Гражданство в древних афинах. Каково было быть обычным гражданином в Древних Афинах?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

9. Правовое положение населения в Афинах (5-4 вв. До н.Э.). Гражданство в древних афинах


I. Понятие «афинское гражданство»

Афинская демократия в период расцвета (V – IV вв. до н.э.)

I. Понятие «афинское гражданство».

Демократическое устройство афинского полиса отнюдь не случайно. Оно как бы увенчивает интенсивную экономику и отвечает интересам торгово-ремесленных кругов. Практически все полисы с высоким уровнем экономики, развитым сельским хозяйством, ремеслом и активной внешней торговлей тяготели к демократии.

Самой развитой и самой совершенной демократической системой античного мира считается афинская демократия в пору ее золотого века с середины V до середины IV века до н.э.

Начало развитию афинской демократии было положено реформами Солона, и развитие это прошло длительный путь.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Перикл

Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Несмотря на то, что гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Кроме граждан, в афинском полисе проживали метеки, многочисленные рабы, которые вместе составляли более половины населения полиса.

В отличие от древневосточных монархий, которые оперировали понятием «подданный», греческая политическая мысль и мировоззрение выработали понятие «гражданин».

Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправный гражданин Афин:

  1. Житель Аттики.
  2. Оба родителя имели гражданские права.
Его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В список включались юноши и девушки, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Затем они проходили обучение в районе Пирея под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из наиболее уважаемых афинян. Юноши – эфебы – обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Также большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания срока обучения учителя отчитывались о результатах своей деятельности в народном собрании. О том, какая ответственность была возложена на учителей, и как общество оценивало их работу, говорит тот факт, что на их содержание государство выделяло такую же сумму, как и на содержание члена важнейшего органа афинской демократии – Совета 500.

К 20 годам обучение эфеба заканчивалось, и он становился полноправным гражданином.

Гражданское полноправие включало совокупность, как определенных прав, так и обязанностей.

Наиболее важными правами были:

  1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека.
  2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений.
  3. Право на ношение оружия и службу в ополчении.
  4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах).
  5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах.
  6. Право на защиту и покровительство афинских законов.
Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина.
  1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.
  2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.
  3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках.
  4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям.
  5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов.
Вывод: Идеалом полноправного гражданина афинского общества был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

II. Народное собрание в Афинах.

Народное собрание – главный и решающий орган власти в Афинах. На народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городах Афины, Пирей, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). В политической и общественной жизни не имели право участвовать женщины.

Полномочия Народного собрания:

  1. Принимало государственные законы.
  2. Утверждало объявление войны и заключение мира.
  3. Избирало должностных лиц и обсуждало результаты их деятельности за год.
  4. Решало хозяйственные вопросы (сдача в аренду государственных земель, имуществ и т.п.).
  5. Осуществляло контроль над воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав.
  6. Обладало правом остракизма – изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
  7. Обсуждало и утверждало государственный бюджет.
Народное собрание выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней. На каждое заседание выносились определенные вопросы, которые тщательно готовились. Каждый афинский гражданин, независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

При всем этом беднякам было затруднительно принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день, т.к. им нужно было кормить семью и зарабатывать деньги. С целью привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства в начале IV века до н.э. принят закон, устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере средней заработной платы афинского ремесленника в день.

III. Совет 500 и Ареопаг.

Таким же популярным, как и Народное собрание, был Совет 500. Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ».

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или давления сверху.

Важнейшими задачами Совета были:

  1. Организация работы Народного собрания и исполнение его функций между заседаниями.
  2. Решение хозяйственных вопросов (Совет следил за строительством боевых кораблей и общественных зданий).
Заседания Совета были практически ежедневными. Члены Совета получали жалование в 2 раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет избирался заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг – в отличие от Совета 500 – был органом аристократическим. Он состоял из 60-70 человек, кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок. Вожди афинской демократии не решились уничтожить Ареопаг, но приспособили его к выполнению определенных государственных функций. В V – IV веках Ареопаг стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах и т.п. Также он должен был наблюдать за состоянием нравов.

IV. Выборные должностные лица.

Для управления городской жизнью в Афинах существовали выборные магистратуры, специальные должностные лица. Высшие магистраты в Афинах – коллегии архонтов и стратегов.

Коллегия 9 архонтов – один из древнейших государственных органов. Компетенция архонтов была довольно широкой:

  1. По имени первого архонта назывался год.
  2. Архонты контролировали религиозные мероприятия и праздники.
  3. Влияли на военные дела.
  4. Архонты определяли порядок рассмотрения судебных дел.
Коллегия 10 стратегов:
  1. Возглавляли военную организацию Афинского государства.
  2. Проводили набор войска.
  3. Командовали войском.
  4. Отвечали за военное финансирование.
  5. Распоряжались захваченной добычей.
В V – IV вв. до н.э. Афины вели постоянные войны, и в этих условиях коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство главными вопросами политики государства. Наиболее крупные политики занимали пост стратега, а не архонта.

Также органами управления были многочисленные финансовые коллегии, необходимые в условиях интенсивной хозяйственной жизни.

Также существовали коллегии, отвечающие за различные сферы внутригородской жизни (санитарное состояние, рыночная торговля, правила мер и весов и т.д.).

Все коллегии избирались на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Выборы (кроме военных – открытым голосованием) происходили по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Должности были хорошо оплачиваемы и поэтому представители низших слоев населения могли реально участвовать в управлении.

V. Суд присяжных – гелиэя.

Один из важнейших органов афинской демократии – суд присяжных – гелиэя. По преданию, он был создан еще во времена Солона, на рубеже VII – VI вв. до н.э.

Гелиэя избиралась в количестве 6 тысяч граждан. В суд могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт, отцы семейств.

Гелиэя была высшим судебным органом, и ее компетенция была очень широка. По сути, гелиэя выполняла судебные функции Народного собрания.

Избираться в гелиэю можно было несколько раз. Это должно было вести к накоплению опыта.

Подобный порядок делал афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. Нам практически ничего не известно о каких бы то ни было несправедливых решениях афинских судей.

Кроме разбирательства судебных дел, на гелиэю была возложена обязанность охранять афинскую демократию. Для защиты афинских законов даже существовала специальная процедура.

VI. Социальная политика афинской демократии.

Несмотря на то, что все категории афинских граждан имели право участвовать в управлении государством, деление на имущественные разряды сохранилось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаково. Поэтому, для обеспечения реальной демократии и поддержания социального мира в обществе была разработана специальная социальная политика. Она включала:

  1. Введение оплаты выборных должностей.
  2. Постоянная забота о том, чтобы в Афинах не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливание граждан. Для этого активно использовался вывод колоний.
  3. Контроль над продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей (любая спекуляция хлебом, взвинчивание цен рассматривалось как государственное преступление).
  4. Забота об образовании и воспитании граждан – при Перикле (40 – 30 гг. V в. до н.э.) были введены театральные деньги или специальные жетоны, по которым малоимущие граждане могли пройти на театральные представления.
При всех достоинствах афинской демократической системы, ее не стоит идеализировать. Прежде всего, эта система обеспечивала участие в управлении только граждан Афин – 20 – 40 тысяч человек из общего количества населения в 250 – 300 тыс. Все неграждане были лишены возможности участия в политической жизни. Это касалось не только рабов, но и метеков, постоянно живущих в Афинах лиц неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя они и считались афинскими гражданками.

Кроме того, в самой системе афинской демократии почти все самые авторитетные должности были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

© Шейнина О.Э. 2008 г.

Материалы к урокам

e.120-bal.ru

Школьная олимпиада по обществознанию 9 класс - Документ

Ответ: ___________________.

Задание 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Виды ………………

литература

музыка

живопись

скульптура

Ответ: ___________________.

Задание 3. Кто их указанных в списке граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя? Обведите цифры, под которыми они указаны.

А) Полякова, 17-летняя выпускница школы

Б) Миронов, находящийся под следствием по обвинению в убийстве

В) Григорьев, заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

Г) Варламов, военнослужащий срочной службы

Д) Киров, офицер запаса

Е) Дебров, 18-летний студент ВУЗа

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ____________________.

Часть С. Работа с текстом. (Время 30 минут)

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

3. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

Ключи к ответам:

Максимум за работу 30 баллов

Часть А максимум 15 баллов

№задания

ответ

балл

1

2

1

2

1

1

3

3

1

4

4

1

5

4

1

6

4

1

7

3

1

8

2

1

9

3

1

10

4

1

11

3

1

12

2

1

13

3

1

14

1

1

15

2

1

Часть В максимум – 5 баллов

1 задание 1, 3, 4, 2, 5, 6 – 2 балла, если допущена перестановка цифр – 0 баллов

2 задание искусства (1 балл, если ответ неверный 0 баллов)

3 задание Б, Г, Д, Е (2 балла, если допущена 1 ошибка, то 1 балл)

Часть С максимум 10 баллов

1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

Черты сходства:

  • гражданство приобреталось по наследству (родители – полноправные граждане)

  • политическое равенство не исключало имущественного неравенства

  • отсутствовали гражданские права у женщин

  • гражданских прав не имели рабы

Приведены три сходства

2

Приведены два сходства

1

Приведено одно сходство, ИЛИ ответ неправильный

0

2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

Полноправный гражданин имел политические и гражданские права:

Названо, что гражданин имел права и названы права

2

Названо, что гражданин имел права или только названы права

1

ответ неправильный

0

Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме. Звание гражданина
  • можно было утратить за преступления или долги (продажа в рабство, ссылка, изгнание)

  • было недосягаемым для рабов или иностранцев

  • отделяло полноправного человека от неполноправного (к неполноправным можно отнести женщин, иностранцев, рабов)

Приведены три доказательства

3

Приведены два доказательства

2

Приведено одно доказательство

1

ответ неправильный

0

4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

Приведены три определения и высказано отношение

3

Приведены два определения и высказано отношение

2

Приведено одно определение, ИЛИ высказано отношение

1

ответ неправильный

0

gigabaza.ru

Афинское гражданство

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

Примером рабовладельческой демократии является государственный строй Афин, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Афинское гражданствоАфинское гражданство. Фото: saamiblog

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах… По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии — Совета 500.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.



biofile.ru

Каково было быть обычным гражданином в Древних Афинах?

Обычный гражданин в Афинах не был достаточно зажиточным, чтобы сидеть без работы, но и не нищенствовал. У него было N–ое количество скота и земель за счет которых он жил. У кого-то бывали и другие источники дохода - ремесло. Рабочие часы были пока солнце не сядет – не хватало освещения для работы после заката.

Мужчина женился в 30. Его жене было 15. Гомосексуальность скорее была фазой, через которую некоторые мужчины проходили до замужества, но не половой ориентацией на всю жизнь. У гражданина было несколько детей, не все доживали до взрослого возраста. Политика и представления были для мужчин. Домашние дела – для женщин. Но некоторые праздники были открыты для женщин, а некоторые – и вовсе только для женщин.

Имущество гражданина делилось поровну между сыновьями. Если в семье были одним девочки их выдавали замуж за двоюродных братьев (и других родственников), чтобы состояние не уходило из семьи. У тех кто был зажиточнее – рабы пахали самостоятельно, у кого было меньше денег – трудился вместе с рабами.

Еда. Ячмень и зерно в виде хлеба и каши, овощи, оливковое масло, рыба и мясо (но не каждый день, по большей части после жертвоприношений), вино, разбавленное водой.

Одежда. Делалась дома. Накидки из шерсти, которые надевались на тунику-безрукавку (из шерсти или льна), кожаные сандалии или сапоги. Одна из причин по которой персы казались греками странными – те носили штаны.

Образование было частным, поэтому чем больше было денег – тем более грамотный гражданин. Совсем безграмотных почти не было, но и идеально образованных тоже было не большинство.

Ко второй половине пятого века общества было почти полностью монетизировано.

Кто-то больше верил в язычество, кто-то меньше, но атеистов было единицы.

Полноценный гражданин – это свободный человек (не раб), старше 18 лет, мужчина, сын афинских родителей. Гражданство изредка выдавалось единичным не-афинянам, но это было в качество исключения, как поощрение за выдающиеся заслуги. Нельзя было просто пожить в Афинах несколько лет и считать, что имеешь право подавать на гражданство. Поэтому в Афинах было большое количество метэков (мигрантов).

Во всей Аттике (около 2600 кв м) было около 60 тысяч граждан к моменту началу Пелопоннесской войны 431-404гг, а после нее 30 тысяч. Если считать с женами и детьми то до войны 240 тысяч человек, а после – 120 тысяч. Если считать с рабами и метэками, то 480 тысяч до, 240 тысяч после.

Когда мужчина не был занят на земле или ремеслом, он занимался спортом. Инструментальная музыка и хоровые пения были для тех, кто побогаче (как и интеллектуальные дебаты и застолья с вином).

Дела города решались в открытую, все граждане могли принимать участие. Встречи проходили 40+ раз в году, на них обычно присутствовало более 6000 граждан. Должности в администрации можно было сохранять в течение одного года. Военные избирались и могли переизбираться. Суды были вечно забиты – в них обращались не только члены элиты, а все-все. Если дело было сложное, собирался суд из 201 человек (иногда еще больше). Адвокатов не было – ответчики были сами за себя (но они могли заплатить, чтобы им написали речь, могли попросить друзей выступить в их поддержку).

thequestion.ru

Материалы для проведения зачета по обществознанию страница 7

С1. Перечислите причины негативных форм отклоняющегося поведения человека.

С2. Прочитайте тексты и выполните задания к ним

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

С3. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

C4. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

С5. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

С6. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

С7. Ниже приводится шесть высказываний известных людей. Выберите одно из них и напишите, как Вы понимаете поднятую автором проблему. В своем ответе используйте соответствующие понятия обществознания и приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

  1. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

(Дж. Б. Шоу)

  1. «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности».

(Н. Бердяев)

  1. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

(Ж.-Ж. Руссо)

  1. «Право – это все то, что истинно и справедливо».

infourok.ru

9. Правовое положение населения в Афинах (5-4 вв. До н.Э.)

Основа Афинского общества - античная собственность, для которой характерен дуализм, т. с. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность - это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну.

Категории населения:

  • Полноправные афинские граждане

  • Метеки (иностранцы, живущие в Афинах)

  • Рабы

  • Вольноотпущенные

Граждане Афин

Гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами как основой основ ее жизнедеятельности. «Полноправным гражданином мог быть житель Аттики, родившийся от афинянина и афинянки, имя которого записано в списке ДЕМА» - гласил закон Перикла.

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с .30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

  1. ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

  2. ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

  3. ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

Метеки

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

Рабы

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

  • Плен

  • Морской разбой

  • Покупка раба

  • Рождение от рабыни

  • По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

рабы

государственные частные

Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

  1. государство надзирает та ним как за метеком

  2. бывший господин - патрон вольноотпущенника.

Без разрешения патрона нельзя вступать в брак, а при бездетности его имущество шло бывшему господину. Патрон мог получать от вольноотпущенника определенные выгоды, которые он установил при отпущении. При неисполнении своих обязанностей по отношению к патрону он по приговору суда может быть возвращен в рабство. Дела рабов разбирала «Коллегия 11».

studfiles.net

I. Понятие «афинское гражданство»

Афинская демократия в период расцвета (V – IV вв. до н.э.)

I. Понятие «афинское гражданство».

Демократическое устройство афинского полиса отнюдь не случайно. Оно как бы увенчивает интенсивную экономику и отвечает интересам торгово-ремесленных кругов. Практически все полисы с высоким уровнем экономики, развитым сельским хозяйством, ремеслом и активной внешней торговлей тяготели к демократии.

Самой развитой и самой совершенной демократической системой античного мира считается афинская демократия в пору ее золотого века с середины V до середины IV века до н.э.

Начало развитию афинской демократии было положено реформами Солона, и развитие это прошло длительный путь.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Перикл

Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Несмотря на то, что гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Кроме граждан, в афинском полисе проживали метеки, многочисленные рабы, которые вместе составляли более половины населения полиса.

В отличие от древневосточных монархий, которые оперировали понятием «подданный», греческая политическая мысль и мировоззрение выработали понятие «гражданин».

^

Полноправный гражданин Афин:

  1. Житель Аттики.
  2. Оба родителя имели гражданские права.
Его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В список включались юноши и девушки, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Затем они проходили обучение в районе Пирея под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из наиболее уважаемых афинян. Юноши – эфебы – обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Также большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания срока обучения учителя отчитывались о результатах своей деятельности в народном собрании. О том, какая ответственность была возложена на учителей, и как общество оценивало их работу, говорит тот факт, что на их содержание государство выделяло такую же сумму, как и на содержание члена важнейшего органа афинской демократии – Совета 500.

К 20 годам обучение эфеба заканчивалось, и он становился полноправным гражданином.

^

Наиболее важными правами были:

  1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека.
  2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений.
  3. Право на ношение оружия и службу в ополчении.
  4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах).
  5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах.
  6. Право на защиту и покровительство афинских законов.
Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина.
  1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.
  2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.
  3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках.
  4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям.
  5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов.
Вывод: Идеалом полноправного гражданина афинского общества был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

^

Народное собрание – главный и решающий орган власти в Афинах. На народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городах Афины, Пирей, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). В политической и общественной жизни не имели право участвовать женщины.

Полномочия Народного собрания:

  1. Принимало государственные законы.
  2. Утверждало объявление войны и заключение мира.
  3. Избирало должностных лиц и обсуждало результаты их деятельности за год.
  4. Решало хозяйственные вопросы (сдача в аренду государственных земель, имуществ и т.п.).
  5. Осуществляло контроль над воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав.
  6. Обладало правом остракизма – изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
  7. Обсуждало и утверждало государственный бюджет.
Народное собрание выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней. На каждое заседание выносились определенные вопросы, которые тщательно готовились. Каждый афинский гражданин, независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

При всем этом беднякам было затруднительно принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день, т.к. им нужно было кормить семью и зарабатывать деньги. С целью привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства в начале IV века до н.э. принят закон, устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере средней заработной платы афинского ремесленника в день.

^

Таким же популярным, как и Народное собрание, был Совет 500. Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ».

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или давления сверху.

^

  1. Организация работы Народного собрания и исполнение его функций между заседаниями.
  2. Решение хозяйственных вопросов (Совет следил за строительством боевых кораблей и общественных зданий).
Заседания Совета были практически ежедневными. Члены Совета получали жалование в 2 раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет избирался заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. ^ Он состоял из 60-70 человек, кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок. Вожди афинской демократии не решились уничтожить Ареопаг, но приспособили его к выполнению определенных государственных функций. В V – IV веках Ареопаг стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах и т.п. Также он должен был наблюдать за состоянием нравов.

^

Для управления городской жизнью в Афинах существовали выборные магистратуры, специальные должностные лица. Высшие магистраты в Афинах – коллегии архонтов и стратегов.

^ Компетенция архонтов была довольно широкой:

  1. По имени первого архонта назывался год.
  2. Архонты контролировали религиозные мероприятия и праздники.
  3. Влияли на военные дела.
  4. Архонты определяли порядок рассмотрения судебных дел.
Коллегия 10 стратегов:
  1. Возглавляли военную организацию Афинского государства.
  2. Проводили набор войска.
  3. Командовали войском.
  4. Отвечали за военное финансирование.
  5. Распоряжались захваченной добычей.
В V – IV вв. до н.э. Афины вели постоянные войны, и в этих условиях коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство главными вопросами политики государства. Наиболее крупные политики занимали пост стратега, а не архонта.

Также органами управления были многочисленные финансовые коллегии, необходимые в условиях интенсивной хозяйственной жизни.

Также существовали коллегии, отвечающие за различные сферы внутригородской жизни (санитарное состояние, рыночная торговля, правила мер и весов и т.д.).

Все коллегии избирались на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Выборы (кроме военных – открытым голосованием) происходили по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Должности были хорошо оплачиваемы и поэтому представители низших слоев населения могли реально участвовать в управлении.

^

Один из важнейших органов афинской демократии – суд присяжных – гелиэя. По преданию, он был создан еще во времена Солона, на рубеже VII – VI вв. до н.э.

Гелиэя избиралась в количестве 6 тысяч граждан. В суд могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт, отцы семейств.

Гелиэя была высшим судебным органом, и ее компетенция была очень широка. По сути, гелиэя выполняла судебные функции Народного собрания.

Избираться в гелиэю можно было несколько раз. Это должно было вести к накоплению опыта.

Подобный порядок делал афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. Нам практически ничего не известно о каких бы то ни было несправедливых решениях афинских судей.

Кроме разбирательства судебных дел, на гелиэю была возложена обязанность охранять афинскую демократию. Для защиты афинских законов даже существовала специальная процедура.

^

Несмотря на то, что все категории афинских граждан имели право участвовать в управлении государством, деление на имущественные разряды сохранилось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаково. Поэтому, для обеспечения реальной демократии и поддержания социального мира в обществе была разработана специальная социальная политика. Она включала:

  1. Введение оплаты выборных должностей.
  2. Постоянная забота о том, чтобы в Афинах не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливание граждан. Для этого активно использовался вывод колоний.
  3. Контроль над продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей (любая спекуляция хлебом, взвинчивание цен рассматривалось как государственное преступление).
  4. Забота об образовании и воспитании граждан – при Перикле (40 – 30 гг. V в. до н.э.) были введены театральные деньги или специальные жетоны, по которым малоимущие граждане могли пройти на театральные представления.
При всех достоинствах афинской демократической системы, ее не стоит идеализировать. Прежде всего, эта система обеспечивала участие в управлении только граждан Афин – 20 – 40 тысяч человек из общего количества населения в 250 – 300 тыс. Все неграждане были лишены возможности участия в политической жизни. Это касалось не только рабов, но и метеков, постоянно живущих в Афинах лиц неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя они и считались афинскими гражданками.

Кроме того, в самой системе афинской демократии почти все самые авторитетные должности были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

© Шейнина О.Э. 2008 г.

Материалы к урокам

podelise.ru