Города древнего двуречья. Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья (стр. 1 из 9)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аномалия - электронная библиотека. Города древнего двуречья


древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака)

Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия

Шумер

 

древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

ШУМЕР, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.

Загадки происхождения

Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Язык и письменность

Шумерский язык также продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были уже создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 — начала 4 тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

Важнейшие города-государства. Ирригация

На рубеже 4–3 тысячелетия до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тысячелетия до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш.

Уже с конца 4 тысячелетия до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — храм бога Энлиля. Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» — последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тысячелетия, то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге.

Царский список

В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тысячелетия до н. э., дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.

О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение. Саргон Древний

Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим до нас письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего — основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом. Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тысячелетия до н.э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц.

Лагаш

На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) — царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура. Гудея возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность.

Ур

В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский. От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа. Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.).

В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет. Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тысячелетия до н.э. уже составляли с шумерами единый народ. В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму.

Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э., пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада. С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком.

Исследования Шумера

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду.

Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты, служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья. Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора — жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

 

libanomaly.ru

Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья

Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья

Сквозь туман, густой пеленой окутавший далекое прошлое, благодаря научным поискам ученых-исследователей проглядывают ныне контуры многих явлений и событий древней истории и культуры Среднеазиатского Двуречья – огромной физико-географической зоны, раскинувшейся по обеим сторонам великих водных артерий – Амударьи и Сырдарьи. Большая его часть приходится ныне на территорию Республики Узбекистан. История Среднеазиатского Двуречья со всеми присущими ей закономерностями и особенностями развития – суть истории Узбекистана, ибо современное государство – прямой исторический наследник той территории со всем ее прошлым, на которой оно сформировалось, примеров чему мы знаем немало во всем мире.Вне зависимости от общности историко-культурного процесса в Среднеазиатском Двуречье уже в глубокой древности, по-видимому, в конце II – начале I тыс. до н.э., происходит процесс формирования цивилизаций: бактрийской (южной), согдийской (центральной), хорезмской (северной) и фергано-чачской (восточной). Каждой из них были присущи черты стадиальности историко-культурного процесса, локальных закономерностей и особенностей развития, продолжительность существования, обусловленные сложнейшими процессами культурогенеза, этногенеза и факторами раннего генезиса государственности. Они по внутренней сути своей являлись земледельческо – ирригационными цивилизациями, а следовательно, и городскими, ибо город – неотделимая часть их бытования на всех стадиях – от эмбриональных протогородских форм до самых развитых агломераций, подобных Александрии, Балху, Мерву и Самарканду. Огромное значение здесь принадлежало скотоводству как домашнему, так и кочевому, но не оно определяло их основное содержание.

Государства, возникшие на фундаменте этих цивилизаций и являющиеся одной из форм их выражения, развивались параллельно с ними, придавая им устойчивость и продолжительность существования, а в определенные периоды – общность политическую, экономическую и культурную. Если думать, что важнейший признак появления развитых форм государства – письменность, то следовало бы считать, что и цивилизация возникает одновременно с государством, ибо письменность также является одним (но далеко не основным) из важнейших составляющих ее компонентов.

Но если цивилизация и прежде всего историческая – это скорее всего явление стадиальное, присущее всем стадиально-хронологическим периодам развития человеческого общества, начиная с эпохи камня, то государство и государственность – явление вторичное, производное от цивилизации, возникающее на определенной стадии развития общества, а именно эпохи бронзы, когда в исторических цивилизациях Месопотамии, Восточного Средиземноморья и в низовьях Нила возникают первые эмбриональные формы государства – так называемые города-государства, или номы.

Огромную роль в формировании исторических цивилизаций играют автохтонные этносы, формирующие определенный тип цивилизации. Но не меньшая роль в этом процессе принадлежит миграциям народов из одной цивилизации в другую в силу определенных географических, политических, военных и демографических причин, начиная с эпохи камня, когда происходит первый обмен культурными ценностями. По сути, вся этническая история человечества – это история миграции народов из одной среды в другую, из одного географического пространства в другое и их метизация.

В процессе длительных миграций вначале спонтанно, а затем перманентно происходит смена исторических цивилизаций, ассимиляция субстрактного этноса и метизация автохтонного населения, конечный итог которых – создание новых этнических и лингвистических общностей, которые я назвал мигрометео-этническими обществами, сохранившими тем не менее свою автохтонную основу.

Цивилизация как постоянная и всеобъемлющая форма существования общества была присуща всем без исключения народам во все периоды их истории, различаясь стадиально-хронологически, этнически, типологически и иерархически. Цивилизациям, находившимся на высших ступенях иерархической лестницы (так называемые цивилизации первого порядка), свойственны наиболее приоритетные и передовые формы существования и достижения, выработанные в процессе длительного исторического развития. К таковым, в частности, относятся города, являющиеся средоточием политических, экономических, культурных и других ценностей, определяющих во многом ход развития передовых цивилизаций, что закономерно как для древности, так и для современности. Причем определенному типу городов соответствует и определенный тип государства, происхождение которого как особой формы политического устройства общества проистекает из города, первая стадия становления которого затем переходит в государство. Это так называемые города-государства, или, как принято именовать их в исторической науке, номы (по примеру Древнего Египта, история которого хорошо освещена в письменных источниках), состоящие из доминантного центра с прилегающей к нему сельской округой, контролирующего определенный участок ирригационного сооружения или реки. Объединение нескольких подобных номов привело в Древнем Египте и Месопотамии к созданию первых государств.

Подобный тип протогородской и протогосударственной организации возникает в конце II тыс. до н.э. на юге Среднеазиатского Двуречья, в нынешней Сурхандарьинской области Узбекистана. Это Джаркутан (вблизи г.Шерабада) – огромная агломерация площадью более 200 га, состоящая из нескольких поселений, слитых в единый комплекс, объединяющим центром которого являлись укрепленное место пребывания правителя и храм, – средоточие идеологических функций. Но это был не единственный путь генезиса городов Среднеазиатского Двуречья. Существовали и иные. Так, многие из них возникали путем поступательного развития из небольших поселений с цитаделью, появившихся в начале I тыс. до н.э. и постепенно переросших в большие города. Другие строились первоначально как рефугиум – убежище, громадная, на большей части не застроенная территория с цитаделью, куда в случае военной опасности скрывалось окрестное население со своим скарбом и скотом. Впоследствии эти территории обживались, на них возникали различного рода здания, и рефугиум становился городом со всеми свойственными ему функциями.

Имелись и города, которые строились сразу по продуманному плану и по воле царя. Такого рода генезис был свойствен эллинистическому миру со времен Александра Македонского и его преемников. Известно, в частности, из описания Арриана, что подобный город был построен по приказу Александра на берегу Сырдарьи (по-видимому, это городище Канка в Ташкентской области) в течение 20 дней и был заселен ветеранами его армии и местными жителями.

Продолжительность существования древних городов в зависимости от естественно-географических, политических и экономических причин была различной. Одни из них, пройдя свой путь генезиса и эволюции, внезапно погибали (чаще от военного нашествия) или постепенно приходили в запустение и никогда больше не обживались. Пример тому – многие древние городища Среднеазиатского Двуречья, прекратившие свое существование в IV – V вв. н.э. Другие же, поступательно эволюционируя, переросли в средневековые, а затем и в современные города. В Среднеазиатском Двуречье их немало, но только некоторые из них насчитывают 2500 и более лет (Самарканд, Бухара, Хива, Китаб, Карши, Термез), за его пределами – Мерв, Серакс.

Помимо эволюционно-хронологического, имеется и территориальный аспект истории городов Среднеазиатского Двуречья. Некоторые из них относятся к так называемому типу «блуждающих», когда город в силу определенных причин в пределах определенного радиуса перемещался с одного места на другое. Это было свойственно, в частности, Самарканду и Термезу. Но причина их перемещения одна – монгольское нашествие, в результате которого оба города были полностью разрушены и затем восстановлены рядом, на новом месте. Другие города как, к примеру, Бухара и Хива, от времени их возникновения и до сегодняшнего дня функционируют на одном и том же месте, что делает их чрезвычайно сложными для археологического изучения.

Анализ всего комплекса имеющихся данных свидетельствует о том, что важнейшим условием продолжительности существования того или иного древнего города и статуса его как такового является наличие в нем мощных, разновременных культурных слоев, достигающих порой толщины до 20 метров и более, поступательный переход от одной стадии развития городского организма к другой по определенной схеме: первоначальное поселение или группа поселений – протогород – ранний город – развитой город эпохи античности (двухчастный или трехчастный), включающий арк-цитадель, собственно город, формирующийся пригород с культовыми и погребальными постройками и сельскую округу. Структурно еще более сложным становится впоследствии средневековый город, состоящий из кухендиза – цитадели, собственно города (мадина или шахристан), а зачастую из мадина – хариджа или шахри – бируна (внутренний город) и мадина – дахил или шахри – даруна (внешний город), а также торгово-ремесленного пригорода – рабада, иногда также внешнего и внутреннего. Причем для каждой стадии развития (кроме самых ранних) существуют определяющие признаки города как такового: мощная фортификационная система для каждой или почти каждой его части, монументальные постройки общественного, гражданского и культово-мемориального назначения, развитые ремесленное производство, товарно-денежные отношения, административные и фискальные службы.

Только при наличии этих важнейших признаков и поступательной эволюции от одной стадии к другой можно говорить об исторически длительном периоде функционирования того или иного города и о глубокой древности его существования. Научные факты подтверждают, что таким признакам отвечают лишь немногие из существующих сейчас городов Средней Азии, в основном расположенных на территории Узбекистана. Среди них неоднократно упоминавшиеся Бухара, Самарканд, Хива, Мерв, а также Термез, Шахрисабз, на территории которых проводились целенаправленные и систематические стратиграфические исследования.

mirznanii.com

Реферат - «Древнее Двуречье» Цели

«Древнее Двуречье»

Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;

2.Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип: Урок изучения нового материала;

Плана: 1. Географическое положение Двуречья;

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров;

3. Занятия и быт жителей Двуречья;

Оборудование: 1. Презентация;

^ ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация?

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(наличие письменности, городов, государств)

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

(Я знаю, что…)

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

Какие крупные реки находятся в этой стране?

Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

^ Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)

Какие культуры выращивали жители этой страны?

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

1. Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук)

2. Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

Работа с иллюстрацией: стр. 63;

Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

Что общего было в жизни и занятиях древних шумерцев и древних египтян?

Предположите, чем могли заниматься жители Древнего Двуречья?

Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги)

^ III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

Что такое храм? (Жилище богов)

Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия

Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь)

Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам)

Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье?

Видеоряд археологических находок на слайде…

Предположите, что вы идите на слайде?(Предметы, исторические источники)

Что такое исторический источник?

Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о существовании письменности)

При изучении какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта)

Как называлась письменность в Египте? (иероглифы)

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)

Работа с текстом учебника: стр.65-66;

На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках)

На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки)

Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

Где учились клинописи древние шумеры? (в школах)

Как проходил урок в такой школе?

Кто стоял во главе школы?

^ IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

В западной Азии есть государство…

Государство Древнего Двуречья возникло около…

Главные реки Древнего Двуречья называются…

Крупные города-государства Двуречья называются…

Населения Древнего Двуречья называли…

Основными занятиями шумеров были…

Шумеры верили в…

Основными богами шумеров были…

Жилищами богов шумеры считали…

Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

www.ronl.ru


Смотрите также