Город древний урук. Шумерский город Урук. История и развитие
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Когда откопали Урук. Город древний урук


Шумерский город Урук. История и развитие

Древнейший город Урук был расположен на центрально-западных землях шумеров на северо-западе от Ларсы вдоль тогдашнего течения Евфрата. На протяжении нескольких тысяч лет река изменила свое русло и в настоящее время руины города лежат в пустыне на расстоянии от нее около 35 километров. Ветхий Завет упоминает город под названием Эрех, оригинальное шумерское название – Унуг, а современным его наименованием является Варка.

Гильгамеш в древнем городе Уруке

Археологические исследования

На территории города Урука за все время выкопано порядка 18 архаичных слоев. Первым исследователем в период 1850-1854 был английский археолог Уильям Кеннет Лофтус. Во время своих исследований он извлек из земли несколько мелких вещей, в том числе глиняные таблички и составил приблизительную карту. Очередными археологами в первые годы XX века стали Роберт Кольдевей, Вальтер Андрэ и в 1912 И. Джордан. Затем исследования были продолжены в период 1931-1939 А. Нольдке, E. Хайнрихом и Г. Ленценом. В дальнейшем раскопки вел К. Ленцен в 1953-1967 годы. Его преемниками были в 1977 году Г. Шмидт и другие немецкие ученые. В 1989 году было организовано в общей сложности 39 немецких кампаний по исследованию шумерского города Урука. Последние раскопки были проведены в 2001 году Маргарет ван Эсс, команда которой начала просматривать зону города с помощью магнитометра.

На территории исследований была обнаружена характерная для всей эпохи архитектура, отсюда весь этот исторический период и получил свое название по имени города.

Все шумерские поселения того времени были построены одинаковым образом. Везде в центральной точке находился на высоком искусственном холме храм бога-покровителя. По всей территории отмечался один и тот же способ создания стен, ниш, отдельно стоящего культового стола, и т. д. В древнем городе Уруке находилась самая старая каменная конструкция в Месопотамии – брусчатая улица и самые старые осыпи, на которых был возведен Белый Храм.

древний храм в Уруке

Раскопки показали, что жители этого города, вероятно, первыми построили оборонительную стену. В качестве строительного материала послужил вяленый кирпич – стена насчитывала 9 км в длину и плотно окружала город. Несмотря на то, что вал был откопан сильно разрушенным, столь ранняя дата его строительства основана на информации по отпечатку штампа с цилиндрической головкой, изображенного на нем.

История города

Урук стал самым важным городом-государством, торговым, культурным и административным центром во всей южной Месопотамии в IV тыс. до н. э. Он также был главным в экономической и политической жизни древнейшего региона, влияние которого достигло северной Сирии на западе и Ирана на востоке. Здесь была изобретена первая известная в мире система письменности – пиктографическое письмо, которое использовалось в городе Уруке в конце IV тыс. до н. э., затем постепенно оно распространилось по всей Месопотамии.

раскопки древнего города Урука

Особенности развития

В период около 2900-2350 до н. э. Урук сохранял свое доминирующее положение столицы. Первая фаза этого периода, однако, была отмечена несколькими радикальными изменениями. Город активно развивался и число его жителей увеличивалось. В это время была построена новая городская глинобитная стена. Также было возведено много зданий, в основном, жилые дома. Немало информации о тех временах можно почерпнуть из «Эпоса о Гильгамеше». В частности, в нем говорится, что во времена правления Гильгамеша в городе Урук 1/3 его часть составляли храмы, 1/3 городская застройка и 1/3 сады.

статуя Гильгамеша - правителя Урука

Постепенный закат

В дальнейший период число жителей снижалось и заселена была только западная часть города. Под конец раннединастического периода (ок. 2350 до н. э) правитель Лугальзагеси завоевал всю южную Месопотамию, а столицей своего государства сделал город Урук.

В период правления Лугальзагеси началась большая строительная программа – так называемый Stampflehmgebäude и большой террасы в северной части города. Кажется, что оба проекта так и не были завершены, скорее всего, потому, что этот правитель был побежден Саргоном Великим, основателем династии Аккада. После победы Саргон приказал уничтожить стены Урука. В своей новой столице Аккаде он построил храм богини Иштар (Inanny), в результате чего ее культ в бывшей столице шумеров потерял свое значение. Немногочисленные находки в Уруке с этого периода показывают, что наблюдалось заметное снижение числа жителей, которые, как кажется, населяли только северную часть города.

fb.ru

Когда откопали Урук. Шумеры. Забытый мир [ёфицировано]

Когда откопали Урук

Попытаемся дать хотя бы беглый обзор всех раскопок в Шумере, начатых Лофтусом — открытия Пьетро делла Валле и других исследователей (предшественников Лофтуса) мы оставим в стороне — и ведущихся по сей день.

Хотя Лофтус и обратил внимание археологов на холм Варка, прошло немало лет, прежде чем здесь появились новые группы исследователей. Эдуард Захау, берлинский профессор–ориенталист, совершивший в 1897–1898 гг. путешествие по всей Месопотамии вместе с известным археологом Робертом Кольдевеем, осмотрел холм Варка. После Лофтуса он первый посетил эти районы Месопотамии. С грустью описывает он это забытое богом и людьми место. В раскопанных Лофтусом траншеях можно было встретить одних лишь гиен.

Среди обломков Захау обнаружил черепки, покрытые зелёной и голубой глазурью, то тут, то там из–под песка торчали куски алебастра, поблёскивали на солнце кусочки ляпис–лазури. «Трагическое, угнетающее зрелище», — напишет Захау позднее, имея в виду не только руины — всё, что осталось от минувшего великолепия неведомого города, — но и промахи археологов. Два года спустя здесь ненадолго остановятся члены американской экспедиции, проводившей исследования в Ниппуре. Руководитель этой экспедиции Джон Петере расскажет потом об арабских женщинах, искавших в руинах украшения и предметы, которые затем продавались на базарах. Ближайший сотрудник Петерса Герман Гильпрехт утверждал, что Урук не может считаться благодарным объектом для исследований, поскольку наиболее интересные достопримечательности этого города, одного из древнейших городов Месопотамии, пришедшего в упадок несколько тысячелетий назад, были либо уничтожены, либо разграблены. Такое же мнение десять лет спустя высказал немецкий учёный Ценпфунд, сомневавшийся в том, что после Лофтуса кому–нибудь удастся открыть в Уруке более или менее значительные шумерские памятники. К счастью, это мнение не было расценено как окончательный приговор, обрекающий Урук на забвение.

В ноябре 1912 г. к раскопкам в Уруке приступает хорошо оснащённая экспедиция, организованная Германским обществом ориенталистов, которую возглавил Юлиус Йордан. Работа этой экспедиции ничем не напоминает «кустарные», дилетантские начинания первых археологов. Раскопки ведутся систематизировано, по культурным слоям, всё глубже и дальше в прошлое. Шестимесячный труд экспедиции приносит отличные результаты: откопаны стены нескольких храмов, найдены многочисленные предметы домашнего обихода. Но Первая мировая война прерывает удачно начавшиеся работы: они возобновляются лишь в 1928 г. За одиннадцать сезонов–кампаний, прерванных на этот раз Второй мировой войной, был отрыт ряд слоёв храма бога Ана, который строился разными правителями в течение почти двух тысяч лет. Затем был обнаружен так называемый «белый храм», датируемый периодом Джемдет–Насра около 2800 года до н. э., а также храм богини Инанны — Эанна, воздвигнутый в эпоху Урука — Джемдет–Насра и заботливо реставрируемый на протяжении всей истории Шумера вплоть до основания монархии Селевкидов. Земля открыла учёным тайну мощных городских оборонительных стен первой половины III тысячелетия. Здесь же, в Уруке, были найдены самые древние из известных нам табличек с рисунчатым письмом, плоские и цилиндрические печати, а также, в менее глубоких слоях, таблички более позднего времени, печати и валики, покрытые надписями, разными знаками, и многое другое. Уцелевшие камни боковых стен рассказали учёным о колоссальном размахе строительных работ властителей третьей династии Ура. Среди многочисленной утвари была найдена знаменитая жертвенная алебастровая ваза с тремя рядами барельефов. Под тяжестью обрушившегося здания она раскололась на пятнадцать частей. Исследователи считают, что ваза была повреждена в глубочайшей древности и что шумерские мастера много тысяч лет назад собрали её обломки и скрепили их медными обручами. Не было недостатка и в мелких предметах — фигурках зверей и птиц, изделиях из глины и камня, а также металла. Однако самой ценной находкой — даже по сравнению с алебастровой вазой и древнейшими печатями — оказалась изумительной красоты мраморная женская головка. (Об этом и других памятниках шумерской культуры мы будем говорить в последующих главах.)

Вход в захоронение–мавзолей эпохи третьей династии Ура

Раскопки в Уруке, возобновлённые немецкими археологами в 1954 г. (как мы увидим позже, в этой области наблюдается продолжение исследовательских традиций), дали учёным бесценные материалы различных периодов шумерской культуры — от самого древнего (ок. 3000 лет до н. э.), именуемого культурой Урука, до последнего правителя третьей династии Ура. Холм, полвека назад признанный Гильпрехтом «непригодным для археологических изысканий», оказался бесценной сокровищницей предметов древности. Его раскопки продолжаются.

Как выглядит место, где ведутся археологические работы? Горы песка и щебня из раскапываемых частей города, сверкающие на солнце рельсы узкоколейки, по которой вывозят мусор и песок. Она проходит по ступеням зиккурата, связывает руины древнейших храмов, вьётся среди остатков некогда мощных стен. Не одно поколение археологов уже работало в Уруке. Много тайн раскрылось перед ними, и, однако, нет конца чудесам и находкам. Возьмём хотя бы открытый в сезоне 1966/67 г. неизвестный раньше рукав Евфрата, который предположительно связывал Урук с Нипнуром, или откопанные неподалёку от зиккурата храма бога Ана двухметровые стены, сложенные из огромных камней, или открытое вблизи храма Эанна древнейшее святилище эпохи, предшествующей периоду Джемдет–Насра. Время показало, что правы не те археологи, которые в погоне за сенсацией отказываются от трудных поисков, а те, кто возвращается к местам, казалось бы до конца исследованным, кто без устали ищет и находит. Археологу, утверждает проф. Фуад Сафар, «нужны терпение и отвага, упорство и знания, ибо только людям, обладающим этими качествами, пустыня поведает, что скрывают её недра».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Урук — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ГИЛЬГАМЕШ Уру́к (Uruk, библ. Эрех, совр. Варка), город-государство в Южном Двуречье, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии. Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата. Памятник исследован, начиная с 1912 рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. до н. э.), сменившей предшествующую ей Убайдскую культуру. В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна. На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т. н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов. Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.Культура Варки характеризуется рядом выдающихся достижений в истории становления цивилизации Шумера. В эту эпоху появляется гончарный круг и первые гончарные мастерские, производившие нерасписную керамику различных типов. Для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями. К нач. 3 тыс. до н. э. относятся самые ранние памятники письменности — покрытые идеограммами глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц.В нач. 3 тыс. до н. э. Урук являлся крупенйшим из земледельческих поселений Двуречья. центром культа почитаемых шумерами богини Инанны и бога неба Ану. Город был образован в результате слияния поселений Э-Ана, Урук и Кулаба, занимал площадь ок. 125 га и являлся центром небольшого государства. Территорию Урука ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем. Строительство стены свидетельствует о войнах, которые Урук вел с соседними городами-государствами Двуречья.Эпическое сказание «Гильгамеш и Ага» повествует о борьбе Урука с городом Кишем, правитель которого предпринял его осаду. Победа Гильгамеша принесла Уруку господство над Южным Двуречьем, сохранявшееся на протяжении правления I династии Урука (ок. 2615-2500 до н. э.). В сер. 3 тыс. до н. э. ее сменяет I династия УРа, к которому переходит контроль над ирригационными системами в низовьях Евфрата.В конце раннединастического периода Урук входит в союз городов Двуречья, созданный в результате военных завоеваний Лугальзаггиси (сер. 24 в. до н. э.), именовавшим себя царем Урука и царем Страны. В кон. 24 в. до н. э. Урук был завоеван Саргоном Древним. который разрушил стены города и включил его в образованное им государство Аккада. В последующие эпохи истории Месопотамии Урук сохранял свое значение крупного торгово-ремесленного и религиозного центра. Сохранились руины зиккурата, храм, построенный царем касситской династии Караиндашем, дворец парфянских царей. Урук оставался средоточием общемесопотамской эпической традиции, повествующей о его богах и деяниях царя Гильгамеша, связанных с представлениями о начале истории Шумера.
  • История Древнего Востока. М., 1983. Ч. I.
  • Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше. М.-Л., 1961.

megabook.ru

Урук - это... Что такое Урук?

        1) археологическая культура эпохи энеолита, распространённая в 4-м тыс. до н. э. в Южной Месопотамии. Названа по характерным находкам в XIV–IV слоях раскопок древнего города Урук (см. ниже). Ей предшествует эль-обейдская культура, представленная в У. более ранними слоями (XVIII–XV). Культура У. характеризуется красной и серой керамикой, сделанной на гончарном круге, и развитой металлургией. В это время появляются цилиндрические печати (слой X), древнейшие шумерийские пиктографические документы на глиняных табличках (слой IV), возводятся монументальные здания из сырцового кирпича – открытые раскопками в центре города У. «Красное здание» (возможно, место народных собраний) и «Белый храм». Носители культуры У. занимались земледелием и скотоводством. Происходило разложение первобытнообщинных отношений и возникали элементы классовых, получивших дальнейшее развитие на следующем этапе (конец 4-го тыс. до н. э.), который характеризуется находками (в III слое У. и др. местах) типа Джемдет-Наср.

         В. М. Массон.

         2) Древний город-государство в Шумере (шумерск. Унуг, библейский Эрех, греч. Орхоя). В 28–27 вв. до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше, о которых сохранились эпические сказания) под гегемонией У. были объединены города-государства Юж. Двуречья (1 династия Урука). В 24 в. до н. э. при Лугальзаггиси У. был столицей Шумера. После завоевания Саргоном Древним (24 в.) У. вошёл в состав его державы. В конце 22 в. царь У. Утухегаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада», после его смерти власть перешла к Ур-Намму – основателю III династии Ура. У. оставался важным городом до конца 1-го тыс. до н. э. В 8–2 вв. до н. э. – автономный храмовой город в составе вавилонского, затем ахеменидского и селевкидского царств. В 3 в. н. э. разрушен Сасанидами. На месте У. ныне находится посёлок Варка (в 65 км к С.-З. от г. Насирия). Систематические раскопки У. ведутся с начала 20 в. нем. экспедицией под руководством сначала Ю. Иордана, затем А. Нельдеке, Х. Ленцена (ФРГ).

         Лит.: Тюленев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. – Л., 1956; Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; Vorläufiger Bericht über die von der deutschen Forschungsgemeinschaft in Unik – Warka unternomrnenen Ausgrabungen, [Bd] 1–20, В., 1930–64.

         И. М. Дьяконов.

        Урук. «Белый храм». 4-е тысячелетие до н. э. План.

        Урук. «Белый храм». 4-е тысячелетие до н. э. План.

dic.academic.ru

Урук - это... Что такое Урук?

(шумерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя), город 4-го тысячелетия до н. э. — III в. н. э. в низовьях р. Евфрат, в Южной Месопотамии. Остатки — у посёлка Варка (Ирак). Древнейшие слои — эль-обейдской культуры. Слои второй половины 4-го тысячелетия до н. э. (так называемый период Урука) — сырцовые храмы, каменная скульптура, цилиндрические печати, пиктографические таблички, гончарная посуда. Храмы периода Джемдет — Наср (конец 4-го — начало 3-го тысячелетия до н. э.). В первой половине 3-го тысячелетия до н. э. при царях 1-й династии (Гильгамеше и других) город-государство, в XXIV в. до н. э. при Лугальзаггиси столица Шумера, затем в составе царства Саргона Древнего. В конце XXII в. до н. э. урукский царь Утухегаль — основатель царства Шумера и Аккада.

УРУ́К (Uruk, библ. Эрех, совр. Варка), город-государство в Южном Двуречье, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии (см. МЕСОПОТАМИЯ). Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата. Памятник исследован, начиная с 1912 рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. до н. э.), сменившей предшествующую ей Убайдскую культуру. В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна (см. ИНАННА). На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т. н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов (см. ЗИККУРАТ). Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент. Культура Варки характеризуется рядом выдающихся достижений в истории становления цивилизации Шумера. В эту эпоху появляется гончарный круг и первые гончарные мастерские, производившие нерасписную керамику различных типов. Для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями. К нач. 3 тыс. до н. э. относятся самые ранние памятники письменности — покрытые идеограммами (см. ИДЕОГРАММА) глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц. В нач. 3 тыс. до н. э. Урук являлся крупенйшим из земледельческих поселений Двуречья. центром культа почитаемых шумерами богини Инанны (см. ИНАННА) и бога неба Ану (см. АНУ). Город был образован в результате слияния поселений Э-Ана, Урук и Кулаба, занимал площадь ок. 125 га и являлся центром небольшого государства. Территорию Урука ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем (см. ГИЛЬГАМЕШ). Строительство стены свидетельствует о войнах, которые Урук вел с соседними городами-государствами Двуречья. Эпическое сказание «Гильгамеш и Ага» повествует о борьбе Урука с городом Кишем (см. КИШ (Месопотамия)), правитель которого предпринял его осаду. Победа Гильгамеша принесла Уруку господство над Южным Двуречьем, сохранявшееся на протяжении правления I династии Урука (ок. 2615—2500 до н. э.). В сер. 3 тыс. до н. э. ее сменяет I династия Ура (см. УР), к которому переходит контроль над ирригационными системами в низовьях Евфрата. В конце раннединастического периода Урук входит в союз городов Двуречья, созданный в результате военных завоеваний Лугальзаггиси (см. ЛУГАЛЬЗАГГИСИ) (сер. 24 в. до н. э.), именовавшим себя царем Урука и царем Страны. В кон. 24 в. до н. э. Урук был завоеван Саргоном Древним (см. САРГОН Древний). который разрушил стены города и включил его в образованное им государство Аккада (см. АККАД (государство)). В последующие эпохи истории Месопотамии Урук сохранял свое значение крупного торгово-ремесленного и религиозного центра. Сохранились руины зиккурата (см. ЗИККУРАТ), храм, построенный царем касситской (см. КАССИТЫ) династии Караиндашем, дворец парфянских царей. Урук оставался средоточием общемесопотамской эпической традиции, повествующей о его богах и деяниях царя Гильгамеша, связанных с представлениями о начале истории Шумера.

dic.academic.ru

5000 лет истории. История древней Евразии

   Грандиозные и величественные руины У рука находятся в пустынном районе на полпути между Багдадом и Басрой, неподалеку от современного иракского городка Варка. С 1912 года и по сей день здесь работают немецкие археологи, и благодаря их раскопкам мы имеем довольно полное представление об этом древнейшем шумерском городе.   Урук был впервые заселен около 4200 г. до н. э. носителями убейдской культуры и в своих нижних слоях представляет собой типичное убейдское поселение. Однако приблизительно с 3500 г. до н. э. здесь происходят огромные изменения, которые одни ученые связывают с приходом чужеземцев, а другие – с внутренним развитием самой убейдской культуры. Последний тезис пока более убедителен.   Характерный облик шумерской цивилизации оформился именно в период У рука. Его отличительные черты особенно ярко выражаются в трех основных сферах культуры: в строительстве монументальных храмов, изготовлении высокохудожественных цилиндрических печатей и в развитии клинописного письма.   В древности Урук был посвящен двум великим божествам шумерского пантеона – это Ан (или Ану), бог неба, и богиня любви Инанна (аккадская Иштар). В центральной части гигантского городища (общая площадь его свыше 400 га) вокруг построенного из сырцового кирпича зиккурата стоит храм этой богини, Э-Анна («Небесный Дом»), – обширный комплекс зданий и внутренних двориков, который постоянно расширялся и перестраивался с убейдских времен до персидского завоевания в VI в. до н. э. Храм бога Ану, гораздо более скромный по размерам и внешнему облику, находится в другой части города.   Ранние храмы У рука очень похожи по своей планировке на храмы убейдского периода в Эреду: фасад с контрфорсами, длинный зал, окруженный небольшими вспомогательными помещениями. Наличие дверей на длинной стороне храма также говорит о преемственности архитектурных традиций, религиозных верований и обрядов. В Э-Анна были открыты шесть таких святилищ.   Они попарно размещались в трех последовательно сменяющих друг друга слоях, что позволило немецкому археологу Г. Ленцману предположить, будто они посвящались не только Инанне, но и ее супругу – богу плодородия Думузи.   Илл. 25. Избиение пленных. Оттиск с цилиндрической печати протописьменного периода. Урук. 2900–2800 гг. до н. э.   Особенно интересными оказались сооружения из самых нижних слоев – огромные храмы на платформах. Один из них, «Белый Храм», гордо возвышался на высоком фундаменте из белых известняковых плит и имел впечатляющие размеры: 78 х 33 м. Совершенно изумительна его внутренняя мозаичная отделка. Другой храм состоял из большого двора между двумя святилищами и имел портик с восемью массивными колоннами из сырцового кирпича (каждая – 2,4 м в диаметре), расположенными в два ряда. Боковые стены двора, сами колонны и платформа, на которой они стояли, были сплошь покрыты цветной геометрической мозаикой, образуемой шляпками глиняных конусов в 7,5-10 см длиной, которые были окрашены в черный, красный и белый цвета и затем вбиты в глиняную штукатурку. Этот оригинальный и очень эффективный способ орнаментации архитектуры получил широкое распространение в течение урукского и последующего «протописьменного» периодов.   Здесь уместно привести мнение отечественного ученого И.М. Дьяконова относительно одного интересного сооружения в самом центре Урука. «На более низко расположенной примыкающей террасе, – пишет он, – находился еще один весьма интересный архитектурный комплекс – так называемое Красное здание. Это большой, замкнутый стеной, двор (около 600 кв. м), с двумя узкими обороняемыми входами, со стенами, украшенными трехцветной орнаментальной мозаикой, имитирующей плетеную циновку. Перед двором расположена своего рода возвышающаяся площадка из сырцового кирпича, как бы эстрада, вероятно крытая, на которой водружены приземистые круглые столбы или колонны, также с цветной мозаикой. Раскапывавшие Варку археологи не дали этому ансамблю никакого истолкования; он довольно неопределенно представлялся им „культовым". Однако, может быть, перед нами место для народных собраний (двор) и заседаний общинного совета старейшин (приподнятая площадка-возвышение, или „эстрада"). Обстановка совершенно согласуется с тем, как рисуются эти органы самоуправления общины в позднейших шумерских литературных памятниках: правитель-жрец отдельно совещается с советом, а народ при этом лишь присутствует – видимо, в некотором отдалении – и, когда к нему обращаются, поддерживает предложение правителя криком „хэам“ – „да будет“. Но мог провозгласить и „наам“ – „да не будет“».   Илл. 26. «Белый храм» в Уруке (Варке).   Реконструкция. Урукский период   В верхнем слое Урука в комплексе Э-Анна мы вновь видим остатки двух храмов примерно на том же самом месте и того же самого плана, но с другой ориентировкой. По радиоуглеродному анализу один из них датируется около 2815 г. до н. э. Однако между храмами не было ни двора народного собрания, ни возвышения для совета. Наступили иные времена и иные порядки: власть все более концентрировалась в руках правителя, а роль народного собрания в решении важных дел жизни общины была сведена к минимуму.   Следует подчеркнуть, что все описанные выше храмы покоились (как и святилища Убейда в Эреду) на низких кирпичных платформах. Но со временем платформа-фундамент становилась все выше и выше, уже превосходя по своим размерам само храмовое здание. Видимо, именно здесь и надо искать истоки знаменитого месопотамского зиккурата – ступенчатой башни, на плоской вершине которой возводилось святилище наиболее почитаемого в данном городе божества. Эта постепенная эволюция в архитектуре хорошо иллюстрируется храмом бога Ану из Урука-Варки, где шесть последовательно сменявших друг друга святилищ были, в конце концов, включены в общую монументальную платформу в 15 м высотой. На ее вершине находятся прекрасно сохранившиеся остатки храма позднеурукского периода. Поэтому даже сейчас, в наши дни, можно войти внутрь его стен и молча постоять в том самом месте, где 5000 лет назад шумерские жрецы возносили к небесам свои молитвы.   Помимо великолепной архитектуры урукский период отмечен широким распространением резных печатей – этих маленьких шедевров раннего месопотамского искусства. Каждая такая печать – это небольшой цилиндрик, сделанный обычно из полудрагоценных пород камня и имеющий длину от 2,5 до 7,5 см и толщину от размеров пальца руки до параметров современного карандаша. Внутри, по центру, шел тонкий канал – для того, чтобы печать можно было (продев шнурок) носить на шее. На поверхности вырезан рисунок, который, когда его прокатывали по сырой глине, мог служить своего рода «удостоверением личности» владельца, или, скорее, его личной «подписью». Мотивы рисунков разнообразны. Наиболее распространенными были фризы из животных и растений, мифологические существа и боги, сцены из повседневной жизни.

oldevrasia.ru

Урук

Уру́к

1) археологическая культура эпохи энеолита, распространённая в 4-м тыс. до н. э. в Южной Месопотамии. Названа по характерным находкам в XIV–IV слоях раскопок древнего города Урук (см. ниже). Ей предшествует эль-обейдская культура, представленная в У. более ранними слоями (XVIII–XV). Культура У. характеризуется красной и серой керамикой, сделанной на гончарном круге, и развитой металлургией. В это время появляются цилиндрические печати (слой X), древнейшие шумерийские пиктографические документы на глиняных табличках (слой IV), возводятся монументальные здания из сырцового кирпича – открытые раскопками в центре города У. «Красное здание» (возможно, место народных собраний) и «Белый храм». Носители культуры У. занимались земледелием и скотоводством. Происходило разложение первобытнообщинных отношений и возникали элементы классовых, получивших дальнейшее развитие на следующем этапе (конец 4-го тыс. до н. э.), который характеризуется находками (в III слое У. и др. местах) типа Джемдет-Наср.

В. М. Массон.

2) Древний город-государство в Шумере (шумерск. Унуг, библейский Эрех, греч. Орхоя). В 28–27 вв. до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше, о которых сохранились эпические сказания) под гегемонией У. были объединены города-государства Юж. Двуречья (1 династия Урука). В 24 в. до н. э. при Лугальзаггиси У. был столицей Шумера. После завоевания Саргоном Древним (24 в.) У. вошёл в состав его державы. В конце 22 в. царь У. Утухегаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада», после его смерти власть перешла к Ур-Намму – основателю III династии Ура. У. оставался важным городом до конца 1-го тыс. до н. э. В 8–2 вв. до н. э. – автономный храмовой город в составе вавилонского, затем ахеменидского и селевкидского царств. В 3 в. н. э. разрушен Сасанидами. На месте У. ныне находится посёлок Варка (в 65 км к С.-З. от г. Насирия). Систематические раскопки У. ведутся с начала 20 в. нем. экспедицией под руководством сначала Ю. Иордана, затем А. Нельдеке, Х. Ленцена (ФРГ).

Лит.: Тюленев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. – Л., 1956; Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; Vorläufiger Bericht über die von der deutschen Forschungsgemeinschaft in Unik – Warka unternomrnenen Ausgrabungen, [Bd] 1–20, В., 1930–64.

И. М. Дьяконов.

Урук

Урук. «Белый храм». 4-е тысячелетие до н. э. План.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me