Грамотность древней руси. 18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ностальгический клуб любителей кино . Грамотность древней руси


§ 2. Письменность, грамотность, школы. История России с древнейших времен до конца XVII века

§ 2. Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» – копни, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем оасполагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI – XII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты: В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» – воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…». Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Письменность, грамотность, школы.. Зарождение культуры Руси

Похожие главы из других работ:

Болгарская культура в эпоху Просвещения

ПИСЬМЕННОСТЬ

Несмотря на суровые условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV-- XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт...

Значение культуры Древнего Египта

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...

Искусство древнего Египта

5.1.Письменность

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...

Культура Древнего Египта

5. Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...

Культура Древнего Египта

2. Письменность

...

Культура Древней Индии

3.7 Письменность. Литература

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической...

Культура Древней Месопотамии

1.2 Письменность (клинопись)

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э., которая сложилась на основе системы «учётных фишек». В IX-IV тыс. до н. э...

Культура древней Руси VI-XIII веков

4. Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно...

Культура древних цивилизаций Месопотамии

5. Письменность

Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...

Культура Руси

Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно...

Культура средневековой Руси

5. Письменность. Летописание

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах...

Культурная и духовная жизнь японцев

7. Письменность

Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

1.3 Письменность

Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...

Развитие культуры древних славян

3. Письменность

Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...

Хараппская культура

1.1 Письменность и язык

Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях...

cult.bobrodobro.ru

Грамотность в Древней Руси

Название: Грамотность в Древней Руси (По памятникам эпиграфики X - первой половины XIII в.)Автор: Медынцева А.А.Жанр: монографияОписание: В монографии исследуется проблема грамотности в Древней Руси на новом материале – надписях на каменных крестах и стенах древних храмов, произведениях искусства, быта и т. д. Это и летописные записи, и вкладные надписи, обрывки литературных текстов, подписи владельцев (например, надпись на чаше Игоря Святославича – героя «Слова о полку Игореве»).

Такой материал даёт новые сведения об использовании двух славянских азбук – кириллицы и глаголицы – и о динамике распространения грамотности по всей территории Руси от X в. до монголо-татарского нашествия.

Для историков, археологов, искусствоведов, всех интересующихся проблемами культуры Древней Руси.

Содержание: Введение Историография и источники Историография Источники. Классификация и принципы датировки Надписи-граффити Граффити на амфорах-корчагах Надписи на пряслицах Надписи на серебряных платежных слитках Надписи на литейных формочках Надписи-граффити на стенах зданий Надписи на плинфах и строительной штукатурке Надписи на предметах прикладного искусства Надписи светского назначения Надписи на предметах христианского культа Надписи на дереве Монументальные надписи Надписи на мозаиках и фресках‚ каменная резьба Надписи на камнях и крестах Письменность и грамотность на Руси по данным эпиграфики (X – первая половина XIII в.) Письменность на Руси в IX–X вв. Распространение письменности на Руси после принятия христианства (конец X – начало XIII в.) Заключение Список литературы

М.: Наука, 2000. — 311 c.

Грамотность в Древней Руси

Medyntseva_A_A_-_Gramotnost_v_Drevney_Rusi_-_2000.djvu

historicaldis.ru

Образование и грамотность на Руси

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.

Задачи

  • Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.
  • Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.
  • Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.

Основные знания

  • Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности;
  • славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.

Основные термины и понятия

  • Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.

Оборудование и материалы

  • Презентация, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, Библия.

Тип урока

  • Сообщение новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение.

1. Мативационное начало урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и попутешествуем по лабиринтам истории. Мы узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси давным-давно.

(Слайд 1) Откроем дверь в прошлое

  • В этом учебном году мы начали изучать новую для вас науку, что это за наука? (Слайд 2)

(История)

  • Давайте вспомним, что изучает история?

(

История - наука, которая изучает прошлое.)
  • Историю, какого государства мы изучаем?

(Историю России)

  • Почему следует изучать и знать историю своего государства?

(Ответы детей)

  • А как ученые - историки узнают о событиях, которые произошли давным-давно?

(

 Им помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней)
  • Какая наука помогает нам раскрывать тайны земли? (Слайд 3)

(

Археология)

Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. Это различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу.

  • Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?

(Слайд 4)

(Ответы детей)

II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.

Откроем следующую дверь в прошлое славян (Слайд 5)

1. Введение в тему

Тему нашего урока мы определим после анализа двух ситуаций.

Ситуация первая:

Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному.

  • Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.
  • Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.

(Записать состав сбора.)

Теперь ознакомимся со второй ситуацией. (Слайд 6)

Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.

Сын понял послание отца так: "Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне".

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце". Показ предметов

  • Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?
  • (Нет.)

    • Почему? Объясните свой ответ.

    (Предметное письмо можно "прочитать" по-разному.)

    2. Сообщение темы и целей урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с распространением грамотности и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.

    Тема нашего урока Образование и грамотность на Руси. (Слайд 7)

    (Записывают число и тему урока в тетрадь)

    III. Изучение нового материала

    (Слайд 8) Мы подошли с вами к следующей двери, которая встретилась нам в лабиринте истории.

    3. Объяснительная беседа.

    Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в IX веке она существовала, т.е. она зародилась ещё до принятия христианства на Руси.

  • В каком году христианство проникло на Русь? Определите век.
  • (  988 году, X век)

    • При каком князе началось крещение Руси?

    (При князе Владимире Святом)

    • Кто научил славян грамоте? (Слайд 9)

    (Кирилл и Мефодий)

    В 60-е г.г. IX века два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала греческая азбука. У славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом, об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском.

    (Слайд 10) На нём написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей.

    (Слайд 11) Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ.

    Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IXв., на Русь проникла в X веке.

    (Слайд 12) Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

    (Слайд 13) Карточка с записями

    (Слайд 14) Данные таблички располагаются следующим образом

    Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба].

    • Найдите в этом слове букву а и покажите ее. (Показывают нужную карточку)

    Сейчас название этой буквы "а", а в IX веке её называли "аз".

    • Найдите в этом слове букву б и покажите ее.

    Сейчас название этой буквы "бэ", а в IX веке ее называли "буки"

    • Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их.

    (аз, буки) (Слайд 15)

  • Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?
  • (По названию первых букв.)

    Эта азбука называлась глаголица - слово глагол переводится как слово, речь.

    4. Задание на слайде

    (Слайд 16) Вставьте в предложение пропущенное слово, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.

    С помощью глаголицы можно было ... устную речь. (Для записи речи были нужны специальные значки-буквы.) (С помощью глаголицы можно было записать устную речь.)

    В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком (Слайд 17)

  • Кем была создана славянская азбука?
  • (Кириллом и Мефодием)

    Вывод: Создание азбуки Кириллом и Мефодием является важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия для развития культуры народа.

    5. Работа в тетрадях (Слайд 18)

    Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

    (Записывают в тетрадь)

    До принятия христианства умеющих писать и читать на Руси было мало, но с 988г. грамотность начала распространяться: грамотными были духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.

    (Слайд 19) В XI веке Ярослав Мудрый повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.

    (Слайд 20) Учили писать, считать и читать. При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд 21)

    (Слайд 22) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись.

    (Слайд 23) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.

    • Вам, наверное, будет интересно знать, на чём и чем писали в Древней Руси?

    Для этого мы откроем следующую дверь (Слайд 24)

    (Показ бересты) В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её снимали со ствола ровной полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острой костяной или металлической палочкой) выцарапывались тексты. (Слайд 25)

    Словарная работа: писало

    Писала находят во многих городах нашей страны, хотя берестяные свитки встречаются редко. Ведь береста - очень непрочный материал. Свитки получили название берестяных грамот. (Слайд 26)

    До нашего времени дошло более 500 берестяных грамот, но, конечно, их было гораздо больше. Содержание их разнообразно - это записи о хозяйственных делах, письма членов семей друг к другу и даже детские каракули и рисунки.

    Известны берестяные грамоты мальчика Онфима. (Слайд 27) На них мальчик обучался грамоте, а когда уставал забавлялся рисованием. На грамоте - сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке поражает копьём врага. Однако все берестяные грамоты очень интересны для учёных. Они донесли до нас разговорный язык древних славян, как бы перенесли нас в прошлое. (Слайд 28)

    Большинство сохранившихся до нашего времени древних книг написано на пергаменте, который делали из телячьей кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке: вымачивали, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. (Слайд 29)

    (Слайд 30) Пергамент был очень дорогим материалом на книгу, требовалось целое стадо. Из-за дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем записывали новый. На пергаменте писали пером.

    Словарная работа: пергамент

    • На чём и чем писали в Древней Руси?

    (Ответы детей)

    6. Работа по карточке (Слайд 31)

    На Руси писали на : и :, используя для этого : и : .

    (Слайд 32) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом продолжил это дело его сын Ярослав Мудрый

    (Слайд 33) В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г.

    (Слайд 34)Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней.

    Там стали трудится монахи - переписчики, которые не только переводили книги с греческого языка на славянский, но и переписывали их.

    7. Звучит монолог Пимена из оперы М.П. Мусоргского "Борис Годунов".

    Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырех глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. (Слайд 35)

  • Послушайте запись и определите, чем он занят в этот момент?
  • (Пишет книгу.)

    • Как вы это определили?

    (Слышится скрип пера.)

    Действительно, в записи слышится скрип пера по пергаментной бумаге.

    (Слайд 36) Переписчики разлиновывали лист пергамента специальным приспособлением, чтобы получилась ровная строчка. Почерк у писцов был крупный, чёткий, такой почерк именуется уставом. Каждая буква стояла отдельно одна от другой, текст писался сплошной строкой, разделения его на слова и фразы ещё не было. Первую букву на каждой странице обязательно украшали узорами и писали красной краской. (Слайд 37)

    Чернила изготовлялись из чернильных орешков, вишнёвого клея и других веществ. Писали монахи - переписчики в основном гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужное и остро затачивали.

    (Слайд 38) А до чего же красиво выглядела готовая книга! Страницы её украшены миниатюрами, переплёт у неё - из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застёжки у переплёта золотые, а на уголках - металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. Неудивительно, что на книгу наши предки смотрели как на сокровище.

    До наших дней дошло всего 493 книги 11-13 веков.

    8. Работа с учебником

    Прочитайте первый абзац на стр.163 и ответьте на вопрос

    • Какие книги переписывали переписчики? (Слайд 39)

    (Библию, церковные книги)

    Библия - главная книга всех христиан. (Показ Библии, книга)

    • Какие книги считались рукописными?

    (Книги, которые переписывали от руки)

    • Кто переписывал книги?

    (Монахи - переписчики)

    • Почему рукописные книги считаются величайшей ценностью?

    (Ответы детей)

    Словарная работа: переписчик, устав, Библия

    (Слайд 40) В старые времена часто описывали жизнь известных людей. Эти записи получили названия Жития. До наших дней дошли Жития многих святых людей, воинов, князей: Изборник Святослава, Остромирово Евангелие, Житие Фёдора Печёрского, Мстиславово Евангелие.

    (Слайд 41, 42) Ярослав Мудрый сам любил читать церковные книги и собирал их. Так постепенно у него образовалась большая библиотека

    Библиотека Ярослава Мудрого стала первой русской библиотекой. Книги из неё хранились при главном храме Киева - Софийском соборе и ими могли пользоваться все жители

    Словарное слово: библиотека

    • Где хранились книги?

    (В библиотеке Софийского собора)

    (Слайд 43, 44) Для укрепления православной веры и распространения просвещения на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри. Приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров строить храмы, писать иконы, фрески.

    9. Работа с учебником

    Прочитайте на стр.163 последний абзац

    • Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?

    (Открыл школы, создавал книги, строил храмы, монастыри)

    IV. Закрепление

    Откроем последнюю дверь далёкого прошлого. (Слайд 45)

    1. Фронтальная беседа

    • Какие события ускорили создание славянской письменности?

    (Возникновение христианства на Руси)

    • Как звали первоучителей славян? (Слайд 46)

    (Кирилл и Мефодий)

    И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает! Д. С. Лихачёв

    •   Какую роль сыграл для развития грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый?

    (Слайд 47)

    (При Ярославе Мудром распространилась грамотность и христианское просвещение на Руси)

    2. Игра "Третий лишний" (Слайд 48)

    • Кирилл - Мефодий - Владимир.
    • Переписчик - писец - художник.
    • Береста - бумага - пергамент.
    • Кириллица - глаголица - иероглифика.

    3. Работа по карточкам

    Соедините понятия с их определениями

    4. Задание (Слайд 49)

    Что получится, если: "взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде:, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового" (Чернила)

    5. Таинственная грамота (Слайд 50)

    В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы.

    ГАНКИ, КУБВА, НУЧЕКИ, БУАКЗА, ОЛСАПИ (Книга, буква, ученики, азбука, писало)

    (Подчёркнутая буква начало слова)

    V. Итог

    • С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

    (Образование и грамотность на Руси)

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    (Ответы детей)

    VI. Выставление оценок

    (Слайд 51) Мы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери и нашли ларец знаний.

    VII. Домашнее задание

    • Прочитать текст стр. 161-163
    • Разукрасить первую букву вашего имени (Приложение 1)

    (Слайд 52) Спасибо за работу!

    Список литературы.

    1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.

    2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса "Окружающий мир": Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).

    3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 312 с.: ил.

    4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. - метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 215 с. - (Коррекционная педагогика)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Введение

    Российская школа прошла длительный исторический путь развития. Ее история началась с первых школ Киевской Руси, после веков неграмотности и культурного отставания от Западной Европы получила продолжение в жизненно необходимых реформах XVIII и XIX вв.. В ХХ в. Россия вступила со стройной, сложившейся, многопрофильной системой образования и стремлением общества и государства развивать и совершенствовать ее. Образование — это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие России. Очень сложным и противоречивым был советский период в истории образования, оставив после себя многочисленные и глубокие проблемы, но и несомненные достижения.

    Современный этап развития образования в России не менее драматичен и неоднозначен. В обществе постепенно формируется понимание того, что преодоление кризисных явлений, успех реформ в России, ее возрождение во многом зависят от образовательной политики государства. Изучение становления и развития российской образовательной системы, влияния на этот процесс государства, общества, отдельных деятелей приобретает в этот период особый смысл, и имеет не только познавательное, но и социально-практическое значение. Особенно много полезного можно почерпнуть из опыта российской начальной, средней и высшей школы конца XIX — начала ХХ в., создавшей богатейшие формы и методы обучения, нравственного и патриотического воспитания, материальной поддержки талантливой молодежи и т.д. История образования в России в идеале должна стать своеобразным теоретическим фундаментом для дальнейшего развития и совершенствования системы образования, активно осваивающей все новое, прогрессивное, но не отрывающейся от своих национальных корней, достижений и успехов, проверенных временем.

    1. Грамотность и просвещение в древней руси (IX-XVII века)

    Письменность у восточных славян существовала еще до при­нятия христианства. О своеобразном пиктографическом пись­ме — «русских письменах» сообщали многие источники. Со­здателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») считаются византийские монахи-миссионеры Ки­рилл и Мефодий, жившие в Х—ХХ вв.

    Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

    С введением христианства связано и начало школьного об­разования в Древней Руси. Первые школы в Киевском госу­дарстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь быва­ет польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церков­ных старост. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями (Гуркина Н. К. Г24 История образования в России (Х–ХХ века): Учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2001. 64 с). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи (Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / Газета "Русский язык". № 33. 2001 (http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103304).

    Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свиде­тельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х в. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».

    О широком распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами в большом количестве. Они представляют собой частные письма, хозяйственные записи, расписки и учебные тетради. Кроме того, были найдены деревянные дощечки, с вырезанными на них буквами. Вероятно, такие азбуки служили учебниками при обучении детей. Сохранились также письменные свидетельства о существовании в XIII — XV веках училищ для детей и об учителях-«книжниках». Училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование.

    Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книг привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представите­ли духовенства. Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого гра­мотность была ремеслом. Поэтому в 1551 году на Стоглавом соборе было принято решение: «В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивиду­альное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги.

    Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамо­те, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде все­го учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гре­чески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость»).

    В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее важнейшую роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопеча­тание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апо­стол» — первая русская датированная печатная книга. Во гла­ве государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церк­ви Иван Федоров и Петр Мстиславец.

    XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

    Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания. Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел пер­вый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно пере­издававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалты­рей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Граммати­ка» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. — таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка (Гуркина).

    С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование (Леонтьев).  В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовен­ства и чиновников государственной службы. Принимали в ака­демию людей «всякого чина, сана и возраста». Возглавили академию греки, братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук.

    В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории. Как пишет П.Н.  Милюков, «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея». (Леонтьев).

    studfiles.net

    Развитие письменности и грамотности в Древней Руси

    Статья

    Развитие письменности и грамотности в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

    Вороненко Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева

    Постановка проблемы и ее актуальность:проанализировать развитие письменности и литературы в Древней Руси в IX-первой трети XIIIв; данную статью можно будет использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

    Письменность на Руси появилась до принятия христианства Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

    Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

    Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

    Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи.

    Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стоя успе»,— написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

    В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах.

    Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

     

    Литература в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

    Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

      Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.

      Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

    –Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет» – составлена на основе более ранних летописей, не дошедших до нас, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них – Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения – единство и величие Русской земли. С XII в. развивается летописание местных центров.

    –Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).

    –Слово (поучение, речи) – произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра – торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия – «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» – первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, – представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.

    Яркий образец нравоучительного красноречия – «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

    –Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) – разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение – рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра – «Хожение игумена Даниила» в Палестину.

    –Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (вероятно, конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества – мир и войну. Своеобразие «Слова» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

    К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

     

    aneks.spb.ru

    18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.

    Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.).

    19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

    Былины

    20.Художественное творчество в 9-13 веке.

    Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.

    23.Владимиро-суздальское княжество.

    Типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество. Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

    24.Новгородская земля.

    Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882—1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник — сын киевского князя — обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской — на юге и с Полоцкой — на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.

    studfiles.net


    Смотрите также