Гимнасии в древней греции. 15.Гимнасий и Академия- спортивные и общеобразовательные школы Древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории для учащихся 5-го класса по теме: "В афинских школах и гимнасиях". Гимнасии в древней греции


3. Гимнастика. Сексуальная жизнь в Древней Греции

Если о наготе в гимнасиях широко известно большинству людей, то, вероятно, будет небесполезным сказать несколько слов о гимнасиях в целом, поскольку многие, следуя современному значению слова, могут иметь о них неверное представление. Устройство греческого гимнасия подробно описано у Витрувия, который жил во времена императора Августа, в его книге по архитектуре. Гимнасий состоял из обширного перистиля, то есть открытого пространства, окруженного колоннами площадью приблизительно в два стадия (1200 футов), колоннада окружала перистиль с трех сторон, а с юга располагалась двойная колоннада, внутри которой находился ephebeion, то есть зал для занятий юношей, или эфебов. Юношами считались молодые люди, достигшие совершеннолетия и ставшие полноправными гражданами, записанными в своих демах; совершеннолетними в Афинах считались молодые люди, достигшие возраста 18 лет. С разных сторон примыкали другие помещения: бани, залы и другие, это было место встреч философов, риторов, поэтов, многочисленных друзей прекрасного. За перистилем находился ксист, который использовался для физических упражнений мужчин. С гимнасием обычно соединялась палестра, главное помещение для физических упражнений и игр мальчиков. Вряд ли стоит упоминать о том, что все помещения были тщательно украшены произведениями искусства с алтарями и статуями Гермеса, Геракла, в особенности Эрота, и другими изображениями муз и божеств. Таким образом, к красоте тел мальчиков, юношей и мужчин, гармонично развитых физическими упражнениями, добавлялась красота великолепных произведений искусства, и легко понять, почему греки стали самыми ревностными на свете ценителями прекрасного. Легко также понять, почему ни один гимнасий или палестра не обходились без изображений Эрота. Ежедневное созерцание мужской красоты, несомненно, способствовало развитию гомосексуальной любви, свойственной целому народу.

Гёте в своем «Путешествии по Италии» однажды описал игру в мяч, которую он наблюдал на арене в Вероне: «Прекрасное зрелище, достойное воплощения в мраморе.

Прекрасно сложенные молодые люди в минимальном количестве белой одежды, команды которых отличаются разного цвета повязками. Особенно незабываема поза, когда забивающий мяч падает, пробиваясь вперед к чужой площадке, и поднимает руку, чтобы забросить мяч». А теперь пусть кто-нибудь представит себе афинскую или спартанскую палестру, заполненную веселыми голосами, звонким смехом устремленных вперед юношей, исполненных молодых сил и радости, и он сможет понять, что именно здесь земная красота праздновала свой высший триумф.

Таким образом, греческий гимнасий и палестра были тем местом, где молодые люди упражняли свои тела, добиваясь физического совершенства и гармонии, местом, где мальчики и юноши проводили по нескольку часов ежедневно и где они могли отдыхать в окружении прекрасного; огромные окруженные колоннадой залы были любимым местом прогулок философов и странствующих учителей, собиравших вокруг себя многочисленных слушателей и почитателей. Начиная со II в. до н. э. институт эфебов в Афинах был реорганизован, и физическое и интеллектуальное воспитание молодежи сосредоточилось в Диогениуме и Птоленее, которые, помимо многочисленных классных комнат, содержали обширные библиотеки; а в V в. н. э. мы встречаем упоминание о гимнасии – таким был гимнасий в Карфагене, – который называется языковой школой и местом получения образования.

По свидетельству всех авторов, греки не допускали в гимнасии женщин; то есть ни одна женщина не могла переступить порог гимнасия, предназначенного для мужского воспитания; на народных празднествах и национальных играх женщинам не разрешалось присутствовать даже в качестве зрителей. Павсаний упоминает Типейскую скалу в Олимпии, с которой сбрасывали женщин, тайком пробиравшихся на зрительские места Олимпийских игр, или даже тех, кто в запретные для них дни во время проведения состязаний пересекал реку Алфей, которая отделяла место проведения праздника от остальной территории. Лишь в одном случае пренебрегли этим правилом, когда мать Пейсирода тайно прокралась, чтобы присутствовать на играх, надеясь на победу своего сына, и эту надежду матери легко понять. Этот случай оказался довольно трагикомичным. Чтобы избежать разоблачения, она выдала себя за наставника, соответственно одевшись, однако, перебираясь через ограду, чтобы поздравить сына с победой, она невольно выдала себя, и все увидели, что это женщина. Возможно, в знак снисхождения к материнской любви, а может быть, в знак уважения к семье, доставившей городу несколько олимпийских побед, она не была наказана; однако, чтобы избежать в будущем подобных инцидентов, было дано распоряжение, чтобы наставники входили на трибуну обнаженными.

Разумеется, запрет, не позволявший женщинам присутствовать на общественных играх, не столь сурово действовал по всей Греции; во всяком случае, Бёк в комментариях на Пиндарову пифию предполагает, что, возможно, в африканской греческой колонии Кирене женщины допускались на игры в качестве зрителей, а Павсаний сообщает, что незамужним девушкам разрешалось смотреть на участников состязаний в Олимпии. Тот же автор пишет, что жрица Деметры получила право присутствовать на состязании в качестве зрителя, у нее даже было свое место на ступенях мраморного алтаря богини. Ученые классики ломали головы над тем, почему право смотреть на состязания обнаженных мужчин было предоставлено молодым девушкам и запрещалось замужним женщинам. Проблема легко разрешается, если вспомнить, что греки, как ни один другой народ, очень ценили красоту. Они хотели на национальных празднествах окружать себя только прекрасным, поэтому молодым девушкам следовало это прекрасное созерцать, пока замужние оставались дома.

Кроме того, то, о чем шла речь, имело место лишь в дорийских регионах, чью свободу мнений на этот счет мы подробно рассмотрели; однако педантичные жители Аттики, возможно, запрещали девушкам смотреть состязания молодых людей.

Дорийцы, в особенности спартанцы, были свободны от предубежденности в этом смысле. Когда Платон требует, чтобы юноши и девушки свободно допускались в гимнасии без дискриминации полов и, разумеется, обнаженными, как это было принято в те времена, в этом можно усмотреть спартанскую точку зрения; однако можно понять, почему педантичные и ограниченные люди, которые, несомненно, в то время существовали, хотя их мнение не было единственным, не принимали требований Платона. Тем не менее это его требование находило отклик не только среди дорийцев, во всяком случае, на острове Хиос, по свидетельству Афинея, никто не чувствовал себя оскорбленным, если ему случалось присутствовать на состязаниях бегунов или видеть состязавшихся обнаженных юношей и девушек в гимнасии.

Что касается Спарты, нам достоверно известно, что девушки выполняли упражнения в гимнасиях наравне с юношами; однако были они полностью обнаженными или легко одетыми – детально обсуждалось не только современными учеными, но еще в античности. Нельзя прийти к определенному мнению, поскольку слово гюмнос (как отмечалось выше) одновременно означает и «обнаженный», и «одетый только в хитон». В любом случае очевидно, что спартанские девушки, даже если и не совсем обнаженные, выполняли физические упражнения столь легко одетыми, что поборники нравственности нашего времени вряд ли восприняли бы их спокойно, точнее, без чувственного волнения; но, разумеется, эта традиция не оставалась постоянной с течением времени. Если исследовать достаточно большое количество отрывков древних авторов, писавших по этому поводу, можно прийти к выводу, что девушки состязались абсолютно голыми; во всяком случае, римские авторы упоминают nuda palaestra (то есть место состязания обнаженных спартанских девушек, как это сказано у Проперция, Овидия и Марциала) не без удовольствия и внутреннего одобрения. Этим можно объяснить, как выражение «одеваться на дорийский манер» стало синонимом «обнажиться», чему соответствовало и занятие физическими упражнениями в легкой каждодневной одежде (уже описанном хитоне). Также неразрешим вопрос, могли ли зрители-юноши присутствовать на состязаниях таким образом одетых (а точнее – раздетых) девушек, поскольку свидетельства авторов по этому вопросу крайне противоречивы. Например, Плутарх, противореча Платону, утверждает, что эти состязания раздетых девушек проходили на глазах молодых людей, и выразительно добавляет, что на это имелись особые причины, а именно побудить молодых людей, достигших возраста половой зрелости, жениться. Это идет вразрез с утверждением Платона, что в спартанских гимнасиях имел место принцип – «раздевайся и присоединяйся или уходи», который, соответственно, исключал наличие праздношатающихся зевак, оскорбительных для римлян. Мнение о том, что в гимнасиях должно царить приличие и скромность, ясно из отрывка Аристофана (Облака, 973): «А в гимнасии, сидя на солнце, в песке, чинно-важно вытягивать ноги / Полагалось ребятам, чтоб глазу зевак срамоты не открыть непристойно. / А вставали, и след свой тотчас же в песке заметали, чтоб взглядам влюбленных / Очертание прелестей юных своих на нечистый соблазн на оставить. / В дни минувшие маслом пониже пупа ни один себя мальчик не мазал, / И курчавилась шерстка меж бедер у них, словно первый пушок на гранате»[38].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

15.Гимнасий и Академия- спортивные и общеобразовательные школы Древней Греции.

Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Самым просторным залом в гимнасий был эфебион — помещение, в котором атлеты занимались борьбой, проводили кулачные бои. При эфебионе находились комнаты, где натирались песком и умащивали тело маслом. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях играли в мяч, состязались в беге и прыжках. Чтобы после длительных упражнений и тренировок люди могли смыть с тела пыль, пот и масло, тут же располагались бани с горячей и холодной водой, с парными и бассейнами. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасии, построенном в месте, носящем имя героя Акадёма. А неподалеку от Афин находился Ликей (совр. Лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасии. Со временем помещения для гимнасиев становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой. Комнаты для отдыха — экседры — украшались произведениями искусства, в залах с бассейнами появились мозаичные полы и мраморные статуи. Повсюду в гимнасиях стояли изображения бога Гермеса, покровителя ловких и сильных гимнастов.  Римляне после завоевания Греции стали называть гимнасиями свои школы. Спортивных же сооружений подобного рода римляне не знали. Гимнастикой и спортивными упражнениями они занимались первоначально на Марсовом поле или на Форуме. Со временем гимнастические площадки стали строить при термах (так назывались римские бани), которые по своему внутреннему устройству напоминали греческие гимнасии. В термах не только мылись, но и отдыхали, развлекались, вели ученые беседы, встречались с известными людьми, слушали речи и выступления знаменитых философов. Там располагались буфеты, лавочки с товарами и даже библиотеки. Термы посещались римлянами почти ежедневно и служили местом деловых и дружеских встреч. Название же гимнасии, некоторое время сохранявшееся для римских школ, вновь приобрело прежнее значение уже в средние века, когда открытые в Европе (в Италии и Франции) университеты стали именовать Гимназиями или Академиями. Позже академическими гимназиями было принято называть латинские школы. В XVI—XVII веках такие школы повсеместно распространились в Германии, в начале XIX в. название Гимназия присваивалось только тем из них, которые давали ученикам право на поступление в Университет. В России в XVIII в. для детей дворян были открыты три академические гимназии, позже их стало больше, появились прогимназии и женские гимназии. К началу XX века в России уже было около 500 гимназий, ученики, окончившие их, принимались в Университет без экзаменов, по конкурсу аттестатов.

studfiles.net

Где в в Древней Греции и Риме мальчиков обучали гимнастике

Физическое воспитание в Древней Греции

В Древней Греции, а потом и в Риме мальчиков и юношей обучали гимнастике в школах, палестрах, гимнасиях. Школы были частными и платными, поэтому обучение могли позволить себе только свободные и небедные граждане. Но начальная физическая подготовка, которая воспитывала воина была обязательной для всех.

Школы

До шести лет все дети в Древней Греции жили в женской части жилища. Однако мальчиков иногда звал отец, когда хотел представить гостям, как правило, это было во время трапез. Девочек учили в основном их матери и рабыни — образование было минимальным, но все же женской работы по дому хватало и умений тоже надо было немало, поэтому считалось, что уметь ткать, вышивать, шить, готовить и исполнять другую домашнюю работу было достаточно для девочек. Тем более, что замужние женщины не должны были часто покидать свое жилище, а если и покидали, то только в сопровождении мужей, исключение составляли гетеры (образованные женщины легкого поведения), которые были свободными и могли получить более глубокое образование. Но в Спарте девочек учили спорту почти наравне с юношами — там даже был женский кулачный бой. Считалось, что физически развитые девочки смогут родить здоровых детей, будущих матерей и воинов.

БорцыС семи лет мальчиков отдавали в школы. Их сопровождали рабы, часто образованные, которые несли все необходимое для обучения — свитки, дощечки для письма, палочки для написания, которые называли стили, а также музыкальные инструменты — флейту, кифару, лиру. Также дети учились петь. Основным литературным произведением, которое учили  — сочинения Гомера, которых было намного больше, чем дошло до нашего времени (только Одиссея и Илиада). Также мальчиков учили управлять домом, основам сельского хозяйства. За неповиновение детей били палками, их учили подчиняться, а также они видели, как подчинять других, ведь они были не только будущими отцами, но и управляющими множеством подчиненных — слуг, рабов.

Но основной дисциплиной оставалось физическое воспитание, ведь основная роль свободного мальчика в Древней Греции — быть воином. Были специализированные заведения для обучению спорта, но в школах также физически развивали детей.

Палестры

Гимнастикой мальчиков начинали обучать с 12 лет, когда их отдавали в специальные гимнастические школы — палестры. Педагоги назывались педотрибами, сейчас мы бы сказали тренеры. Сначала там практиковалось смешанное с другими дисциплинами обучение, но считалось, что до 14 лет они обучились всему, что им нужно — читать, писать, петь, обучаться игре на музыкальных инструментах, и им нужно становиться воинами. Обучение заканчивалось в 16 лет, когда юноши переходили в гимнасии.

Кулачный бойХороший воин по мнению древних должен был хорошо переносить холода, жаркую погоду, выживать в экстремальных условиях, плавать, бегать и вообще драться — с оружием и без. Занимались голыми, кожу натирали оливковым маслом, которое соскребали специальными скребками после занятий — таким образом тело очищалось от пыли и становилось чистым. Юноши бегали, занимались кулачным боем, боролись, прыгали в длину, метали копье, диск. Использовали разные грузы — прыгали с каменными гантелями, бегали со щитом, иногда в полном воинском обмундировании, ведь именно так они готовились к будущим боям. Мальчиков даже учили красивой походке, хорошим манерам, умению хорошо выглядеть.

Существовала жестокая палочная дисциплина — это не только помогало в обучении, но и приучало переносить боль. В Спарте даже была инициация, то есть переход мальчиков во взрослую жизнь, когда их собирали в храме и совершенно без жали били розгами до крови, как говориться, «до белых костей» и при этом юноши должны были не просто терпеть, но и улыбаться, выдавая свое удовлетворение.

Но палестры были не только для детей и юношей, например на острове Самос в палестрах занимались взрослые мужчины. В других полисах взрослым был запрещен вход в палестры. В палестрах были беговые дорожки, площадки, бассейны, залы для занятий гимнастикой.

Поскольку в Древнем Риме учителями были в основном греки, они перенесли физическое обучение в Римскую республику, а потом — и в империю. Поэтому в Риме мальчиков обучали приблизительно так же, как и в Греции, но в более частном порядке, без такой массовости.

В новое время палестрами иногда называют гимнастические, фитнес залы, это слово включается в название спортивных клубов, команд.

Гимнасии

ДискоболВ гимнасиях обучались с 16 до 18 лет. Сначала тут занимались исключительно физической подготовкой, но вскоре здесь появились другие дисциплины — музыка, риторика, философия, основы политических знаний. Обучение было дорогим, поэтому здесь учились только юноши из знатных и богатых семей.

Хорошо подготовленные юноши принимали участие в Олимпийских играх в городе Олимпия. Эти игры проводились раз на четыре года, на время состязаний прекращались все военные действия и соревнования между городами происходили мирно посредством спортивных состязаний. Победители в Олимпийских играх были настоящими героями, им ставили статуи в центрах греческих городов.

gimnastikasport.ru

Слово ГИМНАСИЙ - Что такое ГИМНАСИЙ?

Слово гимнасий английскими буквами(транслитом) - gimnasii

Слово гимнасий состоит из 8 букв: а г и и й м н с

Значения слова гимнасий. Что такое гимнасий?

Гимнасий

Гимнасий (γυμνάσιον от gymnós — обнаженный) — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.

ru.wikipedia.org

ГИМНАСИЙ (от греч. gymnos — обнаженный). Архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения.

Олимпийская энциклопедия. — 2006

Гимнасий (от греч. gymnos - обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения.

Античный мир. Словарь-справочник

Гимнасий (греч. gymnasion), государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в 5—4 вв. до н. э.

БСЭ. — 1969—1978

ГИМНАСИЙ (греч. gymnasion) - государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в 5-4 вв. до н. э.

Большой энциклопедический словарь

ГИМНАСИЙ — государственное учебное воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в V—IV вв. до н. э.

Словарь исторических терминов. - 1998

Гимнасий. В др.-греч. городах учеб. заведение для детей полноправных граждан (в возр. от 16 до 18 лет), содержавш. на гос. и обществ. счет. Учителей для Г. спец. подбирали и платили им жалованье.

drevniy_mir.academic.ru

ГИМНАСИЙ (gymnasion) - в др.-греч. городах учебное заведение для детей полноправных граждан (в возрасте от 16 до 18 лет), содержавшееся на гос. и обществ. счет.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

ГИМНАСИЙ, Gymnasium, γυμνάσιον. Гимнастика (γυμναστική) одно из самых своеобразных учреждений греческой жизни; уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась.

Классические древности. — 2007

Гимнасий (от греч. gymnos — обнаженный). У греков Г. были прежде всего помещениями для физич. воспитания (гимнастики), где упражнялись в обнаж. виде.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Гимназия

Гимна́зия (от греч. γυμνάζω, gymnasion — помещение для гимнастических упражнений, спортзал) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений».

ru.wikipedia.org

Гимнасии Приазовья

Гимнасии Приазовья — античные спортивно-образовательные учреждения в Фанагории, Танаисе,Горгиппии и некоторых других городах (должности руководителей гимнасий и учителей там в различных надписях упоминаются).

ru.wikipedia.org

Русский язык

Гимна́сий, -я (учебное заведение в Древней Греции).

Орфографический словарь. — 2004
  1. гимназист
  2. гимназический
  3. гимназия
  4. гимнасий
  5. гимнастерка
  6. гимнастерочка
  7. гимнастика

wordhelp.ru

ГИМНAСИЙ (др.-греч. γυμνάσιον, лат. gymnasium)

В греческих городах первоначально место для занятий физическими упражнениями.

В гимнасии проводились тренировки с целью подготовки к военной службе (для эфебов), а также к спортивным состязаниям на общественных праздниках. Постепенно гимнасии превратились в своего рода учебные центры, где физическое воспитание сочеталось с образованием и интеллектуальным общением.

В гимнасиях занимались обнаженными (гимнасий – от др.-греч. γυμνός «нагой»,), что подчеркивало эстетическое восприятие мужского тела, свойственное древнегреческой культуре, и считалось угодным богам – гимнасии и палестры находились под покровительством Геракла, Гермеса, а также Тесея, который, по замечанию Павсания, дал начало гимнасиям в Афинах (Paus., I, 39, 3). Постепенно наряду с физическим воспитанием в гимнасии все большее значение приобретает образование и интеллектуального общение. Некоторые из гимнасиев,  особенно в Афинах, под влиянием философских школ стали по сути университетами (гимнасий на Киносарге, где занимался со своими учениками основатель кинизма Антисфен, Академия Платона, перипатетическая школа Аристотеля в Ликее). 

В ранний период гимнасии, которые часто были расположены рядом со святилищем, представляли собою простой двор, окруженный портиками и до V в. до н.э. не имели особого архитектурного оформления. Позднее устройство гимнасия усложняется – теперь это комплекс крытых помещений (с раздевалками, банями и др.), которые объединяются внутренним двором. Частью гимнасия была палестра, где занимались борьбой, боксом, играми в мяч. Гимнасий, всегда игравший важную роль в греческих городах в воспроизведении греческого образа жизни, являлся общественным институтом, надзор за ним был поручен специальному должностному лицу – гимнасиарху.

В городах эллинистического времени гимнасии (например, открытые в Малой Азии – в Приене, в Пергаме, а также расположенный рядом с агорой в Александрии), как правило, выполняли образовательные функции и играли роль центров сохранения греческой идентичности перед лицом негреческого населения и в условиях римского политического контроля.

В качестве школ гимназии продолжали процветать в греческих городах и в течение римского периода.

В новое время гимназиями стали именовать средние школы гуманитарного профиля с обязательным преподаванием древних языков. Это были элитные учебные заведения, т.к. только их выпускники имело право поступать в университеты. В России классические гимназии появились в 20-е гг. XIX в.

Иллюстрация:

Гимнасий в Помпеях. I в. н.э.

Автор статьи: О.В. Кулишова

Статью разместил(а)

Кулишова Оксана Викторовна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

w.histrf.ru

"В афинских школах и гимнасиях"

Разделы: История и обществознание

Задачи урока: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;

  • совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Тип урока: сообщение новых знаний.

    Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.

    Оборудование: богиня КЛИО; колесо истории; розга; лавровый венок; 12 текстов греческого алфавита; рис № 1 – стиль, деревянная книжка; рис № 2 – музыкальные инструменты; рис. № 3 – пятиборье; листы с именами греческих ученых; карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”

    Вступительное слово учителя

    Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой.

    Ребята! Откройте, пожалуйста, 1-й форзац учебника. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции.

    Эта информация нам сегодня нужна и важна, так как урок мы проведем в форме путешествия. Я надеюсь, что вы будете любознательными путешественниками, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках. Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы.

    Учитель приглашает одного желающего ученика и одевает ему на голову лавровый венок.

    Ах, какой запах! Из чего же сделан этот венок? Знаете ли вы, где используют лавровый лист?

    Когда древние греки одерживали победу на олимпийских играх, их награждали оливковым или лавровым венком, они приносили его домой и вскоре все соседи знали, что здесь живет победитель. Как вы думаете, почему?

    Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.

    Учитель вместе с учениками обращается к богине КЛИО с молитвой, просит ее благословления и помощи во время путешествия.

    Затем учитель вращает колесо истории, с помощью которого можно попасть на много лет назад.

    Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад – в IV век до н.э.:

    Колесо истории влево повернись, Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь Про эпохи, войны, про борьбу за власть, Как сумели многие в историю попасть?

    Изучение нового материала

    1. Главная задача греческой культуры/

    Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.

    Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.

    Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.

    Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.

    К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

    2. Древнегреческий алфавит, письменность.

    Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.

    Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)

    Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.

    В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.

    Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?

    На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА

    Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.

    3. Учебные заведения Древней Греции.

    В Греции было несколько типов учебных заведений.

    А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школы, ПТУ, школа-комплекс).

    Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)

    Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.

    Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).

    Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

    Какие из этих учебных заведений вам знакомы?

    Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ?

    А слово “гимнасий” вам что-нибудь напоминает? В нашей школе есть гимназические классы, где вы изучаете углубленно некоторые предметы.

    Учитель беседует с учениками, выявляя черты сходства и отличия греческих и российских школ.

    Раз у нас сегодня урок-путешествие, давайте по пути заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.

    Школа

    Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья.

    Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

    Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

    Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?

    Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили.

    У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.

    Греческий алфавит

    1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.

    Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)

    2. Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).

    3. А как будет по-гречески “папа”? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.

    Во время выполнения задания наблюдаю за детьми, иногда ругаю, советую чаще переворачивать стили, работать прилежно. Проверяю выполнение задания, вызываю одного ученика к доске. На дом даю задание: составть по-гречески 5 – 10 слов, имеющих отношение к истории Древней Греции.

    Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.

    В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.

    Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.

    Это были основные школьные предметы.

    Палестра

    Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

    В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.

    Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.

    Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

    Задание классу: рассмотрите рисунки на доске и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).

    В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

    1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).

    2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).

    3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).

    Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!

    А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.

    Гимнасий

    В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!

    Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.

    Вызываю двух учеников к доске.

    Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

    После окончания поединка и подведения итогов даю задание на дом:

    Ребята! Попытайтесь дома письменно разработать “Правила ораторского искусства”.

    Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.

    Вывешиваю на доску таблички с их именами, кратко комментирую, а дети делают записи в тетрадях.

    Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

    Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия.

    Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.

    Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной:

    Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!

    По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины.

    Закрепление

    Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.

    I. Составьте расписание уроков:

    I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре

    II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?

    а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;

    б) Гиппократ, Геродот, Перикл.

    III. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:

    Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

    IV. Познавательное задание.

    Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?

    V. Работа нескольких учащихся у доски.

    а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение:

    Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;

    б) отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:

    На доске лист с рисунками: свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга и др.

    Заключительное слово

    Наше путешествие заканчивается, пора в обратный путь.

    Колесо истории и весь шар, народ Движет непрестанно вправо и вперед. День за днем события, где – то снова войны, “Нет” - кровопролитию, мы за мир без бойни!

    (Связать с современными политическими событиями)

    Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.

    Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны.

    Учитель собирает жетоны, оценивает детей. На память о путешествии в Древнюю Грецию можно каждого ребенка угостить песочным печеньем, которое имеет форму букв греческого алфавита. Каждый ребенок, получив букву, опознает ее. Это подлинный прием, который часто использовали греческие и римские преподаватели.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai