Главный собор древнего новгорода. Софийский собор — великая обитель Бога на Новгородской земле
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Софийский собор в Новгороде – тысячелетний шедевр. Главный собор древнего новгорода


Софийский Собор

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Режим работы

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата. 

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.  Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими.  Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор.  По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.

Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Смотрите также

www.novgorod.ru

Великий Новгород Cофийский собор. Собор Святой Софии Премудрости Божией | Сайт Visitnovgorod

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада». Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым. 

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора в бронзе изображены библейские и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: "По святым местам Новгородской земли. Софийский собор"

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

 

www.visitnovgorod.ru

Софийский собор в Новгороде – тысячелетний шедевр

Великий Новгород – город старинный, вот уже 12 столетий стоит он на берегу озера Ильмень. Достопримечательности под стать городу: кремль красно-кирпичный башенный, стены с бойницами вдвое старше Московского Кремля. Музей Витославлицы под открытым небом, где собраны деревянные избы и дома из прошлых столетий, Ярославово дворище на другом берегу реки Волхва, Церковь Спасо-Преображения с бессмертными фресками иконописца Феофана Грека – в этих достопримечательностях сосредоточено искусство Великого Новгорода.

софийский собор в новгородеГлавная достопримечательность – это Софийский собор в Новгороде, белокаменный шедевр церковного зодчества. Стоит храм в середине Новгородского Кремля с 1050 года, без малого тысячу лет, с тех пор, как построен был мастерами киевскими по приказу Новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. История создания Софийского собора связана со сгоревшим в огне деревянным храмом о 13 куполах, выстроенным из дуба в 989 году. Позвал Владимир отца и княгиню Ирину сразу после пожара, дождался их приезда и с родительского благословения заложил будущий храм, Софийский собор в Великом Новгороде.

софийский собор в великом новгородеСтроили собор пять долгих лет и освятили храм сразу, не откладывая, хоть и не было внутреннего убранства – ни икон, ни иконостаса. Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. В основном это были иконы XIV–XVI веков. В настоящее время в Софийском соборе три полноценных иконостаса, главная икона – «Знамение Божьей Матери». Затем три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий. Особое место занимают София – Божья Премудрость, датируемая XV веком, и Тиискусство великого новгородахвинская икона Богородицы XVI века.

Софийский собор в Новгороде – пятикупольный с одной башней лестничной, которая также несет купол. Центральный купол золоченный, остальные свинцованные. Их форма традиционна для русских церквей: она точно повторяет контур богатырского шлема. Собор окружают галереи со всех сторон, кроме восточной, алтарной стороны. На восточной стороне расположены три апсиды: пятигранная по центру и две боковые полукруглые. Галереи несут в себе приделы: южный – Рождества Богородицы, северный – Иоанна Богослова. В западном крыле северной галереи находится еще один придел – Усекновения головы Иоанна Предтечи.

колокола софийского собораВерняя часть собора комбинированная, кровля делится на полукруглые навершия – закомары и двускатные, так называемые «щипцы». Что касается церковного интерьера, то из-за массивных столбов внутри довольно тесно, хотя теснота в храме – понятие относительное. Собор производит впечатление монолитного сооружения, и это вполне понятно, поскольку все стены Софии имеют толщину 1,3 метра, чего не встретишь ни в одном русском храме. Софийский собор в Новгороде уникален по многим показателям, но главное – он самый древний из сохранившихся церквей, построенных славянами.

кремльНа самой высокой точке храма находится голубь, отлитый из свинца. Он «сидит» на верхушке центрального креста, на высоте 38 метров, и символизирует собой хранителя Софийского собора. По преданию, голубь не должен покидать креста, ибо тогда закончится благополучие города. Софийский собор в Новгороде является самым высоким из всех подобных храмов.

В соборе нет звонницы. Все колокола расположены в колокольне, которая стоит чуть поодаль. Главный колокол весит двести пудов, а набатный – вдвое меньше, сто пудов. Кроме больших колоколов, в звоннице находятся несколько малых колоколов, задача которых – звонить по праздникам.

fb.ru

описание, история, древнейшие граффити, чудотворные иконы и мощи, легенды

На русском обширном просторе, занимающем пол континента, располагается множество церквей и монастырей.

Одним из самых древних и прекрасных является Храм Святой Софии в Новгороде (Софиевский).

Он является одной из самых знаменитых и посещаемых архитектурных построек в мире.

Его пятиглавые купола украшают собой святую землю великого города.

Описание

Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в Полоцке, к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Землёй тысячи церквей зовётся Новгородчина. Много в этом краю храмов больших и малых: от пышных соборов до часовенок, затерянных в самой глуши. Но только один всегда был и будет символом и сердцем Новгорода — Софийский собор

Это интересно: новгородские монеты отличались от любых других существовавших на Руси. На них изображался огненный ангел, символизирующий Софию – Божию премудрость.  Это было олицетворением особого духовного значения Великого Новгорода.

Апсиды в строении можно насчитать всего три. Основная пятиугольная, а боковые круглые. Основная конструкция окружена галереями, имеющими огромную высоту и ширину в два этажа.

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем.

Собор Святой Софии в Новгороде — древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси

Примите во внимание: Софийский собор предназначался не только для Богослужений. В нем длительное время проводили различные государственные собрания и самые важные церемонии и торжества.

История строительства

В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами

Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука. Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения.

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Надпись-граффити в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.)

Полезно знать: древние граффити представляли собой различные по характеру надписи, их нацарапывали специальным инструментом с острым наконечником, которое называлось «писалом».

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Магдебурские врата

Были созданы в 1153 году, также именовались Корсунскими. Имеют западноевропейский стиль, потому как создавались на заказ зарубежными мастерами. Бронзовые двери, которые ведут в предел Рождества Богоматери. Через некоторое время эти врата были перенесены в западный портал собора. Много веков подряд эти великолепные врата служили главным входом в Храм для особых торжеств и церемоний, именно через них проходили князья и княжны. Сейчас их открывают только по особым случаям. Это делает лично архиепископ митрополит Новгородский Лев.

Фрагмент Магдебургских (Сигтунских) врат собора Святой Софии в Великом Новгороде. Литейная мастерская епископа Вихмана, Магдебург, Германия, вторая половина 12-го века

Стоит отметить: по одной из легенд Магдебурские врата были вывезены как трофей из Шведской столицы Сигтуну. Произошло это во время Русских морских военных походов в 1187 году.

История креста главного купола

Крест этого храма отличается от остальных одной особенностью: на его вершине располагается голубь. Он символизирует Святой Дух. Сама церковная реликвия имеет богатую историю.

Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире

В 1942 году купол собора был разрушен во время бомбардировки города немецкими войсками. Множество предметов изобразительного искусства, архитектурных памятников и культурных ценностей было вывезено из великого города чужеземными захватчиками. В том числе и золотой крест с купола Храма. Подразделением «Голубой дивизии» он был отправлен в Испанию, как военный трофей. На Родину он был возвращен только в 2004 году усилиями Российского Патриархального сообщества в совместительстве с правительством Российской Федерации. Были назначены переговоры Испанского и Российского правительства, в ходе которых Король Испании согласился передать реликвию на Родину. Обратно в музей Испании отправили точную копию архитектурного памятника, а вторую копию разместили на куполе Собора в 2007 году. Оригинал же креста, возвращенный на Родину с большим трудом, хранится в недрах Храма, как ценная реликвия.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Важно знать: официальную информацию о Соборе Святой Софии можно найти на сайте http://saintsofianovg.ru.

Заключение

В Новгороде этот великий храм относится к древнейшим памятникам архитектурного зодчества. Выступает он в роли уникальной постройки с точки зрения не только ансамбля архитектурного, но и духовного богатства.

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами

Многие туристы приезжают в город с целью посещения великого собора. Его история настолько богата и разнообразна, что можно было бы этому посвятить целую книгу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлись на Новгородскую землю за всю ее богатую историю, собор выстоял и до сих пор хранит жителей этого прекрасного края. Не это ли является признаком высшего благословения и присутствия Святого Духа в стенах храма.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает о самой древней сохранившейся каменной постройке в России — Соборе Святой Софии в Новгороде:

Фотогалерея

101mesto.com

Великий Новгород. Софийский собор. История, святыни, фото

Novgorod

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места.  центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский  собор.  Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.Софийский собор

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а  точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора  существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь  коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города :»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.Фрагменты стен Софийского собора

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи  и видных горожан.Мартириевская паперть. Софийский собор

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.Софийский собор. Мартириевская паперть

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.Софийский собор Евангелие. 1689 год

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены.  Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной  Мартириевской  паперти, почти на против входа в  собор с центральной площади Детинца. Софийский собор в Новгороде

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.двери Софийского собора

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций.  И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской  являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в Новгород.

myrussianland.ru

Софийский собор (Новгород) — википедия орг

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[1], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

  План собора в конце XIX века   Фотография 1900 года

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма[2].

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[3]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Росписи и иконы Софийского собора

  Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

Мощи

  Мартириева паперть Софийского собора

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Церковная атрибуция останков не соответствует историческим реалиям[4]. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв и

Магдебургские врата

Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Крест главного купола и легенда о голубе

  Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.[5]

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Граффити Софии Новгородской

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях[6]. Всего к 2014 году известно около 800 текстов[7]. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской[8]. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим[9].

Другие достопримечательности

  Софийский собор на 5-рублёвой купюре России   Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора
  • Алексеевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращен и помещен в Софийский собор.[10]
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Примечания

Литература

  • Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
  • Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб7 памятни Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\«София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\«София» № 2 за 1999 г.
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\«София» № 4 за 2001 г.
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\«София» № 1 за 2004 г.
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\«София» № 4 за 2004 г.

Ссылки

www-wikipediya.ru

описание, история, фото, точный адрес

Софийский собор в Новгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве, он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева — в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Интересные факты

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Софийский собор в Новгороде

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому — неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, — о различных событиях в городе, тексты молитв и... автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, — исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Адрес: Территория Кремля, 11

tonkosti.ru