектуры Вологды

Необычайно красивы архитектурные памятники древней Вологды...

Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

2. Общая характеристика советской культуры периода "застоя"

Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности...

Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима

1.1 Характеристика Архитектуры периода VIII?VI вв. до н.э

Центр будущей великой державы ? город Рим ? возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Существует несколько версий его возникновения...

Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима

3.1 Характеристика архитектуры периода I в. до н.э. ?V в. н.э

Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Развитие архитектуры в императорский период можно разделить на три этапа...

Ирландия

Памятники архитектуры

Во многих районах Ирландии -- как внутри страны, так и на прибрежных островах -- разбросаны остатки древних соору-жений. На востоке близ Дублина есть земляные насыпи, с внешней стороны окаймленные рвами...

Исторический костюм Нидерландов XVII века

1.1 Характеристика исторического периода

Первые археологические свидетельства пребывания древнего человека на территории нынешних Нидерландов относится к нижнему палеолиту (около 250 тыс. лет назад). Во время прибытия римлян, Нидерланды были различными племенами...

Культура Древнего Рима и археология

7. Особенности римской погребальной архитектуры

В древнем Риме имелись погребальные постройки: мавзолеи и колумбарии. Columbaria назывались здания, предназначенные для погребения; в стенах их сверху до низу были устроены ниши рядами в несколько этажей; в нишах помещались урны с останками мертвых...

Культура Древнего Рима и археология

9. Выдающиеся памятники римской архитектуры

В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима -- амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности...

Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя

2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI - VIII века до н.э.)

Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него...

Особенности архитектуры Древней Греции. Храм Парфенон в Афинах

1.1 История архитектуры Древней Греции

архитектура древнегреческий скульптура парфенон История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода. 1. Древний период - архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли...

Особенности архитектуры Древней Греции. Храм Парфенон в Афинах

Глава III. Сравнительная характеристика архитектуры храма Парфенона и храма Эрехтейона

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин...

Романский и готический стили западноевропейского средневековья

1. Общая характеристика периода

К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы...

Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции

4. Связь архитектуры и философии

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека...

Эволюция иконостасной живописи в XVIII в.

Украина общая характеристика исторического периода

В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др...

Эпоха Возрождения в Италии

Характеристика архитектуры Возрождения

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён...

cult.bobrodobro.ru

Архитектура древнего Рима

Архитектурные традиции Рима и современность мирового дизайна и архитектуры

Римляне восприняли все греческие архитектурные ордера, но применяли в большинстве случаев коринфский. Они использовали архитравные перекрытия, но помимо того, ввели сводчатые перекрытия, которые получили у них широчайшее распространение.

Из сводов использовались:

  • коробовый,
  • крестовый
  • и купольный.

На основе объединения архитравных и сводчатых перекрытий в Риме возник архитектурно-декоративный мотив ордерной аркады, применявшийся наряду с колоннадой для оформления фасадов базилик, театров и других сооружений.

От греческой архитектуры римская отличалась несравненно большим масштабом строительства, большим разнообразием типов построек, среди которых преобладали общественные здания, и гораздо большими размерами сооружений.

Римские сооружения возводились из кирпича в сочетании с известковым бетоном

и снаружи и внутри облицовывались штукатуркой, камнем или цветным полированным мрамором. В центре Рима находились примыкавшие друг к другу общественные и торговые площади — форумы (где размещались храмы и базилики), театры и амфитеатры (цирки), триумфальные арки и другие сооружения.

форум представлял собой большой прямоугольный участок типа двора, обрамленный со всех четырех сторон колоннадами. По оси форума возвышался большой многоколонный коринфского ордера храм, напоминающий греческие, но с укороченными боковыми фасадами. Кроме того, вместо стилобата здесь был так называемый подиум — пьедестал с лестницей только на главном фасаде.

Один из самых хорошо сохранившихся памятников архитектуры древного Рима - Пантеон, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия

Римские ансамбли в отличие от греческих, в частности форумы, как правило, имели симметричную планировку.

Особенности древнеримской архитектуры жилых домов

Дома состоятельных жителей древнего Рима состояли из двух половин — приемной и частной, семейной. Центром первой из них был атриум — зал с прямоугольным сквозным отверстием в центре перекрытия. По углам этого отверстия ставили четыре колонны, поддерживающие потолок. За атриумом находилось помещение типа гостиной - таблиниум. Позади таблиниума располагался перистильный (от греческого peristylos - окруженный столбами), прямоугольный двор , сад, площадь, окруженная с 4 сторон крытой колоннадой — центр интимной половины дома. Стены атриума, и таблиниума украшались фресками.

Если главными чертами греческой архитектуры были классическая простота, благородство и строгость, то в римской - парадность и величественность .

www.masterovoi.ru