Город славянский древний. Город Аркона, часть 2. Где заканчивается легенда…
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Город Аркона, часть 1. К вопросу об этимологии. Город славянский древний


Славянский город Аркона- "Радогост"

Город Аркона, который также назывался Яромарсбург, располагался на острове Рюген, который до XII века принадлежал племени Полабских славян (Руян). Дата основания города не известна, но из средневековых европейских хроник (в частности – из работы «Деяния данов» Саксона Грамматика) мы знаем, что город был разрушен датчанами во второй половине XII века, во время правления князя Яромара I. Вслед за этим событием племя Руян, как утверждают современные историки, приняло христианство, что в действительности маловероятно, хотя бы ввиду того, что в других регионах исконная вера славян уступала новой религии большой кровью, а «религиозные войны» на территории Древней Руси велись вплоть до XIV-XV веков.

Уже упомянутый Саксон Грамматик писал о том, что даны разрушили храмовый комплекс Арконы, который фактически представлял собой нечто среднее между городом, храмом и крепостью. По величине Аркона, город славян, превосходил все известные на тот момент города. В центре располагалось святилище Свентовита (Световита), древнеславянского бога, покровителя небесной истины (многие племена, в частности – сами Руяне, почитали его как верховного бога). Святилище предположительно имело порядка 480 метров в длину (с севера на юг) и 270 метров в ширину (с востока на запад).

В процессе археологических раскопок, которые велись в 1921, 1930, а также в период с 1969 по 1971 годы, обнаружено, что отдельные фрагменты храмового комплекса были построены в IX веке, однако, относительно датировки большей части сохранившихся элементов конструкции нет никакой информации. Судя по «Деяниям данов» Саксона Грамматика Аркона к XII веку уже считалась древним городом, это позволяет предположить, что храм-крепость был построен значительно раньше.

Географически город Аркона располагается на одноименном мысе (Аркона), на острове Рюген, в его северной части. Эта территория с древнейших времен контролировалась славянским племенем Руян, которых также называли Полабскими славянами. Археологически раскопки говорят о том, что в районе мыса Аркона располагалось порядка 14 поселений.

Подробное описание храма Световита, который располагался в самом центре Арконы, можно найти в «Деяниях данов», и в рамках данного материала нет смысла пересказывать этот средневековый текст. Важно другое. Это храм, вероятно, представлял собой крупнейшее религиозное сооружение во всей Европе, а его убранству могли позавидовать дворцы самых могучих императоров. Более трех с половиной веков «благородные рыцари», католики и правоверные, пытались захватить Аркону. Ни один «крестовый поход» закончился у стен этого легендарного города. И каждый раз навстречу захватчикам выходили 300 воинов, всего лишь 300 дружинников на белых конях и в ярко-красных плащах. Существует легенда, что их нельзя было сразить, ибо защищал их сам Световит, великий бог предвечной истины. Также легенды гласят, что «триста воинов Арконы» путешествовали по всем славянским землям, защищая святыни от врагов. И везде, где они появлялись, иноземные силы умывались кровью, а в сердцах выживших навсегда поселялся животных страх.

Но, как уже было сказано в первом абзаце этого материала, Аркона все-таки пала. Датский король Вольдемар I послал на захват города 15 000 своих лучших солдат. 300 витязей Арконы погибли в том бою, но из воинов Вольдемара ни один не вернулся домой. Более того, датчане, лишившись львиной доли своих сил, не посмели двинуться дальше, вглубь территорий, подконтрольных племени Руян. Однако, в данном случае речь идет о легенде. Если же обратиться к информации, оставленной нам средневековыми европейскими хронистами, то все в том далеком, 1168 году, сложилось несколько иначе. Под началом Вольдемара I (считая союзные войска Генриха Льва, саксонского герцога) находилось более 30 000 человек. 9 мая 1168 года он высадился на острове Рюген недалеко от города Аркона. Навстречу ему вышли 2500 дружинников, регулярное войско Арконы. Хронисты пишут, что почти все славянские воины пали в первом же бою, но и Вольдемар всего за один день потерял более трети личного состава. В городе остались лишь мирные жители и 200 человек гвардии, служившие непосредственно в храме Световита. Осада Арконы продлилась до 12 июня, и после того, как одна из стен крепости (Аркона практически полностью была деревянной) оказалась подожжена захватчиками, датчанам удалось ворваться в город. Считается, что стену не успели потушить, потому что спустя месяц осады в Арконе закончилась вода.

После того, как город был взят, войска Вольдемара подошли к главному храму, святилищу Свентовита, который защищал главный жрец и 200 витязей. Хронисты пишут, что битва за святилище длилась более двух недель. После взятия Арконы у Вольдемара осталось чуть менее 15 000 солдат, чего оказалось явно недостаточно для дальнейшего продвижения вглубь острова. Тогда датский король предложил Яромару I, руянскому князю, мир.

Сложно сказать, что в этой истории является правдой, а что – чистый вымысел. Насколько легенда о падении города Аркона соотносится с историческими фактами? Сложно сказать, тем более, если вспомнить, что историю всегда пишут победители. Но даже если «победители» честно поведали нам, что менее 3000 славянских воинов сумели «уполовинить» тридцатитысячную армию датчан, то красивая легенда о «трехстах воинах Арконы» выглядит не так уж сказочно, не правда ли?

К сожалению, на данный момент правда нам не известна. Также неизвестно, куда делись все богатства храма. Часть, разумеется, была разграблена, но, к примеру, трехметровый куммир Свентовита, представлявший по легенде высочайшую ценность Арконы (Саксон Грамматик пишет, что он был сотворен из золота, платины и других благородных материалов), бесследно исчез. Есть легенда, по которой датчане попытались вырвать из рук куммира великолепной работы клинок, после чего упали замертво. Впоследствии куммир был попросту сброшен в море, ибо солдаты Вольдемара решили, что «он проклят». Вероятно, клинок Свентовита был сделан из метеоритной стали, на это намекает все тот же Саксон Грамматик.

В действительности, важно то, что память об Арконе, городе славян, жива. Жива и легенда о трехстах непобедимых воинах. А это значит, что древняя культура наших Предков вовсе не обречена, ведь мы помним. Помним, не смотря на то, что «историю пишут победители».

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru

Древнеславянский город Аркона или Яромарсбург- "Радогост"

Город Аркона (некоторые ввиду элементарного невежества, либо природной глупости иногда называют его город Аркон) являлся одним из трех крупнейших религиозных центров древнеславянского государства (речь идет о периоде до XII века). В средневековых европейских хрониках город Аркона чаще именуется Яромарсбургом. Насчет того, почему один конкретный топос имеет, как минимум, два крайне различных наименования, существует немало легенд, но в действительности все достаточно прозаично. Яромарсбург – это самоназвание города, то есть именно так его называли Руяне, западнославянское племя, существовавшее на территории современного острова Рюген и приграничных к нему прибрежных областей, которые сегодня называются Мекленбург и Померания. Мекленбург, кстати, представляет собой образование от сочетания Микулин Бор, но об этом топосе речь пойдет в другой раз.

Итак, сами руяне называли город Яромарсбургом. Официальная версия гласит, что этимология названия восходит к имени одного из князей Рюгена, которого звали Яромар. Яромар I правил в XII веке, перед самым падением Аркона, однако, Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» (XIV век), благодаря которой «широкая общественность» и узнала об этом городе, пишет, что Аркона к этому моменту (имеется в виду – к XII веку) уже была «древним градом». Других версий Относительно этимологии названия города, увы, но. Но (о, чудо!) есть логика и азы языкознания.

Если попробовать разложить слово «Яромарсбург» на составляющие, то мы получим что-то вроде «яр», «марс» и «бург». «Яр» вполне очевидно восходит к слову «ярый», что значит «светлый, сверкающий, яркий, ясный» (см. толковый словарь Даля). Что касается «марса», тут все чуточку сложнее. Многие полагают, что марс – слово римское, либо латинское и в русском языке присутствует как явное заимствование. В принципе, это официальная точка зрения современных «ученых».

В латинском языке действительно есть слово «mars», которое восходит к древне латинскому «mavors» и имеет весьма любопытную альтернативную форму, которая часто встречается в древнеримских текстах религиозного содержания, это форма «mars pater». Само по себе понятие «марс» в латинском языке собственное, «pater», как многие отлично понимают, означает «отец». А теперь сравните латинскую форму «mars pater» и древнеславянское «марътъ». Не слишком ли много общего? С другой стороны, в обоих словах присутствует санскритский по происхождению корень «мар», что значит «смерть», «гибель». Марс – у древних жителей Италии был богом войны, соответственно богом смерти и уничтожения (врагов). Ему был посвящен первый весенний месяц, начало года. У наших предков на исходе зимы – в начале весны праздновали Масленицу, то есть провожали Марену, богиню смерти, зимы и справедливости. Получается, что вопрос о том «кто у кого заимствовал» не так уж очевиден. Тем не менее, как уже было сказано, корень «mar», вне всяких сомнений, использовался в санскрите, который в свою очередь на порядок древнее любого европейского языка.

Остается третья часть слова, пресловутый «бург», который на карте современной Германии встречается через раз. Полагаю, не стоит упоминать о том, что все территории вдоль Эльбы и Одера вплоть до X-XIII века были населены славянами, а именно племенами Бодричей (Ободритов), Полабских славян (те самые Руяне), Лютичей и многих других. «Бург» с немецкого переводится как «крепость», и в этом плане все очевидно. Получается, что «Яромарсбург» в переводе с древнеславянского (?) означает примерно следующее: светлая, сияющая крепость, толи несущая смерть врагам, толи прославляющая смерть как таковую. При этом «о» в части «ярОмар…» в изначальном варианте на старославянском, вероятнее всего, имела вид «ъ», то есть все слово целиком выглядело примерно так «Яръмарсбургъ». С течением времени «ер» в середине слова почти повсеместно превратился в «о», а на конце слова просто перестал существовать.

А что насчет второго, более «популярного» названия? Аркона, город славян, отличался тем, что в нем, как пишет все тот же Саксон Грамматик, располагался невероятных размеров куммир Световита, да и сам город фактически представлял собой огромный храмовый комплекс (вроде Фив или Мемфиса). Так что же означает это слово «Аркона»? Здесь можно обратиться к одному из древнейших летописных памятников славянской культуры, к «Слову о полку Игореве», где мы можем встретить следующие моменты: «…Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: "О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?..» и «…Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!..» А еще есть, например, «Задонщина», где встречаются аналогичные формы: «…Восплачется жена Микулина Мария, аркучи таково слово...» В этих и многих других источниках мы встречаем формы «аркучи», «аркать», «аркати», которые употребляются в значениях «кричать, повышать голос», либо (по одной из версий) «молиться».

А теперь обратимся к нашему любимому санскриту, где есть слово «арк» (ark), которое означает «петь» в значении «восхвалять, прославлять». Еще есть слово «арка» (arka), которое имеет два значения – «сияющий» и «достойный почитания». В итоге, значение корня «арк» в обоих языках (в древнеславянском и в санскрите) имеет схожее значение, как и в случае со словом «мар». То есть Аркона – «славный, сияющий», либо «достойный прославления». Если дробить слово с точки зрения карунической письменности, то мы получаем «ар» и «кон», то есть «земля» и «истина». С этой точки зрения «Аркона» значит «истинная земля», либо «земля, хранящая истину».

Разумеется, предложенные варианты этимологической трактовки названия города Аркона (Яромарсбурга) достаточно условны. Они вполне могут быть подвергнуты сомнению, хотя имеют уверенную фактологическую базу. Как минимум, ни с одной их этих версий не согласно современное научное сообщество, что для кого-то может стать серьезным поводом больше не возвращаться к данной теми. А для кого-то… для кого-то это лишь еще один стимул продолжить более вдумчиво и подробно изучать наследие Предков. Читать далее...

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru

Псков — древний славянский город

Псков - древний славянский город

Псков - древний славянский город

Псков — древний славянский город.

Славянские поселения на территории Пскова существовали издавна. Впервые город упоминается в летописи ещё в 903 году. Псков на протяжении многих веков был городом-крепостью и самоотверженно отражал вторжения иноземных захватчиков. В конце XVI века огромное войско польского короля Стефана Батория полгода осаждало Псков. Город героически обороняло русское войско под началом опытного воеводы князя Ивана Шуйского. Защитники города отбили все штурмы, и поляки были вынуждены снять осаду. Лишь однажды Псков был захвачен врагом: в 1240 году боярин-изменник Твердило с сообщниками сдал город немецким рыцарям. Впрочем, вскоре князь Александр Невский выбил немцев из Пскова и наголову разбил рыцарское войско на льду Чудского озера.

Псковский кремль, или кром, является сердцем древнего города, некогда окружённого пятью кольцами каменных стен с мощными башнями. Кром расположен на высоком холме при слиянии рек Псковы и Великой. Центральное место в кроме занимает Троицкий собор.

В нём на княжение сажались псковские князья и хранился ларь для государственных документов. Стены кремля соединяли высокие башни. Не все сохранились до наших дней.

Одна из башен носит название Гремячей, и с ней связана следующая легенда. В одной из подземных комнат башни якобы вечным сном спит прекрасная девушка. Её заколдовал злой колдун, и оживить её под силу только благородному рыцарю, который сможет провести в подземелье не менее 12 дней. Самой мощной крепостной башней является Покровская. Она достигает 90 метров в окружности.

Стоит обратить внимание.

ГЕРБМогучий и грозный барс, изображённый на псковском гербе, символизирует готовность псковичей во всеоружии встретить врага. Благословляющая же рука означает, что город находится под покровительством небесных сил.

ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫЭти палаты были построены по заказу купца Сергея Поганкина. Внутри их располагались и жилые помещения, и хозяйственные пристройки, и склады. Палаты всегда были побелены, а украшало их резное деревянное крыльцо. Сегодня в здании расположено собрание живописи древнего Пскова и коллекция серебра.

ДОВМОНТОВ ГОРОДТак называется территория, на которой сохранилась каменная постройка, некогда укреплявшая кром и защищавшая городской посад. Она была вторым поясом оборонительных стен псковской крепости. Сейчас от Довмонтова города остались только основания древних зданий. Название постройка получила от имени псковского князя Довмонта. Он прославился победами над немецкими и датскими крестоносцами. Довмонт памятен псковичам не только как доблестный воин, но и как мудрый правитель.

Псков - древний славянский город

Псков - древний славянский город

Также вы можете прочитать похожие статьи:

www.strogino-uprava.ru

1. Древний славянский город Зартый

1. Древний славянский город Зартый

История города Мглина уходит в далекое прошлое. Город принадлежит к числу древнейших русских поселений. Он находится на крутом берегу прежде полноводной реки Судынки, в 140 километрах от нынешнего областного горда Брянска и в 28 километрах от железнодорожного узла – станции Унечи.

По мнению многих историков на месте современного города Мглина еще в XII веке был древний славянский город Зартый (Зарытый), населенный славянскими племенами – северянами и радимичами.

Расселение радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож

Большая часть Мглинского уезда заселена радимичами. Карта расселения радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож. Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские, также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян. - Н. Карамзин, История государства Российского, том I.

 Bust Radimichi

 

Бюст-реконструкция женщины 25-30 лет из д. Каласы (Рагачевский р-н), XI-XII век. Вариант головного убора радимичанки с семилучевыми височными кольцами.

Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».

В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам и обязывает их платить дань ему: « И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград: « Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)». В начале 970-х радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом. - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t6169.html

О нем впервые упоминается в древней летописи «Повести временных лет» в 1160 году, когда он до основания был разрушен князем Святославом Ольговичем во время княжеских междуусобиц – Суздальского князя Юрия Долгорукого с великим князем Киевским Изъяславом Мстиславовичем, за разрушенный им «город на Остере» (теперешний город Остер, находящийся при впадении реки Остер в Десну).

В пределах Мглинского района, могилы – курганы древних родимичей, селившихся по берегам реки Ипути, сохранились и до сего времени около села Дегтяревки в урочище «Старчичи» Верхне-Ипутского лесничества и около села Луговец в урочище «Сосенки» Южного лесничества. Многие, самые высокие и характерные могилы-курганы радимичей в урочище «Старчичи», покрытые старыми соснами, вследствие безрассудной их вырубки Верхне-Ипутским лесничеством в послевоенный период 1945 – 1946 годов, обрушились в Иваницкий вир реки Ипути и навсегда погибли как исторические памятники старины.

Название реки Ипути – древне-славянское, что значит – «вот путь».

Река Ипуть

Река Ипуть. Фото Виктора Зайцева, 2010 г. 

 

Основным занятием радимичей в то время, надо полагать, была охота, рыбная ловля и бортевое пчеловодство. Этому благоприятствовала тогдашняя природа: огромнейшие леса, богатые всякого рода пушной и пернатой дичью, а также изобилующая рыбой река Ипуть, которая для радимичей в то время являлась единственным путем связи между собою отдельных родов и с другими славянскими племенами Днепровского бассейна.

 Izba-drevnikh-slavjan

Изба древних славян

 

Город Зартый был населен преимущественно северянами, которые ко времени возникновения этого города, помимо охоты и рыболовства, занимались уже земледелием на лесных палах. Из-за отсутствия лесных дорог, сухопутная связь их с другими славянскими племенами была затруднена и ограничивалась лишь небольшими расстояниями.

Выбор места для города был связан с благоприятными географическими и топографическими условиями для защиты его от врагов.

Подступы к городу Зартыю преграждались крутым берегом прежде полноводной реки Судынки с одной стороны и его притоком – речки Молотовки – с другой, дремучими лесами и искусственными укреплениями.

Как памятник искусственных укреплений сохранилось «городище» - остаток земляной крепости Зартого, находящейся в 2,5 – 3-х километрах от центра нынешнего города Мглина.

Городище славян

В сентябре 1974 г. Брянский краеведческий музей направил во Мглин археологическую поисковую группу под руководством Заверняева Федора Михайловича, заведующего отделом музея до Октябрьского периода, известного своими археологическими раскопками в с. Хотылево. Экспедиция имела узкую задачу: произвести археологический поиск и определить, где и когда возник город Мглин.

В ходе раскопок в Городище, как и в Ормино, обнаружен маломощный слой юхновской культуры и небольшое количество черепков из глиняной посуды юхновцев. Это говорит о том, что юхновцы в Городище жили недолго. Вероятно, через несколько столетий они ушли отсюда, поселились где-то вблизи и пользовались своим укреплением в Городище как святилищем. Следов дотатарского Зартыя в Городище не обнаружено, то ли потому, что было заложено мало шурфов, то ли потому, что ни Зартыя, ни другого раннеславянского укрепленного поселения в Городише не было. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

 

Вид на Городище

Вид на мглинское городище в 2010 году. Фото Виталия Черенцова.

 Воздвиженская гора

На Воздвиженской же горе обнаружен мощный слой юхновской культуры, указывающий, что юхновцы жили здесь много веков в 1 тысячелетии до нашей эры и, возможно, в первом веке, новой эры. Найденные черепки от глиняной посуды юхновцев подтверждают это, Несколько позднее, в 12—13 вв., жили уже не юхновцы, а наиболее ранние древнеземляки мглинчан восточнославянского происхождения. На Воздвиженской горе во всех шурфах обнаружены обломки глиняной посуды, которой пользовались славяне в 12—13 вв., а несколько обломков оказались от посуды XI века.

Следовательно, Мглин возник не позднее 12 века и не в Городище, а в районе Воздвиженской горы. Отсюда начиналась история Мглинской земли. Укрепление мглинчан находилось на самой Воздвиженской горе, а жилища их возникали под стенами крепости. Судя по незначительному числу найденных черепков на укрепленной территории, в крепости поселенцев видимо не было, здесь находилась лишь сторожевая охрана. Крепость была обнесена рвом и земляным валом в средние века долгое время служила пограничным укреплением Московского государства от нападения Литвы и Польши. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

Точной даты основания города Зартыя нет. Однако, тот факт, что его жители вместе с другими жителями древне-славянских городов Севреско-Черниговского княжества участвовали в походах Святослава (сына Игоря – внука Рюрика) против хазар, а позднее против половцев в походах Игоря Северского и его брата князя Всеволода Трубчевского, где они в 1186 году в битве на реке Каялы (ныне Кагальника Ростовской области) потерпели полное поражение, свидетельствует о том, что возникновение города Зартыя относится к начальному периоду основания русского государства, то есть примерно 1100 лет томуц назад.

Это историческое событие описано неизвестным автором в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».

 

Slovo Polku Igoreve

  

«Сло́во о полку́ И́гореве» — самый известный памятник древнерусской литературы.

В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.  - Википедия.

 

Копия этого замечательного произведения, найденная графом Мусным-Пушкиным, повествует о том, что 13 апреля 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Этот несчастный поход был предпринят вслед за удачным походом в 1184 году на тех же половцев, совершенным великим князем Святославом с подручными ему удельными князьями, окончившийся поражением половцев и пленением хана Кобяка.

В этом удачном походе не принимали участие четыре северских князя: Игорь – князь Северский, Всеволод – князь Трубчевский (брат Игоря), Святослав Ольгович – князь Рыльский (племянник Игоря) и сын Игоря – Владимир Игоревич – князь Путивльский. Все эти князья завидовали славе, приобретенной счастливыми князьями удачным походом 1184 года.

 

Князь Игорь

И. Глазунов. Князь Игорь.

И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 года—29 декабря 1202 года) — князь новгород-северский (1180—1198), князь черниговский (1198—1202). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Главный герой «Слова о полку Игореве». - Википедия

 

 

Полные силы и отваги воинской, они решили в 1185 году предпринять на тех же половцев свой поход помимо участия в нем великого князя Киевского и князя Ярослава Всеволодовича – князя Черниговского.

Это был один из самых смелых походов против половцев. Князья вторглись в самую землю половецкую до реки Каялы (Кагальника), чего не было в прежних походах против половцев.

Еще не выступали русские полки, как наступило солнечное затмение, считавшееся, по понятиям русских людей того времени, дурным предзнаменованием. Дружина Игоря поколебалась, но вдохновенная речь князя возвратила ей мужество.

 

Голиков. Затмение. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».

Случившееся тогда затмение солнца казалось их Боярам предзнаменованием несчастным. "Друзья и братья! - сказал Игорь: - Тайны Божественные никому не сведомы, а нам не миновать своего рока". - Н. Карамзин, История государства Российского, том III.

  

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

 

И, не зная, что сулит судьбина.

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонёну!

 Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!»

  

Вспала князю эта мысль на ум —

Искусить неведомого края, 

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

 

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

 С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

  

 

 

 

Первая встреча русских князей с половцами была удачна для русских: они поразили половцев и захватили много пленных.

Наконец, к побежденным половцам подоспели новые орды и обступили со всех сторон русское войско. Князья оказывают чудеса храбрости, но русские, отрезанные от воды и стесненные повсюду половцами, должны были отступить.

Тут по выражению поэта, описавшего этот несчастный поход в «Слове о полку Игореве», «недостало уже кровавого вина: русские окончили пир, напоили жадных гостей и полегли сами за землю русскую».

Знамена Игоревы пали, войска были разбиты и сам князь взят в плен. Окруженный половцами, он увидел своего брата Всеволода, отбивавшегося от врагов, и стал просить себе смерти, чтобы не видеть гибели брата, но Всеволод не погиб, а был взят в плен, также как и сын Игоря – Владимир.

 

 Васнецов. После побоища Игоря

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами, 1880 г.

На берегах Каялы Игорь был окружён нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов погибла на поле битвы, а князья, с остатками дружин, были взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». - Википедия.

 

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

 

Крыльями лебяжьими всплеснула,

Дон и море оглашая криком,

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом.

 

А князья дружин не собирают.

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют

И куют крамолу брат на брата.

 

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе.

Далеко ты, сокол наш могучий,

Птиц бия, ушел на сине море!

 

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

 

 

 

Вскоре Игорь, при помощи половчанина Лавра, освободился из плена и в 11 дней достиг города Донца, откуда благополучно прибыл в свой Новгород-Северский. Сын его Владимир, оставшийся в плену, женился там на дочери половецкого хана Кончака и через два года вместе с дядею Всеволодом возвратился к отцу.

В 1191 году князь Игорь ходил опять на половцев и на этот раз удачно.

Игорь умер в 1202 году Черниговским князем и погребен в Чернигове.

В этих походах князя Игоря Святославовича на половцев во второй половине XII столетия много жителей северян города Зартыя погибло, не оставив после себя в памяти потомков ни имен своих, ни мест своего вечного упокоения.

Но прошло еще 80 лет со времени первого разрушения города Зартыя своими же русскими князьями в период княжеских междуусобиц за овладение уделами, как в 1238 году город Зартый был полностью разрушен крымскими татарами, а население его было перебито и угнано в рабство.

С этих пор город Зартый сходит с исторической сцены и под таким именем в древнейших летописях он уже не упоминается.

От этого татарского нашествия в Мглинском районе уцелело лишь одно древнейшее село Ормино-Городище (ныне Вормино), известное под таким именем в летописи 1142 года, куда не дошли татары из-за отсутствия дорог и недоступности окружающих его заболоченных таежных лесов.

После татарского нашествия исчезли с лица земли и окружающие город Зартый селища и людские поселения и можно с уверенностью утверждать, что большинство ныне существующих населенных пунктов в Мглинском районе вновь возникли преимущественно на местах прежних селищ и городищ в период госопдства здесь Литвы, а затем Польши.

Прошли века. Ушли из жизни многие поколения наших древних предков – северян и радимичей, и только группы курганов-могильников, разбросанных около бывших их селищ и городищ, да отрывки древних их песен, дошедших до нас, напоминают о них и помогают нам воссоздать картину их жизни времен существования древнего города Зартыя.

В первоначальный период основания города Зартыя и в большой период его существования жители его были язычниками, а сошел он с исторической сцены как город, населенный северянами и родимичами в период распространения среди них христианства.

Население же возрожденного на его месте города Мглина, состоящее из беглых «вольных» казаков, в большинстве полян более южных степных мест, было сплошь православного христианского вероисповедания, так как христианство там было распространено раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

www.mglin-krai.ru

1. Древний славянский город Зартый

1. Древний славянский город Зартый

История города Мглина уходит в далекое прошлое. Город принадлежит к числу древнейших русских поселений. Он находится на крутом берегу прежде полноводной реки Судынки, в 140 километрах от нынешнего областного горда Брянска и в 28 километрах от железнодорожного узла – станции Унечи.

По мнению многих историков на месте современного города Мглина еще в XII веке был древний славянский город Зартый (Зарытый), населенный славянскими племенами – северянами и радимичами.

Расселение радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож

Большая часть Мглинского уезда заселена радимичами. Карта расселения радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож. Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские, также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян. - Н. Карамзин, История государства Российского, том I.

 Bust Radimichi

 

Бюст-реконструкция женщины 25-30 лет из д. Каласы (Рагачевский р-н), XI-XII век. Вариант головного убора радимичанки с семилучевыми височными кольцами.

Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».

В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам и обязывает их платить дань ему: « И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград: « Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)». В начале 970-х радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом. - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t6169.html

О нем впервые упоминается в древней летописи «Повести временных лет» в 1160 году, когда он до основания был разрушен князем Святославом Ольговичем во время княжеских междуусобиц – Суздальского князя Юрия Долгорукого с великим князем Киевским Изъяславом Мстиславовичем, за разрушенный им «город на Остере» (теперешний город Остер, находящийся при впадении реки Остер в Десну).

В пределах Мглинского района, могилы – курганы древних родимичей, селившихся по берегам реки Ипути, сохранились и до сего времени около села Дегтяревки в урочище «Старчичи» Верхне-Ипутского лесничества и около села Луговец в урочище «Сосенки» Южного лесничества. Многие, самые высокие и характерные могилы-курганы радимичей в урочище «Старчичи», покрытые старыми соснами, вследствие безрассудной их вырубки Верхне-Ипутским лесничеством в послевоенный период 1945 – 1946 годов, обрушились в Иваницкий вир реки Ипути и навсегда погибли как исторические памятники старины.

Название реки Ипути – древне-славянское, что значит – «вот путь».

Река Ипуть

Река Ипуть. Фото Виктора Зайцева, 2010 г. 

 

Основным занятием радимичей в то время, надо полагать, была охота, рыбная ловля и бортевое пчеловодство. Этому благоприятствовала тогдашняя природа: огромнейшие леса, богатые всякого рода пушной и пернатой дичью, а также изобилующая рыбой река Ипуть, которая для радимичей в то время являлась единственным путем связи между собою отдельных родов и с другими славянскими племенами Днепровского бассейна.

 Izba-drevnikh-slavjan

Изба древних славян

 

Город Зартый был населен преимущественно северянами, которые ко времени возникновения этого города, помимо охоты и рыболовства, занимались уже земледелием на лесных палах. Из-за отсутствия лесных дорог, сухопутная связь их с другими славянскими племенами была затруднена и ограничивалась лишь небольшими расстояниями.

Выбор места для города был связан с благоприятными географическими и топографическими условиями для защиты его от врагов.

Подступы к городу Зартыю преграждались крутым берегом прежде полноводной реки Судынки с одной стороны и его притоком – речки Молотовки – с другой, дремучими лесами и искусственными укреплениями.

Как памятник искусственных укреплений сохранилось «городище» - остаток земляной крепости Зартого, находящейся в 2,5 – 3-х километрах от центра нынешнего города Мглина.

Городище славян

В сентябре 1974 г. Брянский краеведческий музей направил во Мглин археологическую поисковую группу под руководством Заверняева Федора Михайловича, заведующего отделом музея до Октябрьского периода, известного своими археологическими раскопками в с. Хотылево. Экспедиция имела узкую задачу: произвести археологический поиск и определить, где и когда возник город Мглин.

В ходе раскопок в Городище, как и в Ормино, обнаружен маломощный слой юхновской культуры и небольшое количество черепков из глиняной посуды юхновцев. Это говорит о том, что юхновцы в Городище жили недолго. Вероятно, через несколько столетий они ушли отсюда, поселились где-то вблизи и пользовались своим укреплением в Городище как святилищем. Следов дотатарского Зартыя в Городище не обнаружено, то ли потому, что было заложено мало шурфов, то ли потому, что ни Зартыя, ни другого раннеславянского укрепленного поселения в Городише не было. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

 

Вид на Городище

Вид на мглинское городище в 2010 году. Фото Виталия Черенцова.

 Воздвиженская гора

На Воздвиженской же горе обнаружен мощный слой юхновской культуры, указывающий, что юхновцы жили здесь много веков в 1 тысячелетии до нашей эры и, возможно, в первом веке, новой эры. Найденные черепки от глиняной посуды юхновцев подтверждают это, Несколько позднее, в 12—13 вв., жили уже не юхновцы, а наиболее ранние древнеземляки мглинчан восточнославянского происхождения. На Воздвиженской горе во всех шурфах обнаружены обломки глиняной посуды, которой пользовались славяне в 12—13 вв., а несколько обломков оказались от посуды XI века.

Следовательно, Мглин возник не позднее 12 века и не в Городище, а в районе Воздвиженской горы. Отсюда начиналась история Мглинской земли. Укрепление мглинчан находилось на самой Воздвиженской горе, а жилища их возникали под стенами крепости. Судя по незначительному числу найденных черепков на укрепленной территории, в крепости поселенцев видимо не было, здесь находилась лишь сторожевая охрана. Крепость была обнесена рвом и земляным валом в средние века долгое время служила пограничным укреплением Московского государства от нападения Литвы и Польши. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

Точной даты основания города Зартыя нет. Однако, тот факт, что его жители вместе с другими жителями древне-славянских городов Севреско-Черниговского княжества участвовали в походах Святослава (сына Игоря – внука Рюрика) против хазар, а позднее против половцев в походах Игоря Северского и его брата князя Всеволода Трубчевского, где они в 1186 году в битве на реке Каялы (ныне Кагальника Ростовской области) потерпели полное поражение, свидетельствует о том, что возникновение города Зартыя относится к начальному периоду основания русского государства, то есть примерно 1100 лет томуц назад.

Это историческое событие описано неизвестным автором в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».

 

Slovo Polku Igoreve

  

«Сло́во о полку́ И́гореве» — самый известный памятник древнерусской литературы.

В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.  - Википедия.

 

Копия этого замечательного произведения, найденная графом Мусным-Пушкиным, повествует о том, что 13 апреля 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Этот несчастный поход был предпринят вслед за удачным походом в 1184 году на тех же половцев, совершенным великим князем Святославом с подручными ему удельными князьями, окончившийся поражением половцев и пленением хана Кобяка.

В этом удачном походе не принимали участие четыре северских князя: Игорь – князь Северский, Всеволод – князь Трубчевский (брат Игоря), Святослав Ольгович – князь Рыльский (племянник Игоря) и сын Игоря – Владимир Игоревич – князь Путивльский. Все эти князья завидовали славе, приобретенной счастливыми князьями удачным походом 1184 года.

 

Князь Игорь

И. Глазунов. Князь Игорь.

И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 года—29 декабря 1202 года) — князь новгород-северский (1180—1198), князь черниговский (1198—1202). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Главный герой «Слова о полку Игореве». - Википедия

 

 

Полные силы и отваги воинской, они решили в 1185 году предпринять на тех же половцев свой поход помимо участия в нем великого князя Киевского и князя Ярослава Всеволодовича – князя Черниговского.

Это был один из самых смелых походов против половцев. Князья вторглись в самую землю половецкую до реки Каялы (Кагальника), чего не было в прежних походах против половцев.

Еще не выступали русские полки, как наступило солнечное затмение, считавшееся, по понятиям русских людей того времени, дурным предзнаменованием. Дружина Игоря поколебалась, но вдохновенная речь князя возвратила ей мужество.

 

Голиков. Затмение. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».

Случившееся тогда затмение солнца казалось их Боярам предзнаменованием несчастным. "Друзья и братья! - сказал Игорь: - Тайны Божественные никому не сведомы, а нам не миновать своего рока". - Н. Карамзин, История государства Российского, том III.

  

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

 

И, не зная, что сулит судьбина.

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонёну!

 Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!»

  

Вспала князю эта мысль на ум —

Искусить неведомого края, 

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

 

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

 С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

  

 

 

 

Первая встреча русских князей с половцами была удачна для русских: они поразили половцев и захватили много пленных.

Наконец, к побежденным половцам подоспели новые орды и обступили со всех сторон русское войско. Князья оказывают чудеса храбрости, но русские, отрезанные от воды и стесненные повсюду половцами, должны были отступить.

Тут по выражению поэта, описавшего этот несчастный поход в «Слове о полку Игореве», «недостало уже кровавого вина: русские окончили пир, напоили жадных гостей и полегли сами за землю русскую».

Знамена Игоревы пали, войска были разбиты и сам князь взят в плен. Окруженный половцами, он увидел своего брата Всеволода, отбивавшегося от врагов, и стал просить себе смерти, чтобы не видеть гибели брата, но Всеволод не погиб, а был взят в плен, также как и сын Игоря – Владимир.

 

 Васнецов. После побоища Игоря

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами, 1880 г.

На берегах Каялы Игорь был окружён нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов погибла на поле битвы, а князья, с остатками дружин, были взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». - Википедия.

 

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

 

Крыльями лебяжьими всплеснула,

Дон и море оглашая криком,

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом.

 

А князья дружин не собирают.

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют

И куют крамолу брат на брата.

 

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе.

Далеко ты, сокол наш могучий,

Птиц бия, ушел на сине море!

 

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

 

 

 

Вскоре Игорь, при помощи половчанина Лавра, освободился из плена и в 11 дней достиг города Донца, откуда благополучно прибыл в свой Новгород-Северский. Сын его Владимир, оставшийся в плену, женился там на дочери половецкого хана Кончака и через два года вместе с дядею Всеволодом возвратился к отцу.

В 1191 году князь Игорь ходил опять на половцев и на этот раз удачно.

Игорь умер в 1202 году Черниговским князем и погребен в Чернигове.

В этих походах князя Игоря Святославовича на половцев во второй половине XII столетия много жителей северян города Зартыя погибло, не оставив после себя в памяти потомков ни имен своих, ни мест своего вечного упокоения.

Но прошло еще 80 лет со времени первого разрушения города Зартыя своими же русскими князьями в период княжеских междуусобиц за овладение уделами, как в 1238 году город Зартый был полностью разрушен крымскими татарами, а население его было перебито и угнано в рабство.

С этих пор город Зартый сходит с исторической сцены и под таким именем в древнейших летописях он уже не упоминается.

От этого татарского нашествия в Мглинском районе уцелело лишь одно древнейшее село Ормино-Городище (ныне Вормино), известное под таким именем в летописи 1142 года, куда не дошли татары из-за отсутствия дорог и недоступности окружающих его заболоченных таежных лесов.

После татарского нашествия исчезли с лица земли и окружающие город Зартый селища и людские поселения и можно с уверенностью утверждать, что большинство ныне существующих населенных пунктов в Мглинском районе вновь возникли преимущественно на местах прежних селищ и городищ в период госопдства здесь Литвы, а затем Польши.

Прошли века. Ушли из жизни многие поколения наших древних предков – северян и радимичей, и только группы курганов-могильников, разбросанных около бывших их селищ и городищ, да отрывки древних их песен, дошедших до нас, напоминают о них и помогают нам воссоздать картину их жизни времен существования древнего города Зартыя.

В первоначальный период основания города Зартыя и в большой период его существования жители его были язычниками, а сошел он с исторической сцены как город, населенный северянами и родимичами в период распространения среди них христианства.

Население же возрожденного на его месте города Мглина, состоящее из беглых «вольных» казаков, в большинстве полян более южных степных мест, было сплошь православного христианского вероисповедания, так как христианство там было распространено раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

www.mglin-krai.ru

1. Древний славянский город Зартый

1. Древний славянский город Зартый

История города Мглина уходит в далекое прошлое. Город принадлежит к числу древнейших русских поселений. Он находится на крутом берегу прежде полноводной реки Судынки, в 140 километрах от нынешнего областного горда Брянска и в 28 километрах от железнодорожного узла – станции Унечи.

По мнению многих историков на месте современного города Мглина еще в XII веке был древний славянский город Зартый (Зарытый), населенный славянскими племенами – северянами и радимичами.

Расселение радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож

Большая часть Мглинского уезда заселена радимичами. Карта расселения радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож. Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские, также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян. - Н. Карамзин, История государства Российского, том I.

 Bust Radimichi

 

Бюст-реконструкция женщины 25-30 лет из д. Каласы (Рагачевский р-н), XI-XII век. Вариант головного убора радимичанки с семилучевыми височными кольцами.

Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».

В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам и обязывает их платить дань ему: « И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград: « Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)». В начале 970-х радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом. - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t6169.html

О нем впервые упоминается в древней летописи «Повести временных лет» в 1160 году, когда он до основания был разрушен князем Святославом Ольговичем во время княжеских междуусобиц – Суздальского князя Юрия Долгорукого с великим князем Киевским Изъяславом Мстиславовичем, за разрушенный им «город на Остере» (теперешний город Остер, находящийся при впадении реки Остер в Десну).

В пределах Мглинского района, могилы – курганы древних родимичей, селившихся по берегам реки Ипути, сохранились и до сего времени около села Дегтяревки в урочище «Старчичи» Верхне-Ипутского лесничества и около села Луговец в урочище «Сосенки» Южного лесничества. Многие, самые высокие и характерные могилы-курганы радимичей в урочище «Старчичи», покрытые старыми соснами, вследствие безрассудной их вырубки Верхне-Ипутским лесничеством в послевоенный период 1945 – 1946 годов, обрушились в Иваницкий вир реки Ипути и навсегда погибли как исторические памятники старины.

Название реки Ипути – древне-славянское, что значит – «вот путь».

Река Ипуть

Река Ипуть. Фото Виктора Зайцева, 2010 г. 

 

Основным занятием радимичей в то время, надо полагать, была охота, рыбная ловля и бортевое пчеловодство. Этому благоприятствовала тогдашняя природа: огромнейшие леса, богатые всякого рода пушной и пернатой дичью, а также изобилующая рыбой река Ипуть, которая для радимичей в то время являлась единственным путем связи между собою отдельных родов и с другими славянскими племенами Днепровского бассейна.

 Izba-drevnikh-slavjan

Изба древних славян

 

Город Зартый был населен преимущественно северянами, которые ко времени возникновения этого города, помимо охоты и рыболовства, занимались уже земледелием на лесных палах. Из-за отсутствия лесных дорог, сухопутная связь их с другими славянскими племенами была затруднена и ограничивалась лишь небольшими расстояниями.

Выбор места для города был связан с благоприятными географическими и топографическими условиями для защиты его от врагов.

Подступы к городу Зартыю преграждались крутым берегом прежде полноводной реки Судынки с одной стороны и его притоком – речки Молотовки – с другой, дремучими лесами и искусственными укреплениями.

Как памятник искусственных укреплений сохранилось «городище» - остаток земляной крепости Зартого, находящейся в 2,5 – 3-х километрах от центра нынешнего города Мглина.

Городище славян

В сентябре 1974 г. Брянский краеведческий музей направил во Мглин археологическую поисковую группу под руководством Заверняева Федора Михайловича, заведующего отделом музея до Октябрьского периода, известного своими археологическими раскопками в с. Хотылево. Экспедиция имела узкую задачу: произвести археологический поиск и определить, где и когда возник город Мглин.

В ходе раскопок в Городище, как и в Ормино, обнаружен маломощный слой юхновской культуры и небольшое количество черепков из глиняной посуды юхновцев. Это говорит о том, что юхновцы в Городище жили недолго. Вероятно, через несколько столетий они ушли отсюда, поселились где-то вблизи и пользовались своим укреплением в Городище как святилищем. Следов дотатарского Зартыя в Городище не обнаружено, то ли потому, что было заложено мало шурфов, то ли потому, что ни Зартыя, ни другого раннеславянского укрепленного поселения в Городише не было. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

 

Вид на Городище

Вид на мглинское городище в 2010 году. Фото Виталия Черенцова.

 Воздвиженская гора

На Воздвиженской же горе обнаружен мощный слой юхновской культуры, указывающий, что юхновцы жили здесь много веков в 1 тысячелетии до нашей эры и, возможно, в первом веке, новой эры. Найденные черепки от глиняной посуды юхновцев подтверждают это, Несколько позднее, в 12—13 вв., жили уже не юхновцы, а наиболее ранние древнеземляки мглинчан восточнославянского происхождения. На Воздвиженской горе во всех шурфах обнаружены обломки глиняной посуды, которой пользовались славяне в 12—13 вв., а несколько обломков оказались от посуды XI века.

Следовательно, Мглин возник не позднее 12 века и не в Городище, а в районе Воздвиженской горы. Отсюда начиналась история Мглинской земли. Укрепление мглинчан находилось на самой Воздвиженской горе, а жилища их возникали под стенами крепости. Судя по незначительному числу найденных черепков на укрепленной территории, в крепости поселенцев видимо не было, здесь находилась лишь сторожевая охрана. Крепость была обнесена рвом и земляным валом в средние века долгое время служила пограничным укреплением Московского государства от нападения Литвы и Польши. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003

 

Точной даты основания города Зартыя нет. Однако, тот факт, что его жители вместе с другими жителями древне-славянских городов Севреско-Черниговского княжества участвовали в походах Святослава (сына Игоря – внука Рюрика) против хазар, а позднее против половцев в походах Игоря Северского и его брата князя Всеволода Трубчевского, где они в 1186 году в битве на реке Каялы (ныне Кагальника Ростовской области) потерпели полное поражение, свидетельствует о том, что возникновение города Зартыя относится к начальному периоду основания русского государства, то есть примерно 1100 лет томуц назад.

Это историческое событие описано неизвестным автором в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».

 

Slovo Polku Igoreve

  

«Сло́во о полку́ И́гореве» — самый известный памятник древнерусской литературы.

В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.  - Википедия.

 

Копия этого замечательного произведения, найденная графом Мусным-Пушкиным, повествует о том, что 13 апреля 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Этот несчастный поход был предпринят вслед за удачным походом в 1184 году на тех же половцев, совершенным великим князем Святославом с подручными ему удельными князьями, окончившийся поражением половцев и пленением хана Кобяка.

В этом удачном походе не принимали участие четыре северских князя: Игорь – князь Северский, Всеволод – князь Трубчевский (брат Игоря), Святослав Ольгович – князь Рыльский (племянник Игоря) и сын Игоря – Владимир Игоревич – князь Путивльский. Все эти князья завидовали славе, приобретенной счастливыми князьями удачным походом 1184 года.

 

Князь Игорь

И. Глазунов. Князь Игорь.

И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 года—29 декабря 1202 года) — князь новгород-северский (1180—1198), князь черниговский (1198—1202). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Главный герой «Слова о полку Игореве». - Википедия

 

 

Полные силы и отваги воинской, они решили в 1185 году предпринять на тех же половцев свой поход помимо участия в нем великого князя Киевского и князя Ярослава Всеволодовича – князя Черниговского.

Это был один из самых смелых походов против половцев. Князья вторглись в самую землю половецкую до реки Каялы (Кагальника), чего не было в прежних походах против половцев.

Еще не выступали русские полки, как наступило солнечное затмение, считавшееся, по понятиям русских людей того времени, дурным предзнаменованием. Дружина Игоря поколебалась, но вдохновенная речь князя возвратила ей мужество.

 

Голиков. Затмение. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».

Случившееся тогда затмение солнца казалось их Боярам предзнаменованием несчастным. "Друзья и братья! - сказал Игорь: - Тайны Божественные никому не сведомы, а нам не миновать своего рока". - Н. Карамзин, История государства Российского, том III.

  

Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

 

И, не зная, что сулит судьбина.

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонёну!

 Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!»

  

Вспала князю эта мысль на ум —

Искусить неведомого края, 

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

 

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

 С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

  

 

 

 

Первая встреча русских князей с половцами была удачна для русских: они поразили половцев и захватили много пленных.

Наконец, к побежденным половцам подоспели новые орды и обступили со всех сторон русское войско. Князья оказывают чудеса храбрости, но русские, отрезанные от воды и стесненные повсюду половцами, должны были отступить.

Тут по выражению поэта, описавшего этот несчастный поход в «Слове о полку Игореве», «недостало уже кровавого вина: русские окончили пир, напоили жадных гостей и полегли сами за землю русскую».

Знамена Игоревы пали, войска были разбиты и сам князь взят в плен. Окруженный половцами, он увидел своего брата Всеволода, отбивавшегося от врагов, и стал просить себе смерти, чтобы не видеть гибели брата, но Всеволод не погиб, а был взят в плен, также как и сын Игоря – Владимир.

 

 Васнецов. После побоища Игоря

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами, 1880 г.

На берегах Каялы Игорь был окружён нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов погибла на поле битвы, а князья, с остатками дружин, были взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». - Википедия.

 

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

 

Крыльями лебяжьими всплеснула,

Дон и море оглашая криком,

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом.

 

А князья дружин не собирают.

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют

И куют крамолу брат на брата.

 

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе.

Далеко ты, сокол наш могучий,

Птиц бия, ушел на сине море!

 

- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого

 

 

 

Вскоре Игорь, при помощи половчанина Лавра, освободился из плена и в 11 дней достиг города Донца, откуда благополучно прибыл в свой Новгород-Северский. Сын его Владимир, оставшийся в плену, женился там на дочери половецкого хана Кончака и через два года вместе с дядею Всеволодом возвратился к отцу.

В 1191 году князь Игорь ходил опять на половцев и на этот раз удачно.

Игорь умер в 1202 году Черниговским князем и погребен в Чернигове.

В этих походах князя Игоря Святославовича на половцев во второй половине XII столетия много жителей северян города Зартыя погибло, не оставив после себя в памяти потомков ни имен своих, ни мест своего вечного упокоения.

Но прошло еще 80 лет со времени первого разрушения города Зартыя своими же русскими князьями в период княжеских междуусобиц за овладение уделами, как в 1238 году город Зартый был полностью разрушен крымскими татарами, а население его было перебито и угнано в рабство.

С этих пор город Зартый сходит с исторической сцены и под таким именем в древнейших летописях он уже не упоминается.

От этого татарского нашествия в Мглинском районе уцелело лишь одно древнейшее село Ормино-Городище (ныне Вормино), известное под таким именем в летописи 1142 года, куда не дошли татары из-за отсутствия дорог и недоступности окружающих его заболоченных таежных лесов.

После татарского нашествия исчезли с лица земли и окружающие город Зартый селища и людские поселения и можно с уверенностью утверждать, что большинство ныне существующих населенных пунктов в Мглинском районе вновь возникли преимущественно на местах прежних селищ и городищ в период госопдства здесь Литвы, а затем Польши.

Прошли века. Ушли из жизни многие поколения наших древних предков – северян и радимичей, и только группы курганов-могильников, разбросанных около бывших их селищ и городищ, да отрывки древних их песен, дошедших до нас, напоминают о них и помогают нам воссоздать картину их жизни времен существования древнего города Зартыя.

В первоначальный период основания города Зартыя и в большой период его существования жители его были язычниками, а сошел он с исторической сцены как город, населенный северянами и родимичами в период распространения среди них христианства.

Население же возрожденного на его месте города Мглина, состоящее из беглых «вольных» казаков, в большинстве полян более южных степных мест, было сплошь православного христианского вероисповедания, так как христианство там было распространено раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

www.mglin-krai.ru

Иерусалим древний город - путеводитель

Иерусалим древний город

Первые следы человеческой культуры на восточном склоне Храмовой горы в Иерусалиме относятся к 5-4 тысячелетиям до н.э. В позднем бронзовом веке, до прихода евреев, здесь проживали амореи, а позже евусеи – один из ханаанских народов, и Иерусалим был их центром. Город в те времена занимал территорию холма Офел (так называемого «Города Давида»). Другие холмы Иерусалима в ту эпоху еще не были заселены.

Впервые Иерусалим под названием «Шалем»(«Салим») упоминается в документах из сирийского города Эбла (около 2300 г до н.э.), о нем также упоминают проскрипции XII династии Египта (XX- XIX вв. до н.э.), ну и, разумеется, Библия. В ней рассказывается про Мелхиседека, царя Салима. Находки в Иерусалиме египетских керамических изделий 16 века до н.э. говорят о связях этого города с Египтом в середине 2-ого тысячелетия до н.э.

Около 1000 года до н.э. Иерусалим был завоеван Давидом - царем Израильско-Иудейского царства. Древний иевусейский город был перестроен и получил название «Град Давида» («Ир Давид»). Сюда была перенесена величайшая святыня древнееврейского народа – Ковчег Завета, и Иерусалим, таким образом стал религиозным центром Израильско-Иудейского царства.

При сыне Давида, царе Соломоне, на горе Мория к северу от холма Офел, был воздвигнут величественный Иерусалимский храм и город еще больше утвердился в статусе религиозного центра евреев. При царе Езекии в 8 веке до н.э. значительно расширилась территория города: частью Иерусалима стала западная территория за долиной Тиропеон. Город и Храм подверглись разрушению и опустошению в 586 году войсками вавилонского царя Навуходоносора II.

Древний город Иерусалим

Старый город-крепость Иерусалим занимает площадь всего 1 квадратный километр. Он представляет собой большое количество мелких переулков и несколько священных мест, ставших Меккой для представителей исламской, христианской и иудейской конфессий. К последним относятся иудейская Западная стена (Стена Плача), мусульманская мечеть Эль-Акса, христианская Гроба Господня и Храмовая гора с Мечетью Омара (Куполом на Скале).

Старый Иерусалим внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лучше всего познакомится с ним поможет опытный гид в Израиле. который проведет по самым интересным местам и расскажет о каждом занимательную историю. Не зависимо от времени года, выбранного для экскурсии, кварталы Древнего Иерусалима греют душу неким особым вдохновением и святостью.

Можно отправиться навстречу новым ощущениям и без сопровождающего, однако если это первая поездка, есть риск упустить из внимания менее знаменитые, но также интересные и значимые объекты. Будьте готовы к тому, что на полноценную, экскурсию по Древнему Иерусалиму придется потратить не менее, чем полдня.

С Центральной автостанции в Старый Город можно попасть на прямом рейсовом автобусе. Если общественному транспорту вы предпочитаете личный, добраться к святыням помогут указатели, расставленные с самого въезда в город. Оставить автомобиль можно на подземной парковке Мамилла, построенной у подножья Яффских ворот. Древний город Иерусалим стоит посетить не только для того, чтобы помолиться. Экскурсия по нему это удивительный опыт и незабываемые впечатления.

Славянский Иерусалим - древний город Охрид в Македонии

Охрид первая древняя столица, Югославский город на восточном берегу Охридского озера в Македонии. Сейчас в нем проживает примерно 55 тысяч счастливчиков.

В городе много живописных домов и старинных памятников, за что его величают Славянским Иерусалимом и посещают много туристов, принося в казну доход. В 1979 и в 1980 году Охрид и Охридское озеро были приняты в качестве культурного и природного всемирного наследия ЮНЕСКО. Город является основным туристическим центром Македонии.

Во времена римского и византийского правительства Охрид был важным торговым пунктом на построенной римлянами дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю. Археологические раскопки показали, что в древнем городе христианство было принято очень давно. Славянские народы постепенно заселили город к началу шестого века.

Сюда веками приезжали религиозные паломники, множество армий в разные времена стремились завоевать эти места, в результате Иерусалим сегодняшний стал уникальным памятником человеческой истории, недооценить роль культурных и исторических достопримечательностей которого просто невозможно.

Археологические свидетельства наличия первых поселений в этих местах говорят нам о том, что уже в пятом тысячелетии до нашей эры на восточном склоне Храмовой горы жили люди. Непосредственно Иерусалим был основан в конце третьего тысячелетия до нашей эры и впервые его имя упоминается на дошедших до нас древнеегипетских статуях, возрастом около четырех тысяч лет, в перечне враждебных египетским фараонам городов.

Путешествуя по Иерусалиму, вы безусловно захотите посетить множество всемирно известных храмов и достопримечательностей, но оставьте немного вашего времени и на то, чтобы просто прогуляться по улочкам древнего города и почувствовать сегодняшний ритм жизни этого святого места.

Иерусалим явно не относится к городам, для знакомства с которыми достаточно обзорной экскурсии и нескольких часов пеших прогулок. Учитывая количество расположенных здесь памятников истории, на знакомство с важнейшими из них стоит отвести хотя бы три-четыре дня.

Существенно упростить задачу посещения достопримечательностей Иерусалима поможет вам индивидуальный гид в Израиле. Гид составит грамотный маршрут, посоветует подходящие варианты размещения, заранее закажет входные билеты, и, конечно, подробнейшим образом поведает обо всех памятных местах, которые вы решите посетить.

Источники: www.onlinedics.ru, www.ancientcity.ru, travelluxtour.info, www.liveinternet.ru, needguide.ru

Рекомендуем ознакомится: http://www.objectiv-x.ru

worldunique.ru


Смотрите также