Гимн нилу древних египтян. Египет – цивилизация, воплощенная Нилом
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египет – цивилизация, воплощенная Нилом. Гимн нилу древних египтян


Египет – цивилизация, воплощенная Нилом

Египетская культура рождена Нилом… Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя живительная влага, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Конкистадор Египта Ибн Аль Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны выплачивать подношение этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: в то время вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь.

Тем временем все деревни отрезаны одна от другой. Лишь лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но после в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут скопить богатства, которые она передала матери земле. Таким образом, Страна пирамид представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые сплошной грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).

Берег реки Нил в Египте

Нил создал своего рода страну оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред .) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. После в уклад жизни у египтян даже вошла поговорка: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…

А. С. Хомяков скажет: «Египет, как отмечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Соответственно легендам, обитал он вдали на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Упитанность и жир в фигуре человека постоянно считались на Востоке символами богатства и процветания.

Голову Хапи украшал венец из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым дарить ему богатые дары. Во время царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное доля продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Пред разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.

Столь большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. В то время то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, после изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. После один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).

Возможно, в роли «главного инженера» в Египте некогда выступал Иосиф, регулируя сток вод русла Нила, чтобы «снабжать водой Фаюм или даже чтобы отвести избыточную воду обратно в Нил» (Г. Херст). О жителях древних Фив, столицы Египта, говорили, что они «оседлали» Нил… Ныне своенравный режим реки находится под строгим контролем. На острове Сехел можно увидеть и «ниломер», измеряющий высоту уровня воды в реке. Но ведь так было далеко не всегда. Жителям Египта не раз пришлось испытать на себе все причуды и гнев Нила. В одной из характерных сказок Древнего Египта (сказка «Два брата») говорится:

Нил оскудел. В немой печалиСпадали воды. Дул хамсин.В багрово-серой мутной далиКлубились пыль и прах долин.Нил убывал. Зияли мели,Пески неслись на берега,В бессильи сохли и желтелиПоля, и рощи, и луга.Во прах поник бутон нарцисса,Увял персеи пышный цвет,Над мертвым телом ОсирисаЯвился Сет, злорадный Сет.Смеясь слезам благой богини,Он подымал свирепый вой,Дышал в лицо песком пустыни,Клубился огненной змеей.И, задыхаяся от зноя,Иссушена, обнажена,Поникла в мертвенном покоеНагая Черная страна.Ни на полях, ни на каналахНе видно было ни души,И только дикий вой шакаловПорою слышался в тени...

Все понимали исключительное значение реки для судеб народа. В «Гимне Нилу» сказано: «Ты покрыл живущими всю землю и благодаря тебе все они благоденствуют… Едва подымаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится… Ты несешь с собою чудные продукты, создаешь вкуснейшие вещи… Нил для того… чтобы наполнить продуктами все склады, все житницы, чтобы приготовить пищу для бедных… Доблесть его – щит бедняков. Тебя не изображают на камне, тебе не воздвигают статуй, тебе не платят подати и не приносят жертв…»

Гимн древних фивян славил Нил. Они считали, что тот явился на землю, дабы «подарить жизнь Египту». И часто обращались к нему с молитвой: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч осадков!» Даже в начале XX века многие египтяне считали, что воды Нила ниспосланы с небес, а народные врачи рекомендовали своим «пациентам» использовать воды Нила как целебное средство, помогающее от всех болезней.

Интересные статьи

egypethome.ru

Гимны Нилу :: NoNaMe

Гимн Нилу

(времени Среднего царства)

Восхваление Нила

Слава тебе, Нил, выходящий из этой земли,Приходящий, чтобы оживить Египет!

Тайно руководствуемый, тьма во дне,Хвалят его спутники его.

Орошающий поля, сотворенный Ра,Чтобы всех животных оживить.

----------------------<cut>----------------------

Напояющий пустыню далеко от воды,Роса его спускается с небес.

Любящий Геба, приводящий Хепри,Заставляющий цвести мастерскую Птаха.

Владыка рыб, вожатый пернатых,Не спускаются птицы…

Творящий ячмень, создающий эммер,Делает он праздник в храмах.

Если он медлит, то замыкается дыхание,И все люди бледнеют,

Уничтожаются жертвы богов,И миллионы людей гибнут...

Когда же он восходит, земля в ликовании,И все живое в радости,

Зубы все начинают смеяться,И каждый зуб обнажен.

Приносящий хлебы, обильный пищей,Творящий все прекрасное...

Творящий траву для скота,Заботящийся о жертве богу каждому —

Находящемуся в преисподней, на небе, на землеИли в столице Ит-тауи.

Наполняющий амбары, расширяющий закрома,Заботящийся о вещах бедняков.

Заставляющий цвести деревья по любому желанию,И нет в этом недостатка...

Нет рабов, и нет владык его,Не вырвут (его) из тайн!

Не знают места его,Не находят пещер его в писаниях!

Нет складов произведений его,И никто не руководит твоим сердцем.

Ликует тебе молодежь твоя и дети твои.Спрашивают о состоянии твоем как о фараоне.

Постоянный законами,Выходящий пред югом и севером,

Выпивается вода каждого глаза благодаря ему!Заботящийся об изобилии по благости своей!

Бывший в печали — выходит в радости.И каждое сердце ликует.Зачат Собек, рождает Нейт,И Девятка, сущая в тебе, могущественна...……………………….Дающий силу одному, как и другому,И нет судящегося с ним...Осветитель, выходящий из мрака,Жир для скота его!Силач это, творящий все,И нет живущих в познании его...Зеленей же, зеленей же,О Хапи, зеленей же,Насыщающий людей скотом,А скот — полями,Зеленей же, зеленей же,О Хапи, зеленей же!

Гимн Нилу

(времени Нового царства)

Да живет благой бог, возлюбленный Нуном,Хапи, отец богов и Девятки в волнах!Пища, питание, еда Египта,Оживляющий всех своим питанием!На его путях — изобилие, на его пальцах — пища,И люди ликуют, когда он приходит.Ты — единственный, сотворивший самого себя,И не знают твоей сущности!В день, когда ты выходишь из своей пещеры,Радостно каждое лицо!Ты — владыка рыб, обильный зерном,Дарующий Египту птицу и рыбу!Не ведает твоей сущности Девятка,А ты — их жизнь!При твоем приходе удваиваются их жертвыИ наполняются их алтари.Они приветствуют тебя кликами,Ибо ты возрождаешь их.Спешащий оживить людей,Подобно Ра, когда он правил землей.Упокояющий Нуна,Приводящий его в мире.Весь совет его южный в радости,Когда пожелает отец Хапи сотворить благо по Возлюбленной земле,Созидая своим собственным сердцем,Постоянно стремясь доставить живущим их необходимое,Умножая зерно, как песок,Да наполнятся амбары выше краев!

Вот, его величество (правящий фараон) искал случаев угодить отцу всех богов и совету богов Юга, главенствующему на волнах. И его сердце, мудрое, как у Тота, размышляло о благах, которые они любят. Нет царя со времен Ра, который сделал бы то, что он сделал в этой стране! И вот его величество сказал:«Вот Нил оживляет Обе Земли: пища и еда существуют (только) после того, как он разливается. Все живут благодаря ему, богатеют (только) по его приказанию».«Я знаю то, что находится в архивах, то, что пребывает в домах свитков. Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов. Когда священная вода около Хени, вот в этом его превосходном месте, то ему здесь удваивают жертвы».

====по М.Э. Матье

txapela.ru

Египет – цивилизация, воплощенная Нилом. Древние цивилизации

Египет – цивилизация, воплощенная Нилом

Египетская цивилизация рождена Нилом… Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Завоеватель Египта Ибн Аль-Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Тогда все деревни отрезаны одна от другой. Только лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери-земле. Таким образом, Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые густой грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).

Воды Нила

Нил создал своего рода страну-оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред.) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. Позже в обиход у египтян даже вошла пословица: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…

Поливка садовых деревьев с помощью шадуфа

А. С. Хомяков скажет: «Египет, как замечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Согласно легендам, обитал он далеко на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Толщина и жир в фигуре человека всегда считались на Востоке символами богатства и процветания. Голову Хапи украшал венок из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым преподносить ему богатые дары. Во времена царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное количество продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Перед разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.

Судоходство по Нилу и лодка фараона

Такое большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы-Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. Тогда-то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, затем изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. Позже один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).

Деревянная ладья египтян из музея в Чикаго

Первым строителем дамб для регулирования тока вод Нила стал все тот же Менес (ок. 3400 г. до н. э.). На одном из древних изображений царь представлен в образе земледельца, лично участвующего в церемонии закладки и открытия ирригационного сооружения. Все это отражает историю возникновения и развития жизни в Древнем Египте. Рано перейдя к оседлому образу жизни, египтяне селились в деревнях, строили колодцы, защитные валы, дамбы. Жрецы у Гелиодора показывают колодезь – своего рода измеритель, типа мемфисского, выложенный ровно обтесанными камнями, с вырезанными на нем, на расстоянии локтя друг от друга, письменами. Речные воды, попадая в него и доходя до уровня письмен, указывали жителям не то, как прибывает или убывает вода. Глядя на эти отметки, можно было легко определить уровень воды в Ниле. Порой Нил выходил из берегов, прорывал дамбы и затоплял страну. Когда уровень реки спадал, между берегом и пустыней оставалось много воды. Вода уходила на север, прокладывая себе русло. В Ватиканском музее находится скульптура, на которой Нил изображен старцем. Вокруг него сидят 16 младенцев (на высоту стольких локтей поднимался Нил при разливах). Одновременно с развитием сети каналов строились дороги и земляные дамбы (которые не заливало во время разливов). Это облегчало передвижение людей.

Модель корабля для дальних морских походов

Роль каналов и ирригации была в древнюю эпоху исключительно велика. Хотя почтенный Карл Маркс и заявлял, говоря о роли искусственного орошения в судьбах азиатских стран, что «трудно придумать более солидную основу для застойного азиатского деспотизма», но вопрос следовало бы поставить иначе: дело в том, что невозможно «придумать» иной способ поддержания жизни и сельскохозяйственного производства в крупнейших очагах древних цивилизаций, кроме орошаемого земледелия… Возможно, именно по этой причине в Египте так почитают Менеса, первого оросителя и ирригатора, а в Китае до сих пор известностью и уважением пользуются правитель Кун и его сын Юй. Жившие около 42 веков тому назад, оба китайца прославились строительством гидротехнических сооружений. Многие годы Юй изучал движение вод и характер реки. Он даже расспрашивал крестьян, пытаясь понять нрав реки и тем самым уберечь народ от страшных разливов Хуанхэ. Затем принялся возводить дамбы и каналы. Усилия его увенчались успехом, и народ в награду избрал его императором. После смерти благодарные соплеменники оказывали ему великие почести. В Китае и поныне на берегах каналов можно видеть посвященные ему храмы.

Возможно, в роли «главного инженера» в Египте некогда выступал Иосиф, регулируя сток вод русла Нила, чтобы «снабжать водой Фаюм или даже чтобы отвести избыточную воду обратно в Нил» (Г. Херст). О жителях древних Фив, столицы Египта, говорили, что они «оседлали» Нил… Ныне своенравный режим реки находится под строгим контролем. На острове Сехел можно увидеть и «ниломер», измеряющий высоту уровня воды в реке. Но ведь так было далеко не всегда. Жителям Египта не раз пришлось испытать на себе все причуды и гнев Нила. В одной из характерных сказок Древнего Египта (сказка «Два брата») говорится:

Нил оскудел. В немой печали

Спадали воды. Дул хамсин.

В багрово-серой мутной дали

Клубились пыль и прах долин.

Нил убывал. Зияли мели,

Пески неслись на берега,

В бессильи сохли и желтели

Поля, и рощи, и луга.

Во прах поник бутон нарцисса,

Увял персеи пышный цвет,

Над мертвым телом Осириса

Явился Сет, злорадный Сет.

Смеясь слезам благой богини,

Он подымал свирепый вой,

Дышал в лицо песком пустыни,

Клубился огненной змеей.

И, задыхаяся от зноя,

Иссушена, обнажена,

Поникла в мертвенном покое

Нагая Черная страна.

Ни на полях, ни на каналах

Не видно было ни души,

И только дикий вой шакалов

Порою слышался в тени…

Все понимали исключительное значение реки для судеб народа. В «Гимне Нилу» сказано: «Ты покрыл живущими всю землю и благодаря тебе все они благоденствуют… Едва подымаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится… Ты несешь с собою чудные продукты, создаешь вкуснейшие вещи… Нил для того… чтобы наполнить продуктами все склады, все житницы, чтобы приготовить пищу для бедных… Доблесть его – щит бедняков. Тебя не изображают на камне, тебе не воздвигают статуй, тебе не платят подати и не приносят жертв…» Гимн древних фивян славил Нил. Они считали, что тот явился на землю, дабы «подарить жизнь Египту». И часто обращались к нему с молитвой: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч осадков!» Даже в начале XX века многие египтяне считали, что воды Нила ниспосланы с небес, а народные врачи рекомендовали своим «пациентам» использовать воды Нила как целебное средство, помогающее от всех болезней.

Фелюга, скользящая по воде

Говоря о Египте, обычно подчеркивают значение Нила как важнейшей дороги жизни египетской цивилизации. Это бесспорно. Однако не надо забывать, что Египет был и крупнейшей морской державой древности. Морскими и торговыми центрами были древние города Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубастис (Бубаст). Последний располагался на канале, соединявшем Средиземное море с Красным. Морские порты обеспечивали надежность торговых связей. В 1500 году до н. э. в г. Фарос был выстроен волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый далеко в море. Он, наряду с пирсом, обеспечивал порт акваторией в 60 гектаров. Создана была и огромная сеть складских помещений и торговых зон. Таким образом, египетская цивилизация по праву могла бы также называться и морской.

О необычном изобилии земель Египта писали многие античные авторы (Теофраст, Страбон, Диодор). Теофраст приводил строки из «Одиссеи» Гомера: «Земля там богатообильная много злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых». Египет действительно был исключительно богат дарами природы, превосходя в этом плане другие страны. Изобилие продуктов и фруктов поражало воображение греков. Тут в пищу шло почти всё: пшеница, ячмень, тростник, лотос, бобы, маслины, виноград, рыба и т. д. Основной рацион питания включал мясо домашнего скота и птицу (волы, газели, антилопы и даже гиены). Фрукты всегда в изобилии – финики, абрикосы, апельсины, гранаты. Среди напитков – молоко, вода, вино, пиво. Побывав в Египте, на этой плодороднейшей земле, тысячелетия спустя российский философ Вл. Соловьев писал:

Золотые, изумрудные,

Черноземные поля…

Не скупа ты, многотрудная,

Молчаливая земля!

Экономическая жизнь в эпоху Старого царства была достаточно примитивной. Денег как таковых не существовало. Оплата товаров и расчеты в Старом царстве производились натурой (хлебом, ячменем, полбою, пивом, медом, полотном, одеждами, благовониями, медью, златом). Стоимость товаров обозначалась с помощью куска медной проволоки (утен). Так устанавливались цены товаров при покупках и продажах. Другой единицей измерения был дебен (кольцо). Обычно за товары расплачивались золотыми кольцами, браслетами или ожерельями. Схожие единицы стоимости существовали в других странах ойкумены. Халдеи использовали при торговле слитки металла. Внутренняя торговля была развита слабо, а уж об оптовых торговцах тогда никто и не слыхивал.

Б. Фредман-Клюзель. Невеста Нила

Медальон на тунике – бог Нила

Каждый вельможа, фараон, жрец имел подсобное хозяйство, обеспечивавшее его всем необходимым. Египетские крестьяне обменивали произведенные продукты на продукцию ткачей, плотников, пивоваров и т. д. На ранней стадии цивилизации Египет представлял собой замкнутый рынок. Меновая торговля с ближними и дальними соседями существовала задолго до эпохи первых двух династий. Центрами поставок сырья были Саккара, Абидос, Иераконполис, а также другие места, порой отдаленные. Продукцию ремесленников (драгоценные камни, слоновую кость, зерно и т. п.) Египет вывозил в различные страны. По мере расширения границ «империи» и распространения власти египетских фараонов на ближайшие страны (Ливия, Нубия, Сирия) заметно расширилась внешняя торговля: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценности, обезьяны, пантеры, жирафы, львы и леопарды. Египтяне торговали с Критом, Сирией, страной Пунт, островами Эгейского моря. Везли быков, лошадей, коров, корабли, колесницы, оружие, вина, одежды, предметы роскоши. Торговля облагалась налогами. Средства шли на содержание свит фараона, жречества и чиновников.

Спуск ладьи на воду в Египте

С развитием мастерских и ремесленничества менялся характер торговли. Помимо хлеба египтяне имели в своих руках такой важный источник богатства, как золото Абиссинии, россыпи Итбея и Синая, драгоценные камни. В иных источниках встречаются фразы: «В Египте у царя золота что пыли…», «дорожная пыль – это чистое золото». Часть золота прибывала из Нубии, но больше всего его добывали в пустыне, к востоку от Египта. В выжженных солнцем бесплодных пустынях Красной земли таилось золото, предмет зависти царей многих стран и важнейший фактор богатства Египта. В музее Турина сегодня можно увидеть любопытнейший папирус – самую древнюю в мире карту сокровищ. На ней отмечены золотые шахты Восточной пустыни, вдоль тропы Хашаманат, что почти у дверей Египта. Под своей суровой поверхностью пустыня – это просто ларец с драгоценностями.

Строительство лодки «Ра» у подножия пирамид

Но у египтян была еще причина, по которой они решались отправляться в пустыню. По Вади Хаммамат караваны из Египта могли дойти до Красного моря, и из портов египтяне отправляли торговые экспедиции на юг, вдоль побережья Африки. Там располагалась страна, которую египтяне поэтически именовали «землей богов». Из этих мест в Египет прибывали обезьяны и слоновая кость, золото и черное дерево, шкуры пантер, перья страусов, ладан и мирра. «Мы не знаем точно, где находилась эта экзотическая страна, важнейший торговый партнер, но существует предположение, что поблизости от современного Сомали», – пишет Б. Мертц.

Последняя прижизненная фотография Тура Хейердала

Стремясь добыть как можно больше столь необходимого золота, египтяне постоянно направляли в эти места экспедиции. Древняя столица Верхнеегипетского государства даже получила наименование «Золотого города». Здесь обнаружены богатейшие гробницы Египта, додинастического и раннединастического периодов, найдено немало чудесных золотых украшений (подвески, браслеты, ручки ножей с тончайшими золотыми рельефами). Произведения сирийских и халдейских мастерских можно видеть на барельефах храмов, на стенописи ряда фиванских гробниц и т. д. (золотые, серебряные, бронзовые вазы, утварь, оружие с художественной резьбой). Все это изготавливалось из полученного в Египте сырья («один Египет мог доставлять им его по дешевым ценам, если хотел фараон»). Причем, скажем, договор Рамсеса II c хеттами имел специальные пункты, запрещавшие обеим странам переманивать местных рабочих и похищать друг у друга производственные тайны.

Пробегающие паруса яхт, словно чайки, скользят над сероватой гладью великого Нила… Первые конструкции деревянных судов, видимо, родились из камышовых ладей. Произошло это в прилегающих к Средиземноморью областях (Египет, Двуречье, Сирия, Ливан, Кипр, Италия, Ливия, Алжир и т. д.). Как говорил знаменитый путешественник современности Тур Хейердал, человек «поднял парус раньше, чем оседлал коня». Египтяне разработали специальную оснастку, позволяющую кораблям из папируса чувствовать устойчивость на сильной волне. Это давало возможность поддерживать постоянную торговлю между странами морским путем.

В Финикии была специальная гавань (порт Библ), предназначенная для торговли с Египтом, откуда шел папирус и гранит и куда широким потоком направлялся ливанский кедр. В Двуречье найдены многочисленные египетские изделия (в музее Багдада им отведен целый зал), и наоборот, месопотамские поделки обнаружены в Египте. Известны связи Египта с Индией. Еще до гибели Александрийской библиотеки ее хранитель Эратосфен оставил упоминание о том, что «папирусные суда с такими же парусами и снастями, как на Ниле», доходили до Цейлона и даже до устья Ганга (вероятно, они везли товары).

К югу от пирамиды Хеопса туристы могут увидеть музей Солнечной ладьи, где находятся обнаруженные во второй половине XX века ладьи фараона Хеопса. Они считаются самыми древними в истории кораблями. Длина первой ладьи достигала 32,5 метра, а ширина – 5 метров. Она покоилась в специально созданном для нее храме-склепе. Все ее детали, а это ни много ни мало 650 частей и 1224 отдельных элемента, пролежав на дне траншеи почти 4600 лет, прекрасно сохранились. Эти образцы помогли Туру Хейердалу построить гигантские лодки «Ра I» и «Ра II», спущенные на воду в Красном море, в финикийском порту Сафи. Кстати говоря, чтобы их ему построить, пришлось тщательно изучить старые рисунки египтян.

Тяжелые грузы, как считает директор Немецкого археологического института в Каире Р. Штадельман, перевозили на специальных баржах. Так, на южном портике нижней терассы храма царицы Хатшепсут (ок. 1503–1482 гг. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри изображена баржа, везущая два огромных обелиска. Баржу тянет целая флотилия из 27 лодок, впереди которой идет судно-лоцман. Для перевозки северного колосса Мемнона (800 тонн) архитектор Аменофис, жрец храма Аменофиса III в Луксоре, построил в Фивах специальное судно, которое назвал «Кораблем восьми» (1350 г. до н. э.). Все крупные объекты, типа каменных глыб или гранитных колоссов, доставлялись по каналам к Нилу для их дальнейшей транспортировки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религиозная литература. Величие Древнего Египта

Слава тебе, Осирис,

Владыка вечности, царь богов!

Многоименный,

Дивный образами.

Тайный обрядами в храмах,

Это – дивный духом, первый в Бусирисе,

Великий пищей в Летополе,

Владыка похвал в номе Бусириса,

Обладатель яств в Гелиополе,

Владыка поминаний в Месте двух истин.

Душа тайная, владыка Керерт,

Дивный в Мемфисе,

Душа Ра и тело его собственное,

Упокоившийся в Ненинисут,

Ликуют в честь него в дереве Нарет,

Ставший, да возвысит он душу свою.

Владыка великого зала в Шмуну,

Великий ужасом в Шасхотеп,

Владыка вечности, первый в Абидосе,

Восседающий на троне своем в Та-джесер.

Чье имя пребывает в устах людей,

Издревле сущий для всего Египта.

Пища и яства пред Девяткой богов,

Дух блаженный среди духов.

Излил ему Нун воды свои,

Дует к югу для него ветер северный,

Рождает небо ветер для носа его,

Для успокоения сердца его.

Растут растения по воле его,

И родит ему поле пищу.

Покорно ему небо и звезды его,

И открыты ему врата великие.

Владыка восхвалений в небе южном

И прославлений в небе северном.

Незаходящие звезды пред лицом его

И жилище его – неподвижные.

Жертвуют ему по воле Геба,

Девятка богов восхваляет его,

В преисподней сущие целуют землю,

И жители некрополя склоняются.

Предки ликуют, когда видят его,

И находящиеся там – в страхе перед ним.

Обе Земли вместе восхваляют его

При приближении его величества.

Знатный, дивный, первый среди знатных,

С вечным саном и укрепленной властью.

Могучий, прекрасный для Девятки богов,

Сладостноликий, любят смотреть на него,

Исполнивший страхом своим все земли,

Да называют они имя его

Пред всем, что приносят они ему.

Владыка поминаний на небе и земле.

Многохвалимый на празднике Уаг,

Творит ему хвалы весь Египет.

Всестарейший из братьев его,

Древнейший из Девятки богов.

Укрепляющий истину на берегах обоих,

Утверждающий сына на месте отца.

Хвалимый отцом своим Гебом.

Любимый матерью своею Нут.

Великий силой, повергнет он врага своего,

Могучий дланью, поражает он противника своего,

Наводящий ужас на недруга своего,

Сметающий границы замышляющего зло,

Твердый сердцем, попирает он врагов.

Наследник Геба на царстве Египта.

Увидел он (Геб) благости его (Осириса),

Велел ему вести к блаженству страны,

И взял он землю эту в руку свою,

Воды ее и воздух ее,

Растения ее и скот ее весь,

Летающее все и порхающее все,

Пресмыкающихся и мелкий скот,

Все дано было сыну Нут,

И Египет радовался этому.

Воссиявший на троне отца своего,

Подобно Ра при восходе его на горизонте.

Дает он свет лику омраченному,

Засветил он солнце двумя перьями своими,

Разлился он по Египту,

Подобно солнцу утром.

Корона его пронзила небо

И породнилась со звездами.

О, вожатый бога каждого,

Благодатный повелениями,

Хвалимый Девяткой великой,

Любимый Девяткой малой,

Защитила его сестра его,

Удалившая противников,

Отразившая дела злодея

Благодатью уст своих.

Праведная речью, не лживая словами,

Благодатная повелениями.

Исида благая, защитница брата своего.

Искавшая его без устали.

Обошедшая землю эту в печали,

Не остановилась она, не найдя его,

Сделавшая тень перьями своими,

Сотворившая ветер крыльями своими.

Ликуя, извлекла она брата своего на землю,

Поднявшая усталость утомленного,

Приявшая семя его.

Сотворившая наследника,

Вскормившая сына в одиночестве,

И не знали места, где он был.

Приведшая его, когда рука его окрепла.

Вовнутрь залы Геба.

Девятка богов возрадовалась:

«Вот идет Гор, сын Осириса,

Твердый сердцем, правогласный,

Сын Исиды, наследник Осириса».

Собрался для него суд истины,

Девятка богов и вседержитель сам.

Владыки истины, соединившиеся там,

Отражающие неправду,

Сели в зале Геба, чтоб вернуть сан владыке его.

Царство тому, кому следует отдать его.

Найден был Гор правогласным,

И отдан ему сан отца его.

Вышел он, венчанный по велению Геба,

И взял он власть над Египтом.

Корона крепка на челе его,

И владеет он землей до границ ее.

Небо и земля под властью его,

Подчинены ему люди, народ, смертные и человечество,

Египет и народ островов моря,

И все, что обтекает солнце, – под властью его,

Северный ветер, река и поток,

Плодовые деревья и все растения.

Непри дает плоды свои ему

И питание – блаженному.

Приносит он насыщение

И дает его во все земли.

Люди все ликуют, сердца сладостны,

Сердца радуются, все смеются.

Все прославляют красоты его:

«О, как сладко любим мы его!

Благость его окружила сердца,

Велика любовь к нему в теле всяком».

Дали сыну Исиды врага его…

Сотворили злейшее злодею…

Защитил сын Исиды отца своего,

Сделано прекрасным и благостным имя его,

Сила заняла место свое,

И благость пребывает в законах своих.

Дороги открыты, и пути отверсты,

О, как радуются Обе Земли!

Зло исчезло, и мерзость удалилась,

Земля спокойна под владыкой своим.

Утверждена правда для владыки своего,

Обращен тыл ко лжи.

Радуйся, Веннофре! Сын Исиды взял корону,

Присужден ему сан отца его в зале Геба.

Ра изрек, и Тот записал,

И суд промолчал.

Повелел тебе отец твой Геб,

И сделано, как он приказал.

Зло исчезло, и мерзость удалилась,

Земля спокойна под владыкой своим.

Утверждена правда для владыки своего[155].

culture.wikireading.ru

2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НИЛ. «В стране фараонов»

 

Для многих открытие Египта совершается во время незабываемого круиза по Нилу, самой длинной реке мира (6500 км), из Асуана в Александрию. Для этого необходима фелука или корабль, важно не оказаться «человеком без лодки» – так древние египтяне называли бедняков.

Лучше всего подняться по Нилу от Каира до Асуана и полюбоваться изумительными пейзажами, однако большинство круизов сейчас проходит по маршруту Луксор-Асуан или Асуан-Луксор.

Хотя Нил, подчиняясь воле бога Хапи, все еще катит свои волны между пустынями, мощь его разлива не та, что прежде. Высотная плотина, возведенная в Асуане, перерезала эту артерию, которая на протяжении нескольких тысячелетий обеспечивала благополучие Египта. Приходится с грустью признать, что последствия строительства этого чудовищного сооружения стали катастрофическими, как для людей, так и для памятников архитектуры.

Ритм жизни древних египтян подчинялся смене трех сезонов: с июля по сентябрь «ахет» – паводок превращал страну в гигантское озеро; за ним «перет» – период сева; а в апреле «шему» – время сбора урожая, а также наступление сильной жары, когда иссякали запасы воды.

Бог Хапи появлялся, словно молодой возлюбленный, чтобы оплодотворить землю. Его представляли благодушным толстяком с большим животом и отвисшей грудью. На стенах храмов изображались процессии в честь богов Нила и приношения на алтарь плодов земледелия. Нил, протекавший по землям Египта, считался воплощением небесного Нила, берущего исток в первозданном океане. Фараон нес ответственность за разливы реки и должен был принимать меры, если паводок был слишком сильным или слабым. Греческий историк Геродот сказал: «Египет – дар Нила», но не следует забывать о том, сколько сил было вложено людьми в строительство и уход за плотинами, каналами, водохранилищами.

Высотная плотина Асуана приговорила Обе Земли к медленной смерти. И «Гимн Нилу» теперь не более чем воспоминание:

Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет… Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой козе… Нет у Нила ни алтарей, Нет ни храмов, ни жрецов, Но везде славословят Нил Его дети, Восхваляют люди его, Справедливейшего из владык, Чьи разливы для всех щедры [8] .

litresp.ru

Гимны богам (Египетская «Книга мертвых»)

[adsense_id=»1″]

Гимн богу Солнца Ра, когда он поднимается на восточном небосклоне

Слава тебе, пришедшемув этот мир!

Хапра — Возникший, мудрый творец богов, ты, на престол воссев,озаряешь сводтемного неба и богоматерь Нут, что простирает руки, вершаобряд,почести воздавая царю богов.

Город Панополь славу тебе поет.

Соединив две равные долидня,нежит тебя в объятьях богиня Маат,что воплощает Истины ровный свет.

Ра, ниспошли же доблесть, премудрость, власть,душу живую в плоть облеки, чтоб яГора узрел на розовых небесах!

Из папируса Ани. Гимн начинается словами: «Внемли, что говорит Осирис Ани, писарь святых приношений всем богам…»

Гимн восхваление Ра

Слава тебе, сиятельный самодержец, правящий миром Дух беспредельной власти!

Атум-Хармахис, жаркийисток восторга в душах людских, когдав небеса восходишь.

Дивная Сущность, склоннаяк обновленью яркого Диска в лоне твоейАтирис.

Вот почему ликуют сердца,когда тыжизнь пробуждаешь первым лучом восхода.

Север и Юг спешат к тебе с почитаньеми посылают весть о твоем приходена небосклон, где ты бирюзовым светомОбе Земли торжественно озаряешь.

Ра, ты — Хармахис, доблестный муж-младенец.

Вечность — твое наследство; самозачатыйи самородный; тучной земли властительи предводитель мира, что скрыт от глаза.

Царь Аукерта, ты — порожденье Нуна,Вод божества, и Ну всемогущий отпрыск,бога Небес, что правит тобой бесстрастно.

Жизни великий бог и любви, сверкая,ты вдохновляешь смертных, и над богамитвой золотой венец воспаряет гордо.

Нежит тебя в объятьях своих богиняНут, а богиня Мут стережет, окутавтьмой непроглядной на протяженье года.

Свита тебя приветствует светлым гимном,низким земным поклоном, Господь Небесный,царь постоянства, вечности повелитель.

Ты — самодержец, правящий божествами,жизнями смертных, истины созидатель.

Ты утвердил и горних небес пределы.

Ты, восходя, даруешь богам веселье,радость — земле, поющей в лугах рассветных.

Мертвые пробуждаются, выбегаяс криками ликованья тебе навстречу.

Сильный, ты ежедневно паришь над небом и над земною твердью.

Тебя питает Нут-богоматерь и наделяет мощью.

Сердце твое исполнено безмятежной радости в час небесного восхожденья.

Озеро Тестес в благости пребывает.

Змей-изувер повержен: кинжалом острым он расчленен и зла не свершает боле.

Ра у прекрасной Маат пребывает в неге. В

 гавань ладья ночная бесшумно входит.

Север и Юг, а также Восток и Запад богу Небес хвалой воздают, вращаясь.

Ибо ты — Первый Бог, что, храня величье, мир озарил рождением доброй воли.

Радости песнь Исида, а с ней Нефтида, дарят тебе, к ладье простирая руки.

Души Востока следуют за тобою; Запада души гимны тебе слагают.

Дивный, ты правишь всеми богами мира.

В ярком сиянье ты обретаешь радость, ибо огнем покаран был змей зловещий.

Да возликует сердце твое навеки!

Нут, богоматерь, почести принимает, что воздает ей Ну, твой родитель гордый.

Дополнение из папируса Нехта, Брит. Музей, No 10471, лист 21: «Нехт, капитан солдат, царский писарь, поет гимн восхваления Ра и так говорит…»

Гимн Осирису

[adsense_id=»3″]

Слава тебе, Осирис, Бог Вечности, царь богов, чьим именам числа нет, чьи воплощенья святы. Ты — сокровенный образ в храмах; душа-двойник будет всегда священной для приходящих смертных. Ты — властелин Бусириса,

Летополя господин, князь божественных трапезв Гелиополе-граде. Господь, тебя поминают в Чертоге Двух Истин; ты владыка Элефантиныи Мемфиса повелитель.

Осирис — душа и тело великого Ра.

Хранитв сердце твою могилу город Гераклеополь.

О благодетель, Нарта воспела тебя в веках.

Ты победил в Шас-Хатни, Абидоса повелитель.

Престол твой оберегает Святая Земля Та-Таср.

Славное твое имя легло на уста печатью.

Ты — Атум, благой кормилец душ-двойников.

Из всехдухов ты — самый высший, радость дарящий людям.

Нун, властелин могучий чистых Небесных Вод,черпает влагу только из твоего потока.

Северным свежим ветром вечером веешь ты,возобновляя в сердце молодости цветенье.

Волей своей растенья ты устремляешь ввысь.

И в благодарность поле пищу рождает смертным.

Звездами правишь в горних высях.

Врата небесперед тобой раскрыты, о властелин Осирис.

Дух твой благословляют южные небеса,северные возносят благодаренье богу.

Вечноживые звезды служат тебе, а те,что не уходят с неба в темень — твои престолы.

Щедрые приношенья люди тебе творятпо приказанью Геба, тучной Земли Владыки.

Сонмы богов, Дуата боги простерлись ниц,землю целуя там, где ты проходил, Осирис.

Дальних земель границы, горних небес краяжаркой мольбой встречают час твоего прихода.

Праведники склонились перед тобой, Господь,славит тебя Египет, зрящий явленье Бога.

В блеске своем, Дух-тело, сонмами духов-тел повелеваешь мудро.

Власть твоя беспредельна.

Милостив к посвященным грозный твой лик; и тот будет тобой отмечен, кто не отводит взора.

В страхе пребудут божьем все города и все люди, твердя с надеждой имя твое благое.

Ибо оно и вправду первое средь имен в сладостном фимиаме жертвенных приношений.

Многоголосьем плачей горестных праздник Вак встретит тебя.

Египет — в радости возликует.

Ибо ты — Вождь великий, первый средь братьев; ты — Истины утвердитель, установитель Правды.

Прочих богов властитель, славного Геба сын, что восседал на прочном, вечном его престоле. Отпрыск Царицы Неба Нут, ты в бою низверг змея Себау; сердце Сета наполнил страхом.

Ты очертил границы гор.

Но с лица земли волен стереть любого, кто замышляет злое.

Разум твой тверд и прочно ты на земле стоишь, Геба наследник гордый и властелин Египта.

Ибо Земли Владыка, Геб, передал в твои длани правленье миром до истеченья сроков.

Держишь в своей ладони землю и воды, все ветры, растенья, всякий скот и пернатых, рыбу, скользких рептилий, живность, диких лесных зверей.

Ты — властелин пустыни, чадо Царицы Неба.

И на престоле Геба рады тебя венчать Обе Земли, подобно Ра, что увенчан прежде.

На горизонте всходишь и разливаешь светнад темнотой; потоки воздуха посылаешьрадужным опереньем, что на твоем венце;влагу даешь Египту, Диску зари подобно.

К тайным глубинам неба тянется твой венец.

Звезд постоянный спутник, сопроводитель бога,ты предпочтен в великом сонме богов; и тымалым возлюблен сонмом, ибо даруешь благо.

Недругов отогнала и устранила зло,став для тебя защитой, доблестная Исида.

Магию заклинанья произнесла она,не упустив ни слова и ни на чем не сбившись.

Речь ей была покорна, чтобы она смоглак брату прийти на помощь в неодолимых бедах.

Долго брела Исида в горе по всей земле,сон позабыв, покуда не обрела пропажу.

Свет она сотворила перьями, создалавоздух, над мертвым братом плача и причитая.

Ей удалось из тела сущность его извлечь,чтобы родить ребенка, славного Хар-па-храда,в тихом, укромном месте, где никакой злодейне обнаружил сына, вскормленного Исидой.

Вырос он сильным, статным и получил сполнаславы и власти в Доме Геба, Земли Владыки.

Возликовали боги: вот он явился, Гор!

Это ему Осирис храброе сердце отдал.

Это ему Исида мудрость свою дала.

Он — победитель славный, доблестный Хар-си-Эсе!

Гимн Осирису-Онуфрию

Вечности царь, Осирис-Онуфрий, страстно я воспою властителя постоянства; ты миллионы лет пребываешь в мире, для своего правления избрав Абидос.

Старшему сыну Нут, чтозачат был богом Гебом-Эрпатом я вознесумолитву. Ибо ты — тот, чей Белыйвенец возвышен,царь справедливый горних богов и смертных.

Скипетром власти, саном, кнутом и честьюбоги-отцы тебя одарили щедро.

Сердце твое исполнено ликованьясветлого, пребывающий в царстве мертвых.

Гора ты утвердил на своем престоле.

Сам же — взошел на трон, как правитель мираи властелин Бусириса справедливый.

Ты побуждаешь Обе Страны к расцветуправедной речью; слышит ее Владыкакрайних пределов и утверждает слово.

Те-хресетев-эн-эф, ты на том рисуешь,что воплощенья не обрело покуда.

Правишь Египтом: в помощь тебе – богиняМаат. Ты — Сокар*. В венце твоем — мертвый сокол.

Власть твоя безгранична. Внушить способнострах величайший имя твое — Усире.

Вечно существованье твое, Онуфрий»в благости пребывающий постоянно».

Князь над князьями, царь всех царей, из чреваматери Нут ты мудро Египтом правил.

Страны Акерт в твоей пребывали власти.

Из серебра и золота твои члены,а голова, Онуфрий, из лазурита.

И на челе — венец бирюзой мерцает.

Неисчислимых лет ты Зон могучий.

Тело твое объемлет просторы мира.

Дай же мне славу неба и власть земную; праведной речи дар в преисподней; силу, чтобы моя живая душа в Бусирис вниз по реке плыла, направляя парус.

Мощь подари, чтоб вверх по реке в Абидос я устремлял свой парус, как птица Феникс; чтобы врата Дуата меня впускали и выпускали вновь, не чиня препятствий.

Писарю Ани дай же хлебов священных в Доме восстановления сил.

Даруй мне пиво и пироги погребальных пиршеств; жертвы богам, чтоб милостью осенили, в городе Гелиополе; дай усадьбу на Тростниковом поле; ячмень, пшеницу — все, что дается волей твоей, Осирис!

*Сокар — мумифицированный сокол или мумия с головой сокола в венце Осириса.

Гимн Осирису Ант-Аменте Онуфрию

О мой Господь, властитель богов, чьи лики живы в святынях, Бог человеков смертных, место мне дай в Харт-Нитр,чтоб рядом с теми был я, кто твой бессмертный восславил образ и миллионы лет одолел бесстрашно.

Пусть не чинит препятствийтебе Тамери.

Малых богов, а такжевеликих сможешьтам лицезреть и мудро царить над ними.

Дай же ты силу Ани, чтоб среди прочих душ-двойников в Харт-Нитр он входил свободно и покидал его, не страшась отказа.

Гимн начинается словами: «Осирис Ани, чье слово истина, восхваляет Осириса Ант-Аменте Онуфрия (Осириса, Первого из западных Вечно прекрасного)…»

Хвала Хатхор (Атирис),Владычице Запада (Аменте)

Воспою Атирис, Запада Госпожу, что царит в Та-Тасре; зоркое око Ра; стук в его груди; владычицу; Аменте.

О Прекрасный Лик в ладьемиллионов лет, ты — обитель Мира, где обретает свет созидатель Правды.

Дивнычерты твои.

Ты плывешь, Атирис,в легкой Ладье Любви.

Источник: «Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»

[adsense_id=»2″]

www.theafterlife.ru

Часть первая СТРАНА И НАЧАЛА ИСТОРИИ

Александр Морэ. Нил и египетская цивилизация

   Ни одна страна Востока не может, подобно Египту, похвастаться границами, столь четко определенными самой природой. На севере страны лежит Средиземное море, на востоке и западе – Аравийская и Ливийская пустыни, на юге – пороги Нила. Эти пороги представляли собой весьма труднопреодолимые препятствия, за которыми, в нижней долине Нила, нашла приют самая древняя из известных нам цивилизаций. По словам Диодора, «Египет со всех сторон защищен самой природой».   Собственно Египет простирается от Первого порога до Средиземного моря[22]. Я уже описывал общие физические характеристики Египта в своей книге «От племени к империи». Здесь же хотел бы остановиться лишь на некоторых специфических чертах страны.   Природа разделила Египет на два региона – Долину и Дельту.   Долина – протяженная расселина в каменистом пустынном плато Восточной Сахары, через которое Нил несет свои воды из Центральной Африки к Средиземному морю. Его воды размыли края плато, образовав отвесные скалы (илл. 3), поднимающиеся почти на 183 метра над плоской равниной[23].   Огромный коридор длиной в 805 километров[24] и шириной от 9 до 19 километров местами сужается до ширины потока, окружая его с обеих сторон крутыми, отвесными скалами. Два сухих, опаленных солнцем края безбрежной пустыни, где ветер гонит рыжие и желтые пески по раскаленным скалам, а между этими краями – поток голубой воды, несущий свои воды через необъятный ковер зеленых пастбищ и золотых полей. Глоток свежего воздуха под палящим солнцем – вот особенности земли, ta-shema, которую мы называем Верхним Египтом. Термин этот имеет относительное значение, поскольку равнина невысока, высота ее незначительно колеблется от 91 метра у Первого порога в Мемфисе, а в высшей точке Дельты едва составляет 12 метров над уровнем моря.   К северу от Мемфиса, возле современного Каира, рельеф резко меняется. Ливийские и Аравийские скалы прорезаны в форме буквы V древним морским заливом. Эти скалы расходятся все больше и больше, пока не достигают моря.   Долина расширяется в Дельту[25], как гигантский веер, длина которого составляет 97 километров, а периметр – почти 644 километра. Перед удивленным взором путешественника, привыкшего к узкой долине, простирается панорама бескрайней низкорасположенной равнины, тянущейся вдаль до самого моря, воды которого каждый год незаметно отступают, теснимые илистыми наносами. Земля, каналы, лагуны сливаются в одну безукоризненно горизонтальную поверхность. Ослепительные лучи солнца скрываются в легкой, полупрозрачной дымке, а жара смягчается влажностью.   Это «Северная Земля», ta-meh, или Нижний Египет. Отстранившись от жары и уединения африканской пустыни, эта земля находится в постоянном контакте с оживленными путями Средиземноморья, соседствует с Аравийским перешейком, держит связь с Европой и освежается «легким ветерком с Севера»[26].   Таким образом, природа сотворила Средиземноморский Египет и Африканский Египет. Далее мы увидим, что различия между этими Двумя Землями, как называют их египтяне, достаточно велики, чтобы не оказать чувствительного воздействия на мифологическую и социальную историю страны. И все-таки Две Земли неотделимы друг от друга.   Вместе они создают гармонию. Долина – это протяженность, Дельта – широта, и вместе с тем хозяйственное значение пахотных земель, схожесть населения – все это приводит к тому, что две эти силы уравновешивают друг друга.   Два Египта никогда не смогли бы процвести по отдельности. Дельта лишена ресурсов Верхнего Египта, а Долина без побережья – тупик, не имеющий выхода в Европу или Азию. Нил – вот что создает неделимое единство Двух Земель. Без Дельты Долина была бы всего лишь стеблем без цветка, а Дельта – пышный цветок, который не мог бы существовать, отделившись от питающего его стебля.     Нил был крупнейшей рекой, которую знали древние[27].   Когда река после Первого порога вступает на территорию Египта, ширина ее русла составляет уже более 457 метров, ниже по течению оно доходит уже до 804 метров. Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними бесплодными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря, не только в Египте, но и южнее, как бы далеко ни заходили египтяне. Теперь пески уже не поглощают реку, напротив, черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. Нет ни видимого источника, ни постоянных дождей, которые бы питали реку. Из соседних стран к Нилу в границах Египта не стремится ни один приток, который мог бы стать причиной неистощимого разлива реки. Каким чудом это, должно быть, представлялось первым жителям долины! Мы знаем, что египтяне так и не решили загадку происхождения их реки (см. ниже «Гимн Нилу»). Однако мы в наших познаниях не слишком сильно продвинулись дальше, ведь чуть более столетия назад никто из нас не имел представления о больших озерах в центре Африки. Истоки Нила были открыты лишь недавно[28]. Признавая свое неведение, египтяне заявляли, что эта священная вода приходит на землю с неба или тайными путями – из Нижнего мира. Для них питавшая их река была «Великой рекой», itr-âa, или «Морем», iumâ. Представляя себе реку богом в человеческом обличье, египтяне называли ее Хапи. Происхождение названия Нил, Νει˜λοζ, которое впервые появляется у Гесиода, неизвестно. У Гомера Α’ι´γνπτοζ означает реку и только потом страну, сотворенную этой рекой, поскольку Египет – это «дар реки», так верно говорили египетские жрецы, чьи слова были записаны Геродотом.   Река создала почву Египта из ила, похищенного с Абиссинского плато Голубым Нилом и Атбарой. Средняя глубина наносных отложений, откладывавшихся на каменистой подпочве на протяжении веков, составляет 9—12 метров, а в некоторых частях Дельты, где отложения сохранились лучше, их глубина достигает 24–30 метров. Эта почва богата калием, очень плодородна и легка в обработке. Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную Землю, kem-t, и древние египтяне дали это название своей стране (илл. 4)[29].   Нил не только приносит черную землю, он увлажняет ее.   Воды, просачивающейся сквозь рыхлую почву вдоль берега реки, достаточно для питания такого канала, как Бахр-Юсуф, соединяющего территорию Фив с Файюмом. Пять оазисов Ливийской пустыни, расположенных в ряд, на расстоянии от 97 до 193 километров от Долины, питаются речной водой, просачивающейся через песчаник плато на глубину от 152 до 198 метров. Эта вода выходит на поверхность природными источниками или выводится через искусственные колодцы и питает почву на сотни километров.   Но самым величайшим из чудес Нила остается его ежегодный разлив. Разливом река поддерживает глубину плодородной почвы и дает влагу, столь нужную засушливой стране. Знали ли египтяне истинную причину периодического разлива Нила? Геродот и Диодор ничего не выведали ни у жрецов, ни у кого-либо другого о природе Нила, реки, которая, в отличие от прочих, разливалась в разгар лета. «Разлив Нила – это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет» (Диодор).   Греки высказывали самые фантастические предположения, которые, впрочем, были с пренебрежением отвергнуты Геродотом. Так, в соответствии с некоторыми предположениями, причиной разлива являлись периодические ветра, дувшие с севера. Они отгоняли воды Нила, препятствуя их попаданию в море. Другие говорили, что разлив был всего лишь движением океана, окружающего землю, из которой проистекает Нил. Третье объяснение утверждало,   что всему виной таяние снегов на высоком плато, за которым следовали периодические летние дожди. Но как снег мог быть в стране, где и дождь был нечастым гостем, а солнце было столь жарким, что делало кожу человека почти черной от загара? Насколько можно было подняться вверх по Нилу за четыре месяца плавания, сильная жара превращала страну в пустыню (Геродот, Диодор). Поскольку ни одна из гипотез не была достаточно убедительной, большинство греков довольствовались тем, что изумлялись явлению, что делали и египтяне.   Сегодня мы знаем, что одной из главных причин разлива Нила являются регулярные зимние дожди в районе больших озер, а также таяние снегов на высоком плато Абиссинии, пик этого таяния приходился как раз на летнее солнцестояние. Белый Нил несет огромную массу воды, которая медленно двигается по долине протяженностью 6437 километров, минуя Хартум в начале апреля и достигая Элефантины ближе к началу июня. Зеленая волна, в которой несутся растительные остатки из экваториальных болот, возвещает скорый разлив. Месяцем позже Голубой Нил посылает красную волну, окрашенную железистым илом, принесенным с почвы Абиссинии. Спускаясь с плато, вздувшаяся река ускоряет разлив и насыщает воду гумусом.   Два потока, соединившись, с удвоенной быстротой прокладывают себе путь в долину и прибывают туда приблизительно 15 июня, принося в Черную Землю, опаленную солнцем, безжизненную, с почвой как песок, «воду возрождения[30], воду жизни»[31]. С июня по сентябрь, на протяжении почти что сотни дней, Нил поднимается на 12–14 метров в узких ущельях Верхнего Египта и на 6–8 метров в бескрайних равнинах Дельты. Разлив покрывает водой всю страну, несколько дней остается на одном уровне, после чего в начале октября наступает спад. Примерно к 10 ноября высота воды в реке уменьшается вполовину, а затем река возвращается в свое прежнее русло, чтобы в назначенный срок снова разлиться. Так Нил на четыре месяца в году вступает во владение страной, а затем оставляет ее глубоко пропитанную влагой, покрытую влажным мягким илом, готовую к обработке плугом и посеву.   Грандиозное зрелище разлива и его последствия, одновременно устрашающие и благотворные, служили источниками вдохновения древнеегипетских литературных творений, высеченных на пирамидах VI династии: «Те, кто видит, как бьются волны Хапи (Нил), содрогаются, но луга улыбаются, берега цветут, дары богов снисходят с небес на землю; люди восхваляют богов, и сердца богов радуются…» Гимны, написанные позднее, в Фиванский период, еще более выразительны, благодаря аллегориям и мифологическим вставкам. «Привет тебе,

thelib.ru