Герб москвы древний. Всадник-драконоборец и герб Москвы: как у горожан появился новый праздник
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Москвы: герб столицы России. Герб москвы древний


История Москвы: герб столицы России

Не только приезжий, но и не каждый коренной житель столицы даст положительный ответ на вопрос о том, что же изображено на гербе российской столицы. В лучшем случае вспомнит о каком-то всаднике с копьем, который сражается со Змием. Для этого необходима история Москвы. Герб появился не сразу, его долго видоизменяли, создавая идеальный символ великого города.

герб москвы

Кто этот всадник

Знатоки геральдики не сомневаются, что в данном случае воин в серебряных доспехах верхом на коне – не кто иной, как легендарный Георгий Победоносец. Он облачен в серебряные доспехи, сверху синий плащ, в правой руке держит золотое копье, острие которого вонзается в пасть черного Змия. Имя Георгия Победоносца явно указано в «Положении о гербе», принятом столичным начальством в 1993 году. О нем знают далеко не все.

Так как же появился герб Москвы и почему там изображен именно этот человек? На эти вопросы можно отыскать ответы в нижней части статьи.

Легенда о воине

Основой послужил следующий сюжет, подробно описывающий сражение. Смелый воин верхом на коне поджидал Змия на берегу волнующегося моря. Внезапно ужасное и неприятное чудовище появилось из воды и приготовилось к атаке. Его зловонная пасть выпустила поток пламени, отчего конь, испугавшись, встал на дыбы. Но всадник не растерялся. Левая рука вцепилась в узду, боевой друг успокоился; правая – крепко ухватила копье там, где заканчивалось древко.

Ловким движением воин направил грозное оружие в сторону Змия, и волшебный серебряный наконечник вошел в пасть чудовища. Змий корчился в предсмертных муках под копытами коня, жизнь угасала в нем. Можно смело предположить, что герб города Москвы появился неспроста именно в таком виде.

герб города москвы

Покровитель ратного дела

Издавна христиане чествуют Святого Георгия. Он покровительствовал всем мужчинам, особенно тем, кто посвятил себя ратному делу, рыцарям, а также охотникам и путникам.

Неудивительно, что в 10-м веке, когда на Руси христианство укрепляло свои позиции, именно этот представитель христианского пантеона стал популярным среди охотников и воинов. Гордый кавказец мог позволить себе снять с головы свою шапочку-сванку, лишь когда видел образ Святого Георгия. Осетины, исповедовавшие христианство, во время застолий обязательно посвящали хоть один тост Святому Георгию, рассчитывая на его благосклонность и покровительство.

В Библии имеется сказание о палестинском воине по имени Георгий, который, чтобы спасти жизнь царевны Аи, убил дракона-людоеда. Но как же появился герб Москвы? Что символизирует всадник и чудовище под копьем?

Чудовище – это символ зла

Древнерусская легенда тоже повествует о Георгии, сразившем с помощью меча Змия. В благодарность за то, что уже не придется испытывать боязнь быть съеденными чудовищем, Гевальские идолопоклонники уверовали в Христа.

Можно углубиться еще дальше на много тысячелетий назад в индоевропейскую историю. Её персонаж – воин Индра, который был одновременно божеством, уничтожает змея. В результате человечество получает доступ к небесной воде. Со змеем борются в разные времена разные легендарные личности:

  • Тесей, герой древнегреческих мифов.
  • Перун, славянский языческий бог. В образе чудовища представлен Велес, правитель подземного царства.
  • Богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич побеждают огнедышащего дракона.

Вообще, змей у древних славян ассоциировался с врагами, которые часто приходили на Русь из степей. Поэтому герб города Москвы был выполнен в таком виде.

Сначала были монеты

Задолго до того, как князь или святой на фоне красного щита был утвержден в качестве символа Москвы, его облик изначально печатали на монетах Византийской империи. Киевский князь Ярослав Мудрый, правивший в 11-м веке, изготовлял печати и чеканил монеты со святым Георгием. Мало кому известно о втором имени князя – Юрий (или Георгий). Его он получил, когда стал христианином. В честь святого покровителя князь построил город Тарту (он же Юрьев), новгородский монастырь, храм святого Георгия в Киеве. Герб Москвы появился только спустя некоторое время.

герб москвы что символизирует

В последующие столетия традиционно продолжали изображать на монетах воина-змееборца русских князей. Это основавший столицу будущего великого государства Юрий Долгорукий, победитель тевтонских рыцарей Александр Невский, Иван II, Василий II. Для скульптурного образа святого победившего Змия была выбрана Фроловская башня Кремля.

Геройский символ на гербе

В качестве точки отсчета, когда всадник, который сражается со Змием, закрепился на гербе Московского княжества и «всея Руси», можно считать период правления Ивана III. Но, как это ни странно, почему-то никто не называл тогда «московского ездца» святым Георгием. Более того, даже на государственных печатях он размещался на груди двуглавого орла. Но уже тогда описание герба Москвы делали многие летописцы. Картинка символизировала, что любой враг Руси будет повержен.

Только Петр I специальным документом примерно во втором десятилетии 18-го века, наконец-то, удосужился присвоить конкретное имя (святой Георгий) знаменитому всаднику. До середины 19-го века петровский вариант служил символом столицы России. Указом императора Николая I в 1856 году дизайн герба немного преобразился.

животное на гербе москвы

После его утверждения через 27 лет приобрел следующий вид:

  1. Вместо дубовых листьев появились скипетры.
  2. Воина вместе с конем развернули в противоположную сторону, как того требовали правила геральдики, принятые в Западной Европе. Объяснялось это просто. У рыцарей средневековья гербы часто присутствовали на щитах. Во время боя щит, как правило, находился в левой руке. Поэтому изображенные животные (медведи, львы и т. п.) должны смотреть в сторону нападающего. Герб Москвы на этом не перестал изменяться.
  3. Плащ теперь приобрел синий цвет.
  4. Дракона, который первоначально был черным, покрыли золотом, а крылья стали зелеными.
  5. Изменилась масть коня – из белоснежного она стала серебристого оттенка.

Большевики, которые пришли к власти вследствие Октябрьской революции 1917 года, избавлялись от всего того, что было связано с буржуазным прошлым. Та же участь постигла и символику. В 1924 году Москва получила новый герб. Власть не желала оставлять старый герб Москвы, что символизирует царей и рыцарей.

москвы герб

Только в 1993 году Георгий Победоносец «вернулся» на прежнее место, тем самым подтверждая тот факт, что добро рано или поздно должно восторжествовать над злом. Многие спорят, какое именно животное на гербе Москвы изображено. Дракон – это мистика, поэтому решили остановиться на змее, которая пытается очернить Родину. Но защитники всегда уничтожат ползучего гада.

fb.ru

Герб москвы - Москва и Москвичи

Известно ли Вам, кто изображен на гербе Москвы? Казалось бы, ответ очевиден. Однако, все не так то просто. Точного ответа на этот вопрос не дают даже официальные документы. В "Положении о гербе Москвы", изображенный на гербе человек назван "Георгием Победоносцем", тогда как в положении "О Государственном гербе Российской Федерации", которое было утверждено в 1993 году, говорится: «на груди орла - всадник, поражающий копьем дракона» и никаких имен!

Пусть так, однако, для обывателя всадник на коне, копьем поражающий змея всегда ассоциировался именно с Георгием Победоносцем. История появления "Георгия" на гербе столицы невероятно древняя. Обычай печатать на монетах портрет святого или князя, пришел в нашу страну из Византии.

Первое изображение святого Георгия на печатях и монетах Ярослава Мудрого (был князем 1016-1054 гг.), появляется в начале XI века. Ярослав способствовал распространению культа Георгия Победоносца на Руси. Почитая его, как своего небесного покровителя, Ярослав Мудрый основал город Тарту (Юрьев) в 1030 году и в том же году заложил монастырь в Новгороде. В 1037 году князь начинает возведение Георгиевского монастыря в городе Киеве и строит в здесь храм святого Георгия. День освящения храма становится ежегодным праздником известным, как "Юрьев день".

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий продолжил традицию своего предшественника. По его велению в 1152 году был заложен град Юрьев-Польский, где позднее был возведен Георгиевский собор. Таким образом, постепенно, на Руси начал разрастаться культ святого Георгия Победоносца. При Иване III всадник-змееборец был окончательно утвержден как герб княжества Московского. Уцелела печать 1479 года, на ней изображен всадник-копьеносец, поражающий змея-дракона окруженный письменами: "Печать великого князя Ивана Васильевича". На обороте печати, нет рисунка, а к повторяющейся надписи добавлено - "всея Руси". С этого момента, герб княжества Московского, на какое-то время стал гербом всей Руси. Петр I первый назвал всадника святым Георгием. Это подтверждает сохранившаяся с тех времен записка, написанная им собственноручно, относящаяся к 1710-м годам.

В таком виде герб Москвы просуществовал до 1856 года, затем, в результате проведенной в русской геральдике реформы (по указу Николая I), герб Московской губернии претерпел изменения. Новый герб города Москвы утвердили в 1883 году. В отличие от губернского в обрамлении герба города были не дубовые листья, а скипетры.

Основное изменение герба заключалось в следующем: всадник был развернут в другую сторону, согласно правил западноевропейской геральдики все живые существа (конь, всадник) должны быть повернуты в правую, а для зрителя, левую, сторону. Сделано это было для того, чтобы живое существо (лев, медведь, всадник) изображенные на рыцарском щите, когда он держит его у левого бока, казались нападающими на противника. Плащ всадника из желтого стал, синим, дракон превратился в золотого с крыльями зеленого цвета (ранее был черным), а белый конь стал называться "серебряным".

После Октябрьской революции герб Москвы упразднили. Герб с советской символикой был утвержден в 1924 году, а в 1993 г. был возвращен древний герб Москвы. В положении всадник назван Георгием Победоносцем. Итак, два разных положения именуют всадника по-разному. Точнее в одном он назван святым Георгием Победоносцем, в другом обозначается, как всадник. В целом, так ли уж важно, собирательный это образ, святой покровитель города или простой воин. Главное, что на гербе изображен символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.

Да сгинет змий!

История московского герба

...Конь захрапел.Из пенистых волн моря прямо на него выползало чудовище, дыша смрадной, клыкастой пастью.Змий приготовился атаковать всадника, из зева дракона вырвался клуб огня.Конь взвился на дыбы.Воин в сверкающих доспехах придержал левой рукой узду,чтобы не потерять контроль над животным.Правой же рукой он перехватил копье ближе к окончанию древка,направил волшебное, серебряное жало оружияточно в пасть чудовищу и ударил.Змий забился в смертельных корчах под копытами белоснежного скакуна...

Этот сюжет увековечен на гербе Москвы.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ГЕОРГИИ

Святой Георгий — покровитель воинов, мужчин, путников, охотников, один из самых почитаемых святых в христианском пантеоне. Его образ появился на Руси в X веке и стал быстро вытеснять языческие божества, которым поклонялись воины и охотники, Впрочем, его почитали рыцари Западной Европы. В горах Кавказа старики-сваны только перед иконой Святого Георгия снимали шапочку-сванку. У осетин-христиан ни одно торжественное застолье до сих пор не обходится без тоста в честь Святого Георгия и просьбы к нему о покровительстве.

Библейская легенда повествует о том, как в некие стародавние времена воин Георгий в Палестине спас царевну Аи от пожирающего людей дракона. Змей, или змий, как его называли в Древней Руси, жил в озере и выползал на сушу, чтобы съесть очередную жертву Георгий зарубил змея мечом, и примером такого чуда обратил в христианство идолопоклонников Гевальских.

Корни этой легенды теряются в глубине тысячелетий. В эпосе индоевропейцев бог-воин Индра поражает злодея-змея и освобождает небесные воды, дающие жизнь людям. Славянский Перун — бог воинов, грозы и молнии — борется со змеем — богом подземного мира, скота и богатства Велесом, чтобы освободить похищенный им скот и воду. Греческий герой Тесей убивает морского дракона и, как Святой Георгий, спасает от гибели царевну, принесенную в жертву чудищу-людоеду. Да и во многих русских былинах рассказывается о битвах богатырей с трехглавым змеем, похитителем людей. С крылатым огнедышащим монстром сражаются Добрыня Никитич и Алеша Попович. Со змеем-ворогом наши предки часто сравнивали степных захватчиков, постоянно грозивших набегами древнерусскому государству. Поэтому древняя легенда о воине-змееборце была близка и понятна русским людям средневековья.

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ГЕРБЫ НА ЩИТАХ

Средневековые гербы в Западной Европе появились во времена крестовых походов и первых рыцарских турниров, Там закованные в броню конники бились «шутейно» (иногда, правда, не до смерти) копьями, за свою честь и во славу прекрасных дам. Родина турниров и геральдики — науки о гербах — Германия. Герб, изображенный на щите рыцаря, считался его родовым, личным знаком. А вот на Руси в средние века родовой семейный герб не был распространен. Свои эмблемы были в основном у князей. Они изображались на печатях, монетах, на щитах княжеских дружинников, чем подчеркивался сам факт их службы князю. Среди резных фигур Георгиевского собора в Юрьеве-Польском на Владимирщине (XIII век) можно увидеть Святого Георгия, который держит в руках копье и овальный щит, на котором изображен знак Владимирского княжества — лев. Край щита окантован растительным орнаментом. Подобная эмблема на щите у русских воинов того времени была знакомым явлением. Вполне вероятно, что именно ее и стали в дальнейшем называть гербом.

В русском языке слово герб впервые упоминается в 1571 году при царе Алексее Михайловиче. Это именно государственная эмблема, не знак на щите. «Да прислати образец гербъ свейский (шведский), чтобы тот гербъ в царского величества печати былъ».

ГЕРБ ГОРОДА МОСКВЫ И РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Изображение всадника, поражающего копьем змея, можно увидеть на печатях и монетах времени Василия Васильевича II Темного, внука Дмитрия Донского. Он первый принял титул Господин Всея Руси, В этот момент и потребовался символ московских государей, который был бы понятен всем и подчеркивал их роль, как оплота борьбы с удельной раздробленностью и иноземными ворогами. Окончательно же эмблема Московского государя как государственный герб появилась во времена правления его сына Ивана Васильевича Великого, Ивана III (1462- 1505 годы). На его поздних печатях мы видим два изображения — конного змееборца и двуглавого орла.

При Иване Грозном (правление 1533-1584) эмблема Российского государства выглядит так: двуглавый коронованный орел и щит с изображением конника, который поражает копьем змея.

Официально эмблема всадника-змееборца как герба именно города Москвы была утверждена 20 декабря 1781 года. С 1856 года герб города Москвы становится и гербом Московской губернии. В этом статусе он вновь утвержден с 1883 года.

МОСКОВСКИЙ ЕЗДЕЦ

Изображения витязя-змееборца на московских печатях и на гербе не всегда были одинаковы. На печати Ивана III мы видим римского конника в развевающейся мантии. Во времена правления Василия Ивановича (Василия 111,1505-1530) всадник изображен обнаженным как символ греческого Геракла или римского Геркулеса, На печати Ивана IV также изображен нагой витязь, но в царской короне и мантии.

На заглавном листе славянской Библии, изданной в 1663 году в Москве, всадник уже одет, как подобает русскому воину. На его голове то ли остроконечный шлем, то ли шапка Мономаха. Тело его защищает броня. Русский витязь в остроконечном шлеме есть на одной из печатей Петра I. Однако стремление представить витязя в облике античного или западного воина все же победило. Витязь на Московском гербе XVIII века облачен в тяжелые западные доспехи и жалит змея рыцарским оружием — тяжелым копьем с коническим противовесом на окончании древка. На гербе Московской губернии в XIX веке вновь появляется римский воин, но древко его копья венчает восьмиконечный крест — это уже православная, христианская символика.

Почему московские князья не изображали в образе наездника-змееборца русских воинов? Причин несколько. Во-первых, начиная с времени Ивана III, правители Московского государства стремились подчеркнуть преемственность своей власти от императоров Римской империи. Во-вторых, великокняжеская эмблема, или герб России, должен был быть как высший символ в меру конкретен и в меру абстрактен. Печати с московским всадником скрепляли важнейшие государственные и международные документы, Образ воина рассматривался именно как знак-аллегория, которая была бы всюду правильно понята.

Важнейшая особенность всадника на Московском гербе — это его светский облик. Он никогда не изображался святым с нимбом над головой. Под этим витязем подразумевался Московский князь или царь. За эмблемой Великого князя Московского первоначально закрепилось имя Ездец, а не Святой Георгий, хотя сюжет битвы со змеем прямо копировал хорошо известное на Руси предание о великом святом воине-христианине, великомученике. Сцена со Святым Георгием Победоносцем на коне, поражающим копьем змея, была изображена в древнем Успенском соборе Москвы. Буквальный смысл Московского герба означал, видимо, следующее: Великий князь Московский, или царь Всея Руси — оплот православного христианства, борется со злом, недругами, иноземными захватчиками точно так, как это делал Святой Георгий Победоносец, Неправда ли, многозначительная иносказательная символика.

Думал ли Великий князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий, что приглянувшееся ему в 1147 году местечко боярина Кучки, затерянное в дремучих лесах, где обитало славянское племя вятичей, станет столицей всех русских земель? Вряд ли. Но, может быть, сам Святой Георгий, имя которого носил князь, подсказал ему обнести поселок Москву в 1156 году деревянными крепостными стенами, и тем положить начало нашему Кремлю.

За столетия своего существования детище Юрия Долгорукого превратилось в самый крупный город в России уже в XVI- XVII веках. Не раз Москва, став оплотом централизованного Русского государства, подвергалась набегам врагов и возрожденная восставала из пожарищ. В самые тяжелые, времена в 1941 году, Москву защищал великий воин-полководец, который тоже носил имя Георгий. Случайно ли это? Или, может быть, действительно, сам Святой Георгий вдохновляет на великие дела всех, кто заботится и бережет его любимый город нося имя знаменитого воина-змееборца Георгия?..

(Сергей Корневский)

www.moskvichi.name

Герб Москвы и Георгий Победоносец

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.

Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.

Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.

Герб Москвы, 1781.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.

Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.

Герб Мосвквы, 1856.

Герб Москвы, 1883.

Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змейУбийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.

Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странахЭтот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.

Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого ГеоргияСамой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.

1471 год, Джованни Беллини (Италия).

1456 год, Паоло Уччелло (Италия)

1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)

1606-07 годы, Рубенс (Голландия)

1890 год, Гюстав Моро (Франция)

1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, декабря 6, 2012 в 10:18 в теме: ГОРОД, Городские парадоксы, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Что означает герб Москвы

В древности в русских княжествах просто не было гербов, они — черта исключительно западного средневековья. Ни Киевская Русь, ни Византия не знали геральдики в ее классическом понимании. Само слово «герб» имеет в своей основе немецкий корень, означающий «наследство». Это символ, который передавался из поколения в поколение без изменений. Георгий Победоносец короткое время стал символом Москвы во время междоусобной войны при Василии II Темном (1425—1462). Изображение святого было эмблемой главного врага Василия II — его дяди, удельного князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Князь Юрий дважды захватывал Москву, был провозглашен великим князем. Свое второе правление Юрий начал с того, что стал чеканить монету с изображением своего небесного покровителя – Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Но Юрий умер, пробыв на престоле всего два месяца.

Впервые эта символика украсила Москву - 15 июля 1464 г . над воротами Фроловской башни Кремля было установлено вырезанное мастером Василием Ермолиным из белого камня изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона. В 1491 г ., в связи с перестройкой Кремля, белокаменный всадник был помещен в специально выстроенный в Кремле напротив Спасской башни храм во имя Святого Георгия. Два символа — «Ездеца» и двуглавого орла — Иван III соединил на появившейся в 1497 г . государственной печати. На одной ее стороне был изображен орел, на другой — конный воин. Наездник теперь поражал копьем дракона, что сближало его с образом Георгия Победоносца. Однако отсутствие нимба говорило, что это — светский всадник-правитель. Печать как бы олицетворяла его «двойной» титул — «великий князь московский» и «государь всея Руси». При сыне Ивана III Василии III (1505—1533) двуглавый орел на время исчезает, и гербом России служит один московский всадник. Двуглавого орла вернул на государственный герб Иван IV Грозный. Приняв в 1547 г. царский титул, он, конечно, не мог довольствоваться скромной московской эмблемой. На новой государственной печати всаднику нашлось место посередине орла. Правда, в 1561 г. появилась и другая печать, где наездника не было. Вместо него на груди двуглавого орла была личная эмблема Ивана IV — единорог.

Конный воин-змееборец в центре российского орла по-прежнему не связывался со Святым Георгием. Из старинных эмблем перешла трактовка наездника как правителя «В истинной Московского княжения печати вырезано — царь на коне победил змия». В Западной Европе же обычно видели в фигуре на гербе небесного покровителя. Поэтому, когда в 1659 г. русское посольство прибыло в Италию, тосканский герцог прямо спросил, не святой ли Георгий изображен на груди двуглавого орла. На это русский посол ответил, что нет, «это — Великий государь наш на аргамаке». Окончательное оформление эмблемы всадника, побеждающего дракона, как официального герба Москвы произошло после петровских реформ. В 1722 г . по указу Петра I в России была создана Герольдмейстерская контора, которой Правительствующий Сенат поручил в 1724 г. представить гербы всех русских городов. «Для отправления геральдического художества» пригласили уроженца Пьемонта (Италия) Франциска Санти, в помощь ему придали русского «живописного мастера» Ивана Чернавского.

Рисунок герба Москвы был выполнен Санти на основе изученных им древних печатей. Наездник изображался без нимба, как воин, а не святой; повернутым к зрителям вправо. Только в 1728 г., уже после смерти Петра I, появилось описание герба Москвы «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые. Венец желтый же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». Данное описание нетерминологично. У составителей списков гербов на знамена, вероятно, были на руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Белый же цвет в геральдике - серебро. Окончательно этот герб вместе с другими городскими гербами был утвержден Сенатом в 1730 г. Кроме весеннего «Егория» праздновался еще и «Георгий осенний». В этот день — 26 ноября (9 декабря по н. ст.) 1051 г . митрополит Илларион освятил в Киеве первую на Руси церковь Георгия Победоносца, построенную по велению Ярослава Мудрого, чье имя, полученное при крещении, было Георгий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен. Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года.. Новым герб имел советскую и «промышленную» символику. В сознании москвичей этот герб так и не прижился. В 1993 году распоряжением мэра Москвы городу был возвращен исторический герб, сходный с гербом 1781 года. Положение о Гербе города Москвы. Рисунок герба разработал К. К. Иванов. В настоящее время изображения Святого Георгия на гербах Москвы, Московской области (бывшей губернии) и на центральном щитке российского герба отличаются друг от друга. Московская область поместила в своем гербе изображение Святого Георгия, выполненное Кёне, — античный всадник, повернутый влево; то есть на двух московских гербах всадники смотрят в разные стороны.

Что означает герб Москвы интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

Герб Москвы - история, фотографии, архив

В 1993 году Правительство столицы утвердило герб города Москвы. На нём изображен Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает черного змия. Принято считать, что красный цвет символизирует память о воинах, которые остались на полях сражений. А черный дракон – это силы зла. Что касается серебряного и золотого, то это – символы успеха и превосходства над противником.

герб города Москвы герб города Москвы Герб Москвы 2 2герб города Москвы

По мнению историков, после знаменитой Куликовской битвы на гербе великих князей Московских появился всадник, который поражал копьем дракона. Известно, что на Руси этот образ воспринимался как образ государя. А вот мнение, что на гербе изображен Святой Георгий, было у иностранных послов, которые приезжали в нашу страну.

Почему на гербе Москвы изображен Георгий Победоносец?

Но, с течением времени, примерно в начале 18-го века, всадника официально стали считать Святым Георгием – благодаря царю Петру Первому. Именно он принял решение сделать Святого Георгия покровителем Москвы. Вскоре произошло ещё одно значимое событие – изображение всадника было решено перевернуть в другую сторону. Это было связано с тем, что рыцари носили щит на левой руке. Таким образом, всадник на гербе стал смотреть «в лицо врагу». После революции 1917 года герб был упразднен, а новый появился только в 1924 году. В центре композиции были звезда, серп и молот – символы рабоче-крестьянского движения.

герб города Москвы герб города Москвы Герб Москвы 3 2герб города Москвы

В 1993 году городу вернули древний образ герба. Считается, что Георгий Победоносец происходил из известного греческого рода. Он состоял на военной службе у императора, был христианином. Когда император Диаклетиан объявил гонения на христиан, Георгий встал на их защиту. Из-за этого был подвержен ужасным испытаниям, которые выносил с большой стойкостью. Тем не менее, он был казнен. С тех пор каждый год 6 мая принято отмечать как день Святого Великомученика Георгия. С князя Юрия Долгорукого началась история Москвы. Юрий – в переводе с греческого означает Георгий. Возможно, это совпадение не случайно.

typical-moscow.ru

как у горожан появился новый праздник / Новости города / Сайт Москвы

Сейчас в Москве четыре городских праздника: День города Москвы — первая суббота сентября, День Московского университета (Татьянин день) — 25 января, День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — 5 декабря и День герба и флага города Москвы — 6 мая.

Действующие герб и флаг города были утверждены 1 февраля 1995 года, после чего в их описание вносились незначительные поправки. Но если флаг Москвы — символ новый и впервые он был законодательно принят лишь в сентябре 1994 года, то история герба имеет долгую и богатую историю.

В распоряжении Мэра Москвы № 674-РМ от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы» говорится: «Настоящий герб воссоздан на основе иконографического сюжета “Чуда Георгия о змие” и изображения его на печатях, монетах, княжеских и царских гербах Древней Руси, а также по образцу первого официально утверждённого герба Москвы 1781 года».

Неофициально этот образ был возвращён ещё в 1991 году, когда художник Константин Иванов, бывший тогда депутатом Моссовета, опубликовал на страницах «Вечерней Москвы» свой вариант нового герба города. По сути, этот проект стал очередным этапом полемики, длившейся уже более пяти лет, о том, стоит ли возвращать старинный герб или нет.

Поиск нового

Утверждённый в 1925 году социалистический символ изжил себя спустя какие-то лет десять даже на официальном уровне. «Герб некоторое время применялся “при необходимости обозначать принадлежность имущества Московскому совету, Губернскому исполнительному комитету, его отделам и предприятиям”»[1].

Злую шутку с новым гербом сыграли переизбыток производственных эмблем и сложная композиция: место в нём нашлось и для пятиконечной звезды, и обелиска, и серпа с молотом, и для зубчатого колеса и связанных с ним ржаных колосьев, и для наковальни с челноком и даже динамо-машины.

Этот герб, кстати, сохранился в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.

В середине прошлого века делались-таки попытки придумать новый герб, но ничего не выходило. В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, предложив совместить национальные традиции древней столицы и достижения столицы социалистического государства. Получили 177 проектов, но выбрать победителя так и не смогли. Многие художники, к слову сказать, в своих работах возвращались к образу всадника, побеждающего змея.

Старый герб

Именно он, всадник-змееборец в его каноническом понимании, и был утверждён императрицей Екатериной II в качестве центрального элемента первого герба Москвы 20 декабря (31 декабря по новому стилю) 1781 года. «Город Москва, имеет старый герб. Святый Георгий на коне, против того ж, как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающий копиемъ чернаго змия»[2].

Чиновники герольдмейстерской конторы во главе с Иоганном фон Энденом были профессионально точны и, готовя законодательные акты, тщательно проверяли наличие у города какой-либо существовавшей ранее символики. Если подобные факты были обнаружены, город получал старый герб.

Именно это и произошло с Москвой, эмблема которой стала частью государственного герба ещё в XVI веке. На больших государственных печатях царей Иоанна Васильевича Грозного и Фёдора Иоанновича московский герб — всадник на коне — изображён на особом щите посередине. «Неразделён с Всероссийским гербом был герб Москвы. Настоящее его место есть в сердце Русскаго орла, как средоточие, из котораго выросло Государство»[3].

Впервые же образ святого Георгия, или «человека на коне», «ездеца», «великого государя на аргамаке», стал использоваться великим князем Московским Иваном III Васильевичем в XV веке. Он появляется на его монетах, наградных деньгах, а с 1497 года его изображение становится обязательным для всех печатей русских государей.

Детали

В 1720-х годах произошло знаменательное событие. По приглашению Петра I работой над составлением гербов царств, провинций и городов занялся пьемонтский дворянин Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Именно ему принадлежит первое в истории колористическое решение московского герба. «Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он же одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а всё то колера серебряного или белого; оной святой Георгий держит своё копье в пасти, или во рту, змия чёрного»[4].

Одежда всадника на московском гербе изменялась постоянно в зависимости от того, кем его подразумевал художник.

«Он был или в шишаке, если в нёмъ видели воина, который колол копьем змия, или в Мономаховой короне, каким он изображен на печатях Царя Михаила Феодоровича, ибо представлял самого Великаго Князя, или же в короне княжеской на печатях Царя Алексея Михайловича… Иногда, хотя и реже, всадник в Государственном гербе представлялся с обнаженною головою»[5].

Допускались вольности и в степени поражения змея: «То копье только вонзилось в животное, то оно пронзило его, то змей как бы жалитъ коня в ногу, то конь давит дракона в самую грудь»[6].

Геральдический канон

В 1857 году управляющий гербового отделения департамента герольдии Сената Бернгард Карл (Борис Васильевич) Кёне совершил небольшую революцию, повернув всадника влево от зрителя согласно западноевропейским правилам. Именно этому обороту святой Георгий обязан столь неестественной позе, в которой он изображался вплоть до 1918 года, когда новая власть приняла декрет «О памятниках Республики»: бросив узду, он колет змея двуручным хватом.

Любопытно, кстати, что в XVII веке подобное изображение уже использовалось. На малой печати Лжедмитрия I всадник тоже едет влево. И всё от того, что делал её западный мастер, хорошо знавший геральдику, по правилам которой все живые фигуры должны быть обращены вправо, то есть влево от зрителя.

Изменил Кёне цветовое решение герба, а также внёс очень важный элемент — крест на копье, что должно было подчеркнуть, что изображён на нём не простой воин, а святой Георгий.

Описание утверждённого 16 марта 1883 года герба звучало так: «В червлёном щите Святой Великомученник и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелёными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьём. Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединённые Андреевскою лентою»[7].

От всех этих нововведений в 1993 году было решено отказаться. Новый герб Москвы вернул традиционный для исконно русского образа всадника-драконоборца оборот вправо от зрителя и избавил от новых элементов, внесённых Борисом Кёне.

Два года спустя Константин Иванов получил за свой герб премию Москвы, а горожане в 2004-м — новый праздник «День герба и флага города Москвы».

 

[1] Наука и жизнь. 1966. № 8. С. 108.

[2] Полное собрание законов Российской Империи. Том XXI. СПб., 1830. С. 361.

[3] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 227.

[4] Символика Москвы. М., 2003. С. 222.

[5] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 231.

[6] Там же. С. 231.

[7] Медведев М.Ю. Проблемы реабилитации и реконструкции исторических гербов (на примере герба столицы России // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Символы России: история и современность». Рязань, 2009. С. 46.

 

www.mos.ru

Герб Москвы. Соловей Разбойник - Москва - История - Каталог статей

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

В 1120 г. князь Юрий Владимирович Долгорукий - сын Владимира Мономаха (по крещению Георгий), был посажен в Ростово-Суздальское княжество.Столицу княжества Долгорукий в 1125 г. перенёс из Ростова в Суздаль. Около Суздаля в местечке Кидекша была построена княжеская резиденция с палатами и белокаменной церковью Бориса и Глеба. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.Юрий с 30-х годов (после Ярополка Владимировича) боролся за Переславль Южный и Киев. Вёл борьбу за киевский престол против своих племянников (Мономаховичей) Изяслава и Ростислава, Мстиславовичей.

В 1136 г. в Новгороде Великом произошло выступление народных масс, в результате чего из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, а на его место пригласили Святослав Ольгович, враждебного Мономаховичам.В 1147 г. Юрий Долгорукий против Изяслава - великого Киевского князя (1146-1154 гг.) заключил союз со Святославом Ольговичем, для чего пригласил его на Московь (1-е упоминание о городе в летописях) - местечко бояр Кучковичей - будущий город Москва. В 1147 г. Святослав Ольгович с помощью суздальского князя вернул себе сначала область вятичей, а затем и другие города. В состав его владений тогда входили Новгород-Северский, Путивль, Любеч, Утень, Беловежа, Вьяхань, Всеволож, Моравийск и города в земле вятичей. Теперь он выступает против Изяслава Мстиславича в союзе с Юрием.Святослав Ольгович помог Долгорукому занять киевский стол. Ок. 1155 г. Святослав Ольгович получил от своего союзника Мозырь. Тогда же он стал и черниговским владетелем, но вскоре потерял Чернигов. После смерти Юрия (1157 г.), по договору с новым великим князем Изяславом Давыдовичем, он снова получил Черниговскую землю, а Новгород-Северский передал Святославу Всеволодичу.

Юрий строит в своём княжестве новые города и крепости: Москва (1147 г.), Переславль-Залесский (1152 г.), Юрьев-Польский (1152 г.), Городец Мещёрский (1152 г. будущий Касимов), Дмитров (1154 г.) - в честь своего сына Дмитрия (Всеволода), Звенигород. Эти города считались собственностью князя. Население городов было прочно привязано к князю и зависело от него. В этих городах быстро развивалось ремесленное производство.

В нач. XI в. на монетах и печатях сына Владимира Святославича Ярослава Мудрого (княжил с 1016 по 1054 гг.), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси.В честь своего святого покровителя он основал в 1030 г. город Юрьев (сейчас - Тарту) и заложил в том же году Юрьев монастырь в Новгороде, позднее там был построен Георгиевский собор. В 1037 г. Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм святого Георгия, а день освящения храма учреждает ежегодным праздником - "Юрьевым днем".Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, заложив в 1152 г. крепость Гергев (Юрьев-Польский), где был построен белокаменный Георгиевский собор. Во Владимире в 1230-1234 гг. был построен новый княжеский двор и заложена белокаменная церковь Георгия.

На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен.

Печать Юрия Долгорукого. XII век.

На лицевой стороне печати старшего брата Юрия Долгорукого - Мстислава Владимировича в 1130 году впервые появляется изображение святого воина-змееборца. Следующее по времени изображение святого воина-змееборца есть на многочисленных печатях Александра Ярославича Невского (1252-1263 гг.). На некоторых из них с одной стороны - святой Александр на коне с поднятым мечом в руке, а на другой стороне святой Федор в виде пешего воина, одной рукой ведущего на поводе коня, а другой - поражающего змея-дракона. Федор - крестильное имя отца Александра Невского - Ярослава.

Князь Юрий Долгорукий - первый князь который взялся за борьбу с язычеством в Москве. Боярин Кучка отказался тогда подчиниться Юрию, так как был властным потомком племенных князей – вятичей. Юрий приказал казнить боярина, а его владения присоединил к своим землям.Со времени основания Москвы вятичским князем Моском Святоярычем святилище Велеса и Купалы находилось на Боровицком холме и весьма почиталось окрестными жителями. Но вот во времена Юрия Долгорукого последнее вятичское языческое княжество и сама Москва были присоединены к Суздальскому княжеству. Ведические святилища стали перестраивать под христианские храмы. Тогда, по церковному преданию, «на пепеле купальского костра», то есть на месте святилища Купалы, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору». Летописец утверждал, что сей храм – «первая на Москве церковь бысть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.

27 июля 1156 года Юрий "Заложил град Москву на устье Неглинной выше реки Яузы" – указывает повесть "Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы". Хотя и связывают постройку княжеской крепости в 1156 году с именем Юрия, но сам он в это время находился в Киеве и в Москве не появлялся до самой смерти. Еще более вероятно, что князем, "заложившим град Москву", был сын Юрия – Андрей Боголюбский.

Существует несколько версий названия крепости Москвой.В древности существовало общеславянское слово с корнем "моск" со значением "быть вязким, топким" или "мокнуть". Отсюда в русском языке происходят слова "мозгнуть", "промозглая" погода. То есть с корнем "моск" у славян связывались представления о сырости, влажности, реке. В пользу этой теории и название "Волга", родственное слову "влага".Финно-угорское происхождение названия города – также авторитетная гипотеза. Она отождествляет первую часть слова "москва" с "маска" ("меска") – медведь, а вторую с "ава" – самка, мать. В итоге слово "москва" означает "медведица".По другой теории, "Москва – это "Коровья река" ("моск" – "корова", "ва" – река).По версии происхождения названия города от балтийских языков, "Москва" означает "болотистая, слякотная река, сырая местность".В настоящее время существует еще одна гипотеза славянского происхождения названия Москвы – "Москов" – "моск" по-старославянски значит "кремень", а "ков" (если прочесть его как "хов") – "укрытие", отсюда "Москов" – "укрытия из кремня".

В продолжение большей части XIII в. в Москве не было постоянного княжения. Лишь в поколении правнуков Всеволода III, по смерти Александра Невского в Москве является младший и малолетний сын его Даниил. Он стал родоначальником Московского княжеского дома.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого) (1353-1359 гг.). На печати сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича изображен всадник с копьем, направленным вниз, в то место, где должен быть змей. И, наконец, на монетах того же Василия Дмитриевича и особенно его сына Василия Васильевича Темного эмблема приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился в качестве московского герба.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1479 г., на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: "Печать великого князя Ивана Васильевича", а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - "всея Руси". С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси. В 1497 г. появляется другой тип государственной печати Ивана III. На лицевой стороне ее по-прежнему всадник, поражающий копьем дракона, и надпись: "Иоанн божиею милостью господарь всея Руси и великий князь", а на обороте впервые помещен двуглавый орел, окруженный надписью, являющейся продолжением лицевой: "и велик княз Влад и Мос и Пск и Тв и Вят и Пер и Бол". Судя по расположению надписи (вокруг орла окончание титулатуры князя), главным символом и здесь является всадник.

При сыне Ивана III Василии III эта печать была полностью сохранена, заменено лишь имя князя. Только при Иване Грозном, первом русском князе, принявшем в 1547 г. царский титул, на золотой булле 1562 г. двуглавый орел занимает главное положение, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла. Эта композиция сохраняется и на Большой государственной печати 1583 г. и на всех последующих Больших государственных печатях Руси и России. При этом тип печати 1497 г. сохраняется и продолжает употребляться до XVII в. в виде кормчей печати. Так называлась печать, которую прикладывали к царским грамотам на земли, угодья, жалуемые подданным за службу, "на кормление".

Герб Москвы

В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 гг. сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия". Дипломат и писатель сер. XVII в. Григорий Котошихин в своем сочинении "О России в царствование Алексея Михайловича" свидетельствует: "в истинно Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия". На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 г., змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем.

Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: "Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил". Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет "воображение великого государя на коне". В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца "ездацом". Без изменений герб оставался и при Петре II.

В 1728 г. возникла необходимость составить гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. В мае 1729 г. они были представлены в военную коллегию и удостоились высочайшего утверждения. Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 г. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: "...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное".

Герб Москвы 1730 г.

С этого момента и вплоть до нач. XX в. всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Почему именно в это время произошло такое изменение? С одной стороны, под влиянием иностранцев Петр I в 1722 г. пригласил на службу в качестве герольдмейстера графа Санти. Но, пожалуй, в не меньшей степени способствовало этому восшествие на российский престол плеяды императриц. На пробном экземпляре копейки 1730 года еще старый петровский тип всадника, но он не был уже утвержден. Напомним, что 1730-й год - год воцарения Анны Иоанновны.

Герб Москвы 1781 г.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: "Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия". Герб Москвы просуществовал в таком виде до 1856 года, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию царя Николая I, герольдмейстером Кене был значительно изменен герб Московской губернии. Новый же герб столичного города Москвы был утвержден только 16 марта 1883 года и отличался от губернского обрамлением: вместо дубовых листьев - скипетры."В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою".

Основное изменение герба - всадник был повернут в другую сторону. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным.

Герб Москвы 1883 г.

В указе 1781 года названы только цвета щита, коня и змия, соответственно - красный, белый и черный. Выяснить, какими были первоначальные, исконные цвета московского герба, помогает его подробное описание, приведенное в статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года. Это ближайшее из предшествующих указу 1781 года официально утвержденное описание. В середине орденского креста был помещен московский герб:"...в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий".У составителей списков гербов на знамена 1730 года, вероятно, были в руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Серебро же в геральдике передается белым цветом.

Изменение желтого (золотого) цвета плаща всадника на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России - белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный церковью, цвет плаща святого Георгия - красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко - зеленый, но не синий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен.

Герб Москвы

Распоряжением мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года столице был возвращен её древний герб. В положении о гербе сказано: "На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия".См. Георгий Победоносец.

СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК

Впервые город Муром упоминается в летописи под 862 годом, однако, без сомнения, его история уходит гораздо дальше в глубь веков.Само название Мурома говорит о том, что изначально в этом городе жили люди, принадлежащие к одной из ветвей финно-угорской народности, к племени мурома. Мурома наряду с мещёрой, мерей, весью и мордвой издревле заселяли этот край. Имя богатыря Ильи Муромца напоминает имя бога-кователя, демиурга из финно-угорских мифов Ильмаринена. Он же Илья Тульский из «Книги Коляды». Илья Муромец повторяет подвиги этого древнего бога-громовержца и борца с демонами и драконами, в том числе и борьбу с Птицей-демоном у реки, разделяющей Явь и Навь.Эту же битву вели все громовержцы, Солнце-боги древности, а затем и заменившие их христианские борцы с драконами, включая Георгия Победоносца с герба Москвы.Исторический богатырь Илья из села Карачарово, судя по церковному преданию монаха Киево-Печёрской лавры Кальнофойского, жил в XII веке. Он был современником Владимира Мономаха (на самом же деле он был современником князя Андрея Боголюбского, который сделал столицей Владимир). После многих подвигов он принял монашество. Его мощи ныне находятся в Киево-Печёрской лавре. Православная церковь отмечает день святого и благоверного Ильи Муромца 1 января. И поныне в Муроме есть семьи, которые почитают Илью Муромца (см. Илья Муромец) своим предком, есть среди них и люди, наделённые от природы немалой силой. Однако в народном сознании, в преданиях Илья Муромец слился со своим великим предком богом-громовержцем, и, верно, прежде всего с Ильмом Тульским, который в древние эпохи вывел роды гипербореев с островов северной страны Гипербореи.Чуть ли не каждый герой ведических преданий рано или поздно отправлялся в путь в волшебный мир. И всегда на границе мира Яви и мира Нави они встречались со Стражем Пути, с великой Птицей: Моголом, Ногаем, Гамаюном, Сирином или Соловьём. Птица исполняла ту же роль, что и главный страж Врат – бог Велес. В традиции эта птица являлась священной птицей Велеса, и сам Велес мог обращаться в птицу.

Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно – на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме.

В преданиях, помещённых в «Хронографе Дорофея» про основание Москвы говорится: И узрел он «зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». В этом троеглавом драконе нельзя не узнать Велеса, покровителя Боровицкого холма, который мог предстать и в виде Триглава, ибо сам был третьим его ликом. В Ведах Руси Сварог, Перун и Велес суть три лика Единого Бога, Триглава (в Ведах Индии Тримурти являют боги Брама, Вишну и Шива). Сам же Велес почитался братом Одинца, сыном бога Бора и внуком бога Бода. Священной птицей Велеса почитался Соловей. Его в былинах называли Одихмантьевым сыном, а также Соловьём Будимировичем.Боровицкий холм был в древности святилищем бога Велеса и гнездовищем его птицы Соловья. Приход сюда Ильи Муромца (или же князя Георгия Долгорукого), означал распространение власти Бога христиан.Сходную символику имеет и герб Москвы, где изображён Георгий-Победоносец, поражающий Змея. Христианский святой Георгий вытеснил ведического бога Яра (Ярилу), сына Велеса, который также повергает дракона бога Сивы. Рядом с Кремлём есть Сивцев Вражек, где располагалось святилище Сивы.

Рельеф с изображением бога Гора, пронзающего копьем крокодила

На этом древнеегипетском рельефе, изображён бог Солнца Гор с головой сокола, поражающий демона Сета. Это изображение очень похоже на изображение святого Георгия, поражающего змея, на гербе Москвы. К тому же имена Гор и Георгий, Сет и Сатана созвучны.Трудно не узнать в боге Горе (Хор), сыне Амона-Ра, славянского бога Солнца Хорса. Хорс также сын Сурьи-Ра, в честь коего названа и река Ра (Волга).Москву же основали мески-волыняне, поклонявшиеся богу Солнца-Ра и его супруге Волыне. А также они чтили сына Велеса Яра, ещё будучи на Кавказе (до исхода с Волыни).

Источники:Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.Статьи О.А. Рево "Из истории герба Москвы". Журнал "Наука и жизнь" №7/1997

Московская земля

Князь Моск Святоярыч. Основание Москвы.Кремлёвский камень/Велесов камень. Священные камни в Коломенском.Семь холмов Москвы.Князь Юрий Долгорукий. С 1125 г. столица - Суздаль. 1138 - 1149 гг. - князь суздальско-ростовский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

lubovbezusl.ucoz.ru