Глиняная посуда древних людей. II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 1. Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека. Глиняная посуда древних людей


История керамической посуды | Экспресс-Новости

Когда речь идет об археологических находках, почему-то большая часть людей сразу представляет черепки глиняной посуды. Действительно, остатки керамики всегда считались ценным материалом для изучения истории, они предельно долго сохраняются в земле и могут многое рассказать о культуре и быте предыдущих поколений.

Известно, что зародилась глиняная посуда еще 15-12 тысяч лет назад. В период неолита керамика уже использовалась повсеместно. Сложно сказать, когда человек впервые додумался обжигать глину, однако доподлинно известно, что ранее он хранил семена и продукты питания в корзинах и тыквах с вынутой начинкой. Но ни тыквы, ни корзины не позволяли готовить пищу на огне. Поэтому с зарождением керамического искусства, прогресс шагнул далеко вперед.

Первые сосуды из глины делались вручную, многих из них имели весьма правильную форму и нередко украшались рисунками и орнаментами. На разных территориях рисунки отличались, причем многие древние горшки и вазы по сложности орнамента выигрывают даже у современных изделий. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры случился настоящий технический прорыв – был изобретен гончарный круг. Соответственно, посуда сразу обрела идеально правильную форму, появились сосуды для разного вида пищи. В сосудах не только готовили пищу, но и хранили крупы и жидкости.

В XIV-XV веках керамическую посуду начали покрывать глазурью. От этого она приобретала достойный внешний вид, становилась более устойчивой к внешним воздействиям и особенно хорошо использовалась с жидкостями. Можно позавидовать смекалке древних мастеров – они умудрялись подбирать состав красок на основе оксидов металлов, которые выдерживали большие температуры при обжиге. Так что эпоха Ренессанса прославилась и посудой с совершенно уникальной росписью. Направлений в гончарном искусстве того времени было много – прославился китайский фарфор, французский, немецкая каменная посуда, изящные итальянские изделия. Стоит отметить, что отличались не только виды росписи, но и технологии изготовления посуды, состав глазури, способ обжига.

В наше время керамическая посуда для кафе остается столь же актуальной, а технологии ее изготовления практически не поменялись. Точно так же используется глина, которая тщательно перемешивается и обжигается в специальных печах. Глазурь нередко наносится в несколько слоев, что позволяет добиться длительного срока службы и идеального внешнего вида. Технологии нанесения рисунка позволили наладить массовый выпуск керамических изделий. Такая посуда – экологически чистая, эстетически красивая, а пища в ней приобретает совершенно особый вкус.

Примечательно, что керамическую продукцию в современном мире не смог вытеснить пластик и различные синтетические соединения. Керамика с древних времен остается идеальным материалом для посуды.

Присоединяйтесь к нам в Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Youtube и Instagram. Будьте в курсе последних новостей!

express-novosti.ru

§ 1. Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека. Возникновение и особенности XIII группы керамики типа "джукетау"

Похожие главы из других работ:

Возникновение и развитие традиций каргопольской глиняной игрушки

Глава I. Глиняная игрушка как направление в народном декоративно-прикладном творчестве России

...

Загадка Джоконды

2. Улыбка Моны Лизы - одна из самых знаменитых загадок картины

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. О картине не вспоминали особенно до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её...

История развития искусства

1. Искусство как одна из форм культуры

Предложить исчерпывающее определение того, что такое «искусство», столь же трудно, как и дать исчерпывающую формулу культуры. Искусство -- это специализированное художественное творчество...

История развития керамики

1.3.1 Керамическая посуда древней Руси

Самые древние глинянные черепки, выполненные в технике черно-лощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Трепилье Полтавской области и датируются 5 - 6 тыс. летием до нашей эры...

Кандинский - о духовном в искусстве

1. Абстракционистский идеал В. В. Кандинского

Подлинное искусство отражает свою эпоху на самых глубинных уровнях; само творчество поднимает художника даже над собой. «…В художественном творчестве, говорил Элем Климов, - все гораздо сложнее...

Культура европейского средневековья

Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды)

Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо...

Культура потребления чая

3. Посуда и принадлежности

Японцы очень трепетно относятся к старой посуде. И предпочитают, чтобы на посуде были потемнения от длительного использования, так как это своеобразная память о прошлом. Именно потертость и небольшой налёт придает посуде ощущение старины...

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

3.4.4 Посуда

Виды майолика, фаянс (Слово "фаянс" происходит от названия итальянского города Фаэнца в Тоскане, являющегося основным центром производства майолики. Словом "майолика" в XV в. в Италии обозначались фаянсы, вывозимые из Испании...

Применение изразцов во второй половине XVII века для отделки фасадов зданий

Глава 2. Музей «Глиняная игрушка» г. Калуга

Организационно музей состоит во взаимосвязанном уникальном сочетании экспозиционных комплексов, творческой экспериментальной мастерской - лаборатории, функционировании народного художественного промысла глиняной игрушки г. Калуги...

Серебряный век и творчество А.Н. Скрябина

2. А.А. Блок и А.Н. Скрябин великие творцы Серебряного века

...

Серебряный век и творчество А.Н. Скрябина

2.1 А.А. Блок - символист

Символизм - одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека...

Серебряный век и творчество А.Н. Скрябина

2.2 Творчество А.Н. Скрябина

Скрябин А.Н. - русский композитор и пианист. Отец композитора Николай Александрович был дипломатом в Турции; мать Любовь Петровна была незаурядной пианисткой. Изнеженный, впечатлительный...

Специфика организации карнавала

1. Карнавал как одна из форм массового зрелища

...

Формирование центров художественных ремесел Южного Урала

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

До начало 20 века на территории, ныне входящей в Челябинскую область, основное ремесло занятий было связано с обработкой древесных материалов (древесины, прутьев, лыка, бересты), глины, растительных волокон (льна, конопли)...

Храмы римского Барокко. Франческо Борромини

Ансамбль Оратория филиппинцев

В Оратории Филиппе Нери (1637-1643) поверхность фасада слегка вогнута, пилястры поставлены под углом и при одном и том же освещении всегда смотрятся по-разному. Все конструктивные части здания ничего не несут, иногда, напротив...

cult.bobrodobro.ru

К вопросу возникновения глиняной посуды у людей каменного века

Транскрипт

1 II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Научно-исследовательская работа К вопросу возникновения глиняной посуды у людей каменного века Выполнил: Иванов Марк, учащийся 8 класса МБОУ- Ойская СОШ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Руководитель: Иванова С.П., учитель истории МБОУ- Ойская СОШ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) 1

2 Оглавление Введение.3 Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки....4 Глава 2. Из истории керамики 5 Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии.. 7 Глава 4. Текстильное производство древних людей.8 Заключение 12 Литература 14 Приложение

3 Введение Обоснование выбора темы. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» были найдены два заброшенных гнезда дроздов рябинников. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц? Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления первой посуды. Актуальность: Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Целью данного исследования является выдвижение гипотезы об изготовлении первых глиняных сосудов древними людьми каменного века. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: - изучение истории керамики; - поиск доказательств для выдвижения гипотезы. Новизна работы состоит в том, что подобное сравнение производится впервые. 3

4 Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки С 2002 года под руководством член-корреспондента РАН, д.б.н., профессора Соломонова Н.Г. в нашей школе каждое лето работает научноисследовательская экспедиция школьников «Эллэйада». Исследовательская работа ведется по направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, история, этнография и археология. Например, мы участники археологического отряда, исследуем и изучаем археологические объекты писаницы и стоянки древних людей на территории нашего улуса, изучаем древнюю историю нашего края. Мы проводим подъемный сбор, находим артефакты, хранящие много тайн - каменные орудия и фрагменты керамики. Все наши находки передаем в Музей археологии и этнографии СВФУ, его сотрудники помогают нам в определении собранного материала. Летом экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда (Прил.1). Дрозды широко распространенный вид, обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной. Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц? Какими были древние глиняные горшки, известно по многочисленным археологическим находкам. Мы с удивлением узнали, что наиболее древние, 4

5 относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Почему первая на земле посуда имела такой вид? Вполне вероятно, что древние люди придали ей определенную форму в результате какого-то опыта и наблюдения. На что обращал внимание в первую очередь древний человек в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших его предметов и их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, в которых накапливается вода. Ведь плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Таким образом, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной (Докерамический неолит, субнеолитическая эпоха). Этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам. Глава 2. Из истории керамики Известно, что «не боги горшки обжигают». Керамическое производство относится к числу самых древних на земле. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего существования - в эпоху палеолита. Люди каменного века применяли для пользования природные материалы, находящиеся всегда под рукой, в том числе и глину. Когда человек обнаружил пластичность глины и научился ее обрабатывать, он начал изготавливать посуду. Когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и 5

6 термостойкость? Гончарство производство посуды из обожженной глины развилось в начале неолита. Это стало одним из важнейших достижений человеческой цивилизации. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись различные минеральные добавки. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи. Как доказано учеными, первыми гончарами были женщины, что вполне понятно, ведь мужчины были добытчиками и пропадали на охоте. Таким образом, пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего развития, в эпоху палеолита. А когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Как было принято в научном мире до 80-х гг. XX века, обжиг стал применяться человеком только в раннем неолите. Но известно, что впервые древнейшяя на тот момент керамика в мире была обнаружена исследователем древней и средневековой истории Дальнего Востока Виталием Егоровичем Медведевым (учеником Окладникова А.П.) в 1975, 1980 годах на памятнике Гася на нижнем Амуре, в слое так называемой осиповской мезолитической культуры (8-12 тыс. лет). Были найдены фрагмент рыхлой, толстой, не похожей на неолитическую, керамики и на глубине 2 м. 20 см. - целый сплюснутый сосуд, который за тысячелетия стал рыхлым и мягким, как пластилин. Керамика слабо обожженная, температурный режим обжига специалистами был определен в максимум 350 градусов. Анализ угля, в котором залегал сосуд, показал дату в лет. До этой находки древнейшей считалась керамика раннего неолита возрастом в 7 тыс. лет. Позже, в ые годы, подобную раннюю керамику нашли в Японии и Китае, и эти находки подтвердили факт, что обжиг глиняной посуды применялся уже в эпоху мезолита! 6

7 Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии На территории Якутии начало изготовления глиняных изделий в виде сосудов относится к 4 тысячелетию до нашей эры, первыми гончарами были носители сыалахской культуры. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Единого мнения об изготовлении сетчатой керамики у археологов нет. Это объясняется, повидимому, тем, что сетчатой называют керамику, изготовленную разными способами. Существует несколько различных гипотез. Согласно одной из них, сетчатая керамика изготовлялась при помощи сетки плетенки, внутри которой вылеплялся сосуд, а затем, при обжиге, сетка выгорала, оставляя рифленые отпечатки в виде узелков нити (Мочанов, с.160). Другая версия гласит о том, что сетчатая керамика изготовлялась методом выколачивания (Воробьев, с. 69). Кроме перечисленных способов, упоминается также метод кольцевого налепа (Алексеев, с.46; Воробьев, с ). При изготовлении сосуда этим методом тонкие полоски глиняного теста налеплялись спирально (или кольцами). Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использовались дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Неолит Якутии в эволюционном развитии последовательно прошел через три этапа: ранний, средний и поздний. Глиняные сосуды раннего неолита имели усеченную яйцевидную форму. Гончарного круга еще не было. Посуду лепили руками. Сначала готовили раствор глины, куда в определенной пропорции добавляли отощители: песок, мелкий гравий, шамот (измельченная 7

8 обожженная глина), дресву (мелкий щебень). Отощители уменьшают воздушную осадку, изменяют влагопроводность, повышают термостойкость. Сосуды, сделанные из отощенной глины, не трескаются при обжиге. Технический орнамент на керамике является своеобразным индикатором, и по способу орнаментации той или иной керамики можно с уверенностью определять принадлежность ее к какой-либо археологической культуре. Глава 4. Текстильное производство древних людей Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Хорошо известно создание гнезд и жилищ некоторыми животными с использованием приемов простейшего плетения. Согласно этнографическим источникам в традиционных хозяйствах в числе различных емкостей из органических материалов животного и растительного происхождения широко распространены разнообразные плетеные контейнеры. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были известны простейшие приемы плетения корзин, матов, сетей. В номенклатуре материальной культуры эта отрасль занятий получила название «текстильное производство» собирательный термин, обозначающий получение изделий из волокна: плетение, изготовление нитей, тканей, изготовление из них различных предметов. Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита. Керамика стала одним из важнейших источников, дающих информацию по различным аспектам жизни и деятельности человеческих социумов в древности, в том числе и по производству текстиля. Основой этого 8

9 явилось одно из главных свойств обожженной глины сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии. Наиболее древние свидетельства существования этой технологии демонстрируют материалы европейских палеолитических памятников Дольни Вестонице, Павлов (Чехия) и Костенки (Россия), имеющих возраст тыс. лет назад. В Дольни Вестонице обнаружен фрагмент глиняного изделия, на котором заметен оттиск плетеного изделия. В Костенках встречен обломок глиняного артефакта с оттисками плетения, который интерпретируется как фрагмент сосуда, изготовленного из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Археологические материалы с территории России, документирующие существование плетения и изготовления текстиля, представлены широко. В дальневосточном регионе России (Приморье и Приамурье) археологические источники по изготовлению текстиля дают свидетельства знакомства с этим видом деятельности с рубежа позднего плейстоцена раннего голоцена до средневековья. Одним из основных источников являются керамические изделия с орнаментами, имитирующими плетение, или с оттисками текстиля. Исследования древней керамики на Востоке Евразии показывают, что оттиски шнура и плетеных конструкций в этом регионе появились достаточно рано. На территории Китая, Японии, Приморья и Приамурья наиболее ранние изделия с такого рода оттисками датируются временем 12 9 тыс. лет назад. Результаты изучения этой керамики американскими и российскими исследователями позволили идентифицировать их как негативы плетеных шаблонов, имевших сетчатую структуру. В целом ранний этап технологии плетения в дальневосточном регионе, документированный археологическими материалами, представлен лишь несколькими видами изделий: плетеными шаблонами и сетчатыми формами, используемыми для изготовления керамических сосудов. Впервые предположение о существовании в неолите Якутии текстильной керамики было высказано А.П. Окладниковым при рассмотрении им керамического материала со стоянок Куллаты и Малая Мунку. Судя по 9

10 описаниям, видно, что текстильной исследователь назвал различную по характеру изготовления керамику. В большинстве случаев, таким термином им была охарактеризована шнуровая керамика, но в некоторых случаях и сетчатая. Разновидность керамики с отпечатками «полос ткани» на керамике, имеющими равнозначные вертикальную и горизонтальную направленность, А.П. Окладников также отнес к текстильной. На стоянке Малая Мунку в Олёкминском районе им были обнаружены черепки сосудов, на поверхности которых сохранились «оттиски настоящей ткани», то есть на внешней поверхности черепков отмечался технический орнамент в виде рельефных отпечатков ткани, которую, как считает А.П. Окладников, местные племена могли изготовить из дикорастущих текстильных растений, таких, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Оформилась и укоренилась схема, согласно которой, в раннем неолите Якутии бытовала исключительно сетчатая керамика, в среднем шнуровая, вафельная и рубчатая. Что касается шнуровой керамики, то здесь также отмечаются вариации. Собственно шнуровая керамика наиболее часто встречается на поселениях и стоянках белькачинской культуры. Сосуды обработаны шнуровым техническим орнаментом, чаще всего, либо вертикальной, либо диагональной направленности. Размеры витого шнура различны, но принцип нанесения был, по видимости, единым посредством лопаточки с обмотанным на неё шнуром. Второй тип менее распространён. Его образцы встречены на стоянках Белькачи I, слои IV-V, Куллаты и ХороI. Этот тип характеризуется наличием разнонаправленных линий: очень тонких и глубоких горизонтальных, идущих параллельно плоскости сосуда, и широких глубоких линий, направленных от венчика к днищу. Такой орнамент мог быть нанесён горизонтальной рубчатой лопаткой, последующим проведением вертикальных кривых палочкой с 10

11 затупленным округлым концом. Возможен также вариант изготовления каркаса из прутиков, где нижние концы связывались в одной точке, а верхняя часть расходилась. Снаружи пруты обвязывались тонкими нитями или верёвочками. Внутрь каркаса укладывалась глиняная масса, и сосуд вылеплялся внутри него. После этого, на поверхности оставались вертикальные вдавления от прутиков и горизонтальные от нитей или верёвочек. Возможно, что наличие на белькачинских сосудах шиповидного днища обусловлено именно спецификой такого технологического приема. Таким образом, имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение. Основные тенденции и этапы развития и в дальневосточном регионе России во многом совпадают с аналогичными процессами в восточных регионах Евразии. Наиболее ранние свидетельства взаимодействия керамического и текстильного производства, связанные с оттисками текстиля на керамических изделиях, отмечены в памятниках, датированных ранее 10 тыс лет назад на территории Японии, Китая, Кореи, Приамурья. Наиболее широкое распространение «веревочные» и «шнуровые» орнаменты получили в неолите, особенно в Японии, где весь неолитический период получил название «дземон», что означает «веревка». Этнографические данные показывают 11

12 широкий спектр применения плетения в повседневной жизни. В первую очередь, это изготовление разнообразных тарных контейнеров: корзин, коробов, сумок и т.д. Археологическая керамика, украшенная орнаментами по мотиву плетения, свидетельствует о том же, отражая, по-видимому, период, когда функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Совершенствование обработки и использование новых видов сырья, переход к новым технологиям производства привели к появлению текстиля улучшенного качества, которое позволило использовать его не только на сугубо хозяйственные цели, но и для нужд самого человека. Заключение При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам: Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной. 12

13 Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита, т.к. одно из главных свойств обожженной глины сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии. Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам предложить гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей. 13

14 Литература 1. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», Окладников А.П. История Якутии. М-Л., Т Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, 44 (3 ноября 2011 г.). 14

15 К вопросу возникновения глиняной посуды в каменном веке (Тезисы к докладу) Елизаров Егор, ученик 8 класса МБОУ-Ойская СОШ Хангаласского улуса, рук-ль: Иванова С.П., учитель истории Актуальность: Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Не исключено, что люди изобрели такую форму в результате какого-то опыта и наблюдения. Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Обоснование. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» осенью 2011 года в местности Куталаах были найдены два заброшенных гнезда дроздов рябинников (чаччыгыныар), удивительно похожих на древние глиняные горшки. Нам показалась интересной перспектива сравнения творений 15

16 человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления самой первой глиняной посуды. Гнезда дроздов и первые горшки Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда-рябинника. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной. Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Дрозды обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии. Найденные гнезда удивительным образом напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, человек, который сделал самую первую посуду в мире, позаимствовал эту идею у птиц? На что обращали внимание в первую очередь древние люди в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших их предметов и позднее, на их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, обмазанные землей и глиной, в которых накапливается вода. Плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Итак, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной. Вполне вероятно, этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам, которые устроены точно таким же образом. Кстати, технология обжига, т.е. гончарство, могло появиться совершенно случайно, когда обмазанная глиной тростниковая посуда попала в огонь. При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми изделий мы пришли к следующим выводам: глиняных 16

17 1. Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире. 2. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. 3. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной. 5. Имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение. Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам выдвинуть гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей. Литература: 17

18 1. Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, 44 (3 ноября 2011 г.). 2. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, Окладников А.П. История Якутии. М-Л., Т Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик,

docplayer.ru

Глина в древней Руси - HintFox

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Ископаемые, потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Мы хотим описать самое распространённое, с детства всем знакомое, в быту очень необходимое полезное ископаемое – это глина. Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в зелёных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики – от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича.

Свойства глины

На территории Братского района встречается глина повсюду. Окраска глин может быть разной. Её определяют разные элементы, входящие в решётку глинистых минералов или присутствующие в виде примесей. Так углерод окрашивает в тёмно – серые и чёрные цвета, оксиды железа дают розоватые (до красных) оттенки, а закись железа проявляется в зелёном цвете. Чистый камень имеет белый цвет.

Состав глинистых минералов позволяет определить состав исходных пород, климат и другие условия, существования во время образования осадков.

В районе посёлка Прибрежный встречается красная глина, обогащённая железом и марганцем. Группа ребят из нашего класса отправилась на экскурсию с целью изучения свойств глины.

Для наблюдения и работы добыть глину не представляло больших трудностей. Она залегает по берегам реки Илирка, при дорогах. В нашей местности имеются и небольшие глиняные карьеры, где можно брать сразу большое количество материалов. Ребята набрали глины небольшое ведро. На уроках труда изготовили игрушки, раскрасили их и подарили ко Дню Учителя. Глина эластична, хорошо формируется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску: гуашь, акварель, темперу, масло.

Глина бывает тощей до 30% песка и жирной до 5% песка. Тощая не пластична.

Мы с ребятами останавливались на разных глиняных участках. Рассматривали пласты глиняных пород. Расположены они высоко над уровнем воды реки Илирка. Спуск и подъём по такой глиняной горе очень труден. Устоять на склоне почти невозможно.

В таких пластах берут начало многочисленные ручьи. Вода в этих ручьях всегда холодная и очень чистая. Прежде чем выбиться наверх, ручей проделывает немалый путь, в глине вода хорошо фильтруется.

По дороге за грибами и ягодами люди всегда останавливаются испить вкусной водицы. Для лучшего спуска сделан небольшой деревянный мостик.

Когда же люди стали пользоваться глиной?

Наблюдали вы когда-нибудь, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых пернатыми строителями, в дело идет так же глина. Мало того, глина у ласточек – основной строительный материал.

Вполне возможно, что в очень далёкие времена наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты – мазанки. До сих пор по « ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливают кирпич – сырец, используемый для возведения различных построек.

Как известно сильно утрамбованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из неё делали не только стены, но и полы с крышами, чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени поливали солёной водой.

Изготовление глиняных изделий

Люди с незапамятных времён лепили вручную из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда! - посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты.

Разбирая золу, угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твёрдой, как камень, и не размывалась дождями.

Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Мастера украшали сосуды узорами, выдавливая ямочки или вычерчивая линии перед обжогом. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне. Обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название керамики.

В районе нижнего склада Илирского ЛПХ на неизвестном маленьком островке глиняных сосудов древних людей. Скорее всего, посуда была изготовлена вручную. Эти осколки были собраны студентами БРГТУ и переданы на кафедру исторического факультета.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно – прикладного искусства. Высокого развития искусства керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае. Многие музеи мира украшает посуда, изготовленная древними гончарами. Поражают высоким технологическим мастерством греческие пифосы – сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде- пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген.

В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Несмотря на высокое развитие производства. Современные керамисты ещё не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, которой покрыты две большие вазы, обнаруженные при раскопке китайскими археологами. Когда в найденные вазы налили воду, глазурь тут же потемнела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосуды вновь обрели свою первоначальную белизну.

Хотя эти удивительные вазы – хамелеоны были изготовлены китайскими гончарами более 1000 лет назад, они не утратили своих удивительных свойств.

Глина в древней Руси

Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины – календари. Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиком наносились определённые знаки в прямоугольнике, отведённом каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохозяйственные календари, охватывающие срок с апреля по август, то есть от посева до жатвы хлеба. На таком календаре особыми знаками указывались важнейшие языческие праздники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было у неба просить дождя или вёдра. В сам же кувшин заливалась освящённая вода, которой крапили поля во время молебна.

Глина – народный целитель

Издревле глина служила человеку не только как сырьё для изготовления посуды и строительства. Народные целители применяли глину как целительное своеобразное средство. Например, растяжение жил лечили пластырем, приготовленным из жёлтой глины, разведённой в горячей воде с добавлением керосина. Знахари отдавали предпочтение печёной глине, используя её при ворожбе, нашёптыванием от сглаза и лечения лихорадки. В качестве медицинского оборудования в ход шла размягчённая глиняная посуда. В одной посуде готовили снадобье, в другой хранили травы и корни.

А самые маленькие горшочки, которые за свои небольшие размеры назывались махотками, использовались при простудах как обычные медицинские банки. Вероятно, первая медицинская грелка тоже была глиняной.

Даже обычный красный кирпич, как говорят, был поставлен на службу здоровья. Его накаливали в печи, затем сыпали сверху луковую шелуху, вдыхая в себя появляющийся дым. Современная медицина подтверждает, что подобная ингаляция помогает при простудных заболеваниях.

С помощью раскалённого кирпича можно также продезинфицировать помещение, изгнать из него комаров и мух. Только в этих случаях вместо луковой шелухи использовалась полынь и ветки можжевельника.

Мало кому известно, что жители Севера – чукчи и коряки – употребляли глину в пищу. Конечно, не всякую глину, а белую, называемую северянами «земляным жиром». Ели земляной жир вместе с оленьим молоком или же добавляли в мясной бульон. Надо сказать, что « съедобный» глиной не брезговали и европейцы, приготовляя из неё лакомство наподобие конфет.

Глина в художественных произведениях

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без глиняной посуды просто невозможно. Он приступил к лепке посуды, имея лишь смутное предположение о работе с глиной. О своих удачах и успехах он достаточно подробно поведал своим читателям.

Когда пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, первую «бумагу» стали делать из глины. На тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге. Кстати, белая глина обязательно входит в состав современной бумаги. Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.

Глина в современном доме

Глиняная посуда есть в каждом современном доме, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, горлачей и всевозможных махоток, вылепленных из темной глины. Но посуда из белой и темной глины – не соперники, каждая хороша для своего назначения. Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче, да еще и в русской печи. В современном городском жилище глина присутствует также в виде всевозможных облицовочных плит, ванн, раковин.

Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем.

www.hintfox.com

К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЫ У ЛЮДЕЙ КАМЕННОГО ВЕКА

К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЫ У ЛЮДЕЙ КАМЕННОГО ВЕКА

Иванов Марк Эрнестович 1

1МБОУ "Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева" Хангаласского улуса Республикик Саха(Якутия)

Иванова Саргылана Павловна 1

1МБОУ "Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева" Хангаласского улуса Республикик Саха(Якутия)

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование выбора темы. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» были найдены два заброшенных гнезда дроздов – рябинников. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц?

Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления первой посуды.

Актуальность:Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным.

Целью данного исследования является выдвижение гипотезы об изготовлении первых глиняных сосудов древними людьми каменного века.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- изучение истории керамики;

- поиск доказательств для выдвижения гипотезы.

Новизнаработы состоит в том, что подобное сравнение производится впервые.

Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки

С 2002 года под руководством член-корреспондента РАН, д.б.н., профессора Соломонова Н.Г. в нашей школе каждое лето работает научно-исследовательская экспедиция школьников «Эллэйада». Исследовательская работа ведется по направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, история, этнография и археология. Например, мы – участники археологического отряда, исследуем и изучаем археологические объекты – писаницы и стоянки древних людей на территории нашего улуса, изучаем древнюю историю нашего края. Мы проводим подъемный сбор, находим артефакты, хранящие много тайн - каменные орудия и фрагменты керамики. Все наши находки передаем в Музей археологии и этнографии СВФУ, его сотрудники помогают нам в определении собранного материала.

Летом экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда (Прил.1). Дрозды – широко распространенный вид, обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии.

Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм – 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной.Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть.

Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц?

Какими были древние глиняные горшки, известно по многочисленным археологическим находкам. Мы с удивлением узнали, что наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Почему первая на земле посуда имела такой вид? Вполне вероятно, что древние люди придали ей определенную форму в результате какого-то опыта и наблюдения.

На что обращал внимание в первую очередь древний человек в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших его предметов и их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, в которых накапливается вода.

Ведь плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала – глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Таким образом, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной (Докерамический неолит, субнеолитическая эпоха). Этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам.

Глава 2. Из истории керамики

Известно, что «не боги горшки обжигают». Керамическое производство относится к числу самых древних на земле. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего существования - в эпоху палеолита. Люди каменного века применяли для пользования природные материалы, находящиеся всегда под рукой, в том числе и глину. Когда человек обнаружил пластичность глины и научился ее обрабатывать, он начал изготавливать посуду. Когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Гончарство – производство посуды из обожженной глины развилось в начале неолита. Это стало одним из важнейших достижений человеческой цивилизации.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись различные минеральные добавки. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи. Как доказано учеными, первыми гончарами были женщины, что вполне понятно, ведь мужчины были добытчиками и пропадали на охоте.

Таким образом, пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего развития, в эпоху палеолита. А когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Как было принято в научном мире до 80-х гг. XX века, обжиг стал применяться человеком только в раннем неолите. Но известно, что впервые древнейшяя на тот момент керамика в мире была обнаружена исследователем древней и средневековой истории Дальнего Востока Виталием Егоровичем Медведевым (учеником Окладникова А.П.) в 1975, 1980 годах на памятнике Гася на нижнем Амуре, в слое так называемой осиповской мезолитической культуры (8-12 тыс. лет). Были найдены фрагмент рыхлой, толстой, не похожей на неолитическую, керамики и на глубине 2 м. 20 см. - целый сплюснутый сосуд, который за тысячелетия стал рыхлым и мягким, как пластилин. Керамика слабо обожженная, температурный режим обжига специалистами был определен в максимум 350 градусов. Анализ угля, в котором залегал сосуд, показал дату в 12960 лет. До этой находки древнейшей считалась керамика раннего неолита возрастом в 7 тыс. лет. Позже, в 1980-90-ые годы, подобную раннюю керамику нашли в Японии и Китае, и эти находки подтвердили факт, что обжиг глиняной посуды применялся уже в эпоху мезолита!

Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии

На территории Якутии начало изготовления глиняных изделий в виде сосудов относится к 4 тысячелетию до нашей эры, первыми гончарами были носители сыалахской культуры.

Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Единого мнения об изготовлении сетчатой керамики у археологов нет. Это объясняется, по-видимому, тем, что сетчатой называют керамику, изготовленную разными способами. Существует несколько различных гипотез. Согласно одной из них, сетчатая керамика изготовлялась при помощи сетки – плетенки, внутри которой вылеплялся сосуд, а затем, при обжиге, сетка выгорала, оставляя рифленые отпечатки в виде узелков нити (Мочанов, 1969. с.160). Другая версия гласит о том, что сетчатая керамика изготовлялась методом выколачивания (Воробьев, 1999. с. 69). Кроме перечисленных способов, упоминается также метод кольцевого налепа (Алексеев, 1969. с.46; Воробьев, 1999. с. 67-68). При изготовлении сосуда этим методом тонкие полоски глиняного теста налеплялись спирально (или кольцами). Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использовались дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой.

Неолит Якутии в эволюционном развитии последовательно прошел через три этапа: ранний, средний и поздний. Глиняные сосуды раннего неолита имели усеченную яйцевидную форму. Гончарного круга еще не было. Посуду лепили руками. Сначала готовили раствор глины, куда в определенной пропорции добавляли отощители: песок, мелкий гравий, шамот (измельченная обожженная глина), дресву (мелкий щебень). Отощители уменьшают воздушную осадку, изменяют влагопроводность, повышают термостойкость. Сосуды, сделанные из отощенной глины, не трескаются при обжиге. Технический орнамент на керамике является своеобразным индикатором, и по способу орнаментации той или иной керамики можно с уверенностью определять принадлежность ее к какой-либо археологической культуре.

Глава 4. Текстильное производство древних людей

Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Хорошо известно создание гнезд и жилищ некоторыми животными с использованием приемов простейшего плетения.

Согласно этнографическим источникам в традиционных хозяйствах в числе различных емкостей из органических материалов животного и растительного происхождения широко распространены разнообразные плетеные контейнеры. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были известны простейшие приемы плетения корзин, матов, сетей.

В номенклатуре материальной культуры эта отрасль занятий получила название «текстильное производство» — собирательный термин, обозначающий получение изделий из волокна: плетение, изготовление нитей, тканей, изготовление из них различных предметов.Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита. Керамика стала одним из важнейших источников, дающих информацию по различным аспектам жизни и деятельности человеческих социумов в древности, в том числе и по производству текстиля. Основой этого явилось одно из главных свойств обожженной глины — сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии.

Наиболее древние свидетельства существования этой технологии демонстрируют материалы европейских палеолитических памятников — Дольни Вестонице, Павлов (Чехия) и Костенки (Россия), имеющих возраст 22—26 тыс. лет назад. В Дольни Вестонице обнаружен фрагмент глиняного изделия, на котором заметен оттиск плетеного изделия. В Костенках встречен обломок глиняного артефакта с оттисками плетения, который интерпретируется как фрагмент сосуда, изготовленного из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Археологические материалы с территории России, документирующие существование плетения и изготовления текстиля, представлены широко. В дальневосточном регионе России (Приморье и Приамурье) археологические источники по изготовлению текстиля дают свидетельства знакомства с этим видом деятельности с рубежа позднего плейстоцена — раннего голоцена до средневековья. Одним из основных источников являются керамические изделия с орнаментами, имитирующими плетение, или с оттисками текстиля. Исследования древней керамики на Востоке Евразии показывают, что оттиски шнура и плетеных конструкций в этом регионе появились достаточно рано. На территории Китая, Японии, Приморья и Приамурья наиболее ранние изделия с такого рода оттисками датируются временем 12—9 тыс. лет назад. Результаты изучения этой керамики американскими и российскими исследователями позволили идентифицировать их как негативы плетеных шаблонов, имевших сетчатую структуру. В целом ранний этап технологии плетения в дальневосточном регионе, документированный археологическими материалами, представлен лишь несколькими видами изделий: плетеными шаблонами и сетчатыми формами, используемыми для изготовления керамических сосудов.

Впервые предположение о существовании в неолите Якутии текстильной керамики было высказано А.П. Окладниковым при рассмотрении им керамического материала со стоянок Куллаты и Малая Мунку. Судя по описаниям, видно, что текстильной исследователь назвал различную по характеру изготовления керамику. В большинстве случаев, таким термином им была охарактеризована шнуровая керамика, но в некоторых случаях и сетчатая. Разновидность керамики с отпечатками «полос ткани» на керамике, имеющими равнозначные вертикальную и горизонтальную направленность, А.П. Окладников также отнес к текстильной. На стоянке Малая Мунку в Олёкминском районе им были обнаружены черепки сосудов, на поверхности которых сохранились «оттиски настоящей ткани», то есть на внешней поверхности черепков отмечался технический орнамент в виде рельефных отпечатков ткани, которую, как считает А.П. Окладников, местные племена могли изготовить из дикорастущих текстильных растений, таких, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Оформилась и укоренилась схема, согласно которой, в раннем неолите Якутии бытовала исключительно сетчатая керамика, в среднем – шнуровая, вафельная и рубчатая.

Что касается шнуровой керамики, то здесь также отмечаются вариации. Собственно шнуровая керамика наиболее часто встречается на поселениях и стоянках белькачинской культуры. Сосуды обработаны шнуровым техническим орнаментом, чаще всего, либо вертикальной, либо диагональной направленности. Размеры витого шнура различны, но принцип нанесения был, по видимости, единым – посредством лопаточки с обмотанным на неё шнуром. Второй тип менее распространён. Его образцы встречены на стоянках Белькачи I, слои IV-V, Куллаты и ХороI. Этот тип характеризуется наличием разнонаправленных линий: очень тонких и глубоких горизонтальных, идущих параллельно плоскости сосуда, и широких глубоких линий, направленных от венчика к днищу. Такой орнамент мог быть нанесён горизонтальной рубчатой лопаткой, последующим проведением вертикальных кривых палочкой с затупленным округлым концом. Возможен также вариант изготовления каркаса из прутиков, где нижние концы связывались в одной точке, а верхняя часть расходилась. Снаружи пруты обвязывались тонкими нитями или верёвочками. Внутрь каркаса укладывалась глиняная масса, и сосуд вылеплялся внутри него. После этого, на поверхности оставались вертикальные вдавления от прутиков и горизонтальные – от нитей или верёвочек. Возможно, что наличие на белькачинских сосудах шиповидного днища обусловлено именно спецификой такого технологического приема.

Таким образом, имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики — с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение.

Основные тенденции и этапы развития и в дальневосточном регионе России во многом совпадают с аналогичными процессами в восточных регионах Евразии. Наиболее ранние свидетельства взаимодействия керамического и текстильного производства, связанные с оттисками текстиля на керамических изделиях, отмечены в памятниках, датированных ранее 10 тыс лет назад на территории Японии, Китая, Кореи, Приамурья. Наиболее широкое распространение «веревочные» и «шнуровые» орнаменты получили в неолите, особенно в Японии, где весь неолитический период получил название «дземон», что означает «веревка». Этнографические данные показывают широкий спектр применения плетения в повседневной жизни. В первую очередь, это изготовление разнообразных тарных контейнеров: корзин, коробов, сумок и т.д. Археологическая керамика, украшенная орнаментами по мотиву плетения, свидетельствует о том же, отражая, по-видимому, период, когда функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Совершенствование обработки и использование новых видов сырья, переход к новым технологиям производства привели к появлению текстиля улучшенного качества, которое позволило использовать его не только на сугубо хозяйственные цели, но и для нужд самого человека.

Заключение

При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам:

  • Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире.

  • Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая – это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной.

  • Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита, т.к. одно из главных свойств обожженной глины — сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии.

Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам.

Эти выводы позволяют нам предложить гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей.

Литература

1. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. – Новосибирск, 1996.

2. Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», 1996.

3. Окладников А.П. История Якутии. М-Л., 1955. Т. 1.

4. Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», 2007.

5. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, 2005.

6. Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, №44 (3 ноября 2011 г.).

К вопросу возникновения глиняной посуды в каменном веке

(Тезисы к докладу)

Елизаров Егор, ученик 8 класса МБОУ-Ойская СОШ Хангаласского улуса, рук-ль: Иванова С.П., учитель истории

Актуальность: Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Не исключено, что люди изобрели такую форму в результате какого-то опыта и наблюдения.

Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным.

Обоснование. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» осенью 2011 года в местности Куталаах были найдены два заброшенных гнезда дроздов – рябинников (чаччыгыныар), удивительно похожих на древние глиняные горшки. Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, чтовсе величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления самой первой глиняной посуды.

Гнезда дроздов и первые горшки

Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда-рябинника. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм – 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной.Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Дрозды обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии.

Найденные гнезда удивительным образом напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, человек, который сделал самую первую посуду в мире, позаимствовал эту идею у птиц?

На что обращали внимание в первую очередь древние люди в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших их предметов и позднее, на их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, обмазанные землей и глиной, в которых накапливается вода.

Плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала – глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Итак, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной. Вполне вероятно, этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам, которые устроены точно таким же образом. Кстати, технология обжига, т.е. гончарство, могло появиться совершенно случайно, когда обмазанная глиной тростниковая посуда попала в огонь.

При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам:

1. Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире.

2. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения.

3. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая – это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной.

5. Имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики — с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение.

Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам выдвинуть гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей.

Литература:

1. Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, №44 (3 ноября 2011 г.).

2. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. – Новосибирск, 1996.

3. Окладников А.П. История Якутии. М-Л., 1955. Т. 1.

4. Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», 2007.

5. Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», 1996.

6. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, 2005.

18

Просмотров работы: 509

school-science.ru