Государственный строй древней иудеи. 2. Древняя Палестина в правление Давида и Соломона.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Становление Израильско-Иудейского царства. Государственный строй древней иудеи


Развитие хозяйства и общественный строй. История Древнего Востока

Развитие хозяйства и общественный строй

Древнееврейские племена, населявшие Палестияу во II тысячелетии до н. э., в течение долгого времени вели кочевой скотоводческий образ жизни, совершенно так же как и более древние племена, населявшие южную часть Палестины и горные области, лежавшие к востоку от Иордана. Египтяне, нередко сталкивавшиеся с этими кочевыми племенами Синайского полуострова, аравийских степей и южной Палестины, считали их культурно отсталыми племенами и смотрели на них свысока. Египетские надписи и описания путешествий египтян в Сирию рисуют довольно примитивный быт этих племён. В египетском языке встречается слово «ихер», обозначающее «палатка кочевника» и вполне соответствующее семитскому слову «ахел». Следовательно, представление о палатке кочевника египтяне должны были получить именно в Передней Азии. Таким образом, само слово, обозначающее палатку кочевника, возможно, было заимствовано египтянами у тех азиатских племён, которые в то время вели кочевой скотоводческий образ жизни. На это указывают и некоторые типичные выражения, встречающиеся в древнееврейском языке. Так, например, вместо того, чтобы говорить «возвращаться домой», говорили: «возвращаться к своим палаткам». Если (хотели сказать «отправляться», то говорили «вырывать колья палатки», фраза «их колышки вырваны» должна была обозначать, что люди, о которых шла речь, умерли. Слово «путь» обозначало «образ жизни, поведение». Слово «пастбище» было тождественно со словом «жилище».

Кочевые племена Палестины больше всего разводили мелкий рогатый скот — овец, в частности курдючных и длинношерстных коз. В библии говорится: «твои слуги — сторожа мелкого скота: это наше занятие, как оно было у наших отцов». Основными продуктами скотоводства были мясо, молоко, шерсть и кожа. Шерсть служила для изготовления одежд и плотной ткани для палаток. Из кожи делали бурдюки для хранения вина, воды и молока. Из бараньих рогов делали сосуды для масла. На широкое распространение мелкого рогатого скота указывает обычай приносить в жертву именно этих животных. Кроме того, были известны и различные породы крупного рогатого скота. Ослы и мулы служили для перевозки грузов. В библии сохранились указания на то, что отдельные богачи владели большими стадами. Набал в горах Иудеи имел 3 тыс. голов мелкого рогатого скота. У Иова было 7 тыс. голов мелкого скота, 3 тысячи верблюдов, 500 пар упряжных волов и 500 ослиц; Меша, царь Моава, отдал Израилю в виде дани 100 тыс. ягнят и шерсть 100 тыс. овец.

Большие родоплеменные группы в течение долгого времени вели в Палестине кочевой скотоводческий образ жизни, причём районы пастбищ каждой группы были твёрдо установлены. Если родоплеменные группы становились особенно многочисленными и их стадам не хватало пастбищ, то они распадались на несколько частей. В библии образно описывается, как Исаак отделился от Иакова, «ибо их имение было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их по количеству стад их».

Благоприятные естественные условия, в частности хорошая плодородная почва и наличие рек, способствовали раннему возникновению земледелия в различных районах Палестины. Пшеница и ячмень встречаются здесь в качестве дико растущие растений, которые были акклиматизированы в эпоху глубокой древности. Египетский вельможа Синухет в начале II тысячелетия до н. э., бежавший в северную Палестину (или в прилегающую область Сирии), описывает богатства этой земледельческой страны, «в которой были фиги и виноград, вина больше, чем воды, большое изобилие мёда, множество маслин и всяких плодов на деревьях. Были там и пшеница и ячмень, а различного скота бесчисленное множество». Вполне естественно, что древнееврейские племена уже в середине II тысячелетия до н. э. смогли использовать богатый и древний земледельческий опыт своих предшественников, ханаанских племён. Главными зерновыми растениями были пшеница и ячмень, меньшее значение имела полба (эммер). Кроме того, были известны чечевица и бобы, а также некоторые виды овощей и кормовых трав.

Земледельческие орудия долго сохраняли свой примитивный характер. В садах, в виноградниках, на крутых склонах, там, где трудно или нельзя было пользоваться плугом, применяли первобытную мотыгу, образец которой был обнаружен при раскопках в Тель-Джемме. Обычным орудием для вспахивания земли был примитивный плуг, в который впрягали пару волов, реже ослов или мулов. Железный сошник начали применять лишь со времени Саула (XI в. дон. э.). Форма этого примитивного плуга, судя по применению воронки для сеяния, прикрепленной к плугу, была заимствована из Месопотамии. Недостаточное орошение, отсутствие удобрений, слишком тонкий слой почвы, годной для обработки, примитивность орудий были причинами частых неурожаев, которые обычно влекли ва собой дороговизну, голодовки, необходимость привозить из соседних стран дорого стоившее зерно. Урожай выше чем сам-30 был редким явлением. Обычным урожаем был урожай сам-10 или сам-15.

Большое распространение получили садоводство и виноградарство. Наиболее распространёнными культурами были виноград, фиги (винные ягоды) и оливки. Значительно реже встречались гранаты и финики. Особенно ценились в Палестине оливки, из которых делали ценное оливковое масло. Этим маслом пользовались как пищевым продуктом, для освещения, для изготовления косметик и лекарств. Оливковое масло шло также и на экспорт. Не менее широко было распространено виноградарство и виноделие. Палестинский виноград славился своим высоким качеством. На некоторых древнееврейских монетах встречается изображение виноградной лозы или виноградных гроздьев, которые, очевидно, считались эмблемой Иудеи.

Недостаток собственного местного сырья мешал развитию ремесленного производства. Основными видами сырья были камень и глина. Руда встречается очень редко, дерева было мало. Поэтому некоторые виды сырья приходилось привозить из соседних стран. Ремесленное производство в Палестине с давних пор развивалось под сильным иноземным влиянием. На это указывают многочисленные найденные изделия, сделанные под египетским, эгейским, сирохеттским или ассирийским влиянием. Даже в X в. израильско-иудейские цари принуждены были выписывать искусных мастеров из соседних стран. Однако ремесленное производство занимало видное место в общей системе хозяйственной жизни страны. Появилась значительная специализация. Отдельные виды производства были сосредоточены в отдельных районах (прядение в Тель-беит-Мирсим) или даже в отдельных кварталах, например в Иерусалиме. Большие специализированные мастерские (деревообделочная, кирпичная, гончарная) находились в руках государственной власти.

О развитии каменотёсного дела можно судить по каменной кладке нижних частей стен, сохранившихся в различных развалинах древних городов. Важное значение имела металлургия. Древнейшим известным металлом была медь; начиная с XII в. до н. э. стало широко распространяться железо, очевидно заимствованное у филистимлян. Железный серп и железный плуг были найдены в Тель-беит-Мирсим в архаическом слое, который относится к филистимской эпохе. При раскопках в Тель-Джемме были найдены остатки плавильных печей для выплавки железа.

Кочевые древнееврейские племена в течение продолжительного времени жили в условиях родового строя. Основная социальная ячейка — род (мишпаха) — существовала самостоятельно, переделялась и воевала как нераздельная единица и была основана на кровном родстве. Согласно древнему обычаю кровной мести весь род был обязан мстить за убитого родича, и лишь позднее эта кровная месть стала обязанностью одного ближайшего родственника. Земля и рабы находились в общем владении у всего рода в целом. Общие дела рода обсуждались на совете всех членов рода, среди которых царило полное равенство. Во главе рода стоял старейшина, который избирался всеми членами рода. Роды имели свои особые религиозные праздники и родовые кладбища. В библии рассказывается о том, что Авраам купил у хеттов пещеру Махпелу для устройства родового кладбища.

У древнееврейских племён в течение долгого времени сохранялись пережитки матриархата. Неоспоримым было право матери давать имя ребёнку и таким образом присоединять его к своей родовой группе. Жена и дети оставались в семье и роде матери. Поэтому палатка считалась собственностью жены, а муж только «входил» к своей жене.

Пережитки этого материнского права сохранились в обрядах усыновления, в магических заклинаниях и в очень своеобразных словоупотреблениях. Слово «рехем» (материнская утроба) обозначало «потомство». Слово «аума», происходящее от слова «аем» (мать), обозначало понятие «род». Названия страны и городов сопровождались словом «мать». Общепринятым было наименование «мать Израиля».

Однако в изучаемую нами эпоху эти следы матриархата уже являются пережитками. Материнское право вытесняется отцовским. Формируется и укрепляется патриархальная семья. Все племена в эту эпоху считаются разросшимися семьями, происходящими от своих родоначальников. Так, например, ассирийцы — от Ассура, Хананеи — от Ханаана, израильтяне — от Израиля. Прочной социально-экономической ячейкой является «дом отца» (бет-аб) — понятие, вполне соответствующее древневавилонскому термину «бит-абия», имеющему то же самое значение.

На прочность древних родовых связей указывает специфическое для этой эпохи наказание — изгнание из племени, которое лишало человека помощи и поддержки родичей. Несомненным пережитком древнего обычного права был закон эквивалентности возмездия, сохранившийся в библии («перелом за перелом, око за око, зуб за зуб»).

Формы патриархальной семьи, тесно связанной с многоженством, с правом первородства и левирата, позволяют сближать патриархальный быт древних племён Палестины с аналогичным патриархальным бытом других древневосточных племён и народов. Отец имел все права рабовладельца по отношению к детям. В течение некоторого времени сохранялся обычай продажи детей в рабство. Этот обычай был зафиксирован законом. Больше того: отец мог убить своего ребёнка и даже своего внука. В библии сохранилось сказание, описывающее, как глава семьи осуждает свою невестку на сожжение. Также велики были права мужа, который назывался «господином» своей жены. За невесту отцу или братьям обычно вносили особую плату или выкуп, носивший название «мохар».

Особенно содействовало укреплению этой патриархальной семьи право первородства, обеспечивавшее старшему сыну привилегированное положение в семье. Старший сын имел право на преимущественную, т. е. двойную, часть наследства. Вполне естественно, что существование этого обычая должно было укреплять патриархальную семью, содействуя накоплению имущества в одних руках. Так, в недрах крупной патриархальной семьи усиливалось имущественное расслоение и социальное неравенство. Концентрации имущества в одних руках способствовал и другой обычай, восходящий к глубокой древности и прочно существовавший в быту в течение целого ряда веков. Это так называемый обычай левирата, согласно которому вдова должна была выйти замуж за брата своего умершего мужа.

Переход от кочевого скотоводства к оседлому земледелию был тесно связан с установлением общинного землевладения. Община получила довольно чёткое оформление в древней Палестине. Каждая община имела своего начальника (паси) и своего жреца (левит). Общинники были связаны между собой круговой порукой и обязаны были выкупить из кабалы своих задолжавших односельчан. Наряды на принудительные работы распределялись по общинам. Первоначальная общинная собственность местами сохранялась вплоть до царского периода. В библии говорится о распределении земли по жребию и размеривании её при помощи землемерной верёвки. Периодические переделы общинных земель производились ещё в VIII в. до н. э. В книге пророка Михея говорится: «не будут у тебя верёвкой размеривать землю по жребию». Делами общины заведывал «общинный сход», который разбирал конфликты между невольным убийцей и «мстителем за кровь». Наконец, общинники, объединённые совершением особых религиозных обрядов, должны были производить казнь преступника всем миром.

Рабство возникало в древней Палестине в силу тех же самых причин и в таких же формах, как и в других древневосточных странах. Развитие производительных сил в земледельческом хозяйстве, развитие ремёсел приводило к необходимости увеличивать количество рабочих рук путём эксплоатации прибавочного труда. В том случае, когда была нужна рабочая сила, прибегали к покупке раба. Домашнее рабство возникало в недрах патриархальной семьи. Несостоятельных должников обычно превращали в фактических рабов. Войны увеличивали количество рабов в стране, являясь основным источником рабства.

Некоторые буржуазные историки, идеализируя положение рабов в Палестине, утверждали, что тяжёлой эксплоатации подвергались только рабыни. Но это, конечно, неверно. Мы знаем, что в древней Палестине было широко распространено рабство. Отголоски этого сохранились и в библии. Древние евреи, завоевав Ханаан, в некоторых местах превратили покорённые племена Ханаана в государственных рабов. Большое количество рабов работало в храмовых хозяйствах. Так, например, в иерусалимском храме находились «необрезанные рабы», очевидно из числа иноземных пленников. Работы в крупных землевладельческих хозяйствах выполнялись главным образом рабами. В поместье наследника царя Саула работали рабы. В крупном скотоводческом хозяйстве Набала также работали рабы (неаарим). В библии часто говорится о том, что рабы работают в поле и пасут скот. Труд рабов применялся также и в лесном хозяйстве. Рабы выполняли самые тяжёлые физические работы, в частности работали при жерновах. Рабы составляли один из важнейших видов богатства, причём на рабов смотрели, как на движимое имущество, обычно перечисляя рабов наряду со скотом. Имущество Авраама описывается в библии следующим образом: «И был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, ослицы и верблюды».

Часто рабство являлось следствием долговой кабалы. Имущественное расслоение вызывало разорение некоторой части свободных общинников, терявших свои земельные наделы, попадавших в кабалу к богачам и постепенно превращавшихся в рабов. Некоторые отрывки из библейских книг, относящихся к персидской эпохе, ярко характеризуют рост рабовладения в. древней Палестине:

«И сделался большой ропот в народе и у жён его на братьев своих иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много, и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. Были такие, которые говорили; поля свои, и виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы достать хлеб от голода. Были такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; а у нас такие же тела, как и у братьев наших. И сыновья наши такие же, как их сыновья. И вот мы должны отдать сыновей наших и дочерей наших в рабство. И были такие, которые говорили: наши жёны находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа. И поля наши и виноградники наши в руках других».

Следовательно, не только всё имущество, не только земельные участки попадали в руки богачей. Аристократы закабаляли бедняков, обращали их в рабство, что, конечно, должно было резко обострять социальные отношения. Это всё более и более распространяющееся рабство нашло своё отражение и в законах. Однако вряд ли можно считать, что те статьи законов, которые вводили юридическое ограничение рабства определённым сроком, в полной мере отражали реальную историческую действительность. В некоторых законах указывается на то, что еврей, попавший в рабство, должен был работать только шесть лет, а на седьмой год его обязательно следовало отпустить на свободу, что, конечно, несколько смягчало формы рабовладения. Но вслед затем законодатель тотчас же ослабляет юридическую силу этой статьи закона оговоркой, дававшей возможность рабовладельцу удержать у себя раба на значительно более долгий срок. Эта оговорка разрешала в случае согласия раба привести его к судьям, поставить его к двери или косяку и проколоть ему ухо шилом, после чего данный раб должен был остаться навеки рабом своего господина. Классовый закон всегда стоял на страже интересов рабовладельца. Так, например, если раб умирал от ударов своего господина, то в таком случае закон лишь в самой общей и неясной форме грозил виновному, что «должно отомстить ему». Если же агония этого раба длилась один или два дня, «то не должно наказывать его, ибо это его серебро». Таким образом, считалось, что рабовладелец уже достаточно наказан тем, что он лишился своего раба.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

2. Древняя Палестина в правление Давида и Соломона.

Правовые начала в Пятикнижии Моисея.

Древняя Палестина располагалась между побережьем Средиземного моря и Иорданским озером (Мертвым морем). Наиболее крупными городами были Арад, Угария и Библ (последний в 3-м—2-м тысячелетиях до н.э. был са­мым крупным, от его имени произошло греческое название лыка папирусного растения), а также Тир и Сидон.

Финикийцы строили корабли из древесины лимонных дере­вьев и до появления соперников из греков торговали со всеми прибрежными городами Средиземноморья и надежно распределяли свои поселенческие колонии по южному и северному морскому побережью. Они основали города Утика и Карфаген (XII в. до н.э.) в Северной Африке, Палермо в Сицилии, Гаденс в Испании. Для расчетов и долговых писем изобрели азбуку из 22 звуков и букв, которая впоследствии была заимствована греками и римлянами и частично присутствует в церковно-славянском и современном русском алфавите.

Южнее финикийцев проживали филистимляне, которые при­шли в Палестину в конце 2-го тысячелетия до н.э. Они также при­надлежали к "народам моря", и именно отсюда произошло название "Палестина".

Своеобразие древней истории евреев (на иврите это слово означает "живущие по ту сторону реки"), состоит в том, что ис­тория народа излагается как предание об одной большой семье. Ро­доначальником ее считается Авраам из шумерского города-госу­дарства Ура, который, согла-сно легенде, привел своих соплемен­ников из Месопотамии в землю Ханаанскую (Палестину). Авраам имел сына Исаака и внука Иакова. Второе имя Иакова — Изра­иль — и дало название народу в новом месте его обитания (израилиты, израильтяне). Слово "иудеи" происходит от названия ре­лигии.

У Иакова было несколько сыновей, но самым любимым стал Иосиф. Завистливые братья продали его в рабство купцу, шедше­му с караваном в Египет. Он прославился в окружении фараона своими мудрыми советами и толкованием снов. Затем к Иосифу приехали многие род­ственники.

Согласно библейскому преданию, все еврейские племена, прибывшие в Израиль, были обращены в ра­бов и выведены в Египет. Через несколько поколений, если не веков, им все же удалось вернуться в Ханаан, и проделали они все это под предводительством пророка Моисея и при содействии бога Яхве.

Пророк Моисей жил в. XIII в. до н.э. Его почитают как самого выдающегося в истории евреев человека, создателя всех установлении для справедливой судебной деятельности и отправления культа. Он скончался, по преданию, в возрасте 129 лет, из которых 40 лет вел борьбу, включая и вооруженную за освобождение народа Израиля от рабства и за вытеснение с земли ханаанской соперничавших племен и народов.

По возвращении из Египта 12 колен (племен) израилевых усилились за счет завоеваний, находясь сначала под предводительством судей (фактически военных вождей с судейскими полномочиями), которые подчинили народ единому богу Яхве (Иегове).

Социально-политическая история древних евреев распадается на следующие периоды.

Ок. 1800 г. до н.э. — исход патриархов из Месопотамии в Ханаан.

1320 г. до н.э. — исход евреев из Египта, сорокалетнее блуждание по Синайской пустыне, сообщение богом Яхве на горе Синай через пророка Моисея 10 заповедей для избранного им народа.

1200—1025 гг. до н.э. — период правления судей.

В 1025 г. первый иудейский царь Саул объединяет 12 колен (племен), чьи предки считались родственниками человека по имени Израиль. С 1004 по 999 г. до н.э. Давид из колена Иуды победил фили­стимлян и стал царем в Хэвроне, а с 997 по 965 г. до н.э. правил царством со столицей в Иерусалиме. Его младший сын Соломон правил с 965 по 926 г. до н.э. Он уделил большое внимание уст­ройству государства и сооружению в Иерусалиме храма богу Яхве. Он же способствовал тому, что торговля стала царской монополией.

После его смерти произошел распад царства на Израиль (на севере) и Иудею (на юге). В 722 г. до н.э. Израиль был завоеван и уничтожен как самостоятельное государство ассирийцами. Населе­ние 10 колен израилевых было изгнано с этой земли либо уведено в плен. Иудея отстояла свою независимость, однако в 586 г. до н.э. произошло покорение Иерусалима вавилонянами, которые разру­шили храм Яхве и увели в плен многие знатные семейства (так называемое вавилонское пленение). В 538 г. до н.э., в правление Кира Великого, был восстановлен город Иерусалим и возведен второй храм в честь бога Яхве. Канонизация Ветхого Завета про­изошла в VI—V вв. до н.э., в правление царя Осии.

Государственность стала для древнееврейских племен мощным фактором сплочения и регулирования. Государство было много­функциональным учреждением — светским и религиозно-культо­вым. У царя из 17 титулов ключевыми были 5—6, например ука­зание на богорожденность царя Давида и основанной им династии.

Правовые принципы в Торе. Первые пять книг Библии соста­вили одно целое и получили по-еврейски название Тора, т.е. За­кон. По верованиям позднего иудаизма, поми­мо письменной Торы Моисею была дана также устная Тора. Тора состоит из пяти книг. Отсюда другое название Торы — Пятикни­жие Моисея (наряду с названием Закон Моисея). В христианской традиции название это относится к первым пяти книгам Ветхого Завета.

Пять книг Моисея имеют следующую структуру изложения:

1-я книга —Генезис (Книга бытия). В 11 главах содержатся сведения о происхождении мира и рода человеческого. В книгах 12—50 изложена история предков народа Божьего, избранного народа, народа Израиля.

2-я книга называется Исход (40 глав). Она повествует об уходе евреев из Египта, о странствиях по пустыне и о заключении ими Договора (Завета, Союзного Соглашения) с богом Яхве на горе Хориве (Синай), где он сообщает им свои заповеди.

3-я книга (Левит) содержит собрание общеобязательных нормдля священнослужителей из колена Левиина. Иногда для краткости книга именуется Кодексом святости.

4-я книга (Числа) начинается с описания переписи народа, содержит дополнительные сведения о его странствиях по пустыне и о правилах и нормах законодательного характера.

5-я книга (Второзаконие) воспроизводит в более пространном изложении законы, данные на Синае.

В беседе на священной горе в Синайской пустыне бог Яхве якобы еще раз подтверждает Моисею обещание, данное им в свое время Аврааму. Взамен Яхве требует исполнения своих заповедей. Моисей запечат­левает их поначалу на двух каменных досках (скрижалях).

Всего заповедей 10, из них первые 4 учат и требуют от лю­дей должного отношения к Богу, к его почитанию и его наставле­ниям на сей счет.

Шесть остальных заповедей посвящены тому, как относиться по-доброму к людям и не обижать их, не причинять им вреда.

В Пятикнижии помимо запове­дей изложены также сведения о судебных решениях, об обязан­ностях перед Яхве и соплеменниками, о мотивах отдельных по­ступков. После получения 10 заповедей Моисей был выбран посред­ником между народом и Богом, поэтому часть Пятикнижия, воспринимается своеобразной кни­гой законодательных установлении. Эта часть и получила наимено­вание Книги Договора. Книга Договора предстает собранием установлений и требований самого разного назначения — морального, юридического, обрядового и т.д.

Книга Договора содержит следующие конк­ретные установления, имеющие основополагающее значение для правопонимания и применения заповедей и конкретных законода­тельных установлений.

Прежде всего это принцип равного возмездия (ответной справедливости), известный как принцип "око за око". Следующий принцип — равенство перед установлениями Бо­жьими (равнозаконие) для соплеменников и для гостя (иноземца). Сюда же следует причислить и принцип "сын за отца не отвечает" в делах преступных. О рабстве сказано, что рабами надо пользоваться по законам. Вору, который не в состоянии уплатить штраф, грозило об­ращение в рабство.

Весьма своеобразными предстают законы о седьмом дне и седьмом годе и праздниках. Седьмой день — день отдыха для че­ловека, рабочего скота и гостей хозяина. Седьмой год — отдых для земли, которую шесть лет засевали и собирали урожай. В году три раза празднуются дни с чествованием Господа — день исхода из Египта (праздник опресноков — семь дней вкушают пресный хлеб}, затем праздник жатвы первых плодов и праздник собирания плодов.

Изложение законодательных установлении, регулирующих лично-имущественные права и обязанности и кары за преступления, носит казусный характер. Требование закона изложено как решение конкретной частного конфликтного случая (казуса).

Царь считался высшей административной и судебной инстанцией. Он не мог быть иноземцем, который "не брат тебе".

Имущественные права в Торе относятся преимущественно и области купли-продажи, аренде, залогу (натуральному и денежному). Земля не продавалась навсегда — она считалась обетованной (полученной в пользу по обету). Продавалось обычно "известное число жатв" до так называемого юбилея (каждого 50-го года), и таким образом фактически оформлялась аренда. Участок, отошедший владельцу за долги, подлежал возврату в тот самый юбилейный год, когда происходило "прощение долгов". До истечения 50-летнего срока можно было выкупить участок на известное число жатв. Строения в городах продавались навсегда.

Рабов из числа евреев также надлежало отпускать в юбилейном году, если они были в рабстве за долги. При этом надлежало их вместе с семьей и наделами снабжать "от стад твоих и от гумна твоего". Закон предписывал не допускать жестокости и предусматривал возможность досрочного (до юбилейного года) выкупа с помощью родственников. Рабы-иноплеменники могли быть в вечном владении.

Ростовщичество серебром и хлебом полагалось применять только по отношению к иноземцу и запрещалось к "брату" (еврею). Благим деянием считалось давать бедным взай­мы и на 7-й год прощать такой долг. В каждом доме предписывалось иметь "точную и правильную гирю и ефу" (меру объема).

Наследование производилось по следующим правилам: пер­венцу — двойную долю, дочерям — только в виде приданого и в том лишь случае, если они становились женами в колене отца сво­его. Отец вправе отказать сыну, но по решению суда и в том лишь случае, если сын "буен и непокорен, мот и пья­ница", суд вправе приговорить сына к смерти.

Брак оформлялся по воле родителей. Отец имел право про­дать свою дочь. Муж мог дать развод с процедурой, включающей составление "разводного письма", после чего жена могла вступать во второй брак.

По обычаю бездетная вдова становилась женой деверя, что­бы рожденный в этом браке первенец считался сыном умершего. Если же деверь отказывался от вдовы брата, то он подвергался публичному посрамлению. Невестка должна была снять с него са­пог и плюнуть в лицо, после чего род его именовался "домом ра­зутого".

Карательные законы предусматривают наиболее тяжкие на­казания за религиозные преступления: непочитание субботы, под­стрекательство к идолопоклонению, к хуле на Бога, принесение жертвы другим богам.

Широко применялся принцип равновозмездности — соразмер­ности наказания с причиненным вредом ("око за око"). Лжесвидетель должен был нести ту же ответственность, которая полагалась обви­няемому. Принимался к учету также умысел, либо неосторожность и случайность. Виновным в случайном убийстве предписывалось иметь в виду три города-убежища, где они могли укрываться от кровной мести. Убийство ночного вора на месте преступления можно считать древней разновидностью не­обходимой обороны. Срывать и есть ягоды в чужом винограднике дозволялось, но запрещалось собирать их в сосуд. Если вол забодает человека, то его хозяин достоин предания смер­ти, если он знал, что "вол бодлив и не стерег его". Виновный в ссо­ре в состоянии сильного душевного волнения обязывался к "плате за остановку в работе" и расходов на лечение.

В законах о наказаниях за убийство различаются убийство "с намерением" (оно влечет предание виновного смерти) и без злого умысла — в этом случае убийца может бежать в укрытие (к жерт­веннику). Смертью карались похищение и продажа в рабство со­племенников. Такое же наказание полагалось за удар своего отца или своей матери, а также для того, "кто злословит отца своего или свою мать". Смертная казнь, осуществлялась путем побивания камнями, пронзания копьем, повешения. Телесные нака­зания, если виновный будет достоин побоев, — 40 ударов плетью перед глазами судьи, и не больше: "...чтобы не был обезображен пе­ред глазами твоими брат твой...". Отсечению руки подвер­галась женщина, оскорбившая своего мужа действием.

Санкция судейская на основании законодательных установле­нии часто дополнялась религиозной с указанием неблагоприятных последствий в потустороннем мире.

Наказанию в виде проклятья подвергался нарушающий межу ближнего своего, превратно осудивший пришельца, сироту и вдо­ву, а также сбивающий слепого с пути.

За кражу барана ущерб возмещался четырьмя баранами, за кражу вола — пятью волами. Санкции для воров: вор должен заплатить вдвое за украденное или быть проданным в раб­ство. Безнаказанно можно было убить ноч­ного вора, но нельзя было убить его после восхода солнца — тог­да вступало правило о воздаянии за пролитую кровь.

Помимо обычного наказания существовала обязанность при­носить в храм для всесожжения жертву за грех и жертву повин­ности — в зависимости о тяжести проступка. Приносили в жерт­ву тельца, мелкий рогатый скот, двух горлиц либо ефу муки. Подобную жертву должен был приносить и тот, кто "был свидетелем, видел, знал, но не объявил", "поклялся сделать ху­дое дело", "по неведению согрешил".

Суд проходил публично вблизи жертвенников и осуществлялся назначенными должностными лицами.

Значительная часть Пятикнижия посвящена правилам праведного образа жизни, отправления священнических обязанностей. Предписания в этих частях напоминают предписания закона. В этой массе законоустановительных тре­бований выделяется фрагмент книги, содержащий особый свод законоустановлений, который и получил условное название "Кодекс святости".

Пятикнижие Моисея — это часть первых книг Библии. Оно является первой и древнейшей ее частью, называемой в христианстве Ветхим Заветом. В нём по православному канону — 50 книг (39 книг канонических и 11 неканонических, в которых, согласно православной доктрине, есть важные назидательные и повествовательные сведения). Существует также вторая часть Библии, именуемая Новым Заветом, которая состоит из 27 книг (четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостолов и Откровения апостола Иоанна).

Лекция : Государства и право Древней Греции.

План лекции:

  1. Государство и право в Афинах.

  1. Спартанское государство и право.

studfiles.net

1. Предмет и метод науки истории права 10

3. Право и общество древнего Египта 11

Название «Египет» придумали греки от искажённого «Хетха-Птах» или «Хикупта» - (от древнеегип. Крепость души бога Пта) 11

Территория и тер. управление 11

Население 11

Государственная власть 12

Право и судебная система 13

4. Право и общество стран Передней Азии (древнейший период) 14

Право Шумер 14

Древний Вавилон 14

Население Вавилона 14

Государственная власть Вавилона 15

Право по кодексу Хаммурапи 15

Суд и процесс 16

5. Государство и общество древней Иудеи 17

Население 17

Территория 17

Государственная власть 17

Моисеево законодательство 17

Частное право 17

Суд и процесс 18

6. Право и общество древнего Китая 19

Источники права 19

Правовая система 19

Органы власти и управления 19

Император 19

Народное собрание 19

Административный аппарат 20

Население 20

Вещное право 21

Обязательственное право 21

Наследственное право 22

Брачно-семейное право 22

Уголовное право 22

Суд и процесс 23

7. Ведическое право древней Индии: источники, основные институты 24

Источники 24

Законы ману 24

Вещное право 24

Обязательственное право 24

Наследственное право 25

Брачно-семейное право 25

Уголовное право 25

8. Государственность древней Индии 26

Территория 26

Община 26

Население 26

Государственная власть 27

9. Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия 28

Возникновение 28

Элементы полиса 28

10. Государственный строй древних Афин 29

Реформы государственного строя 29

Население 29

11. Право и суд в древних Афинах 32

Источники права 32

Вещное право 32

Обязательственное право 32

Брачно-семейное право 33

Наследственное право 33

Уголовное право 33

Система судебных инстанций 34

Система судебных доказательств 34

Виды процессов 34

13. Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината 36

Причины появления империи 36

Римский монархизм 36

Территория 36

Начальный период республики 36

Nomen Latinum(гегемония Рима) 36

Колонии Рима или Латинского союза 37

Союзники Рима 37

Civitates feoderatae 37

Dediticio 37

Италия и Рим 38

Провинция 38

Организация государственной власти в Риме 39

Rex, его статус и компетенция 40

Стадии процесса избрания царя 40

Система магистратов 41

Избрание магистратов 42

Виды высших магистратур: 42

Население древнего Рима 47

Полноправные римские граждане 48

15. История римского частного права 50

Вещное 50

Обязательственное 50

Брачно-семейные отношения 51

Наследственное 51

16. История римского уголовного права; уголовный процесс в древнем Риме 52

Уголовный процесс в древнем Риме 53

17. Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права 55

Источники церковного (канонического) права 56

18. Государственный строй Византийской империи 58

Православная церковь 59

Василевс 59

Бюрократический аппарат 60

Государственном совете 60

19. История источников греко-римского права 62

Кодификации византийских императоров: 62

20. История источников исламского права 67

21. История основных институтов исламского права 69

Становление исламской государственности 69

Основные институты права 69

Судопроизводство 70

Процесс 70

22. Государственность варваров 73

Территориальный элемент 73

Население 73

Власть в королевстве варваров 74

23. Основные институты частного и уголовного права по Leges Barbarorum 75

Регулирование имущественных отношений 75

Договорные отношения 76

Брачно-семейные отношения 77

Уголовное право 78

24. Суд и процесс Leges Barbarorum 80

Салическая правда: 80

В Баварской правде: 81

25. Понятие феодализма: содержание феодального права основные виды феодального землевладения 83

Причина 83

Права сеньора 83

Основные виды феодального землевладения 83

26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу 85

Ленное право 85

Институт владения 85

Обязательства 85

Lehnrecht (ленное право) 87

27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу 90

Судебная защита прав по «Саксонскому зерцалу» 91

28. Уголовный процесс по Каролине 98

Преступления и наказания 98

29. Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции 103

Школа глоссаторов 104

Школа постглоссаторов 105

Mos gallicus iuris docendi 105

Usus modernus Pandectarum 106

30. Абсолютная монархия в Западной Европе: формы и национальные институты 109

Франция. Административный абсолютизм 109

Пруссия. Просвещенный милитаристский абсолютизма 110

Австро-Венгрия. Просвещенный абсолютизм 110

Испания. Католический абсолютизм 111

Италия (республиканский абсолютизм) 111

Англия. Незавершенный абсолютизм 112

Скандинавский абсолютизм 114

31. Государственность Англии периода Революции 115

Общий ход революции 115

Протекторат Кромвеля 115

Реставрация Стюартов 116

Glorious revolution – славная революция 116

32. Становление парламентского правления в Англии: ХVIII – XIX вв. 117

34. Становление конституции США: источники конституции, конституционные поправки 122

Конституционные поправки 122

35. Развитие и становление американского федерализма 128

Федерализм 128

Предлагаемая форма правления 129

36. Конституционная история Французской революции: 1789-1814 годы 130

Декларация прав человек и гражданина 26.08.1789 г. 130

Конституция 1791 года 131

37. Законодательство эпохи Французской революции 136

Якобинская диктатура 138

38. Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции 139

Революция 1848 года: 2 республика и 3 империя 139

III республика 140

39. Конституционное положение Германии в XIXв. 141

1800г. 141

Рейнский союз 141

Германский союз 141

Революция 1848г. 142

Северогерманский союз 142

Новое государство 142

Государственный строй Германии по Конституции 1871 г. 142

40. Германское Гражданское Уложение 1896г. 144

42. История становления единой государственности Италии 146

43. Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии 150

Правительство Австрии 150

Правительство Венгрии 151

44. Веймарская конституция Германии: основные институты, механизм государственной власти 152

Название государства 152

Форма государственного устройства 152

44. Веймарская конституция Германии 154

Государственный строй 154

Законодат власть 154

Исполнит власть 154

46. История развития Японского общества и государства 161

Древнейший типа японского общества 161

Древнеяпонское право 161

Японский феодализм 161

Организация сегуната 162

Модернизация Японии 162

47. Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления 164

Политическая система 165

Право 165

Обязательственное право 165

Брачно-семейное право 165

Социальный вопрос 166

48. Фашистское государство Италии 167

Об идеологии фашизма 167

Хронология развития фашистского государства 167

Механизм Диктатуры и устройство органов власти 168

Судебная система 168

Корпоративное государство 169

Отношения с Церковью 169

Дальнейшая судьба 169

49. Национал-социализм в Германии 170

Приход фашистов к власти 170

Механизм фашистской диктатуры 171

Вооруженные силы 174

Экономика и право 174

50. Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии 176

1. Предмет и метод науки истории права

Предмет науки истории государства и права - изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов России в определенный период.

История государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических знаний, формирует широкий политический кругозор.

Под общими методами науки истории права понимаются способы изучения наиболее общих проблем данной отрасли. К ним можно отнести дедуктивный и индуктивный.

Дедуктивный помогает с помощью логических операций сложный комплекс явлений, состав. право. Индуктивный - выведение общих закономерностей путём сопоставления различного рода фактов. С помощью этих методов можно наблюдать развитие права.

Другой общий метод - экзегетика. Научная обработка права в виде толкования, т.е. его толкование учёными юристами. толкование источников права. Также упоминают герменевтику - толкование предметов культуры, одним из которых является право.

Общетеоретические построения моделей и схем позволяют связать воедино массу разноречивых фактов.

К специальным методам относится историко-сравнительный метод- наличие общей идеи права, которая постоянно проявляет себя в истории.

Систематический метод. До революции практиковалось деление науки истории права на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней историей понимается история развития и образования юридических норм и институтов. Под внешней - история источников права или производящих право сил, а также результаты действия этих сил.

Также активно использовался такой метод как периодизация, т.е. деление истории права по временным периодам с целью либо объёмнее изложить материал, либо подчеркнуть формационные особенности состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

studfiles.net

§2. Источники древнеиудейского права

История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»8. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа относятся к XIII-XII в.в. до н.э., а самые поздние – ко II веку до н.э.

Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа – Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.). Имеются также установления, не входящие в эти своды. Эти кодексы религиозных, этических, гражданских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение армии и земельное законодательство, отношения между народом и политическими вождями и т.д.

Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно условно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей и т.д.; 3) общие запреты, нарушение которых преступно не только с этической, но и с религиозной точки зрения: запрет убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства против ближнего, запрет посягательства на жену и имущество ближнего.

Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. По преданию, Тора (обе ее части), полученная Моисеем на горе Синай, предшествовала сотворению мира (Талмуд сравнивает ее с чертежом, в который смотрит архитектор, когда возводит здание), и потому остается актуальной до конца времен, до завершения мира. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.).

К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шаммая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости.

Во II веке раввин Йегуда Га-Наси предпринял первую попытку кодификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодификации». Сборник получил название «МИШНА». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много пробелов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате, в иудейских общинах на территории Вавилонии и Иудеи составляются особые своды нововведений к праву под названием ГЕМАРА («Восполнение»), посвященные, главным образом, семейным и имущественным отношениям.

Позднее, из МИШНЫ и ГЕМАРЫ возникают ТАЛМУДы (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вавилонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позволило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возникшие общественные отношения.

С падением еврейской государственности иудейское право не прекратило своего существования. До начала V века римляне, завоевавшие Иудею, разрешали применение там древнего права и деятельность собственной юстиции Сангедрина. В средневековой еврейской культуре продолжилась работа по толкованию и комментированию сборников древнееврейского права. Развитие средневекового иудейского права было связано с именем Рамбама (раввин Моше бен Маймон, Маймонид (1135-1204)), крупнейшего кодификатора Галахи, автора галахического кодекса «Мишнэ Тора» и философского труда «Морэ невухим».

В настоящее время основная часть Устного Учения записана в книгах, которые, по своему содержанию, делятся на: галахическую литературу (от слова «галахот» - «законы и правила поведения»), т.е. собственно юридическую и аггадическую литературу (от слова «аггада» - «сказание», «легенда»).

studfiles.net

Становление Израильско-Иудейского царства

Проникновение древнееврейских племен в Палестину (см. гл. VIII) не было едино- или кратковременным актом и не сопровождалось полным уничтожением местного ханаанейского населения, его общества и культуры. Поэтому так называемая эпоха судей (XII-XI вв. до х.э.) характеризовалась длительным сосуществованием и взаимовлиянием двух различных структур - городского сословно-классового общества ханаанеев и родоплеменного общества древних евреев.

Основной единицей социальной организации древних евреев являлся отцовский род (мишпаха), в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и общее место захоронения, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи, имущество должно было оставаться в роду, непременным атрибутом которого была генеалогия. В состав каждого рода входили большие отцовские семьи (бет’ аб), состоявшие из трех-четырех поколений потомков одного отца, владевшие наделом родовой земли, отвечавшие за преступления, совершаемые их членами, и т.д. Каждый индивид был неразрывно связан со своей большой семьей, родом и племенем, и поэтому полное обозначение свободного человека состояло из личного имени, отчества, названия большой отцовской семьи, названий рода и племени. Высшей, относительно стабильной единицей являлось племя, или "колено" (матте, шебет). Однако характерное для ветхозаветной традиции представление об исконности двенадцати "колен", потомков сыновей патриарха Иакова, зародилось в более позднее время, отражая растущее со временем ощущение межплеменной общности, что не устраняло обособленность племен и нередкие межплеменные противоречия и столкновения. Тем не менее ощущение межплеменной общности, но главным образом необходимость взаимодействия и взаимопомощи в покорении ханаанейских государств способствовали образованию не постоянного двенадцатиколенного союза (амфиктионии), как утверждает ветхозаветная традиция, а различных по своему составу, недолговечных и непрочных племенных союзов, имевших своими центрами почитаемые святилища в Вефиле (совр. Бетин), Гилгале (совр. Хирбет-Мефджир?), Сихеме (совр. Телль-Балата), Силоме (совр. Телль-Сайлун) и др. Эти союзы, как правило, возглавлялись советом предводителей (неси), но в экстраординарных ситуациях выдвигались, так называемые, судьи (шопет), выполнявшие функции временных военных и гражданских вождей. "Судьи" воспринимались и признавались "избранниками" бога, были отмечены печатью особой близости к божеству. Такая "богоизбранность" (харисма) могла стать и стала мощным импульсом для честолюбивых устремлений отдельных "судей", например Гидеона и его сына Авимелеха ("Отец мой царь") в первой половине XI в. до х.э. Однако их попытка образования более прочного, чем союз "колен", объединения и присвоения более объемлющей, чем полномочия "судьи", власти оказалась преждевременной. Потребовались десятилетия социально-экономического развития древнееврейских "колен", чтобы осознание необходимости установления царской власти стало более отчетливым и более всеобщим.

Такая пора наступила в середине XI в. до х.э., когда усилился напор филистимлян, давление восточных соседей - родственных по языку и происхождению аммонитян, моавитян и эдомитян, продолжалось сопротивление еще независимых ханаанейских государств. В этих условиях среди части родовой знати и влиятельного жречества зародилось стремление к созданию прочной централизованной власти, нашедшее свое выражение в требовании-призыве: "...поставь над нами царя, чтобы он правил нами, как у прочих народов" (1 Ц. 8,5). Однако существовали также сильные антимонархические тенденции, столь отчетливо выраженные в яростной инвективе против царской власти: "...вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим... И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградников ваших десятину возьмет и отдаст своим сановникам и слугам..." (1 Ц. 8, II-18).

Однако это предупреждение не воздействовало, и под давлением промонархических сил Саул, сын Киша, из малочисленного, но связанного с группой северных племен "колена" Вениамин около 1020 г. до х.э. был провозглашен царем. Он осуществил ряд действенных мер по объединению "колен" и созданию центральной власти: создал более или менее постоянную столицу в г. Гивеа (совр. Телль-эль-фуль), упорядочил набор племенного ополчения, ядро которого составляли так называемые отборные левши - воины из "колена" Вениамин, в одинаковой мере владевшие обеими руками, ввел, может быть, помимо и наряду с племенной организацией территориально-административное деление страны на 5-6 округов и т.д.

Все эти мероприятия позволили Саулу одержать ряд побед над филистимлянами и другими соседями, но одновременно усилили оппозицию против него. Наибольшая опасность для Саула исходила от могущественного южного племени Иуда, к которому принадлежал один из приближенных царя и его зять Давид, сын Иессея. Честолюбивый и умный, жестокий и изворотливый, Давид вступил в открытую борьбу с Саулом, не брезгуя даже столь сомнительным средством, как поступление вместе со своей дружиной на службу к врагу древнееврейских племен - правителю филистимлянского государства Геф. Ослабленный борьбой с Давидом, утративший доверие к себе и доверие окружения к нему, Саул потерпел сокрушительное поражение в войне с филистимлянами, а гибель его и его сыновей открыла путь к власти удачливому сопернику - Давиду.

После гибели Саула "пришли мужи Иуды и помазали там (в Хевроне) Давида на царство над домом Иуды" (II Ц. 2, 4). Провозглашение Давида царем над Иудой и другими южными "коленами" не случайно имело место в Хевроне (совр. Эль-Халиль) - одном из наиболее почитаемых культовых центров Южной Палестины, ибо Давид нуждался в поддержке этого святилища в предстоящей борьбе с северными "коленами", не собиравшимися смириться с утратой своего преобладания в возникающем государстве. Семь лет длилась изнурительная борьба за власть, завершившаяся победой Давида, и "пришли все старейшины Израиля к царю [Давиду] в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет (берит) перед Яхве, и помазали Давида царем над Израилем" (II Ц. 5, 3). Новейшие исследования доказали распространенность на всем древнем Ближнем Востоке института "договора" или "завета" как регулятора отношений между государствами, между богом/богами и людьми, между царем и его подчиненными и т.д. При всем многообразии этих заветов они все основывались на отношениях партнерства и/или зависимости, имели своей целью регулировать эти отношения и закреплять их в сакрально обязательном порядке. Заветом в Хеврове, установившим пределы власти Давида, обязанность и права "колен", выражены две противоречивые тенденции в политике государственного строительства этого царя: его стремление обеспечить себе поддержку "колен" признанием и сохранением родо-племенных институтов и традиций и его стремление укрепить государство, царскую власть путем усиления территориально-административной организации в ущерб родо-племенной. Все длительное царствование Давида (ок. 1004-965 гг. до х.э.) пронизано этим противоречием, обусловившим и силу, и слабость создаваемого государства.

В начале царствования Давида государство продолжало оставаться весьма непрочным союзом двух групп "колен" - северной, возглавляемой Эфраимом, и южной, с Иудой во главе. Непрочность этого союза была вызвана еще и тем, что между территориями обеих групп племен находилось независимое ханаанейское государство Иерусалим. Поэтому одним из первых начинаний Давида было взятие сильно укрепленного Иерусалима (в 995 г. до х.э.), объявленного им своей столицей. Поскольку Иерусалим находился вне территорий "колен", то перенос столицы в этот стратегически важный город способствовал усилению власти царя. На это же были направлены и другие мероприятия Давида. Он реорганизовал вооруженные силы, создав, наряду с племенным ополчением, зависимый от царя и верный лично ему отряд так называемых витязей (гибборим) и постоянное войско из чужеземных наемников. Вся страна была разделена на двенадцать округов, границы которых более или менее соответствовали племенным территориям, но включали также покоренные ханаанейские города, а назначение "начальников" (cap) над этими округами было явным нарушением племенной автономии. Был оформлен центральный государственный аппарат в Иерусалиме, включавший "начальников над имуществом царя Давида", т.е. чиновников создаваемого царского сектора экономики, "советников" царя и др. Более определенными стали также функции царя: он был верховным предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, участвовал в культе, однако ни Давид, ни его преемники не были царями-жрецами.

Создание дееспособного государственного аппарата позволяло Давиду вести активную и успешную внешнюю политику, чему содействовало также ослабление в XI в. до х.э. государств-гегемонов Передней Азии - Египта, Ассирии и иных. Давид оттеснил филистимлян, распространил свою власть на Заиорданье и, возможно, подчинил своему влиянию некоторые области к северу от Палестины.

По мере укрепления государства Давида все отчетливее сказывались последствия двойственности его политики. Упрочение "государственных начал влекло за собой усиление оппозиции со стороны отстраненных от власти северных "колен" и священников ряда влиятельных местных святилищ, особенно святилища в Силоме, взбудораженных намерением царя построить храм Яхве в Иерусалиме, который должен был стать культовым центром всего государства. Своеобразным проявлением этой оппозиции был мятеж Авессалома, третьего по старшинству сына Давида, подавленный ценой больших усилий. Но племенные противоречия и интересы более отчетливо проявились в восстании вениаминита Савея, сына Вохора, провозгласившего: "...нет нам части в Давиде... все по шатрам своим, Израиль! И отделились все мужи Израиля от Давида и пошли за Савеем, сыном Вохора, а мужи Иуды остались на стороне царя своего [Давида]..." (II Ц. 20, 1-2).

В мятеже Авессалома и восстании Савея вопрос об "отмене" государства больше не ставился, спор шел о характере этого государства: сохранить ли родо-племенные традиции и институты за счет ослабления центральной государственной власти или укрепить последнюю за счет ослабления родо-племенных институтов и традиций? При дворе дряхлеющего Давида противоборство обеих тенденций сфокусировалось в вопросе престолонаследия. В острой борьбе победу одержала группа придворных, включавшая священника Садока, возможно выходца из местного ханаанейского жречества, командира иноземных наемников Ванею и других, оказавших поддержку младшему сыну Давида, Соломону, который и стал царем (965-926 гг. до х.э.).

Если в обрисовке облика и деятельности Давида ветхозаветная традиция старательно подчеркивает "народность", простоту поведения пастуха на троне, то Соломон предстает в ней как выразитель рафинированной атмосферы ближневосточного царского двора. Он начинает свое царствование вполне в духе этой атмосферы, с жестоких расправ над своими противниками, ознаменовавших разрыв с двойственной политикой Давида и однозначный выбор тенденции к укреплению центральной государственной власти в ущерб родо-племенным традициям.

В отличие от осторожной сдержанности Давида, не приобщившегося к "большой политике" Ближнего Востока, Соломон в нее вторгся. Он отодвинул границы своего государства в северном направлении, установил свой контроль над Акабским заливом, на северном побережье которого построил сильно укрепленный город Эцион-Гебер (совр. Телль-Халейфа), ставший центром металлургии меди и важной гаванью. Отсюда уходили в плавание в богатый золотом Офир (на побережье Индийского океана в районе Африканского рога или на побережье Аравийского полуострова) совместные экспедиции Соломона и Хирама, правителя могущественного финикийского государства Тир. Соломон установил также дружественные отношения с египетским фараоном, скрепленные династическим браком, что способствовало проникновению египетского влияния во многие сферы столичной придворной жизни: оно сказывалось в роскоши и пышности царского двора, во введении сложного придворного церемониала, в постоянном восхвалении мудрости царя и т.д., но особенно в мероприятиях государственного строительства.

Сооружение городов и крепостей, храмов и гробниц всегда являлось одной из важнейших обязанностей, одной из главных добродетелей древневосточных царей. Ветхозаветная традиция также видит в активной строительной деятельности Соломона проявление его мудрости и добродетели, а археологические раскопки последних десятилетий доказывают размах и грандиозность осуществленного царем строительства, включавшего дворцы и крепости в Мегиддо (совр. Телль-эль-Мутеселлим), Хацоре (совр. Телль-эль-Кеда) и других местах, но самым прославленным сооружением Соломона был храм Яхве в Иерусалиме. Этот храм повторял характерные особенности ханаанейско-финикийского храмового зодчества и представлял собой четырехугольное продолговатое сооружение на возвышении, с портиком, ведущим в зал, в задней части которого находилось "Святое святых". Окруженный двором и хозяйственными строениями, храм образовывал единый ансамбль с царским дворцом, в чем наглядно проявлялось назначение столичного храма - быть одновременно царским и общегосударственным святилищем.

Соломон продолжил начатое его отцом оформление центрального государственного аппарата, включавшего первосвященника Иерусалимского храма, "писцов", ведавших царской корреспонденцией и составлением царских анналов, "глашатая", в ведении которого были связь между царем и страной, руководство сложным придворным церемониалом. Вслед за введенной уже Давидом должностью командующего войском названы "фуг царя", выполнявший функцию царского советника, и "[который] над домом" - часто упоминаемый не только в Ветхом завете, но также в эпиграфическом материале управляющий царским хозяйством, царским "домом". В подчинении у этих высших сановников находились многочисленные рядовые писцы, которые обучались в школах и играли значительную роль в духовной жизни страны.

Грандиозное строительство и роскошный двор, многочисленное чиновничество и наемное войско требовали огромных расходов, и Соломон установил единую податную систему, в которой ощущается влияние фискальной организации Египта и других древнеближневосточных государств. Все государство, возможно исключая территорию "колена" Иуда, было разделено на 12 податно-административных округов: "И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его: каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году" (III Ц. 4, 7). С населения взималась натуральная подать - десятина с урожая и с годового приплода скота, что совместно с поступлениями из царских хозяйств обеспечивало потребности царского двора и администрации, составлявшие, согласно преданию, около 12 млн. л муки, 10 950 голов крупного рогатого скота и 36 500 голов мелкого скота. Деятельность "приставников" контролировало специальное должностное лицо - "[который] над приставниками". Помимо натуральной подати часть населения страны, главным образом покоренные ханаанеи, должна была выполнять также трудовые повинности. Однако нередко, для строительства крепостей, Иерусалимского храма и т.д., к трудовой повинности привлекался также "весь Израиль", что не могло не усиливать недовольство значительной части населения, особенно северных "колен", не укрепить их центробежные устремления, ставшие особенно интенсивными после смерти грозного царя и в связи с воцарением его сына Ровоама (926- 910 гг. до х.э.).

Собравшееся в Сихеме для провозглашения Ровоама царем "собрание Израиля" обратилось к нему с требованием уменьшить трудовые повинности и подати, обещав в случае удовлетворения этих требований сохранить верность Давидидам. Ровоам "совещался со старейшинами", и те советовали царю уступить, однако "юноши, которые выросли вместе с ним (царем)", посоветовали Ровоаму ответить: "...если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами" (III Ц. 12, 1-14). В этой связи интересен вопрос о трех институтах, сыгравших столь решающую роль в событиях в Сихеме: если появление там "собрания", бывшего в домонархическое время авторитетной сходкой членов племенного союза, и "старейшин", игравших столь значительную роль в эпоху "судей" и при воцарении Давида, равно как и даваемый ими совет, указывают на усиление после смерти Соломона родо-племенных институтов и традиций, то деятельность там "юношей", видимо из ровесников молодого царя, представителей придворной знати, образовавших неформальный совещательный орган, и содержание данного ими совета выражали Соломоновы принципы сильной централизованной царской власти.

В Сихеме, таким образом, столкнулись не только противоречивые интересы двух групп "колен", но и две ведущие тенденции в вопросе о сущности государства: тенденция к дальнейшему укреплению централизованной царской власти в ущерб родо-племенным институтам и тенденция к ограничению царской власти именно этими институтами и традициями. Ровоам внял совету "юношей", и над Сихемом раздался клич северных "колен": "Какая нам часть в Давиде?.. по шатрам своим, Израиль!.." (III Ц. 12, 16), что означало разделение в 926 г. до х.э. государства Давида - Соломона на два небольших государства - южное, Иудейское, и северное, Израильское.

Источники:

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

См. также:

www.world-history.ru