География наука древняя. Вводный урок по географии «География древняя и современная»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

География – наука о Земле. География наука древняя


География – наука о Земле

География – одна из древнейших наук. Название «география» дословно означает «землеописание» (от греч. «гео» – Земля и «графо» – пишу, описываю).

И действительно, география как описательная наука возникла на ранних этапах развития человека. Греческий учёный Эратосфен, живший в III веке до нашей эры, впервые применил термин «география» и использовал его для описания вида Земли.

Эратосфен

Вам уже известно, что древним людям необходимо было ориентироваться в окружающем их пространстве, чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё. Они создавали первые схемы-рисунки географических объектов, которые и служили им путеводителями.

Географические исследования и открытия на этом этапе были не главной целью, а средством расширения территорий для жизни. Происходили завоевания земель. Человек попадал на новую территорию и начинал её осваивать, таким образом и приобретались неосознанные географические знания.

Чем быстрее развивалось человеческое общество, тем больше становилось его владений. Люди стали искать и открывать новые земли с целью поиска новых источников сырья.  Происходили походы, путешествия и войны. Так в средние века были организованы и совершены путешествия с целью поиска несметных сокровищ Индии, пауза первое плавание вокруг света, пауза открытие Америки. Географические открытия этого времени были фактически случайными. Постепенно мир становился всё более известным, всё меньше «белых пятен» оставалось на составляемых попутно картах-схемах. Наступало время научных экспедиций для исследования, изучения неизвестных и труднодоступных районов.

Длительное время считалось, что география – это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель.

Однако к началу 19 века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменились и цели изучения географии. Теперь география превратилась в науку, которая не только описывает земли, но и объясняет причины расположения.

Вместе с поисками новых земель в полярных областях планеты, географы-путешественники начали уделять всё большие внимание поиску ответов не на вопрос «что где находится?», а - «почему находится именно здесь?». Как раз из-за этого география и разделилась на ряд самостоятельных дисциплин.

Современная география тесно связана с физикой, биологией, математикой и химией. Она развивается по двум основным направлениям. Первое - углубление знаний об основных компонентах географической среды (климате, водных объектах, растительности и т.д.). Второе - изучение взаимодействия всех этих компонентов в единой географической системе. Сегодня географию нужно воспринимать как науку, рассматривающую состояние среды как результат проявления природных и социальных, т.е. человеческих законов.

На протяжении ста последних лет человеческое общество потребительски относилось к природной среде. Она изучалась как природный ресурс, который можно использовать в жизни человека. И если внешняя среда не соответствовала потребностям человека, он изменял её. Например, при недостатке посевных площадей активно осушались болота, вырубались леса, распахивались плодородные земли без учёта их способности к восстановлению, создавались огромные водохранилища для получения дешёвой электроэнергии на гидроэлектростанциях. Географические исследования обслуживали эти проекты. Таким образом, человек, опираясь на географические знания преобразовывал природную среду. Однако время показало, что это «преобразование» носило агрессивный по отношению к природе характер. И она ответила на варварское вмешательство стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, показав, что вмешиваться в систему без знания её законов чревато гибелью самого человека.

Задача современной географии как науки, заключается в том, чтобы рассматривать человеческое общество как один из компонентов географической среды, который строит своё взаимодействие с ней по её законам.

А теперь мы с вами разберёмся, из каких разделов состоит география. Обычно географию разделяют на 2 больших раздела: физическую и социально-экономическую, которые, в свою очередь, также разделились на целый ряд направлений.

Физическая география (от греческого слова «физис» – природа) изучает природу поверхности Земли и её разнообразные природные комплексы. Главная задача - исследовать особенности географической оболочки и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности.

Социально-экономическая география изучает население, его хозяйственную деятельность, закономерности его размещения, взаимодействие с окружающей средой.

Физическая география делится на целый комплекс наук, мы сегодня более детально рассмотрим следующие разделы: землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, также науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, география почв, биогеография. И так начнём.

Землеведение изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли.

Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах разного ранга. От оврага и холма до равнины и материка.

Палеогеография исследует природные условия, существовавшие в древние геологические эпохи, изучает из чего состоят где залегают горные породы.

Геоморфология – наука о рельефе суши и дне океана.

Климатология – наука о климате, его формировании и изменении во времени.

Гидрология суши изучает поверхностные воды суши: реки, озёра, болота и водохранилища.

Океанология – наука об океане и его составных частях: морях, заливах.

Гляциология – наука о природных льдах во всех их разновидностях.

География почв изучает закономерности распространения почв на поверхности Земли.

Биогеография исследует закономерности распространения животных, растений и микроорганизмов на Земле.

Общим объектом, который позволяет объединять все направления в одну науку, является планета Земля, развивающаяся в результате проявления физических(природных) процессов.

Социально-экономическая или общественная география состоит из экономической, социальной, исторической и культурной. Также к общественной географии часто относят страноведение и военную географию. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Страноведение даёт общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий.

Военная география изучает военные аспекты географии, и возможность их применения в военном деле.

Экономическая география делится на географию сельского хозяйства, которая занимается размещением посевных площадей и развитием ферм для животных, географию промышленности (изучающую предприятия, фабрики и заводы, их местоположение и взаимосвязь между собой), географию транспорта (изучающую различные виды транспорта, дороги, их протяжённость и обеспеченность ими различных территорий).

Социальная часть делится на: географию населения (изучающую численность, рождаемость и смертность, расово-этнический состав населения, образ и качество жизни людей, связь размещения населения с размещением производства), рекреационную географию (отдых и оздоровление человека), медицинскую географию, которая изучает распространение болезней и общий уровень здоровья населения на территории.

Человек – главный объект исследования социально-экономической географии.

videouroki.net

Вводный урок по географии «География древняя и современная», ФГОС

 1урок 5 класс

Тема: География: древняя и современная наука

Тип урока: Вводный урок.

Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Планируемые результаты:

Зарождение науки о Земле. Система гео­графических наук. Знакомство с учебни­ком, структурой учебника и особеннос­тями используемых компонентов УМК.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: Устанавливать этапы развития гео­графии от отдельных описаний зе­мель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география»

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные УУД: Выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражаать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци

Оборудование: физическая кapтa, полушарий, презентация

Образовательный аспект:Проверить степень усвоения материала по теме «Представление древних народов о Земле», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?

Географию, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это география!

Давайте с вами познакомимся. Происходит знакомство с учащимися .

 

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

 

II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

-Происходит знакомство с учебником.

1 Учащиеся знакомятся с атласом , учебником и контурными картами.

III. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня « Гимн географов».

Загадка.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все - и млад, и стар,

Что она - большущий шар.

1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке?

Фото Земли из космоса.

2.Вопросы учителя:

Вот вид Земли из космоса. Какая она?

Кто впервые увидел Землю из космоса?

3. Учитель читает стихотворение.

Я Землю сравнил бы с моей Головой:Как наша планета – лесами,Покрыта местами она бородой,Усами и волосами.Мой взгляд называют бездонным не зря:Глаза, как озера,И даже – моря...Бывает, что слезы щекоюОттуда сбегают рекою.А гордый мой нос – он подобен хребту,И тянется горною цепью ко рту.А эти чудесные уши –Как часть неизвестная суши!Все части лица моего не пусты:Его поднесешь к микроскопу –И Азии где-то заметишь черты,А где-то увидишь Европу!Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,И так же меняется день ото дня,И вертится.Только на шее...Ну, в общем, всем ясно,Что наша планетаСходство имеет.

С портретом поэта.

Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы.

4. Вопрос учителя: Все это изучает наука?

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

IY. самоопределение(целепологание)

Упражнение на целеполагание.

Вопросы:

Что такое география?

Что изучает география?

Кто был первыми географами?

    Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать?

    В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса.

    Это цели урока, написать на доске.

    Перед каждым учеником табличка. Обвести слова «Да» или «Нет» напротив каждого словосочетания.

    Что такое география?

    Да

    Нет

    Что изучает география?

    Да

    Нет

    Как зарождалась география?

    Да

    Нет

    V. Первичное усвоение новых знаний.

    Учитель:

    Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию.

    -Что означает «география» в переводе древнегреческого?

    -Как появилась наука география?

    -Почему география долгое время была описательной наукой?

    -Чем занимается современная география?

    ФизкультминуткаСменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    Мы работали отлично,

    Отдохнуть не прочь сейчас,

    И зарядка к нам привычно

    На урок приходит в класс.

    Выше руки, выше пятки,

    Улыбнитесь веселей!

    Мы попрыгаем , как зайки,

    Сразу станем всех бодрей!

    Потянулись и вдохнули.

    Отдохнули? Отдохнули!

     

    -Учитель: Что такое современная география?

    Работа в парах. Задание прочитать текст и проанализировать схему рис.2

     

    Учитель: Какую географию вы будете изучать?

    Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?»

    Просмотр видеофильма «Эратосфен»

    http://www/youtube.com/watch?v= T4kxwZeUdGQ

    Учащиеся, используя текст учебника, §1 отвечают на вопросы.

    Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

    Учащиеся работают с рис.2 «Древо» географических наук и текстом учебника

    Отвечают на вопросы.

    Просмотр видеофильма

    YI. Первичное усвоение новых знаний

    Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы.

    Электронный учебник. «Географ-специалист многих профессий»

    Называют и аргументируют профессии.

    YII.Первичное закрепление.

    Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Отвечают на вопросы самостоятельно, задавая их друг другу.

    VIII. Подведение итогов урока.

    -Какую задачу мы ставили на уроке?

    -Удалось решить нам поставленную задачу?

    -Что еще нужно сделать?

    -Где можно применить новое знание?

    -Что на уроке у вас хорошо получалось?

    -Над чем еще нужно поработать?

    -Наш урок подходит к концу.

    Выставление отметок.

     

     

    IX. Подведение итогов урока.

    -Какую задачу мы ставили на уроке?

    -Удалось решить нам поставленную задачу?

    -Что еще нужно сделать?

    -Где можно применить новое знание?

    -Что на уроке у вас хорошо получалось?

    -Над чем еще нужно поработать?

    -Наш урок подходит к концу.

    Выставление отметок.

     

    Отвечают на поставленные вопросы.

     

     

     

     

     

    IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Д.з. §1

    Спасибо за работу на уроке!

    Учащиеся внимательно слушают.

    Всем: § 1

    По желанию: сообщения.

      X.Рефлексия.

      -Кто работал на уроке лучше всех?

      -Кому еще надо стараться?

      -С каким настроением вы уйдете с урока?

      Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:красный–я работал отлично, мне всё понятножелтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилосьсиний – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      География — Традиция

      Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

      Геогра́фия (греч. γεωγραφία, землеописание, от γεια — Земля и γραφειν — пишу, описываю)
      1. единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
      2. свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

      Предмет и цели географии[править]

      Основные цели — географическое исследовательско-научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Важнейший предмет географического изучения — процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяются естественные, или физико-географические, и общественные географические науки. Принято считать, что основы современной географии заложил Александр фон Гумбольдт.

      История географии[править]

      География Древнего Востока[править]

      Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря. В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

      Античная средиземноморская география[править]

      Карта мира, сделанная Птолемеем

      Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения. В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.

      География Средневековья[править]

      До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учение и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Батута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

      Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям и достигнув Индии, писал природу и жизнь этой страны.

      Эпоха Великих географических открытий[править]

      XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъема культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

      Карта Европы Меркатора, 1554

      Эпоха экспедиций[править]

      В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Дж. Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток. М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменение лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движение воздушных масс, о слоях земных и т. д.

      Александр фон Гумбольдт, 1806

      Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков[править]

      Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Рэклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

      В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Литке, Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Кропоткин, Миклухо-Маклай, Воейков, Докучаев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

      В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

      Карта как основа географических исследований[править]

      Физическая карта мира.

      «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

      Географическая картина мира и географическая культура[править]

      Под географической культурой чаше всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В недавно вышедших работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» академик В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

      Система географических наук[править]

      Физическая география[править]

      Файл:Scheme of geography.png

      Место общего землеведения в системной классификации географических наук (Ф. Н. Мильков, 1990).

      Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты. Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы. Отраслевые науки:

      Социально-экономическая география[править]

      Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:

      Существуют дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития: Страноведение и Геоурбанистика

      Ученые, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

      Александр фон Гумбольдт, 1847

      Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-ученых)

      Основные географические проблемы[править]

      Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.

      Основные географические дискуссии[править]

      Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

      • Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
      • Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
      • Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
      • Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
      • Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
      • Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
      • Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей, сущность картографического метода исследований.
      • Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
      • «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки

      научные, содержащие полнотекстовые ресурсы:

      научно-популярные и научно-образовательные:

      traditio.wiki


      Смотрите также