Гончарное ремесло Древней Руси. Гончарное ремесло древнее


Искусство гончаров

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Без имени11

Керамику всегда окружали легенды, ведь её создание овеяно загадочностью. В нем принимают участие все стихии мира: земля дает глину – его основу, вода растворяет примеси, ветер высушивает полученную массу  и, наконец, огонь  закаляет её, делая прочной. Керамика – это множество секретов, передающихся из поколения в поколение, таинство физических и химических процессов, не всегда предсказуемый, но каждый раз прекрасный, удивительный результат.

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера бережно ее направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло — такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Дар Богов

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее Водой, с помощью гончарного круга и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне.

Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космогоническим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной. В дальнейшем среди многих народов распространились представления о соответствии верхней части сосудов — небесной сфере, средней — земному миру людей, а нижней части — подземному потустороннему миру. Сами сосуды часто сравниваются с людьми, поэтому многие детали глиняных сосудов носят антропоморфные названия: «горло», «ручка», «шейка», «тулово» - глина выступала как материальная основа при создании человека – пластичная,  податливая, прочная, а вот качества люди получали от «примесей», которые добавлялись  божеством.

Но керамика – это не только посуда, это и предметы искусства, и игрушки. Так что, лепка глиняных изделий – одно из древнейших умений человечества.  

Гончарное ремесло на Руси

Гончарное дело на землях славян прошло длинный и довольно сложный путь своего развития. Славянские гончары с давних пор пользовались заслуженной славой отличных, очень опытных и искусных мастеров. Гончарные изделия отличались большим разнообразием. Мастерами изготавливались большие сосуды предназначенные для хранения в них зерна, горшки в которых готовили пищу, миски, кружки, сковородки, а так же, разные игрушки для детей. Глиняные изделия часто украшали различными рисунками и узорами. Форма глиняной посуды разнилась в зависимости от областей славянских земель, в которых она была произведена. На днищах глиняных горшков обычно ставились клейма мастеров. Долгое время сохранялись и передавались из поколения в поколение архаичные техники и технологии производства. Рецепты изготовления глиняного теста варьировались от региона к региону и от одной гончарной школы к другой.

Появление в землях Руси гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук мастеров более тонкой и изящной.  Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

Гончарное ремесло, так же как и обработка металлов, были одними из наиболее ценных и уважаемых ремесел. За долгую историю славянские гончары до совершенства отточили свое искусство, а дошедшие до нас памятники этой отрасли прикладного искусства свидетельствуют о высокой степени мастерства и вкуса, какими обладали мастера.

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Гончарное ремесло

Какая-то волшебная тайна заключена в работе гончара…

«Звучно шлепается комок глины на неудержимо вращающийся диск. Его легкий скрип - скрежет напоминает забытую и такую родную песню. Из теплой глины руки мастера начинают вытягивать конус, затем кратер, легко, и уверено вытачивают нужную форму сосуда. Все размерено сознательно. У любого гончара все как надо: ему удобно сидеть, все нехитрые приспособления лежат сподручно. Тогда и работа идет весело под звонкую песню гончарного круга».

Изготовлением горшков, кувшинов, солонок и прочих предметов занимались в каждом уезде Архангельской губернии.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в XI–XIII века, к временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до XIX века.

На территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии издавна было развито гончарство, чему способствовали богатые залежи глины. Гончарное производство было развито в двух волостях: Печниковской и Ловзангской. В деревнях Печниково, Гринево, Сухарево, Токарево делали красную посуду, а также игрушки - фигурки животных, птиц, людей. Позднее стали делать обварную: раскаленный сосуд опускали в «солодягу» (горячая болтушка), которую варили из житной, гороховой или ржаной муки. Потомственный гончар из Каргополья Н. П. Шевелев вспоминает: «Бывало, сварят из овсяной муки «солодягу», как овсяный кисель только жиденькую. В неё и окунают только что обожженную посуду или игрушку, и быстро вынимают обратно. Хлебец так и закипит на раскаленной глине, и покроется она темными пятнами. Тогда не считали что это красиво, была это самая простая посуда. Вместе с ней шла и игрушка». Изготовляли также и поливную посуду. Посуда эта была в основном бытового назначения: мясник, щаник, горшок, рукомой. Способ изготовления посуды довольно древний – «тетёркой» (жгутом): «выскать тетёрку и наращивать посуду, примазывая тетерку к тетерке»

 В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8-9. Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменным его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг. Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков игрушки лепили, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть.

Лепили игрушки - всяких животных: петушков да утушек, величавых баб да мужиков с гармошками. Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины.

Еще в начале XX века каргопольские гончары и кирпичники были известны далеко за пределами уезда. Посуду вывозили на ярмарки в Поморье, Карелию. Наибольшее развитие гончарный промысел получил в деревнях Панфиловской округи. Не одну сотню горшков везли мастера на весеннюю мартовскую ярмарку, свистульками зазывая народ купить глиняный товар. Среди множества гончарных центров XIX века на Русском Севере Каргопольский оказался наиболее жизнеспособным и сохранился до наших дней. У многих народов мира известен миф о сотворении человека. Миф отражает представление о глине как о материале, послушном руке творца, символизирующем начало жизни на земле. В акте творчества – изготовлении горшка – человек уподобляется Богу - творцу.

kargopoltic.ru

Гончарное ремесло

Глина - удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника.  Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше. Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли.

На протяжении веков  из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь. Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает. 

В гончарной мастерской музея-заповедника «Старина Сибирская» под руководством опытного мастера, вы сможете не только насладиться работой  на гончарном круге, но и услышать рассказ об этом удивительном природном материале. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону. Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

starinasib.ru

Гончарное ремесло Древней Руси - PDF

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15» Предмет «Технология» Гончарное ремесло Древней Руси Исполнитель: Коновалова Маша, учащаяся 2 «Б» класса Коновалова Татьяна Сергеевна, мама Руководитель: Подставленникова Елена Анатольевна, учитель начальных классов Каменск Уральский 2016

2 Содержание Введение.. 3 Глава 1 Истрия гончарного ремесла Древней Руси Зарождение гончарного ремесла на Руси Технологический процесс изготовления керамических изделий Виды керамических изделий на Руси 13 Глава 2 Изготовление керамического изделия на гончарном круге.. 16 Заключение 21 Библиографический список.22 Приложение 1 Бытовая керамика Приложение 2 Бытовая игрушка.27 Приложение 3 Архитектурная керамика 28

3 Введение Актуальность темы исследования. Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончар. Гончарный промысел в прошлом самый распространенный на территории России, часть быта русского народа, сегодня наша история, наши корни. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе этот промысел отражал опыт народной жизни, закреплял понятие о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества. Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и поэтому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому. Каждый человек должен знать свою историю и любить свою культуру. Объектом исследования является процесс изготовления керамических изделий на гончарном круге. Предмет исследования: керамическое изделие. Цель работы: выяснить процесс гончарного производства и на основе полученных данных изготовить изделие своими руками. Задачи, поставленные при написании работы: - изучить историю развития гончарного производства в Древней Руси; - рассмотреть процесс изготовления гончарных изделий; - изучить разновидности керамических изделий русских мастеров; - на основе полученных знаний изготовить гончарное изделие. Гипотеза: в изготовление гончарных изделий вложен большой труд. Чтобы сделать изделие необходимо владеть определенными навыками, 3

4 умениями, терпением и мастерством. Если изучить технологию изготовления керамических изделий, то возможно я смогу сделать изделие своими руками. Методы исследования: - изучение специальной литературы; - поиск и подбор необходимой информации из научно-популярной литературы, Интернета; - изготовление керамического изделия. Этапы исследования: 1. Выбор темы исследования. 2. Сбор материала. Изучение литературы по теме проекта. 3. Обобщение материала. 4. Подготовка к защите, оформление проекта, презентации. 5. Представление работы слушателям, выступление с докладом (защита проекта). 4

5 1. Истрия гончарного ремесла Древней Руси 1.1. Зарождение гончарного ремесла на Руси Гончарное искусство производство различных изделий из глины, получило распространение ещѐ в далѐкой древности. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определѐнные навыки, которые можно было развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди начали изготавливать различные фигуры и посуду из глины. На Руси гончарное ремесло зародилось задолго до возникновения русской государственности и прошло невероятно долгий и сложный путь развития. Славянские племена уже в доисторический период использовали в быту изделия гончаров. Об этом свидетельствует множество осколков глиняных сосудов и других изделий из глины найденных учеными на месте раскопок древнерусских поселений. Первые изделия изготавливались умельцами с применением лепной техники. Внешний вид и формы той древней посуды, конечно, не были безупречны, но разнообразие ее видов было довольно большим. В период с девятого до десятого столетия русские жители пользовались керамикой, полностью изготовленной вручную. Изначально производством таких изделий занимались только женщины. Чистая глина смешивалась с мелкими раковинами, песком, кусочками кварца или гранита. Иногда в качестве добавки использовались осколки разбитой посуды, а так же разные растения. Благодаря примесям, глина становилась вязкой и крепкой, благодаря чему русские мастера изготавливали сосуды разнообразных форм и размеров. Одни предназначались для варки пищи, другие для хранения зерна, меда и других продуктов. Изготовлялись кринки, плошки, чашки, блюда. В городах делались кувшины, жбаны, черпаки, миски, светильники, амфоры, различные 5

6 глиняные игрушки. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека. Гончарство считалось одним из наиболее почѐтных занятий и постоянно развивалось и совершенствовалось, получая всеобщую поддержку. Новым толчком к развитию гончарного ремесла на Руси послужило появление такого орудия труда, как гончарный круг, который существенно облегчил жизнь гончара. Такое важное техническое усовершенствование появилось в конце девятого века на Юге Древнерусского государства, что связано с переселением сюда славянских племен. С появлением гончарного круга улучшается качество изделий из глины и значительно увеличивается количества гончарных мастерских, что приводит к росту популярности и повсеместному распространению глиняной посуды. Ранний русский город IX X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню. Распространение гончарного круга способствовало появлению отдельной ремесленной специальности гончар. Примерно в то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Гончарный круг той эпохи представлял собой элементарный механизм с ручным управлением. (Рис. 1) Большой деревянный диск с углублением в центре надевался на стержень, прикреплѐнный к краю деревянной же скамьи. Сверху зачастую насаживали дополнительный диск небольшого диаметра равного диаметру будущего сосуда. Круг засыпался золой или песком, на который укладывался кусок глины. Первое время круг вращался свободной рукой, а второй изделию предавалась необходимая форма. Подавляющее большинство изделий древнерусской посуды изготовлено на ручном гончарном круге. Потом появился более совершенный гончарный круг, который состоял уже из двух кругов на верхнем располагалось изделие, а нижний вращался 6

Рис. 1 Ручной гончарный круг гончаром при помощи ног. Это позволяло ему работать обеими руками и непрерывно вращать круг. (Рис. 2) Рис.

7 Рис. 1 Ручной гончарный круг гончаром при помощи ног. Это позволяло ему работать обеими руками и непрерывно вращать круг. (Рис. 2) Рис. 2 Ножной гончарный круг Можно сказать, что изобретение гончарного круга важнейший этап в развитии гончарного дела и производственной деятельности на Руси. Гончарный круг упростил и ускорил изготовление глиняной посуды, но 7

вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды своей рукотворности. Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды.

8 вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды своей рукотворности. Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. До появления гончарного круга долгое время мастера формовали свои изделия вручную, лепили их. Одним из способов ручной формовки было «вытягивание» сосудов из цельного куска глины с помощью камня-голыша и деревянной лопаточки. Сосуды более сложных форм лепили, навивая круг за кругом глиняные жгуты. (Рис. 3) Некоторые изделия предпочитали просто составлять из глиняных пластин, скрепляя их жидким глиняным раствором. Однако удобнее, качественнее и быстрее было изготавливать посуду с помощью гончарного круга. Рис. 3 Лепка глиняного сосуда При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен был провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Глина раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. Далее эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг, и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами. Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками. Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную 8

9 лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины и вытягивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Для того чтобы изделия из глины приобрели необходимую прочность, их обжигали в специально предназначенной печи, которая называлась горном. Вероятно, от этого слова и получил название этот вид искусства в Древней Руси. Тогда были распространены двухъярусные горны. Нижний ярус такой печи просто зарывался в землю, а верхний уже создавался вручную и возвышался над поверхностью земли. На первом располагались дрова, а на втором помещались изделия. Между этими уровнями находилась перегородка с отверстиями, через которые жар проникал наверх. В печи поддерживали температуру порядка 1200 градусов. (Рис. 3) В деревнях практиковался также костровой обжиг изделий на открытом воздухе. Рис. 3 Печь-горн В разных местах Древней Руси изготавливали соответственно разные по оформлению изделия. На дне изделий часто ставили разнообразные клейма: квадраты, круги, треугольники, розетки, кресты, звезды и другие геометрические фигуры. Иногда на гончарных изделиях попадаются надписи, сделанные рукой мастера. Эти особенности позволяют специалистам точно определить, где собственно было изготовлено данное изделие. Вид и назначение сосудов изготовлявшихся в разных районах также 9

10 был достаточно разнообразен. Это были большие горшки для хранения продуктов, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи в печах, тарелки, чашки и даже игрушки для детей. Также появились и своеобразные музыкальные инструменты свистульки. Это были глиняные фигурки людей или каких-либо животных со специальными прорезями, подув в которые, можно было извлекать разные звуки. Керамика различных мест Древней Руси различались не только стилем, разнились техники изготовления, способы декорирования и обжига. С развитием гончарного искусства мастера достигали всѐ большего совершенства, и их изделия становились настоящими произведениями искусства. Но татаро-монгольское нашествие нарушило развитие керамического производства на Руси, почти полностью уничтожив достижения русских гончаров IX XII веков. Вследствие чего утварь постепенно становилась грубее и примитивнее. Лишь после избавления от ига гончарное искусство получило своѐ второе рождение Технологический процесс изготовления керамических изделий Керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями вглубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно простой технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырѐх последовательных операций. Первая подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвѐртая операция обжиг, завершающий изготовление керамического изделия. Основным материалом для мастеров служила красная глина. Конечно, особой красотой подобные изделия не отличались, зато были удобными и практичными в использовании, а также достаточно недорогими. 10

11 Сначала мастер отбирал и тщательно подготавливал глиняную массу. Добытую глину складывали в «глинник» специальную яму, стены внутри которой выкладывали из бревен или досок. Яму заливали водой и вымачивали в ней глину месяцами под открытым небом. При естественном перепаде температур она разрыхлялась, вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина, тем качественнее становилось сырье. После того, как из глины удаляли все ненужные примеси, ее месили в корыте, а зачастую прямо на полу избы, предварительно посыпав его песком. Делали это руками и ногами всей семьей, и дети, и взрослые. Весь объем глины превращали в тонкий лист. Потом его скатывали, складывали и снова топтали. И так несколько раз, пока глина не превращалась в однородное «глиняное тесто». Постепенно накапливая опыт в производстве гончарной посуды, древние мастера пришли к выводу, что для придания прочности и практичности посуде в глину необходимо добавлять различные примеси: песок, дробленый камень, слюду для того, чтобы они были прочными; траву, солому, мякину для того, чтобы во время сушки и обжига сосуды сохраняли свою форму и не трескались. Перед началом лепки мастер должен был «перебивать» глину. Куски глины он с силой бросал на стол, разрезал их несколько раз специальным инструментом гончарной струной с тем, чтобы вытолкнуть мелкие камешки и оставшиеся пузырьки воздуха. И только после этого, подготовленное однородное глиняное тесто, попадало на гончарный круг. Техника формовки сосуда постепенно прошла сложный процесс от ручной лепки до использования наиболее сложного приспособления ножного гончарного круга. Изначально изделия изготавливались полностью в ручную. Гончар формировал сосуд из пластин или жгутов. В дальнейшем с появление ручного гончарного круга, сосуд частично лепился в ручную, а доводился до готового вида на круге. Горшок начинают лепить с дна. Дно сосуда формировали из глиняной лепешки. Затем из глиняных жгутов лепили 11

12 стенки, прикрепляя их по кругу один к другому. Сформировав туловище, горшок ставили на подставку гончарного круга. Затем специальными деревянными ножами, руками или пучком травы сглаживали стенки сосуда с наружной и внутренней стороны, удаляя неровности. Такой способ производства керамики назывался ленточно-жгутовой. С появление ножного гончарного круга предварительная ручная лепка ушла в прошлое. Сосуд полностью изготавливался на быстро вращающемся круге. Мастер бросал кусок глины на «кружало» и вытягивал из него сосуд любой формы. После формовки глиняного изделия на кружале наступала очередь украсить его. Горшок заглаживают мокрыми руками или пучком травы. Дают некоторое время подсохнуть на воздухе и затем наносят орнамент. В древности самым простым способом украшения глиняного сосуда было тиснение с помощью штампиков. Позднее, уже при использовании гончарного круга узор на сосуд наносили путем прочерчивания линий заостренными палочками. Применяли для украшения и налепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластин. Наряду с этим существовало и гладкое декорирование «лощение», то есть придание блеска. При лощении поверхность сосуда натирали до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой или ложкой. При этом верхний слой глины уплотнялся, становился более прочным и меньше пропускал воду. Этот способ был менее затратным и в старину заменял более трудоемкое глазурирование. Следующим этапом в процессе изготовления глиняного горшка был обжиг, один из самых важных моментов в изготовлении гончарного изделия. При обжиге из глины испаряется влага, она приобретает новые свойства, превращаясь в новый материал керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, в русскую печь, или горн. Обжиг происходил при температуре С. И чем ниже температура обжига, тем дольше шел процесс. При обжиге на костре сосуды ставились в несколько ярусов на кирпичи прямо на земле и обкладывались со 12

13 всех сторон дровами. Такой обжиг мог длиться от нескольких часов до нескольких суток. В гончарном горне, где температура доходит до 900 С, обжиг шел значительно быстрее. На последней стадии обработки керамического изделия, чтобы сделать посуду прочной и привлекательной древние мастера производили обработку обожженной посуды. Это каление, обваривание и чернение. Каление - способ придания изделиям большей прочности. Когда сосуды нагреваются докрасна и обжиг их закончен, их извлекают из печи палкой или клещами и окунают в бочку с чистой водой на минуту, затем оставляют остывать на воздухе. Обваривание обработка, изменяющая цвет сосуда и придающая большую прочность. Раскаленные докрасна сосуды, брали щипцами, вынимали из печи и окунали в ржаной или овсяный кисель, квасную гущу или молочную сыворотку. Эти клейкие жидкости, проникая в стенки сосудов, надежно закупоривали их поры. Затем оставляли остывать на воздухе. Чернение - способ придания изделиям черного цвета. Когда обжиг сосудов закончен, то их не извлекают из печи, а оставляют там же. Подбросив в печь горючих материалов, способных выделять большое количество дыма, печь наглухо замуровывают, создавая условия для тления. В результате готовое изделие приобретает черную или серую окраску. Позднее, такой древний способ укрепления изделий применялся все реже. И гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла глазурью, или поливой Виды керамических изделий на Руси Продукцию древнерусских мастеров можно разделить на две большие группы: бытовая керамика, к которой относится производство посуды, 13

14 домашней утвари и детской игрушки и архитектурная керамика кирпичи, плитки-изразцы с рельефным и гладким узором. Бытовая керамика. Самая распространенная утварь Древней Руси глиняная посуда. Ей пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Слова «посуда» долгое время не было в русском языке. Предметы, из которых можно было есть, назвали «суднами». А те, из которых пили, называли «сосуды». Видов домашней посуды в X-XI века было очень много. Древнерусские гончары изготавливали самые разные сосуды, среди которых наиболее распространенными были различные виды горшков. Горшки применяли для приготовления пищи, в корчагах, кувшинах и ендовах носили и хранили воду, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в кувшинах, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, ковшей, чарок и болванцев. Для замешивания теста использовали кринки, квашонки, корчаги. У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей, каши (кашник), для тушения мяса, овощей и рыбы использовали латки (жаровня, мясница) и другие. Были горшки с отверстиями в стенках для хранения овощей и фруктов. Огромные горшки, предназначались для хранения зерна. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями, таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон. В русской избе было много разнообразных по форме и размеру горшков, предназначенных для самых различных целей. (Приложение 1) Особым разделом керамического искусства было производство игрушек. Они представлены кониками, всадниками, оленями, быками, медведями и птицами, фигурками женщин в причудливых головных уборах, в широкой одежде с ребѐнком на руках. Эти фигурки, имевшие ритуальное 14

15 значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Для них характерен обобщенный облик персонажа и яркая раскраска. Слепить такую игрушку можно только вручную. Часто такие фигурки делали свистульками детям на забаву. (Приложение 2) Архитектурная керамика. В Киевской Руси с развитием городов расширялось производство кирпича, черепицы, рисованных облицовочных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность кирпичники. Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. В русских городах развивается церковное и светское строительство, требовавшее большого количества кирпича. Древнейшие русские кирпичи были квадратные и плоские. Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кирпича, кирпичное производство существовало во многих городах Древней Руси. Наряду с посудой, игрушками и строительным кирпичом, в гончарных мастерских занимались изготовлением изразцов. Русское изразцовое искусство зарождалось в Древнем Киеве X XI вв. Изразцы употреблялись для настилки полов, для украшения стен и облицовки печей. Изначально изразцы были цвета обожженной глины. Их делали с помощью резных деревянных форм, а затем сушили и обжигали. Изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи и вкусы народа, создавалось в большинстве своѐм гончарами и живописцами, в небольших гончарных мастерских. Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их жизни, растительного и животного мира, из былин, народных волшебных сказок, преданий. Каждый изразец имел собственный сюжет со сказочными персонажами: двуглавого орла, русалки, кентавра, пегаса, птицы-сирин, единорога, льва, грифона, цветка или птицы. Ныне об этом изразцовом великолепии можно судить лишь по редким сохранившимся памятникам. (Приложение 3) 15

2. Изготовление керамического изделия на гончарном круге На сегодняшний день поделки, сделанные своими руками, совершенно не утратили актуальность. Преимуществ у таких поделок, огромное множество.

16 2. Изготовление керамического изделия на гончарном круге На сегодняшний день поделки, сделанные своими руками, совершенно не утратили актуальность. Преимуществ у таких поделок, огромное множество. Это и оригинальность, и уникальность, и возможность проявить свои творческие идеи и фантазии. Еще одним преимуществом является то, что такое изделие не останется незамеченным. Вещи, сделанные своими руками с любовью и в которые вложена частичка души, всегда ценятся. При написании проекта я решила изготовить своими руками керамическое изделие солонку. На мой день рождение мне как раз подарили набор для изготовления керамики, которым я и воспользовалась. Из изученной мной литературы я узнала технологию изготовления керамической посуды, еѐ виды, выбрала изделие, которое хочу изготовить и приступила к работе. Прежде чем начинать работу на гончарном круге глину необходимо почувствовать для этого ее следует хорошо помять, слепить, что-то вручную. При работе с глиной нужно обязательно периодически смачивать руки и 16

глину, но здесь очень важно знать меру. Иначе глина станет жидкой, и изделие будет расползаться, а при сушке может треснуть. После того, как глина размята, ее располагают на гончарном круге.

17 глину, но здесь очень важно знать меру. Иначе глина станет жидкой, и изделие будет расползаться, а при сушке может треснуть. После того, как глина размята, ее располагают на гончарном круге. Перед работой круг нужно смочить немного водой, чтобы глина лучше прилипла. Затем глину нужно бросить с силой на круг, иначе изделие не прилипнет, и будет скользить по кругу. Далее начинаем центровать изделие, если этого не сделать, то форма изделия будет неправильной, и оно сломается. Для этого глину нужно несколько раз вытянуть вверх в виде цилиндра, а затем сплющить вниз. 17

Когда изделие отцентровано, мы приступаем к закладке формы будущего изделия.

18 Когда изделие отцентровано, мы приступаем к закладке формы будущего изделия. Формируем дно для этого пальцем руки большим или указательным давим в центр изделия и расширяем его до нужных нам размеров. Затем приступаем к формированию стенок изделия. Для того чтобы стенка начала расти вверх, мы должны осторожно и равномерно сдавить ее руками. 18

Далее придаем окончательный вид изделию. Формируем ножку, подравниваем стенки, равняем края изделия. Для этого используется обычная нитка. Декорируем изделие бороздками, линиями, узорами.

19 Далее придаем окончательный вид изделию. Формируем ножку, подравниваем стенки, равняем края изделия. Для этого используется обычная нитка. Декорируем изделие бороздками, линиями, узорами. Когда изделие готово его необходимо снять с гончарного круга. Для этого берем обычную нитку и несколько раз аккуратно проводим ею между кругом и изделием. Поднимать изделие, нужно не спеша иначе можно его смять. Если изделие не снимается, то лучше немного подождать пока оно подсохнет и попробовать еще раз. 19

После этого изделие необходимо просушить неделю или две в темном сухом месте. Можно украсить изделие росписью. Последний этап обжиг керамического изделия в муфельной печи при температуре 900 о.

20 После этого изделие необходимо просушить неделю или две в темном сухом месте. Можно украсить изделие росписью. Последний этап обжиг керамического изделия в муфельной печи при температуре 900 о. По такой технологии я изготовила керамическую солонку. Хочется сказать, что удалось мне это не с первого раза. Поначалу все выглядит легко и понятно, но когда ты садишься за гончарный круг и начинаешь работать куски глины разлетаются в разные стороны, изделие, то ломается, то мнется, то получается кривое. И каждый раз нужно все начинать сначала. Но когда у тебя начинает получаться, ты испытываешь чувство радости и удовлетворения от полученного результата. 20

21 Заключение Работа по изучению гончарного производства оказалась очень познавательной и ценной не только с точки зрения полученных знаний, но также и приобретенных умений. На основании изученных источников по данной теме, я пришла к следующим выводам. Гончарное ремесло заняло важную позицию среди ремесел Древней Руси. Изготовлялись сосуды разных форм для различных нужд, кирпичи, керамические плитки, изразцы, которые начали активно использоваться для строительства дворцов и церквей после введения христианства. Особым разделом керамического искусства было производство игрушек. Они были представлены кониками, всадниками, птицами, и фигурками женщин. Таким образом, одним из традиционных ремесел русского народа, развитых с древних времен, является гончарное производство. В процессе написания работы я познакомилась с историей гончарного дела на Руси и попыталась самостоятельно изготовить керамическое изделие. Это оказалось очень интересным и увлекательным занятием, но требующим определенных навыков и умений. Не все получалось с первого раза, и я поняла, что каждому делу нужно учиться. На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что цель моего исследования достигнута. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей). 21

22 Список литературы: 1. Ремесло Древней Руси. / Под ред. Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, с. Интернет источники: 2. А.В. Плохов «К вопросу об организации гончарного производства на территории Новгородских пятин в позднем средневековье // Новгород и Новгородская земля выпуск 21/ http://istoiarusi.ru/derevenskoe-goncharnoe-delo

Приложение 1 Бытовая керамика Горшок - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси.

23 Приложение 1 Бытовая керамика Горшок - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Форму горшка удачно нашли гончары. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет. Горшки редко орнаментировались. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда. 23

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

24 Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш. Ендова - низкая, большая керамическая братина, с рыльцем, для пива, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть на кораблях и пр. Кувшин глиняный сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с ручкою и носком, иногда с крышкою. Рыльник - сосуд для взбивания и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части 24

тулова имелся короткий носик - «рыльце» для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной стороне прямая ручка.

25 тулова имелся короткий носик - «рыльце» для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной стороне прямая ручка. Плошка - низкий, широкий, развалистый сосуд, глиняная сковородка, круглая или долгая. Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Миски - небольшие глиняные мисочки для индивидуального пользования. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, называли «солилом». 25

Кондюшка, кондея - чаша, небольшого размера, из глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол. Крынка - сосуд для хранения и подачи молока на стол.

26 Кондюшка, кондея - чаша, небольшого размера, из глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол. Крынка - сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока. Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). В Киевской Руси вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. 26

Предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости.

27 Предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. Бытовая игрушка Приложение 2 Фигурки женщин в головных уборах с ребѐнком на руках. 27

Глинянные игрушкисвистульки Приложение 3 Архитектурная

28 Глинянные игрушкисвистульки Приложение 3 Архитектурная керамика Изразцы из дворца царевича Дмитрия в Угличе. 28

Рельефные керамические плитки

29 Рельефные керамические плитки XIII века из Галича. Кирпичи 29

docplayer.ru

История и уроки русского гончарного ремесла

История и уроки русского гончарного ремесла

Из истории глины

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.

Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

История и уроки русского гончарного ремесла

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.

История и уроки русского гончарного ремесла

Уроки от Андрея Салтана.

Андрей Салтан томский художник – керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу – глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», — говорит Андрей Салтан. Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.

История и уроки русского гончарного ремесла

В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер — классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.История и уроки русского гончарного ремесла

(Оказывается крынки бывают мужскими и женскими)

Второй очень важный компонент — вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе. Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму. Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.

История и уроки русского гончарного ремесла

На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.

История и уроки русского гончарного ремесла

История и уроки русского гончарного ремесла

Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие. Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки. После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше). Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

История и уроки русского гончарного ремесла

И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию. Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.

История и уроки русского гончарного ремесла

(В конце урока лепим свистульки. Кстати, засвистели они у всех)

История и уроки русского гончарного ремесла

(Эту пирожковницу лепили все вместе: директор музея Геннадий Павлов и сотрудники) Свои впечатления от урока по гончарному делу записала Ольга Морковкина — сотрудница Первого музея славянской мифологии.http://slav-museum.ru/

gifakt.ru

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО НА РУСИ. | Славянские традиции

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО НА РУСИ.Гончарное дело на РусиИзучая информацию об археологических находках поселков, городов и могильников Древнерусского государства, можно увидеть, что большинство подобных материалов представлено обломками разнообразных глиняных сосудов. В них хранилась вода, продовольственные запасы и готовилась пища. Оригинальные глиняные горшки сопровождали умерших, и разбивались на тризнах.

Гончарное ремесло Древнерусского государства прошло невероятно долгий и сложный путь развития. В период с девятого до десятого столетия русские жители пользовались керамикой, полностью изготовленной вручную. Изначально производством таких изделий занимались только женщины. Чистая глина смешивалась с мелкими раковинами, песком, кусочками кварца или гранита. Иногда в качестве добавки использовались осколки разбитой посуды, а так же разные растения. Благодаря примесям, глина становилась вязкой и крепкой, благодаря чему русские мастера изготавливали сосуды разнообразных форм и размеров.

В конце девятого века на Юге Древнерусского государства появилось важное техническое усовершенствование в виде гончарного круга. Его распространение способствовало появлению отдельной ремесленной специальности, отделенной от другого труда. Из рук русских женщин гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам. Самый старинный гончарный круг крепился на грубую деревянную скамью со специальным отверстием, имевшим ось, державшую большой деревянный круг. Левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину.

Улучшение качества посуды и повышение производительности труда русских ремесленников было связано с появлением гончарных кругов, вращавшихся при помощи ног. Мастера разных районов Древнерусского государства изготавливали посуду разнообразных форм. На днищах многих русских сосудов ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков.

В Древней Руси готовая посуда обжигалась в старинных печах-горнах, состоявших из двух отдельных ярусов. В нижнем отсеке размещали дрова, а верхний наполнялся глиняными сосудами. Горн нагревался до температуры приблизительно в 1200 градусов.

Древнерусские гончары изготавливали самые разные сосуды, среди которых были толстые горшки для приготовления пищи в печи, огромные горшки, предназначенные для хранения зерна, кружки, кринки, сковородки, миски, игрушки для детей и миниатюрная ритуальная посуда. Многие гончарные изделия украшались орнаментами в виде зубчиков, кружочков и ямочек.Искусство и умения древнерусских гончаров складывалось на протяжении многих веков, поэтому оно достигло самого высокого уровня.

www.rutraditions.ru


Смотрите также