Горожане в древней руси. Пища земледельцев и горожан в древней Руси. Развлечения ГОРОЖАН , не князей,а горожан Семья и воспитание у горожан Это все древняя Русь 60б
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30. Горожане в древней руси


Города и горожане в Древней Руси — реферат

ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.Т. Калашникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории на тему:

«Города и горожане в Древней Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: студент группы

                                 Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2014

Содержание.

 

  1. Содержание……………………………………….....стр.2
  2. Появление городов в Древней Руси……………….стр.3-4
  3. Внутреннее устройство городов…………………...стр.5
  4. Города Древней Руси……………………………….стр.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление городов в Древней Руси.

 

Славяне, как центрально-европейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь "из варяг в греки". Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго- западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки" (см. приложение 1), по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутреннее устройство городов.

 

К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Города Древней Руси.

 

По летописи можно установить существование в IX- X вв. свыше двух десятков русских городов:

1. Белгород (980)

2. Белоозеро (862)

3. Василев (988)

4. Вышгород (946)

5. Вручий (977)

6. Изборск (862)

7. Искоростень (946)

8. Киев 

9. Ладога (862)

10. Любеч (882)

11. Муром (862)

12. Новгород  (862 г.)

13. Пересечен (922)

14. Перемышль (981)

15. Переяславль (907)

16. Полоцк (862)

17. Псков (903)

18. Родня (980)

19. Ростов (862)

20. Смоленск 

21. Туров (980)

22. Червень (981)

23. Чернигов (907)

 

 

 

 

 

referat911.ru

Города и горожане. Определение древнерусского города



Вспомните! Особенности возникновения городов в средневековой Европе.

Возникновение города было связано с развитием хозяйства.

Города возникали двумя путями: на месте античного города и на месте, удобном для развития торгово-ремесленной деятельности, вырастая из небольших варварских поселений.

На карте «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 65) найдите и опишите местоположение городов Древней Руси. В чём схожесть их географического положения?

Псков, Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Витебск, Смоленск, Муром и др. Города расположены в основном возле рек.

Чем занимались люди всех этих профессий?

Кузнецы – ковали оружие, плотники – обрабатывал дерево, кожевенник – обрабатывал кожу, гончар – делал посуду из глины, «щитник» - изготовлял щиты, «мостник» - строил мосты.

В основном ремесленники являлись свободными людьми. Но были среди них и те, кто попал в зависимость от другого человека (князя, боярина). Как это могло произойти?

В основном за долги.

Подумайте, как были связаны друг с другом горожане и сельчане.

Были купцы, торговавшие по городам и весям (сёлам) Руси. Они доставляли в другие русские города и деревни то, чем славились их родные места. Новгородский купец вёз меха, ремесленные изделия, киевский — пшеницу, торговец из Волыни — соль.

Были и мелкие торговцы, которые поставляли ремесленникам из близлежащих деревень сырьё (кожевенникам — кожи, кузнецам — руду), а также обеспечивали горожан продовольствием.

Прочтите пять определений древнерусского города и самостоятельно составьте своё определение.

Древнерусский город – это административный, хозяйственный, налоговый, оборонительный, культурный, политический центр Древнерусского государства.

1. Вспомните материал из курса истории Средних веков и подумайте, сильно ли древнерусский город отличался от западноевропейского. При ответе опирайтесь на иллюстрации данного параграфа.

Некоторые города Европы отличались от древнерусского города. В частности те, которые возникали из античных городов. В средневековых городах Европы при строительстве активно использовался камень. Древнерусский город был в деревянным.

2. Кто жил в древнерусских городах?

Население древнерусского города состояло из ремесленников, торговцев (купцов), городского боярства, священнослужителей.

3. Продолжите фразу: «Город в Древней Руси — центр ...».

Древнерусской культуры.

4*. На основании дополнительной литературы составьте рассказ о возникновении одного из древнерусских городов.

Покорил князь племя вятичей и заложил новый город. В центре поставил укрепление (детинец, кремль). Постепенно в него начали стягивать ремесленники и торговцы из других земель. Появлялись городские районы — концы и посады, состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов и огородов, незастроенных пустырей.

resheba.com

Города Древней Руси. Возникновение городов Древней Руси

Города Древней Руси

Зарождение городов в Древней Руси относится к IX—X вв. Их возникновение было связано с формированием классового общества и государственности, начавшимся процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и вовлечением древнерусских земель в международную торговлю. Как и во многих странах Европы и Азии, города на Руси возникли из племенных центров, складывались вокруг замков феодалов или стен монастырей, образовывались путем слияния нескольких близлежащих селений, вырастали из сторожевых крепостей или были основаны в качестве форпостов — опорных пунктов — в землях с неславянским населением.

Раннесредневековые русские города выполняли, как правило, сразу несколько социальных функций: административную (были центрами политической власти для сельской округи), военную (за их укрепленными стенами окрестное население искало спасения при вторжении врага), экономическую (именно город становился местом, где охотно селились ремесленники и торговцы, где концентрировались денежные и материальные ресурсы), религиозную и образовательную (являлись центрами духовной и культурной жизни). Устойчивость и долговечность города определялись прежде всего интенсивностью и крепостью его связей с сельской округой. Главное его отличие от деревни — занятия населения преимущественно торговлей и ремеслом. По данным летописей и археологических раскопок, в X в. на Руси было 25 городов, к середине XIII в. — около 300.

Однако монгольское нашествие стало катастрофой для судеб русских городов. Большая часть их была разрушена, при этом многие впоследствии так и не восстановились, а другие влачили жалкое существование. Еще более трагические последствия имело ордынское иго для социального строя русского города. Именно в это время изменился характер отношений между князем и горожанами. В общественном строе городов домонгольской Руси посадное население (купцы и ремесленники) играло такую важную роль, что она позволила некоторым историкам прийти к выводу о существовании в этот период городов-государств, близких по своей социальной природе к полисам Древней Греции. Но в результате установления ордынского ига города, за исключением Новгорода и Пскова, становятся княжескими вотчинами — столицами феодальных княжеств, имеющих относительно небольшие посады, или же пограничными крепостями с малочисленным торгово-ремесленным населением. Посадские общины оказались политически бесправны перед лицом усиливающейся княжеской власти.

Возрождение русских городов относится ко второй половине XIV в. Оно связано с начавшимся объединением русских земель вокруг Москвы и высвобождением от зависимости Золотой Орды. Однако, ослабленные экономически и политически, города оказались не способны противостоять возрастающим самодержавным началам Московского княжества. В отличие от городов Западной Европы русские города не смогли выступить как самостоятельная сила. В разгар борьбы Ивана III с Новгородом псковичи поддержали московского великого князя. Не было единства и среди новгородцев: одни готовы были отстаивать старинные вольности, другие предпочитали перейти под «сильную руку» Москвы или Литвы. В результате 1478 год стал концом Новгородской феодальной республики. Пагубные последствия для судеб города имел опричный террор в царствование Ивана Грозного, разоривший наиболее развитые городские центры, а в Новгороде во время чудовищной карательной экспедиции было истреблено несколько тысяч человек.

Самодержавие установило предельно ограниченные рамки для предпринимательской деятельности, централизовав местные купеческие капиталы и введя государственную монополию на все наиболее прибыльные промыслы. Жесткая правовая регламентация привела в середине XVII в. к фактическому закрепощению горожан. В 1699 г. Петр I ввел в городах посадское самоуправление: были учреждены земские избы (с 1721 г. магистраты), подчинявшиеся центральному органу — бурмистерской палате, переименованной вскоре в ратушу. Эта реформа, призванная несколько облегчить правовое положение посадских людей, способствовала дальнейшему оформлению сословного строя, а также укрепляла статус городов. Заметную роль в истории российского города сыграли реформы Екатерины II в 1775—1785 гг. Задачи административного управления Российской империей привели к тому, что число городов резко увеличилось: к 232 городам, существовавшим ранее, было добавлено 165 новых (более четверти из них не смогли в дальнейшем удержать городской статус). Одновременно был повышен и социальный статус городского гражданства (купцов, мещан, цеховых). Правовая защищенность горожан от произвола бюрократии была более или менее обеспечена.

Доля горожан во второй половине XVIII в. составляла 8—9% общей численности населения, и к концу столетия по этому показателю Россия опережала многие страны Европы, уступая лишь Англии и Франции. Однако основная масса малых городов того времени по своему облику, инфраструктуре, занятиям населения мало чем отличалась от сел. В 1760-е гг. 47% городского населения были заняты в аграрном секторе, в 1790-е — 45%, только в 1850-е эта цифра упала до 12%. Сохранение крепостнических отношений в стране и правовое ограничение сельской миграции сдерживали демографическое и социально-экономическое развитие города. Реформы 60—70-х гг. XIX в. существенно изменили положение города и горожан. Промышленный бум, «пролетаризация» привели к быстрому размыванию мещанства и к классообразованию на новой основе: за 1865—1879 гг. ряды промышленного пролетариата выросли в полтора раза и насчитывали около 1 млн. человек. В соответствии с новой социальной структурой общества были осуществлены и преобразования в сфере городского самоуправления. Положение о городах 1870 г. заменило сословные органы городского управления бессословными. Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Но в 1892 г., в эпоху контрреформ, был существенно ограничен круг избирателей и усилен контроль государственной бюрократии за деятельностью органов городского самоуправления.

В 1897 г. в городах проживало 13,4% всего населения Российской империи. При этом лишь 16 городов имели более 50 тыс. жителей: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань, Тула, Нижний Новгород, Самара, Екатеринодар, Царицын, Екатеринбург, Иваново-Вознесенск, Томск, Новочеркасск, Иркутск.

Расширение сети городов в советское время происходило прежде всего на базе промышленного производства. Характерными чертами урбанизации в годы первых пятилеток были возрастание роли больших городов, формирование городов-спутников вокруг крупнейших городских центров, возникновение новых городов в богатых природными ресурсами районах страны, быстрое формирование столиц национальных автономий. С 1926 по 1939 г. число городов в России выросло с 461 до 574. Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, сдвиг в размещении производительных сил на Восток и на Север привели к образованию новых городских поселений. Отличительной чертой городообразовательных процессов после войны стало создание вблизи крупнейших городов научных центров (Дубна, Звездный, Новосибирский академгородок), а также возникновение закрытых городов, работавших на оборонные нужды страны. В 1959 г. в России насчитывалось 877 городов, в 1989 г. — 1037.

Начиная с 1926 г., когда была проведена первая в советское время перепись населения, и до начала 90-х гг. городское население пополнялось во многом за счет миграции из села. В эти годы сельские мигранты составили 44% от общего числа горожан. В 1994 г. доля городского населения в России равнялась 74%. Однако уже в 1980-х гг. темпы урбанизации заметно упали, а в начале 90-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге — крупнейших городах России — произошло даже небольшое сокращение численности населения в результате неблагоприятных социально-экономических условий и наступления очередной демографической волны, вызванной последствиями Великой Отечественной войны.

Источник: yunc.org

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

Небольшое сочинение про жизнь горожанина древней руси . кто...

Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев. Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах — забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили. Новгородец летом в доме не жил, только ночевал. В доме было темно и тесно. Зимой, напротив, лишний раз старались наружу не выходить. А летом вся жизнь проходила на улице. А женщины? Еще историки XIX века писали, что русская горожанка, в особенности знатная, была затворницей и почти не выходила со двора. Так то в московский период — XVI–XVII век, а что было раньше, нам неизвестно. А как выглядел средневековый горожанин? На Западе есть многочисленные изобразительные источники, Русь таковых почти не оставила. И письменные источники очень скудны. Например, считается, что мужчины Древней Руси носили длинные волосы. На этот счет есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV в.: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины одну, женщины две». Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы. Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» — длинные штаны. Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. Городская обувь, особенно там, где имелись деревянные мостовые, была из кожи. Лапти — «лыченицы» являлись крестьянской обувью. И это, конечно, было не единственным отличием в быту сельского населения. Ритмы жизни здесь более подчинялись ритмам сельскохозяйственного цикла и в большей мере зависели от природы.

Оцени ответ

reshebka.com

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. — КиберПедия

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за су­ществование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые ро­гатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы от­биться от степняков.

Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин яв­лялся главой семьи, в которой совместно жили и ве­ли общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабаты­вали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать за­муж против воли.

Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в по­ле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присмат­ривали за младшими братьями и сёстрами, помога­ли матери по хозяйству, учились у неё прясть пря­жу, ткать полотно, шить одежду.

В Древней Руси, особенно в крестьянских семь­ях, люди рано вступали в брак, так как очень цени­лись трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Долгими зимними вечерами при свете лучин жен­щины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях соби­ралось вече.

Постепенно города росли и становились торговы­ми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ре­мёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изго­товление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ре­месленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.

По большим и малым городам Руси шумели тор­ги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чекан­ным узором посуда. Рядом стояли гончарные из­делия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук ко­жевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Куп­цы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, ору­жием, пряностями и винами.

С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, ка­натов и пр., выделанных говяжьих кож, а также про­дуктов морских промыслов Севера (тюленьи, мор­жовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.

Купцы играли значительную роль не только в го­родской жизни, но и в политических делах. На вер­шине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.

В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и испол­няли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.

Города были центрами культуры. В них органи­зовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

Быт простых горожан мало отличался от кресть­янского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормили­цы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слуга­ми в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знат­ных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Со­гласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.

Развлечением знати были охота и богатые дру­жинные пиры. Столы были уставлены дорогой по­судой, не только кубки, но и ложки были серебря­ными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Любимыми забавами богатых людей была соко­линая, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Даже после принятия христианства большин­ство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славян­скими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.

 

Военное дело.

Большое место в жизни людей за­нимали различные военные дела. Профессиональны­ми воинами были княжеские дружинники. Они пе­редвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защит­ными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохрани­тели оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружа­лись попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал на­сквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,

она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.

Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружи­на, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём на­ходилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богаты­рей, которых выставляла каждая сторона.

Жилище.

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение су­щественной разницы между образом жизни верхуш­ки общества и основной массы населения.

Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился те­рем — высокое деревянное здание-башня, где разме­щалось отапливаемое помещение — изба, а также хо­лодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливае­мые помещения. Их соединяли с избой холодные пе­реходы — сени. В богатых хоромах была ещё и грид­ница — большая парадная горница, где хозяин пи­ровал со своей дружиной.

Недалеко от хором находились жилища господ­ских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зер­новые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них храни­лись зерно, мясо, мёд, вино, ово­щи и другие продукты. В не­большом отдалении находилась баня. Все постройки объединя­лись единым двором. Дворы бы­ли окружены каменными или деревянными оградами с могу­чими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жи­лым. Здания состояли из нескольких комнат. В ком­натах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развеши­вали полки для посуды. Богатые покои часто укра­шались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны мед­вежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в ле­состепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жили­ща, пол которых был ниже уровня почвы) с земля­ными полами, с покрытой сверху слоем земли кры­шей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные по­стройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровь­ими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.

 

Одежда.

Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одеж­ды были рубаха и порты — неширокие, сужающие­ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до ко­лен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстя­ных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, укра­шенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгиваю­щиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кус­ками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Люди знатные и богатые носили рубахи из тон­кого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С при­нятием христианства в быт князей в качестве парад­ной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был так­же плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.

У горожанок и крестьянок главной частью кос­тюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Ино­гда поверх рубах надевали кусок холщовой прямо­угольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтяну­тый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми ни­тями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась рос­кошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтя­гивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Русские женщины украшали себя золотыми и се­ребряными цепочками, ожерельями из бисера, серь­гами, браслетами и другими ювелирными изделия­ми из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украше­ния были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.

Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни вер­хушки общества и основной массы населения.

 

 

9 Князь Владимир Святославович и крещение Руси

Владимир Святославович (князь Владимир, Владимир Святой, Владимир Креститель, Владимир Великий,Владимир Красное Солнышко, Владимир Ясно Солнышко) – Великий князь Киевский и князь Новгородский родился около 960 года, стал князем Новгородским в 970 году и великим князем Киевским в 978 году. Князь Владимир, по разным источникам, либо второй, либо третий сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши, по средневековым понятиям был бастардом, но в язычестве это особой роли не играло. Канонизирован христианской церковью за Крещение Руси.

Точная дата его рождения неизвестна. Исторически исходят из даты рождения Святослава (942 год) и даты рождения старшего сына Владимира Вышеслава (977 год) и выводят среднюю дату – около 960 года плюс-минус два-три года.

Воспитанием Владимира занимался брат матери дружинник Добрыня из села Нискиничи (позже превратившийся в народных былинах как Добрыня Никитич). В скандинавских сагах Владимир фигурирует как конунг Вальдемар («Владимир» - возможно славянская адаптация этого имени).

В молодости в Эстонии, собирая дань, Владимир встретил сбежавшего сына норвежского короля – Олафа, попавшего в рабство со своей матерью. Князь их выкупил, и юный Олаф вырос в Новгороде, а позже все-таки стал королем Норвегии.

В 972 году после смерти Святослава Киевом стал править Ярополк. Здесь надо отметить, что в молодости Владимир Великий (Ясно Солнышко, Святой и Креститель) был человеком вспыльчивым, эмоциональным, а также похотливым и убежденным язычником, как и его отец. Остепенился он только к концу 80х годов Х века.

В 977 году между братьями (Владимиром, Ярополком и Олегом) разгорелась междоусобица. Во время боя с Ярополком Олег был случайно раздавлен лошадью и погиб. Владимир же сбежал в Норвегию. В Скандинавии он вместе с Добрыней набрал войско, вернулся в Новгород и выгнал ставленника Ярополка. Потом захватил Полоцк и насильно взял в жены Рогнеду, просватанную за Ярополка. Затем Владимир с норвежскими наемниками и сочувствующими славянами окружил Киев, заставив Ярополка бежать, но князь его настиг, и варяги его убили. Жену Ярополка Владимир взял в наложницы.

После князь киевский уклонился от выплаты дани скандинавским наемникам и хитростью отправил варягов на службу в Константинополь.

Существуют косвенные сведения, что Ярополк симпатизировал христианству и построил в Киеве православные церкви. Владимир же церкви разрушил и воздвиг языческий храм. Считается, что именно тогда, во время гонений христиан в Киеве, погибли одни из первых мучеников – Федор и Иоанн.

«Повесть временных лет» утверждает, что в Киеве, Новгороде, Вышгороде и Белгороде у Владимира было по 100-200 наложниц в каждом городе. После принятия христианства князь, по мнению православных источников, освободил всех своих жен от супружеских обязанностей, а Рогнеда ушла в монахини.

 

Крещение Руси.

 

Со временем князь Владимир пришел к выводу, что у Древнерусского государства гораздо больше перспектив развития, если оно будет иметь официальную религию, любую кроме язычества. Летописи гласят о выборе между исламом, иудаизмом, западным христианством и православием. Некий византийский философ убедил его принять православие. Перед окончательным решением князь все же пригласил к себе представителей ислама, иудаизма и католицизма. В 987 году на совете с боярами Владимир все же принял решение о крещении «по греческому закону».

В следующем году он захватил Херсонес (Корсунь в Крыму) и взял себе в жены принцессу Анну, угрожая пойти на Константинополь. Константин VIII согласился на брак, с условием того, что Владимир примет христианство. Император не знал, что князь Киевский уже принял решение о крещении. Таким образом, Владимир хитростью получил и Корсунь, и Анну.

Вернувшись в Киев, князь разрушил теперь уже языческих идолов и храмы. В крещении Владимир взял христианское имя Василий. В Киеве крещение прошло спокойно, а вот в Новгороде народ воспротивился, и Добрыня силой подавил недовольных.

Русь стала Киевской метрополией Константинопольского патриархата с учреждением соответствующей церковной иерархии.

 

 

10 Рассвет Руси при Ярославе Мудром.

15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. У Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Старший сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка.

К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке - тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.

К началу 11 века Русь стабилизировала свои границы с соседями и обозначилась как единое, с централизованным управлением, восточнославянское государство.

cyberpedia.su

16. города и горожане в древней руси

16. города и горожане древней руси 11-12 вв. Всего на Руси в XI—первой половины XII в. насчитывалось около 75 городов. Из них 28, если судить по данным раскопок и обследований, были основаны не ранее 20—30-х годов XI в. В результате сравнительного анализа археологических материалов социально-историческая типология древнерусских укрепленных поселений IX—середины XIII в. представляется в следующем виде: Для IX—начала XI в. характерны укрепленные поселения сельских общин, племенные центры, зарождающиеся усадьбы-замки, дружинные лагеря-станы, укрепленные центры волостей и погостов, ранние города, сторожевые крепости (со второй половины X в.). Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии "пригород". Главный город не мыслился без "области", "волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия "Киевская волость" и т.д. В это время сосуществуют поселения с различным набором функций, многие из которых связаны с отживающим родоплеменным строем. Молодое государство наделяло некоторые из таких пунктов новыми — военно-политическими и административно-хозяйственными — обязанностями. Эти обстоятельства способствовали их ускоренному развитию по пути становления города. Ведь здесь скапливались дружинники, представители княжеской администрации, выходцы из местной родоплеменной знати. Они нуждались в изделиях ремесленников, товарах купцов. Сюда стекались дани — часть прибавочного труда населения обширных территорий. Это — время активных градообразовательных процессов на Руси, особенно в Среднем Поднепровье и на Волыни (район обитания сдвинулся на юг на 150 км дикое поле). Лишь Киев и Новгород, Чернигов и Полоцк по данным археологических раскопок имеют вполне городской характер уже во второй половине X—начале XI в. Здесь обнаружен не один-два, а почти исчерпывающий набор признаков, свойственных как ранним, так и более поздним городам. Существенная особенность этих памятников состоит в том, что они развивались на основе предшествующих славянских поселений. К ним близки по характеристикам Вышегород, Белгород, Переяславль, Новгород-Северский, Любеч, Перемышль, Галич, Витебск, Ладога, Псков. Характерные черты этого периода — расширение географии градообразовательного процесса и формирование иерархической структуры городских центров. Вслед за Киевом опережающими темпами растут Чернигов, Переяславль, Полоцк, Новгород, к которым во второй четверти XII в. присоединяются Смоленск, Суздаль и Владимир-Волынский. В этих городах укрепляются самостоятельные княжеские столы. Они организуют и подчиняют себе обширные территории, повсеместно внедряя дань и суд. Вокруг них складывается система из меньших городских центров, некоторые из них вскоре возглавляют удельные княжества. Так постепенно образуется категория малых городов. В их число попадают и бывшие станы на пути киевского полюдья, и отдельные центры погостов и волостей, и военно-сторожевые крепости. Все вместе они представляют довольно пеструю картину, так как находятся на разных стадиях процесса становления. В административном отношении малые города подчинялись столичным центрам и управлялись посадниками или удельными князьями. Их экономика еще не развилась настолько, чтобы обеспечить взимание податей с городов отдельно от их волостей. В целом этот период можно считать раннегородским: во-первых, в связи с незавершенностью градообразования, сказавшейся в отсутствии единого типа городского поселения; во-вторых, поскольку в отношениях с сельской округой административно-фискальные функции города решительно преобладают над экономическими. Сырье и продукты питания, поступавшие в город из деревни, не уравновешивались сколько-нибудь значительным встречным потоком изделий городских ремесленников. Последние работали в большинстве своем на заказ, а не на рынок. Экономика города была ориентирована на удовлетворение его собственных потребностей. Вряд ли привозные украшения, оказавшиеся в руках сельского населения, свидетельствуют о его широком вовлечении в сферу товарно-денежных отношений.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече "людье" решало самые разнообразные вопросы. Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности. Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности.

freedocs.xyz

Пища земледельцев и горожан в древней Руси. Развлечения...

Как жили в Древней Руси

Жилище в России в X–XVII вв.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные. Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля. Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж. Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света. Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета) . В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня. Источник: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=72228#1

Оцени ответ

napyaterku.com