Граждане древнего рима. «Я — римский гражданин!»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Римское гражданство. Граждане древнего рима


Римское гражданство - это... Что такое Римское гражданство?

Римское гражданство — высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.

Социальная стратификация римского общества

С точки зрения поражённости в правах, население Римской республики, а позднее — Римской империи, можно условно разделить на следующие группы:

  • Римские граждане — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право).
  • Латинские граждане — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.
  • Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.
  • Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.

Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью.

Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину [1].

Права римских граждан

Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина:

  • Ius suffragiorum. Право голосовать в народном собрании. Практически отмерло в I в. до н. э.
  • Ius honorum. Право гражданской и военной службы.
  • Ius commercii. Полное право собственности и заключения сделок.
  • Ius gentium, понятие о котором было разработано в III в. до н. э. Использовалось при разрешении споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).
  • Ius connubii. Право на законный брак, предоставлявший права Pater familias и автоматическое римское гражданство детям, рождённым в таком браке.
  • Ius migrationis. Право сохранения полного римского гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса, то есть в римские колонии и провинции. Аналогичные права имели латинские граждане. Если гражданин переезжал в латинскую колонию или зависимое царство, его статус понижался до уровня латинского гражданина.
  • Иммунитет от местных правовых норм и законов.[2]
  • Право на предъявление судебных исков.
  • Право на суд (в том числе и на самозащиту).
  • Право на обжалование судебных решений, в том числе в суде нижестоящих инстанций.
  • К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы.
  • Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.

Статус военнослужащих

В легионах на действительной службе имели право находиться только римские граждане, но они на срок службы (20 лет) поражались в правах: например, легионер не имел права вступать в законный брак, поэтому дети военнослужащих, рождённые в период службы, гражданства не имели, равно не приобретали они гражданства, если военный вступал после отставки с их матерью в законный брак. Равным образом, к военнослужащим могли быть применены телесные наказания и смертная казнь. Только при Септимии Севере военнослужащие получили право вступать в законный брак во время несения службы, что превращало военную службу в наследственное занятие.

Аукзилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после окончания полного срока службы (30 лет).

Внешние атрибуты римского гражданства

В период Республики и ранней Империи римский гражданин должен был даже внешне отличаться от прочих жителей римского государства — по указу Августа, граждане в присутственных местах должны были носить тогу. Реликтом этих порядков были императорские указы V в., запрещавшие ношение в черте города Рима штанов (как атрибута «варварской» одежды).

Условия приобретения римского гражданства

Автоматически римским гражданином становился ребёнок мужского пола, рождённый в законном браке римского гражданина. Вольноотпущенники римских граждан получали ограниченное римское гражданство (без права военной службы): в условия освобождения обязательно входили клиентские обязательства перед бывшим хозяином. Сыновья вольноотпущенников, рождённые в законном браке, автоматически получали полное римское гражданство.

В период империи предоставление римского гражданства стало зависеть от воли правителя. Можно было купить гражданство, но оно было доступно только ограниченному кругу элиты. После Гражданских войн 49 — 45 гг. до н. э. Юлий Цезарь предоставил римское гражданство всем жителям Италии и Цизальпинской Галлии. В ряде случаев, императоры могли предоставить права гражданства прочим городам и провинциям (полное римское гражданство имело население Бетики и Нарбонской Галлии, чьи обитатели именовались togatiae — «носящие тогу»). Клавдий предоставил римское гражданство жителям Лугдунской Галлии, и представители племени эдуев были введены в Сенат. Нерон предоставил римское гражданство жителям Ахайи (объявив об её «независимости» и освобождении от налогов), но оно было аннулировано Веспасианом.

Римское и латинское гражданство были мощными орудиями процесса романизации.

В 212 г. Каракалла предоставил римское гражданство всему лично свободному населению империи.

Источники

См. также

Примечания

dic.academic.ru

«Я — римский гражданин!»: antoin

Юстиниан полностью уничтожил разряды dediticii и latini Juniani, и каждый раб, отпущенный на свободу при предусмотренных законом условиях, становился римским гражданином. Так что теперь всё население империи состояло из граждан и рабов.

4.2. Вместе с тем в этот период начали возникать новые группы людей, ущемлённых в правоспособности — в связи с тем, что христианство стало государственной религией, были ограничены права нехристиан, например евреев или язычников. Они не могли занимать определённые должности, составлять завещания, получать наследство и т. д. Как видите, очень много правды в словах Р. МакМаллена, который исследовал пять сфер светской жизни в Древнем Риме и пришёл к выводу, что христианство не привело ни к каким изменениям в рабстве, не отменило гладиаторских боев, не смягчило судебных наказаний, не прекратило коррупции, которая проникла и в саму церковь. Изменения, по его мнению, были значительны лишь в сфере сексуального поведения (Mac Mullen R. What Difference Did Christianity Make?// Historia. – 1986, Bd.35). Можно также добавить, что именно с правления императора Константина начинается процесс вульгаризации римского права, это — конец классического периода в его истории.Ещё важнее то, что правительство стало стремиться лишить граждан права свободно выбирать профессию и превратить профессии в наследственно необходимые. Дети солдат должны были становиться солдатами, дети тех, кто занимался перевозкой хлеба на судах, должны были заниматься тем же. Это закрепощение распространялось на низшие слои населения и касалось тех, чья работа была необходима для удовлетворения государственных потребностей: в солдатах, хлебе и т.п. Появилась и категория колонов, землевладельцев, прикреплённых навсегда со своим потомством к определённому участку на земле определённого собственника, стеснённых и в личных, и в имущественных правах.

Для написания были использованы работы отечественных правоведов конца XIX — начала XX вв. Гримма, Барона и Боголепова, особенно последнего, которого можно включить в число лучших исследователей римского права, непревзойдённых потомками.

antoin.livejournal.com

Римское гражданство.

§ 16. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА

На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.

Римское гражданство.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущего им легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

kruglaw.narod.ru


Смотрите также