Граффити древней руси. Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ГРАФФИТИ СОФИИ КИЕВСКОЙ. ПАМЯТЬ О ДРЕВНЕЙ РУСИ. Граффити древней руси


Доклады о древнерусских граффити в Киеве

Доклады о древнерусских граффити в Киеве [Oct. 27th, 2007|11:18 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Была на IV международной научно-практической конференции "Софийские чтения", проводимой национальным заповедником "София Киевская" через год.В этот раз было много докладов о древнерусских граффити (ниже резюме):1. д.и.н. Никитенко Надежда Николаевна, Корниенко Вячеслав Васильевич "Граффити "группы Олисавы" на хорах Софии Киевской и время возникновения собора.В докладе рассматривались граффити, опубликованные у Высоцкого под номерами 27-30, 105 и несколько новых, расположенных там же, в северных хорах на втором от алтаря столбе. Докладчики предположили, что все эти граффити, на самом деле, представляют с собой комплекс, связанных друг с другом текстов, в центре которого находится граффито с именем Олисава. Они отрицают атрибуцию Высоцкого и предлагают свою, что Олисава, мать Святополка Владимировича (Окаянного), который не считался современниками Окаянным, а получил это прозвище позже. Надпись Олисавы была заказана этой княгиней, когда она была регентшей при малолетнем Михаиле (28 по Высоцкому Photobucket - Video and Image Hosting

), сыне вышеупомянутого Святополка, между 1011-1018 годами, до прихода в Киев Ярослава. Надпись Михаила находится на другой грани столба и расположена выше остальных, что, по мнению докладчиков, подчеркивает его статус. Кроме Михаила, докладчики считают Ивана-Меркурия (30 Photobucket - Video and Image Hosting

), Иоанна (105 Photobucket - Video and Image Hosting

), сыновьями Святополка. Якуна (29) они считают варяжским воспитателем княжичей, а Ст[авро]на, который встречается в прочитанной недавно Корниенко В.В. надписи на этом столбе, греческим воспитателем. 2. д.ф.н. Рождественская Татьяна Всеволодовна "Софийские надписи-граффити в литературно-письменной традиции Древней Руси"В докладе были проанализированы некоторые надписи из собрания Высоцкого, к которым автор доклада подобрала аналоги из древнерусской литературы и литургических текстов, что позволило ей уточнить и даже откорректировать ряд прочтений Высоцкого. А одно из граффити на фреске св. Мины даже уточняет текст более поздней рукописи.3. д.и.н. Никитенко Надежда Николаевна, Корниенко Вячеслав Васильевич "Древнейшие датированные граффити Софии Киевской (новые исследования)Докладчиками были сначала перечислены надписи по Высоцкому 2 и якобы греческая с датой, а потом была пересмотрена надпись под номером одинPhotobucket - Video and Image Hosting

. Авторы, ссылаясь на статью Орла и Кулика указали, что на месте ВЪ ЛТО N, относящегося к году, как предлагал Высоцкий С.А., надо читать ЗЛАТОН, а на предыдущей строке восстановили слово ПАСХИ, что вместе с эпитетом ЗЛАТОН они считают древнерусским аналогом для греческого выражения "κυριον πασχα" (в такой форме выражение было приведено докладчиками), за котором скрывается обозначение для пасхи, совпавшей с Благовещением, что происходит не каждый год, и согласно пасхалиям, было в 1022 году. При этом ПАСХИ ЗЛАТОН- родительный падеж, по мнению Корниенко В.В. Первое слово надписи осколок распространенной формулы ГИ ПОМОЗИ, которая вокруг этой надписи повторяется не один раз. На той же первой строке, есть буква Л, которая, по мнению докладчиков относится к году, так как входит сверху в φ, таким образом получается 6530 год (=1022)[ПО]МОЗИ ПО ПА(С)[ХИ]ЗЛАТОН Sλφ ГИДИ [ПР]ОСТН4. Корниенко Вячеслав Васильевич "Граффити в арках второго яруса центральной апсиды Софии Киевской: некоторые итоги исследований"В арках второго яруса цетральной апсиды, благодаря реставрационным лесам были найдены несколько граффити, ранее неизданных.На изображении святого "ОВСТАТ", которое идентифицируется автором с Евстафием Плакидой, а на изображении мученицы напротив "ΘЕОДОСЧЕТА", что докладчик предлагал понимать: θεοδο(ξο)ς чета (богославная чета), т.е. через такое образное определение трактовать изображенную мученицу, как жену упомянутого Евстафия. Так как на фотографии 19 века в этот участок собора направлена цепь от кандила, то, скорее всего, эти арки были соединены с хорами древней галереей, в которой возможно и прочищали и заправляли упомянутое кандило. Существование когда-то этой галереи и дает автору полагать возможность нанесения этих граффити в 17 веке, на что указывает их палеография5. Кравчук Галина Даниловна "Граффити древнего и средневекового Киева как археологический и антропологический источник"В докладе были перечислены встречающиеся в изданных Высоцким граффити имена и сказано, каким важным источником для истории эти имена являются. Были предложены трактовки некоторых из них, но, увы, мне не удалось этих построений запомнить.

Comments:
[User Picture]From: d_velata2007-10-29 07:16 pm (UTC)

Какой Святополк? Какой Михаил?..

(Link)

Извините, я ничего не понял про Святополка. Почему Олисава - это мать Святополка? (т.е. греческая монахиня, захваченная Ярополком?). Откуда известно о наличии у Святополка сыновей? Вообще, какова аргументация была у этих гг.?

[User Picture]From: sofunja2007-10-29 08:03 pm (UTC)

Re: Какой Святополк? Какой Михаил?..

(Link)

о том, что Олисава мать Святополка, гласит приведенная надпись о русской княгине Олисаве.Откуда взялись у Святополка сыновья, я, честно говоря, не поняла, насколько помню, Святополк Окаянный был бездетным.С аргументацией довольно непросто, к сожалению, я ее досконально не помню, а прочесть это можно будет только через два года

[User Picture]From: anrike2007-10-30 05:42 am (UTC)

Re: Какой Святополк? Какой Михаил?..

(Link)

==гласит приведенная надпись

Но какие основания приведены в пользу того, что Олисава не является вдовой Изяслава и матерью (или мачехой) Святополка-Михаила?

From: (Anonymous)2007-11-01 07:56 am (UTC)

(Link)

Видимо, юзер sofunja допустила неточность: Кириопасхой называется совпадение Пасхи с Благовещением, а не с Богоявлением. Но версия Н.Н. Никитенко хромает тем, что Кириопасха - это вовсе не "Пасха Злата", и с такой лексемой в древнерусских источниках неизвестна. (1kir1)

спасибо, действительно, описалась по невнимательности, пойду исправлять. Было подозрение, что оно как-то так, насчет лексемы, а как она обычно переводится?

From: (Anonymous)2007-11-01 03:57 pm (UTC)

(Link)

В недавней статье «Благовещение Пресвятой Богородицы» (авторы Ванюков С.А., Желтов М.С., Фелми К.Х.) об этом нет ни слова, лишь отмечено, что «убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название "Кириопасхи" (Кириопасха - Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология - Господня Пасха)» (Православная энциклопедия. Т.5. М., 2002. С.254-268).

Указанный перевод и этимологию «НОРМАЛЬНАЯ (?!) Пасха» оставим на совести авторов и редакторов, но надо отметить, что такое совпадение Пасхи и Благовещения является весьма нечастым. С X по XVII вв. таких совпадений было всего 18. В течение каждого 532-летнего цикла Великого индиктиона совпадение Пасхи и Благовещения случается 12 раз (X - XIV вв. принадлежат 13-му Великому индиктиону, XV - XVII вв. - 14-му).

Казалось бы, что такое редкое событие летописцы должны были бы фиксировать каждый раз, когда оно происходило. Но в летописях сообщения о совпадении Пасхи и Благовещения встречаются только с 1380 г., т. е. с конца XIV в. Причем известие о кириопасхе 1380 г., по А.Поппэ, первоначально в Н4 и С1 выглядело так: Благовещение бысть в Велик день, а перво сего бысть за 80 лет и за 4 лета (1296 г. или 6804 м/с год), а потом будет за 80 лет без лета (1459 г. или 6967 м/с год), а потом будет за 80 лет и за 4 лета (1543 г. или 7051 м/с год), а потом за 11 лет (1554 г. или 7062 м/с год).

Рогожский летописец: 6887.(1-ая часть) Бысть Благов‡щенiе святыя Богородица въ Великъ день. (2-ая часть) Се же написахъ того ради, понеже не чясто такъ бывает[ъ], но р‡ткажды, (3-я часть) окром‡ того л‡та отъсел‡ еще до втораго пришествiа одинова будеть.Симеоновская летопись: 6887. (1-ая часть) Бысть Благов‡щенiе святая Богородица въ Великъ день. (2-ая часть) Се же написахъ того ради, понеже не чясто так бывает[ъ], но р‡ткажды. Новгородская четвёртая летопись: 6888. (1-ая часть) А Благов‡щенiе бысть въ В‡ликъ день (2-ая часть) а перво сего бысть за 80 л‡тъ и за 4, а потомъ будеть за 80 л‡тъ безъ л‡та, а потомъ за 11 л‡тъ. Софийская первая летопись старшего извода: 6888. (1-ая часть). И Бл(а)г(о)в(е)щ(е)нi(е) быст(ь) в Великъ д(е)нь, (2-ая часть) а пе[рве]е сего было за 80 и за 4 годы, а потом буд[ет] за 80 безъ л‡т(а), потомъ за 11 л‡тъ.(1kir1)

From: (Anonymous)2007-11-01 04:47 pm (UTC)

(Link)

Софуня, в Софии уже знают, кто ты. Почему такая профанация? Передаешь информацию, как испорченный телефон

Простите, я пересказала так, как поняла. У меня было подозрение, что где-то что-то не уловила, но как это восстановить не знала, если Вы можете поправить мой пересказ, буду очень признательна...

[User Picture]From: savvushka2007-11-01 08:01 pm (UTC)

модераторское

(Link)

Дорогой коллега!

В нашем сообществе принято подписываться, если вы пишете анонимно.

Если Вам что-то еще известно про данную конференцию, пишите, милости просим.

From: (Anonymous)2007-11-02 03:31 pm (UTC)

(Link)

Собаки лают, а караван идет. Злоба и зависть - не лучшие советчики. Награффитились - теперь можно и на диету.

From: (Anonymous)2007-11-07 02:12 pm (UTC)

Граффити

(Link)

Спасибо автору резюме за пересказ докладов. Вот не смог я выбраться на конференцию, а слухи по миру ширятся. Сенсация, говорят, а по поводу чего - неясно. Теперь более-менее понятно. Всем перечитывателям Высоцкого - пламенный привет... и, главное, осторожности (особенно в прочтении датированных граффити). 1022 - хорошая дата, не хуже 1046, но можно прочесть по прориси и 992, и 1000, и т.п. (на любой вкус). Лично меня волнует не сам факт сенсационного прочтения надписи сотрудниками Софии, а возможность доступа к софийским граффити специалистов извне. Судя по последовавшей реакции - "награффитились и баста" - проверить точность прочтения будет более чем проблематично. А что не подлежит проверке, то, как водится, вызывает сомнения. И вообще малопонятна такая бурная реакция на попытку осветить что-либо. Может sofunja что-то переврала, исказила? Укажите. А что ж в шпионов играть? Знаем, мол, кто, берегись... Неинтеллигентно это как-то. Я был бы счастлив, если бы мои доклады вызывали такое обсуждение, и активно участвовал бы в нем. Хотя, если в Софии настаивают на сохранении секретности, то, может, пусть и лежит себе до поры "под спудом"? Глядишь, со временем и рассосется? С ув., Тим.Б.

old-rus.livejournal.com

Славянские граффити

В Омске вместо традиционных граффити — голубоглазые русские витязи, персонажи древних славянских легенд и первозданная природа.

В Омске творится волшебство. Серые и унылые многоэтажки украсились изумительной росписью и стали окном в сказочный мир Руси. С огромных панно на омичей смотрят былинные витязи, русские красавицы, Бог родового очага Чур, сказочное Беловодье и прекрасная природа Руси. На многих картинах гордо красуется слово Русь.

Создаёт эту сказочную красоту компания ООО «Астрея-Гарант Омск» безвозмездно.

«Здравствуйте. Выполнили на безвозмездной основе «Чур-Чурило» г. Омск ул. Харьковская д.19. Для вас, люди. Любите Родину, а мы и дальше будем радовать вас росписями.

«Здравствуйте. Пятая роспись «Беловодье» коллектива, ООО «Астрея-Гарант Омск». Этой работой мы хотим поддержать славное начинание Завода Попова, который два года подряд дарил Омску красивый ледовый городок, с такой родной и теплой для нас тематикой. Выполнили на безвозмездной основе. Мы не только бесплатно написали картину, но и на собственные средства утеплили межпанельные соединения (швы), это необходимо было сделать, так как дом панельный.

К следующей работе приступим ближе к осени, ну а пока будем вести свою основную деятельность, которая приносит прибыль. Были бы рады расписать весь г. Омск, но для этого необходимо содействие со стороны органов власти. Люди как можете славьте Омск, это наша любимая малая Родина. За репост благодарим. Всем Добра»

 

Граффити в славянском стиле Омска фото

Просмотры: 411

veles.site

Древнерусские граффити в Спас-Нередице

Внешне ничем не примечательный образчик новгородского храмового зодчества знаменит своими надписями и рисунками, выцарапанными на древней церковной обмазке.

Львиная доля современных граффити – это, как ни крути, безыскусная обработка в цвета радуги заборов и кирпичных стен. Занятие, которым с упоением занимаются сотни людей по всему миру, вызывает скорее раздражение, нежели уважение у рядового гражданина.

Фрески церкви Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Но если копнуть вглубь истории искусства, то окажется, что именно граффити, оставленные нашими предками на стенах пещер и скалах, были предтечей великолепных работ прерафаэлитов  или постимпрессионистов.

Карельские петроглифы - древнее граффити на севере России. Фото: Недолужко А.В.

Современные граффити, в отличие от доисторических творений, вряд ли несут сакральный или обучающий характер, они пока лишь современная повседневность, окружающая вечно спешащих жить людей. Возможно, они произведут на наших потомков такое же впечатление, какое производят на нас древнерусские «граффити», оставленные нашими предками на фресках в храме Спаса на Нередице в окрестностях Великого Новгорода.

Церковь Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Этот непримечательный храм был построен в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о его двух погибших сыновьях. Стены храма были полностью покрыты фресковыми росписями, которые делают Спас на Нередице одним из самых значительных живописных ансамблей нашей Родины. Однако в годы Великой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице была превращена в огневую точку Красной Армии и разделила судьбу близстоящей церкви Спаса в Ковалёве. После тщательных реставрационных работ стены храма были восстановлены, но от былых фресок остались лишь небольшие фрагменты.

Фрески в церкви Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Восстанавливая фрески, реставраторы не оставили без внимания уникальные «граффити», которые сразу бросаются в глаза наблюдательному посетителю храма. Эти рисунки по краям фресок оставили наши далекие предки, приходившие на церковные службы. На стенах храма остались поминальные надписи, прошения о здоровье и многое другое, например, Голгофский крест, выцарапанный на одной из колонн.

Новгородские граффити на стене храма Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Кроме надписей на старославянском языке на стенах Спаса в Нередице можно обнаружить изображение воина или собаки.  Свои «каляки-маляки» оставляли на стенах и шкодливые дети, которые, наверняка, скучали на длинных службах.

Изображение воина выцарапанное на колонне церкви Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Археологи полагают, что расцвет храмовых «граффити» пришелся на период с 12 по 16 век, затем этот тип «творчества» постепенно исчез и стал историей, которая постепенно исчезала со стен новгородских храмов, благодаря некоторым реставраторам, не придававшим древним рисункам особого значения.

Фрески храма Спаса на Нередице. Фото: Недолужко А.В.

Эти и другие фотографии церкви Спаса на Нередице можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!

www.treefrog.ru

Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

В наше время писать на стенах - занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах - внутренних, и если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.

 

Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил (1). С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:

На часовне подписал свое имячко:

Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,

Илья Муромец сын Иванович (2).

Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.

«Здесь был Вася» по-древнерусски

 

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.

Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном - «граффи́то»).

Конечно, менталитет людей XI-XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX-XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» - еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» - более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович...

Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был...» - поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы - важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему...»

Прорисовка записи о Василии

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков...

Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган - древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030-1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:

«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» (3).

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом»  вспоминает о былом «каганьем времени» - времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Княжеские автографы

Хоры Софии - княжеское место

Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI-XIII веках не было доступа простым смертным - здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.

В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» - и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».

Запись княгини Олисавы и Святополка II

Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы - великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил - это крестильное имя Святополка II.

Настенная летопись

 

Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего...», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

«Преставися князь русский Ярослав... предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» (4).

Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097-1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства...

* * *

Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. - К., 1966.

http://pravlife.org/content/graffiti-sofii-kievskoy-pamyat-o-drevney-rusi

ruskline.ru

Древнерусские настенные рисунки-граффити

На стенах церквей, помимо живописи, присутствуют надписи и  рисунки-граффити. Последним из них в науке уделено наименьшее внимание: они  далеко не полностью опубликованы, нет единой методики обследования и остается  открытым вопрос о роли и месте материала в истории древнерусской культуры.

Эпизодическое изучение процарапанных на стенах изображений  проводится преимущественно авторами исследований надписей-граффити, что  объяснимо сходной ситуацией их происхождения и непосредственной взаимосвязью  части надписей с рисунками.

В то же время, по немногим публикациям очевидно, что  рисунки-граффити встречаются во многих каменных постройках, преимущественно,   в церквях; они могут быть датированы; в отдельных случаях угадываются  социальные или профессиональные черты авторов и, наконец, многие из них  интересны или даже оригинальны по содержанию, которое либо очевидно, либо  требует к себе пристального внимания для толкования.

В данной работе предпринята попытка систематизации  отдельных аспектов изучения настенных рисунков-граффити по опубликованному  материалу.

К числу основных проблем исследования относится время  исполнения, авторство, содержание и художественные особенности процарапанных  на стенах изображений.

Рисунки-граффити - уникальное явление в истории  изобразительного искусства. Уже в первых каменных храмах и других сооружениях  они возникают на стенах в процессе их возведения, что вероятнее всего  свидетельствует о существовании этой традиции еще до христианизации Руси. За  возможную ближайшую параллель этому творчеству можно принять рисунки копей и  воинов на камнях Маяцкого городища конца I тясячелетия1. Верхняя дата рисунков-граффити  вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах  надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV в.,   а в Софии Киевской - на XV в. с единичными экземплярами текстов до XVII в2.   Не исключено, что некоторые коррективы в хронологию рисунков-граффити внесут  материалы других памятников, но уже предварительный просмотр изображений,   например, в церквях Старой Ладоги XII в. подтверждает бытование этого занятия  по разным городам в тех же временных рамках1.

Надежный ориентир датировки рисунков-граффити -   палеография сопроводительных к ним надписей или надписей поверх рисунков;   рисунков, исполненных в процессе строительства или до начала росписей4. До  разрушения археологически открытых построек возникли рисунки на их обломках;   так же датируются рисунки, обнаруженные под записями или другого рода поновлениями  стен. На Золотых вратах Киева рисунки и надписи-граффити, обнаруженные при  раскопках, надежно датированы до времени их первого ремонта в XII в., когда  нижние части стен, где и располагался этот материал, оказались засыпанными  строительным мусором5.

Расположение рисунков-граффити в храмах аналогично  надписям-граффити, за исключением пока единичного случая обнаружения рисунка  на северном фасаде церкви Михаила Выдубицко-го монастыря в Киеве''. При  кажущейся испещренности стен надписями и рисунками действительное их  количество даже в крупнейших соборах Древней Руси невелико. Так, на 292   единицы всевозможного рода "автографов" в Софии Киевской приходится  всего 71 рисунок7. Условно распределяя их на четыре столетия, мы получаем  поразительный результат появления одного из них с паузой в 5-6 лет. При всей  отвлеченности такого подсчета для "русской митрополии" это  количество рисунков крайне незначительно, и может свидетельствовать либо о  жестком контроле за желанием прихожан "резать на стенах", либо о фактическом  коротком сроке заполнения стен в самый ранний период жизни собора8.

Вопрос об авторстве рисунков-граффити связывается с  автографами под ними, с местоположением этого материала, со специфическими  особенностями и мастерством исполнения.4 В недоступных для прихожан местах  интерьера авторами рисунков называют представителей клира10. Рисунки,   выполненные в процессе возведения здания или по тематике связанные с  архитектурой, вероятнее всего, оставлены строителями". А. А. Медынцева  поддержала предположение С. А. Высоцкого о возможном исполнении надписей и рисунков-граффити  мужчинами на южной, а женщинами на северной сторонах интерьера храма12.   Прямых указаний на возрастную характеристику авторов рисунков-граффити никто  из исследователей не дает, лишь отмечая стилистическое сходство отдельных  изображений из Софии Киевской и церкви Георгия в Старой Ладоге рисункам на  бересте новгородского мальчика Онфима". Одна из особенностей приема,   объединяющая эти наброски - "грабельки" - на фрагменте коллекции  фресок церкви Георгия в Старой Ладоге также перекликается с вышеуказанной  группой, отличаясь, однако, уверенным росчерком завершенной и неразгаданной  композиции (рис. 1). Близость этого приема рисункам на бубнах шаманов или на  крестьянских вышивках позволяет высказать догадку о принадлежности этого  манерного нюанса традициям определенной этнической группы14.

По, качеству рисунки-граффити распределяются между  художниками-профессионалами и любителями15. К первым, по-видимому, надо  причислить авторов рисунков, в которых прослеживается связь с приемами   "фреской и книжной орнаментики""'.

Рисунки крестов без сопроводительных к ним надписей А. А.   Медынцева склонна относить неграмотным людям, с чем трудно согласиться,   учитывая большое количество крестов без надписей, оставленных, к примеру,   строителями17.

Строгого разделения рисунков-граффити между любителями и  профессионалами, на мой взгляд, не может быть по нескольким причинам. Во-первых,   для их выполнения необходимы навык и надежный инструмент. Во-вторых, основное  количество этого рода изображений имеет символический характер и переносится  на стены в том виде, как они сформировались изначально или известны авторам  по бытовым и культовым предметам или по образцам прикладного искусства. К  числу условий, затрудняющих рисование на стенах, относится и обычная затемненность  нижних частей интерьера. Качество изображения во многом зависело и от  предмета, которым он процарапывался. В их перечне - нож, игла, железное или  костяное писало, то есть, инструментарий, известный для берестяных грамот18.   В этом списке сомнение вызывает применение костяного писала; а ножом можно  сделать только простейшие прямолинейные знаки. Из чего следует, что  высококлассные рисунки могли быть исполнены профессионалами на удобных местах  и добротным инструментом, разновидности которого широко представлены по  результатам раскопок19.

 

Древнерусские настенные рисунки-граффити 

 

Рисунки-граффити церкви Георгия в Старой Ладоге

(1, 3, 4. 5-фрагменты фресок из коллекции Староладожского  музея-заповедника;

2-рнсунок в диакоинике ц. Георгия)

 

Если попытаться данное творчество выделить в  самостоятельный вид искусства, то сделать это оказывается крайне сложно. С  одной стороны, рисунки-граффити по своим стилеобразугощим признакам ближе  всего предстоят таким техникам прикладного искусства как резьба по дереву, по  металлу, а более всего - по камню. С другой - это занятие уже во время князя  Владимира Святославича преследовалось; для него не было специально  приготовленного места, не было инструмента и мастеров, постоянно запятых  вырезанием на стенах рисунков. Это искусство официально не существовало, хотя  в нем были задействованы все слои общества. Более того - оно было  распространено па Балканах, в Грузии и, вероятно по другим центрам  христианского мира2".

В определенной степени разгадка этого феномена кроется в  содержании рисунков-граффити. С. А. Высоцкий предложил разделить все рисунки  на две группы: символическую и бытовую. К первой автор относит изображения  крестов, звезд, княжеских знаков, благословляющих рук, святых или сюжетов  религиозного содержания21. Бытовые рисунки, по его классификации, включают  орнаменты, изображения животных, птиц, человека22. Ю. И. Никитина добавляет  еще одну категорию - светскую, однако не подчеркивая особенностей рисунков  подобного рода23.

В действительности такое разделение может быть уточнено.   Так, на роль орнамента существуют две точки зрения как па чисто эстетическую  или как на всецело магическую в древнерусском искусстве. О его исключительно  и повсеместно символическом значении в искусстве Средневековья настаивает Л.   А. Леле-ков24. Именно в подобном контексте содержания выступает, к примеру,   замкнутая в рамку плетенка из Софии Киевской, известная в роли апотропеи на  замковых камнях над входом в жилище25.

Другой пример возможного переосмысления категории рисунка   - изображения сцены наказания плетьми вора или раба, по определению С. А.   Высоцкого в Софии Киевской, отнесенную автором к группе бытовых2'1. В равной  мере здесь можно увидеть один из распространенных в житийных циклах святых  сюжет мученичества. Причем, отсутствие нимба у истязаемого - явление обычное  и часто встречающееся как в монументальной живописи, так и в миниатюрах27.

Традиционно целебные и охранительные свойства вероятнее  всего несут в себе многочисленные рисунки коней; а конь под седлом со  стременами из Софии Киевской живо перекликается, например, с конем Световита,   готового к ночным выездам против врага, по изысканиям А. А. Афанасьева28.   Другое изображение коня со своеобразными завитками копыт, которому С. А.   Высоцкий предложил искать параллель в миниатюрах, в точной копии обнаружилось  на монетовидной привеске VIII-IX вв. из Гочевских курганов северян29.

Тот же магический смысл могли иметь в глазах авторов и  другие вырезанные на стенах изображения животных и птиц, что после изысканий  позволит их отнести к группе символических рисунков.

Бытовой или - в ориентации на принятое определение в  монументальной живописи - светский характер имеют сцены охоты или ристалищ и,   видимо, фигурки людей, по внешнему облику никак не соотносимых с образами  святых. Интересно отметить, что если появление этих сюжетов в Софии Киевской  может рассматриваться как отражение программы росписей лестничных башен, то  близкая по тематике композиция из комплекса рисунков-граффити церкви Георгия  в Старой Ладоге исполнена по памяти автора, видимо, принадлежащего к княжеско-дружинной  среде (рис. 2). К этой же категории светских рисунков относится изображение   "лютого зверя" на цепи, открытое С. А. Высоцким на северном фасаде  церкви Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве10.

Ошибки в толковании рисунков-граффити, думается, легко  могут быть исправлены при внимательном наблюдении изображений, как это  случилось, к примеру, у С. А. Высоцкого в атрибуции коровы в Софии Киевской,   первоначально принятой автором за коня с пририсованными рогами11. Однако,   рассуждая далее, можно вывести этот рисунок из разряда бытовых в  символическую группу, если принять его за символ Евангелиста32.

При знакомстве с опубликованными рисунками-граффити поражает  внимание многообразие тематики знаков, антропоморфных фигур, животных и птиц  при несомненном господстве в каждом храме всевозможных вариаций крестов.   Сегодня из-за малого количества материала рано говорить о преимуществе той  или иной группы близких по формальным признакам рисунков, характерных для  определенного времени или различных регионов; а между церквей — по их  посвящению и назначению. Не исключена также ориентация программы  рисунков-граффити на социальный или этнический состав прихода.

Видимо, удаленность от центров распространения  христианства прямо отражалась и на содержании рисунков-граффити. Так, фигурок  антропоморфных существ не отмечено в соборах св. Софии Киева и Новгорода, в  то же время нередких для церквей окраинных городов, например, для Старой  Ладоги, где в церкви Георгия обнаружено три подобных изображения" (рис.   3). Эти пластически выразительные силуэты без рук и без ног ассоциируются с  различного рода прообразами дохристианских верований, довольно широко  разбросанных по регионам расселения славян34.

К тому же важным представляется замечание С. А. Высоцкого  о более бытовом характере надписей-граффити Софии Новгородской в сравнении с  этим же материалом из Софии Киевской, что объясняется "'различным  социальным составом авторов"55.

Трудно также установить закономерности в покрытии  рисунками-граффити различных компартиментов собора определенными категориями  изображений. Хотя в этом вопросе некоторые зацепки в нашем распоряжении уже  имеются. Определенно связывается с крещальней Софии Киевской обнаруженный там  Б. А. Рыбаковым рисунок престола с шестиконечным крестом, со свечами на  престоле, с монограммами и с сопроводительными надписями, что в сумме  правдоподобно трактуется автором как ледяная крещальня, по-видимому, в  подобном облике устраиваемая в нач. XII в. на праздник Богоявления16. Помимо  логичной взаимосвязи рисунка и места его расположения в храме, обращают на  себя внимание детали изображения, составляющие оригинальность композиции.

Этот ряд неизвестных по другим источникам рисунков  продолжают десятиконечные кресты под арками и умерший человек в гробнице из  Софии Новгородской; рисунок маски медведя — ? с подрезанными ушами из церкви  Георгия в Старой Ладоге" (рис. 4). Из этого лишь намеченного списка  очевидно, что данный материал несомненно является важным источником по  иконографии бытовавшей в народе символики.

И все же, наряду с рисунками-граффити специфического  свойства, в каждом из древнерусских храмов формировалась единая концепция,   суть которой, к примеру, выразительно представлена на фрагментах фресок  Борисоглебской церкви XII в. Рязани. Здесь волею случая подобрались процарапанные  изображения плетенки, характерный для браслетов из этих же мест; инициала,   близкого рукописям XI1-XII1 вв.; двузубца, пасхальной руки, а также силуэты  животных и птиц1".

Менее всего в рисунках-граффити отражены сюжетные  композиции росписей; а два примера: "Воскрешение Лазаря" и   "Положение во гроб" из Софии Новгородской и церкви Благовещения в  Витебске, представляют собой сокращенную версию сцен, наблюденных авторами,   судя по последнему сюжету, также на предметах прикладного искусства™.

Сравнительный анализ нашего материала показывает, что,   во-первых, основная часть рисунков вторична на стенах по отношению к местам  их традиционного бытования; во-вторых, наибольшее соприкосновение  рисунки-граффити имеют с предметами прикладного искусства, с клеймами  строительных материалов и повседневных вещей, а также с иллюминацией  рукописей; в-третьих, официальная программа настенных росписей   "дублируется" в рисунках в наименьшей мере. То есть, основной  источник процарапанных на стенах знаков был сосредоточен в обиходе прихожан.

Рисунки-граффити, при их естественной малозаметности в слабоосвещенных  частях стен, - имели камерный, личностный характер и не рассчитывались на  всеобщее обозрение. Размещение знака-оберега в церкви уравнивало в глазах  автора символы верований. Вероятно, в этом кроется программная концепция  рисунков-граффити, которые вместе со зданием церкви, с его росписями, иконами  и службой составляли действительную картину религиозного мировоззрения  общества.

Необходимо отметить ещё один аспект истории рисунков - граффити,   связанный сих авторами. Изображения мастерски прорисованных инициалов в  традициях известных рукописей в соборах св. Софии Киева и Новгорода лишь  подтверждают наличие художественной среды в этих центрах. Появление сложных  орнаментальных или сюжетных композиций, типичных для рукописей или для  профессионально исполненных предметов прикладного искусства, например в церквях   XII в. Старой Ладоги, прямо указывают на проживание таких мастеров в этом  городе. Причем стилистика указанной группы изображений укладывается в рамках   XII-XIV вв.-времени, об истории которого по этому городу у нас никаких других  сведений нет. Ту же картину участия мастеров с богатым опытом мы встречаем в  церквях Благовещения Витебска, Успения Богородицы Ростова Великого4".   Все эти примеры дают косвенное указание на вероятное присутствие среди  прихожан творческих сил различной ориентации.

Оценка роли, качества и содержания рисунков-граффити по  комплексу одного памятника или по всем вместе взятым не может быть однозначной.   Повсюду мы готовы встретить что-то наподобие "пробы пера":   случайное и небрежное или непродуманное до конца. На многочисленных  фрагментах коллекции фресок церквей Ладоги XII в. с рисунками-граффити ни в  одном случае не прослежены какие-либо следы предварительной разметки будущего  изображения. Например, среди профессиональных рисунков есть определенно незавершенные,   объяснение чему найти крайне трудно (рис. 5). В церкви Георгия Старой Ладоги  в юго-западном помещении на хорах, где росписей не было, над потайной нишей  сохранилось изображение тщательно вырезанного четырехконечного креста, вполне  возмещающего собой отсутствие фресок: освящающего   и охраняющего тайник и  всю камору.

Не исключено, что какая-то часть рисунков-граффити была  заказной. К ним, видимо, в первую очередь относятся изображения в недоступных  для прихожан местах и одобренные клиром. В число заказных вероятнее всего  входит крупномасштабный рисунок княжеского двузубца рода новгородских князей,   открытый на щеке арки конхи диаконпика церкви Успения, сер. XII в. в Старой  Ладоге41. Интересно отметить, что здесь первичный рисунок оказался  незавершенным, ибо не был отцентрован и затем повторен полностью строго  посередине плоскости.

При работе с рисунками-граффити возникает необходимость обращения  к самому широкому кругу источников, в первую очередь, археологических, как  наиболее тесно связанных с бытовой стороной жизни. Эта работа кропотливая, и  дальнейшая публикация рисунков-граффити может быть ограничена  хронологическими, тематическими или иными группами, или даже единичными  изображениями.

Вопросы авторства и датировки рисунков-гаффити напрямую  соотносятся с их художественными особенностями. Показательные примеры  очевидных стилистических параллелей рисунков Софии Киевской с изобразительным  материалом древнерусских рукописей приводит С. А. Высоцкий42. Намечены  некоторые этапы развития формы крестов45. В силу специфики рассматриваемого  материала существенным подспорьем в вопросах атрибуции рисунков-граффити  служат изыскания по эволюции тератологии44-

Меру стилизации формы несомненно диктовали технические  условия работы на стенах или на камнях, но в приемах прочерчивания деталей,   моделирования объема, равно как и в иконографических признаках самого рисунка  нередко угадываются навыки мастеров различной профидизации, а также разных  художественных традиций.

Рисунками-граффити освящали не только церкви, но и  оборонительные сооружения, и возможно, другие постройки; между собой по  разным храмам они во многом сходны по программе, по в каждом месте есть и  специфические особенности, обусловленные социальным, этническим составом  прихожан, а также ролью храма и города, где он расположен. Рисунки-граффити  заполняли интерьеры вероятнее всего в первые годы жизни церкви в своей  основной массе, и в этом угадывается часть программы обустройства места  поклонения святыням. Рисунки-граффити вторичны к своим первоисточникам, но  технические условия исполнения ставят их в ряд произведений прикладного  искусства резьбы по дереву, металлу и камню, тем самым внося коррективы в  трактовку их художественного облика. Похоже, что в каждом храме какая-то  часть рисунков-граффити выполнена профессионалами, и их произведения по  достоинству займут место в изобразительном искусстве Древней Руси.   Несомненная историко-художествецная   ценность   рисунков-граффити     располагает   к выявлению и всестороннему исследованию этого незаслуженно  обойденного вниманием материала, который вслед за архитектурой, стенописью и  надписями-граффити замыкает собой комплекс основных аспектов истории  древнерусских каменных церквей.

http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/65.htm

subscribe.ru

ГРАФФИТИ СОФИИ КИЕВСКОЙ. ПАМЯТЬ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В наше время писать на стенах – занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах – внутренних, и если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.

Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил (1). С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:

На часовне подписал свое имячко:

Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,

Илья Муромец сын Иванович (2).

Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.

«Здесь был Вася» по-древнерусски

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.

Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Конечно, менталитет людей XI–XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX–XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» – еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» – более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович…

Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был…» – поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему...»

Прорисовка записи о Василии

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков…

Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:

«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» (3).

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом»  вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Княжеские автографы

Хоры Софии - княжеское место

Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI–XIII веках не было доступа простым смертным – здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.

В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» – и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».

Запись княгини Олисавы и Святополка II

Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы – великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил – это крестильное имя Святополка II.

Настенная летопись

Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

«Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» (4).

Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…

***

Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.

http://pravlife.org/content/graffiti-sofii-kievskoy-pamyat-o-drevney-rusi

pokrov-fond.info

Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

В наше время писать на стенах - занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах - внутренних, и если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.

 

Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил (1). С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:

На часовне подписал свое имячко:

Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,

Илья Муромец сын Иванович (2).

Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.

«Здесь был Вася» по-древнерусски

 

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.

Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном - «граффи́то»).

Конечно, менталитет людей XI-XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX-XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» - еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» - более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович...

Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был...» - поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы - важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему...»

Прорисовка записи о Василии

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков...

Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган - древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030-1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:

«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» (3).

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом»  вспоминает о былом «каганьем времени» - времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Княжеские автографы

Хоры Софии - княжеское место

Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI-XIII веках не было доступа простым смертным - здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.

В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» - и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».

Запись княгини Олисавы и Святополка II

Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы - великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил - это крестильное имя Святополка II.

Настенная летопись

 

Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего...», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

«Преставися князь русский Ярослав... предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» (4).

Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097-1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства...

* * *

Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. - К., 1966.

http://pravlife.org/content/graffiti-sofii-kievskoy-pamyat-o-drevney-rusi

pravoslavnye.ru