Гутии древнее племя. Гунны Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гутии. Гутии древнее племя


Гутии Википедия

Гутии (кутии или гутеи, аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил. Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) — в древности народ, проживавший в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[1]). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии. Предположительно, индоевропейского происхождения (возможно, родственен прототохарам).[2][3]

История[ | код]

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[4].

«Нелюдей, несметные орды,

Гутиев, что не знают запретов,Поведением — люди, да разуменьем — собаки,Обликом — сущие обезьяны,

Их Энлиль из гор вывел!
»

— «Проклятие Аккаде»

Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошённой стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:

«Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.

Поля не дают урожая.
»

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищённые полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабёж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политическ

ru-wiki.ru

Загадки истории. Рубрика «Исчезнувшие цивилизации». Гунны Месопотамии

В историю этот народ вошел то ли как кутии, то ли как гутии. Ни шумеры, ни аккадцы, ни вавилоняне, ни ассирийцы не знали, как правильно их имя произносить. Жили кутии где-то в Загросских горах, а то и вовсе за пределами Месопотамии - на Иранском нагорье. И все знали, что кутии - народ совершенно дикий, кочевники.

Кутии пересекли Загрос и ворвались в Аккадское царство в XXIII веке до нашей эры. Первоначально это были просто разбойные налеты: неожиданно, чаще в темноте, шайки кочевников прорывались в весьма богатое и культурное государство и начинали грабить отдаленные от центра провинции. Так же стремительно, не задерживаясь, они исчезали с добычей. Поселения, которые имели несчастье оказаться у них на пути, предавались разорению и пожарам, а жителей просто убивали.

Почти идеальное нашествие

Развалины Ниппура

Со временем налеты кутиев стали больше походить на хорошо организованные военные операции. Они относительно хорошо изучили географию страны и психологию жителей, и все чаще хотели не просто разграбить города и поселки аккадцев, но и захватить приглянувшиеся им земли. Если правителям удается держать в повиновении свой народ, почему это не получится у кутиев? В 2200 году до нашей эры вождь кутиев Эрридупизир повел свою кочевую орду против аккадского царя Нарам-Сина, разбил его войско и захватил город Ниппур.

Без грабежа и разбоя, конечно, не обошлось. Но на этот раз Эрридупизир никуда с захваченной земли уходить не собирался. Более того - он объявил себя царем и стал править. Продержаться на троне ему удалось примерно пару лет. За это время писцы Ниппура составили памятную надпись, которую было велено выбить в ознаменование его побед. Только эта надпись от него и осталась, сохранившись до наших дней. Новому аккадскому царю удалось выбить завоевателя из страны.

Кутии не успокоились. Хорошее начало Эрридупизира звало их на подвиги, не пугал и более чем плачевный результат. Многократно войска преемников вождя прокатывались, сея разрушение, по аккадской земле, но жителям царства удавалось их разбить, а один из вождей кутиев - Сарлагаб - попал к аккадцам в плен. Шаркалишарри, аккадский царь, был хорошим организатором и умелым полководцем, он-то и захватил кочевого царька во время очередной стычки. Но Шаркалишарри был не вечен. После него не нашлось столь же талантливых и бесстрашных воителей. Очень скоро кутии стали полными хозяевами в Аккадском царстве.

Царствующие кочевники

Кутии долго шли к захвату Аккадского царства. Они систематически совершали набеги, разбивая лагеря вблизи аккадских границ. Они, наконец, стали даже понимать язык тех, кого собирались осчастливить своей властью. Войдя в Месопотамию, очередной кутийский царек Элулумеш захватил и разграбил Аккаде, Акшак, Дер, Ниппур, Ларак, Адаб и другие города страны. Столица царства лежала в развалинах, жители были перебиты или изгнаны, серьезно пострадал священный город Ниппур. Но Элулумеш не считал себя захватчиком. Он явился в страну, которую давным-давно завоевал Эрридупизир, признанный царем и получивший царские знаки власти в Ниппуре. Элулумеш никуда уходить не желал. У него была простая задача: сломить сопротивление и наладить сбор налогов. Бунтарей он беспощадно уничтожал, налоги собирались с помощью военной силы. Налаживание разоренного хозяйства в задачи Элулумеша не входило. Он попросту не понимал, что дороги нужно содержать в порядке, каналы - вовремя чистить, чтобы не заросли тиной и травой, а поля - поливать, иначе не будет ни всходов, ни урожая. «Мудрая» политика Элулумеша привела к тому, что начался голод. Несколько больше повезло стоявшим среди болот Уруку и Уру - Элулумеш туда добраться не смог... А незавоеванный Лагаш лежал в стороне от бандитских налетов.

Сопротивление местных жителей стало ослабевать, когда они поняли, что приход новых правителей - это надолго, если не навсегда. В этом людям очень «помогли» внутренние разногласия среди национальной элиты. Высокопоставленные чиновники и вельможи, оказавшись под властью царя-чужеземца, так боялись потерять положение и достаток, что быстро перешли на службу к Элулумешу. Они исправно обирали своих соотечественников, взимая налоги. А когда по Аккаду прокатился недовольный ропот, они нашли оригинальный способ показать завоеванным, кто теперь тут хозяин: погрузили статуи богов и отвезли их в ставку врага - Аррапху. Там шумерские и аккадские божества сидели в плену. Совсем как люди.

Управление завоеванными территориями было страшным и бессмысленным. Страна систематически переживала то мор, то голод. Хотя завоеватели разбирались в устройстве аккадской власти, они оказались совершенно не готовы нести ее бремя. Цари в Шумеро-Аккадском царстве выполняли гораздо большую функцию, чем просто правители. Они были символом культурного и религиозного единства.

Сошедшие с гор кутии принадлежали к другому этносу и к другой культуре. Власть для них была отнюдь не священной. Они привыкли рвать эту власть друг у друга, ничуть не заботясь ни о соплеменниках, ни о порабощенных. Власть над великим царством вскружила иранским дикарям головы. Они дрались за аккадский трон так, как свора нищих за кусок хлеба. За 91 год правления кутии ни дня не чувствовали себя полновластными царями: за это время на троне сменились 20 правителей. Некоторые приходили к власти и бывали смещены столь стремительно, что о них не осталось никаких записей. Пока какой-то новый царь осваивал радости всевластия, кандидат на его место уже готовил клинок.

Освобождение от произвола

В 211б году до нашей эры, когда снова вспыхнула волна недовольства, сопротивление кутиям возглавил правитель свободного Урука Утухенгаль. Это был смелый и справедливый человек, настоящий народный трибун. Прежде чем стать энси Урука, Утухенгаль был простым вялильщиком рыбы, но, несмотря на невысокий статус, к голосу Утухенгаля прислушивались все обитатели города. И когда он объявил о восстании против кутиев, все его поддержали. К Уруку присоединились и другие города Месопотамии. Кутийского царя Тирикана, правившего всего чуть больше месяца, свергли с престола после безнадежно проигранного боя. Тирикана привели к Утухенгалю и бросили перед ним на пол. Утухенгаль посмотрел на пленника, поставил на его шею свою ногу и, как пишет его современник, «восстановил независимость страны собственными руками». Понять эту фразу можно и так, что Утухенгаль свернул завоевателю шею.

Страна была полностью очищена от кутиев в рекордные сроки. Правда, Утухенгаль прожил после победы над кутиями всего около 7 лет. Он был человеком деятельным и знал, что главное после возвращения независимости - налаживание хозяйства. Черной работы этот урукский царь совсем не боялся. Во время одной из таких хозяйственных инспекций он случайно утонул, решив осмотреть плотину. Ходили слухи, что так с ним расправились желающие присвоить себе аккадский трон. И правда, тут же вмешался тщеславный правитель Ура. Он тоже считал себя победителем кутиев, а город Ур - настоящим освободителем страны. Так, во всяком случае, он велел написать. А о себе он сказал просто, очень просто - «повелитель четырех сторон света».

Что же касается изгнанных и рассеянных кутиев, то они исчезли. Покуролесили в Аккадском царстве и снова растворились среди камней и диких скал. Совсем как призраки. Или дикие звери. Кутии исчезли, но споры об их происхождении в ученой среде не затихают. По археологическим данным, они жили на западе Иранского нагорья и лепили расписную керамику. Считается, что они пришли в эти места и стали соседями хурритов примерно в III тысячелетии до нашей эры. Но откуда пришли эти кочевые племена, специалисты сказать не могут. Ясно только одно: в отличие от жителей Месопотамии, кутии не были семитами. Может, еще и поэтому семитское население Аккадского царства так негативно воспринимало своих новых царей. Национальная идентичность - вопрос болезненный. Никто из историков древности не оставил ни единого описания кутиев. Только описания их злодеяний. Такими они и пребудут в истории: люди без лица, люди без языка, о которых мы твердо знаем только одно - они были.

Михаил РОМАШКО

zagadki-istorii.ru

Гутии - это... Что такое Гутии?

Гутии (кутии или гутеи, аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил.

Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) — в древности народ, проживавший в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[1]). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии.

История

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э.. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[2]. Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев. Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всем Междуречьем. В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошенной стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:

« Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.Поля не дают урожая.

»

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищенные полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.

Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.

Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применятся по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне) Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

Имена царей гутиев и несколько слов, сохранившихся в лингвистических текстах, — всё, что мы знаем о языке гутиев. Часть исследователей полагает, что язык гутиев относился к кавказским языкам[3], другие утверждают их родство с индоевропейцами (родственные тохарам)[4][5]. В XIX веке Жюль Опперт отождествлял гутиев с позднейшими готами, что не получило никакого подтверждения.

Династия гутиев

Царская династия племен гутиев, правившая в XXII веке до н. э.

  • Эрридупизир (Энридавазир) — ок. 2230—2202 до н. э.
  • Имта — 2202—2197 до н. э. — правил 3 или 5 лет.
  • Инкешуш (Ингешуш I) — 2197—2191 до н. э. — правил 6 лет.
  • Сарлагаб — 2191—2185 до н. э. — правил 6 лет.
  • Шульме — 2185—2179 до н. э. — правил 6 лет.
  • Элулу-Меш (Элулумеш) — 2179—2173 до н. э. — правил 6 лет.
  • Инимабагеш — 2173—2168 до н. э. — правил 5 лет.
  • Игешауш (Игнешуш II) — 2168—2162 до н. э. — правил 6 лет.
  • Ярлагаб — 2162—2147 до н. э. — правил 15 лет.
  • Ибате — 2147—2144 до н. э. — правил 3 года.
  • Ярлангаб (Ярлаган I) — 2144—2141 до н. э. — правил 3 года.
  • Курум — 2141—2140 до н. э. — правил 1 год.
  • Хабилькин (Хабилкин) — 2140—2137 до н. э. — правил 3 года.
  • Лаэрабум (Лахараб) — 2137—2135 до н. э. — правил 2 года.
  • Ирарум — 2135—2133 до н. э. — правил 2 года.
  • Ибранум — 2133—2132 до н. э. — правил 1 год.
  • Хаблум — 2132—2130 до н. э. — правил 2 года.
  • Пузур-син (Пузур-Суэн) — 2130—2123 до н. э. — сын Хаблуна — правил 7 лет.
  • Ярлаганда (Ярлаган II) — 2123—2116 до н. э. — правил 7 лет.
  • Сиум — 2116—2109 до н. э. — правил 7 лет.
  • Тириган — 2109 до н. э. — правил 40 дней.

Примечания

Литература

  • Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Минск: Харвест, 2004. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 985-13-1472-2
  • Стивен Бертман Месопотамия. — Москва: Вече, 2007. — 416 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9533-1916-4

Ссылки

dic.academic.ru

Гутии — WiKi

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[4].

«  Нелюдей, несметные орды,

Гутиев, что не знают запретов,Поведением — люди, да разуменьем — собаки,Обликом — сущие обезьяны,Их Энлиль из гор вывел!

» 

— «Проклятие Аккаде»

Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошённой стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:

«  Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.Поля не дают урожая.

» 

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищённые полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабёж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.

Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.

Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применяться по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне).

Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

ru-wiki.org

Гутии Википедия

Гутии (кутии или гутеи, аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил. Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) — в древности народ, проживавший в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[1]). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии. Предположительно, индоевропейского происхождения (возможно, родственен прототохарам).[2][3]

История

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[4].

«Нелюдей, несметные орды,

Гутиев, что не знают запретов,Поведением — люди, да разуменьем — собаки,Обликом — сущие обезьяны,

Их Энлиль из гор вывел!
»

— «Проклятие Аккаде»

Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошённой стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:

«Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.

Поля не дают урожая.
»

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищённые полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабёж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.

Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.

Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применяться по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне).

Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

Кутийский язык

Имена царей гутиев и несколько слов, сохранившихся в лингвистических текстах, — всё, что мы знаем о языке гутиев. Часть исследователей полагает, что язык гутиев относился к кавказским языкам[5], другие утверждают их родство с индоевропейцами (родственные тохарам)[6][3][2]. В XIX веке Жюль Опперт отождествлял гутиев с позднейшими готами, что не получило подтверждения.

Династия гутиев

Царская династия племён гутиев, правившая в XXII веке до н. э.

Cм. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Гутии — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гутии (кутии или гутеи, аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил. Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) — в древности народ, проживавший в районе Загроса и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[1]). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии. Предположительно, индоевропейского происхождения (возможно, родственен прототохарам).[2][3]

История

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[4].

Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошенной стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев::

Страна в руках жестоких врагов.Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.Поля не дают урожая.

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищенные полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.

Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.

Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применяться по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне).

Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

Кутийский язык

Имена царей гутиев и несколько слов, сохранившихся в лингвистических текстах, — всё, что мы знаем о языке гутиев. Часть исследователей полагает, что язык гутиев относился к кавказским языкам[5], другие утверждают их родство с индоевропейцами (родственные тохарам)[6][3][2]. В XIX веке Жюль Опперт отождествлял гутиев с позднейшими готами, что не получило подтверждения.

Династия гутиев

Царская династия племен гутиев, правившая в XXII веке до н. э.

Напишите отзыв о статье "Гутии"

Примечания

  1. ↑ [bibliotekar.ru/polk-17/28.htm Иран и Средняя Азия в древности]
  2. ↑ 1 2 Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007, с. 168.
  3. ↑ 1 2 Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Первые индоевропейцы на арене истории: прототохары в Передней Азии // Вестник древней истории. 1989. № 1.
  4. ↑ [www.middleeast.org.ua/history/akkad.htm ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ]
  5. ↑ [web.archive.org/web/20130228044719/etheo.org/huur01.htm Хурритско-Урартские языки]
  6. ↑ [www.hrono.info/libris/lib_r/rass64indo.html Археология Передней и Центральной Азии, арии и тохары]

Литература

  • Дандамаев М. А. [books.google.ru/books?id=XnTbYgEACAAJ&dq Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология]. — СПб.: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. — 512 с. — (Исторические исследования). — 1000 экз. — ISBN 978-5-8465-0834-7.
  • Тураев Б. А. [books.google.ru/books?id=NZT7AgAAQBAJ&pg=PA3&dq История Древнего Востока] / Редакторы Василий Струве, И. Снегирев. — в 2-х томах. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. — 680 с. — (Древний Восток). — 10 250 экз.
  • Стивен Бертман. [books.google.ru/books?id=NogIkgEACAAJ&dq Месопотамия] = Stephen Bertman: «Handbook to Life in Ancient Mesopotamia» / Перевод: А. Помогайбо. — М.: Вече, 2007. — 416 с. — (Великие цивилизации). — 2000 экз. — ISBN 978-5-9533-1916-4.

Ссылки

  • [www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=82&Itemid=1 Кутии] // История. — Kurdist.ru (Курдская история), 2008. — 30 апреля. — Дата обращения: 12.06.2016.
  • Александр Минков [murzim.ru/religija/23146-epoha-kutiev.html Эпоха кутиев] (рус.) // «Мурзим» : альманах. — 2011.
  • [www.mystic-chel.ru/east/mesopotamia/494.html Образование государства Аккада и III династии Ура] // Древний Восток. — История Древнего мира. — Дата обращения: 12.06.2016.

Отрывок, характеризующий Гутии

Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой. Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю. Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына. Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему. Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи. Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты. – Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть… – Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер. Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы. – Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру. – Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками. – Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли. Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты. – Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это? – И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его. – Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру. – Отдай это графине… ежели ты увидишь ее. – Она очень больна, – сказал Пьер. – Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро. – Он давно уехал. Она была при смерти… – Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся. – Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз. – Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер. Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца. – А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он. – Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер. – Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего. Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него. – Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о… – Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. – Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал: – Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь… Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье. Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея. За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне. – Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она. – Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна. – Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.

wiki-org.ru

Гутии — википедия орг

На исторической арене гутии появились в конце XXIII века до н. э. К этому времени племена гутиев достигли довольно значительной политической силы и начали вторгаться на территорию Южной Месопотамии, где на ту пору располагалось мощное Аккадское царство, опустошая страну[4].

«  Нелюдей, несметные орды,

Гутиев, что не знают запретов,Поведением — люди, да разуменьем — собаки,Обликом — сущие обезьяны,Их Энлиль из гор вывел!

» 

— «Проклятие Аккаде»

Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

Два преемника Эрридупизира потерпели от аккадцев серьёзные поражения, а следующий царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Однако, когда Шаркалишарри умер, гутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всей Месопотамией.

В шумерийских и семитских надписях того времени красноречиво описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошённой стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), «дочери которых плачут из-за гутиев». А в шумерийском гимне богу Нинибу описываются жестокости гутиев:

«  Страна в руках жестоких врагов.

Боги увезены в плен.Население отягчено повинностями и налогами.Каналы и арыки запущены.Тигр перестал быть судоходным.Поля не орошаются.Поля не дают урожая.

» 

Только Лагаш, лежащий несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищённые полосой болот, пострадали от них не так сильно.

Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабёж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя. Невозможно определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию.

Помимо Аккадского царства, гутии вели также военные действия с эламским царём Кутик-Иншушинаком и, видимо, в конце концов, разгромили Эламское царство Аванской династии.

Гутийские вожди называли себя «царями», но, по-видимому, они избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от 2 до 7 лет). Центр их государства, видимо, находился в Аррапхе.

Власть гутиев была свергнута царём Урука — Утухенгалем, который около 2109 до н. э. нанёс поражение последнему царю гутиев Тиригану («Царский список» сообщает что тот правил всего сорок дней), отбросил гутиев в горы Загроса и восстановил «Царство Шумера и Аккада». В своей надписи Утухенгаль называет гутиев «жалящей змеёй гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Несмотря на то, что гутии продолжали угрожать последующим месопотамским династиям и царствам из Загроса, они больше никогда не контролировали столь обширных территорий.

В 1-м тысячелетии до н. э. термин «гутии» потерял значение определённой этнической группировки и стал применяться по отношению к различным народам обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манеи и мидяне).

Согласно иудейской традиции, самаритян (шомроним), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, называют «кутии» («кутим»).

www-wikipediya.ru


Смотрите также