Гигиена древней индии. 5.3. Санитарно технические сооружения в Древней Индии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие медицины в Древней Индии. Гигиена древней индии


Чистоплотность и Гигиена в Индии

Индийцев считают грязнулями. Эти опрометчивые обобщения неправильны. Кому приходится часто общаться с кули, нищими, метельщиками улиц и другими представителями низших слоев населения, тот, возможно, и придет к заключению, что эти люди не особенно чистоплотны. Но в большинстве своем индийцы моются ежедневно с ног до головы, будь то миллионер или бедный крестьянин. Брахманы, следуя предписаниям своей религии, моются два раза в день. Не подлежит никакому сомнению, что индийский крестьянин моется чаще, чем европейский. Эта привычка не какая-нибудь особая заслуга индийцев; она находится в явной связи с климатическими условиями. В жаркой Индии ежедневное купание воспринимается не как долг, а как потребность. Но нельзя, разумеется, требовать от тибетца, живущего на высоте 5000 метров, чтобы он ежедневно прорубал лед, дабы искупаться...

Мыло для бедных слоев населения не по средствам. На Годавари, одной из священных рек Индии, некоторые крестьяне камнем соскабливают грязь с тела. Ванны в Индии не признаются. "Что это за мытье в своей собственной грязи!" - говорит индиец. Он устраивает импровизированный душ, поливая воду себе на голову. В индийском учебнике для народной школы есть следующее изречение: "Нет ничего лучше, как мыться с головы".

Обращают на себя внимание прекрасные зубы индийцев, уделяющих уходу за зубами больше времени, чем европейцы. Правда, индийцы не применяют зубной щетки, а пользуются веточкой нима, как правило, только что сорванной с дерева. При ее помощи в течение четверти часа из зубов тщательно удаляются остатки пищи. Часто при этом употребляется черный порошок, в который главной составной частью входит древесный уголь.

Интересно, что многие индийцы, главным образом брахманы, чистят также и язык. Они делают это способом, предписанным еще с незапамятных времен: указательный палец и мизинец оттопыривают, а средний и безымянный засовывают в рот и с силой водят ими по языку.

Каждая индийская женщина считает для себя делом чести, чтобы ее кухонная посуда была начищена до блеска. Медную и латунную посуду каждый раз тщательно трут песком и золой, пока она не заблестит как зеркало. Индиец редко носит белье более двух дней. Даже бедные крестьяне обычно стирают свои сари или дхоти каждый день. Другое дело, что их одежда зачастую настолько стара, что при всем желании ей нельзя уже вернуть белизны.

Разумеется, здесь также не следует все безоговорочно обобщать и из вышесказанного делать вывод, что индийцы представляют из себя высший образец чистоты. В бедных кварталах больших городов вы найдете грязь, о которой так много пишут повсюду. Возможно, что грязи там на самом деле даже еще больше, чем об этом пишут. Следует отметить, что сельский житель находится в лучших условиях, чем горожанин. Вид некоторых предместий Бомбея и Калькутты совершенно неописуем. Даже самому закаленному человеку не так скоро удается отделаться от впечатления, которое оставляют эти трущобы.

Итак, поскольку речь идет об индивидуальной чистоплотности, индиец стоит, в общем, на высоком уровне. Что же касается коллективной чистоплотности, здесь дело выглядит совсем иначе. Очевидно, средний индиец не имеет о ней представления. Так, он с особой тщательностью убирает свой дом, но без всякого смущения выбрасывает мусор на улицу. Кинотеатры, залы собраний, вагоны поездов и прочие места общественного пользования за короткое время становятся неузнаваемыми. Апельсиновые и банановые корки, шелуха земляных орехов, объедки и все прочее, что отслужило свою службу и стало ненужным, бросают на землю.

Чтобы составить представление о санитарных условиях в Индии, стоит пройти по базару. Приходится осторожно пробираться среди луж, коровьего помета, отбросов фруктов и красных плевков жевальщиков бетеля. Вот у ларька со сладостями стоит человек в живописных лохмотьях с мешком угля на спине. Своими грязными руками он берет один кусок сладостей за другим и снова кладет их на место. Перебрав так примерно 15 кусков, он решает поискать своим деньгам лучшее применение. Дальше вы направляетесь к фруктовым рядам, где в изобилии предлагаются дыни, апельсины, ананасы и прочие плоды, нарезанные ломтями соответствующего размера, что, конечно, избавляет покупателя от труда, но очень привлекательно для мух. Не менее интересны мясные ряды. Черные от мух куски мяса, шелудивые изувеченные коты, дерущиеся из-за отбросов, и всепроникающая вонь, пожалуй, могут заставить вас стать вегетарианцем, по крайней мере на время пребывания в Индии.

В больших городах за последнее время полиция стала проявлять больше строгости в этой области. В Калькутте, например, время от времени устраиваются облавы, при которых товары, продающиеся без соблюдения санитарных правил, реквизируются. Впрочем, злые языки утверждают, что они сбываются потом из-под полы по пониженным ценам.

В Сринагаре, который посещают многие европейские туристы, фрукты перед продажей всегда моют, хотя - и этого, конечно, не знают покупающие их курортники - моют их в грязной воде каналов, что немало способствует распространению дизентерии.

Особенно непостижима непростительная беззаботность индийцев в отношении воды. Так, например, неподалеку от Дхармсалы - постоялого двора для пилигримов в Натхдваре, известном центре паломничества в Меваре - расположено большое живописное водохранилище. Здесь десятки паломников совершают различные церемонии утреннего ритуала. Сначала совершается снан - священное омовение, заключающееся в том, что пилигримы поливают себя водой или погружаются в воду. Затем они черпают ладонями воду, прополаскивают горло и широкой дугой выплевывают ее обратно в пруд. После этого они приседают и начинают стирать свое платье, с мылом или без него. Прополоскав платье, они начищенным до блеска латунным сосудом с этого же места черпают воду для приготовления пищи и питья.

В Сундарабане (Бенгалия) с немалыми затратами была пробурена стометровая скважина, чтобы извлекать доброкачественную питьевую воду. Однако этим колодцем пользовались лишь те, кто жил в непосредственной близости от него. Другие предпочитали брать воду из ближнего пруда, где одновременно купали скот. Совершить пятиминутный путь затем лишь, чтобы принести воду, - нет, это слишком утомительно. Несомненно, эта объясняющаяся невежеством небрежность - одна из главных причин широкого распространения дизентерии и холеры.

Но еще больше, пожалуй, способствуют распространению заразных болезней общие санитарные условия. Во время загородных прогулок путь часто проходит через деревни. Не доходя пятидесяти-ста шагов до деревни, люди по привычке зажимают носы. Подобные зоны можно найти повсюду - и в Пенджабе, и в Раджпутане, и в горных селениях Гималаев.

Уборные индийскому крестьянину неизвестны. Он отправляет свои естественные потребности на воле. Утруждать себя тем, чтобы отойти подальше от жилья, ему не хочется. Поскольку основную надобность большей частью отправляют ранним утром, для этой цели используется ближайший переулок. А так как туалетную бумагу заменяет вода, то выбирают место поближе к ней. Правда, существуют специальные небольшие латунные сосуды, в которых полагается носить воду для этой цели. Но многие ленятся брать с собой воду и предпочитают пользоваться водотоками, несмотря на запрет религии.

Поскольку лишь немного пониже из той же реки или ручья берут воду для питья, можно себе представить, как трудно в Индии бороться с эпидемиями. Один из соратников Ганди, который долгое время работал с ним и целиком разделял его идеи неприменения насилия, выразился об этой проблеме следующими словами: "Каждый индиец, который отправляет свои естественные надобности в воду, заслуживает расстрела". Весьма энергичное выражение для убежденного пацифиста!

Чудеснейшие по своей живописности места загаживаются подобным образом. Можно восхищаться чистотой вокруг храмов и мечетей. Вблизи этих святынь не увидишь на земле ни клочка бумаги, ни упавшего листочка. Но стоит удалиться на какую-то сотню шагов, и "запретная зона" кончается.

Ганди всегда уделял этой проблеме особое внимание. На различных собраниях партии Всеиндийского национального конгресса, когда Ганди жил еще в Южной Африке, он горько сетовал на эту привычку своего народа. Приехав к месту прорыва Ганги выше Хардвара, он говорил: "... и я в почтении склоняю свою голову перед нашими предками, у которых было такое особое восприятие прекрасного в природе. Но то, как люди используют эти прекрасные места, лишило меня покоя. Как в Хардваре, так и здесь, в Хришикеше, люди запакостили улицы и прекрасные берега Ганги. Они не останавливаются даже перед тем, чтобы осквернить воду Ганги. Меня охватывает глубокая скорбь при виде людей, отправляющих свои естественные надобности на улицах и берегах рек, когда так легко держаться подальше от общественных мест".

Разумеется, в густонаселенных районах городов имеются общественные уборные, но с ними дело обстоит еще хуже. Как правило, подойти к ним близко можно разве только в резиновых сапогах. Один лишь их вид вызывает тошноту. Непостижимо, как люди, с такой тщательностью следящие за чистотой своего тела, не уделяют никакого внимания санитарии.

Источник: indonet.ru

www.my-article.net

5.3. Санитарно технические сооружения в Древней Индии.

    Данные археологии дают достаточно полное представление о санитарном благоустройстве населенных мест. В стране было много городов с широкими улицами. Почти в каждом доме были купальни. В городище Чанху-даро (3—2 тысячелетие до н.э.) раскопаны бани, под полами которых располагались теплые трубы для обогревания. В других городах (Таксила, 6—5 вв. до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования, а в каждом доме — уборная в виде узкой шахты диаметром до 1 М. Веды, законы Ману приводят распоряжения властей, направленные на борьбу с эпидемическими болезнями. Существовало положение об удалении прокаженных за черту города, о правилах эвакуации жителей из зачумленных городов. В крупных городах имелись специальные должностные лица, наблюдавшие за удалением нечистот и мусора, санитарным состоянием рынков, продажей продуктов питания. К нарушителям применялись строгие меры.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов. Один из них — Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35—100. тыс. человек. В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в настоящее время. Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м. Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены. Жилые дома строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского индолога А. Бэщё-ма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал  для  стока  нечистот.  Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было    снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо    важное    значение.  Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы    покрытые    плотно    притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о  высокой  культуре древней  цивилизации долины  Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода  создать   наиболее  совершенный  образец    санитарно-технического строительства древности. Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий    уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,— в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал' уровня хараппской культуры. В XIX—XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних    ресурсов).В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, направленные на охрану народного здоровья. По законам Ману не разрешалось продавать беременную рабыню. Резко осуждались злоупотребления наркотиками и пьянство.

    В народе в большом почете был спорт. Это подтверждается индийским эпосом: достоин похвалы тот из мужчин, который быстрее всех влезает на высокое дерево, дальше всех заплывает в море, не страшится сразиться в одиночку с опасным хищником, всегда весел, жизнерадостен, добр, могуч, ловок, любит детей и беззащитных, помогает в беде ближнему.

studfiles.net

Развитие медицины в Древней Индии

Медицина Древнего Египта

Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил.

Источники медицинских знаний: иерографические надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы, названные именами первых владельцев, издателей, месту находки.

Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти 3,5 тысячелетий. Культ животных занимал значительное место в верованиях египтян. Особо почиталась змея. Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела.

Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет».

Успешно развивалась косметика.

Причины болезни.

Причины болезни древние египтяне связывали как с естественными явлениями ( не­здоро­вая пища, кишечные паразиты и т.п), так и со сверхъ­естествен­ными представлениями.

Египтяне были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи. Вот почему серьезное внимание они уделяли очищению желудочно-кишечного тракта.

Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению гигиенических требований. По свидетельству Геродота: «Египтяне пьют воду только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое. Обрезают себя ради чистоты. Предпочитают быть опрятными, нежели красивыми».

Деятельность врачей подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном лечении. Нарушая же их, мог поплатиться жизнью.

У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно.

Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.

 

 

Контрольные тесты

 

1.Источник изучения истории медицины в Древнем Египте: А). Поэмы Гомера

Б). Египетские медицинские папирусы, В).Аюр – Веды, Г).Канон врачебной науки, Д).Коран.

2Автор проекта ступенчатой пирамиды фараона Джосера: А) Имхотеп, Б) Геродот, В) Страбон, Г) Рамзес, Д)Хуфу.

3. Что является философской основой бальзамирования умерших в Египте: А) Заупокойный культ, Б)Развитие гигиенических традиций, В) Культ природы, Г) Материалистические представления, Д) Все вместе.

4.Выдающийся врач-ученый Древней Индии: А). Сушрута, Б). Парацельс, В). Абу Али ибн Сина, Г). Чарльз.Дарвин, Д).Амбруаз Паре.

5.Для какого государства Древнего мира характерен самый развитый заупокойный культ: А). Древняя Греция, Б).Месопотамия, В).Древний Китай, Г).Древний Египет, Д). Древняя Индия.

4 Название папируса Г. Эберса: А) «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», Б) «Канон врачебной науки», В) «Сборник Гиппократа», Г) «Чарака-самхита», Д) «Сушрута-самхита».

5.Классический аюрведический трактат: А) «Чарака-самхита», Б) Свод законов царя Хамурапи», В) Папирус Эберса, Г) Сборник Гиппократа, Д) Канон врачебной науки.

6.Книга о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древней Индии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.

7.В каком государстве рабовла­дельческого периода получило распространение бальзамирование трупов: А). Древняя Индия, Б). Древний Египет, В). Древняя Греция, Г). Древний Китай, Д). Месопотамия.

8. Крупнейший хирург Древнего Китая: А). Хуа То, Б). Аполлон, В). Сушрута, Г). Имхотеп, Д). Ар Рази.

9.Как назывался метод профилактики натуральной оспы, используемый в ряде стран Древнего Востока: А) Вариоляция, Б) Вампиризм, В) Тотемизм, Г)Анимизм, Д)Фетишизм.

10.Памятник права Древней Месопотамии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.

 

Тема 3

 

Врачевание в странах Древнего Востока (Древней Индии, Древнем Китае).

Цели изучения темы

 

1.Иметь представление о древнейших санитарно-технических сооружениях в Древней Индии.

2.Иметь представление о развитии оперативных методов лечения и врачебной этике в Древней Индии.

3.Знать философские основы китайской традиционной медицины.

4.Иметь представление о методах обследования больного в Древнем Китае. Учение о пульсе.

5.Иметь представление о системе традиционного врачевания “чжень-цзю”, лекарственном врачевании, профилактической направленности китайской медицины.

Основная литература

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

 

Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 

 

Организация лечебного дела в Греции.

В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон.

Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.

 

Медицина эпохи эллинизма.

IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи.

В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией.

Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии.

Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом.

Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах").

Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные.

Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология.

Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура.

Контрольные тесты

1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален.

2.Годы жизни Гиппократа: А). 460-377 гг. до н.э., Б). 131-201 г.г. н.э., В). 1020-1110 г.г. н.э., Г).1328- 1399 г.г. н.э., Д).1812- 1904 г.г. н.э.

3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера,

Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка.

4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс

5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера,

Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи,

Д).Канон врачевания Желтого предка.

6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс.

7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики,

В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники.

8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”,

В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе.

9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги.

10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах.

Тема 5

Медицина античного Средиземноморья ( Древний Рим).

Цели изучения темы

 

1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме.

2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме

3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима

4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме

5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена.

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 

Основные положения темы

 

Процесс экономического развития России в ХVIII веке сопровождался подъемом русской культуры, науки и искусства. Лучшие представители философии и естествознания обращались к опыту, к наблюдении над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества вызвала необходимость в открытии постоянных сухопутных и морских госпиталей. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года в Москве, за Яузой рекой. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге.

В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707). Руководить ею стал голландский врач Николай Бидлоо, ученик Г. Бургава. Такие школы появились и в других госпиталях. Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах. В каждой госпитальной школе имелся анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды. Среди анатомических препаратов встречались и образцы с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов – применяемые для проведения зубоврачебных операций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были и книги и диссертации по вопросам зубоврачевания. Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущие места в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в госпитальных школах.

В 1718 г. Петром I была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.

Начало новой эры в развитии науки и общественной мысли России положили открытие в 1725 году Академии наук, а в 1755 году – Московского университета. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гениального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Развив учение об атомах и их движении, открыв и научно обосновав закон постоянства вещества и движения, М.В. Ломоносов на его основе пришел к глубоким естественнонаучным и философским выводам. Важно для истории медицины письмо, написанное М.В. Ломоносовым в 1761 г. графу Шувалову « О размножении и сохранении российского народа», в котором ученый выступает как государственный деятель, проявляя озабоченность по поводу неблагоприятных показателях здоровья российского населения.

Горячим последователем М.В. Ломоносова был Д.С. Самойлович, который опытным путем изучал чуму, пытаясь с помощью микроскопа решить вопрос о возбудителе чумы, устанавливал пути передачи чумного заразного начала, описал клинику болезни, создал систему противоэпидемических мероприятий.

Выдающимся врачом ХVIII в. был Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) который много внимания уделял изучению этиологии болезни, наследственной конституции, и ее значению для здоровья людей. Большое значение он придавал вопросам гигиены и патологии детского возраста.

Реформы Петра I были направлены на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1716 г. была создана Медицинская канцелярия, руководить которой стал врач в должности архиятера. В 1763 г. Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую коллегию, которая с 1764 г. получила право присваивать врачам степень доктора медицины.

В целом ХУШ век был периодом бурного развития медицинской науки в России. Среди врачей, способствовавших утверждению в медицине последовательных материалистических, естественнонаучных представлений об организме человека, о функциях его органов, сущности патологических процессов, их течении, лечении и исходе, способствовавших борьбе с идеалистическими понятиями в медицине, проникавшими из Западной Европы, были Н.Л. Бидлоо, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, Н.М. Максимович-Амбодик , А.М. Шумлянский.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

1. Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор медицины.

2. Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) - основоположник отечественного акушерства.

3. Данило Самойлович Самойлович (1744-1806) – основоположник отечественной эпидемиологии

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор медицины.

Литература

1. Зыбелин С.Г. Избранные произведения. -М., 1954; С. 80-96, 143-171, 195-208.

2. Хрестоматия по истории медицины. -М., 1968. С. 19-22.

3. Заблудовский П.Е. Медицина в период дворянской империи (ХVIII в.).-М., 1955.

4. Громбах С.М. Зыбелин в борьбе с эпидемией чумы 1771-1772 г.г. // Советское здравоохранение, -1954, № 2, -С. 33-40.

5. Исаев Г.П. Оригинальное произведение С.Г. Зыбелина // Гигиена и санитария. -1974, №8.

 

 

II. Нестор Максимович МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК (1744-1812) - ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО АКУШЕРСТВА

Литература:

1. Хрестоматия по истории медицины. -М.,1968. -С. 19-22, 177-195.

2. БМЭ. 2-е издание, т.1, -897 с.

3. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. -Л., 1946. –С. 128-148.

4. Прейсман А.Б., Н.М. Максимович-Амбодик // Акушерство и гинекология, 1963. № 4. -С. 137-140.

 

III Данило Самойлович САМОЙЛОВИЧ (1744-1806) - ОСНОВОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Литература:

1. Самойлович Д.С. Избранные произведения.-М., 1949 -т. 1; 1952. -т. 2.

2. Хрестоматия но истории медицины. -М., 1968. С. 300-326.

3. Громбах С.М. Русская медицинская литература XVIII века. Изд. АМН CCCP, -M.,1959, C. 138-139.

4. Ревенок К.Д. Значение деятельности Д. Самойловича на Херсонщине // Советское здравоохр. 1975; № 4, С. 73-78.

5. Сигал Б.С. Данило Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии // Врачебное дело. 1956, № 4, С. 363-366.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общественно-политическое и экономическое положение России в ХУШ веке.

1. Реформы Петра I по организации медицинской помощи населению.

2. Медицинское образование и санитарное просвещение в ХVIII веке.

3. Назвать первые госпитальные школы и медико-хирургические училища. Система подготовки "лекарей" и "полулекарей".

4. Первые высшие медицинские школы (Университет и Академии). Значение их основания для развития отечественной медицинской науки.

5. Структура управления медицинской помощью в России в ХVIII веке. Архиятерство. Медицинская Коллегия. Приказы общественного призрения.

6. Генеральный регламент о госпиталях. Время издания. Основные положения.

7. Организация воспитательных домов и родовспомогательных заведений. Подготовка "повивальных бабок".

8. Роль М.В. Ломоносова в развитии естествознания и медицины.

9. Письмо М.В Ломоносова "О размножении и сохранении российского народа".

10. Роль русских естествоиспытателей ХVIII века в разработке эволюционного учения (К.Ф.Вольф, А.Каверзнев).

11. Н.А. Радилев. Значение его философских трудов для развития отечественной медицины.

12. Основные черты, характеризующие деятельность отечественных врачей ХVIII века.

13. С.Г. Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университета.

 

Контрольные тесты

1. Дата открытия первого постоянного военного госпиталя в России а) 1512 б) 1755 в) 1707
2. Дата открытия Московского университета а) 1707 б) 1725 в) 1755
3. Дата открытия медицинского факультета Московского университета а) 1725 б) 1755 в) 1764
4. Дата открытия Петербургской Медико-хирургической Академии а) 1755 б) 1780 в) 1798
5. Первый русский профессор на медицинском факультете Московского университета а) С.Г. Забелин б) И.И. Лепехин в) Н.Я. Озерецковский
6. Дата выпуска Генерального регламента о госпиталях а) 1916 б) 1735 в) 1786
7. Дата учреждения Академии наук в России а) 1725 б) 1755 в) 1763
8. Основание первой медицинской школы в России для подготовки лекарей-хирургов а) 1707 б) 1653 в) 1512
9. Дата написания М.В. .Ломоносовым труда "О размножении и сохранении российского народа" а) 1761 б) 1746 в) 1758
10. Учреждение в России Приказов общественного призрения, ведавших устройством гражданских больниц а) 1735 б) 1775 в) 1786

 

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / 9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2008.- 180 с.

 

 

ТЕМА: Медико-биологическое направление нового времени

(серединаXVII – начало XX века)

Медицина в России в период разложения феодализма и нарастания капиталистических отношений (первая половина XIX века)

 

В первой половине XIX века достижения научной и практической мысли характеризуются разработкой вопросов охраны здоровья населения: развитием гигиены, предупреждением болезней, борьбой с заразными заболеваниями, совершенствованием методов обучения студентов.

Тема 8

Критерии оценок

100-83% - на поставленный вопрос дан правильный ответ и подробные комментарии

82-68% - на вопрос дан правильный ответ с очень небольшими разъяснениями

67-58% - на вопрос дается очень краткий правильный ответ (название учреждения, имя ученого)

56% - ответа нет

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ – см. вопросы ко всем занятиям

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ - см. контрольные тесты ко всем занятиям

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА – см. указанную литературу ко всем занятиям.

 

Приложение 1

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

"Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно ток же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

__________________________________________________________________

Гиппократ. Избранные книги. –М., 1936, С. 87-88.

 

ПИСЬМО К МОЛОДЕЖИ

Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки, прежде чем попытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытаетесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливай факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "тэррии" - пустые потуги.

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Но превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе - это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера, мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что "мое", а что "твое", но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Наша Родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное - науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь ведь ясно и так. Ему многое дается, но с него много спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос чести - оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина.

И.П.Павлов

 

ОПЫТЫ ВРАЧЕЙ НА СЕБЕ

"Во все времена учение рисковали

своим здоровьем в поисках истины"

(И. И.Мечников)

История медицины хранит многие имена врачей-подвижников науки, проводивших с целью научного познания рискованные эксперименты на себе. Их имена и дела достойны долгой, благодарной памяти. Большое место в этом славном списке занимают отечественные врачи, среди которых были крупные ученые. Опыты самозаражения проводились и проводятся и советскими врачами Н.И. Латышевым, Е.Г. Бабановой, Н.И. Бешевой-Струниной, П.П. Поповым, З.В. Ермольевой, А.И. Доброхотовой, А.А. Шаткиным, В.А. Знаменским и др.

Близки к опытам самозаражения испытания на себе вакцин. Особенно в период, когда вакцино-профилактика только-только начала свое развитие, и технология приготовления вакцин была несовершенна. Э.Ульман в 1885г. и Н.Ф. Гамалея в 1886г. испытали на себе антирабическую вакцину; В.М. Хавкин в 1892г. - живую холерную, а затем инактивированную противочумную; Д.К. Заболотный, И.Г. Савченко, П.Г. Стасевич, A.M. Леонтович - инактивированную холерную вакцину с последующим приемом культуры холерного вибриона; С.К. Дзержговский в 1902г. и В.П. Болдырев в 1903г. - иммунизирующее действие активного дифтерийного токсина; Г.Н. Габричевский - инактивированную стрептококковую противоскарлатинозную вакцину; Ш. Николь и Н.Ф. Гамалея в 1919г. - вакцину против сыпного тифа. Сообщения об этих опытах не всегда публиковались.

Некоторые ученые неоднократно ставили опыты самозаражения различными инфекционными болезнями (И.И. Мечников, О.О. Мочутковс­кий, И.Н. Ашешов, Эузебио Балки). Эти опыты играли неоценимую роль в развитии учения об инфекционных болезнях (холера, сыпной и возвратный тиф, малярия, желтая лихорадка и др.). Были установлены патогенность для человека предполагаемых возбудителей, условия их действия, механизмы заражения, что позволило разработать меру усиленной борьбы с инфекциями.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

1. Введение .....................................................................................................
2. Методика проведения практических занятий ..........................................
3. План семинарских занятий .......................................................................
   
   
   
   
4. Занятие 1. История здравоохранения Ивановской области
5. Занятие 2. Медицина в России в период развитого феодализма (ХVI.век) ........................................................................................................  
6. Занятие 3. Медицина в России в период разложения феодализма и нарастания капиталистических отношений (первая половина XIX века)  
7. Занятие 4. Медицина в России в период капитализма ..........................  
8. Занятие 5. Развитие основных клинических дисциплин в России во второй половине XIX века. Развитие общественной медицины ………..  
9. Занятие 6. Медицина и здравоохранение в СССР ..................................
10. Занятие 7. Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения. ...............................................................
Приложение    

 

 

Тема 1.

1-Г; 2- А.Б; 3-Б; 4-Д; 5- Б; 6- Д; 7- А; 8- Д; 9- Д; 10- Д; 11- А; 12 –Б.

 

Тема 2.

1.- Б; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Г; 6 – а; 7- А; 8- А; 9 –А; 10- В

 

Тема 3

1-А; 2-А; 3 – А; 4- Б; 5- Б; 6- Г.Д; 7- Б,В,Г; 8- А; 9- Д; 10-А,Б,В.

 

Тема 4

1- А; 2- Б; 3- А.Б,В.Г; 4-Б;5-Б; 6- Г; 7-Б; 8- А,В; 9- А; 10- А,Б,В, Г,Д.

 

Тема 5

1- Б; 2-А;3-А.Б; 4-А;5-Д; 6-А; 7-Б; 8-Б; 9-А; 10-А,Б,Г; 11-А.

 

Тема 6

1-А; 2-Б; 3-А; 4-Б,В; 5- А; 6-В; 7-В; 8-А; 9-А; 10-А.

 

Тема 7

1-Б; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-Б; 8-А; 9-Б; 10-Г; 11-А.

 

Тема 8

 

1- Б; 2-А; 3-Б; 4- В; 5- А; 6- А,Б; В; 7-В; 8-Б; 9- В; ;10- Б.

 

Тема 9

1-А; 2- А; 3- А; 4- А; 5- А; 6- А; 7- А; 8- В; 9- Б; 10- Б; 11- Б.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

1.Введение…………………………………………………………………………

 

Тема 1. История медицины как наука. Врачевание в первобытном обществе

 

Тема 2. Врачевание в странах Древнего Востока (Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае)…………………………………………………………………………….

 

 

Тема 3.Медицина античного Средиземноморья (Древняя Греция и Древний Рим)……………………………………………………………………………….

 

Тема 4. Медицина средневекового Востока (V-ХVII в.в.): Византийская империя, арабские халифаты, Средняя Азия, Древнерусское государство, Московское государство……………………………………………………………

 

Тема 5. Медицина эпохи феодализма в странах Западной Европы:

раннее и развитое средневековье (V -XV вв.), эпоха Возрождения ( XV – XVII вв.)…………………………………………………………………………………

 

Тема 6. Медико-биологическое направление нового времени (середина XVII – начало XX века)……………………………………………………………………

 

Тема 7. Клиническая медицина нового времени и общественное здоровье (середина XVII - начало XX века)……………………………………………….

 

Тема 8 .Медицина новейшего времени: здравоохранение и медицина в России

 

Тема 9. Медицина новейшего времени: основные достижения и междуна­род­ное сотрудничество в области медицины и здравоохранения…………………

 

Медицина Древнего Египта

Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил.

Источники медицинских знаний: иерографические надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы, названные именами первых владельцев, издателей, месту находки.

Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти 3,5 тысячелетий. Культ животных занимал значительное место в верованиях египтян. Особо почиталась змея. Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела.

Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет».

Успешно развивалась косметика.

Причины болезни.

Причины болезни древние египтяне связывали как с естественными явлениями ( не­здоро­вая пища, кишечные паразиты и т.п), так и со сверхъ­естествен­ными представлениями.

Египтяне были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи. Вот почему серьезное внимание они уделяли очищению желудочно-кишечного тракта.

Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению гигиенических требований. По свидетельству Геродота: «Египтяне пьют воду только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое. Обрезают себя ради чистоты. Предпочитают быть опрятными, нежели красивыми».

Деятельность врачей подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном лечении. Нарушая же их, мог поплатиться жизнью.

У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно.

Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.

 

 

Контрольные тесты

 

1.Источник изучения истории медицины в Древнем Египте: А). Поэмы Гомера

Б). Египетские медицинские папирусы, В).Аюр – Веды, Г).Канон врачебной науки, Д).Коран.

2Автор проекта ступенчатой пирамиды фараона Джосера: А) Имхотеп, Б) Геродот, В) Страбон, Г) Рамзес, Д)Хуфу.

3. Что является философской основой бальзамирования умерших в Египте: А) Заупокойный культ, Б)Развитие гигиенических традиций, В) Культ природы, Г) Материалистические представления, Д) Все вместе.

4.Выдающийся врач-ученый Древней Индии: А). Сушрута, Б). Парацельс, В). Абу Али ибн Сина, Г). Чарльз.Дарвин, Д).Амбруаз Паре.

5.Для какого государства Древнего мира характерен самый развитый заупокойный культ: А). Древняя Греция, Б).Месопотамия, В).Древний Китай, Г).Древний Египет, Д). Древняя Индия.

4 Название папируса Г. Эберса: А) «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», Б) «Канон врачебной науки», В) «Сборник Гиппократа», Г) «Чарака-самхита», Д) «Сушрута-самхита».

5.Классический аюрведический трактат: А) «Чарака-самхита», Б) Свод законов царя Хамурапи», В) Папирус Эберса, Г) Сборник Гиппократа, Д) Канон врачебной науки.

6.Книга о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древней Индии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.

7.В каком государстве рабовла­дельческого периода получило распространение бальзамирование трупов: А). Древняя Индия, Б). Древний Египет, В). Древняя Греция, Г). Древний Китай, Д). Месопотамия.

8. Крупнейший хирург Древнего Китая: А). Хуа То, Б). Аполлон, В). Сушрута, Г). Имхотеп, Д). Ар Рази.

9.Как назывался метод профилактики натуральной оспы, используемый в ряде стран Древнего Востока: А) Вариоляция, Б) Вампиризм, В) Тотемизм, Г)Анимизм, Д)Фетишизм.

10.Памятник права Древней Месопотамии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.

 

Тема 3

 

Врачевание в странах Древнего Востока (Древней Индии, Древнем Китае).

Цели изучения темы

 

1.Иметь представление о древнейших санитарно-технических сооружениях в Древней Индии.

2.Иметь представление о развитии оперативных методов лечения и врачебной этике в Древней Индии.

3.Знать философские основы китайской традиционной медицины.

4.Иметь представление о методах обследования больного в Древнем Китае. Учение о пульсе.

5.Иметь представление о системе традиционного врачевания “чжень-цзю”, лекарственном врачевании, профилактической направленности китайской медицины.

Основная литература

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

 

Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 

 

Развитие медицины в Древней Индии

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.э. Древняя Индия занимала территорию современных: Индии, Пакистана, Бангладеш, Бутана.

Слово Индия греческого происхождения, связано с названием реки на северо-западе страны, которую греки называли Индос.

Искусство врачевания ( «Аюр- Веда» - учение о долгой жизни) высоко ценилось в Древней Индии.

Памятники аюрведической письменности «Чарака – Самхита», «Сушрута – Самхита» - отразили все основные направления медицины тог



infopedia.su


Смотрите также