Герб киева древнего. У Киева будет новый герб и новый флаг. История герба Киева. ФОТО
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Герб Киева – Герб Украины. Герб киева древнего


У Киева будет новый герб и новый флаг. История герба Киева. ФОТО

Члены рабочей группы по подготовке герба и флага Киева приняли окончательные изображения основных символов столицы.

Предполагается, что на новом гербе плащ архангела Михаила будет серебристого, а не малинового цвета. Также над его изображением появится корона с тремя зубцами.

Разработчиками герба и флага стали художники Алексеей Руденко и Виталий Митченко.

В гербе Киева увековечили Черновецкого?

На проекте нового герба лик архангела подозрительно похож на мэра Киева

Рабочая группа решила не инициировать принятие нового решения Киевсовета о гербе и флаге Киева, а внести изменения в уже существующий. В частности, запланировано уточнить геральдические описания основных символов столицы и утвердить Положения об использовании герба и флага города.

А теперь, для любителей геральдики: история киевского герба в картинках

В 1471 году Киевское княжество было преобразовано в Киевское воеводство. Эмблемой воеводства стал ангел, держащий в правой руке опущенный меч, а в левой — ножны, в красном щите.На военной хоругви второй половины XV века зафиксировано изображение другого киевского герба — на лицевой стороне ангел в красном поле, на обороте — медведь в белом поле. Именно так герб Киевского воеводства изображён в «Гербовнике Польском» Каспара Несецкого.

Около 1494-1497 годов в Киеве было введено магдебургское право. Тогда же город получает герб, аналогичный воеводскому, белый ангел в красном поле (по книге Румянцевой со ссылкой на гербовник Несецкого).Правда, архангел Михаил в дороссийской геральдике Киева обычно ассоциировался либо с воеводством либо с Киевским полком.

На печати киевского магистрата (ок.1500 г) изображалась рука, держащая лук со стрелой (к 1630 году самострел трансформировался в арбалет).

После присоединения к Российской империи некоторое время использовалась магистратская печать с самострелом (арбалетом), добавилась надпись: «ПЕЧАТ МЕСКАЯ МАIСТРАТУ ЕГО Ц. В. КIЕВСКIЯ ОТЧIН»

По книге В.Румянцевой. «Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины периода феодализма»

В «Титулярнике» 1672 года киевский герб впервые был представлен в виде архангела со щитом и мечом. Такая версия герба установилась в России в дальнейшем для Киева.

В Знамённом гербовнике 1730 года киевский герб описывался так: «Киевский, по старому, в средине ангел в белом одеянии с мечом, сияние жёлтое, поле лазоревое».

Герб Киева, главного города Киевского наместничества, утвержден 4 июня 1782 года:»Архангел Михаил в серебряной одежде в голубом поле».
Существовал проект нового герба Киева: «В лазоревом щите святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении с пламенеющим мечем и серебряным щитом».Предусматривалось, что герб будут окружать колосья, соединенные Владимирской лентой. На щите — шапка Мономаха.По сведениям киевской исследовательницы В.В.Румянцевой «из рапорта Министерства юстиции от 9 февраля 1917 года видно, что герб Киева удостоен высочайшего утверждения в 3-й день февраля 1917 года. в Царском Селе»Источник: Румянцева В.В. Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины периода феодализма.
В 1969 году был утверждён советский герб Киева. От архангела отказались по идеологическим мотивам.Центральной фигурой герба стал лист каштана, в щите изображались также лук, звезда города-героя.
Киевский городской совет решением №57 от 18 апреля 1995 года восстановил исторический герб — изображение архангела Михаила в синем щите.
На практике используются различные стилизации рисунка. Архангел может изображаться как анфас, так и в профиль. Одежда может быть военной или же в виде длинной рубахи.

Источник: http://www.archdesignfoto.com/

По материалам: news.liga.net, heraldicum.ru

www.archdesignfoto.com

Герб Киева Википедия

Герб Киева (укр. Герб Києва) — геральдический символ столицы Украины города Киева, утверждённый решением Киевского городского совета № 57 от 18 апреля 1995 года. Его описание гласит:

« Архангел Михаил символизирует светлые силы, готовые защищать Киев от бед.

Фигура Архангела Михаила в белой княжеской рубашке, воинском облачении с серебряным доспехами, декорированном стилизованным диском Солнца, изображён на голубом фоне древнерусского (варяжского) щита. В правой руке Архангела Михаила — повёрнутый в сторону огненный меч, символ защиты, в левой — серебряный щит в золотом обрамление с изображением золотого креста, символа Света и Христианской веры. Тёмно-малиновый плащ, по древнерусской традицией, скреплён с правой стороны золотой фибулой. Белые Архангельские крылья украшены золотыми полосами. Золотой нимб — символ святости[1].

»

Русь

Популярным мотивом символики Киевского княжества начиная от правления Владимира Мономаха был архангел Михаил. Архангел, который поражал змея копьём, был изображён и на княжеских печатях XII—XIII веков. Вероятно, архангел становится символом княжества. Впрочем, использование этого символа именно как герба Киева и Киевщины документально не зафиксировано, поскольку в данный период геральдика не получила распространения на русских землях.

Архангел Михаил известен с XII века как некий династический знак киевских Мономаховичей — Мстислава Владимировича Великого (1125—1132) и его потомков. Уже через столетие после принятия христианства киевский князь Святополк Изяславич построил в Киеве величественный Михайловский Златоверхий монастырь — напротив собора Святой Софии.

Литовско-польская и казацкая эпоха

Старейшее изображение герба города Киева содержится в гербовнике Конрада Грюненберга с 1480 года[2].

Раньше появление городского герба связывали с получением магдебургского права. По последним исследованиям, Киев получил магдебургскую привилегию в 1494 году. Однако, данные о гербе в этот период неизвестны[3].

Исследователь киевских печатей Константин Антипович датировал древнейшую печать с гербом города примерно 1500 годом[4]. На ней в округлённом щите изображён лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивают две выдвинутые из облака руки. Вероятно, такой герб символизировал порубежное значение Киева, жители которого постоянно защищались от нападений врагов, преимущественно татар. Лук фигурировал в европейской геральдике как символ диких и воинственных народов, или регионов где ведётся война[5].

В гербовнике Бартош Папроцкого (1578 год) указано, что на гербе города Киева был изображен св. Юрий.

Герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века. Его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма. Хотя в позднем средневековье киевским городским гербом была «рука с луком», гербом Киевской земли служил Архангел. Киевское воеводство в составе Речи Посполитой имело такой герб: красный щит с изображением серебряного ангела с опущенным мечом и ножнами.

В 1595 году герб города мог претерпеть изменения. Именно тогда киевский епископ Ю. Верещинский предложил проект административной реформы Киева. Город должен был быть разделён на три отдельные самоуправляющиеся территории. Для каждого из городов Верещинский предложил проект герба: для Подола — вытянутая из облака рука, держащая королевский скипетр «вместо существующего варварского лука с двумя

ruwikiorg.ru

Разоблачаем герб древней Украины - Журнал красного военлета

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

 

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

 

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

 

Личные знаки князей дома Рюриковичей. источник

 

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

 

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

 

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

 

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

 

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

 

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

 

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

 

 

Версия такая:  на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга,  которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

 

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

 

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

 

 

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

 

Вот такая монетка ….

 

…кстати, была продана за 181000 грн

 

Есть  вот  есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

 

 

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение).  У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

 

Ну и конечно же не будем забывать про версию :

 

 

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

 

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу ?

 

А про ИСТОРИЮ ГЕРБА РОССИЙСКОГО я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Венцы и короны Российских правителей

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=47100

vklopkov.livejournal.com

Герб Киева Википедия

Герб Киева (укр. Герб Києва) — геральдический символ столицы Украины города Киева, утверждённый решением Киевского городского совета № 57 от 18 апреля 1995 года. Его описание гласит:

« Архангел Михаил символизирует светлые силы, готовые защищать Киев от бед.

Фигура Архангела Михаила в белой княжеской рубашке, воинском облачении с серебряным доспехами, декорированном стилизованным диском Солнца, изображён на голубом фоне древнерусского (варяжского) щита. В правой руке Архангела Михаила — повёрнутый в сторону огненный меч, символ защиты, в левой — серебряный щит в золотом обрамление с изображением золотого креста, символа Света и Христианской веры. Тёмно-малиновый плащ, по древнерусской традицией, скреплён с правой стороны золотой фибулой. Белые Архангельские крылья украшены золотыми полосами. Золотой нимб — символ святости[1].

»

История

Русь

Популярным мотивом символики Киевского княжества начиная от правления Владимира Мономаха был архангел Михаил. Архангел, который поражал змея копьём, был изображён и на княжеских печатях XII—XIII веков. Вероятно, архангел становится символом княжества. Впрочем, использование этого символа именно как герба Киева и Киевщины документально не зафиксировано, поскольку в данный период геральдика не получила распространения на русских землях.

Архангел Михаил известен с XII века как некий династический знак киевских Мономаховичей — Мстислава Владимировича Великого (1125—1132) и его потомков. Уже через столетие после принятия христианства киевский князь Святополк Изяславич построил в Киеве величественный Михайловский Златоверхий монастырь — напротив собора Святой Софии.

Литовско-польская и казацкая эпоха

Старейшее изображение герба города Киева содержится в гербовнике Конрада Грюненберга с 1480 года[2].

Раньше появление городского герба связывали с получением магдебургского права. По последним исследованиям, Киев получил магдебургскую привилегию в 1494 году. Однако, данные о гербе в этот период неизвестны[3].

Исследователь киевских печатей Константин Антипович датировал древнейшую печать с гербом города примерно 1500 годом[4]. На ней в округлённом щите изображён лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивают две выдвинутые из облака руки. Вероятно, такой герб символизировал порубежное значение Киева, жители которого постоянно защищались от нападений врагов, преимущественно татар. Лук фигурировал в европейской геральдике как символ диких и воинственных народов, или регионов где ведётся война[5].

В гербовнике Бартош Папроцкого (1578 год) указано, что на гербе города Киева был изображен св. Юрий.

Герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века. Его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма. Хотя в позднем средневековье киевским городским гербом была «рука с луком», гербом Киевской земли служил Архангел. Киевское воеводство в составе Речи Посполитой имело такой герб: красный щит с изображением серебряного ангела с опущенным мечом и ножнами.

В 1595 году герб города мог претерпеть изменения. Именно тогда киевский епископ Ю. Верещинский предложил проект административной реформы Киева. Город должен был быть разделён на три отдельные самоуправляющиеся территории. Для каждого из городов Верещинский предложил проект герба: для Подола — вытянутая из облака рука, держащая королевский скипетр «вместо существующего варварского лука с двумя стрелами»; для нагорной «королевской» части города — вытянутая из облака рука, держащая королевский венец; для Кудрявской горы с замком биськупа — в пересечённом щите вверху митра, а внизу герб Верещинских. Проектам не суждено было осуществиться[6].

На печати 1630 года в гербе уже нет облака, лук видоизменяется в арбалет, который держит одна рука. Такой трансформированный символ был на всех других киевских городских печатях до 1780 года[7].

Во времена Речи Посполитой герб воеводства отличался от городского. Его помещали в тройку наивысших гербов этого государства — наряду с польским орлом и литовским всадником. В казацком государстве герб Архистратига ставили рядом с родовым гербом каждого гетмана, а во время московского господства его ввели в большой герб Российской империи и разместили в центре, рядом с двуглавым орлом, и внизу, на щите соединённых гербов великих князей[8].

  • Герб Киева из Гербовника Конрада Грюненберга (1480 год)

  • Герб Киева из копии Гербовника Конрада Грюненберга (1604 год)

  • Печать магистрата (1698 год)

  • Герб Киева (середина XVII — конец XVIII века)[9].

Российская империя

В Московском государстве не было различий между городским и земельными гербами. «Герб Киевский» с серебряным Архангелом на голубом фоне с царского Титулярника 1672 года позднее исследователи трактуют не только как земельный, но и как городской. Этот же герб выступает в роли земельного символа Киевского полка в гербовнике в 1730 году.

4 (15) июня 1782 года был утверждён новый герб города. Российский гербовед Павел Павлович фон Винклер в своей книге «Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесённых в Полное собрание законов с 1649 по 1900 года» даёт такое описание герба: «Архангел Михаил в серебряной одежде, в лазурном поле».

Тенденция замены старых городских гербов на земельные была характерна для Украины екатерининских времён. Впрочем, киевляне не очень радушно приняли Екатерининскую реформу. Киевский магистрат продолжал использовать старую печать с луком более двух лет до утверждения нового герба[3].

С XIX века изображение Архистратига помещали на верхней части гербовых щитов многих городов Киевской губернии — Василькова, Черкасс, Канева, Чигирина, Звенигородки и Таращи.

В архитектуре и скульптуре иногда были отклонения от иконографических изображений герба. Так, на пьедестале памятника Владимиру Великому, открытого в 1853 году, поместили горельефную эмблему Киева с опущенным мечом в руках Архангела.

В 1859 году геральдист Бернгард Кёне предложил увенчать герб города шапкой Мономаха в память об историческом великокняжеском столе, который находился в городе, и добавить декор — колосья пшеницы, перевитые Александровской орденской лентой (как символ крестьянского центра империи). На практике герб Киева под шапкой Мономаха получил распространение (тем более, что преемник Кёне на должности управляющего — Александр Барсуков — повёл дело к упрощению городских гербов).

Киевская власть была не против включения шапки Мономаха в городской герб. В 1912 году Киевская городская дума ходатайствовала о том, чтобы Александровскую ленту в изображении герба Владимирской ленто (орден Святого Владимира имел красную ленту с чёрными каёмками): «В знак того, что это город святого Владимира». После длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утверждён только 3 февраля 1917 года[10].

  • Герб Киева из Царского Титулярника (1672 год)

  • Печать Киевского полка (1738 год)

  • Герб Киевского полка

  • Герб Киевской губернии (1856-1918)

Украинская Народная Республика

Во времена Украинской революции 1917—1921 годов и возникновения Украинской Народной Республики велись попытки заменить герб. В 1918 году ответственный за разработку украинских гербов Георгий Нарбут разработал проект нового герба Киева, сочетавший изображение архангела Михаила и трезубец Владимира. Однако утвердить новый герб не удалось из-за смены власти[11].

Советское время

Герб Киева 1969 г.

В советское время до 1960-х годов город был без герба (есть сведения об инициативе горисполкома в 1944—1945 годах начать разработку киевского герба, которая не принесла результата). В 1965 году Киев был торжественно награждён званием «Город — герой», появилось желание как-то отметить эту «звёздочку» в городской символике. Отсюда родился замысел создать советский герб столицы УССР.

С этой целью в декабре 1966 года был объявлен открытый конкурс. Он проходил в три тура и продолжался до 1968 года. Лучшим был признан вариант архитектора—художника Флориана Юрьева и скульптора Бориса Довганя. Герб утверждён 27 мая 1969 года[12].

Описание герба: серебряный щит славянской формы. В голове щита размещены золотые серп и молот, символизирующие власть трудящихся, в подножье щита — наградной знак «Золотая Звезда», как знак статуса города-героя. Двуцветная сердцевина щита (красная — слева от зрителя и лазоревая — справа) воспроизводят цвета флага Украинской ССР, символизируя город — столицу. На красно-лазоревом фоне: сверху — серебряная надпись «Киев», серебряный лук — древний герб города и золотое изображение цветущей ветки каштана в стилизованном виде — символ расцвета современного социалистического Киева[13].

После обретения независимости

  • Герб Киева. Автор: Г. Куровский

  • Барельеф «Герб Киева». Автор: Г. Куровский

  • Проект герба города 1995 г. Автор: Ю. Соломинский

См. также

Примечания

  1. ↑ Про герб міста Києва
  2. ↑ «Таке буває раз у століття» — в Києві представили реліквії міського самоврядування
  3. ↑ 1 2 Гречило А. Герб Києва (кінець XV — 80-ті роки ХVІІІ ст.) // Пам’ятки України: Історія та культура. — 1997. — № 3. — С. 86, 87, 127. (укр.)
  4. ↑ Антипович К. Є. Київська міська печатка // Юбілейний збірник на пошану академіка Дмитра Йвановича Багалія : З нагоди сімдесятої річниці життя та п'ядесятих роковин наукової діяльності — [Збірник Історико-філологічного відділу УАН № 51]. — К., 1927. — С. 825–835. (укр.)
  5. ↑ Гречило А. Магдебурзьке право та питання герба міста Києва (кінець XV — 80-ті роки ХVІІІ ст.) // Самоврядування в Києві: Історія та сучасність. — К., 2000. — С. 147—157. (укр.)
  6. ↑ Гречило А. До питання про герб Києва в кінці XV — кінці ХVІІІ ст. // Матеріали засідань іст. та археогр. коміс. НТШ в Україні. — 1999. — Вип. 2. — С. 93—98. (укр.)
  7. ↑ ГАДА. — Фонд Архів Замойських. — Од. зб. 337. — Арк. 43. (укр.)
  8. ↑ г. Киев
  9. ↑ Рибаков, 2003, с. 17—19.
  10. ↑ Рибаков, 2003, с. 24, 25.
  11. ↑ Головченко В. Архангел Михаил. // Купола (Киев), 2005, вып. 1, С. 67-68.
  12. ↑ Рибаков, 2003, с. 38, 39.
  13. ↑ Рибаков, 2003, с. 40.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Герб Киева – Герб Украины

Будучи коренным киевлянином, сложно не увлечься весьма интересной и местами необычной историей своего города.

Будучи коренным киевлянином, сложно не увлечься весьма интересной и местами необычной историей своего города.

Историю возникновения самого города рассказывать сейчас я не буду, ибо это достаточно сложная тема, да и мною малоизученная, посему для сегодняшнего исследования я вкратце приведу лишь некоторые, более менее распестрённые факты, дабы сразу перейти к основной теме повествования гербу города Киева.

Возникновение Киева

Основной легендой описывающей возникновение на склонах Днепра Борисфена прекрасного города, ставшего главной ценностью Русского Христианского Мира, Митрополией Руси Матерью городов Русских служит повесть о Трех Братьях Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди.

Легенда эта записана в Повести Временных Лет , которая хотя и датируется 1117 годом, на название нефальсифицированного источника не претендует, в виду отсутствия оригинала.

Тем не менее, слова легенды, дошедшие до нас из повести, извещают нас о том, что Киев был основан примерно в 482 году Полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян.

Поляне это древний славянский народ населявший территорию современной Польши и Украины.

Название города Киева происходит от имени старшего брата Кия, и, по сути, название города звучит как: город Кия - Киев град.

Далее, после достаточно большого периода, город в управление берут два скандинавских князя Аскольд и Дир. Точнее сказать: граждане города приглашают умелых воинов - варягов на правление городом, дабы обеспечить его защиту и соблюдение законов.

Аскольд и Дир, как и все викинги не были привычны к оседлой жизни свойственной полянам, и вдохнув в их паруса свежие идеи о разграблении богатой Византии, соблазнили киевлян на поход на Константинополь, который, увы, удачей на завершился.

Со временем братьев сменяет их соплеменник ставленник северного князя Рюрика, князь Олег.

Именно при Олеге, город Киев начинает свое восхождение, ибо воинская удаль Олега во много раз превосходила удаль почивших по его воле братьев.

Фактически именно при Олеге Русь, Киевская Русь стала известна миру. О городе Киеве в Византии говорят как о столице княжества Русь.

Правление Олега было недолгим, но весьма успешным, Киев значительно расширил границы Руси.

Несмотря на столь прекрасную романтическую легенду о его гибели, погиб Олег далеко не в Киеве, а на берегах Каспия, но это как говорится уже другая история.

Олег фактически Киевом не правил, а исполнял обязанности опекуна сына своего конунга Рюрика Игоря, коего и возвел на престол города, который и стал править после него.

Игорь ничем от своих соплеменников не отличался: воевал, захватывал новые территории, облагал захваченные народы данью.

Закончил он свой жизненный путь также трагично: как гласит легенда, был казнен своими данниками - древлянами, за слишком сильные поборы.

Известен Игорь и тем, что именно на его печатях византийские дипломаты отметили появление трезубца, изображения, правда, этих печатей я не нашел.

После Игоря стал править Киевом его сын Святослав.

Чем примечателен именно Святослав для нашего повествования? А тем, что именно Святослав начал использовать на своих печатях так называемый двузубец, внешне очень сильно напоминающий сменивший его трезубец.

Явный же украинский тризуб появился на монетах его сына князя Владимира.

Украинский Тризуб

В древности существование любого государства было обусловлено наличием города и территорией контролируемой городом столицей данного государства.

Именно по такому принципу были устроены и Римская Империя и Византийская и более ранние греческие города-государства, так же было обустроено государственное устройство Киевской Руси.

Киев, из-за своего достаточно удачного географического положения, находился на пересечении достаточно интенсивных торговых путей, что лучше всего отражалось, не сколько на его экономическом благополучии, сколько на его культурном развитии.

Город Киев всегда был большим культурным центром, и, конечно же, технологическим, так как технологии уже в те далекие времена представляли немалый интерес для многих покупателей.

Технологии облегчали труд, помогали строить дома, лучше оборонять город.

Фактически, до прихода скандинавов о единовластном правлении городом Киевом никаких известий, ни в каких источниках нет. Власть, судя по всему, в городе была властью избранных, формой достаточно популярной в греческих полисах. Аналогичная форма власти существовала и в других европейских городах.

Город существовал, развивался и рос, и все чаще возбуждал к нему интерес кочевых племен обитавших неподалеку.

Городу необходимы были не только надежные стены, но и эффективные защитники коими могли выступить воины севера варяги, никогда не отказывающиеся от работы за приличное вознаграждение.

Происхождение первого герба Киева тризуба связывают именно с скандинавами, с символом который приписывают Рюрику атакующим соколом.

Что же нам известно о самом Рюрике?

Что он был скандинав, толи швед, толи ободрит, и что было у него два брата Трувор и Синеус.

Привязывают локально княжество Рюрика к Старой Ладоге или Новгороду, хотя ободиты и руги, к коим причисляют Рюрика жили куда западнее.

Что интересно, привязывать Рюрика к Новгороду начали не так давно, и связано это прежде всего с новой политикой Московской власти направленной на искоренение памяти о Киевской Руси и заменой ее на Древнерусское государство, с центром в Новгороде. При этом крайне важно, согласно новой московской исторической науке, делается это исключительно для того чтобы показать вторичность Киева, и его незначительную роль в истории становления Руси.

Тем не менее, нам это сейчас не так важно, интереснее другое:

Легенды гласят, что у Рюрика было два брата. Но кто же тогда киевский князь Олег, которого Игорь называл своим дядей?

Вопрос? Причем вопрос достаточно интересный. Вот только, ответа на него я пока не нашел.

Есть и еще один вопрос: почему братьев всегда три?

Три брата это ли не вариация на тему тиражируемой легенды о братьях родоначальниках: библейских Сима, Хама и Яфета?

Три брата встречаются постоянно!

В романтической легенде о основании Киева опять таки три брата: Кий, Щек и Хорив.

Даже в доработанной впоследствии польско-чешской легенде о происхождении чехов и поляков, тоже три брата: Лех, Чех и присоединившимся к ним через столетия Мехом последний, правда, не без участия Российской Империи стал впоследствии Русом.

Я думаю, что легенда о трех братьях это скорее дань библии, и в реальности ни о каких трех братьях и речи и не было, и Олег вполне мог быть и четвертым и пятым братом Рюрика.

Но, не суть. Вернёмся к гербу Рюрика.

Как нам сегодня утверждают: герб Рюрика, это, хотя бы теоретически сокол.

Также мы знаем, что герб полян ляхов, их основной символ белый орел! Орел указавший место народу полян-ляхов для их новой родины.

Орел, который раскинул крылья и который вполне вписывается в стройную схему птичьих символов народов.

Может ли белый орел быть прототипом для тризубца?

Да! Однозначно да! Как и атакующий сокол приписываемый Рюрику.

И сокол, и орел отлично ложатся в тризуб, при этом, ели учесть прямую родственность полян - народа населяющего как Польшу, так и Киевскую Русь, то у орла шансов быть гербом, зашифрованным в тризубце куда больше.

Все это вроде ладненько и чудненько, вот только не вяжется с одним фактом

Изобразительное творчество в Киевской Руси уже тогда было не таким бедным, как хотелось, и местные художники, без проблем, смогли бы изобразить Святославу и Игорю и сокола и орла, но они предпочли именно тризуб!

Тризуб, который символизировал что?

Может якорь? Или что-нибудь еще?

Вот и я задумался, если изобразительное искусство того времени позволяло передать куда больше форм, о чем свидетельствуют образы святых на монетах, то версия с соколом и орлом вряд ли будет верной. И дабе разобраться в вопрос решил пойти от обратного и вернулся к гербу Киева более поздних времен.

Архангел Михаил

Я не стану даже рассматривать то убожество коим наградил Киев советский режим, ничего сакрального в том символе нет.

А перейду сразу к современному гербу Киева, и от него постараюсь вернуться к первому исконному киевскому гербу, а получается и украинскому гербу, воистину сакральному.

Сегодня герб Киева - это изображение Архангела Михаила в белой княжеской рубашке, в воинском облачении в серебряные доспехи, изображённый на голубом фоне варяжского щита.

Откуда же появился христианский святой на гербе города?

Герб с Архангелом абсолютно официально был выдан Киеву 15 июня 1782 года.

О данном факте пишет российский гербовед Павел Павлович фон Винклер в своей книге Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесённых в Полное собрание законов с 1649 по 1900 года .

Тот самый фон Винклер и даёт такое описание герба Киева: Архангел Михаил в серебряной одежде, в лазурном поле .

При этом извещается, что святой был избран для герба города в насильственно-принудительном порядке, согласно указу Екатерины II о реформе по замене старых исконных, городских гербов на новые.

Цель этой реформы была проста и прагматична: стереть из памяти порабощенных, колонизированных Россией народов любое упоминание о их настоящем историческом прошлом, происходившим до воссоединения с Московией, и заменить его новым прошлым одобренным Москвой.

Киевляне не очень радушно приняли Екатерининскую реформу, и еще долгие годы Киевский магистрат продолжал использовать старую печать с луком!

Тем не менее Михаил изжил древний символ города, и в 1859 году царские власти пытались приукрасить герб Киева новыми элементами. Так, геральдист Бернгард Кёне предложил увенчать герб города шапкой Мономаха в память об историческом великокняжеском столе, а также предложил добавить декор колосья пшеницы, перевитые Александровской орденской лентой, алого света!

Что меня лично поразило: Александровская орденская лента, лента самого проклятого и кровавого святого из всей истории Руси, о котором я уже писал раньше на страницах FAKEOFF Александра Невского , является тем, с чем наиболее точно отождествляется имя этого палача с реками пролитой им крови!

Киевская власть не стала противиться включению шапки Мономаха в городской герб, но попросила заменить ленту святого Александра, на более подобающую и исторически и территориально ленту святого Владимира - красную ленту с чёрными каёмками. Тем более что красный и черный являлись еще и древними цветами флагов Киевской Руси . В феврале 1913 года после длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утверждён. И герб в таком варианте просуществовал вплоть до революции 1917 года.

В 1918 году ответственный за разработку украинских гербов Георгий Нарбут разработал проект нового герба Киева, сочетавший изображение архангела Михаила и трезубец Владимира.

Однако утвердить новый герб не удалось из-за агрессии большевиков.

Но вернемся к нашему святому Михаилу, что он делает на гербе города Киева? Мог ли он там оказаться, если бы его туда усадила Екатерина ІІ?

Я начал искать свидетельства позволяющее считать Михаила хранителем города, и вот, что я нашел:

  1. Оказывается, с XVI века изображение архистратига Михаила присутствует на гербе Киевского воеводства, которое в то время входило в состав Польши. Только расцветка этого герба была иной архангел Михаил изображался на красном фоне, а не на синем, как привыкли мы видеть на современном гербе Киева.
  2. Один из древнейших соборов города Киева - Михайловский Златоверхий также назван в его честь.
  3. Подозрительно свежая странная легенда, которая никогда и нигде не упоминалась до этого не упоминалась, свидетельствовала, что именно Святой Михаил спас жителей Киева от Змия, обитавшего в пещерах под городом. В этой же легенде сообщалось, что Киев это вообще город Змия!

Казалось бы, достаточно фактов чтобы свидетельствовать о том, что Киев град Михаила, но

Все оказалось совсем не просто.

На гербе Киевского воеводства (а не Киева) перешедшим от Польского воеводства киевского, который был принят в наследство Российской Империей от Польши, оказался вовсе не Архангел Михаил!

На гербе воеводства был именно Святой Юрий! И был он на этом гербе до 1578 года, и был он опять же по настоянию власти Речи Посполитой.

Надо понимать, что Святой Юрий это не кто иной, как Святой Георгий, который в свою очередь является главным и самым почитаемым святым Московии!

Соответственно Москва не могла пойти на то чтобы Святой ставший символом Империи стал бы символом еще одного города, реально сакрального города Руси!

Именно поэтому и была придумана замена на схожего по подвигам и значению святого, который если и убивал Змия то убивал он конкретно Сатану в его подобии, а вовсе никакого не дракона язычества!

И если с собором все ОК , то романтическая легенда про город Змия оказалась полной чушью! Этот бессовестно лживый новодел, в тело которого вплели всех героев былинных сказок, настолько безобразен и глуп, что ни обсуждать, не пересказывать я его не хочу.

То и есть получается, что единственное, что может связать с Киевом Архангела, это названный в его честь собор. А также схожая героическая линия со Святым Юрием, который ни кто иной как Святой Георгий святой номер один Российской Империи Третьего Рима.

Лук или арбалет

Как я упоминал ранее, древнейшим изображением герба города Киева считается то, что содержится в гербовнике Конрада Грюненберга от 1480 года. Года освобождения от татаро-монгольского ига.

Получается, что Киев в 1480 году был настолько значителен, что получил свой герб раньше, чем стал обладателем Магдебургского права, которое он получил в 1494 году.

Это достаточно важно, так как, раньше именно Магдебургская привилегия предполагала возможность получение герба.

Как пишет исследователь киевских печатей Кость Антипович: первая известная печать с гербом города, относится примерно к 1500 году, и на ней в округлённом щите изображён лук со стрелой, который натягивают две выдвинутые из облака руки.

Можно конечно предположить, что руки держащие лук, принадлежат Святому Юрию, Георгию, или Архангелу Михаилу, но увы эта догадка необоснованна. Никто из перечисленных святых в использовании лука или арбалета, в своих ратных делах, замечен не был.

Тем не менее, нам теперь известно, что древнейший из всех известных герб города Киева, это именно рука с луком, которую со временем заменил арбалет.

Что же мог обозначать арбалет? Почему арбалет?

Одна часть исследователей склоняется к тому что арбалет мог обозначать только одно готовность горожан стать на защиту своего города. В то время как многие другие уверены, что: лук, должен ассоциироваться с кочевниками: печенегами, половцами, тартарами, и никак с цивилизованными народами.

То и есть они считают, что лук это нецивилизованное оружие, как и арбалет.

Я заинтересовался этим вопросом, так как в корне был не согласен со второй точкой зрения, и по моему глубокому убеждению стрелы, лук и арбалет могли свидетельствовать как раз об обратном, а именно о технологичности народа. О его способности побеждать не грубой силой, а при помощи различных высокотехнологичных устройств.

Что же я обнаружил?

Если о древности лука говорить никому особенно не надо, древнейшие наконечники для стрел датируют возрастом 64 000 лет! То, что касается арбалета то тут все намного интереснее.

Изобрели арбалет, как это не удивительно в Китае за 7 столетий до Рождества Христова.

В Европе арбалет известен начиная с 2 века до нашей эры, и его изобретение приписывают именно грекам. У греков арбалет имел несколько иную от традиционной конструкцию и назывался Гастрафет.

Активно использовали арбалет и римские легионеры.

Все это хорошо и интересно, и тут я читаю справку В. Румянцевой:

Появление самострела на магистратской печати Киева имеет свое историческое обоснование. Именно самострел, получивший распространение на Руси еще в Х в., был основным оружием защиты горожан от врагов, нападениям которых Киев постоянно подвергался .

В 10 веке! Во времена Олега, Игоря, Святослава!

Самострел, арбалет, он же куша появился на Руси в 10 веке!

И тут же задаюсь вопросом: Откуда арбалет мог появиться в Киеве в 10 веке? Могли ли его привезти с собой викинги, принятые на службу гражданами города?

Оказывается - нет! Викинги впервые использовали арбалет в битве при Гастингсе в 1066 году, что никак не вписывается в его норманнскую теорию происхождения.

Может тогда арбалет привезли с собой купцы, проходившие через Киев с торговой миссией?

А ведь точно! Киев, как я писал выше, стоял пути многих торговых миссий и запросто мог заполучить новую, столь необходимую ему оборонительную технологию для защиты города.

Соответственно Арбалет мог стать не просто его символом, но и надежным помощником не раз спасавшим город от разрушения, тем более, что именно арбалет, а не лук использовать при обороне крайне удобно.

Подумал я и еще об одном моменте:

Мне сейчас не представляется никакой возможности проверить события тысячелетней давности, многолетние фальсификации и перевирания истории практически стерли ее для нас, в то время как события двухсотлетней давности для меня открытая книга, ну не такая открытая как столетней давности, но тем не менее!

Так вот: могли ли жители города Киева 15 века знать, что обозначает древний символ тризуб отображаемый на печатях и монетах князей Киевской Руси?

Конечно же да!

Память народа на тот момент хранила истинную, не изничтоженную московской пропагандой историю.

И более чем вероятно, были старожилы, которым было известно, с чем именно ассоциировался тризуб и именно его они и отобразили на новом, современном гербе города!

Они и отобразили на гербе Киева: лук, арбалет!

Так сказать расшифровали древний символ, который отображал самое совершенное на тот момент оружие!

Тризуб он же арбалет, и есть символ города Киева символ страны.

Символ Митрополии - матери городов русских!

Тризуб символ Киева сакрального центра Руси, оплот ее культуры и религии!

Именно поэтому арбалет стал символом города, и ни у кого никогда не было споров касательно его отображения на гербе города.

Именно поэтому герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века.

Именно поэтому его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма.

Именно поэтому герб киевского района Подол до боли напоминает печать города от 1630 года, на которой уже нет облака, лук видоизменяется в арбалет, который держит одна рука, а именно такой трансформированный символ и был на всех других киевских городских печатях до 1780 года.

Так что?

Может ли на старинном гербе Киева и всех его князей быть арбалет?

Может ли герб Украины преемницы Киевской Руси отображать оружие коим гордился город?

Оружие, которым он не угрожает, но его взведённое состояние, указывает на то, что Киев готов к теплой встрече незваных гостей, коих и предупреждает о том, что город-страна не позволит посягнуть на свою свободу.

Или все же нам надо Архангел Михаил, который при всем уважении не имеет к городу никакого отношения?

Мог ли арбалет отображаться и на других гербах, других стран и народов?

С огромной долей вероятности можно сказать - да! И в роду Крымских царей Гереев и на Гедеминовых столпах вполне вероятно изображен взведенный арбалет или лук.

При этом обратите внимание на направление элементов герба.

Если в случае Киевского тризуба и Гедеминовых столпов направление арбалета указывает вниз, то в Крымско-тартарской тамге направление лука указывает вверх!

О чем это говорит?

О том, что и все поднятое вверх оружие: оно указывает на угрозу, атаку, нападение.

А оружие направленное вниз это знак обороны, указание на то, что если мы не нападаем это не значит, что мы не способны защититься! Тем более и на столпах и тризубе состояние оружия взведённое, подёргивает готовность отразить нападение.

Именно такая трактовка гербов, идеально подходит как для Литовцев, так и Киевлян, коим приходилось столетиями биться за свою землю против агрессивно настроенных крымско-тартарских и московско-тартарских завоевателей.

Абсолютно забыл упомянуть про варварский символизм лука арбалета!

Так вот, несмотря на то, что многие историки считают лук или арбалет инструментами варварского способа ведения войны, кои почему-то относят к кочевым народам, на самом деле это не так.

Настолько не так что даже с точностью наоборот!

Лук и стрелы отображались на гербах многих монарших домов Европы, и даже столь знаменитые французские лилии изначально обозначались менее изящно, но более верно и соответствовали своему значению ибо это наконечники стрел, а вовсе никакие не цветы!

Вот такая вот история.

fakeoff.org

Герб Киева — ВиКи

Русь

Популярным мотивом символики Киевского княжества начиная от правления Владимира Мономаха был архангел Михаил. Архангел, который поражал змея копьём, был изображён и на княжеских печатях XII—XIII веков. Вероятно, архангел становится символом княжества. Впрочем, использование этого символа именно как герба Киева и Киевщины документально не зафиксировано, поскольку в данный период геральдика не получила распространения на русских землях.

Архангел Михаил известен с XII века как некий династический знак киевских Мономаховичей — Мстислава Владимировича Великого (1125—1132) и его потомков. Уже через столетие после принятия христианства киевский князь Святополк Изяславич построил в Киеве величественный Михайловский Златоверхий монастырь — напротив собора Святой Софии.

Литовско-польская и казацкая эпоха

Старейшее изображение герба города Киева содержится в гербовнике Конрада Грюненберга с 1480 года[2].

Раньше появление городского герба связывали с получением магдебургского права. По последним исследованиям, Киев получил магдебургскую привилегию в 1494 году. Однако, данные о гербе в этот период неизвестны[3].

Исследователь киевских печатей Константин Антипович датировал древнейшую печать с гербом города примерно 1500 годом[4]. На ней в округлённом щите изображён лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивают две выдвинутые из облака руки. Вероятно, такой герб символизировал порубежное значение Киева, жители которого постоянно защищались от нападений врагов, преимущественно татар. Лук фигурировал в европейской геральдике как символ диких и воинственных народов, или регионов где ведётся война[5].

В гербовнике Бартош Папроцкого (1578 год) указано, что на гербе города Киева был изображен св. Юрий.

Герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века. Его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма. Хотя в позднем средневековье киевским городским гербом была «рука с луком», гербом Киевской земли служил Архангел. Киевское воеводство в составе Речи Посполитой имело такой герб: красный щит с изображением серебряного ангела с опущенным мечом и ножнами.

В 1595 году герб города мог претерпеть изменения. Именно тогда киевский епископ Ю. Верещинский предложил проект административной реформы Киева. Город должен был быть разделён на три отдельные самоуправляющиеся территории. Для каждого из городов Верещинский предложил проект герба: для Подола — вытянутая из облака рука, держащая королевский скипетр «вместо существующего варварского лука с двумя стрелами»; для нагорной «королевской» части города — вытянутая из облака рука, держащая королевский венец; для Кудрявской горы с замком биськупа — в пересечённом щите вверху митра, а внизу герб Верещинских. Проектам не суждено было осуществиться[6].

На печати 1630 года в гербе уже нет облака, лук видоизменяется в арбалет, который держит одна рука. Такой трансформированный символ был на всех других киевских городских печатях до 1780 года[7].

Во времена Речи Посполитой герб воеводства отличался от городского. Его помещали в тройку наивысших гербов этого государства — наряду с польским орлом и литовским всадником. В казацком государстве герб Архистратига ставили рядом с родовым гербом каждого гетмана, а во время московского господства его ввели в большой герб Российской империи и разместили в центре, рядом с двуглавым орлом, и внизу, на щите соединённых гербов великих князей[8].

  • Герб Киева из Гербовника Конрада Грюненберга (1480 год)

  • Герб Киева из копии Гербовника Конрада Грюненберга (1604 год)

  • Печать магистрата (1698 год)

  • Герб Киева (середина XVII — конец XVIII века)[9].

Российская империя

В Московском государстве не было различий между городским и земельными гербами. «Герб Киевский» с серебряным Архангелом на голубом фоне с царского Титулярника 1672 года позднее исследователи трактуют не только как земельный, но и как городской. Этот же герб выступает в роли земельного символа Киевского полка в гербовнике в 1730 году.

4 (15) июня 1782 года был утверждён новый герб города. Российский гербовед Павел Павлович фон Винклер в своей книге «Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесённых в Полное собрание законов с 1649 по 1900 года» даёт такое описание герба: «Архангел Михаил в серебряной одежде, в лазурном поле».

Тенденция замены старых городских гербов на земельные была характерна для Украины екатерининских времён. Впрочем, киевляне не очень радушно приняли Екатерининскую реформу. Киевский магистрат продолжал использовать старую печать с луком более двух лет до утверждения нового герба[3].

С XIX века изображение Архистратига помещали на верхней части гербовых щитов многих городов Киевской губернии — Василькова, Черкасс, Канева, Чигирина, Звенигородки и Таращи.

В архитектуре и скульптуре иногда были отклонения от иконографических изображений герба. Так, на пьедестале памятника Владимиру Великому, открытого в 1853 году, поместили горельефную эмблему Киева с опущенным мечом в руках Архангела.

В 1859 году геральдист Бернгард Кёне предложил увенчать герб города шапкой Мономаха в память об историческом великокняжеском столе, который находился в городе, и добавить декор — колосья пшеницы, перевитые Александровской орденской лентой (как символ крестьянского центра империи). На практике герб Киева под шапкой Мономаха получил распространение (тем более, что преемник Кёне на должности управляющего — Александр Барсуков — повёл дело к упрощению городских гербов).

Киевская власть была не против включения шапки Мономаха в городской герб. В 1912 году Киевская городская дума ходатайствовала о том, чтобы Александровскую ленту в изображении герба Владимирской ленто (орден Святого Владимира имел красную ленту с чёрными каёмками): «В знак того, что это город святого Владимира». После длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утверждён только 3 февраля 1917 года[10].

  • Герб Киева из Царского Титулярника (1672 год)

  • Печать Киевского полка (1738 год)

  • Герб Киевского полка

  • Герб Киевской губернии (1856-1918)

Украинская Народная Республика

Во времена Украинской революции 1917—1921 годов и возникновения Украинской Народной Республики велись попытки заменить герб. В 1918 году ответственный за разработку украинских гербов Георгий Нарбут разработал проект нового герба Киева, сочетавший изображение архангела Михаила и трезубец Владимира. Однако утвердить новый герб не удалось из-за смены власти[11].

  Герб Киева 1969 г.

В советское время до 1960-х годов город был без герба (есть сведения об инициативе горисполкома в 1944—1945 годах начать разработку киевского герба, которая не принесла результата). В 1965 году Киев был торжественно награждён званием «Город — герой», появилось желание как-то отметить эту «звёздочку» в городской символике. Отсюда родился замысел создать советский герб столицы УССР.

С этой целью в декабре 1966 года был объявлен открытый конкурс. Он проходил в три тура и продолжался до 1968 года. Лучшим был признан вариант архитектора—художника Флориана Юрьева и скульптора Бориса Довганя. Герб утверждён 27 мая 1969 года[12].

Описание герба: серебряный щит славянской формы. В голове щита размещены золотые серп и молот, символизирующие власть трудящихся, в подножье щита — наградной знак «Золотая Звезда», как знак статуса города-героя. Двуцветная сердцевина щита (красная — слева от зрителя и лазоревая — справа) воспроизводят цвета флага Украинской ССР, символизируя город — столицу. На красно-лазоревом фоне: сверху — серебряная надпись «Киев», серебряный лук — древний герб города и золотое изображение цветущей ветки каштана в стилизованном виде — символ расцвета современного социалистического Киева[13].

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Герб Киева — Википедия РУ

Русь

Популярным мотивом символики Киевского княжества начиная от правления Владимира Мономаха был архангел Михаил. Архангел, который поражал змея копьём, был изображён и на княжеских печатях XII—XIII веков. Вероятно, архангел становится символом княжества. Впрочем, использование этого символа именно как герба Киева и Киевщины документально не зафиксировано, поскольку в данный период геральдика не получила распространения на русских землях.

Архангел Михаил известен с XII века как некий династический знак киевских Мономаховичей — Мстислава Владимировича Великого (1125—1132) и его потомков. Уже через столетие после принятия христианства киевский князь Святополк Изяславич построил в Киеве величественный Михайловский Златоверхий монастырь — напротив собора Святой Софии.

Литовско-польская и казацкая эпоха

Старейшее изображение герба города Киева содержится в гербовнике Конрада Грюненберга с 1480 года[2].

Раньше появление городского герба связывали с получением магдебургского права. По последним исследованиям, Киев получил магдебургскую привилегию в 1494 году. Однако, данные о гербе в этот период неизвестны[3].

Исследователь киевских печатей Константин Антипович датировал древнейшую печать с гербом города примерно 1500 годом[4]. На ней в округлённом щите изображён лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивают две выдвинутые из облака руки. Вероятно, такой герб символизировал порубежное значение Киева, жители которого постоянно защищались от нападений врагов, преимущественно татар. Лук фигурировал в европейской геральдике как символ диких и воинственных народов, или регионов где ведётся война[5].

В гербовнике Бартош Папроцкого (1578 год) указано, что на гербе города Киева был изображен св. Юрий.

Герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века. Его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма. Хотя в позднем средневековье киевским городским гербом была «рука с луком», гербом Киевской земли служил Архангел. Киевское воеводство в составе Речи Посполитой имело такой герб: красный щит с изображением серебряного ангела с опущенным мечом и ножнами.

В 1595 году герб города мог претерпеть изменения. Именно тогда киевский епископ Ю. Верещинский предложил проект административной реформы Киева. Город должен был быть разделён на три отдельные самоуправляющиеся территории. Для каждого из городов Верещинский предложил проект герба: для Подола — вытянутая из облака рука, держащая королевский скипетр «вместо существующего варварского лука с двумя стрелами»; для нагорной «королевской» части города — вытянутая из облака рука, держащая королевский венец; для Кудрявской горы с замком биськупа — в пересечённом щите вверху митра, а внизу герб Верещинских. Проектам не суждено было осуществиться[6].

На печати 1630 года в гербе уже нет облака, лук видоизменяется в арбалет, который держит одна рука. Такой трансформированный символ был на всех других киевских городских печатях до 1780 года[7].

Во времена Речи Посполитой герб воеводства отличался от городского. Его помещали в тройку наивысших гербов этого государства — наряду с польским орлом и литовским всадником. В казацком государстве герб Архистратига ставили рядом с родовым гербом каждого гетмана, а во время московского господства его ввели в большой герб Российской империи и разместили в центре, рядом с двуглавым орлом, и внизу, на щите соединённых гербов великих князей[8].

  • Герб Киева из Гербовника Конрада Грюненберга (1480 год)

  • Герб Киева из копии Гербовника Конрада Грюненберга (1604 год)

  • Печать магистрата (1698 год)

  • Герб Киева (середина XVII — конец XVIII века)[9].

Российская империя

В Московском государстве не было различий между городским и земельными гербами. «Герб Киевский» с серебряным Архангелом на голубом фоне с царского Титулярника 1672 года позднее исследователи трактуют не только как земельный, но и как городской. Этот же герб выступает в роли земельного символа Киевского полка в гербовнике в 1730 году.

4 (15) июня 1782 года был утверждён новый герб города. Российский гербовед Павел Павлович фон Винклер в своей книге «Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесённых в Полное собрание законов с 1649 по 1900 года» даёт такое описание герба: «Архангел Михаил в серебряной одежде, в лазурном поле».

Тенденция замены старых городских гербов на земельные была характерна для Украины екатерининских времён. Впрочем, киевляне не очень радушно приняли Екатерининскую реформу. Киевский магистрат продолжал использовать старую печать с луком более двух лет до утверждения нового герба[3].

С XIX века изображение Архистратига помещали на верхней части гербовых щитов многих городов Киевской губернии — Василькова, Черкасс, Канева, Чигирина, Звенигородки и Таращи.

В архитектуре и скульптуре иногда были отклонения от иконографических изображений герба. Так, на пьедестале памятника Владимиру Великому, открытого в 1853 году, поместили горельефную эмблему Киева с опущенным мечом в руках Архангела.

В 1859 году геральдист Бернгард Кёне предложил увенчать герб города шапкой Мономаха в память об историческом великокняжеском столе, который находился в городе, и добавить декор — колосья пшеницы, перевитые Александровской орденской лентой (как символ крестьянского центра империи). На практике герб Киева под шапкой Мономаха получил распространение (тем более, что преемник Кёне на должности управляющего — Александр Барсуков — повёл дело к упрощению городских гербов).

Киевская власть была не против включения шапки Мономаха в городской герб. В 1912 году Киевская городская дума ходатайствовала о том, чтобы Александровскую ленту в изображении герба Владимирской ленто (орден Святого Владимира имел красную ленту с чёрными каёмками): «В знак того, что это город святого Владимира». После длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утверждён только 3 февраля 1917 года[10].

  • Герб Киева из Царского Титулярника (1672 год)

  • Печать Киевского полка (1738 год)

  • Герб Киевского полка

  • Герб Киевской губернии (1856-1918)

Украинская Народная Республика

Во времена Украинской революции 1917—1921 годов и возникновения Украинской Народной Республики велись попытки заменить герб. В 1918 году ответственный за разработку украинских гербов Георгий Нарбут разработал проект нового герба Киева, сочетавший изображение архангела Михаила и трезубец Владимира. Однако утвердить новый герб не удалось из-за смены власти[11].

  Герб Киева 1969 г.

В советское время до 1960-х годов город был без герба (есть сведения об инициативе горисполкома в 1944—1945 годах начать разработку киевского герба, которая не принесла результата). В 1965 году Киев был торжественно награждён званием «Город — герой», появилось желание как-то отметить эту «звёздочку» в городской символике. Отсюда родился замысел создать советский герб столицы УССР.

С этой целью в декабре 1966 года был объявлен открытый конкурс. Он проходил в три тура и продолжался до 1968 года. Лучшим был признан вариант архитектора—художника Флориана Юрьева и скульптора Бориса Довганя. Герб утверждён 27 мая 1969 года[12].

Описание герба: серебряный щит славянской формы. В голове щита размещены золотые серп и молот, символизирующие власть трудящихся, в подножье щита — наградной знак «Золотая Звезда», как знак статуса города-героя. Двуцветная сердцевина щита (красная — слева от зрителя и лазоревая — справа) воспроизводят цвета флага Украинской ССР, символизируя город — столицу. На красно-лазоревом фоне: сверху — серебряная надпись «Киев», серебряный лук — древний герб города и золотое изображение цветущей ветки каштана в стилизованном виде — символ расцвета современного социалистического Киева[13].

http-wikipediya.ru


Смотрите также