Города древней месопотамии. Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Города Древней Месопотамии. Города древней месопотамии


Города Древней Месопотамии

Городская жизнь и города Месопотамии

Выражение «городская революция» использовалось для описания создания первых городов мира в Месопотамии и развития всех институтов и системы, которые могли бы удерживать эти города. По мере развития городской жизни общество стало более сложным.

Месопотамские города, как правило, расположены на стратегических объектах вблизи воды. Вокруг города были посажены поля зерна и стада коз и овец. В центре городов были зиккураты. После того, как город был уволен, город, как правило, перестраивался на том же участке. Несколько более слабых городов были разграблены примерно раз в поколение.

Многие из первых городов Месопотамии были сначала заняты около 5500 г. до н.э. и развивается в города от 3500 до 2500 B.C. Крупнейшие города в Месопотамии в третьем тысячелетии до н.э. было всего около 20 000 или 30 000 человек. Шумеры построили свои города на искусственных насыпи, чтобы защитить их от паводковых вод.

Клинописная табличка описала месопотамский город как «могучую крепость в сердце земли». Типичный месопотамский город был окружен высокой стеной, охраняемой элитарными войсками и занятой различными общественными зданиями, в том числе королевским дворцом, мастерскими, зернохранилищами и комнатами для музыкального воспитания королевских дочерей.

Главный храм часто находился в центре города. Вокруг него были семинары для производителей гончарных изделий, пивных пивоваров, производителей хлеба, кожевников, прядильщиков, ткачей, производителей одежды, металлистов, оружейников и производителей оружия и ювелиров.

Городские жители в Месопотамии вытащили воду из реки для оросительных каналов и не имели стоков. Напротив, люди в долине Инда имели сложные канализационные системы и дренажные системы.

demon-angel.ru

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии

Вавилон    Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога” . Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.) . В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги, царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново- Вавилонского царства (626-538 до н.э.) . Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.    С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раскопок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим название “Э-сагила” (Дом поднятия головы) , и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э- теменанки” (Дом основания неба и земли) . Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “висячими садами” на искусственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окрестности Вавилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными стенами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя богини Иштар.    Вавилония Вавилония – примитивно-рабовладельческое (раннерабовладельческое) государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.    Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.    Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.    Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, которые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал раннерабовладельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар) .    Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.    Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда производилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торговля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое значение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так, Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан) . Развитие торговли ускоряло процесс классового расслоения.    Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классовый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было организовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.    Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями царя, царской власти и государства, царей называли богами.    К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладельческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не удалось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В результате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и политических центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Утухэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способствовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.    Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяйства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура (2118-2007 до н.э.) , которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную часть Малой Азии.    Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в долину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.    В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская династия) . Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.    Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры) .    Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и над государством Мари, расположенным к западу от Евфрата. Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в дальнейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооружения новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зерновым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продукты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростовщичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к развитию рабства.    Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссудодателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, отданных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра) . Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.    Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались принадлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным землевладением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу натурального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли урожая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вербовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.    Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену) , наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего различными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить налоги (на землю, скот и т.д.) . Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города” . Для укрепления авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная идеология. Царь провозглашался благим правителем, получавшим верховную власть из рук богов.    Реакционные буржуазные историки, затушевывая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным” , а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Междуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет. В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашествия ослабили мощь Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись касситы. В течении более ста лет цари 1-й вавилонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной Месопотамии. При вавилонском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но закрепить свою власть в стране они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский царь Агум II назвал себя царем страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и “четырех стран света” , претендуя, таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией. В 15 в. до н.э. касситские цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в Северной Месопотамии, стремились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.    Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные на межевых камнях (кудурру) , указывают на усиление частного землевладения, что приводило к постепенному ослаблению царской власти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.    Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, Навуходоносоре I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и претендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии появилось семитское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы завоевали Вавилон. Халдейский вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилон и одержал победу над ассирийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная Ассирия одержала верх в борьбе с халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из вавилонских восстаний против Ассирии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в. Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612 до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию. На развалинах разгромленной Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.    Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Богатые рабовладельцы сосредоточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям. Укрепление частной собственности богачей на землю и на воду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению общинников и мелких собственников, которые с течением времени превратились в арендаторов, кабальных должников и рабов.    Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней. В связи с этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.    Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.    Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар” , соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами” .

kursak.net

Древнейшие города-государства Месопотамии

История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем раз­витости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весь­ма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегу­лярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севе­ре), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовал­ся Энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военны­ми также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период прав­ления Уруинимгина в XXIV В. было 1600 граждан).

Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хамму-рапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным исто­риков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значитель­ным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями со­держались призывы Поступать надлежащим образом. Так, в поучени­ях мудреца Шуруппака, датируемых XXV В. до н. э., можно встретить такие слова: «Не кради — себя не губи / В дом не врывайся, на сито чужое не зарься / Вор-то — лев, а схватили — раб» (пер. В. К. Афа­насьевой).

Во 2-м тысячелетии до н.

э. происходит возвышение Вавилон­ской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоня­не — народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, — стали, таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилон­ской династии по имени Хаммурапи (1792—1750). Вавилонская материальная (техническая, измерительная, астрономическая, языковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на реги­он Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кавказа и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги (древнее название последней — Ра, затем Атал) («мо­гущественная родина отцов» — Чуваш, яз.).

Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была затем заим­ствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

Исследователи культуры рассматривают шумеро-вавилонское и египетское наследие в качестве источника множества мифов и поли­тических идей, которые впоследствии проникли в другие древние культуры и оказали влияние на иные цивилизации. Например, рас­сказ Библии об исходе евреев из Египта под началом Моисея, кото­рый при содействии божества «разделил» воды Красного моря и по суше, т. е. по дну моря, провел свой народ к другому берегу, напо­минает сюжет одного папируса, в котором египетский жрец подоб­ным же образом «разделяет» воды пруда. Сюжет сражения вавилон­ского верховного божества Мардука со злой богиней Маат, по оцен­кам некоторых историков, впоследствии был преобразован и перекочевал в древнерусскую былину, повествующую о сражении Ильи Муромца с Соловьем-Разбойником.

Имеются разительные совпадения структуры, стиля и содержания некоторых притч царя Соломона с египетскими поучениями. «Книга Екклесиаста», вобравшая значительный объем характерной для древ­невосточного общества житейской мудрости, имеет ряд почти до­словных совпадений с месопотамским «Эпосом о Гильгамеше» и не­которыми египетскими поучениями. Например, в поучении «Не то­ропись языком твоим, и сердце твое не спешит произнести слово пред Богом» (Екк. 5:1) легко узнается мотив одной из заповедей «Книги мертвых» (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 643. Пер. И. М. Дьяконова).

Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. — в Египте, в 2000 г. — в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хожде­ние имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр со­ставили юридические записи и сборники законов (надписи на камне — самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последую­щим обжигом в печах).

Рубежную эпоху составило включение в законы и обычаи прин­ципа древней справедливости, который в законах одного из правите­лей, по имени Урунимгина (2318—2312), был выражен следующим образом: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот» (ср. соответст­вующие положения в древнеегипетской «Книге мертвых» и в Зако­нах Хаммурапи).

Периодизации истории. История месопотамской цивилизации ук­ладывается в следующие хронологические рамки: 6000—300 гг. до н. э. (последняя империя в этом районе — Персидская, а разру­шителями ее стали войска Александра Македонского). Месопотам-ская цивилизация относится английским историком А. Тойнби и его последователями к разряду самостоятельных (самобытных). В этом же районе получила развитие зависимая цивилизация, названная ас­сиро-вавилонской (2100—300 гг. до н. э.), вобравшая вавилонскую и ассирийскую культуры и частично древнешумерское культурное на­следие.

Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже 3—2-го тысячелетия до н. э. Они управлялись верховными правите­лями двух видов — военными вождями (энси) И жрецами (лугалями), Которые вначале избирались собранием горожан или советом ста­рейшин. Подобным же образом — путем собраний и выборов — ре­шали свои дела и боги, которые исчислялись десятками, но группи­ровались при одном верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и город­ском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна.

Чиновники в городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на севере Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за налоговыми и иными Поступлениями. Все дело­вые документы сохранялись в архивах, и часть из них дошла до нас. Как и в древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они были озабочены не только ведени­ем деловой переписки и составлением документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма — один знак имел по 8—10 смыслов и значений — на писцов нередко возлагалась роль чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломати­ческих переговорах и т. д.

О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные све­дения. Правитель дворца (нубада) Выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушитель­ных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством ца­ря, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзи­рал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в орга­низации и проведении военных походов.

Управление на местах осуществляли наместники (исакку), Обла­стные правители (Шакканаку) И вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае не­разыскания виновного в преступлении в обязанности общины вхо­дило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом купли-продажи, но с рядом ограничений. В виде исключения она продава­лась купцами только тем, кто уже имел служебный надел (илку) От царя. Возможна была и покупка земли, находящейся в собственно­сти общины. Имеются также свидетельства, что в Месопотамии за­долго до римского императора Диоклетиана были попытки регули­ровать рыночные цены. Первые царские указы относятся к XXIV в. до н. э. Законы Хаммурапи появились за 13 веков до первой рим­ской кодификации права.

Социальная структура общества была типично древневосточ­ной — жрецы, воины, земледельцы — с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс Авилумов (авилум — сын сво­бодного человека), которые во многом сходны по статусу с эвпатри-дами греков (эвпатрид — сын благородных родителей) и патрициями в Риме (потомки знатных родов). Следующий класс, сильно прини­женный по статусу, именовался Мушкенумы (мушкенумов прозвали также «падающие ниц») — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы (вардумы) Находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвлен­ные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

< Попередня   Наступна >

radnuk.info


Смотрите также