Государственный строй древней месопотамии. 1. Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии. Организация системы власти. Статус царя в Законах Хаммурапи.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы возникновения и развития государства в Древней Месопотамии. Организация системы власти. Государственный строй древней месопотамии


Государственный строй Древней Месопотамии

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси (“возглавляющий род”, “закладывающий храм”) или лугаль (“большой человек”, “хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Вместе с тем у деспотии в Месопотамии имелись особенности: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была “вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.

Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

 

Право по Законам Хаммурапи:

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст делится на три части. Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи, деление на которые было осуществлено учеными в наше время (в оригинале текст сплошной).

При составлении кодекса было использовано обычное право, шумерийские судебники, текущее законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме, и почти все статьи начинаются со слова "если". Законы не содержат общих принципов права, нет системы и в изложении, хотя известная логика присутствует. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладение и частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалии.

 

Вопрос 7

Государственный строй Древней Индии. Его особенность. Источники права Древней Индии.

 

Государственный строй.

Империя Маурьев возникла в результате войн, и централизация основывалась как на силе, так и на политике. В составе империи находился ряд полуавтономных государств, сохранивших свои обычаи, традиции, органы управления. Они лишь платили дань и оказывали военную помощь центральной власти. Поэтому в империи 2 тенденции – центростремительная и сепаратизм, который возобладал и привел к распаду государства в II в. до н. э. Центральная власть была недостаточно сильной, и большая роль отводилась общинному самоуправлению.

Религия в Индии исключала законодательную власть царей, утверждала незыблемость норм права. Дхарма царя – охрана подданных, и налог царю – плата за эту охрану. Царь также осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей, важной его функцией была организация общественных работ и ирригация. Царь не считался богом, а был «милый богам», т. е. обожествлялась царская власть, а не персона. На царя оказывали влияние брахманы. Как и везде, царь – глава административного аппарата, у него - право назначения на должности и контроль за их исполнением.

Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники – мантрины составляли государственный совет – мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати). Важную роль играли придворный жрец (пурохита) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток.

Система местного управления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими административными единицами были провинции, которые управлялись царевичами. Далее следовали округа и 4 вида сельских областей. Самой низшей единицей была сельская община - деревня (грама), в дела которой государство не вмешивалось и которая была замкнутым мирком, сохраняясь почти в неизменном виде не протяжении многих столетий.

Судебная система состояла из двух категорий судов – царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия – сабха. Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей.

Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка.



stydopedya.ru

Государственный строй Древней Месопотамии

В Месопотамии наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Следует, однако, иметь в виду условность различий между некоторыми городскими и сельскими общинами, так как горожане занимались также земледелием и пользовались всеми правами членов общины. Не случайно и город, и село по-аккадски имело одно название – ур.

Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название «энси» («возглавляющий народ», «закладывающий храм») или лугаль («большой человек», «хозяин», «господин»). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некоторых случаях низвергали правителей, но и определяли объём их полномочий, наделяя их большими или меньшими правами в военной и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отличался от энси большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен, всякого рода сборов), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.

Усиление царской власти при Саргоне и его преемниках, продолжающееся при царях III династии Ура, чему способствовали победоносные войны этих правителей, было закономерным явлением. Оно было продиктовано необходимостью объединения общин, централизованного и рационального использования ирригационно-водного хозяйства. Отсюда и возникает новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходила за рамки отдельного города и в силу этого не ограничивалась общинными органами. Власть правителей стала приобретать наследственный характер, а административный аппарат и сам царь – олицетворять единство обширных территорий. Местные энси были низведены до положения чиновников, царю была подчинена храмовая администрация.

Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с именем Бог, в силу якобы своей избранности, наделённостью особой царственностью богами, что возвышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах царской власти - одежде, диадеме, жезле и т. д.

Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в Древневавилонском государстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально неограниченными законодательством полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся д наших дней около 60 приказов Хаммурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов.

Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредотачивались обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы были превращены в царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников шакканакум, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин – рабианум.

Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотичной. И во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходки. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функции, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землёй, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.).

Некоторые самые древние и важные города в Вавилонии (Ниппур, Сиппар, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племён. Судя по ЗХ, они хорошо знали опасность «неподавимых слуг, мятежей, ведущих к гибели». В интересах политической стабильности цари вынуждены были предоставлять ряд привелегий (освобождать от налогов, военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племён, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).

Отношения между центральной властью и храмами были также сложными и противоречивыми. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчёта о хозяйственной деятельности.

Хаммурапи назывался «богом царей, знающим мудрость», «сердцем Вавилона»,» возлюбленным богини Иштар» но не был самим божеством и даже верховным жрецом. Царь, например, мог войти в храм только во время празднования Нового Года, здесь ежегодно повторялся обряд коронации, принятия им из рук бога Мардука царской власти. Междуцарствием считались годы, когда этого не происходило Коронация делала правителя-человека в Вавилоне способным царствовать, н не делала его Богом. Царь мог быть и низведён до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий, благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской религии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющие его богам.

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 64 | Нарушение авторских прав

Имущественные отношения и их правовое регулирование. | Государственный строй Древней Индии | Правовое положение соц групп в древней Индии. | Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману и Артхашастре. | Брачно-семейное право. | Суд и процесс. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.053 сек.)

mybiblioteka.su

Государственный строй Древней Месопотамии.

Количество просмотров публикации Государственный строй Древней Месопотамии. - 91

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси (“возглавляющий род”, “закладывающий храм”) или лугаль (“большой человек”, “хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителœей, определяли объём их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа͵ ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителœей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделœена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Вместе с тем у деспотии в Месопотамии имелись особенности: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определœенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была “вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.

Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всœех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителœей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

referatwork.ru

1. Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии. Организация системы власти. Статус царя в Законах Хаммурапи.

1) Отсчёт эпохи древних цивилизаций ведётся с 4 – 3 тыс. до н.э.

Исторически первой цивилизацией считается Месопотамия, которая в переводе с греческого означает Междуречьем или Двуречьем, так как сложилась эта цивилизация в бассейне двух рек: Тигр и Евфрат.  Именно здесь возникли первые города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Аккад и др. Сначала они существовали самостоятельно, позже объединились в единое государство. 

Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии:

I –й этап - 4 – 3 тыс. до н.э. – шумеро-аккадский период;

II – й этап - 2 тыс. до н.э. – вавилонский период;

III – й этап – с конца 2 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. – ассирийский период. В VI в. до н.э. Месопотамию завоевали персы и на её территории сложилось Древнеиранское государство. Вследствие завоевания и ассимиляции самобытная древняя культура Месопотамии прекратила своё существование.

2) Организация системы власти

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси или лугаль. Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась, и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Особенности месопотамской деспотии: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

3) Статус царя в Законах Хаммурапи

Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов. Хаммурапи назывался “богом царей”.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата, смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

studfiles.net

Общественный и государственный строй древних государств Месопотамии

Содержание. 

 Введение……………………………………………………………………. 3

1. История развития древних государств Месопатамии……………….….4

2.Общественный и государственный строй государств Месопатамии…..5

2.1. Общественный  и государственный строй Древнего  Шумера………..5

2.2. Общая  характеристика древнего Вавилонского государства………...6

2.3. Государственное  устройство Вавилонии………………………………8

3. Право  Вавилонского царства - Законы  Хаммурапи…………………….9

3.1. Правовые  источники…………………………………………………….9

3.2. Имущественные  права и обязательственное право………………….10

3.3. Брачно-семейные  отношения………………………………………….12

3.4. Уголовное  право и судебный процесс………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………..15

Список  использованной литературы………………………………………17                       

     Введение.

     Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях, таких как Месопотамия — еще в IV—III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

     По  мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

     Общие закономерности развития древневосточных  многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации. В данной работе будет рассмотрен общественный и государственный строй древних государств Месопотамии. 

     1. История развития  древних государств  Месопатамии.

     Земли Месопотамии тянулись от гор Армении  на севере до Персидского залива на юге и от сирийской степи на западе до иранских гор на востоке. Главные реки Месопотамии Тигр и Евфрат связывали Месопотамию с Малой Азией, Ираном, Сирией, древней Арменией.  

     Древнейшие  племена на территории Месопотамии  появились в эпоху позднего неолита, хотя наиболее известна стоянка людей древнекаменного века в пещере Шанидар, расположенной в Иракском Курдистане, хотя обычно первые люди в междуречье Тигра и Евфрата жили на искусственных земляных островах, созданных на болотистой месопотамской земле.  

     Долина  Двуречья, или Месопотамия, — один из древнейших очагов цивилизации. Предгорные районы на севере Ирака заселены с палеолита. Более 5 тысяч лет назад жители Месопотамии уже имели письменность и занимались поливным земледелием. Это дает основание исследователям считать Месопотамию возможным районом зарождения человечества.   Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

        Около 2000 г. до н. э. Междуречье  захватили кочевники-амореи, которые  победили Шумеро-Аккадское царство  и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников  был Вавилон. Возвышению Вавилона  способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н.э. было уничтожено хеттами и касситами.1

        В VII - VI вв. до н. э. Вавилон  пережил новый подъем - настала  эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского)  царства. При Навуходоносоре II Вавилонское  царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.  

     2. Общественный и  государственный  строй государств  Месопатамии.

     2.1. Общественный и  государственный  строй Древнего  Шумера. 

        Особенностью общественного строя  Древнего Шумера является сохранение  пережитков родоплеменной организации.

        Существование территориальных  общин обусловлено тем обстоятельством,  что сельское хозяйство основывалось  на принципе организованного  орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

        Высшие слои шумерского общества  составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

        Родовые общинники составляли  более пятидесяти процентов населения.  Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

        Рабами в Шумере были в основном  чужеземцы, плененные или купленные.  Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

        Государственный строй Древнего  Шумера отличается тем, что  на территории Шумера находилось  несколько десятков самостоятельных  го­родов и областей, не составлявших  единого государства. Наиболее  известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

        Органами, ограничивавшими власть  правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

      

     2.2. Общая характеристика  древнего Вавилонского  государства.

      

       Свободное население Вавилона  делилось на полноправных (авилум) и неполноправных (мушкену).    Основную массу населения составляли  полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные  повинности.

        Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

        Другую часть населения составляли  жители покоренных городов и  областей - мушкену.

        Наряду с сословным делением  существовало разделение по профессиональным  занятиям:

       • первое место занимали придворные  служащие - царские телохранители  и высшее жречество;

       • далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" – различного рода военнослужащие;

       • в соответствии с государственным  значением религии и храмов  почетное положение среди профессий  занимали храмовые служащие;

       • высокое положение в обществе  занимало чиновничество;

       • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали круп­ные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.2

        Низший общественный слой в  Древнем Вавилоне составляли  рабы - вардум. Ими становились военнопленные,  а также порабощенные и ставшие  бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

    • царских;
    • храмовых;
    • частновладельческих.

        Для обозначения рабского состояния  на рабов налагались особые  знаки, вырезаемые или выжигаемые  на теле.

        Рабы рассматривались законом  как вещь, находящаяся в полной  собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

        Рабы не имели права собственности.  С разрешения господина они  мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

     2.3. Государственное  устройство Вавилонии.

      

       По своему государственному строю  Древне-Вавилонское царство было  централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

        Снизу царская власть ограничивалась  богатыми городами и сильным  жречеством, которое выступало блюстителем  неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

        Особенностью дворцовой системы  управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности  в государстве.

        К высшим сановникам государства  относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

         В вавилонском обществе до  правления Хаммурапи ведущее  место в осуществлении правосудия  принадлежало храмовым и общинным  судам. В качестве судебных  органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

stud24.ru

1. Государственный строй древних государств Месопотамии. Государственный строй: истоки и эволюция

Похожие главы из других работ:

Абсолютная монархия во Франции

2. Государственный строй

Изменение в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму...

Абсолютная монархия во Франции (XVI-XVIII вв.)

2. Государственный строй

Изменение в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму...

Государство и право Древней Греции и Древнего Рима

Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы...

Законы Хаммурапи как исторический памятник права

I. Государственный строй Вавилона

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации, предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных в замысловатый узел...

История государства и права древнеамериканских цивилизаций

§2. Государственный строй

Государственное устройство империи инков во всем напоминает рациональную утопию - государство называлось Тауатинсуйю (означало соединение четырех сторон света). На стороны света делилось и само государство...

История государства и права древних государств

Государственный строй

Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т.е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона...

История государства и права древних государств

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя...

История государства и права древних государств

Государственный строй

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата...

История государства и права древних государств

Государственный строй

...

Основы конституционного права Франции

1. Государственный строй

Франция - унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

2.2 Государственный строй

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь (rex) является верховным владыкой государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти...

Процесс образования Древнерусского государства

3.1 Государственный строй

восточнославянский племя государство феодальный По форме правления Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям...

Современная федеральная система архивов

3. Российский государственный архив древних актов

РГАДА хранит документы за период с ХI до начала ХХ вв. В состав фондов архива входят материалы учреждений высшего, центрального и местного управления Российского государства и Российской империи...

Становление Спартанского государства и государства КНР

2. Государственный строй Спарты

В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива...

Теория государства и права

3. Источники права государств Древней Месопотамии

В государствах Древней Месопотамии главным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, который был принят по воле правителя какого-либогосударства...

pravo.bobrodobro.ru

Этапы возникновения и развития государства в Древней Месопотамии. Организация системы власти.

ТОП 10:

Этапы возникновения и развития государства в Древней Месопотамии. Организация системы власти.

Ещё в IV тыс. до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Ефратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин. К концу III тыс. до н.э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей – Шумера на юге и Аккада на севере. Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трёхсотлетнее существование которого(1894-1595) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи(1792-1750), объединивший огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстаёт в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога. Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племён, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он пережил новый временный подъём в эпоху Нововавилонского царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекратил своё существование. Ещё одна крупнейшая древневосточная держава – Ассирия. Место Ассирии в истории Древнего мира, политическое значение Среднеассирийского царства(XV-XI) определялось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии благодаря Крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях этого региона.

Роль природно-географического фактора в формировании государств Древнего Востока. Государство и право Древнего Египта.

В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникли 40 номов. В 3200 г. До н.э. номы объединились в два самостоятельных государства – Верхний и Нижний Египет. В IV тыс. до н.э. цари Верхнего Египта Объединяют страну в единое политическое целое. Гос.аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т.е. царём или монархом был наследственного характера, личность которого обожествлялась. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь. Во главе военного ведомства стоял начальник – представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член член царской фамилии. В Египте ещё не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоявшими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений. Источником права в Древнем Египте было обычное право и законодательная деятельность фараона. Виды земельных владений: государственные, храмовые, частные, общинные. Виды договоров: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Возникновение и развитие древнеиндийских государств. Государственный строй державы Маурьев.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тысяч лет назад в долине Инда. Примерно в III тыс. до н.э. здесь существовали крупные города-центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. В Ведический период( вторая пол. II тыс.- сер. I тыс. до н.э.) углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга. Во второй пол. I тыс. до н.э.-I века н.э. в магадхо-маурийский период, сложилось и процветало самое крупное государство Древней Индии – империя Маурьев (IVв. до н.э.-IIв. До н.э.) Правителями первых государственных образований являлись раджи, выполнявшие простейшии функции управления. Для Магадхо-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Во главе государства стоял царь, передававший власть по наследству одному из сыновей. Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодательной властью. Важную роль играл царский жрец, выходец из влиятельного брахманского рода, и советы при царе: паришад(в эпоху Маурьев имел только совещательные функции), тайный совет, царский совет. Территориально государство Маурьев делилось на 4 главные провинции, управляемые царевичами и имевшие особый статус, обычные провинции, которыми управляли раджуки, области и деревни.

Право Древней Индии. Законы Ману.

Составление древнеиндийского сборника норм, или дхармашастр, которыми древние индийцы руководствовались в повседневной жизни, относят к I веку до н.э. Авторами Законов Ману(ЗМ) были мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Написаны ЗМ в форме двустиший, ритмической прозой. Всего в ЗМ 2685 статей. Содержание ЗМ выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. Способы получения собственности: наследование, получение в виде дара, находка, покупка и др.Частная собственность охранялась законом. Вся земля была разделена на царскую, общинную и частную. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Неисполнение договора найма или причинение вреда влекли штраф. Брак рассматривался как разновидность договора купли-продажи. Учитывалась варна участников. Принцип талиона, ордалии, принцип ответственности общины за преступление, если преступник неизвестен.

Этапы формирования государственности Древнего Китая. Организация власти в империи Цинь.

История Древнего Китая делится на 4 периода:Шан(Инь) XVIII-XII в до н.э., Чжоу XII-221г до н.э., царство Цинь 221-207 г до н.э., царство Хань 206-220г н.э.Первые очаги цивилизации городского типа в Др. Китае возникли во II тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племён. Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Вциньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Причиной тому послужила этническая, духовная, культурная общность населения Китая, а также появление в эпоху Чжаньго идеологии легистов. В IV в. до н.э. были проведены ряд реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи: была разрешена свободная купля-продажа земли, введён налог на землю, введение чёткого административно-территориальное деление. Главой гос-ва являлся император, в его руках была законодательная, исполнительная и судебная власть. Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации- потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Циньско-ханьский Китай делился на области, или округа, те –на уезды, уезды –на волости, а волости –на общины. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых привело в 206 г до н.э. к гибели циньской монархии.

Образование США. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний. Первая особенность американской революции состоит в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Вторая особенность американской революции состоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Она слабо затронула и отношения собственности, сложившиеся в колониальный период, ликвидировав лишь пережитки феодализма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения — завоевание независимости, создание единой федеративной республики, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократических прав и свобод. 5 сентября 1774 г. собрался Первый Континентальный конгресс, в котором были представлены все колонии. Конгресс принял решения, которые неизбежно вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Второй Континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посланием. Делегаты конгресса приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим. Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г.Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер. Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний “свободными и независимыми штатами” означало появление на Атлантическом побережье Северной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в декларации и содержатся слова “Соединенные Штаты Америки”, это не значит, что были созданы США в современном смысле слова как единая федеративная республика.К числу “определенных неотъемлемых прав” декларация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственности. В декларации сказано, что для обеспечения естественных прав “люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых”. Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими. Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство. 10 мая 1776 г. Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям создать собственные правительства. В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации. Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание “вечного Союза между Штатами”. В ст. II особо подчеркивалось, что “каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе”. Названием конфедерации, сказано в ст. 1, будет “Соединенные Штаты Америки ”. Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Конфедерация Соединенных Штатов Америки представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г. “Для более удобного управления делами соединенных штатов” согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс). Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы. Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

 

Этапы возникновения и развития государства в Древней Месопотамии. Организация системы власти.

Ещё в IV тыс. до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Ефратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин. К концу III тыс. до н.э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей – Шумера на юге и Аккада на севере. Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трёхсотлетнее существование которого(1894-1595) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи(1792-1750), объединивший огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстаёт в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога. Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племён, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он пережил новый временный подъём в эпоху Нововавилонского царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекратил своё существование. Ещё одна крупнейшая древневосточная держава – Ассирия. Место Ассирии в истории Древнего мира, политическое значение Среднеассирийского царства(XV-XI) определялось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии благодаря Крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях этого региона.



infopedia.su