Герои древних летописей. 4. Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему: Летописи. Летописцы земли Русской. Герои древних летописей


«Герой» русских летописей. Загадки поля Куликова

«Герой» русских летописей

Русские же летописи о Мамае начинают писать с 6869 г. по С. М. Будем для простоты дела пользоваться Никоновской летописью, поскольку это практически свод сведений изо всех ей предшествовавших.

Итак: «Въ лето 6869… Того же лета князь Ординскiй темникъ Мамай воздвиже ненависть на царя своего, и бысть силенъ зело; и воста на царя своего на Темирь Хозю, Хидырева сына, и замятя всемъ царствомъ его Волжскимъ, и прiатъ себе царя именемъ Авдула, и бысть брань и замятня велiа во Орде… И тогда князь Мамай во мнозе силе преиде за реку Волгу на горнюю страну, и Орда вся съ нимъ, и царь бе съ нимъ именемъ Авдула…Того же лета князь Мамай брань сотвори со Омуратомъ царемъ и со всеми князи Сарайскыми, и многихъ князей Ордынскихъ старыхъ изби»{145}.

На следующий год летописец опять сообщает, что «въ лето 6870 Мамаю князю бысть бой велiй со Амуратомъ царемъ о Волзе. Того же лета Амуратъ царь изгономъ прiиде на Мамая князя, и многихъ у него Татаръ побилъ»{146}.

На следующий год Мамай от имени Абдуллаха дает ярлык на великое княжение Дмитрию Московскому, а Мурат — Дмитрию Суздальскому. Начинаются внутрирусские разборки, но Мамай в них не поминается до 1370 г., когда «князь Мамай Ординскый у себя въ Орде посадилъ царя другаго Маматъ Салтана»{147}.

Потом, по свидетельству летописцев, Мамай начал играть ярлыком на великое княжение. Сначала отдал его Твери, потом передал опять Москве. По-серьезному говоря, продал: «Князь велики Дмитрей Ивановичь Московскiй прiиде во Орду Мамаеву къ царю Мамаеву, и учти добре князи Мама, и царя, и царици, и князи…»{148}. В 6881 г. от С.М. он делает набег на Рязань. Дмитрий в это время стоит на Оке, но на помощь рязанцам не спешит. Так что кому помогает, бог весть. Потому что та же летопись сообщает, что «князю Великому Дмитрею Ивановичу Московскому бысть розмирiе съ Татары и съ Мамаемъ»{149}. А эта запись стоит под 6882 г. Значит, годом раньше «размирия» не было?

В следующем году в Суздале убили татарского посла Сарайку. Чьего посла, опять не говорится. То, что следом «прiидоша татарове изъ Мамаевы Орды и взяша Кашинъ (в других летописях — Киш, что реальнее, поскольку Кашин — тверская земля, а дальше говорится, что в Запьянье убили некого боярина Парфена Федоровича)», ничего не доказывает. Наоборот, если убили посла из Мамаевых, чего же Орда на Нижний хотя бы не пошла? Пограбили где-то на окраине. Это больше похоже на обычный набег, никак не связанный с убийством посла. Хотя, конечно, на следующий год Мамай опять передает ярлык на великое княжение Михаилу Тверскому. Но вспомним: у него с Дмитрием Московским еще с прошлого года мира нет, так что ничего удивительного. Вот когда Дмитрий Московский не признал ярлыка и сколотил коалицию против Твери, на следующий год тут же следуют крупные набеги Мамаевых татар на Нижний и Новосиль. Ответ вполне адекватный, не то что на смерть Сарайки.

В 6884 г. Дмитрий «ходил ратью за Оку реку, стерегася рати татарскiа отъ Мамая»{150}. В общем, в этот период Мамай упоминается почти постоянно.

Но… русские летописи совершенно не локализуют его землю. Понятно только, что она на этом, правом берегу Волги, и все. Ни о каком Крыме, как Мамаевой земле, наши летописцы не повествуют. Орда и Орда. Больше того, Митяй, когда отправляется в Константинополь, «прiидоша во Орду, въ место Половецкое и въ пределы татарскыя»{151}. Именно там его удерживал некоторое время Мамай. Но скоро отпустил, и даже провожатых дал до моря. Все это явно на Дону, и уезжает Митяй с Азака (Азова), а не из Крыма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Летопись героя — Энциклобогия

02w376-zs.jpg Требуется помощь в создании статьи. Эта статья обязана существовать!На этой странице могут быть обрывки информации с целью предотвращения их потери. Вы поможете проекту, исправив и дополнив статью, но не нужно вставлять цитаты из дневника героя. Указано следующее пожелание: Статья нуждается в приличной доработке и причесывании (составлена из текстов разных авторов, содержит неполную и трудно находимую игровую информацию, повторы), содержит ошибки.
Первая летопись (из дебрей архивов).

Летопись героя — некий мифический текст, имеющийся у каждого героя, позволяющий записывать, хранить и демонстрировать миру Годвилля (и не только) информацию о своих геройских похождениях, битвах, левелапах и прочих событиях[1] из необычной жизни героя.

Не пора ли написать летопись?

Как только герой получает 5 уровень, он становится достаточно опытным (и грамотным), чтобы поделиться своей историей у себя в летописи. Отсюда назревает вопрос: а как же её правильно и красиво оформить? Придать записям благообразный вид могут специально для этого предназначенные правила разметки Textile. Ну, а что касается орфографии, то тут все зависит от Вас!

Ещё один важный момент. Воровать текст или идеи у других героев крайне некрасиво, и весьма наказуемо [2]!

Также, при благоприятном стечении обстоятельств, можно попасть в пантеон сказаний, в котором расположены самые талантливые летописцы. Непременным условием этого является наличие минимального количества оценок посторонних богов[3]. Летопись отличается от дневника тем, что записывает её не сам герой: знаки вычерчиваются сами собой, движимые некой необъяснимой силой.

О чем бы написать в летописи?

Представление героя о том, как он пишет летопись

В летописях зачастую пишут про подвиги героев, про их бои с монстрами, боссами, про их смерти и про воскрешения. Ну и, конечно же, про своего великого, прекрасного и, самое главное, творческого бога. Также, в летописях еще можно написать про появление на свет нового героя, его первые шаги и слова, убийства и разговоры с Великим. Написать летопись можно всего на пару слов[4]. Но тем, которые стремятся попасть в пантеон сказаний, лучше потрудиться и написать летопись на пару десятков страниц. Многие думают, что написать свою летопись довольно легко, но это совсем не так.

Легенды о происхождении летописей

Одна из самых больших летописей Годвилля

Загадку путей, причин, смысла и целей появления этих странных записей в геройских летописях историки и мабританские учёные пытаются разгадать с давних времён появления первой летописи. Одни говорят, что странные замысловатые слова создают древние старцы за высокими заборами монастырей с помощью своих телепатических способностей которые они скрывают за золотой бородой[5] . Среди других, же, ходят слухи, что летописи составляют хитрые торговцы и содержатели таверн, первые — чтобы за это продать свой товар подороже, вторые — чтобы красным словом завлечь народ в своё заведение и впарить побольше литров своего волшебного пойла по трехкратной цене. Но самые смелые (и, видимо, самые толковые) утверждают, что эти летописи пишут не кто иные, как сами боги.[6]

Конечно, вопрос до конца не изучен, но в случае, если последняя гипотеза верна, с уверенностью можно сказать, что бог может заполнить историей летопись своего протеже непосредственно на персональной странице героя. Делать ли это и как это делать — дело богов, тем более, что даже не доказано достоверно, касается ли это их. И также касается ли это героев.

Летописи можно оценивать!

В один прекрасный день, демиурги подарили богам такую возможность, как оценка летописей. С её помощью боги могут оценивать чужие летописи по пятибалльной шкале. Каждый день на свет Годвилльский появляется куча летописей, причем очень разные и очень похожие. И не менее большое количество богов намерено их оценивать. Летописи предстают пред суровым судом богов. И тут всплывает народная мудрость:

«
Суди, не суди, а судим будешь. »

Примечания

  1. ↑ важных и не очень
  2. ↑ да и вообще не прилично
  3. ↑ 10
  4. ↑ а можно даже на пару букв.
  5. ↑ А вы что хотели? Коррупция она и в Годвилле — коррупция…
  6. ↑ Вероятно они делают это сидя на мягком облаке, попивая виски яблочный сок.

wiki.godville.net

4. Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.

Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи — стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи — образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования — расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

  1. Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.

  2. Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.

Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп : погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

Первый тип повествования — погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой — летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования ).

Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов : акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой — обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

5. Документирующий: констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

  7. Отсылочный: фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

studfiles.net

Презентация на тему "Летописи. Летописцы земли Русской"

Презентация на тему: Летописи. Летописцы земли Русской

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Описание слайда:

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

№ слайда 2 «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предш Описание слайда:

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачев

№ слайда 3 Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление ле Описание слайда:

Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

№ слайда 4 Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Описание слайда:

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.

№ слайда 5 Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен все Описание слайда:

Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии. Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии.

№ слайда 6 Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Меф Описание слайда:

Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор. Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.

№ слайда 7 В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и пере Описание слайда:

В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература? В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?

№ слайда 8 В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространени Описание слайда:

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи. В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

№ слайда 9 Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Описание слайда:

Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин

№ слайда 10 Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте. Описание слайда:

Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

№ слайда 11 Описание слайда: № слайда 12 Храм Покрова-на-Нерли Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при Описание слайда:

Храм Покрова-на-Нерли Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.

№ слайда 13 Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Описание слайда:

Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь - Киево-печерский. Печерским (или пещерским - от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр. Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь - Киево-печерский. Печерским (или пещерским - от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.

№ слайда 14 Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился про Описание слайда:

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора. Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

№ слайда 15 Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 л Описание слайда:

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей. Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

№ слайда 16 Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза Описание слайда:

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

№ слайда 17 Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, в Описание слайда:

Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.

№ слайда 18 Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князе Описание слайда:

Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет". Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет".

№ слайда 19 Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда ест Описание слайда:

Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

№ слайда 20 О летописи О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена Описание слайда:

О летописи О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

№ слайда 21 Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древн Описание слайда:

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской. Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

№ слайда 22 Описание слайда: № слайда 23 Известие о походе Мамая Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в. Описание слайда:

Известие о походе Мамая Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в.

№ слайда 24 Миниатюра из Радзивиловской летописи Описание слайда:

Миниатюра из Радзивиловской летописи

№ слайда 25 Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь Описание слайда:

Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь

№ слайда 26 Славяне на Днепре Описание слайда:

Славяне на Днепре

№ слайда 27 Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и на Описание слайда:

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.

№ слайда 28 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://kruzhalov.ru http://school-collection.edu.ru Описание слайда:

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://kruzhalov.ru http://school-collection.edu.ru

ppt4web.ru

Древнерусские летописи. К истории жанра

Доклад 6 класс.

Летописи - это памятники исторической прозы Древней Руси. К исторической прозе ученые относят сочинения историков, ко­торые видели свою задачу в том, чтобы осмыслить факты про­шлого и изобразить их в яркой, живой форме. Основой летописи является политическая история, которая связана с современными событиями, с реальной жизнью. Объектом летописей является реальный человек и общество. Как пишет исследователь древне­русской литературы В.Г. Мирзоев, «... летописец, хотя в общем довольно осторожно, обрабатывал материал как предшественни­ков, так и новый, им добытый, по своему разумению стараясь достоверно отразить свою эпоху».

Летопись является одним из основных жанров древнерусской литературы. Название этого жанра происходит от слова «лето» (год): в летописях, рассказывающих о тех или иных событиях, повествование велось по годам. Рассказ каждого года начинался с одного слова: «В лето...» (т. е. в такой-то год...). Летопись ло­гично, в строгом хронологическом порядке рассказывает о собы­тиях исторического прошлого, которые последовательно разви­ваются от года к году. Именно из летописей мы можем узнать о событиях истории нашей страны, давно прошедших: о трагиче­ской битве на реке Калка, о Куликовской битве, о том, как захва­тил Москву хан Тохтамыш, о междоусобной борьбе русских кня­зей и многом другом.

Как и героический эпос, летопись представляла собой сбор­ник фактов и идей и являлась результатом творчества разных людей, авторов, разных времен. Летопись, по убеждению спе­циалистов, имеет большое значение как факт культуры народа - это «первичная форма исторических произведений в накоплении знаний о прошлом».

Каковы причины возникновения летописей? Литература уже осознает положение своей страны, своего государства в мировой системе. Она пытается найти место своего народа в истории, ос­мыслить его значение в мировой истории, в мировом историче­ском процессе. Кроме этого расширяется потребность в истори­ческих знаниях, и летопись стремится осветить как можно больше исторических фактов, событий.

На Руси летописи велись с XI по XVIII век. До середины XVI века (период царствования Ивана Грозного) летопись яв­лялась основным видом исторического повествования. После этого времени она постепенно уступает свои позиции дру­гому историографическому жанру - хронографу (хроногра­фы — это исторические сочинения, излагающие всемирную ис­торию).

Летописи составлялись в монастырях, при дворах русских князей (затем - русских царей), в канцеляриях митрополитов.

Авторы летописей, летописцы, не были независимыми, част­ными лицами; как правило, они выполняли поручение, задание или заказ духовных или светских властителей и отражали инте­ресы определенной группы людей. Вот почему до нас дошли ле­тописи, повествующие об одних и тех же событиях, но рассказы­вающие о них по-разному.

Исследователи различают два вида летописей. Одни летописи представляли собой или обычные записи по годам, сообщения о событиях, или летописные рассказы - описание событий с вклю­чением диалогов, конкретных деталей.

Летописные рассказы тоже различаются: в одних повествует­ся о событиях, современником которых является летописец; эти рассказы литературно обработаны и более реалистичны; другие рассказывают о событиях давно минувших лет, часто это эпи­ческие предания, легенды, внесенные в летопись не сразу, а спустя некоторое время. Характерными чертами таких летописей являются лаконичность описания, обобщенность образов героев, занимательный сюжет, эффект неожиданности.

Академик Д.С. Лихачев относит летописи к числу «объеди­няющих жанров» (термин Лихачева), потому что летописи вклю- 30 чают в себя элементы других жанров: исторической прозы, во­инской повести, жития святого, поучения, похвального слова.

Многие известные и сейчас произведения древнерусской ли­тературы дошли до нас в составе летописей. Это такие широко известные произведения, как «Поучение» Владимира Монома­ха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и другие.

В истории развитии жанра летописи исследователи выделяют несколько периодов.

Первые записи исторических событий начали вестись в конце X века в Киеве. Однако как жанр летопись возникла в XI веке, в период княжения Ярослава Мудрого. Д.С. Лихачев считает, что в первой половине 1040 года мог быть составлен свод преданий о том, как возникло на Руси христианство. Создание этого свода объяснялось стремлением сказать о том, что история Руси близка истории древних христианских государств; это нужно было для того, чтобы повысить авторитет русской церкви и молодого рус­ского государства.

Второй этап развития русских летописей ученые связывают с периодом 1060-1070-х годов: считается, что в это время сложи­лась форма летописного повествования - повествование в форме погодных (по годам) статей. Именно в этом было отличие древне­русских летописей от, например, византийских хроник, в которых исторические события описывались по периодам царствования то­го или иного правителя. Второй этап развития русских летописей связан с именем и деятельностью Никона - инока Киево-Пе- черского монастыря. Около 1095 года был создан «Начальный свод», который сохранился в новгородских летописях. На его ос­нове был создан прекрасный памятник древнерусской литературы, не имеющий себе равных в Европе по разнообразию источников, а также талантливости повествования, — «Повесть временных лет» (написана около 1113 года). Всемирно известная летопись - «По­весть временных лет» - по существу является энциклопедией ис­торических знаний своего времени, как интересно отозвался о ней исследователь В.Г Мирзоев, «сконцентрированный сгусток поли­тической мудрости раннего русского средневековья». Повесть указывала на место славян в мировой истории. Интересно, что значение «Повести временных лет» уже тогда хорошо осознава­ли в Древней Руси - именно она открывала все своды последую­щих лет.

В XII—XIII веках летописи ведутся не только в Киеве и Нов­городе, но и в других русских городах - в Рязани, Владимире, Чернигове, Ростове. Знаменитыми памятниками XIII века явля­ются летописные повести о битве на реке Калка в 1223 г. и о на­шествии хана Батыя 1237-1241 гг.

Новый подъем в развитии летописи как жанра происходит в XIV веке. Ученые связывают это с такими важными историче­скими событиями в жизни Древней Руси, как Куликовская битва в 1380 году и возвышение Москвы.

Первый общерусский свод летописей был создан в 1408 (по некоторым данным в 1409) году. В 1480-х гг. записи текущих событий стали носить сугубо официальный характер; с этого времени независимое, местное летописание в русском государ­стве перестало существовать (за исключением Пскова).

С XVI века летописание ведется только в Москве, столице русского государства. Появляется русский Хронограф, который объединил изложение мировой истории (от библейского времени до падения Византии) и русской истории (от древнейшей исто­рии до середины XV века).

В XVI веке (1568-1576 гг.) по заказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) создается самый крупный летописно-хронографичес- кий памятник Древней Руси - Лицевой свод. Он содержит 10 томов, талантливо украшенных миниатюрами (в количестве более 16 тысяч).

К XVII веку исчезает общественное и историческое значение летописей.

Русская художественная литература не раз обращалась к ле­тописям. Летописные рассказы использовали в своем творчест­ве такие известные русские писатели, как Н.М. Карамзин, А.С Пушкин, А.К. Толстой и другие.

tvory.info

Великие тайны древних летописей - смотреть онлайн

Великие тайны древних летописей

Семитологи, археологи и историки со всего света замерли в ожидании невероятной новости. В северном районе Иордании среди недр одной из местных пещер было найдено 70 древних свинцовых книг имеющих приблизительный возраст около 2000 лет. Листы в этих книгах имеют размер современной визитной карты, а текст и рисунки наплавлены сверху прямо на страницу.

Что за тайны хранят свинцовые пластины? Быть может, они содержат истинные сведения о вселенной, до сих пор неизведанные современным обществом? И возможно то, что на сегодняшний день считалось легендой или мифом, в самом деле, не что иное, как истина.

Великие тайны древних летописей

Правдивы ли смелые предположения палеографов сказать трудно. Ведь, несмотря на достаточно великий объем полученных знаний из сакральных источников, ведающих о возникновении разумной жизни на планете и о степени развития науки у древних людей – это лишь малая толика познания, по сравнению с количеством утраченных рукописей, содержание которых сгинуло навсегда…

Если бы древние народы не сжигали свои библиотеки, хранившие такие ценные для современности знания, то, возможно, представления о вымерших цивилизациях имели бы совершенно другой вид…

Так, в период египетских походов походом Рима, сподвижниками Цезаря была сожжено дотла одно из величайших хранилищ рукописей того времени – Александрийская библиотека. А число книг, уничтоженных в средние века инквизицией невозможно сосчитать. Также в 1549 испанцы сожгли библиотеку древнего народа майя, таким образом, похоронив их бесценные знания. И лишь чудом сохранились и выжили в пучине времен поэмы Гомера, несмотря на уничтожения знаменитой коллекции афинских рукописей в VI веке до н. э.

Великие тайны древних летописей

Из-за целой цепочки трагических ошибок, отдаленное прошлое всего человечества представляет собой решето, наполняемое случайным образом выжившими разрозненными данными. И кто знает, не сгинули ли в те фатальные моменты вместе с драгоценными книгами и ответы на вопросы, истязающие любопытное человечество по сей день…

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru


Смотрите также