Граффити в древней руси. Чем писали на Руси. Граффити
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Коммюнике 5 декабря 2015 г. Граффити в древней руси


Граффити - это... Что такое Граффити?

  • ГРАФФИТИ — (от итал. graffiti) 1) различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, обозначая собственность или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРАФФИТИ — [ит. graffiti Словарь иностранных слов русского языка

  • граффити — надпись, рисунок Словарь русских синонимов. граффити сущ., кол во синонимов: 3 • надпись (32) • рисунок …   Словарь синонимов

  • Граффити — (от ит. graffiti < graffito нацарапанный, начерченный) рисунки и надписи делового, политического, бытового характера на стенах зданий, сосудах и т. п. Граффити на стене дома в Санкт Петербурге …   Реклама и полиграфия

  • Граффити — У этого термина существуют и другие значения, см. Граффити (значения). Прорисовка граффито рисунка на стене новгородского храма …   Википедия

  • ГРАФФИТИ — Граффити, надписи, знаки или рисунки, сделанные острым предметом на твердом материале (камень, металл, глина, дерево, стены построек), входят в число объектов эпиграфики комплексной историко филологической дисциплины, изучающей надписи не на… …   Православная энциклопедия

  • граффити — неизм.; мн. [итал. graffiti] 1. Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п. 2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки. * * * граффити (итал.… …   Энциклопедический словарь

  • Граффити — (итал. graffiti, мн. число от graffito, букв.  нацарапанный)  посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т. п. Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Граффити — (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально нацарапанный)         посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Г. в большом количестве находят во время раскопок древних и… …   Большая советская энциклопедия

  • Граффити — (от итал. graffito царапать)    древние надписи на посуде и предметах домашнего обихода, стенах домов и т.д. Содержание их разное: имя владельца, посвящение, имя божества или его аббревиатура, название содержимого в амфорах и пифосах, цифровые… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • dic.academic.ru

    Граффити русь

    Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

    В наше время писать на стенах – занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах – особенно внутренних, особенно если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.

    Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил [1]. С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:

    На часовне подписал свое имячко:

    Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,

    Илья Муромец сын Иванович [2].

    Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.

    «Здесь был Вася» по-древнерусски

    София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.

    Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

    Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

    Конечно, менталитет людей XI–XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX–XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» – еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» – более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович…

    Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был…» – поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему...»

    Прорисовка записи о Василии

    Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков…

    Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

    Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:

    «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» [3].

    Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом»  вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

    Княжеские автографы

    Хоры Софии - княжеское место

    Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI–XIII веках не было доступа простым смертным – здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.

    В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» – и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».

    Запись княгини Олисавы и Святополка II

    Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы – великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил – это крестильное имя Святополка II.

    Настенная летопись

    Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

    Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

    Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

    «В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

    «Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» [4].

    Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).

    Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

    Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

    «Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

    Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…

    ***

    Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

    Дмитрий Марченко

    Примечания:

    1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.

    4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.

    pravlife.org

    Современная реальность граффити в России

    Обсудим сегодня с вами Граффити. Что такое граффити. Видоизменение Граффити за двадцать лет его существования, тенденции и пути развития такой молодежной субкультуры. Современная реальность граффити в России.

    Появление Граффити. Современная реальность граффити в России

    Граффити, как и многие другие субкультуры, перекочевало к нам с запада, а именно из Америки. В не столь далекие 90-ые вид такого молодежного движения воспринималось старшим поколением как вандализм и порча имущества. И на самом деле изначально граффити несло в себе протест и только в узких кругах единомышленников считалось «уличным искусством». Современная реальность граффити в России

    Раскол в культуре. Появление новых видов Граффити.

    В двухтысячных произошел пик развития «старой школы», так называемой «old school»: круглые буквы, агрессивные рисунки, протест,а как итог полное отсутствие эстетики.

    В этот момент заинтересованность властей стала зашкаливать и рисование на вагонах электричек и поездов здорово сократилось и пыла у граффити-художников поубавилось. И тут неторопливо на смену «старой школы» пришла «новая школа»(new school), рисунки стали более сложные, более проработанные и так же более сложные в своем понимании.

    Уже не каждый мог разобрать в этих изображениях надписи, буквы. Обуславливалось это не только действиями властей, но и появлением новых, более качественных, баллонов с краской, что и способствовало качественному развитию.

    Реакция общества. Новый виток развития.

    Многие граффити-художники стали воспринимать граффити как искусство, искусство написания букв. Многие стали даже интересоваться каллиграфией и классическим рисунком, продолжая развивать граффити.

    Но общество и власти всё так же не принимали граффити, всё так же считая это хулиганством и вандализмом. «Матерное слово на заборе это граффити,» — говорили они.

    Граффитиаудитория и граффити сообщество постепенно редели, потому что «старая школа» изживала себя и классического граффити становилось всё меньше, а основатели «новой школы» стали совсем мигрировать в другие сферы.

    Казалось, что граффити пришёл конец, если бы не общественность. В начале двадцатых годов произошло существенное переосмысливание граффити обществом, и слово «граффити» стало означать вид искусства в молодежной субкультуре. Современная реальность граффити в России.

    С этих пор появились граффитизаказы как властями, так и предпринимателями. Появилась возможность зарабатывать на граффити, профессионализм и прогресс художников вырос и граффити стало интересным решением в сфере рекламы, интерьера, дизайна и т.д.

    Общие тенденции и прогноз. Современная реальность граффити в России.

    Сейчас граффити по большей части уже не протест, да и не совсем субкультура. Рисунки на стене сейчас эстетичней, привлекательней и дешевле чем тот же самый рекламный баннер.

    Граффити краска стала падать в цене и сейчас граффити-художники выполняют работу простых, классических живописцев, только с большими площадями и в своем уникальном, прошедшем долгий путь развития, стиле.

    Поэтому я считаю, что услуги граффити-художников в будущем составят конкуренцию банальной рекламе, превосходя её во многих аспектах, да и интеграция в другие сферы так же неизбежна. Современная реальность граффити в России.

    Заработать бесплатно.

    Подбор ключевых слов.

    dimmkoc.ru

    Славянские граффити

    В Омске вместо традиционных граффити — голубоглазые русские витязи, персонажи древних славянских легенд и первозданная природа.

    В Омске творится волшебство. Серые и унылые многоэтажки украсились изумительной росписью и стали окном в сказочный мир Руси. С огромных панно на омичей смотрят былинные витязи, русские красавицы, Бог родового очага Чур, сказочное Беловодье и прекрасная природа Руси. На многих картинах гордо красуется слово Русь.

    Создаёт эту сказочную красоту компания ООО «Астрея-Гарант Омск» безвозмездно.

    «Здравствуйте. Выполнили на безвозмездной основе «Чур-Чурило» г. Омск ул. Харьковская д.19. Для вас, люди. Любите Родину, а мы и дальше будем радовать вас росписями.

    «Здравствуйте. Пятая роспись «Беловодье» коллектива, ООО «Астрея-Гарант Омск». Этой работой мы хотим поддержать славное начинание Завода Попова, который два года подряд дарил Омску красивый ледовый городок, с такой родной и теплой для нас тематикой. Выполнили на безвозмездной основе. Мы не только бесплатно написали картину, но и на собственные средства утеплили межпанельные соединения (швы), это необходимо было сделать, так как дом панельный.

    К следующей работе приступим ближе к осени, ну а пока будем вести свою основную деятельность, которая приносит прибыль. Были бы рады расписать весь г. Омск, но для этого необходимо содействие со стороны органов власти. Люди как можете славьте Омск, это наша любимая малая Родина. За репост благодарим. Всем Добра»

    Граффити в славянском стиле Омска фото

    veles.site

    Древняя Русь в граффити

    16 авг, 2012 @ 11:24 Древняя Русь в граффити
    По-моему, просто отлично!

    Посмотреть на сию лепоту можно в Москве, на ул. маршала Чуйкова (напротив Князь-Владимирского храма).

    Использованы фото интернет-юзера Beta, А.Шендрика, агенства РИАН.

    oldrus.livejournal.com

    trans-info34.ru

    Чем писали на Руси. Граффити

    Осталось любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси - так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

    Береста — очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом» — из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

    Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен — кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день. 

    Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях Упод старинуФ.

    На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком УтитлоФ - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - УсилуФ.

    Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

    Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных — целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

    Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

    Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

    Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы — сосуда, похожего на современную перечницу.

    К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

    www.ukoha.ru

    Древняя Русь в граффити

    ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ГРАФФИТИ

     

    В Козельске есть стена, расписанная сюжетами из истории города. 

    Сравните её с той, что можно посмотреть в Москве, на ул. маршала Чуйкова (напротив Князь-Владимирского храма).  Сюжеты московской росписи помещены ниже.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Источник:

    http://oldrus.livejournal.com/289872.html

    Там же есть «говорящие» комментарии.

     

    В Козельске тоже есть стена, расписанная сюжетами из истории города.

    Только «картинки» на ней простенькие и бездушные. Хотя хронология, казалось бы, соблюдена и охвачены главные темы исторического прошлого Козельска. Об общем виде росписи козельской стены можно судить посмотрев здесь:

    http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-17-29-41/151-hleboroby

    < Предыдущая Следующая >
     

    www.kozelskcyclopedia.ru